Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посвящается моему мужу Николаю и сыну Лёвушке

Поиск

ОТ АВТОРА

Прошу не судить эту книгу строго, потому что по образованию я не архитектор, а инженер-экономист. В 1983 году окончила Уральский политехнический институт. Затем работала, поступила в аспирантуру.

Так случилось, что в возрасте 27 лет в результате несчастного случая оказалась в инвалидной коляске. И вот тогда-то я поняла, как мало наше общество думает об инвалидах, пожилых гражда­нах, родителях с детскими колясками да и просто об обычных людях. Создание равных условий в обществе для всех, в том числе и для инвалидов, стало делом не только моей жизни, но и тех людей, кого объединила эта идея.

Буду очень рада, если это издание послужит толчком для введения в программы подготовки и переподготовки специалистов в области архитектуры, строительства, конструирования и дизайна специального курса по изучению вопросов формирования доступной для инвалидов среды жизне­деятельности.

Елена Леонтьева

Выражаю глубокую и искреннюю благодарность за помощь в создании этой книги:

Институту «Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия» за финансирование этого издания;

инвалиду I группы Вячеславу Карелину за информационную поддержку

при подборе материалов для книги;

архитектору Виталию Романову за профессиональную помощь и поддержку;

радиоинженеру Валерию Дмитриеву за юмористические картинки;

студентке III курса УрАГС Анне Пановой за помощь при переводе книги

«Designing for Accessibility»; а также большому числу хороших людей, кто помогал словом и делом.


Это издание - попытка объединить разрозненную информацию из самой разной литературы и заполнить информационный вакуум в области теории и практики проектирования с учетом обес­печения условий доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Основная часть книги содержит системные представления о нормативных требованиях к жи­лым и общественным зданиям, благоустройству улиц и пр., касающихся инвалидов с поражени­ем опорно-двигательного аппарата. Наибольшее внимание уделено особенностям проектирова­ния безбарьерной среды для инвалидов, использующих при передвижении кресла-коляски.

Это своеобразное учебное пособие для начинающих «чайников», которое может стать на­стольной книгой и для профессиональных архитекторов.

На основе двухлетнего опыта непосредственного участия автора издания (инвалида на коляс­ке) как в экспертизе проектов на стадии чертежей, так и в работе комиссии по приемке в эксп­луатацию готовых объектов города Екатеринбурга в книге описаны наиболее типичные ошибки проектов, прокомментированы нормативные требования с точки зрения «конечного потребите­ля» - инвалида, проведено сравнение отечественных нормативов с зарубежными.

Книга обобщает накопленный опыт решения возникающих при проектировании сложностей, дает ответы на наиболее часто возникающие вопросы и содержит практические рекомендации по обеспечению условий доступа инвалидов в тех случаях, когда выполнить требование доступ­ности в полном объеме не удается (при реконструкции и т.д.)

На страницах издания можно познакомиться с новыми подходами к проектированию жилых домов.

Это пособие научит инвалидов одновременно как понимать «язык» архитекторов, так и гово­рить на «языке» архитекторов (вместо фразы «это крутой пандус» говорить «уклон этого пандуса больше 8%»). Книга написана простым и понятным языком, чтобы дать инвалидам возможность получить необходимый минимум знаний по проектированию. Инвалиду трудно стать профессио­нальным архитектором, но зато он по жизни - «профессиональный» инвалид. Только совмест­ная работа архитекторов и инвалидов может принести реальные плоды.

Важно, чтобы архитекторы научились проектировать общественные здания и сооружения по-новому, создавая равные возможности их использования всеми без исключения категориями на­селения.

Одна из главных целей создания этой книги - сухие фразы и цифры нормативных доку­ментов окрасить эмоциональной палитрой чувств и ощущений. Архитектору необходимо не про­сто запомнить нормативы, а важно понять их и прочувствовать: кому конкретно это надо и -главное - почему. Тогда появится мотивация, работа приобретет эмоциональную окраску, воз­никнет чувство сопричастности. Архитектор начнет проектировать не просто правильно, а глав­ное - удобно для инвалидов. То есть с помощью этой книги архитектор научится видеть про­ект глазами инвалида.

Нам бы хотелось узнать Ваше мнение об этой книге: насколько интересна, полезна и своевре­менна она для Вас. Мы ждем Ваших отзывов.

Местная общественная организация «Екатеринбургская городская общественная организация инвалидов-колясочников «СВОБОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ».

Председатель правления - Леонтьева Елена Геннадьевна.

Адрес: 620014, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 31а, ком. 208.

