Дверь должна, как правило, открываться в сторону, противоположную от пандуса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дверь должна, как правило, открываться в сторону, противоположную от пандуса.



На рис. 9.13 пандус шириной 900 мм установ­лен не вплотную к стене, а на расстоянии 500 мм от нее. Передний край пандуса находится на рас­стоянии 1400 мм от стены, и это обеспечивает не­обходимую для маневрирования коляски глубину площадки перед дверью в 1400 мм.


Рис. 9.14

Но что делать, если по условиям строительства входная группа не может выходить дальше 900 -1000 мм от стены здания? В этом случае пандус придется протянуть непосредственно вдоль здания, а в стене выполнить нишу глубиной около 500 мм для увеличения площадки у входа (рис. 9.14). Внут­ри этой ниши будет установлена входная дверь, которая окажется как бы «задвинутой» внутрь зда­ния. Все это позволит обеспечить глубину площад­ки у входа 1400 мм. При этом входная группа не выйдет дальше 1 метра от стены здания.



1. Флажок-поручень. Понижение бордюра на перекрестке

2. Понижение бордюра на въездах во дворы

3. Пандус на плиту перед входом


4. Лестница продублирована пандусом

5. Пандус с нормативным уклоном

6. Пандус с промежуточной площадкой для отдыха и поворота


■ =

7. Ненормативный пандус

8. Информационный щит перекрывает доступ к пандусу


9. Пандус не оборудован перилами со второй стороны


10. Поручни на стене


11. Мусорный контейнер мешает подъехать к кнопке вызова


12. Пиктограмма "Инвалид" для обозначения кнопки вызова

13. Специализированные туалетные кабины для инвалидов


НЕНОРМАТИВНЫЕ ПАНДУСЫ

Ненормативными пандусами мы назвали пан­дусы, уклон которых превышает допустимые вели­чины.

Несмотря на то, что они, согласно норматив­ным требованиям, не имеют право на существо­вание, в Екатеринбурге в течение последних 1,5 лет по инициативе самих инвалидов такие пан­дусы широко применяются при проектировании. В результате этого появилось большое количе­ство объектов, в которых ненормативный пандус облегчает возможность попадания инвалида на коляске в здание. Применение ненормативных пандусов, по мнению инвалидов, - это вынужден­ная мера, которая, тем не менее, позволяет ре­ально увеличить число реконструированных зда­ний и сооружений, действительно доступных для передвижения инвалидов-колясочников.

Для того чтобы определить реально допусти­мый уклон ненормативного пандуса и его шири­ну, в Екатеринбурге инвалиды на колясках под­нимались и спускались по реально построенным пандусам, имеющим разные уклоны и отличаю­щимся качеством покрытия. В результате этих эк­спериментов были сформулированы ряд рекомен­даций, которые приведены ниже.

Ширина в свету ненормативного крутого пандуса не должна превышать 85-90 см. Пан­дус должен быть обязательно оборудован с двух сторон поручнями и иметь шероховатую поверхность, исключающую скольжение. Кон­фигурация поручней должна обеспечивать не­прерывность и безопасность скольжения руки.

При строительстве ненормативных пандусов очень важно, чтобы покрытие пандуса было не скользким. Хорошее сцепление обеспечивает тро­туарный камень «Бехатон» и асфальт, которые ча­сто используются для выполнения пандусов на небольшую высоту. Ширина пандуса в свету (чаще всего это расстояние между поручнями) должна быть минимальной, чтобы инвалиду было легче и удобнее держаться за перила. Необходимо так­же строго выполнять все нормативные требова­ния, предъявляемые к пандусам (длина и диаметр поручней, наличие ограждающего бортика и т.д.).

Общественная организация инвалидов-ко­лясочников «Свободное движение» рекоменду­ет в исключительных случаях (при реконструк­ции существующих зданий) ориентироваться на максимально допустимый уклон пандуса 15% (предел- 18%).

Пандусы с уклоном до 15% должны иметь пра­во на существование в тех случаях, когда возмож­ности проектирования объективно ограничены.

