Тема 1. Теория литературы как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Теория литературы как наука



ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КАК НАУКА

1.ЧТО ЯВЛ ОБЬЕКТОМ ИЗУЧЕНИЯ В Л\В? КАКИЕ НАУЧН ДИСЦИПЛИНЫ ВХОДЯТ В СОСТАВ Л\В? НАЗВАТЬ ОБЬЕКТ..

Теория лит - это наука в составе л\в.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ - это наука о худ лит, ее происхождении, сущности и развитии. Это- СИСТЕМА НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Вспомогательные: библиография, текстология, палеография…ГЛАВНЫЕ: теория л-ы, история л-ы.

ИСТОРИЯ Л-Ы: изучает любое литературное явление в развитии. Проявляет внимание к частным, конкретным фактам. Исследует тв-о отдельных авторов, лит периодов, направлений, течений. Устанавливает национальное своеобразие л-р.

ТЕОРИЯ Л-Ы: исследует природу словесного творчества, разрабатывает и систематизирует законы, общие понятия художественной литературы. Методологические проблемы литературоведения, выработка терминологического аппарата.

Учение о литературе как виде искусства. Теория литературного процесса. Поэтика.

 

ЧТО ТАКОЕ ПОЭТИКА, ОБЬЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОР И ИСТ ПОЭТИКИ.

ТЕРМИН «ПОЭТИКА» ИМЕЕТ НЕСКОЛЬКО ЗНАЧЕНИЙ.«Поэтика» от др.-греч.– «поэтическое искусство».

Это: 1)свод правил, по которым строится лит пр-е. Напр, нормативные поэтики классицизма 2) Худ система писателя, литературной эпохи, отдельного жанра, конкретного пр-я. Напр, «поэтика Гоголя» 3)Раздел теории лит.

ПОЭТИКА-учение о генезисе, сущности, видах и формах словесного художественного творчества.

Поэтика изучает «худ язык» лит-ы и пр-е как высказывание на этом языке. Есть: теоретич и историч поэтика

 

3.ВХОДИТ ЛИ ЛИТ КРИТИКА В СОСТАВ Л\В? АРГУМЕНТИРОВАТЬ.

Следует различать л\в, то есть НАУКУ о литературе, и ЛИТ КРИТИКУ. Лит критика-исследует, прежде всего, современную л-у.

Лит- критик пристрастен, он выражает свои личные вкусы, оценки. Лит пр-е для него может быть только поводом, чтобы поговорить о каких-л- острых общественных проблемах.

ГЛ ВОПРОСЫ Л\В: что такое худ л-ра? Чем лит отличается от др видов искусства? В чем специфика худ текста по сравнению с другими словесными пр-ми? Из чего состоит лит пр-е и как оно функционирует? Как зародилась л-ра? Каковы закономерности ее развития, если они есть? На все эти вопросы можно отвечать по-разному.

 

ТЕМА 8. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР

Что такое литературный жанр? С каким понятием соотносится понятие «жанр» в первую очередь?

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР – 1)Определенная разновидность пр-ий, реально существующая в истории нац. л-ры или ряда л-р и обозначенная традиционным термином: эпопея, роман, элегия… 2)«Идеальный» тип или логически сконструированная модель, основанная на сравнении конкретных лит пр-ий и рассматриваемая в качестве их инварианта: авантюрно-исторические романы Скотта, Гюго, Пушкина. С понятием род, т.к. лит жанры – это группы пр-ий, выделяемые в рамках родов л-ры.

 

Назовите и коротко охарактеризуйте основные направления в теории жанра в ХХ веке.

1) Жанр неразрывно связан с жизненной ситуацией, в которой он функционирует. Акцентирование установки на аудиторию.

Эта установка определяет объем пр-я, его стилистическую тональность, устойчивую тематику, композицию.

А.Н. Веселовский, Ю.Н. Тынянов…

 

2) Жанр – картина или «образ» мира, запечатлевшие определенное миросозерцание: традиционально-общее или индивидуально-авторское. Мифопоэтика О.М. Фрейденберг,

разграничение «жанровой формы» и «жанрового содержания» в трудах Г.Н. Поспелова…

3) Жанр зависит от особого аспекта структуры пр-я – границы м/у эстетической реальностью и внеэстетической действительностью, в которой находится читатель, от специфики пространства-времени взаимодействия этих двух миров.

