Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральный закон «о социальной защите инвалидов в Российской Федерации», 24 ноября 1995 года № 181-фз.

Поиск

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, це­лью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, поли­тических и других прав и свобод, предусмотрен­ных Конституцией Российской Федерации, а так­же в соответствии с общепризнанными принци­пами и нормами международного права и между­народными договорами Российской Федерации.

Статья 15. Обеспечение беспрепятственного до­
ступа инвалидов к объектам социальной инфра­
структуру_____________________________________

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года № 1449 ста­тья 15 введена в действие с 1 января 1999 года.

Правительство Российской Федерации, орга­ны исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-пра­вовых форм и форм собственности создают ус­ловия инвалидам (включая инвалидов, исполь­зующих кресла-коляски и собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и про­изводственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транс­портными коммуникациями, средствами связи и информации.

Планировка и застройка городов, дру­
гих населенных пунктов, формирование жи­
лых и рекреационных зон, разработка про­
ектных решений на новое строительство и
реконструкцию зданий, сооружений и их
комплексов, а также разработка и произ­
водство транспортных средств общего пользо­
вания, средств связи и информации без при­
способления указанных объектов для досту­
па к ним инвалидов и использования их ин­
валидами не допускаются.

Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инф­раструктуры для доступа к ним инвалидов и ис­пользования их инвалидами осуществляется в со­ответствии с федеральными и территориальны­ми целевыми программами, утвержденными в ус­тановленном порядке.

Разработка проектных решений на но-


вое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответству­ющими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвали­дов не допускается.

• В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объек­тов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение ми­нимальных потребностей инвалидов.

Предприятия, учреждения и организации, осу­ществляющие транспортное обслуживание насе­ления, обеспечивают оборудование специальны­ми приспособлениями транспортных средств, вок­залов, аэропортов и других объектов, позволяю­щих инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. Инвалиды освобождаются от арендной пла­ты за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользо­вании.

На каждой стоянке (остановке) автотранспор­тных средств, в том числе около предприятий тор­говли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспор­тных средств инвалидов, которые не должны за­нимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Статья 16. Ответственность за неисполнение обя­занностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, не выпол­няющие предусмотренных настоящим Федераль­ным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации мер по приспособлению дей­ствующих средств транспорта, связи, информа­ции и других объектов социальной инфраструк­туры для доступа к ним инвалидов и использова­ния их инвалидами, отчисляют в соответствую­щие бюджеты средства, необходимые для удов­летворения потребностей инвалидов в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Рос­сийской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орга­нами местного самоуправления при участии об­щественных объединений инвалидов. Указанные средства используются целевым назначением



только на осуществление мероприятий по при­способлению объектов социальной инфраструк­туры для доступа к ним инвалидов и использова­ния их инвалидами.

2.2. ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ
НОРМЫ 62-91*. Проектирование среды
жизнедеятельности с учетом потребностей
инвалидов и маломобильных групп населения. -
М.: ГП ЦПП, 1994.

ВСН 62-91 утвержден приказом Государствен­ного комитета по архитектуре и градостроитель­ству при Госстрое СССР от 4 октября 1991 г. № 134. Дата введения 1992-01-01.

ВСН 62-91* является переизданием ВСН 62-91 с изменениями, утвержденными приказом Госко-мархитектуры 29 ноября 1991 г. № 166 и постанов­лением Минстроя России 26 июля 1994 г. № 18-3.

Настоящие нормы и правила распространяют­ся на проектирование планировки и застройки населенных мест, разработку проектов на строи­тельство новых и реконструкцию эксплуатируе­мых зданий и сооружений в целях создания пол­ноценной среды жизнедеятельности с учетом по­требностей инвалидов и других маломобильных групп населения. При проектировании следует со­блюдать требования СНиП 2.07.01-89*, СНиП 2.08.01-89* и СНиП 2.08.02-89* и других действу­ющих нормативных документов.

В случаях, когда при реконструкции застройки существующих зданий и сооружений, а также ис­торических и культурных памятников изложенные в настоящем документе требования (кроме тре­бований безопасности) не могут быть выполнены в полном объеме, по согласованию с территори­альными органами архитектуры и градостроитель­ства, государственного надзора, социальной за­щиты населения (включая общественные органи­зации инвалидов) следует принимать решения, в наибольшей степени обеспечивающие жизнеде­ятельность инвалидов и престарелых, а также возможность передвижения пешеходов с детски­ми колясками.

Требования настоящего документа обязатель­ны для всех министерств, ведомств, предприя­тий, учреждений и организаций, разрабатываю­щих и реализующих в строительстве проекты пла­нировки и застройки населенных мест, а также проектные решения отдельных зданий, сооруже­ний и их комплексов жилищно-гражданского и производственного назначения.