Чтобы попасть в здание по такому пандусу, ин­валидам со здоровыми руками даже не требуется посторонняя помощь, так как они могут подняться самостоятельно при помощи поручней, установ­ленных с двух сторон пандуса. Другим инвалидам


понадобится помощь только одного прохожего (на жаргоне инвалидов - «толкача»), а не группы лю­дей. Эти пандусы особенно необходимы для груз­ных колясочников, имеющих большой вес, или для инвалидов, передвигающихся на тяжелых электри­ческих колясках. Таких инвалидов очень трудно на руках поднимать по лестнице вместе с коляской.

Желательно, чтобы ненормативный пандус с ук­лоном до 15% не превышал 6-7 метров.

В социально-значимых объектах (напри­мер, в жилых домах и т.п.) и в безальтерна­тивных случаях, когда доступ инвалидам на колясках должен быть обеспечен в обязатель­ном порядке (например, в здания админист­рации города, соцзащиты), возможен пандус с большим уклоном (свыше 15%). В середине такого пандуса должны быть обязательно вы­полнены ступеньки на ширину 28-30 см для предотвращения соскальзывания помощника.

По очень крутому пандусу с уклоном свыше 18% очень сложно подниматься даже с посторонней помощью. Подъем по такому пандусу не безопа­сен, так как, если помощник случайно поскольз­нется или упадет, неуправляемая коляска на боль­шой скорости покатится назад на упавшего по­мощника. Последствия могут быть плачевными как для колясочника, так и для помощника.

Именно поэтому посередине пандуса с укло­ном свыше 15% должны быть обязательно пре­дусмотрены ступеньки на ширину не более 280-300 мм (рис. 10.1). Если ширина этих ступенек будет больше 300 мм, то передние колеса некото­рых моделей инвалидных колясок окажутся не на пандусе, а провалятся в «ступенчатую» часть пан­дуса, делая невозможным подъем на коляске по пандусу. Расстояние между передними колесами активных колясок составляет 320 мм.

Рис. 10.1

Хотелось бы сразу заметить, что нет никакой не­обходимости делать ограждающие бортики внутри пандуса для предотвращения соскальзывания пе­редних колес на «ступенчатую» часть пандуса. Прак­тика показала, что внутрь пандуса может случайно соскользнуть только одно из передних колес. Так



как при этом коляска продолжает устойчиво стоять на пандусе тремя колесами, то данная ситуация не представляет серьезной опасности для инвалида и легко исправляется. К тому же, внутренние бор­тики доставляют явные неудобства сопровождаю­щему помощнику, которому и так неудобно идти по таким узким ступенькам. Если кто-то посчитает все-таки необходимым предусмотреть внутренние бор­тики, могу посоветовать чуть «утопить» пандус внутрь ступенек. Тогда выступающие края ступенек созда­дут естественные ограждения.

Для пандусов с уклоном от 10 до 15 процентов выполнение посередине ступенек возможно, но не обязательно. Ступеньки необходимы лишь в слу­чае, когда поверхность пандуса не исключает воз­можности скольжения.

В тех ситуациях, когда нет возможности вытя­нуть пандус, возможна заливка пандуса непосред­ственно на ступеньках лестницы, если позволяет общая ширина лестницы (не менее 2100 мм). Внут­ри пандуса необходимо сохранить ступеньки. Если пандус залить на наружных ступеньках (120x400 мм), то уклон его составит 30%, на внутренних (150x300 мм) - 50%. Пандусы с таким уклоном, выполнен­ные на высоких крылечках, больше предназначены для родителей с детскими колясками, чем для ин­валидов на колясках. В Екатеринбурге их чаще всего можно встретить в проектах новых жилых домов.

Если лестница состоит всего из двух-трех ступенек, то можно выполнить сплошную залив­ку части лестницы в виде пандуса без сохране­ния внутренних ступенек (рис. 10.2).

При таком небольшом перепаде высот помощ­нику нет необходимости подниматься по панду­су. Ему достаточно просто подтолкнуть коляску, стоя на асфальте.

Обратите внимание, что перила необходимо ус­танавливать как возле пандуса, так и на лестнице (рис. 10.2).

В случае, когда не удается установить пери­ла возле залитого на 2-3 ступеньках пандуса,


отказываться от его строительства не стоит, так как подъем по такому пандусу с посторонней по­мощью (даже в отсутствии перил) достаточно удо­бен и не представляет опасности для инвалида.

