Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доступная среда глазами инвалида

Поиск

Е. Г. ЛЕОНТЬЕВА

ДОСТУПНАЯ СРЕДА ГЛАЗАМИ ИНВАЛИДА

Научно-популярное издание

Екатеринбург 2001


ББК С 550.44 УДК 316.35 Л 478

Научно-популярное издание ДОСТУПНАЯ СРЕДА ГЛАЗАМИ ИНВАЛИДА



Издание подготовлено Екатеринбургской городской общественной организацией инвалидов-колясочников «Свободное движение» в рамках реализации общественного проекта «Программа «Доступный город»: улучшение качества проектов общественных зданий и сооружений с точки зрения потребностей инвалидов-колясочников».



Автор - Леонтьева Елена Геннадьевна

Компьютерная графика - Романов Виталий Витальевич

Юмористические рисунки - Дмитриев Валерий Николаевич

Издание осуществлено при финансовой поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия»


©Леонтьева Е. Г., 2001

© Местная общественная организация «Екатеринбургская городская общественная организация

инвалидов-колясочников «Свободное движение», 2001

© «Издательство «БАСКО», 2001


ПРЕДИСЛОВИЕ

Если Вы хоть раз ходили по российскому го­роду с детской коляской, то можете представить себе всю гамму чувств, охватывающих родителя, который должен проделывать «цирковые кульби­ты», подымаясь с коляской по лестнице к лифту и протискиваясь с ней в двери, забираясь в мага­зин, да просто идя по тротуару и преодолевая высокие бордюры, как на полосе препятствий. Но ребенка все-таки можно взять на руки! А что де­лать инвалиду, который может передвигаться только на коляске - на инвалидной коляске?!

По последним данным, в г. Екатеринбурге с населением в 1 млн. 300 тыс. человек проживают около 93 тысяч инвалидов разных групп. Из них -8 000 инвалидов ПОДА (с поражением опорно-двигательного аппарата), в том числе 2 000 - ин­валиды на колясках. Инвалиды ПОДА г. Екатерин­бурга не захотели мириться с тем, что они лише­ны элементарных, само собой разумеющихся прав, и в октябре 1998 года создали Екатерин­бургскую городскую общественную организа­цию инвалидов-колясочников «Свободное дви­жение», объединившую наиболее незащищенную часть инвалидов (официально организация была зарегистрирована позже- в марте 1999 года). Председатель организации - Елена Геннадьевна Леонтьева.

С первых же дней создания «Свободное дви­жение» тесно сотрудничает с городским Управ­лением по социальной политике, активно вклю­чилось в работу по реализации муниципальной программы социальной поддержки инвалидов «Инвалид», принятой в феврале 1998 года. Так в организации зародилась идея социальной про­граммы «Доступный город», цель которой - обес­печение доступа инвалидов-опорников к объек­там социальной инфраструктуры, жилым, обще­ственным и производственным зданиям, возмож­ность пользования общественным транспортом, строительство дорог по новым безбордюрным технологиям. В достижении этих целей органи­зация за 2 года добилась очень серьезных и зри­мых успехов.

Для того чтобы оценить конечный результат серьезных усилий администрации города, пред­принятых в 1998 году по решению этой пробле­мы, организация добилась включения (одними из первых в России) в состав Государственной комиссии по приемке и сдаче в эксплуатацию готовых городских объектов официальных представителей от общественных организа­ций инвалидов. Ими стали: председатель орга­низации «Свободное движение» Елена Леонтье­ва, передвигающаяся в инвалидной коляске, и за­меститель председателя Вячеслав Карелин, пе-


редвигающийся с помощью тросточек. С января 1999 года без подписи одного из них не от­крывается ни один социально-значимый объект в городе, за исключением офисов, жи­лых домов и дорог. Надо отметить, что это про­изошло практически одновременно с введением в действие с 1 января 1999 года долгожданной статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного до­ступа инвалидов к объектам социальной инфра­структуры» Закона РФ «О социальной защите ин­валидов в Российской Федерации».

