Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Генезис литературы, литературного творчества, литературного произведения
1. Каковы значения термина «генезис» в литературоведении? Генезис (от древнегреч. genesis) – происхождение, возникновение, процесс образования и первоначального становления того или иного предмета, явления, способного к развитию (эволюции). Термин может применяться: · для изучения происхождения литературы в целом, · для описания факторов, вызывающих к жизни литературное творчество, · для исследования истории создания отдельного произведения.
2. Назовите и коротко охарактеризуйте пути возникновения литературы как особого вида словесного творчества. Поиск ответа на вопрос об историческом происхождении художественной словесности заставляет обращаться к архаическим эпохам. Два пути формирования литературы как особого вида словесного творчества: 1путь –Европейская литература возникает в античной культуре на основе мифа и фольклора. Эстетически значимые тексты письменно закрепляются за собирателем и завершителем устной традиции (Гомер). В культуреформируетсяфеноменличногоавторства. 2 путь–Ближневосточная (библейская) словесность лишена внутренней дифференциации на разные сферы: гносеологическую, этическую, юридическую и т.п. Произведение скрепляется религиозным смыслом, сакральным значением. Тексты анонимны или соотносятся с фигурой иерархически дистанцированного авторитета. Древнерусская литература была синкретической средневековой книжностью ближневосточного типа. В средневековой Западной Европе также на протяжении многих веков доминировала словесность библейского типа, но античная традиция художественной литературы никогда не прерывалась.
3. Назовите и коротко охарактеризуйте различные научные подходы к изучению генезиса литературного творчества. Генезис литературного творчества – это совокупность факторов писательской деятельности, все то, что стимулирует и определенным образом направляет творческую работу автора (В.Е. Хализев). Изучение генезиса литературного творчества вторично по отношению к изучению самих произведений. Выявление факторов, влиявших на творчество писателя, не может заменить изучения самого творчества. Литературоведческие направления, изучавшие: · внехудожественный социально-исторический генезис литературного творчества: культурно-историческая школа (три фактора писательского творчества – раса, среда и историческиймомент; лит.произвед. при этом осознавалось как культурно-исторического свидетельство, нежели собственно эстетическое явление), социологическое л/в (лит.произвед. возникает не из замыслов писателя, а из бытия, а потому ученому необходимо прежде всего понять «социальное месторождение» лит. произвед.; произвед. при этом характеризовались «как продукт определенной социальной группы»);
· внутрилитературные стимулы деятельности писателей: компаративистика (решающее значение придавалось влияниям и заимствованиям; тщательно изучались «бродячие» сюжеты, мигрирующие (странствующие) из одних регионов и стран в др. Существенным стимулом лит.творчества считался сам факт знакомства писателя с какими-то более ранними литературными фактами), формальная школа (доминирующий стимул деятельности писателей – это их полемика с предшественниками, отталкивание от использовавшихся ранее, автоматизированных приемов, в частности – стремление пародировать бытующие литературные формы); · антропологические универсалии, стимулирующие творчество писателей: мифологическая школа (лит.творчество стимулируется всеобщими, универсальными началами человеческого бытия и сознания,вечная основа художественных образов – это творящий дух народов, воплощающий себя в мифах и преданиях, которые постоянно пребывают в истории), психоаналитическое л/в (Фрейд и Юнг о бессознательном); · зависимость литературы от внутреннего мира автора, его судьбы, черт личности: биографический метод, психологическая школа (худ.произведения ставятся в прямую зависимость от внутреннего мира автора, от его индивидуальной судьбы и черт личности.).
4. Что такое «генезис текста»? Назовите синонимы термина, литературоведческую дисциплину, объектом которой является генезис текста, укажите, что именно исследует филолог, изучающий генезис текста. Генезисом отдельного произведения с его текстовыми свойствами называют путь от первоначального художественного замысла к его осуществлению (В.Е. Хализев). Изучение творческой истории произведения обозначается также терминами «генезис текста», «динамическая поэтика». Данная область л/в связана с текстологией. Филолог изучает творческую историю произведения, то, как оно делалось.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.006 с.) |