В общественных зданиях и сооружениях ус­тановка на ступеньках крылечек направляющих швеллеров бессмысленна и неудобна.

В Екатеринбурге в 1998-99 годах по инициативе администрации города была предпринята попытка установки для инвалидов таких швеллеров на кры­лечках магазинов, аптек и других социально-значи­мых объектов (рис. 10.3). Однако эта идея была от­вергнута самими инвалидами, так как громоздкие железные швеллера мешали обычным людям ходить по ступенькам, портили эстетику крыльца и - самое главное - колясочникам они оказались неудобны. Эти швеллера использовались только родителями с дет­скими колясками.

Связано это с тем, что передние и задние колеса многих моделей инвалидных колясок расположены не по одной прямой, а находятся в разных плоско­стях (маленькие колеса расположены близко, а боль­шие - далеко друг от друга). Расположение колес очень отличается в разных моделях. Поэтому практи­чески невозможно установить швеллера так, чтобы все 4 колеса самых разных моделей колясок попали в направляющие.

Идея ненормативных пандусов родилась в Ека­теринбурге фактически как альтернатива неудоб­ным швеллерам.

Эти швеллера можно устанавливать, но для конкретного инвалида (например, в подъезде его дома). Желательно, чтобы один из швеллеров был пошире. Установленными по индивидуальному за­казу швеллерами будет пользоваться сам инва­лид, но нет никакой гарантии, что ими смогут вос­пользоваться его друзья-инвалиды, приехавшие в гости. Важно также, чтобы швеллера не меша­ли ходить обычным людям. Если лестница узкая, то швеллера должны быть либо выносными, либо откидывающимися к стене.


 



 


 


Рис. 10.2


Рис. 10.3



КНОПКА ВЫЗОВА

В г. Екатеринбурге в настоящее время большое ко­личество объектов оборудовано на входе кнопкой вы­зова. Кнопка предназначена для вызова персонала ма­газина (охранника, продавца и т.п.), чтобы обслужить инвалида на коляске прямо на улице (например, про­дать лекарство по рецепту) или помочь ему подняться в магазин по лестнице или по крутому ненормативно­му пандусу. Такие объекты нельзя назвать доступны­ми для инвалидов, но их можно отнести к категории условно-доступных. Хотя в нормативах нет прямого упо­минания о кнопке вызова, власти города Екатерин­бурга в 1998 году приняли решение о введении ее в практику проектирования как вынужденную меру.

Кнопка вызова на входе устанавливается в слу­чае реконструкции действующих зданий и соору­жений, когда нет технической возможности обес­печить свободный доступ инвалидам на коляске, то есть убрать ступеньки на входе путем понижения уровня пола или построить нормативный пандус.

Замечу, что в СП 31-102-99 (п.4.7) появилось не­что аналогичное - «устройство средств местной свя­зи между стоянкой и администрацией общественных зданий для вызова обслуживающего персонала».

К настоящему времени в Екатеринбурге сформировались определенные правила уста­новки кнопки вызова:

• Кнопка устанавливается на высоте от 0,85 до
1 м от уровня земли и на расстоянии не менее 0,4 м
от выступающих частей (например, первой ступень­
ки лестницы).

• Необходимо заранее определить, кто из персо­
нала заведения будет реагировать на звонки, чтобы
звонок был слышен на конкретном рабочем месте.

• Звонок устанавливается негромкий, мелодич­
ный, лучше - с регулируемым уровнем громкости,
так как дети в первое время будут баловаться этим
звонком, вызывая раздражение персонала. Особен­
но серьезно необходимо отнестись к установке
кнопки вызова в парикмахерских, стоматологичес­
ких кабинетах и т.п., где неожиданно раздавшийся
звук может привести к негативным последствиям.
В этих случаях звонок необходимо вывести в ком­
нату администратора, или звук заменить светом
лампочки, чтобы исключить посторонние шумы.

• Кнопка должна быть расположена так, чтобы
инвалида на коляске (или балующегося кнопкой


ребенка) было хорошо видно из окна или через прозрачную дверь заведения (в противном случае лучше установить домофон).