В каждом (!) объекте, построенном в 1999 году в г. Екатеринбурге, инвалиды во время приемки выявляли недостатки. Как оказалось, 90% недо­работок и ошибочных решений изначально были заложены в проектах, в которых обраща­лось лишь укрупненное внимание на вход в мага­зин (наличие перил, пандуса, без деталировки и предъявления к ним нормативных требований). Выпадали также из поля зрения благоустройство территории возле объекта и возможность свобод­ного передвижения внутри (например, заклады­вались традиционно узкие двери в туалет). Прак­тически не изменились на тот момент требова­ния к вводимым офисам и жилым зданиям.

Связано это с тем, что нельзя в одночасье на­учиться видеть проект глазами инвалида, чтобы начать проектировать по-новому. Никого из ар­хитекторов, проектировщиков, специалистов Уп­равлений архитектуры этому раньше не учили и пока по-прежнему не учат в высших и средних учебных заведениях России. Выяснилось, что ар­хитекторы слабо разбираются, как правильно, а главное - удобно проектировать для инвалидов. Они не успевают следить за изменениями и до­полнениями в строительных нормах и правилах, экономят средства, не покупая достаточно доро­гую нормативную литературу, у них нет возмож­ности получить необходимую информацию и кон­сультацию, так как пока просто нет компетентно­го органа или опытных специалистов, знающих эту проблему всесторонне, способных видеть не­достатки проекта. Приходится всем набираться опыта методом проб и ошибок.

Статистика принятых инвалидами объектов по­казала, что из 66 объектов, акты приемки которых подписала Е. Г.Леонтьева с июня 1999 года по январь 2000 года, действительно доступными для колясочников были лишь 6 (!) объектов, т. е. лишь каждый 11 объект. В них по проекту либо нет на входе ступенек, либо есть пандус (наклонный бе­тонный заезд для инвалидов на коляске). Осталь­ные 60 объектов (91%) можно считать лишь ус­ловно-доступными, так как в соответствии с про­ектом они оборудованы на входе специальной кнопкой вызова персонала магазина для обслужи­вания инвалида на коляске прямо на улице или



помощи в подъеме на ступеньках. Это обусловле­но тем, что из этих 66 лишь один объект был пост­роен на новом месте, а остальные появились пос­ле реконструкции жилых квартир на первом этаже в существующих домах. В случае реконструкции оборудовать крыльцо каждого магазина необходи­мым по строительным нормам и правилам (СНиП) пандусом практически невозможно, так как при высоте крылечка 1 метр нормативный пандус бу­дет длиной минимум 10-12 метров. И хотя кнопок вызова нет в СНиП, местные власти нашли имен­но такой выход из тупиковой ситуации. Однако в статье 15 Закона РФ предлагается несколько дру­гой выход: «В случаях, когда действующие объек­ты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов долж­ны осуществляться по согласованию с обще­ственными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минималь­ных потребностей инвалидов». Следовательно, в этих случаях непосредственное участие инва­лидов в согласовании проектов в каждом городе просто необходимо. В Законе подчеркивается, что только сами инвалиды, а не здоровые люди мо­гут определить критерии своих минимальных по­требностей и предложить свои мероприятия уже не для свободного доступа, а хотя бы для облег­чения доступа в здания инвалидам (найти это про­межуточное положение между полным отсутстви­ем доступа и свободным доступом). Одновремен­но возникает вопрос: «А что такое минимальные потребности инвалидов? Каковы их критерии? И кто должен взять на себя ответственность за при­нятие субъективного решения?» Никакого мето­дического материала или строительных норм и правил по этому вопросу на сегодня просто нет. А архитекторам в таких случаях просто необхо­димы какие-то рекомендации, разработанные не­посредственно инвалидами. Нигде также точно не прописано, каким образом должна быть орга­низована работа инвалидов, источники финанси­рования этой работы. Именно из-за этого в Ека­теринбурге инвалиды добились официально­го согласования с ними проектов лишь в фев­рале 2000 года. Такого опыта проведения экс­пертизы проектов самими инвалидами на тот момент в России не было.

Если бы все 66 вышеуказанных принятых объектов прошли согласование с инвалидами еще на стадии проекта, то абсолютно реально инва­лиды могли бы подсказать архитекторам, как еще в 7 (!) конкретных объектах обеспечить свобод­ный или облегченный доступ инвалидам на ко­ляске! А это уже 6+7=13 (20%), т.е. каждый 5 объект. С накоплением опыта и знаний процент таких объектов мог бы повышаться.

