Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. 2. Современные представления о нарушениях развития детей-инвалидов и детей с овзСтр 1 из 7Следующая ⇒
Литература 1. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для руководителей образовательных организаций (серия:«Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / С.В.Алехина и др. - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - с. 148 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (глава 2 ст. 11, глава 10 ст. 75, 76). 3. Письмо Заместителя министра Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Минобрнауки России от 13.11.2014 г. № ВК-2422/07 «О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам» 4. Приказ МОиН РФ 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" 5. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи» 6. Письмо Минобрнауки России от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ» 7. Письмо Минобрнауки России от 25.02.2015 № 02-60 «Об организации и проведении ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ для лиц с ОВЗ и формировании предметных комиссий» 8. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» 9. Письмо Минобрнауки России от 13.11.2015 № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций (лучшие практики инклюзивного образования в РФ)» 10. Приказ Минобрнауки России от 02.12.2015 № 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования» 11. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937
12. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в приказ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2016 г., регистрационный № 41020 13. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК 452-07 «О введении ФГОС ОВЗ (методические рекомендации).
Литература 1. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей образовательных организаций /О.Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 227 с. (Серия «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях»). 2. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / под ред. И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко, И.А. Никольской. – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 336 с. 3. Леонгард Э.И., Самсонова Е, Г., Иванова, Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7. – Москва: МГППУ, 2011. – 280с. 4. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/отв.ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. – М.: МГППУ, 2013 5. Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы (коллективная монография) / под ред. Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой. М.: МГПУ, 2013.
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, на основе которых строится его обучение разрабатывает: 6. Бюро медико-социальной экспертизы 7. Психолого- педагогический консилиум 8. Психолого-медико-педагогическая комиссия
ТЕМА 1.3. Ранняя помощь и дошкольное образование в системе непрерывного образования детей с ОВЗ Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования. Ранняя помощь предполагает широкий спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью ребенка с проблемами в развитии и осуществляемых в процессе согласованной деятельности «команды» специалистов разного профиля. В последние годы в России получены результаты многолетних научных исследований, которые ярко высвечивают потребность и актуальность создания системы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии (Е.Р. Баенская, Е.А. Екжанова, Е.В. Кожевникова, С.Б. Лазуренко, И.Ю. Левченко, Н.Н. Малофеев, Г.А. Мишина, Р.Ж. Мухамедрахимов, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Л.И. Фильчикова, Н.Д. Шматко и др.). Теоретические основы психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии: · Понимание психического развития ребенка как процесса присвоения им общественно-исторического опыта человечества, фиксированного в продуктах материальной и духовной культуры (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев); · Положение о закономерностях развития нормально развивающихся детей и детей с психофизическими нарушениями, а также концепция единства биологических и социальных факторов в культурно-историческом развитии личности и положение о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка (Л.С.Выготский); · Положение о развитии ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка в результате накопления собственного практического опыта (И.М.Сеченов); · Положение о интериоризация действий, т.е. постепенного преобразования внешних действий в действия внутренние, умственные (П.Я.Гальперин); · Положение о ведущей роли взрослого в развитии личности ребенка (А.В.Запорожец, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин); · Концепция зависимости эффективности коррекционной работы от времени ее начала и содержания (А.А.Венгер (Катаева), Н.Н.Малофеев, Е.А.Стребелева); · Положение о ведущей деятельности, концепция амплификации детского развития (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец). Главная направленность системы ранней помощи – комплексный междисциплинарный подход к образованию, социализации и реабилитации детей с ОВЗ. Необходимо объединение усилий всех специалистов (медиков, специальных педагогов, психологов, социальных работников), которые должны быть направлены не на подмену семьи, а на развитие ее собственного потенциала. Система ранней помощи реализуется в различных формах: службах ранней помощи, центрах игровой поддержки ребенка, лекотеках, группах кратковременного пребывания, группах коррекционной направленности, инклюзивных группах и т.п. Основными направлениями работы Служб ранней помощи (как основной формы организации раннего комплексного сопровождения) являются: · Детальное обследование новорожденных неонатологом, неврологом, генетиком с регистрацией всех факторов риска в паспорте новорожденного.