Теория жанра М.М. Бахтина.

 

ТЕМА 9.СТИЛЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Древняя Греция – 18 век. Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Буало, Гольбах, Гельвеций, Дидро и др. k. СУЩНОСТЬ ИСКУССТВА – РЕЗУЛЬТАТ ОСОБОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА. Рубеж 18 – 19 веков, к. 19 – нач. 20 века, 20 век. Кант, иенские романтики; Шопенгауэр, Потебня и психологическая школа, психоанализ Фрейда, интуитивизм Бергсона, эстетика Б. Кроче; феноменологическая эстетика Гартмана, Ингардена, экзистенциальная теория искусства. l. СУЩНОСТЬ ИСКУССТВА – ОТРАЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ЭТАПОВ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. К. 18 – нач. 19 века, 19, 20 век. Гердер, Гете, Шиллер; Гегель, Фишер, Чернышевский, Добролюбов, культурно-историческая школа; сравнительно-историческое литературоведение; социологическое литературоведение. m. СУЩНОСТЬ ИСКУССТВА – ФОРМОТВОРЧЕСТВО, ОСОБАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ. 20 век. Уэллек, Уоррен, Кайзер, Выготский, ОПОЯЗ, Пражский лингвистический кружок, формальная школа, структурализм.

 

4. В чем заключается специфика литературы по сравнению с другими видами искусства? Другие виды искусства обладают непосредственной предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта или из действия. Литература создается из слов, из языка. Язык имеет материальное воплощение, но постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. В литературе слово является и средством, и объектом. Литературы с помощью слов создает образы речи, речевой деятельности.

 

ТЕМА 6. ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. СЛОВЕСНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ.

 

1. Существуют ли универсальные подходы к изучению литературного произведения? Каждая литературоведческая школа предлагает свой подход к рассмотрению литературного произведения (художественного текста). Но все литературоведы вынуждены прибегать к описанию, анализу, интерпретации и контекстуальному рассмотрению произведения.

 

2. Что подразумевается под интерпретацией литературного произведения? Какие виды интерпретации существуют? Интерпретация – толкование, извлечение смысла произведения. Интерпретация должна объяснять все художественные особенности текста, замеченные во время наблюдения и описания. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ hПервичная читательская интерпретация (понравилось/не понравилось). hЛитературоведческая интерпретация, опирающаяся на анализ текста. hИнтерпретация, выполненная в рамках других видов искусства (театральная постановка, экранизация, создание книжных иллюстраций и т.д.)

 

 

3. Что подразумевается под контекстуальным изучением литературы? Какие виды контекстов могут быть выделены? Научный анализ и интерпретация литературного произведения достоверны только тогда, когда они сопровождаются и подкрепляются контекстуальным рассмотрением.

Контекст может быть как литературным (его рассмотрение обязательно), так и внехудожественным. Наряду с контекстом творчества писателя существует контекст восприятия этого творчества. Литературу воспринимают hсовременники писателя и последующие поколения читателей, hчитатели разной квалификации, читатели разных социальных групп, hзарубежные читатели.

 

 

4. В чем заключается историко-функциональный подход к литературе? Каковы другие названия этого подхода, в том числе существующие в западном литературоведении? Предмет изучения – литература в меняющихся социально-культурных контекстах ее восприятия. ИФП исследует воздействие литературы на жизнь общества, ее понимание и осмысление читателями. Наиболее существенны для изучения литературы с точки зрения ИФП hреминисценции и цитаты во вновь создаваемых произведенияhинтерпретации произведений в рамках других видов искусства, hотклики философов, публицистов, литературоведов, литературных критиков.

 

 

5. В чем заключается значение изучения истории читателя? Установки читательского восприятия = горизонт читательских ожиданий: hгедонистическое удовлетворение, расширение кругозора, hпогружение в мир фантазий, hэстетическое наслаждение в органическом сочетании с приобщением к духовному миру автора.

 

6. На каких материалах основывается историко-функциональное изучение литературы? Изучение судеб литературных произведений ПОСЛЕ их создания основывается на источниках и материалах разного рода: hданные о количестве изданий, тиражах, hналичие переводов на иные языки, hписьменно зафиксированные отклики современников и т.п. Наиболее существенны для изучения литературы с точки зрения ИФП hреминисценции и цитаты во вновь создаваемых произведенияhинтерпретации произведений в рамках других видов искусства, hотклики философов, публицистов, литературоведов, литературных критиков.

