Тема 3. Генезис литературы, литературного творчества, литературного произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Генезис литературы, литературного творчества, литературного произведения



1. Каковы значения термина «генезис» в литературоведении?

Генезис (от древнегреч. genesis) – происхождение, возникновение, процесс образования и первоначального становления того или иного предмета, явления, способного к развитию (эволюции).

Термин может применяться:

· для изучения происхождения литературы в целом,

· для описания факторов, вызывающих к жизни литературное творчество,

· для исследования истории создания отдельного произведения.

 

2. Назовите и коротко охарактеризуйте пути возникновения литературы как особого вида словесного творчества.

Поиск ответа на вопрос об историческом происхождении художественной словесности заставляет обращаться к архаическим эпохам.

Два пути формирования литературы как особого вида словесного творчества:

1путь –Европейская литература возникает в античной культуре на основе мифа и фольклора.

Эстетически значимые тексты письменно закрепляются за собирателем и завершителем устной традиции (Гомер). В культуреформируетсяфеноменличногоавторства.

2 путь–Ближневосточная (библейская) словесность лишена внутренней дифференциации на разные сферы: гносеологическую, этическую, юридическую и т.п. Произведение скрепляется религиозным смыслом, сакральным значением. Тексты анонимны или соотносятся с фигурой иерархически дистанцированного авторитета.

Древнерусская литература была синкретической средневековой книжностью ближневосточного типа. В средневековой Западной Европе также на протяжении многих веков доминировала словесность библейского типа, но античная традиция художественной литературы никогда не прерывалась.

 

 

3. Назовите и коротко охарактеризуйте различные научные подходы к изучению генезиса литературного творчества.

Генезис литературного творчества – это совокупность факторов писательской деятельности, все то, что стимулирует и определенным образом направляет творческую работу автора (В.Е. Хализев).

Изучение генезиса литературного творчества вторично по отношению к изучению самих произведений. Выявление факторов, влиявших на творчество писателя, не может заменить изучения самого творчества.

Литературоведческие направления, изучавшие:

· внехудожественный социально-исторический генезис литературного творчества: культурно-историческая школа (три фактора писательского творчества – раса, среда и историческиймомент; лит.произвед. при этом осознавалось как культурно-исторического свидетельство, нежели собственно эстетическое явление), социологическое л/в (лит.произвед. возникает не из замыслов писателя, а из бытия, а потому ученому необходимо прежде всего понять «социальное месторождение» лит. произвед.; произвед. при этом характеризовались «как продукт определенной социальной группы»);

· внутрилитературные стимулы деятельности писателей: компаративистика (решающее значение придавалось влияниям и заимствованиям; тщательно изучались «бродячие» сюжеты, мигрирующие (странствующие) из одних регионов и стран в др. Существенным стимулом лит.творчества считался сам факт знакомства писателя с какими-то более ранними литературными фактами), формальная школа (доминирующий стимул деятельности писателей – это их полемика с предшественниками, отталкивание от использовавшихся ранее, автоматизированных приемов, в частности – стремление пародировать бытующие литературные формы);

· антропологические универсалии, стимулирующие творчество писателей: мифологическая школа (лит.творчество стимулируется всеобщими, универсальными началами человеческого бытия и сознания,вечная основа художественных образов – это творящий дух народов, воплощающий себя в мифах и преданиях, которые постоянно пребывают в истории), психоаналитическое л/в (Фрейд и Юнг о бессознательном);

· зависимость литературы от внутреннего мира автора, его судьбы, черт личности: биографический метод, психологическая школа (худ.произведения ставятся в прямую зависимость от внутреннего мира автора, от его индивидуальной судьбы и черт личности.).

 

 

4. Что такое «генезис текста»? Назовите синонимы термина, литературоведческую дисциплину, объектом которой является генезис текста, укажите, что именно исследует филолог, изучающий генезис текста.

Генезисом отдельного произведения с его текстовыми свойствами называют путь от первоначального художественного замысла к его осуществлению (В.Е. Хализев).

Изучение творческой истории произведения обозначается также терминами «генезис текста», «динамическая поэтика».

Данная область л/в связана с текстологией.

Филолог изучает творческую историю произведения, то, как оно делалось.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.006 с.)