· Обнаружение ребенка первых месяцев или лет жизни с отставанием или риском отставания в развитии. · Направление в соответствующую территориальную службу ранней помощи. · Ранняя диагностика отклонений по основным «линиям развития» (двигательному, познавательному, речевому, социальному); определение актуального уровня развития. Определение возможного прогноза развития. · Разработка индивидуальной программы развития. · Медицинская реабилитация (неврологическая, психоневрологическая, физиотерапевтическая, ортопедическая и др.). · Психолого-педагогическая работа в условиях семьи и специально организованной среды, отвечающая особым образовательным потребностям ребенка. · Психологическая поддержка семьи; периодическое консультирование семьи. · Координация деятельности всех социальных служб в оказании полного комплекса услуг ребенку и семье при реализации индивидуальной программы развития. · Динамическое наблюдение за ходом дальнейшего психо-физического и речевого развития (не реже одного раза в шесть месяцев). Корректировка индивидуальных программ развития. Основными задачами раннего психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии являются: · организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии в целях формирования возрастных психологических новообразований, ведущей и типичных видов деятельности; · разработка содержания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии; · психолого-педагогическое сопровождение семьи; · организация взаимодействия разных специалистов, оказывающих комплексную психолого-педагогическую помощь детям в первые годы жизни с отклонениями в развитии. · Важным аспектом современной системы образования является преемственность образовательного процесса на разных возрастных этапах. Механизм реализации преемственности раннего и дошкольного образования состоит в обеспечении плавного перехода от одного этапа образования к другому, это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка при его переходе от раннего к дошкольному возрасту. Обеспечение преемственности в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста - реализация идей непрерывного образования в жизни человека. В раннем и дошкольном возрасте общая цель воспитания: психическое и личностное развитие ребёнка. Безусловно, применительно к детям раннего возраста речь идёт о предпосылках развития личности. Базис личностной культуры, все качества личности, формирующиеся в дошкольный период, зарождаются еще в младенчестве. Для детей с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах должно быть организовано непрерывное психолого-педагогическое сопровождение специалистами разного профиля.
· В настоящее время в практику все больше входит ранняя диагностика отклонений развития у детей. К сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 3-5 лет), когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка. · Психологические новообразования у детей первых лет жизни следует рассматривать в основных линиях развития: социальной, физической, познавательной. · Для детей младенческого возраста основными маркерами благополучия в социальной сфере являются: · ‒ переход от эмоционально-личностного к эмоционально-деловому общению, который выражается в стойком предпочтении ребенком эмоционального общения с близким взрослым через предъявление предмета/игрушки и в овладении способом действия с ним (по подражанию); · ‒ все более возрастающее понимание ребенком речи взрослых и выполнении первых действий по речевой инструкции («помаши ручкой · ‒ пока», «покажи, как умеет наш малыш – полетели, полетели на головку сели», «где папа?» и т.п.; развитие собственной речевой активности, которая проходит ряд стадий – от отдельных звуков, к лепету, звукокомплексам и появлению первых слов. · В физической линии развития мы ориентируемся на овладение ребёнком основными движениями: от умения держать голову и ползать до самостоятельной ходьбы. Особое значение отводится становлению хватания предметов и развитию зрительно-двигательной координации, определению ведущей руки. · В познавательном развитии важно становление умения ребенком манипулировать с предметами, действовать с ними, учитывая их специфические, физические свойства (величину, форму, материал). При этом отмечается наличие интереса у ребенка к предметам, действиям с ними, и конечно, желания взаимодействовать с близким взрослым, подражать его действиям. · В раннем возрасте специалисты ориентируются на появление иных достижений. · Так, в социальной сфере это ситуативно-деловое общение, средствами которого выступают эмоционально-деловые и предметно-игровые; овладение навыками самообслуживания, в том числе и контролем над функциями выделения; осознание собственного «Я». · В физическом развитии – овладение бегом, прыжками; совершенствование тонкой моторики рук и др.
