Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация проектной деятельности на уроках технологии

Поиск

 

Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника и его творческих способностей. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно, нестереотипно. Одна из главных задач в развитии творческих способностей – это развитие интереса учащегося к творчеству, где важная роль отводится урокам технологии [24, с.18]. Как известно, творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков.

Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области «Технология» ведущее место. Программа предусматривает выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий новизной.

В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. в общественном смысле это означает «искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. В психолого-педагогическом определение творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта.

Приобщение учащихся к творческой деятельности способствует развитию у учащихся целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; смекалки и изобретательности; стремление и способности добывать новые знания. Результатом формирования такого комплекса качеств должен стать самостоятельно созданный творческий проект.

При выполнении творческих проектов наибольший интерес для учителя представляют школьники подросткового возраста.

Выделяют три основных этапа деятельности:

1 – организационно - подготовительный,

2 – технологический,

3 – заключительный [7, с.98].

На первом этапе школьниками ставиться проблема осознания нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни общества. Перед ними ставится цель – получение полезного проекта, который может носить как социальный, так и личностный характер.

На этом этапе планируется технология изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определяется последовательность технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделий.

Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и оборудование.

Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.

На технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируя свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественнее и правильнее выполнить трудовые операции. Результат – приобретение знаний, умений и навыков.

На заключительном этапе происходит окончательный контроль и защита проекта [17, с.56].

Учащиеся проводят экономические расчеты, экологические исследования, анализируют проделанную работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат труда. В завершении всего учащиеся оформляют результаты и защищают свой проект перед одноклассниками. На протяжении всех этих уроков учителем проводятся практические занятия, при этом уделяется внимание каждому ученику.

Тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы «Технология», быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Учащихся знакомят с темами заранее.

Результаты диагностики творческих наклонностей и способностей школьников используются при подборе тем проектов, которые предлагает учитель. Каждый год количество предлагаемых тем увеличивается. Учитель предлагает новые темы, руководствуясь данными диагностических исследований. По результатам анкетирования учащихся пятых классов, учитель делает вывод об умении учащихся, которые можно использовать в дальнейшей работе.

Умения и интересы разнообразны, и задача учителя развивать данные умения, и на их основе формировать новые, результатом будет творческий подход к выполнению проекта.

Тематика проектов носит декоративно-прикладной, исследовательский характер. При таком разнообразии видов работ многосторонняя проба сил позволяет выявить и развить способности и склонности учащихся, сделать процесс обучения интересным для детей.

Проект обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретической – является пояснительная записка. Можно разработать единую пояснительную записку.

Информацию об оформлении можно взять из статьи О.М. Сафриса «Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту» [8, с.118].

Проекты – это не тесты. Обучение производится через проекты. Ключевым моментом здесь является то, что учитель продолжает обучать во время проекта, задавая вопросы, предлагая информацию или побуждая детей находить нужные сведения путем эксперимента или в справочной литературе.

Искусство обучения методом проектов заключается в том, чтобы знать про каждого ребенка, когда ему подсказать, а когда предложить принять собственное решение.

Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов – от замысла до реализации.

Вся деятельность делится на три этапа:

1. предпроектная деятельность -выполнение маркетингового исследования, сбор информации, изучение потребительских качеств будущего изделия, составление плана работы, подбор материалов и инструментов;

2. проектная деятельность – поэтапная разработка модели проекта с учетом результатов маркетингового исследования и технического задания, технологической последовательности, составление технологической карты;

3. послепроектная деятельность технико-экономическое обоснование выбора изделия, самоконтроль и самооценка своей деятельности, определение путей реализации и предложения по совершенствованию идеи, защита проекта [11, с. 52-54].

Данная система рассчитана на 5 лет обучения и позволяет осуществить поэтапное включение учащихся в виды деятельности.

Так, на первом году обучения (в 5 классе) учащиеся изучают разделы технологии, осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт работы. (Изучается терминология; идет обучение чтению чертежей, конструктивных линий; составление и умение работать по инструкционным и технологическим картам и т. д.).