 

 

7. Приведите пример изучения истории читательского восприятия творчества какого-либо автора. В ОСПРИЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА А.П. ЧЕХОВА РУССКОЙ КУЛЬТУРОЙ Современники оценивали творчество Ч. по-разному. Л. Толстой, В. Гаршин, К. Чуковский, С. Булгаков, Л. Шестов ставили Ч. очень высоко.Литературные критики Михайловский, Скабичевский и др. считали Ч. писателем «безыдейным», «нытиком», отказывали ему в художественной и философской силе.

В советское время Ч. публиковали (правда, с купюрами) и изучали. Но толковалось его творчество, исходя из принципов советской идеологии. В Ч. видели, прежде всего, не художника, а «разоблачителя» пороков дореволюционной России. Однако и в условиях идеологического контроля советские литературоведы сумели подготовить 30-томное собрание сочинений и писем Ч. Перелом в понимании творчества Ч. произошел в 1970-е годы. Литературоведы и в СССР, и за рубежом стали осмыслять художественный мир Чехова в его целостности. Ч. стал пониматься как тонкий художник и оригинальный мыслитель. Сегодня творчество Чехова имеет мировое признание (особенно – драматургия).Существуют школы изучения творчества Ч. в Великобритании, Германии и США.

Пример актуальности чеховского наследия: «Чеhow – ХХI», сборник театральных рецензий на постановки произведений Ч. на белорусской сцене (Минск, 2012).

 

 

ТЕМА 11. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ

1. Охарактеризуйте региональное членение мирового литературного пространства. Литература разных стран, народов обнаруживает сходство. Но наряду с этим значимы региональная, государственная, национальная неповторимость. ЛИТЕРАТУРЫ, ОБЛАДАЮЩИЕ САМОБЫТНОСТЬЮ:Литературы Запада и Востока, iлитературы латиноамериканских стран; iлитература ближневосточного региона, iлитература дальневосточного региона, iлитературы Западной и Восточной (по преимуществу славянской) Европы; iнациональные литературы, принадлежащие западноевропейскому региону.

 

 

2. Сформулируйте главный принцип изучения литературы как мировой.????(НЕ МОГУ НАЙТИ))

 

3. Назовите актуальные направления развития современной компаративистики. iУчет многообразия форм взаимосвязей национальных литератур; iвнимание к порубежным эпохам; iактуальность имагологии, диалога культур; iдвижение компаративистского анализа от исторической и социальной реальности к культуре, а от культуры к художнику, к творческому процессу; i разработка понятия о литературных направлениях; i изучение судеб древней мифологии и античного наследия в разных национальных литературах; iзначимость многих концепций и понятий общего л/в и к/л: карнавал, диалог, постмодернизм, интертекстуальность; i интерес к художественной рецепции, к интерпретации инонациональной литературы критиками, критиками-писателями; i художественный перевод рассматривается как форма взаимодействия литератур.

 

4. Назовите и коротко охарактеризуйте формы, в которых реализуются международные литературные связи. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ, ИЛИ КОНТАКТЫ,

ПРОТЕКАЮТ В ФОРМЕ ВЛИЯНИЯ

И ЗАИМСТВОВАНИЯ Влияние ‑ воздействие на литературное творчество предшествующих мировоззрений, идей, художественных принципов. Заимствование ‑

использование писателем единичных сюжетов, мотивов, текстовых фрагментов, речевых оборотов и т.п. Характер и направление литературных связей определяется закономерностью прохождения национальных литератур через сходные стадии. Обычно, литература, достигшая более высокой стадии развития, оказывает определяющее воздействие на другие литературы.

Примеры: iвлияние французского классицизма 17 в., iвлияние немецкого, затем английского и французского романтизма нач. 19 в., iрусского реализма конца 19 в.

 

5.Какие литературные связи плодотворны для той или иной национальной литературы? Плодотворное влияние и заимствование стимулирует национальное своеобразие литературы. «Культурный гегемонизм» литератур, имеющих репутацию всемирно значимых, может быть губительным для национальных литератур. Научные дискуссии вызывает феномен европеизации (вестернизации, модернизации), т.е. опыт интенсивного воздействия западноевропейского опыта на Восточную Европу и неевропейские страны и народы.

ТЕМА 7. ЛИТЕРАТУРНЫЙ РОД

1. В чем заключается суть концепции А.Н. Веселовского о происхождении и дифференциации литературных родов?