Благодаря победе в конкурсе общественных проектов и получению гранта от Института


«Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия», общественная организация «Свободное движе­ние» сформировала библиотеку специальной литературы, в которой собраны нормативные и другие профильные материалы, касающиеся доступной среды для инвалидов. Уже несколь­ко десятков проектных организаций и частных лиц г. Екатеринбурга воспользовались бесплат­ными услугами этой библиотеки. Но даже зна­ние нормативов не решает всех возникающих проблем.

Основная проблема проектирования заклю­чается в том, что в нормативных документах изначально определены одинаковые требова­ния как к вновь строящимся зданиям, так и к реконструируемым объектам, что в принципе не верно. Создать доступ для колясочников всегда гораздо сложнее при реконструкции, чем при новом строительстве. Именно поэто­му в данном издании обобщен практический опыт решения возникающих проблем и даны ответы на наиболее часто возникающие воп­росы. Большое поле для деятельности инва­лидов связано также с изменением существу­ющих стереотипов при проектировании жилых домов.

В связи с тем, что российская нормативная база строительных норм и правил очень сильно отстает от требований времени, в книге представ­лена более «продвинутая» концепция строитель­ства с учетом потребностей инвалидов, исходя из мировых тенденций и на основе международ­ных стандартов. Эта концепция лет на пять, а может и больше, опережает существующие нор­мативы. Именно поэтому субъективная точка зре­ния автора может не совпадать с официальным мнением. Но это дает пищу для анализа и раз­мышлений.

Хочу обратить Ваше особое внимание, что • официальные нормативные требования и субъективные рассуждения автора очень лег­ко зрительно отличить друг от друга, так как они набраны разным шрифтом. Нормативные требования также обозначены точкой.

Требования по обеспечению условий доступа, систематизированные в издании, подобраны из разных действующих нормативных документов и представлены в виде дословных цитат с после­дующими комментариями автора.

- таким знаком обозначены наиболее ча­сто возникающие вопросы, на которые я постаралась дать ответы.

Надеемся, что эта книга, выпущенная при фи­нансовой поддержке Фонда Сороса, окажет ре­альную помощь всем, кто участвует в процессе создания условий доступа для инвалидов.


ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ

ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ,

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ

ПОДГОТОВКЕ ИЗДАНИЯ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОДХОДЫ

3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ:

- инвалиды с поражением опорно-двигатель­
ного аппарата (включая инвалидов, использую­
щих кресла-коляски);

- инвалиды с недостатками зрения и слуха;

- лица преклонного возраста (60 лет и стар­
ше);

- временно нетрудоспособные;

- беременные женщины;

- люди с детскими колясками;

- дети дошкольного возраста.

* При проектировании общественных зда­ний и сооружений, как правило, следует создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе и маломобильными инвалидами. Ос­новной принцип, который должен реализо-вываться при формировании среды жизне­деятельности с учетом инвалидов,- макси­мально возможная интеграция инвалидов во все сферы жизни общества- труд, быт, об­разование, досуг, проживание, реабилита­ция.

Принципиальные подходы к решению проблем реабилитации жилой среды с учетом потребнос­тей инвалидов и других маломобильных групп на­селения (престарелых, временно нетрудоспособ­ных, пешеходов с детскими колясками и детей дош-


кольного возраста) основаны на том, что те пара­метры и требования, которые обеспечивают инва­лидам условия доступности, не только создают воз­можность для удовлетворения потребностей пред­ставителей групп населения с ограниченными воз­можностями, но и способствуют реальному повы­шению общего уровня комфортности среды жиз­недеятельности для всех групп населения.

Проектные решения, проектируемые ус­
тройства и мероприятия, предназначенные
для маломобильных посетителей, не должны
снижать эффективность эксплуатации зда­
ний, а также удобство получения услуг дру­
гими категориями посетителей.