· В познавательной сфере – определяющим выступает становление предметных действий, т.е. действий с предметами, способами, закрепленными в общественном опыте; знание назначения предметов; умение различать предметы по цвету, форме, величине и использовать вспомогательные орудия для достижения цели; усложнение игровых умений от выполнения отдельного действия до воспроизведения «цепочки» игровых действий, появление предмета-заместителя; появление фразы, расширение словаря. · Значимыми выступает и осознание правил поведения (под влиянием примера и пояснений взрослых), прекращение действий по указанию взрослых и продолжение в случае одобрения. · В дошкольном возрасте появляется огромное количество психологических новообразований, свойственных каждому дошкольному период: младшему, среднему и старшему дошкольному возрасту. По мере того, как побудительная сила социальных мотивов возрастает, совершается переход от запаздывающей к более совершенной - опережающей эмоциональной коррекции действий. Предвосхищение выполняет важную регулирующую роль в более сложных формах игровой и продуктивной деятельности. Для их выполнения необходимо не только предварительно представить отдаленные результаты действия, но и заранее прочувствовать тот смысл, какой они будут иметь для самого ребенка и окружающих его людей. В ходе онтогенеза изменяется и структура эмоциональных процессов - в их состав постепенно включаются, помимо вегетативных и моторных реакций, познавательные процессы (воображение, образное мышление, сложные формы восприятия). Эмоции становятся "умными", интеллектуализируются, а познавательные процессы приобретают аффективный характер, обогащаются чувством. · Системный подход – изучение психического развития, рассматривающего психофизиологическую структуру зрелой личности как сложную, иерархическую систему взаимосоподчиненных элементов, отражение действительности и психической регуляции деятельности субъекта. · Итогом психолого-педагогического изучения ребенка раннего и дошкольного возраста является вынесение заключения, в котором определен актуальный уровень развития ребенка (то, что он может делать самостоятельно) и потенциальный (то, что выполняет вместе со взрослым), на которое и опирается педагог-дефектолог при разработке индивидуальной программы развития (ИПР). Она является составной частью адаптированной образовательной программы, при составлении которой необходима консолидированная работа всех специалистов сопровождения и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. · Перечисленные выше достижения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте, а также особенности развития детей с ОВЗ, выявленные в ходе комплексной психолого-педагогической диагностики нарушений развития, служат ориентирами в разработке ИПР. · Индивидуальная программа разрабатывается с учетом следующих принципов: · ‒ единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; · ‒ учета характера и степени первичного нарушения, а также особенностей вторичных отклонений в развитии ребенка; · ‒ учета онтогенетического хода основных линий развития, предполагающего обучение с опорой на актуальный уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития; · ‒ учета возрастных и индивидуальных особенностей его развития; · ‒ деятельностного подхода к развитию личности ребенка, реализующегося в рамках ведущей и типичных видов деятельности в соответствии с его интересами; · ‒ коррекционной направленности воспитательного процесса, а также системного подхода к процессу обучения и воспитания. · В разработке индивидуальной программы принимают участие все специалисты, участвующие в реабилитационном процессе. Мы более подробно остановимся на раскрытии той части программы, которую составляет педагог-дефектолог для родителей. · Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Данные разделы в совокупности позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с ребенком с ограниченными возможностями здоровья по различным направлениям. · В первой части даются краткие сведения о ребенке: диагноз, возраст, результаты первичного психолого-педагогического обследования. · Вторая часть раскрывает общие требования к проведению занятий с ребенком, которые ранее были оговорены в совместной беседе с мамой, или иным близким взрослым. · В педагогических условиях выделяются правила для проведения занятий с ребёнком:организация режима занятий, уточнение места проведения занятий и подбор игрового материала, а также указываются доступные для малыша способы общественного опыта (совместные действия с взрослым, подражательные способности, действия по показу, по жестовой инструкции с речевым сопровождением, действия по речевой инструкции взрослого). · Соответствующее возрасту ребенка способы общения и взаимодействия с взрослым выстраиваются в совместной деятельности, в общении, в котором большую роль играют доверительные, доброжелательные отношения: следует уважать личность ребенка, учитывать его желания и возможности. · Подбор предметов и игрушек для занятий осуществляется с учетом нарушения, интереса, возможностей и возрастаребенка.