На втором году (в 6 классе) идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологичного изготовления изделий, с составлением карт и схем выполнения работы. Например: в разделе «Работа на швейной машине» девочкам предлагается на основе изученных швов выполнить изделие утилитарного назначения, где оговаривается объем работы и сроки его выполнения. Это может быть прихватка, а может грелка на чайник – важно правильно рассчитать свои силы, время и технологическое требование. Именно на этом году обучения учащиеся учатся оценивать своё «хочу» и «могу». Уже при выборе изделий каждая девочка будет опираться на свой опыт, полученный в тренировочном периоде.

На третьем году (в 7 классе) к проектной деятельности прибавляется этап послепроектной деятельности. Учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.

На четвертом году обучения (в 8 классе), когда каждая ученица умеет поэтапно разработать модель, составить технологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосновать свой выбор, знакомимся с предпроектной деятельностью. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя девочки впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме, но со своим творческим подходом.

И только на пятом году (в 9 классе) девочки выполняют проект самостоятельно. Учитель выступает в роли оппонента, которому приходится доказывать рациональность того или иного выбора, решения или действия. На защиту проекта каждая ученица выходит с изделием и описанием проектной деятельности. Лучшие проекты рассматриваются на олимпиадах и экзаменах по выбору, представляются на выставках [11, с.70-74].

Такие проекты оценить бывает очень трудно, потому что каждый из них хорош по-своему. Для этого имеется мягкая шкала оценки. Она состоит из оценок в проектной рабочей тетради и экспертной оценки, которая складывается при защите проекта из оценок одноклассниц, учителя и самооценки.

За учебный год учащиеся выполняют в 6-7 классах один проект (точнее работают по одному или двум этапам проектной деятельности) с полной выкладкой описания разделов проекта и вариантами исполнения. В 8-9 классах – два. Первый проект выполняется как тренировочный. Обычно это происходит во второй четверти, в разделе «материаловедения» и «машиноведения», он выполняется в рабочих тетрадях и носит познавательный или описательный характер. Второй проект – как итоговая работа в третьей четверти. Он выполняется на отдельных листах, оформляется творчески, и несет не только описательный, но и исследовательский характер.

В 9-тых классах особенно ценны и интересны коллективные творческие проекты, где над одной темой работает группа девочек. Каждая из них находит свое место в общем деле. Коллективная проектная деятельность несет облегчение, экономит время, т.к. над проблемой работают сразу несколько человек. Но и имеет свои трудности «совместимость участников проекта. И здесь важную роль играет учитель. Именно он должен правильно сформировать бригаду, порекомендовать назначить руководителями проекта и отделов определенных учеников, опираясь на их способности, дать возможность каждому почувствовать свою значимость и важность именно на этом месте, объединить всех одной идеей. Для этого создаются проектные отделы: маркетинга, дизайнерский, конструкторский, технологический, производственный и т.д., в зависимости от вида изделия и рода деятельности. Каждый найдет себе достойное место и будет востребован. Очень интересны коллективные проекты для внеклассной работы по проведению праздников. Например: на праздновании «Масленицы» нужны умные и веселые идеи-вдохновители, серьезные и деловые разработчики, скорпулезно и четко выполняющие исполнители. В этом проекте найдется дело всем, невзирая на способности и склонности. Все знания, полученные на уроках, найдут свое применение.

Работа над проектом рассчитана на 16 часов. Проектирование во всех классах проводится одновременно с февраля по апрель. И выполнение проекта является как бы годовой итоговой работой.

Весь процесс проектирования разделен по часам.

1-2 час – Выбор темы проекта; знакомство с оформлением

пояснительной записки, оформление титульного листа, составление содержания.

3-4 час – Сбор информации по теме проекта: составления введения.

5-6 час – Исследование проблемы: составление исторической справки, анализ материалов, предлагаемых промышленностью, соответствие экономическим возможностям.

7-8 час – Составления банка идей и предложений.

9-10 час – Составление технологической карты, где описывается последовательность выполнения изделия.

11-12 час – Экономическая и экологическая оценка проекта.

13-14 час – Составление заключения и списка используемой литературы.

15-16 час – Защита проекта в присутствии класса.

Следует отметить, что проекты любой направленности, трудовой творческой направленности будут педагогически эффективны в контексте общей концепции обучения и воспитания.

В старших классах учителю необходимо формировать интегрированные знания о трёх важнейших составляющих создания материальных благ человека: производстве, труде (рабочей силе) и технологии. В 10-11 классах творческий проект выполняется во внеурочное время. На уроке происходит только консультирование по выполнению проекта и защита проекта.

Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал не только учащихся, но и учителя. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие формировать творческие навыки и развивать инициативу подростка.

Программа «Технология» дает право учителю помочь выбрать тему проекта для учащихся, т.к. педагог знает интересы и потенциальные возможности своих учеников, может определить для них сложность творческой работы.

Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать следующие факторы:

– Индивидуальные особенности учащихся.

– Учебно-материальную базу.

– Необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее.

– Следует учитывать межпредметные связи.

– Возрастные и физические возможности школьников.

– Общественно - полезную или личностную значимость проекта.

– Подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии, с целью оформления школы, мастерской.

– Безопасные условия работы учащихся.

– Оценка проектов осуществляется следующим образом: на уроках по выполнению проекта оценивается каждая глава отдельно. В целом проект и изделие оценивается во время защиты проекта по следующим критериям:

– оригинальность,

– доступность,

– техническое совершенство,

– эстетические достоинства,

– безопасность,

– соответствие общественным потребностям,

– удобство эксплуатации,

– технологичность, стоимость.

Оценка зависит:

– от учета своих собственных ценностей и рассмотрению противоположных и взаимосвязанных оценок,

– от оценки своей работы методом проб и ошибок к объективному апробированию,

– от объяснения хода работы к обоснованию решений и результатов,

– от самооценки, от простых утверждений типа «Я сделал это хорошо -плохо» к оценке собственного совершенствования в качестве проектировщика и изготовителя [27, с.178].

Вышеприведенный перечень может помочь оценить уровень учащихся, а так же сделать проект сложнее и проще.

Важным отличием творческой деятельности является то, что решение поставленных задач ищутся в условиях неоднозначности исходной информации и критериев оценки конечного результата. Чтобы заинтересовать учащихся, надо им показать, какие преимущества получает человек, овладевший творческим подходом.

– Творчество становится смыслом жизни и способом самовыражения.

– Творческий подход позволяет успешно адаптироваться в новых условиях.

– В процессе творческой деятельности формируются лучшие качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, терпимость к критике.

– В процессе технологического творчества гармонично сочетается умственный и физический труд [27, с.179].

Программа образовательной области «технология» предоставляет учителю большие возможности, для организации творческой деятельности учащихся используя метод проектов.

Для того чтобы лучше знать творческие способности и интересы учащихся нужно провести диагностические исследования методом наблюдения, тестирования и анкетирования. Результаты исследования нужно использовать при подборе тем проектов, которые будут способствовать развитию творческих способностей.

Проектные работы учащихся представляются на конкурсы и выставки.

Положительная динамика роста мотивации к предмету оказывает влияние не только на качество обучения, но и на повышение творческой активности. Об этом можно судить по участию учеников в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества на разных уровнях.

Внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.

2.2. Диагностика определения заинтересованности учащихся

 

Диагностика – это проявление всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение результатов последних.ccылка??

Диагностика — это особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного познания.

Системная диагностика в образовании осуществляется по средствам педагогического мониторинга.

Целью дидактической диагностики является своеобразное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса.

Включает в себя контроль, проверку, оценивание накопленных данных, их анализ, дальнейшее прогнозирование. Контроль текущий, периодический, итоговый. Основные методы и формы проверки: устный контроль, письменный, дидактические тесты.

Для решения этих проблем используются различные методы педагогических исследований. Основные методы исследования — это комплекс диагностических методик по изучению творческого самовыражения школьников при выполнении проектов на уроках технологии.

Респондентами исследования выступили учащиеся 5-7 классов в количестве 20 человек МБОУ СОШ № 2 г. Кызыла.

Для диагностики творческих способностей учащихся провели опрос-анкету заинтересованности учащихся в выполнении проекта (приложение).

Первым было определение желаний пятиклассников, где было выявлено что умения и интересы разнообразны и задача учителя развивать данное умение, и на их основе формировать новые, результатом будет творческий подход к выполнению проекта (рис.1).

 

  Изготовление открыток
  Аппликация из природных материалов
  Изготовление мягкой игрушки
  Аппликация из бумаги
  Вязание крючком
  Плетение из ниток
  Выжигание
  Вязание на спицах
  Плетение из бисера

 

Рис.1. Желания пятиклассников.