• При проектировании следует учитывать,
что жилые, общественные и производствен­
ные здания и сооружения подразделяются в
зависимости от возможности использования
их инвалидами на три группы:

- специализированные, т.е. предназначенные специально для различных групп маломобиль­ного населения; в них обеспечивается про­живание, обслуживание, лечение и получе­ние образования тех групп маломобильного населения, которые по состоянию здоровья не могут пользоваться общественной инфра­структурой города, даже если она адапти­рована к потребностям инвалидов, а также обеспечивается обслуживание в специальных центрах инвалидов и престарелых, прожи­вающих в жилых районах города (села); зда­ния специализированных учреждений для


Таблица 3.1

КОЛИЧЕСТВО МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЯХ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСЕМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДАМИ

 

Тип здания Единица измерения Количество мест для инвалидов
Учебно-воспитательные 1 место Не менее 2 % общего числа мест в
учреждения (школы общего   учреждении
типа, ПТУ, техникумы,    
детские дошкольные    
учреждения) и общежития    
Высшие учебные заведения 1 место 2,7 % общего числа мест в вузе
Санатории, объекты отдыха и 1 место Не менее 3 % общей вместимости
туризма   учреждения
Культурно-зрелищные Специальное место Из расчета:
учреждения для инвалида на при 50 - 150 мест в зале - 5 % мест;
  коляске в зрительном при 151 - 300 - 3 % мест;
  зале при 301 -1000 - 2 % мест;
    св. 1000 - 20 мест плюс по одному на
    каждые 100 мест св. 1000
Библиотеки, рестораны, кафе 1 место 5 % общей вместимости учреждения
Магазины, выставки Единица пропускной 2 % пропускной способности
  способности учреждения
Физкультурно-спортивные Единица пропускной 10 -15 % пропускной способности,
сооружения способности включая места для занятии.

Примечание. В табл. 3.1 даны лишь ориентировочные цифры по количеству мест для инвалидов в общественных зданиях. Более точные расчеты по видам конкретных зданий и помещений (суд, почта, банк, магазин, школа, библиотека, цирк, киноконцертный зал и т.п.) представлены в СП 31-102-99.


инвалидов и престарелых проектируются по специальным нормам;

- общего пользования, неспециализированные,
т.е. предназначенные для всех групп населе­
ния, в том числе инвалидов; эти здания и
сооружения должны проектироваться в соот­
ветствии с ВСН 62-91*; во всех обществен­
ных зданиях и сооружениях должны пре­
дусматриваться специальные места или по­
мещения для инвалидов, в том числе пере­
двигающихся с помощью кресел-колясок или
других вспомогательных средств и приспо­
соблений. Рекомендуемое количество этих
мест в процентах общей вместимости здания
(учреждения) приведено в табл. 3.1;

- не предназначенные для пребывания в них инвали­
дов, т.е. те объекты, пребывание на которых
либо опасно для здоровья инвалида, либо
вследствие присутствия там инвалида может
создаться опасная ситуация для окружающих;
на эти здания и сооружения (преимуществен­
но промышленные) не распространяются тре­
бования ВСН 62-91*.

 

Перечень объектов (зданий, сооруже­
ний, помещений, мест обслуживания), дос­
тупных маломобильным посетителям, устанав­
ливается заданием на проектирование, ут­
вержденным в установленном порядке по со­
гласованию с территориальным органом со­
циальной защиты населения и с учетом мне­
ния общественных объединений инвалидов.

В зависимости от проектной доли ма­
ломобильных посетителей, от финансовых
возможностей заказчика и функциональной
структуры учреждения обслуживания реко­
мендуется применять один из двух вариан­
тов форм обслуживания (не учитывая об­
служивания на дому):

- вариант «А»- доступность любого места
обслуживания для инвалидов; следует пре­
дусматривать устройство общих универсаль­
ных путей движения для здоровых и мало­
мобильных лиц и приспособление для нужд
лиц с нарушением здоровья специальных мест
обслуживания из состава общего числа та­
ких мест;

- вариант «Б» - выделение в уровне входной
площадки специальных помещений, зон или
блоков, приспособленных для обслуживания
инвалидов; следует предусматривать устрой­
ство специальных входов, специально обуст­
роенных параллельных путей движения и
мест обслуживания для лиц с нарушением
здоровья.

• Здания образовательных учреждений
рекомендуется делать доступными для всех
категорий обучаемых с нарушениями здо­
ровья, кроме тех, для которых предусматри­
ваются специальные реабилитационно-обра-
зовательные учреждения, сочетающие обу-


чение с коррекцией и компенсацией недо­статков развития. Если в задании на проек­тирование не установлены ограничения, сле­дует обеспечить возможность учащемуся-ин­валиду учиться в составе любой учебной груп­пы (ученического класса). Поэтому требова­ниям доступности должны отвечать все учеб­ные помещения.