• Кнопку желательно выполнить в антивандальном
исполнении и закрыть от осадков (утопить в стене, вы­
полнить защитный кожух и т.п.).

• Обозначить табличкой со знаком-пиктограммой
«Инвалид» и стилизованным звонком в углу таблички
(смотри стр. 45).

• Кнопка должна работать под напряжением не
220, а 12 Вольт.

• При выполнении благоустройства территории воз­
ле входа необходимо обеспечить возможность подъез­
да к кнопке вызова инвалида на кресле-коляске.

• Кнопку необходимо расположить так, чтобы ко­
лясочник, подъехавший к кнопке, не перекрывал дви­
жение обычных посетителей. Поэтому кнопку вызо­
ва, установленную на стене, не надо располагать
над первой ступенькой, а лучше на расстоянии 40 см
и больше до первой ступеньки лестницы.

Места установки кнопки вызова могут быть са­мыми разнообразными: на стене здания, на пери­лах (рис. 11.1 и 11.2), на специальном столбе или на фонаре перед крыльцом. В случае, когда окно на ночь закрывается жалюзи, кнопку можно уста­новить на откосе окна (рис. 11.3), а табличку-пик­тограмму с боковой стрелкой установить на стене. Тогда ночью кнопка будет надежно защищена от повреждения хулиганов.

Таблички с пиктограммой «Инвалид» можно из­готавливать на основе ПВХ-пластика с помощью цветной самоклеящейся пленки. Размеры таблички могут быть разные: от 7x7 см (например, для офи­сов, элитных магазинов) до 12x12 см (например, на продуктовом магазине). Можно наносить пиктограм­му краской прямо на перила с помощью трафарета.

Пиктограмма должна гармонировать по цвету с общим цветовым решением фасада. Обычно хо­рошо подходят пиктограммы «черный рисунок -желтый фон» и «белый рисунок - синий фон». Таб­лички могут быть квадратными или с боковым тре­угольником в виде стрелки (рис. 11.3).

Табличка может быть расположена рядом со звон­ком или на расстоянии от него. На окраинах города мы обычно советуем укреплять ее не рядом с кноп­кой, а высоко над ней, чтобы до пиктограммы не мог дотянуться подросток. Но табличка тогда делается со стрелкой, указывающей вниз на звонок.


           
 
   
     
 



I


Рис. 11.1


Рис. 11.2 48


Рис. 11.3


ЛИФТЫ И ПОДЪЕМНИКИ

• Во всех зданиях, помещения которых
расположены выше первого этажа и в кото­
рых могут находиться инвалиды на крес­
лах-колясках, следует предусматривать не
менее одного лифта, кабина которого дол­
жна иметь размеры, не менее, м:

- ширину- 1,1;

- глубину- 1,5;

- ширину дверного проема:
ВСН 62-91*(1994г.)- 0,85 м;
СНиП 2.08.02-89* (1999 г.)- 0,9 м.

Обычные узкие пассажирские лифты, уста­навливаемые в 9-этажных жилых домах, не со­ответствуют этим габаритам. Возникший спрос на лифты с новыми габаритами пока не могут удовлетворить российские лифтовые заводы, ассортимент лифтов которых достаточно огра­ничен. Из-за этого в настоящее время в Ека­теринбурге в основном устанавливаются лиф­ты фирмы «OTIS» и Щербинского лифтострои-тельного завода.

Наша организация инвалидов-колясочников при проведении экспертизы строительных про­ектов пока не возражает против установки Щер-бинских пассажирских лифтов, имеющих шири­ну дверного проема 0,8 м, а глубину - 1,4 м, так как в такой лифт любая коляска, в принципе, входит (см. «Габариты кресла-коляски»).

Лифты должны иметь автономное уп­
равление из кабин и со всех этажей. Кнопки
вызова лифта и управления его движени­
ем следует делать крупными, с рельефны­
ми цифрами и располагать на высоте от
пола не более 1,2 м. Величина перепада
уровней между полом кабины лифта и пло­
щадкой лифтового холла не должна пре­
вышать 0,025 м.

Весьма удобно горизонтальное размещение панели управления лифтом, кнопки которой рас­положены на высоте 850-950 мм.