E-mail: eleon@nexcom.ru

Пейджер: тел. 588-700 или 002 абонент 15416

ОО «Свободное движение» является официальным представителем общественных организаций инвалидов г. Екатеринбурга по вопросам создания доступной среды для инвалидов, проводит кон­сультации, выдает технические условия на проектирование, согласует строительные проекты в стадии рабочих чертежей, принимает в эксплуатацию готовые объекты.


СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРА.............................................................................................................................................. 3

1. ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................................................................... 6

2. ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИЗДАНИЯ............................................................................................................. 8

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОДХОДЫ.................................................................................................. 11

3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................... 11

3.2. ПОКРЫТИЯ ПЕШЕХОДНЫХ ПУТЕЙ И ПОЛОВ............................................................................. 12

3.3. ОБОРУДОВАНИЕ......................................................................................................................... 13

4. ПАРАМЕТРЫ ЗОН И ПРОСТРАНСТВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ..................................................................... 14

4.1. ГАБАРИТЫ КРЕСЛА-КОЛЯСКИ. ЗОНЫ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ КРЕСЛА-КОЛЯСКИ......................... 14

4.2. ПРОХОДЫ И КОРИДОРЫ ПРИ ДВИЖЕНИИ КРЕСЛА-КОЛЯСКИ................................................. 15

4.3. ЗОНЫ РАЗВОРОТА КРЕСЛА-КОЛЯСКИ....................................................................................... 17

4.4. ПЛОЩАДКИ ПЕРЕД ВХОДОМ В ЗДАНИЕ ИЛИ ПОМЕЩЕНИЕ. РАЗМЕРЫ

ВХОДНЫХ ТАМБУРОВ....................................................................................................................... 17

5. ВХОДЫ В ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ................................................................................................... 19

6. ДВЕРИ И ПРОЕМЫ ДВЕРЕЙ. НАПРАВЛЕНИЕ ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ............................................. 20

7. ПОРУЧНИ............................................................................................................................................. 25

8. ЛЕСТНИЦЫ........................................................................................................................................ 29

9. ПАНДУСЫ.......................................................................................................................................... 37

 

9.1. ЧТО ТАКОЕ ПАНДУС?.................................................................................................................. 37

9.2. УКЛОН ПАНДУСА........................................................................................................................ 37

9.3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПАНДУСАМ........................................................................................... 37

 

10. НЕНОРМАТИВНЫЕ ПАНДУСЫ......................................................................................................... 46

11. КНОПКА ВЫЗОВА............................................................................................................................ 48

12. ЛИФТЫ И ПОДЪЕМНИКИ................................................................................................................. 49

13. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ................................................................................ 50

 

13.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ............................................................................................................... 50

13.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УМЫВАЛЬНЫХ ПРИ ТУАЛЕТАХ...................................... 51

13.3. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНУЗЛОВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

НА КРЕСЛАХ-КОЛЯСКАХ................................................................................................................... 51

13.4 ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНУЗЛОВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ,

ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ОПОРНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ.......................................................................... 54

13.5. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЖСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТУАЛЕТОВ........................ 54

13.6. НАПРАВЛЕНИЕ ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ В РЯДУ ТУАЛЕТНЫХ КАБИН. ОСОБЕННОСТИ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДВЕРЕЙ ТУАЛЕТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В УГЛУ

КОРИДОРА ИЛИ ПОМЕЩЕНИЯ.......................................................................................................... 54

14. БЛАГОУСТРОЙСТВО ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ. ПЕШЕХОДНЫЕ ПУТИ................................... 55

15. ПАРКОВКИ....................................................................................................................................... 59

16. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НОВЫМ ПОДХОДАМ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖИЛЫХ ДОМОВ...................... 61

17. АДРЕСА ОРГАНИЗАЦИЙ И СТРАНИЦЫ ИНТЕРНЕТА....................................................................... 63


ПРЕДИСЛОВИЕ

Если Вы хоть раз ходили по российскому го­роду с детской коляской, то можете представить себе всю гамму чувств, охватывающих родителя, который должен проделывать «цирковые кульби­ты», подымаясь с коляской по лестнице к лифту и протискиваясь с ней в двери, забираясь в мага­зин, да просто идя по тротуару и преодолевая высокие бордюры, как на полосе препятствий. Но ребенка все-таки можно взять на руки! А что де­лать инвалиду, который может передвигаться только на коляске - на инвалидной коляске?!