Педагог знакомит родителей с дидактическим и развивающим материалом. · Третья часть – раскрывает содержание коррекционно-восстановительной работы с ребенком, ориентированное на основные линии развития детей в норме: социальную, физическую и познавательную, а также отражаетрекомендации для родителей, или близких малыша. Охарактеризуем более подробно каждое направление. · Важнейшей задачей психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии является их изучение в целях разработки организации и содержания коррекционного процесса. Этот процесс включает в себя психолого-педагогическое сопровождение родителей и целенаправленную коррекционно-педагогическую работу с ребенком. · Принципы коррекционно-развивающего обучения: единство диагностики и коррекции отклонений в развитии; эмоционально-личностный подход; учет генетического хода развития; учет возрастных и индивидуальных особенностей; учет ведущей деятельности; развивающий подход; принцип поэтапности и последовательности педагогических и коррекционных действий; комплексность коррекционной работы; активное привлечение ближайшего окружения ребенка к работе. · Общеразвивающие и коррекционные задачи: развитие возрастных психологических новообразований, ведущей и типичных видов деятельности, общения со взрослым и сверстниками. Основные условия реализации задач психолого-педагогической помощи: адекватный характер общения взрослого с ребенком; создание предметно-развивающей среды и материально-технического оснащения; разработка содержания коррекционно-педагогического воздействия, учитывающего характер структуры нарушения и степень его выраженности; включение родителей в педагогический процесс; включение ребенка в коллектив сверстников; подготовленный специалист. · К специальным условиям относятся: адекватные способы общения и взаимодействия взрослого с ребенком; создание предметно-развивающей среды; четкое выполнение режима дня. · Начало формы · ·Конец формы Конец формы Начало формы Конец формы Задачи психолого-педагогической помощи детям младенческого возраста: ‒ формирование эмоционально-личностного и эмоционально-делового общения; ‒ развитие хватания и манипулятивной деятельности; ‒ развитие движений; ‒ формирование ориентировочно-исследовательской деятельности; ‒ развитие зрительно-двигательной координации; ‒ развитие понимания обращенной речи и стимуляция лепета; ‒ формирование навыков в быту и социального поведения; ‒ активизация познавательного интереса к окружающим людям и предметам. Основными направлениями психолого-педагогической помощи в младенческом возрасте являются: развитие эмоционального общения со взрослым; нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата, развитие подвижности органов артикуляции; стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности; коррекция кормления; развитие сенсорных процессов; развитие речевого дыхания и голоса; формирование движений руки и действий с предметами; формирование подготовительных этапов понимания речи. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии направлена как на формирование психологических новообразований, которые должны быть, но еще не появились у малыша (умение эмоционально общаться, подражать, совершать предметные действия, овладение навыками опрятности, самостоятельность в быту), так и на формирование ведущей деятельности и психологических новообразований, характерных для детей раннего возраста: предметной деятельности и предметно-игровых действий, представлений о себе, совершенствование восприятия, наглядно-действенного мышления, появление фразовой речи, а также формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности - лепке, рисованию, аппликации, конструированию. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ: ‒ организация коррекционно-развивающих занятий ‒ взаимодействие с родителями Задачи коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ: - Формирование и развитие социально-бытовых ориентировок, закрепление навыков самообслуживания. - Стимулирование речевой деятельности. - Формирование вербальных и невербальных способов общения. - Формирование коммуникативной функции речи. - Удовлетворение потребности в общении с окружающими. - Формирование предметно-практической деятельности. - Развитие познавательной деятельности. - Обучение простейшим предметным и трудовым действиям. - Вовлечение ребенка-инвалида и родителей в совместную деятельность. - Коррекция взаимоотношений в семье. - Деятельность учителя-логопеда, дефектолога. Основные аспекты коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей с ОВЗ Дети с нарушением слуха. Психолого-педагогическая помощь строится на следующих принципах: всестороннее развитие ребенка; взаимодействие специалистов с родителями; взаимодействие всех специалистов, участвующих в реабилитации ребенка. Основные направления коррекционно-педагогической: стимулирование общих движений; развитие движений глаз, зрительной ориентировки; развитие манипулирования, предметных действий; формирование общения; развитие речевого и неречевого слуха; развитие речи; развитие слухового восприятия (комплекс упражнений). Педагогические условия для проведения педагогической работы: создание звуковой среды (усиление источников звука); постоянное речевое общение с ребенком всех взрослых в семье; обеспечение бинаурального слухопротезирования (подбор индивидуальной звукоусиливающей аппаратуры). Дети с нарушением зрения. Направления психолого-педагогической помощи: развитие вестибулярного аппарата; развитие двигательной сферы; развитие остаточного зрения, формирование зрительного внимания; развитие осязательного восприятия; развитие слухового восприятия; развитие движений рук. Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечением зрения. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются разнообразные средства: медикаментозные, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры. Важное условие комплексного воздействия - согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Организация занятий в рамках ведущей деятельности. С учетом реформирования системы образования в целом и дошкольного образования в частности альтернативой специального образования детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ становится инклюзивное образование, предполагающее включение ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников, создание для него специальных образовательных условий с учетом его образовательных потребностей на базе образовательной организации. Специальное и инклюзивное образование реализуется на основе ФГОС дошкольного образования. Особое внимание уделяется проблеме реализации ФГОС ДО по отношению к детям с ОВЗ. Предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования. В ФГОС ДО учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей. Утверждены основные принципы стандарта. Цели ФГОС ДО: обеспечение государством равенства возможностей каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам освоения. Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия); сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала; формирование общей культуры воспитанников Основные принципы реализации ФГОС ДО (применительно для детей с ОВЗ): поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития; создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности o Учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ: создание соответствующего образовательного пространства; создание программно-методического обеспечения; создание предметно-развивающей образовательной среды; создание дидактического обеспечения. Организация образовательного пространства для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО включает безопасную среду жизнедеятельности, функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителя-дефектолога, учителя- логопеда, зал ЛФК, кабинет педагога- психолога;) сетевое взаимодействие образовательной организации с другими ведомственными структурами и окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК, соцзащита, социокультурное пространство). Обязательным условием является раннее включение родителей ребенка с отклонениями в развитии в коррекционно-развивающий процесс. Первые годы жизни ребенка – самый значимый период для развития потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Специальный педагог и психолог должны убедить родителей и привести их к пониманию жизненной необходимости ранней коррекционно-развивающей работы в параллели с медицинской помощью. Прежде всего это касается родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями развития. В этом случае важно организовать «сеть взаимодействия» между такой семьей и специалистами разных учреждений и ведомств. Семья играет ведущую роль и несет основную ответственность за процесс и результаты коррекционно-развивающей работы с ребенком. Именно родители являются основными заказчиками образовательных, медицинских и социальных услуг, они же – равноправные партнеры специалистов в реализации намеченных перспектив и оценке результативности работы. Подводя итог выше сказанному, следует подчеркнуть, что в настоящее время в Российской Федерации результате принятых на государственном уровне принципиально важных решений сложились благоприятные условия для создания федеральной системы ранней помощи. Большинством специалистов субъектов Российской Федерации признается актуальность и необходимость незамедлительного создания государственной системы ранней помощи в стране. Это объясняется, с одной стороны, уменьшением доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей, что приводит к фактам нарастающей инвалидизации детского населения, увеличению числа социальных сирот и вызывает озабоченность этим общества в целом, а с другой стороны, увеличением затрат на специальное дошкольное и школьное образование на современном этапе развития государства. Литература 1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования соответствующую ФГОС. Под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. - «Мозаика - Синтез» Москва 2014г. 2. Баенская, Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития./ Метод. пособие. / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М., Экзамен, 2004. 