Так на вопрос: «Для чего учащиеся участвуют в проектной деятельности?» ответили шестиклассники (рис.2), которые дали следующие ответы:

Рис.2. 1 – пообщаться со сверстниками; 2 – другое; 3 – возможность раскрыть свои способности, подняться в глазах своих одноклассников на более высокий уровень; 4 – узнать что-то новое, интересное.

3. Следующий вопрос задали 7-классникам «При выполнении проекта самым трудным оказалось…»

Рис.3. 1 – распределить обязанности между участниками проекта; 2 – подготовить проект к защите и презентации; 3 – защитить и презентовать свой проект; 4 – отобрать необходимую информацию; 5 – спланировать работу над проектом; 6 – проанализировать собственные действия; 7 – другое.

4. На данный вопрос также ответили семиклассники: «Чему научились в проектной деятельности?»

Рис.4. 1 – презентовать результаты своей работы; 2 – формулировать и достигать цели; 3 – выбирать проблему для исследования; 4 – работать в команде; 5 – самостоятельно выполнять проект; 6 – другое.

В результате диагностики пришли к выводу, что, несомненно, результатом работы над проектами по технологии является сопричастностью к общешкольной совместной деятельности, осознание учащимися ценностей совместной работы. Учащиеся стремятся проявить себя через проектную деятельность, которая широко освящается в школе: ход «Недели проектов», отбор на общешкольную презентацию, на республиканский фестиваль.

Обучающиеся участвуют с проектами в различных городских, республиканских конкурсах, где занимают призовые места.

Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.

Основываясь на результатах проведенной диагностики, нужно вести постоянную работу по созданию благоприятных условий, для проявления творческой активности обучающихся, разрабатывать и внедрять программы творческого развития. Формировать и развивать духовный мир детей, развивать их творческие способности.

Дети ориентированы на удовлетворение познавательного интереса, создание оригинальных работ, что в процессе деятельности стимулирует раскрытие творческих способностей, внутреннего потенциала детей.

Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.

 

2.3. Методические рекомендации по развитию творчества учащихся через проектную деятельность

Анализ теоретических источников и проведенной диагностики свидетельствуют, что актуальные проблемы личности, ее самостоятельности требуют новых педагогических решений. Среди разнообразных направлений решения целей образования в условиях школы с учетом интереса развития личности нами выбран метод проектов, потому что в рамках существующей классно-урочной системы он наиболее целостно вписывается в познавательную деятельность школьников.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы.

Все учителя технологии используют на своих уроках метод проектов, но каждый работает по-своему, поэтому предлагаем стратегию и тактику проектных действий (табл. 1).

 

Таблица 1.

Стратегия и тактика проектных действий

Этапы проектирования Проектные мероприятия Срок исполнения Промежуточный результат
1. Ознакомительный Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования с целью ознакомления с методом проектов применительно к исследуемой теме 2016-2017 учебный год Определение плана дальнейшей деятельности
Посещение уроков коллег, семинаров и т.д. 2016-2017 учебный год Обмен опытом
Диагностика ситуации. Анкетирование учащихся и учителей на предмет отношения к данной проблеме Сентябрь 2016 г. Аналитическая справка
2. Подготовительный Проведение выставки творческих проектов учащихся разных классов для ознакомления с опытом предшествующих «проектировщиков» Октябрь 2016 г. Мотивация учащихся    
Оформление стенда «Уголок проектов» Сентябрь 2016 г. Улучшение организации проектной деятельности
3. Внедренческий Запуск проекта. Определение учащимися тем проектов. Пошаговое планирование хода проектной работы. Консультирование. Разрешение проблемных ситуаций 2016-2017 учебный год Организация работы, создание образовательной среды
4. Обобщающий Мониторинг процесса реализации проектов учащихся. Контроль, диагностика и корректировка деятельности учащихся на основе мониторинга. Подведение итогов написания проекта. Проведение итоговой выставки проектов учащихся 2016-2017 учебный год Перечень типовых затруднений учащихся при выполнении проекта

 

Для улучшения организации работы и реализации проекта предлагаем соблюдение некоторых правил:

Служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках.

Поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.

Разрешать делать ошибки. Ученик не должен боятся рисковать, боятся думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.

Поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.

Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.

Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.

Готовить к препятствиям. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение.

Значит, методика развития творческих способностей учащихся в проектной деятельности на уроках технологии предусматривает использование проектной деятельности как средства самоопределения учащихся, которая создает условия для раскрытия индивидуальности и для самостоятельной активной познавательной деятельности, который позволяет развивать и формировать творческую личность.

 

Заключение

Таким образом, наиважнейшей задачей современной школы является создание условий, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Все это делает проблему развития способностей личности одной из актуальных, имеющих глубокий теоретический смысл и практическую значимость.

Актуальным представляется использование проектной деятельности, как средства самоопределения учащихся, которая создает условия для раскрытия индивидуальности и для самостоятельной активной познавательной деятельности.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Рассмотрев методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология», создается ясное преставление о включении школьников в моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности – мотивы – цели – задачи – информация – идеи – планы действий – операции – оценки.

 

 

Список использованной литературы

1. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – 206 с.

2. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. – СПб.: СПГУТД, 2006. – 268 с.

3. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. / Под общей редакцией к.п.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 44-50.

4. Бомбина Е.М. Аннотация к курсовой работе «Обучение школьников методам и приемам креативной педагогики на уроках технологии» // Научно-методический электронный журнал Концепт, 2015. – Т. 12. – С. 48-49.

5. Брыкова О.В. Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе. – СПб.: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007. – 106 с.

6. Вергелес Г.И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. – № 100. – С.7– 17.

7. Завьялов Л.М. Особенности организации проектной деятельности на уроках технологии // Современное состояние и перспективы развития научной мысли. Сборник статей международной научно– практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович, 2015. – С. 98– 100.

8. Ильин Е.А. Организация проектной деятельности учащихся на уроках технологии // Региональное образование: современные тенденции, 2013. – № 2 (20). – С. 117– 120.

9. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2002. – 480 с.

10. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Технология: 10-11 классы: базовый уровень: методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 272 с.

11. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2010. – 296 с.

12. Методика преподавания технологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов. – 2-е изд., стер. – М.: «Академия», 2014. – 176 с.

13. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – АРКТИ, 2005. – 110 с.

14. Педагогическая подготовка профессионального самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. – М.: Новая школа, 2007. – 112 с.

15. Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту по технологии / О.М. Сафрис // Шк. и пр-во. – 2001. - № 1. – С. 54-56.

16. Полат Е.С. Метод проектов. – М.: 2001. – 7 с.

17. Развитие детского творчества через технологические проекты: Сборник проектов 5 кл. / Под. ред. Гуревича М.И., Павловой М.Б. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2015. - 172 с.

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Изд-во «Питер», 2001. – 720 с.

19. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: «Академия», 2002. – 576 с.

20. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь справочник / Под общ. Ред. Т.А. Барышевой. – СПб.: Изд-во.ВВМ, 2014. – 380 с.

21. Терехина А.Е., Круподерова К.Р. Сетевые сервисы для организации проектной деятельности обучающихся на уроках технологии // ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ – 2015. Сборник докладов I Международного заочного конкурса научно-исследовательских работ. Научный ред. А. В. Гумеров, 2015. – С. 5255.

22. Технология: 5-9 классы. Организация проектной деятельности / авт.- сост. О.А. Нессонова, В.В. Пальчикова, Л.И. Нессонова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.

23. Тищенко А.Т., Синица Н.В. Технология: программа: 5-8 классы. – М.: Вентана-Граф, 2012, – 144 с.

24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения)

25. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

26. Чистяков В.А. Теоретические подходы в организации проектной деятельности на уроках технологии на основе информационных технологий // Школа будущего, 2016. – № 1. – С. 124 – 131.

27. Шелковникова И.С., Молчанова Е.М., Васенина Ж.А. Развитие творческих способностей школьников через проектную деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности // Технологическое образование и устойчивое развитие региона, 2011. – Т. 2. – № 1-1 (6). – С. 178-183.

28. Вайнштейн, М.З. Основы научных исследований: учебное пособие / М.З. Вайнштейн, В.М. Вайнштейн, О.В. Кононова. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011. - 216 с.: ил., табл. - Библиограф. в кн.; - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277061

Приложение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.214 (0.016 с.)