Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. 4. Характеристика фгос для обучающихся с овз; фгос для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. ФГОС являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения и обеспечивают: · единство образовательного пространства Российской Федерации; · преемственность основных образовательных программ; · вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; · государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения; · разработки примерных основных образовательных программ; · разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно- измерительных материалов; · организации образовательного процесса в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Федеральные государственные образовательные стандарты – основа для: · разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, формирования государственного задания для образовательного учреждения; · осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования; · проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся; · построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении; · организации деятельности работы методических служб; · аттестации педагогических работников образовательных учреждений;
· организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования. ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598. Стандарт будет применяться к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Обучение детей, зачисленных до 1 сентября 2016 г., по адаптированным образовательным программам будет осуществляться по ним до завершения обучения. Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ весьма актуально, поскольку в России проживает свыше 0,5 млн. детей-инвалидов, ежегодно 27–28 тыс. несовершеннолетних признаются инвалидами впервые, примерно столько же человек достигают возраста 18 лет и становятся взрослыми инвалидами. Помимо детей-инвалидов образование по адаптированной основной образовательной программы будут получать дети, не имеющие статуса инвалида, но нуждающиеся в специальных условиях получения образования по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Все эти дети нуждаются в получении начального и/или общего образования по адаптированным программам в пределах своих возможностей, способностей и состояния здоровья. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ представляет собой совокупность обязательных требований к общему образованию разных групп детей: · с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших); · с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих); · с тяжелыми нарушениями речи, · с нарушениями опорно-двигательного аппарата, · с задержкой психического развития, · с расстройствами аутистического спектра, · со сложными дефектами развития. ФГОС НОО ОВЗ предусматривает четыре варианта получения образования в зависимости от уровня интеллектуального развития обучающихся. ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599, охватывает весь период получения образования, так как для этой категории обучающихся (с лёгкой степенью умственной отсталости, умеренной, тяжёлой, глубокой; сложными и множественными нарушениями развития) не определены два уровня образования учитывающих их специфические образовательные потребности.
Оба стандарта предполагают пролонгированные сроки обучения Стандарты разработаны на основе Конституции Российской Федерации Стандарты учитывают возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности обучающихся. Стандарты направлены на обеспечение: · равных возможностей получения качественного образования обучающимися с ОВЗ вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей; · единства образовательного пространства Российской Федерации · государственных гарантий качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации адаптированной основной образовательной программе и результатам их освоения; · максимального расширения доступа обучающимся с ОВЗ к общему образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям; · преемственности основных образовательных программ общего образования обучающихся с ОВЗ; · вариативности содержания программы для обучающихся с ОВЗ, возможности их формирования с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся; духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ, формирование основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества; · расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки школьных достижений, обучающихся с ОВЗ, использования различных форм организации образовательной деятельности, развития культуры образовательной среды; · разработки критериальной оценки результатов освоения программы, деятельности педагогических работников, Организаций, функционирования системы образования в целом; · создания условий для эффективной реализации и освоения условий В основу Стандарта положены деятельностный, личностно-ориентированный дифференцированный подходы к организации и содержанию обучения. Стандарты направлены на решение следующих задач образования, обучающихся с ОВЗ: · формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое); · охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; · формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; · формирование основ учебной деятельности; · создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
· обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО · формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся. В соответствии со Стандартом обучение лиц с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, осуществляется по адаптированной основной образовательной программе. Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)– локальный нормативный акт, описывающий содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается и утверждается Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО. Стандарты устанавливают сроки освоения АООП НОО от четырех лет до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей В Стандартах представлены требования к структуре АООП НОО, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Стандарты предусматривают возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и мнения родителей (законных представителей). Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО. Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов.
Начало формы
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП НОО. Организационный раздел включает: учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности; систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта. Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%. Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ является основным организационным механизмом реализации АООП НОО. Стандарты содержат требования к следующим разделам АООП НОО: пояснительной записке, планируемым результатам освоения, учебному плану, программе формирования универсальных учебных действий, программе отдельных учебных предметов, программе духовно-нравственного развития, программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программе коррекционной работы, системе оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО, программе внеурочной деятельности, системе условий реализации АООП НОО. Стандарты определяют требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям получения образования обучающимися с ОВЗ. АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого - медико - педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности – с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей). В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП НОО на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется Организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП НОО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. АООП НОО может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП НОО может быть реализована сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций.
АООП НОО должна учитывать тип Организации, а также образовательные потребности и запросы обучающихся с ОВЗ. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане должны быть предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул. Устанавливается следующая продолжительность учебного года: первые классы – 33 учебных недели; II – IV (V, VI) классы – 34 учебных недели. Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующим СанПиНом для детей с ОВЗ. ФГОС обучающихся с ОВЗ/ инвалидностью является той основой, которая позволяет выстраивать систему образования с учетом особенностей психофизического развития для каждого ребенка, учитывая его индивидуальные возможности и потребности, обеспечивая полноценную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Принятие данных нормативных документов позволяет предъявлять единые требования к реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для разных категорий детей с ОВЗ/ инвалидностью. Литература 1. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". 4. Приказ МОиН РФ 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" 5. Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ (в редакции 19 октября 2015 года) 6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (глава 2 ст. 11, глава 10 ст. 75, 76).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.019 с.) |