Номера в гостиницах и санаториях с
местами для инвалидов (одиноких инвали­
дов и инвалидов с семьями), пользующихся
для передвижения креслами-колясками и
другими приспособлениями следует распола­
гать, как правило, на первом этаже.

При проектировании путей эвакуации
инвалидов следует исходить из того, что эти
пути должны соответствовать требованиям
обеспечения их доступности и безопасности
для передвижения инвалидов. Не допускает­
ся предусматривать пути эвакуации инвали­
дов и престарелых по открытым наружным
металлическим лестницам.

Коммуникационные пути рекомендует­
ся совмещать с эвакуационными путями. В
качестве аварийных могут быть предусмот­
рены дополнительные пути и устройства, об­
легчающие и ускоряющие эвакуацию, осо­
бенно лиц с нарушением здоровья.

Места для инвалидов в креслах-коляс­
ках не следует располагать группами чис­
ленностью более трех в одном ряду, жела­
тельно их располагать рассредоточенными по
всему пространству вблизи от выходов (по
краям рядов и т.п.).

В зрительных залах следует предусмат­
ривать не менее трех зрительских мест, обо­
рудуемых индивидуальными слуховыми ап­
паратами для инвалидов с ослабленным слу­
хом или нарушениями зрения.

ОБОРУДОВАНИЕ

На путях движения пешеходов, в об­
щественных местах, на дорогах, улицах и
площадях, особенно на перекрестках, в пар­
ках, на станциях и остановках обществен­
ного транспорта следует устанавливать ин­
формационные указатели, предупреждаю­
щие инвалидов о строительных барьерах, а
при необходимости и об имеющихся опас­
ностях.

Светофоры и устройства, регулирующие
движение пешеходов через транспортные
коммуникации, а также в местах, представ­
ляющих опасность для людей с полной или
частичной потерей зрения, должны дублиро­
ваться звуковыми сигналами.

При наличии нескольких идентичных
мест (приборов, устройств и т.п.) обслужива­
ния посетителей 5% из общего числа, но не
менее одного, должны быть запроектирова­
ны так, чтобы инвалид мог воспользоваться
им.

При проектировании интерьеров, под­
боре и расстановке технологического и дру­
гого оборудования, приборов и устройств сле­
дует исходить из того, что зона досягаемости
для посетителя в кресле-коляске должна на­
ходиться в пределах:

 

- при расположении сбоку от посетителя -
не выше 1,4 м и не ниже 0,3 м от пола;

- при фронтальном подходе - не выше 1,2 м
и не ниже 0,4 м. Это зона оптимальной дося­
гаемости, или доступности (рис. 3.1).

Зная эти цифры, всегда можно правильно ус­тановить приборы и оборудование, хотя в норма­тивной литературе встречаются точно сформули­рованные требования:


 

• Не менее одного из таксофонов, размещае­
мых в доступных для инвалидов местах общего
пользования, или один в каждом ряду таксофо­
нов следует устанавливать на высоте не более
0,8 м от уровня покрытия площадки (или пола) до
оси номеронабирателя или не более 1,1 метра
до места вставки телефонной карты.

• Рабочие поверхности справочных киосков,
торговых автоматов, телефонов-автоматов и дру­
гих видов обслуживания следует располагать на
доступной для инвалидов высоте 0,8-1,1 м.

• Приборы для открывания и закрывания две­
рей, горизонтальные поручни, а также ручки, ры­
чаги, краны, кнопки и прочие устройства, кото­
рыми могут пользоваться маломобильные посе­
тители внутри и вне здания, следует устанавли­
вать на высоте не более 1,1 м и не менее 0,85 м
от пола (СНиП 2.08.02-89*).

• Ручки, рычаги, краны, кнопки электрических
выключателей и различных аппаратов, электри­
ческие розетки, отверстия торговых, билетных и
т.п. автоматов и прочие устройства, предназна­
ченные для обслуживания инвалидов и преста­
релых, следует располагать на высоте не более
1 м от уровня пола и на расстоянии не менее 0,4 м
от боковой стены помещения (ВСН 62-91*).

