Тема 1. 4. Характеристика фгос для обучающихся с овз; фгос для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 4. Характеристика фгос для обучающихся с овз; фгос для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью



Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. ФГОС являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения и обеспечивают:

· единство образовательного пространства Российской Федерации;

· преемственность основных образовательных программ;

· вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

· государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения;

· разработки примерных основных образовательных программ;

· разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно- измерительных материалов;

· организации образовательного процесса в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Федеральные государственные образовательные стандарты – основа для:

· разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, формирования государственного задания для образовательного учреждения;

· осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

· проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;

· построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

· организации деятельности работы методических служб;

· аттестации педагогических работников образовательных учреждений;

· организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598. Стандарт будет применяться к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Обучение детей, зачисленных до 1 сентября 2016 г., по адаптированным образовательным программам будет осуществляться по ним до завершения обучения. Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ весьма актуально, поскольку в России проживает свыше 0,5 млн. детей-инвалидов, ежегодно 27–28 тыс. несовершеннолетних признаются инвалидами впервые, примерно столько же человек достигают возраста 18 лет и становятся взрослыми инвалидами. Помимо детей-инвалидов образование по адаптированной основной образовательной программы будут получать дети, не имеющие статуса инвалида, но нуждающиеся в специальных условиях получения образования по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Все эти дети нуждаются в получении начального и/или общего образования по адаптированным программам в пределах своих возможностей, способностей и состояния здоровья.

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ представляет собой совокупность обязательных требований к общему образованию разных групп детей:

· с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших);

· с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих);

· с тяжелыми нарушениями речи,

· с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

· с задержкой психического развития,

· с расстройствами аутистического спектра,

· со сложными дефектами развития.

ФГОС НОО ОВЗ предусматривает четыре варианта получения образования в зависимости от уровня интеллектуального развития обучающихся.

ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599, охватывает весь период получения образования, так как для этой категории обучающихся (с лёгкой степенью умственной отсталости, умеренной, тяжёлой, глубокой; сложными и множественными нарушениями развития) не определены два уровня образования учитывающих их специфические образовательные потребности.

Оба стандарта предполагают пролонгированные сроки обучения

Стандарты разработаны на основе Конституции Российской Федерации
и законодательства Российской Федерации, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов и других нормативных документов, а также региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Стандарты учитывают возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности обучающихся.

Стандарты направлены на обеспечение:

· равных возможностей получения качественного образования обучающимися с ОВЗ вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;

· единства образовательного пространства Российской Федерации

· государственных гарантий качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации адаптированной основной образовательной программе и результатам их освоения;

· максимального расширения доступа обучающимся с ОВЗ к общему образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям;

· преемственности основных образовательных программ общего образования обучающихся с ОВЗ;

· вариативности содержания программы для обучающихся с ОВЗ, возможности их формирования с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся; духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ, формирование основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества;

· расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки школьных достижений, обучающихся с ОВЗ, использования различных форм организации образовательной деятельности, развития культуры образовательной среды;

· разработки критериальной оценки результатов освоения программы, деятельности педагогических работников, Организаций, функционирования системы образования в целом;

· создания условий для эффективной реализации и освоения условий
для эффективной реализации и освоения обучающимися АООП НОО,
в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.

В основу Стандарта положены деятельностный, личностно-ориентированный дифференцированный подходы к организации и содержанию обучения.

Стандарты направлены на решение следующих задач образования, обучающихся с ОВЗ:

· формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

· охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

· формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

· формирование основ учебной деятельности;

· создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;

· обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО
и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

· формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.

В соответствии со Стандартом обучение лиц с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, осуществляется по адаптированной основной образовательной программе. Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)– локальный нормативный акт, описывающий содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается и утверждается Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО.

Стандарты устанавливают сроки освоения АООП НОО от четырех лет до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей

В Стандартах представлены требования к структуре АООП НОО, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Стандарты предусматривают возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и мнения родителей (законных представителей).

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.

Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов.

Начало формы

 

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП НОО.

Организационный раздел включает: учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности; систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.

Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%.

Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ является основным организационным механизмом реализации АООП НОО.

Стандарты содержат требования к следующим разделам АООП НОО: пояснительной записке, планируемым результатам освоения, учебному плану, программе формирования универсальных учебных действий, программе отдельных учебных предметов, программе духовно-нравственного развития, программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программе коррекционной работы, системе оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО, программе внеурочной деятельности, системе условий реализации АООП НОО. Стандарты определяют требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям получения образования обучающимися с ОВЗ.

АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого - медико - педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности – с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей).

В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП НОО на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется Организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП НОО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

АООП НОО может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП НОО может быть реализована сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций.

АООП НОО должна учитывать тип Организации, а также образовательные потребности и запросы обучающихся с ОВЗ.

Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане должны быть предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул. Устанавливается следующая продолжительность учебного года: первые классы – 33 учебных недели; II – IV (V, VI) классы – 34 учебных недели.

Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующим СанПиНом для детей с ОВЗ.

ФГОС обучающихся с ОВЗ/ инвалидностью является той основой, которая позволяет выстраивать систему образования с учетом особенностей психофизического развития для каждого ребенка, учитывая его индивидуальные возможности и потребности, обеспечивая полноценную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Принятие данных нормативных документов позволяет предъявлять единые требования к реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для разных категорий детей с ОВЗ/ инвалидностью.

Литература

1. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

4. Приказ МОиН РФ 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

5. Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ (в редакции 19 октября 2015 года)

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (глава 2 ст. 11, глава 10 ст. 75, 76).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.019 с.)