2.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗДАНИЙ И
СООРУЖЕНИЙ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ
ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ
ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ: Выпуск 1. Общие
положения. - М.: ГП ЦПП, 1995.

Выпуск 2. Градостроительные требования. - М.: ГП ЦПП, 1995.


Положения вышеназванных документов име­ют рекомендательный характер, но становятся обязательными при включении требований по обеспечению доступности инвалидам зданий, по­мещений и сооружений в архитектурно-планиро­вочное задание на проектирование.

Рекомендации применимы к объектам массо­вого строительства и, в первую очередь, к объек­там жилищного, гражданского и производствен­ного назначения, приближенным к жилью, а так­же могут использоваться в качестве основы для составления заданий на проектирование крупных уникальных объектов. Основная часть положений Рекомендаций относится к инвалидам с пораже­нием опорно-двигательного аппарата. Специфи­ческие особенности инвалидов этой категории в наибольшей степени влияют на особенности про­ектирования зданий с учетом маломобильных групп населения. Среди них следует выделить две подгруппы: инвалиды, использующие при пере­движении различные приспособления для ходь­бы и кресла-коляски. Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата по своим антро­пометрическим и эргонометрическим признакам существенно отличаются от здоровых людей. Они испытывают затруднения в передвижении, дви­жении по сложному маршруту и в затесненном пространстве, в преодолении различных препят­ствий в виде лестниц, порогов и т.п., в пользова­нии балконами, лоджиями, обычной мебелью и оборудованием.

2.4. ИЗМЕНЕНИЕ 3 СНиП 2.08.02-89*.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ. -
1999.

Введено в действие с 1 марта 1999 года Поста-новлением Госстроя России от 26 января 1999 г. №4. Изменения в разделы документа вне­сены с целью обеспечения в общественных здани­ях и сооружениях условий доступности для мало­мобильных посетителей.

2.5. РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ СИСТЕМЫ 35-
201-98. Порядок реализации требований
доступности для инвалидов к объектам
социальной инфраструктуры. - М.: ГУП ЦПП,
1998.

Введен в действие совместным постановле­нием Госстроя России и Минтруда России от 25 марта 1998 года № 18-22/13.

Документ РДС 35-201-98 определяет порядок реализации требований доступности при разра­ботке, согласовании и утверждении проектной документации и регламентирует основы взаимо­действия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и ре­конструкции объектов социальной инфраструкту­ры с учетом доступности их для инвалидов.

Такое взаимодействие основано на участии территориальных органов социальной защиты



населения и учете мнения общественных объе­динений инвалидов на всех этапах инвестицион­ного процесса в области строительства, включая формирование и утверждение архитектурно-пла­нировочных заданий (АПЗ), заданий на проекти­рование объектов социальной инфраструктуры, техническое сопровождение в процессе проек­тирования и строительства, а также контроль и надзор за исполнением требований нормативных документов в области строительства при прием­ке вводимых в эксплуатацию объектов социаль­ной инфраструктуры.

2.6. ГОСТ Р 51261-99. УСТРОЙСТВА ОПОРНЫЕ
СТАЦИОНАРНЫЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ. Типы и
технические требования. - М.: Госстандарт
России, 1999.

Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 13 апреля 1999 года № 123.

Настоящий стандарт распространяется на ста­ционарные опорные реабилитационные устрой­ства (перила, поручни и т. п.), устанавливаемые в доступных для инвалидов общественных мес­тах, сооружениях и средствах общественного пас­сажирского транспорта. Опорные устройства предназначены для инвалидов, в том числе инва­лидов, использующих для передвижения кресла-коляски. Стандарт не распространяется на опор­ные технические средства реабилитации инва­лидов, предназначенные для индивидуального пользования (костыли, ходунки, трости, поднож­ки, подлокотники и спинки кресел-колясок и др.).

2.7. СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И
СТРОИТЕЛЬСТВУ 31-102-99. Требования
доступности общественных зданий и
сооружений для инвалидов и других
маломобильных посетителей. - М.: ГУП ЦПП,
2000.

Свод правил выполнен в развитие раздела 4 (Требования доступности для маломобильных по­сетителей) СНиП 2.08.02.-89* «Общественные здания и сооружения» и содержит рекомендатель­ные нормы и правила. СП учитывает потребности инвалидов и маломобильных лиц в доступности общественных зданий и сооружений. Требования доступности жилой застройки и жилых домов, а также зданий и помещений, где осуществляется деятельность производственного и обслуживаю­щего персонала, в данном Своде правил не рас­сматриваются.