На эту тему вспоминается старый анекдот-за­гадка:

Вопрос: Почему человек, который жил на 16 этаже, всегда поднимался на лифте до 9 этажа, а потом шел пешком до 16 этажа?

Ответ: Потому что он был маленького роста и не мог дотянуться до нужной кнопки.

Для кого-то это просто анекдот, а для детей и лилипутов - это правда жизни.

В местах перепада уровней (обычно
менее одного этажа), там, где невозможно
устройство пандусов с допустимыми укло­
нами, следует предусматривать установку
специальных подъемников для инвалидов на
креслах-колясках.

Подъемник в виде платформы, пере­
мещаемой вертикально или вдоль лестнич­
ного марша, должен иметь ширину не ме­
нее 0,9 м, глубину - не менее 1,2 м.

Для преодоления перепадов уровней в зда­ниях могут применяться подъемники различной конструкции.

Подъемник в виде платформы, перемещаемой вертикально, представлен на рис. 12.1. Вертикаль­ная подъемная платформа позволяет перемещать людей, пользующихся инвалидной коляской, с од­ного уровня на другой в жилых домах, школах, тор­говых центрах, вокзалах и других многоуровневых сооружениях. Может использоваться как внутри, так и снаружи зданий. При необходимости осна­щается как шлагбаумом, так и шахтой с дверями.

При разнице отметок до 1,8 м обычно исполь­зуются открытые платформы.

Подъемники с закрытыми кабинами внешне напоминают обычные лифты.

Подъемник в виде платформы, перемещае­мой наклонно вдоль лестницы, представлен на рисунках 12.2 и 12.3.

Позволяет перемещать колясочников с одно­го уровня на другой вдоль лестничного марша, в тоже время, не затрудняя использование лест­ницы по прямому назначению.


 



 


 


Рис. 12.1


Рис. 12.2


Рис. 12.3



Принцип действия платформы следующий. Инвалид на коляске заезжает на платформу. С помощью кнопок управления он приводит ее в действие, и она начинает двигаться по направ­ляющим, установленным на стене. После подъема освободившаяся платформа на лест­ничной площадке откидывается к стене, не мешая обычным посетителям использовать всю ширину лестницы.

Рекомендуемая минимальная ширина лест­ницы, вдоль которой перемещается подъем­ник, - 1500 мм. При работающем подъемнике шириной 900 мм остается 600 мм ширины лест­ницы для обычных посетителей.

Подъемники рекомендуется устраивать па­раллельно маршам сбоку. При этом допускает­ся при обосновании размещать их в габаритах марша.

Для подъема и спуска пожилых людей, инва­лидов и людей с ограниченными двигательны­ми возможностями по лестнице, устроенной по кривой или спирали, используется специаль­ный подъемник в виде движущегося вдоль стены сиденья.

Пока в России подъемники - это очень ред­кая экзотика, но ситуация динамично меняет­ся. Так как цены на зарубежные подъемники просто астрономические, российские предпри­ятия пытаются наладить их выпуск (см. «Адреса организаций и страницы Интернета»).

Перед дверьми лифтов и въездами на
платформу подъемника необходимо пре­
дусматривать свободные зоны, достаточные
для маневрирования на кресле-коляске.

Размеры свободной зоны перед подъемни­ком показаны на рис. 12.2. Глубина простран­ства перед входом в лифт с автоматической дверью, используемой посетителями на крес­лах-колясках, должна быть не менее 1,4 м, а ширина - на 0, 25 м шире двери лифта с каж­дой стороны.

Лифты и специальные подъемники дол­
жны быть приспособлены для самостоятель­
ного пользования инвалидами на креслах-
колясках.

Если инвалид не может воспользоваться лифтом или подъемником без посторонней по­мощи, то это резко снижает уровень доступно­сти здания и степень независимости инвалида. В такой ситуации возможность пользования обо­рудованием напрямую зависит от эффективно­сти организационно-технических мероприятий. Из-за отсутствия на месте в нужный момент «тети Глаши или дяди Феди» очень часто уста­новленное дорогостоящее оборудование фак­тически не используется или используется не­эффективно.

Специальные подъемники, к тому же, часто ломаются. Поэтому их эксплуатация невозмож­на без постоянной технической поддержки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.40 (0.045 с.)