По последним данным, в г. Екатеринбурге с населением в 1 млн. 300 тыс. человек проживают около 93 тысяч инвалидов разных групп. Из них -8 000 инвалидов ПОДА (с поражением опорно-двигательного аппарата), в том числе 2 000 - ин­валиды на колясках. Инвалиды ПОДА г. Екатерин­бурга не захотели мириться с тем, что они лише­ны элементарных, само собой разумеющихся прав, и в октябре 1998 года создали Екатерин­бургскую городскую общественную организа­цию инвалидов-колясочников «Свободное дви­жение», объединившую наиболее незащищенную часть инвалидов (официально организация была зарегистрирована позже- в марте 1999 года). Председатель организации - Елена Геннадьевна Леонтьева.

С первых же дней создания «Свободное дви­жение» тесно сотрудничает с городским Управ­лением по социальной политике, активно вклю­чилось в работу по реализации муниципальной программы социальной поддержки инвалидов «Инвалид», принятой в феврале 1998 года. Так в организации зародилась идея социальной про­граммы «Доступный город», цель которой - обес­печение доступа инвалидов-опорников к объек­там социальной инфраструктуры, жилым, обще­ственным и производственным зданиям, возмож­ность пользования общественным транспортом, строительство дорог по новым безбордюрным технологиям. В достижении этих целей органи­зация за 2 года добилась очень серьезных и зри­мых успехов.

Для того чтобы оценить конечный результат серьезных усилий администрации города, пред­принятых в 1998 году по решению этой пробле­мы, организация добилась включения (одними из первых в России) в состав Государственной комиссии по приемке и сдаче в эксплуатацию готовых городских объектов официальных представителей от общественных организа­ций инвалидов. Ими стали: председатель орга­низации «Свободное движение» Елена Леонтье­ва, передвигающаяся в инвалидной коляске, и за­меститель председателя Вячеслав Карелин, пе-


редвигающийся с помощью тросточек. С января 1999 года без подписи одного из них не от­крывается ни один социально-значимый объект в городе, за исключением офисов, жи­лых домов и дорог. Надо отметить, что это про­изошло практически одновременно с введением в действие с 1 января 1999 года долгожданной статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного до­ступа инвалидов к объектам социальной инфра­структуры» Закона РФ «О социальной защите ин­валидов в Российской Федерации».

В каждом (!) объекте, построенном в 1999 году в г. Екатеринбурге, инвалиды во время приемки выявляли недостатки. Как оказалось, 90% недо­работок и ошибочных решений изначально были заложены в проектах, в которых обраща­лось лишь укрупненное внимание на вход в мага­зин (наличие перил, пандуса, без деталировки и предъявления к ним нормативных требований). Выпадали также из поля зрения благоустройство территории возле объекта и возможность свобод­ного передвижения внутри (например, заклады­вались традиционно узкие двери в туалет). Прак­тически не изменились на тот момент требова­ния к вводимым офисам и жилым зданиям.

Связано это с тем, что нельзя в одночасье на­учиться видеть проект глазами инвалида, чтобы начать проектировать по-новому. Никого из ар­хитекторов, проектировщиков, специалистов Уп­равлений архитектуры этому раньше не учили и пока по-прежнему не учат в высших и средних учебных заведениях России. Выяснилось, что ар­хитекторы слабо разбираются, как правильно, а главное - удобно проектировать для инвалидов. Они не успевают следить за изменениями и до­полнениями в строительных нормах и правилах, экономят средства, не покупая достаточно доро­гую нормативную литературу, у них нет возмож­ности получить необходимую информацию и кон­сультацию, так как пока просто нет компетентно­го органа или опытных специалистов, знающих эту проблему всесторонне, способных видеть не­достатки проекта. Приходится всем набираться опыта методом проб и ошибок.

Статистика принятых инвалидами объектов по­казала, что из 66 объектов, акты приемки которых подписала Е. Г.Леонтьева с июня 1999 года по январь 2000 года, действительно доступными для колясочников были лишь 6 (!) объектов, т. е. лишь каждый 11 объект. В них по проекту либо нет на входе ступенек, либо есть пандус (наклонный бе­тонный заезд для инвалидов на коляске). Осталь­ные 60 объектов (91%) можно считать лишь ус­ловно-доступными, так как в соответствии с про­ектом они оборудованы на входе специальной кнопкой вызова персонала магазина для обслужи­вания инвалида на коляске прямо на улице или