А.Н. Веселовский доказывал, что литературные роды возникли из обрядового хора первобытных народов, действия которого являли собой ритуальные игры-пляски, где подражательные телодвижения сопровождались пением – возгласами радости или печали. Эпос, лирика и драма трактовались Веселовским как развившиеся из «протоплазмы» обрядовых «хорических действий».

Из возгласов наиболее активных участников хора (запевал, корифеев) выросли лиро-эпические песни, которые со временем отделились от обряда. Первоначальной формой собственно поэзии явилась лиро-эпическая песня. На основе таких песен впоследствии сформировались эпические повествования. А из возгласов хора как такового выросла лирика. Эпос и лирика, таким образом, истолкованы Веселовским как «следствие разложения древнего обрядового хора». Драма, утверждает ученый, возникла из обмена репликами хора и запевал.

2. С какой трудностью столкнулось литературоведение в попытках осмысления категории рода?

Русская культурная традиция

«Эпос» в широком смысле = литературный род.

2. «Эпос» в узком смысле = жанр эпоса как рода литературы. Синоним: «героический эпос».

Фрагментарность. Тексты эпопей и романов состоят из разнообразных композиционных форм речи, объединенных в более сложные единства эпизода или сцены, которые соотнесены со структурой изображенного пространства-времени и сюжета.

3. Эпос изображает событие. Инвариантное событие эпических произведений ‑ встреча персонажей, представляющих противоположные части (сферы) эпического мира. Встреча в древней эпике ‑ поединок, в романе ‑ диалог-спор.

4. Строению событийного ряда в эпосе свойственны пять типических структурных особенностей:

1) удвоение центрального события (дупликация), а также симметричность мотивной структуры или тематической композиции (обратная симметрия или «зеркальность»);

2) ретардация (в криминальной литературе ей противопоставлена «остросюжетность», которая приближает эту разновидность литературы к драме);

3) равноправие и равноценность случая и необходимости (воплощается, например, в теме фатализма и теодицеи);

4) равноправие и взаимосвязь циклической и кумулятивной сюжетных схем (как правило, циклическое «обрамление», то есть подобие начальной и конечной ситуации, сочетается с «нанизыванием» событий внутри рамки);

5) случайность и условность границ сюжета (пример случайного начала ‑ гнев Ахилла, французская фраза в «Войне и мире»; пример случайного финала ‑ обрыв в конце романа «Евгений Онегин»). Роман может заканчиваться так, что понятно, что должна была бы начаться новая история.

Конфликт в эпическом произведении отличается от конфликта в драме. Эпическая ситуация не создается, а также не преодолевается или отменяется ни каким-либо отдельным событием, ни всей их совокупностью. Сущность мира, которая раскрывается в эпической ситуации, остается неизменной.

6. Общая черта всех малых жанров эпики ‑ акцент не на изображенном событии, а на событии рассказывания.

5. В чем заключается родовая специфика драмы?

Специфика драмы как литературного рода состоит в особой организации художественной речи: в отличие от эпоса в драме отсутствует повествование и первостепенное значение приобретает прямая речь героев, их диалоги и монологи.

Драма не только словесное (реплики "в сторону"), но и постановочное действо, поэтому важна речь героев (диалоги, монологи).

6. Расскажите о теориях драмы, сформировавшихся в разные периоды истории науки о литературе.

В истории поэтики сложились три варианты теории драмы

ТРИ ТЕОРИИ ЛИРИКИ

JАнтичная поэтика

KНовоевропейская поэтика

В лирическом произведении, так же, как и в эпосе, есть событие (картина, явление, действие, взятое из первичной реальности или придуманное поэтом) и есть событие рассказывания (осмысления, воспоминания), но нет их взаимной обособленности, нет повествования.

Содержание лирики – акт психической жизни, выработка отношения лирического субъекта к тому, о чем он говорит.

12. В чем заключается своеобразие образного языка лирики? Какие стадии прошел язык лирики в своем развитии?

Эпоха синкретизма

Образный язык формируется:

Кумуляция,

Параллелизм,

Троп.

Кумуляция – сочинительное присоединение друг у другу слов-образов, которые внешне самостоятельны, но внутренне семантически тождественны. Природа и человек выступают нерасчлененно.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

Беллетристика

Массовая литератур


 

3. Что обеспечивает стабильность мировой литературы?

