Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 1.9. Тьютор и ассистент (помощник) ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
В различных странах для учащихся, имеющих статус «инвалид», «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», в случае необходимости предоставляется необходимая поддержка в виде сопровождающего - тьютора, ассистента помощника. В каждой стране определен специфический перечень услуг, которые оказывает данный специалист, помогающий ребенку с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения. Среди них выделяются: организация деятельности ребенка по гибкому расписанию, организация занятий с возможностью покидать классную комнату, проведение занятий на индивидуальной основе. В Законе «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) указывается, что обучающимся с ОВЗ должны предоставляться необходимые специальные условия обучения, воспитания и развития, в числе которых предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Ассистент может выполнять поручения учителя, например, осуществлять некоторые виды контроля, оказывать помощь учащимся в изучении содержания предмета. Но все же его главная функция – формирование универсальных учебных действий, поскольку они нужны ученикам для качественной самостоятельной работы, плодотворного учебного сотрудничества в парах и группах и формирование над предметного содержания образования. Чтобы процесс становления универсальных учебных действий был целенаправленным, ассистенту необходим план деятельности на занятии, составленный совместно с учителем, в котором прописываются задачи по формированию и диагностике конкретных умений у тех или иных учеников. В настоящий момент функционал ассистента (помощника), кроме выполнения простых технических задач – оказания помощи при приеме пищи, перемещении и др., не определен. Поэтому происходит отождествление деятельности таких специалистов как тьютор и ассистент (помощник). Должность «тьютор» была введена в системе общего образования в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» как должность педагогического работника высокой квалификации.
В должностные обязанности тьютора отнесены следующие функции: · Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов. · Организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве, предпрофильной подготовки и профильного обучения. · Координирует поиск информации обучающимися для самообразования. · Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее). · Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; · Координирует взаимосвязь познавательных интересов, обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи. · Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; · Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление совместно со специальным педагогом индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий). · Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта. · Проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.
· Организует взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана. · Содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов. · Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов. · Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования. · Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности. · Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона. · Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения. · Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося. · Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим). · Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). · Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. · Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. В России специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста (Последняя редакция приказа зарегистрирована в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. (№ 18638), изменения касаются только оформления приказа – Приказ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Включение тьютора в реестр профессий позволяет ввести должность в штатное расписание образовательной организации и оплачивать его работу из бюджетных средств. Тьюторство может быть оформлено и как организация платных дополнительных образовательных услуг. Содержание деятельности тьютора определяется рядом факторов в том числе: характером и тяжестью нарушения развития; готовностью образовательной организации к инклюзивной практике, подготовленностью педагогического коллектива к деятельности в инклюзивном образовательном пространстве, заинтересованностью родителей, профессиональной компетентностью тьютора. Деятельность тьютора организуется в несколько этапов: Подготовительный этап · получение запроса на сопровождение (рекомендации ПМПК); · сбор информации о ребенке, анализ информации; · знакомство и установление контакта с ребенком и его семьей, наблюдение за ребенком; получение родительского запроса; · информирование педагогического коллектива к приходу в образовательную организацию ребенка с ОВЗ; · подготовка детского коллектива к приходу ребенка с ОВЗ; · индивидуальная работа с ребенком с ОВЗ по формированию личностной мотивации к обучению. Основной этап · работа в междисциплинарной команде образовательной организации (разработка тьютерской программы сопровождения обучающегося с ОВЗ; · участие в разработке индивидуального плана; · наблюдение за ребенком в образовательном процессе; · взаимодействие с ребенком в ходе обучения; · обеспечение способности ребенка продуктивно взаимодействовать с учителем и детским коллективом · анализ и оценка результатов обучения ребенка; · оценка ресурсов и дефицитов в разных сферах деятельности ребенка; · взаимодействие с родителями и педагогами; · организация консультация ребенка специалистами (при необходимости) · мониторинг достижения ребенка, внесение корректировок в стратегию тьютерского сопровождения; Завершающий этап Постепенный выход тьютора из процесса обучения, предоставление максимальной самостоятельности в учебе. Тьютор в рамках школьного консилиума: · информирует участников консилиума о ходе работы с ребенком; · заявляет о возникших проблемах; · принимает участие в разработке образовательного маршрута для ребенка, в решении вопросов, связанных с жизнедеятельностью ребенка в школе;
· на основании записей в дневнике отслеживает положительную динамику (успехи). Тьютор должен работать в междисциплинарной команде со специалистами сопровождения учителем, психологом, социальным педагогом, родителями. Тьютор совместно с психологом, социальным педагогом, дефектологом помогает выявлять возникшие проблемы в школьной жизни подопечного и выполняет рекомендации специалистов по решению проблем. Родители подопечного – дополнительный ресурс команды взрослых. Родители ученика с особенностями развития могут стать активными помощниками в работе специалистов с их ребенком в школе. У родителей и ребенка появляется важная тема для разговоров – школьная жизнь. Обсуждение этой темы должно носить позитивный характер. Так как тьютор находится в близком общении с родителями. Тьютор совместно с учителем осуществляет работу по адаптации учебной программы для подопечного и помогает учителю в изготовлении наглядных пособий. Учитель и тьютор – это одна команда, в которой роли распределяются наиболее эффективным образом. Тем не менее, в сознании ученика с особенностями развития лидером должен оставаться учитель. Тьютор должен восприниматься как помощник педагога Тьютор также тесно взаимодействует с социальным педагогом–специалистом образовательной организации, осуществляющий контроль за соблюдением прав ребенка, обучающегося в школе, в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы. Работа с родителями – важный аспект деятельности тьютора. Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации. Для организации тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ при получении запроса на сопровождение от психолого-медико-педагогической комиссии, тьютору необходимо знать особенности их развития. Коррекционно-развивающее воздействие тьютора осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации тьюторского сопровождения предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала. В настоящее время образовательными организациями ведется прием на работу педагогических работников на должность «тьютор» в соответствии с вышеуказанной Номенклатурой и ЕКС как работников высокого уровня квалификации, соответственно обеспечивается оплата труда тьюторов.
Конец формы
Конец формы Конец формы
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.025 с.) |