СП 31-102-99 состоит из трех частей:

1. Общие положения.

2. Общие требования к архитектурной среде
зданий и сооружений.

3. Специальные требования к отдельным ви­
дам зданий (учреждения образования, управле­
ния, лечебные, спортивные, культурно-просве­
тительные; магазины, столовые, вокзалы, гости­
ницы, санатории, банки, почтовая связь и т.д.).


2.8. КалметХ. Ю. ЖИЛАЯ СРЕДА ДЛЯ
ИНВАЛИДА. - М.: Стройиздат, 1990.

Книга, выпущенная тиражом 15000 экземпля­ров, содержит 120 страниц эскизов- примеров оборудования жилой среды для нужд инвалидов. Примеры обобщают отечественный и зарубежный опыт, проверены инспекторами и инвалидами-консультантами. Рисунки из этой книги часто ис­пользуются для иллюстраций в различной отече­ственной нормативной литературе.

2.9. ГОСТ 23457-86. Технические средства
организации дорожного движения. ПРАВИЛА
ПРИМЕНЕНИЯ. - М., 1987.

2.10. ГОСТ Р 51256-99. Технические средства
организации движения. ДОРОЖНАЯ
РАЗМЕТКА. - М.: ИПК Издательство стандартов,
1999.

2.11. ГОСТ 24698-81. Двери деревянные
наружные для жилых и общественных зданий.-
М., 1981.

2.12. Designing for Accessibility/ Centre for
Accessible Environments.- London, 1999.



ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОДХОДЫ

3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ:

- инвалиды с поражением опорно-двигатель­
ного аппарата (включая инвалидов, использую­
щих кресла-коляски);

- инвалиды с недостатками зрения и слуха;

- лица преклонного возраста (60 лет и стар­
ше);

- временно нетрудоспособные;

- беременные женщины;

- люди с детскими колясками;

- дети дошкольного возраста.

* При проектировании общественных зда­ний и сооружений, как правило, следует создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе и маломобильными инвалидами. Ос­новной принцип, который должен реализо-вываться при формировании среды жизне­деятельности с учетом инвалидов,- макси­мально возможная интеграция инвалидов во все сферы жизни общества- труд, быт, об­разование, досуг, проживание, реабилита­ция.

Принципиальные подходы к решению проблем реабилитации жилой среды с учетом потребнос­тей инвалидов и других маломобильных групп на­селения (престарелых, временно нетрудоспособ­ных, пешеходов с детскими колясками и детей дош-


кольного возраста) основаны на том, что те пара­метры и требования, которые обеспечивают инва­лидам условия доступности, не только создают воз­можность для удовлетворения потребностей пред­ставителей групп населения с ограниченными воз­можностями, но и способствуют реальному повы­шению общего уровня комфортности среды жиз­недеятельности для всех групп населения.

Проектные решения, проектируемые ус­
тройства и мероприятия, предназначенные
для маломобильных посетителей, не должны
снижать эффективность эксплуатации зда­
ний, а также удобство получения услуг дру­
гими категориями посетителей.

• При проектировании следует учитывать,
что жилые, общественные и производствен­
ные здания и сооружения подразделяются в
зависимости от возможности использования
их инвалидами на три группы:

- специализированные, т.е. предназначенные специально для различных групп маломобиль­ного населения; в них обеспечивается про­живание, обслуживание, лечение и получе­ние образования тех групп маломобильного населения, которые по состоянию здоровья не могут пользоваться общественной инфра­структурой города, даже если она адапти­рована к потребностям инвалидов, а также обеспечивается обслуживание в специальных центрах инвалидов и престарелых, прожи­вающих в жилых районах города (села); зда­ния специализированных учреждений для


Таблица 3.1

КОЛИЧЕСТВО МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЯХ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСЕМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДАМИ

 

Тип здания Единица измерения Количество мест для инвалидов
Учебно-воспитательные 1 место Не менее 2 % общего числа мест в
учреждения (школы общего   учреждении
типа, ПТУ, техникумы,    
детские дошкольные    
учреждения) и общежития    
Высшие учебные заведения 1 место 2,7 % общего числа мест в вузе
Санатории, объекты отдыха и 1 место Не менее 3 % общей вместимости
туризма   учреждения
Культурно-зрелищные Специальное место Из расчета:
учреждения для инвалида на при 50 - 150 мест в зале - 5 % мест;
  коляске в зрительном при 151 - 300 - 3 % мест;
  зале при 301 -1000 - 2 % мест;
    св. 1000 - 20 мест плюс по одному на
    каждые 100 мест св. 1000
Библиотеки, рестораны, кафе 1 место 5 % общей вместимости учреждения
Магазины, выставки Единица пропускной 2 % пропускной способности
  способности учреждения
Физкультурно-спортивные Единица пропускной 10 -15 % пропускной способности,
сооружения способности включая места для занятии.