ТОПИКА И ТОПОСЫ

Неизменно присутствуют в литературном творчестве:

H«вечные» темы,

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ПЕРВАЯ СТАДИЯ

ВТОРАЯ СТАДИЯ

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ

В современном литературоведении существуют две основных тенденции в установлении структуры произведения. Первая исходит из выделения в произведении ряда слоев, или уровней, подобно тому, как в лингвистике в отдельном высказывании можно выделить уровень фонетический, морфологический, лексический, синтаксический. При этом разные исследователи неодинаково представляют себе как сам набор уровней, так и характер их соотношений. Так, М.М. Бахтин видит в произведении в первую очередь два уровня — «фабулу» и «сюжет», изображенный мир и мир самого изображения, действительность автора и действительность героя. М.М. Гиршман предлагает более сложную, в основном трехуровневую структуру: ритм, сюжет, герой; кроме того, «по вертикали» эти уровни пронизывает субъектно-объектная организация произведения, что создает в конечном итоге не линейную структуру, а, скорее, сетку, которая накладывается на художественное произведение.

Второй подход к структуре художественного произведения в качестве первичного разделения берет такие общие категории, как содержание и форма. В наиболее законченном и аргументированном виде этот подход представлен в трудах Г.Н. Поспелова. Эта методологическая тенденция имеет гораздо меньше минусов, чем рассмотренная выше, она гораздо больше отвечает реальной структуре произведения и гораздо более обоснована с точки зрения философии и методологии.

3. Что придает литературному произведению целостность?

L Композиция.

4. Коротко расскажите об отказе литературоведов использовать термины «содержание и форма» и попытках использовать другую терминологию.

СТРУКТУРНАЯ ПОЭТИКА

Франция

Одним из важнейших лозунгов структурной поэтики был призыв к точности исследования, применению основ статистики, теории информации, математики и логики, приветствовалось составление частотных словарей языка поэтов и индексов стихотворных размеров.

Фоника,

Метрика,

Строфика,

Лексика,

Грамматика,

Синтаксис,

Семантика.

ПРОЗАИЧЕСКИЙ ТЕКСТ:

Лексика,

Грамматика,

Синтаксис,

Фабула, сюжет,

Пространство,

Время,

Семантика.


HСюжет.

Постструктурализм характеризуется, прежде всего, негативным пафосом по отношению ко всяким позитивным знаниям, к любым попыткам рационального обоснования феноменов действительности, и в первую очередь культуры.

Отсюда иррационализм, неприятие концепции целостности и пристрастие ко всему нестабильному, противоречивому, фрагментарному и случайному. Постструктурализм проявляется как утверждение принципа «методологического сомнения» по отношению ко всем «истинам», установкам и убеждениям, существовавшим и существующим в западном мире.

В чисто литературоведческом плане теория Постструктурализма развивалась как критика структурализма. Постструктуралисты указывали на трудности, и даже невозможность адекватно понять и интерпретировать текст. Естественно, что когда постструктуралисты обращались к анализу художественного произведения, в их поле зрения попадало творчество тех поэтов и писателей (Рембо, Джойс и др.), у которых на передний план выступали смысловая неясность, двусмысленность, многозначность интерпретации.

ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КАК НАУКА

1.ЧТО ЯВЛ ОБЬЕКТОМ ИЗУЧЕНИЯ В Л\В? КАКИЕ НАУЧН ДИСЦИПЛИНЫ ВХОДЯТ В СОСТАВ Л\В? НАЗВАТЬ ОБЬЕКТ..

Теория лит - это наука в составе л\в.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ - это наука о худ лит, ее происхождении, сущности и развитии. Это- СИСТЕМА НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Вспомогательные: библиография, текстология, палеография…ГЛАВНЫЕ: теория л-ы, история л-ы.

ИСТОРИЯ Л-Ы: изучает любое литературное явление в развитии. Проявляет внимание к частным, конкретным фактам. Исследует тв-о отдельных авторов, лит периодов, направлений, течений. Устанавливает национальное своеобразие л-р.

ТЕОРИЯ Л-Ы: исследует природу словесного творчества, разрабатывает и систематизирует законы, общие понятия художественной литературы. Методологические проблемы литературоведения, выработка терминологического аппарата.

Учение о литературе как виде искусства. Теория литературного процесса. Поэтика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.087 с.)