Лекция 8. Праздники в ДОУ. Роль музыки в их проведении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 8. Праздники в ДОУ. Роль музыки в их проведении



Вопросы организации и проведения праздника в ДОУ рассмотрели Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, А. Г. Гогоберидзе, А. Н. Зимина и другие.

Основная цель праздника – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности детей.

Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство. Дополняя друг друга в раскрытии одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей. Педагогическое значение праздников в детском саду заключается в глубоком воздействии на чувства детей и их моральный облик. На праздниках в тесной взаимосвязи осуществляется нравственное и эстетическое воспитание.

Музыка играет огромную роль на праздниках. Музыкой начинается и заканчивается каждый детский праздник. Музыка пронизывает весь ход праздника, углубляет художественные образы поэтического текста. Поэтому весь музыкальный материал, который используется на празднике, должен быть высокохудожественным. Не следует допускать чрезмерно громкого звучания музыки, т к. это заглушает детские голоса, заставляет детей форсировать звук при пении, что приводит к невыразительному исполнению. Музыкальные произведения, подобранные для праздника, должны соответствовать основной его идее по содержанию и характеру: на новогоднем празднике звучит веселая, задорная, шутливая музыка, в день 8 Марта – задушевные, лирические мелодии, передающие нежные чувства к мамам и бабушкам, а на празднике 9 мая в день Победы звучат ноты радости и грусти.

За месяц до праздника музыкальный руководитель составляет сценарий, всодержание которого включает песни, танцы, хороводы, музыкальные игры и аттракционы, драматизации, стихи, загадки, сюрпризный момент, который является неожиданной радостью для детей. На Новом году сюрпризный момент всегда связан со сладкими подарками, например, дети находят под елкой хлопушку с подарками или подарки оказались в трухлявом пне и др.

Структура праздника зависит от его темы. Праздник можно начать торжественной частью, которая включает в себя праздничное шествие детей, поздравление заведующей, исполнение общей песни, музыкально-ритмических композиций, чтение стихов на праздничную тематику. После торжественной части следует концертная часть – групповые и индивидуальные выступления детей: чтение стихов, пение песен, танцы, инсценировки, аттракционы. Закончит праздник можно раздачей подарков. Праздник лучше проводить в утренние часы, его продолжительность для детей младших и средних групп 30-35 мин, в старших группах 45-50 мин.

Положительные эмоции: радость, восторг, удивление должно вызывать у детей оформление праздника: декорации, костюмы, атрибуты, которые должны быть яркими, красочными, привлекательными и соответствовать теме праздника. Например, на празднике «Встреча Весны», можно использовать аппликацию цветов, травы, солнца, а на празднике «Сагаалган» в оформлении необходимо народного колорита: юрта, халаты и шапочки, украшенные бурятским народным орнаментом.

Подготовка к празднику ведется в процессе обычных занятий: музыкальных, физкультурных, развитии речи и других. Длительных репетиций, нарушающих режим дня детей проводить нельзя. Каждый ребенок, независимо от его способностей, должен стать активным участником праздника. Конечно, при выборе ролей необходимо учитывать индивидуальные особенности и желание ребенка.

Успешность проведения праздника во многом зависит от ведущего, который должен хорошо знать сценарий, последовательность номеров, игры танцы и песни. От ведущего требуется инициативность, находчивость, умение выйти из затруднительных ситуаций, например, ребенку не хватило пары, ведущий встает с ним и танцует. Ведущий должен уметь подбодрить застенчивых детей доброжелательной шуткой, вовремя остановить расшалившихся.

Занятия в день праздника не проводятся. Поддержание хорошего, радостного настроения детей во многом зависит от воспитателей. Они следят за выступлениями детей своей группы, своевременно меняют детали костюмов, помогают детям быстро исполнять указания музыкального руководителя, принимают участие в общих плясках, играх и песнях.

Таким образом, праздники в детском саду – радостные события, в которых принимает участие весь педагогический коллектив. Праздники дают возможность детям проявлять творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности, оставляют глубокий след в их памяти.

 

Лекция 9. Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ

Самостоятельная музыкальная деятельность в ДОУ – деятельность, возникающая по инициативе ребенка в свободное от занятий время. Вопросы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ рассмотрели Л. Н. Комиссарова, А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе и другие.

В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают мелодии на металлофоне, исполняют пляски. Они могут организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурами, куклами). Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке – сыграть, спеть, станцевать или сочинить.

Источником возникновения детского музицирования являются музыкальные занятия. На них дети разучивают песни, игры, танцы, которые они впоследствии переносят в самостоятельную деятельность.

Другим источником самостоятельной музыкальной деятельности детей являются праздники и развлечения, т. к. яркие впечатления, оставшиеся после праздников побуждают детей к самостоятельному музицированию.

Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности в семье. Это детские музыкальные радио и теле передачи, семейные фонотеки, пение, игра родителей на музыкальных инструментах также оказывает влияние на самостоятельное музицирование детей.

По классификации Н. А. Ветлугиной самостоятельная деятельность детей в ДОУ подразделяется на следующие виды:

1. музыкальные игры и танцы;

2. музыкально-дидактические игры;

3. игра на детских музыкальных инструментах;

4. слушание музыки;

5. пение.

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Музыкальные игры и танцы дети включают в сюжетно-ролевые игры. Дети часто играют в «музыкальное занятие» и «концерт». Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют между собой роли: воспитателя, музыкального руководителя и детей. В «концерте» дети - артисты выступают с различными музыкальными номерами с непременным участием ведущего, дети – зрители смотрят их выступления, аплодируют им.

Музыкально-дидактические игры, которые дети используют в самостоятельной деятельности, способствуют развитию их музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, тембрового и динамического слуха. Например, игра «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет» и другие. В самостоятельной деятельности дети часто музицируют на музыкальных инструментах: металлофонах, баянах, детских пианино индивидуально, а также объединяясь в небольшой оркестр (шумовой, мелодический или смешанный). Наконец, дети по своей инициативе могут слушать или петь полюбившиеся им мелодии.

В методике музыкального воспитания детей выделяют три основные формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей: индивидуальные самостоятельные упражнения детей в пении, в танце, и в игре на музыкальных инструментах; сюжетно-ролевые игры; музыкально-дидактические игры с игрушками и пособиями.

Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей имеет косвенный характер, т. к. во-первых, педагог старается повлиять на музыкальные впечатления детей, во-вторых, педагог организует условия для самостоятельного музицирования, в-третьих, педагог должен быть тактичным соучастником детских игр.

Большое значение для успешной организации музыкальной деятельности детей имеет создание в группе специальных условий: музыкально-развивающей среды. В распоряжении детей должны находиться музыкальные инструменты, настольные музыкально-дидактические игры, аудиозаписи детских песен, танцевальной музыки и музыки для слушания: классической, народной и современной.

Таким образом, воспитатель должен создавать в группе музыкальный уголок и организовывать разные виды и формы самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе в свободное от занятий время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.007 с.)