Примечание. В табл. 3.1 даны лишь ориентировочные цифры по количеству мест для инвалидов в общественных зданиях. Более точные расчеты по видам конкретных зданий и помещений (суд, почта, банк, магазин, школа, библиотека, цирк, киноконцертный зал и т.п.) представлены в СП 31-102-99.


инвалидов и престарелых проектируются по специальным нормам;

- общего пользования, неспециализированные,
т.е. предназначенные для всех групп населе­
ния, в том числе инвалидов; эти здания и
сооружения должны проектироваться в соот­
ветствии с ВСН 62-91*; во всех обществен­
ных зданиях и сооружениях должны пре­
дусматриваться специальные места или по­
мещения для инвалидов, в том числе пере­
двигающихся с помощью кресел-колясок или
других вспомогательных средств и приспо­
соблений. Рекомендуемое количество этих
мест в процентах общей вместимости здания
(учреждения) приведено в табл. 3.1;

- не предназначенные для пребывания в них инвали­
дов, т.е. те объекты, пребывание на которых
либо опасно для здоровья инвалида, либо
вследствие присутствия там инвалида может
создаться опасная ситуация для окружающих;
на эти здания и сооружения (преимуществен­
но промышленные) не распространяются тре­
бования ВСН 62-91*.

 

Перечень объектов (зданий, сооруже­
ний, помещений, мест обслуживания), дос­
тупных маломобильным посетителям, устанав­
ливается заданием на проектирование, ут­
вержденным в установленном порядке по со­
гласованию с территориальным органом со­
циальной защиты населения и с учетом мне­
ния общественных объединений инвалидов.

В зависимости от проектной доли ма­
ломобильных посетителей, от финансовых
возможностей заказчика и функциональной
структуры учреждения обслуживания реко­
мендуется применять один из двух вариан­
тов форм обслуживания (не учитывая об­
служивания на дому):

- вариант «А»- доступность любого места
обслуживания для инвалидов; следует пре­
дусматривать устройство общих универсаль­
ных путей движения для здоровых и мало­
мобильных лиц и приспособление для нужд
лиц с нарушением здоровья специальных мест
обслуживания из состава общего числа та­
ких мест;

- вариант «Б» - выделение в уровне входной
площадки специальных помещений, зон или
блоков, приспособленных для обслуживания
инвалидов; следует предусматривать устрой­
ство специальных входов, специально обуст­
роенных параллельных путей движения и
мест обслуживания для лиц с нарушением
здоровья.

• Здания образовательных учреждений
рекомендуется делать доступными для всех
категорий обучаемых с нарушениями здо­
ровья, кроме тех, для которых предусматри­
ваются специальные реабилитационно-обра-
зовательные учреждения, сочетающие обу-


чение с коррекцией и компенсацией недо­статков развития. Если в задании на проек­тирование не установлены ограничения, сле­дует обеспечить возможность учащемуся-ин­валиду учиться в составе любой учебной груп­пы (ученического класса). Поэтому требова­ниям доступности должны отвечать все учеб­ные помещения.

Номера в гостиницах и санаториях с
местами для инвалидов (одиноких инвали­
дов и инвалидов с семьями), пользующихся
для передвижения креслами-колясками и
другими приспособлениями следует распола­
гать, как правило, на первом этаже.

При проектировании путей эвакуации
инвалидов следует исходить из того, что эти
пути должны соответствовать требованиям
обеспечения их доступности и безопасности
для передвижения инвалидов. Не допускает­
ся предусматривать пути эвакуации инвали­
дов и престарелых по открытым наружным
металлическим лестницам.

Коммуникационные пути рекомендует­
ся совмещать с эвакуационными путями. В
качестве аварийных могут быть предусмот­
рены дополнительные пути и устройства, об­
легчающие и ускоряющие эвакуацию, осо­
бенно лиц с нарушением здоровья.

Места для инвалидов в креслах-коляс­
ках не следует располагать группами чис­
ленностью более трех в одном ряду, жела­
тельно их располагать рассредоточенными по
всему пространству вблизи от выходов (по
краям рядов и т.п.).

В зрительных залах следует предусмат­
ривать не менее трех зрительских мест, обо­
рудуемых индивидуальными слуховыми ап­
паратами для инвалидов с ослабленным слу­
хом или нарушениями зрения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.239 (0.014 с.)