В ходе исторического развития поэтики теоретическое осмысление категории рода пришло к следующей дилемме. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В ходе исторического развития поэтики теоретическое осмысление категории рода пришло к следующей дилемме.



Традиционная философия искусства, связанная с традиционной поэтикой конструирует идеальное «родовое содержание». ИЛИ

Поэтика ХХ века описывает исторически сложившиеся разновидности литературных произведений (жанры).

3. Перечислите термины, используемые для называния эпоса как рода литературы, объясните разницу в значении.

Русская культурная традиция

«Эпос» в широком смысле = литературный род.

2. «Эпос» в узком смысле = жанр эпоса как рода литературы. Синоним: «героический эпос».

Западноевропейская традиция (Польша, Германия)

Термин «эпическая поэзия» используется так же, как русский термин «эпос».

2. «Эпика» = термин для обозначения литературного рода.

«Эпопея» = термин для обозначения литературного жанра.

4. Перечислите и коротко охарактеризуйте структурные особенности эпического произведения.

Взаимоосвещение авторской и чужой (изображенной) речи.

Фрагментарность. Тексты эпопей и романов состоят из разнообразных композиционных форм речи, объединенных в более сложные единства эпизода или сцены, которые соотнесены со структурой изображенного пространства-времени и сюжета.

3. Эпос изображает событие. Инвариантное событие эпических произведений ‑ встреча персонажей, представляющих противоположные части (сферы) эпического мира. Встреча в древней эпике ‑ поединок, в романе ‑ диалог-спор.

4. Строению событийного ряда в эпосе свойственны пять типических структурных особенностей:

1) удвоение центрального события (дупликация), а также симметричность мотивной структуры или тематической композиции (обратная симметрия или «зеркальность»);

2) ретардация (в криминальной литературе ей противопоставлена «остросюжетность», которая приближает эту разновидность литературы к драме);

3) равноправие и равноценность случая и необходимости (воплощается, например, в теме фатализма и теодицеи);

4) равноправие и взаимосвязь циклической и кумулятивной сюжетных схем (как правило, циклическое «обрамление», то есть подобие начальной и конечной ситуации, сочетается с «нанизыванием» событий внутри рамки);

5) случайность и условность границ сюжета (пример случайного начала ‑ гнев Ахилла, французская фраза в «Войне и мире»; пример случайного финала ‑ обрыв в конце романа «Евгений Онегин»). Роман может заканчиваться так, что понятно, что должна была бы начаться новая история.

Конфликт в эпическом произведении отличается от конфликта в драме. Эпическая ситуация не создается, а также не преодолевается или отменяется ни каким-либо отдельным событием, ни всей их совокупностью. Сущность мира, которая раскрывается в эпической ситуации, остается неизменной.

6. Общая черта всех малых жанров эпики ‑ акцент не на изображенном событии, а на событии рассказывания.

5. В чем заключается родовая специфика драмы?

Поэтика от Аристотеля до ХХ века признавала наличие константной «родовой структуры» драмы и существование даже «нерушимых правил» драматургии.

Однако драма «классическая» (до 70-х годов XVIII века) и драма «новая» имеют существенные различия, которые теория должна учитывать.

Драма принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру.

Специфика драмы как литературного рода состоит в особой организации художественной речи: в отличие от эпоса в драме отсутствует повествование и первостепенное значение приобретает прямая речь героев, их диалоги и монологи.

Драма не только словесное (реплики "в сторону"), но и постановочное действо, поэтому важна речь героев (диалоги, монологи).

6. Расскажите о теориях драмы, сформировавшихся в разные периоды истории науки о литературе.

В истории поэтики сложились три варианты теории драмы

Драма рассматривается как произведение, создающее особого рода переживание события и судьбы героя читателем-зрителем. Это переживание обозначается понятиями «катастрофа» и «кАтарсис».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.004 с.)