3. Бгажнокова, И.М. Общее и специальное образование: пути к взаимодействию и интеграции / И. М. Бгажнокова. - (Образовательная политика) // Вопросы образования. - 2006. - № 2. - С.. 30-38. 4. Браткова, М.В. Особенности развития предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС/ М.В. Браткова // Дефектология. 2006. №2. 5. Белая, К.Ю. Методическая деятельность в ДОО. В соответствии с ФГОС ДО./ Белая К.Ю. - М.: ТЦ Сфера, Карапуз-Дидактика. - 2015. - 128с. 6. Бенилова, С.Ю., Давидович, Л.Р., Микляева, Н.В. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы)/ Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В. - М.: Изд-во Парадигма, 2012. - 312с. 7. Верещагина, Н.В. Нормативно-законодательная база современного дошкольного образования (для родителей)/ Верещагина Н.В.- М.: Детство-Пресс, 2014. - 252с. 8. Григоренко, Н.Ю., Астахова, Л.Б. Инклюзивная практика в работе структурных подразделений дошкольных образовательных организаций// Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования: сборник материалов VII медународного теоретико-методологического семинара (2-3 марта 2015 года). - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2015. - 257с. Т. 2. - С.93-99 9. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет / А.С. Галанов. — М.: Аркти, 2006. — 110 с. 10. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми / И. В. Ганичева. - М.: Книголюб, 2008. - 137 с. 11. Григоренко, Н.Ю. Значение и содержание психолого-педагогического консультирования родителей в работе логопеда с детьми первых лет жизни с отклонениями в развитии/ Н.Ю. Григоренко // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: материалы третьего международного теоретико-методологического семинара. В 2-х частях. Часть 2. – М.: МГПУ, 2011. – 234с. – С.34-37. 12. Григоренко, Н.Ю. Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (на базе службы ранней помощи) /Н.Ю. Григоренко // Специальное образование: научно-методический журнал/ГОУ ВПО «Урал.гос.пед.ун-т»; ИН-т спец.образовани. – Екатеренбург, 2011. - №1. – 133с. – С.34-41 13. Лазуренко, С.Б. Содержание коррекционно-педагогической работы с недоношенными детьми первого полугодия жизни в системе комплексной реабилитации/ С.Б. Лазуренко // Дефектология. – 2005. №4. 14. Михайлова-Свирская, Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО/ Михайлова-Свирская Л.В. - М.: Издательство «Просвещение», 2014. - 124с. 15. Михайлова-Свирская, Л.В. Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО / Михайлова-Свирская Л.В. - М.:Издательство «Просвещение», 2014. - 120с. 16. Морозова, В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций/ Морозова В.В. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 96с. 17. Нищева, Н.В Ельцова, О.М., Верещангина, Н.В. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций/ Нищева Н.В. и др.- М.: Детство-Пресс, 2015. - 384с. 18. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. - М.: Издательство «Просвещение», 2014. - 111с. 19. Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные правила и нормы образовательной деятельности - М.: 20. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни.–М.: Полиграф сервис, 2003. 21. Приходько, О.Г. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Глава в учебное пособие/ О.Г. Приходько // Под ред. Е.А. Стребелевой.- М.: Академия С.183-219. 22. Приходько, О.Г., Стребелева, Е.А., Екжанова, Е.А., Лазуренко, С.Б., Гусейнова, А.А., Ушакова, Е.В., Григоренко, Н.Ю., Югова, О.В. Педагогика с пеленок. Пособие для родителей./ О.Г. Приходько. - М.: Издательская группа РОМАРТ, 2013. - 72 с. 23. Приходько, О.Г., Югова, О.В. Как научить малыша говорить./ О.Г. Приходько, О.В. Югова. - М.: Каисса, 2010. 24. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/ О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева //Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2005. 25. Степанова, О.А. Журнал рабочих контактов логопеда и воспитателей группы для детей с нарушениями речи. М: Сфера./ О. А.Степанова. -М.: Сфера,2003.- 144 с. 26. Степанова, О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: Справочное пособие./ О.А. Степанова.- М.: Сфера, 2008.- 128 с. 27. Степанова, О.А. Формирование коррекционно-педагогических компетенций педагогов дошкольного образования в условиях обновляющегося законодательства/ О.А. Степанова // Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования: сборник материалов VII медународного теоретико-методологического семинара (2-3 марта 2015 года). - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2015. - 257с. Т. 2. - С.80-85 28. Цикото, Г.В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности./ Цикото Г.В. - М.: Парадигма, 2013. - 193с.
Литература 1. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования, обучающихся с умственной отсталост
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.112 с.) |