помощи в подъеме на ступеньках. Это обусловле­но тем, что из этих 66 лишь один объект был пост­роен на новом месте, а остальные появились пос­ле реконструкции жилых квартир на первом этаже в существующих домах. В случае реконструкции оборудовать крыльцо каждого магазина необходи­мым по строительным нормам и правилам (СНиП) пандусом практически невозможно, так как при высоте крылечка 1 метр нормативный пандус бу­дет длиной минимум 10-12 метров. И хотя кнопок вызова нет в СНиП, местные власти нашли имен­но такой выход из тупиковой ситуации. Однако в статье 15 Закона РФ предлагается несколько дру­гой выход: «В случаях, когда действующие объек­ты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов долж­ны осуществляться по согласованию с обще­ственными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минималь­ных потребностей инвалидов». Следовательно, в этих случаях непосредственное участие инва­лидов в согласовании проектов в каждом городе просто необходимо. В Законе подчеркивается, что только сами инвалиды, а не здоровые люди мо­гут определить критерии своих минимальных по­требностей и предложить свои мероприятия уже не для свободного доступа, а хотя бы для облег­чения доступа в здания инвалидам (найти это про­межуточное положение между полным отсутстви­ем доступа и свободным доступом). Одновремен­но возникает вопрос: «А что такое минимальные потребности инвалидов? Каковы их критерии? И кто должен взять на себя ответственность за при­нятие субъективного решения?» Никакого мето­дического материала или строительных норм и правил по этому вопросу на сегодня просто нет. А архитекторам в таких случаях просто необхо­димы какие-то рекомендации, разработанные не­посредственно инвалидами. Нигде также точно не прописано, каким образом должна быть орга­низована работа инвалидов, источники финанси­рования этой работы. Именно из-за этого в Ека­теринбурге инвалиды добились официально­го согласования с ними проектов лишь в фев­рале 2000 года. Такого опыта проведения экс­пертизы проектов самими инвалидами на тот момент в России не было.

Если бы все 66 вышеуказанных принятых объектов прошли согласование с инвалидами еще на стадии проекта, то абсолютно реально инва­лиды могли бы подсказать архитекторам, как еще в 7 (!) конкретных объектах обеспечить свобод­ный или облегченный доступ инвалидам на ко­ляске! А это уже 6+7=13 (20%), т.е. каждый 5 объект. С накоплением опыта и знаний процент таких объектов мог бы повышаться.

Благодаря победе в конкурсе общественных проектов и получению гранта от Института


«Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия», общественная организация «Свободное движе­ние» сформировала библиотеку специальной литературы, в которой собраны нормативные и другие профильные материалы, касающиеся доступной среды для инвалидов. Уже несколь­ко десятков проектных организаций и частных лиц г. Екатеринбурга воспользовались бесплат­ными услугами этой библиотеки. Но даже зна­ние нормативов не решает всех возникающих проблем.

Основная проблема проектирования заклю­чается в том, что в нормативных документах изначально определены одинаковые требова­ния как к вновь строящимся зданиям, так и к реконструируемым объектам, что в принципе не верно. Создать доступ для колясочников всегда гораздо сложнее при реконструкции, чем при новом строительстве. Именно поэто­му в данном издании обобщен практический опыт решения возникающих проблем и даны ответы на наиболее часто возникающие воп­росы. Большое поле для деятельности инва­лидов связано также с изменением существу­ющих стереотипов при проектировании жилых домов.

В связи с тем, что российская нормативная база строительных норм и правил очень сильно отстает от требований времени, в книге представ­лена более «продвинутая» концепция строитель­ства с учетом потребностей инвалидов, исходя из мировых тенденций и на основе международ­ных стандартов. Эта концепция лет на пять, а может и больше, опережает существующие нор­мативы. Именно поэтому субъективная точка зре­ния автора может не совпадать с официальным мнением. Но это дает пищу для анализа и раз­мышлений.

Хочу обратить Ваше особое внимание, что • официальные нормативные требования и субъективные рассуждения автора очень лег­ко зрительно отличить друг от друга, так как они набраны разным шрифтом. Нормативные требования также обозначены точкой.

Требования по обеспечению условий доступа, систематизированные в издании, подобраны из разных действующих нормативных документов и представлены в виде дословных цитат с после­дующими комментариями автора.

- таким знаком обозначены наиболее ча­сто возникающие вопросы, на которые я постаралась дать ответы.

Надеемся, что эта книга, выпущенная при фи­нансовой поддержке Фонда Сороса, окажет ре­альную помощь всем, кто участвует в процессе создания условий доступа для инвалидов.


ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ

ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ,

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ

ПОДГОТОВКЕ ИЗДАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.126 (0.016 с.)