Литературное движение совершается на стабильной основе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературное движение совершается на стабильной основе.



В литературе существуют универсальные, надвременные, статичные элементы, которые называют термином «ТОПИКА», «ТОПОСЫ ЛИТЕРАТУРЫ».

Термин заимствован из античной риторики, введен в литературоведение Э. Круциусом.

ТОПИКА И ТОПОСЫ

Неизменно присутствуют в литературном творчестве:

Hтипы эмоциональной настроенности,

H«вечные» темы,

Hхудожественные формы, которые всегда и везде находят себе применение.

4. Перечислите понятия, с помощью которых в литературоведении описывают литературный процесс.

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Данный термин наиболее широко распространен в учебной литературе.

«Литературное направление – объединение писателей, сходных по типу своего художественного мышления и творческому методу, но далеко не всегда совпадающих по своим идеологическим воззрениям и стилю».

Историческая поэтика изучает литературный процесс в глобальном масштабе.

Предметом исторической поэтики выступают:

hэволюция словесно-художественных форм, обладающих содержательностью (роды, жанры; сюжеты; тропы и т.д.);

Hтворческие принципы писателей, их эстетические установки, художественное миросозерцание.

5. Какие стадии выделяют в развитии мировой литературы?

Первая стадия. «Архаический период»: с древнейших времен до середины I тысячелетия до н.э.

Вторая стадия: с середины I тысячелетия до н.э. до середины XVIII века.

Третья стадия: началась в эпоху Просвещения и романтизма. Длится по сей день.

6. Охарактеризуйте первую стадию развития мировой литературы.

ПЕРВАЯ СТАДИЯ

Эпоха синкретизма, фольклора, дорефлексивного традиционализма, архаическая эпоха, мифопоэтическая эпоха

Безусловное влияние фольклорной традиции,

Aпреобладание мифопоэтического художественного сознания,

Aотсутствие рефлексии над словесным искусством.

7. Охарактеризуйте вторую стадию развития мировой литературы.

ВТОРАЯ СТАДИЯ

Эйдетическая поэтика, эпоха поэзии, рефлексивного традиционализма, нормативная эпоха, риторическая эпоха

Преобладание традиционализма художественного сознания,

Aдоминирование «поэтики стиля и жанра»,

Aпоявление и развитие рефлексии над словесным искусством.

8. Охарактеризуйте третью стадию развития мировой литературы.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ

Поэтика художественной модальности, эпоха прозы, неканоническая, нетрадиционалистская, историческая, индивидуально-творческая

На первый план выдвигается индивидуально-творческое художественное сознание,

Aдоминирует «поэтика автора»,

Aнаступает эпоха индивидуально-авторских стилей.

 

 

ТЕМА 5. СТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Что является мельчайшей самостоятельной единицей литературы? Какие термины используются в литературоведении для называния этой единицы?

ЛИТЕРАТУРНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – МЕЛЬЧАЙШАЯ ЕДИНИЦА ЛИТЕРАТУРЫ

Для называния этой единицы используют также термин текст. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕРМИНА «ТЕКСТ» СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ СПЕЦИФИКУ ТОГО, ЧТО ЭТИМ ТЕРМИНОМ НАЗЫВАЕТСЯ.

J Среди всех текстов, создаваемых в разных сферах культуры, различают тексты художественные и нехудожественные (различные дискурсы, дискурсивные практики).

K Среди художественных текстов различают тексты поэтические (стихи) и прозаические.

2. Какие подходы к выделению элементов литературного произведения существуют в науке?

В современном литературоведении существуют две основных тенденции в установлении структуры произведения. Первая исходит из выделения в произведении ряда слоев, или уровней, подобно тому, как в лингвистике в отдельном высказывании можно выделить уровень фонетический, морфологический, лексический, синтаксический. При этом разные исследователи неодинаково представляют себе как сам набор уровней, так и характер их соотношений. Так, М.М. Бахтин видит в произведении в первую очередь два уровня — «фабулу» и «сюжет», изображенный мир и мир самого изображения, действительность автора и действительность героя. М.М. Гиршман предлагает более сложную, в основном трехуровневую структуру: ритм, сюжет, герой; кроме того, «по вертикали» эти уровни пронизывает субъектно-объектная организация произведения, что создает в конечном итоге не линейную структуру, а, скорее, сетку, которая накладывается на художественное произведение.

Второй подход к структуре художественного произведения в качестве первичного разделения берет такие общие категории, как содержание и форма. В наиболее законченном и аргументированном виде этот подход представлен в трудах Г.Н. Поспелова. Эта методологическая тенденция имеет гораздо меньше минусов, чем рассмотренная выше, она гораздо больше отвечает реальной структуре произведения и гораздо более обоснована с точки зрения философии и методологии.

3. Что придает литературному произведению целостность?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.006 с.)