Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые компетенции сурдопедагога

Поиск

Понятно, что для решения новых задач традиционных профессиональных компетенций недостаточно и сурдопедагогу, и логопеду, и специальному психологу, и детскому психологу. Всем этим специалистам требуется дополнительное профессиональное обучение – освоение компетенций, необходимых для реконструкции повседневного поведения имплантированного ребенка на естественной сенсорной основе, спонтанности развития вербальных и невербальных средств коммуникации, свойственной нормальному раннему онтогенезу, избавления от прежде выработанных и привычных «обходных путей», которые теперь перестают помогать и начинают тормозить его развитие. Только освоив новые компетенции, сурдопедагог может обеспечить благополучное завершение запускающего этапа реабилитации.

На следующих этапах реабилитации специалист будет иметь дело с ребенком, который уже начал вести себя как слышащий, но имеет особый тип развития, поскольку приобретенные ранее в период глухоты вторичные нарушения еще не могут быть преодолены полностью. Он должен уметь помочь родителям подобрать образовательное учреждение, соответствующее возможностям имплантированного ребенка, помочь ему удержаться в нем, предупреждая и преодолевая разрывы между обучением и развитием. Это новая задача и новая профессиональная компетенция. Требуется научиться использовать в качестве ориентиров общие характеристики психического развития имплантированного ребенка, вставшего на путь естественного развития коммуникации и речи, и научиться оценивать перспективы его сближения с нормой в разных условиях обучения.

Итак, впервые сурдопедагогика имеет дело со столь выраженной динамикой изменения социально-психологического статуса ребенка с тяжелым нарушением слуха и не менее выраженной динамикой смены задач сурдопедагога в процессе реабилитации ребенка и профессиональных ориентиров для их решения.

ТЕМА 1.7. Психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации

Кохлеарная имплантация сегодня – это комплексный метод реабилитации лиц с тяжелыми нарушениями слуха, предусматривающий ряд последовательных этапов и процедур. Это отбор кандидатов на операцию и подготовка ребенка к ней; само оперативное вмешательство; этап заживления; подключение речевого процессора; его первая настройка и последующие регулярные поднастройки; этап адаптации ребенка к изменившимся слуховым возможностям; подбор образовательной среды, адекватной его новым возможностям; психолого-педагогическое сопровождение ребенка в избранном образовательном учреждении. И практически на каждом из этапов необходимо участие сурдопедагога. При этом функции и содержание его работы меняются в зависимости от этапных задач.

Таблица 1. Задачи сурдопедагога на разных этапах кохлеарной имплантации

Этапы кохлеарной имплантации Задачи сурдопедагога
1. Отбор кандидатов на операцию Проведение сурдопедагогического обследования ребенка и участие в психологическом обследовании для оценки: ¾ общего и речевого развития; ¾ умений и навыков восприятия речи и неречевых звучаний; ¾ эффективности использования слуховых аппаратов. Изучение семейной ситуации: ¾ понимают ли родители, что успешная операция и хорошо работающий имплант сами по себе еще не гарантируют перехода ребенка в новый статус; ¾ готовы ли оказывать систематическую помощь ребенку на всех этапах его реабилитации; ¾ готовы ли родители перестраивать коммуникацию и взаимодействие с ребенком после операции
2. Подготовка ребенка к операции кохлеарной имплантации   По отношению к оглохшему ¾ сохранить ребенку речь; ¾ подготовить его к настройке речевого процессора; ¾ еще до операции включить семью в занятия с ребенком. По отношению к глухому ¾ продолжать (или срочно начинать) систематическую и традиционную коррекционную работу; ¾ обратить особое внимание на формирование умений воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов неречевые (а по возможности и речевые) звучания; ¾ подготовить его к будущей настройке речевого процессора; ¾ включить еще до операции семью в коррекционные занятия с ребенком
3. Хирургическое вмешательство Психологическая поддержка и информационная помощь семье оперируемого ребенка
4. Этап заживления Использовать время пребывания ребенка в клинике и период заживления для работы с родителями, а также интересных и посильных ребенку развивающих занятий, включая в них членов его семьи. Добиваться понимания близкими того, что успешная операция и хорошо работающие импланты сами по себе еще не гарантируют перехода ребенка к естественному поведению слышащего, обычной коммуникации и спонтанному речевому развитию. Настраивать семью на оказание систематической помощи ребенку на всех дальнейших этапах его реабилитации. Специально готовить близких к решению сложной задачи перестройки после операции уже сложившихся и привычных всем форм коммуникации и взаимодействия. Разъяснять семье необходимость подбора в будущем подходящего образовательного маршрута, включающего психолого-педагогическое сопровождение ребенка в новой среде
5. Этап подключения речевого процессора, его первичная настройка Оценить безусловные ориентировочные реакции (например: замирание, поворот головы в ответ на звук и т.п.) ребенка при электростимуляции в процессе программирования речевого процессора. Выработать у ребенка условную двигательную реакцию на звук (например: в ответ на сигнал маленький ребенок надевает кольцо на стержень пирамиды, кладет кубик в кузов и т.п.). Выделять и анализировать непроизвольные и произвольные реакции ребенка на разнообразные звуки для оценки эффективности работы речевого процессора и системы кохлеарной имплантации в целом. Учить родителей замечать и фиксировать в дневнике наблюдений изменения в поведении ребенка - его непроизвольные и произвольные реакции на разнообразные звуки. Учить ребенка определять силу звучания (громко/тихо); количество звучаний; их длительность (долго/кратко), высоту (высоко/низко) и т.д. для уточнения в будущем режима настройки речевого процессора
1. 6. Психологическая адаптация ребенка к новым возможностям – первоначальный (запускающий) этап его реабилитации   Помочь родителям в перестройке коммуникации и взаимодействия со своим изменившимся ребенком. Обеспечить переход ребенка к коммуникации на естественной сенсорной основе: оглохшим детям требуется восстановить полноценную коммуникацию и речь; глухим детям с фразовой речью, сформированной до операции при нарушенном слухе, требуется реконструироватькоммуникацию - перевести ее на естественную и полноценную сенсорную основу; глухим детям, у которых не удалось до операции сформировать речь, требуется заново формировать коммуникацию на естественной сенсорной основе; глухим детям до 2,5-3 лет, не владеющим фразовой речью в силу возраста, требуется обеспечить условия для естественного развития коммуникации и становления речи на полноценной сенсорной основе, как это происходит в норме
7. Подбор образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка Определить и рекомендовать родителям вариант образовательного маршрута, полезного ребенку, вставшему на путь естественного развития коммуникации и речи. Помочь родителям подобрать образовательное учреждение, соответствующее рекомендациям
8. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении Помочь ребенку удержаться в новом образовательном учреждении, предупреждая и преодолевая разрывы между обучением и развитием. При необходимости помочь семье принять решение о смене образовательного маршрута


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.119.129 (0.011 с.)