• В местах, доступных для инвалидов на крес­
лах-колясках, уровень приемного отверстия почто­
вого ящика следует располагать на высоте не более
1,3 м от поверхности пешеходного пути или пола.

• Рабочие поверхности киосков, прилавков для
торговли и обслуживания населения, стоек или
их частей в гардеробах, буфетах, регистратурах,
окна кассовых кабин и т.п. следует располагать
на высоте не более 0,8 м от уровня пешеходной
части пути или пола помещения.

В столовых, буфетах, барах часть обо­рудования для посетителей (прилавки, сто­лы, барные стойки и т.п.) должны распола­гаться на доступной для инвалида высоте. Зона для размещения кресла-коляски должна со­ставлять не менее 900x1500 мм.

Рекомендуемые параметры функциональной зоны размещения инвалида на коляске возле обору­дования представлены в издании «Designing for Accessibility» следующим образом (рис. 3.2).

В СП 31-102-99 рекомендуется предусматри­вать в местах обслуживания лиц на креслах-ко­лясках использование приставных (откидных, выд­вижных) рабочих поверхностей к столу персонала с высотой рабочей поверхности от пола не менее 0,6 м (без использования пространства под повер­хностью) и не более 0,9 м, шириной не менее 0,8 и глубиной не менее 0,5 м, с возможностью въе­хать под поверхность частью кресла-коляски. Что­бы инвалиды на колясках могли в магазинах само­стоятельно выбирать товар, в торговых залах са­мообслуживания максимальная глубина полок (при подъезде вплотную) не должна быть более 0,5 м.



750-800

1500 1200 min

800 min

Рис. 3.2

 

Замкнутые пространства, где маломо­
бильный посетитель может оказаться один
(кабина лифта, кабина туалета и т.п.), дол­
жны быть оборудованы (при наличии таких
устройств в здании) экстренной двусторон­
ней связью с диспетчером или дежурным, в
том числе для лиц с дефектами слуха. В та­
ких помещениях должно предусматриваться
аварийное освещение.

Открытые участки стен коридоров спе­
циально для инвалидов должны дополнитель­
но оборудоваться сплошными поручнями на
высоте 0,9 м- для взрослых, 0,7 м- для под­
ростков, 0,5 м - для детей младшего возраста.

Все элементы стационарного оборудо­
вания, предназначенные для пользования ин­
валидами, должны быть прочно и надежно
закреплены. Крепежные детали оборудова­
ния, регуляторов, электрических выключате­
лей и т.п. не должны выступать за плоскость
стен или закрепляемого элемента.

Ручки, запорные и другие приспособле­
ния на дверях, ведущих в помещения, где опас­
но находиться людям с полной или частичной
потерей зрения, должны иметь единообраз­
ную для таких помещений опознавательную
рельефную или фактурную поверхность.

Все доступные для инвалидов места об­
щего пользования, здания и сооружения дол­
жны быть отмечены символами или знаками

 

|ENTRANCE

установленного международно­го образца, в частности: места паркования личного автотран­спорта, остановка общественно­го транспорта, приспособленные для инвалидов входы в здания, сооружения и переходы через транспортные коммуникации, общественные уборные, бани и т.п.

 

На рисунке 3.3 - международный указатель месторасположения до­ступного для инвалидов входа.


900-1000





 


самим определить необходимую ширину зоны прохода, коридора или проектируемого панду­са. Но надо помнить одно правило:

Минимальная ширина коридора, в котором смо­жет повернуть или развернуться инвалидная ко­ляска, составляет не менее 1200 мм.

При местном сужении прохода возмож­
но уменьшение его ширины до 0,85 м.

Что такое «местное сужение прохода»? На­пример, два участка коридора разделены между собой стеной. Ширина каждого коридора-1500 мм. Соединяет коридоры между собой от­крытый проем в стене. Его ширина может быть 850 мм.

Обращаю ваше внимание, что в таблице дана ширина зон прохода в чистоте. Объекты и уст­ройства (почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационные щиты и т.п.), размещаемые на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений не должны сокра­щать пространство, необходимое для проезда и маневрирования кресла-коляски. Ни одно пре­пятствие в коридорах не должно перекрывать минимально необходимую ширину прохода. В противном случае необходимо расширить ши­рину тротуарной дорожки или коридора с уче­том возможных препятствий.

На стр. 42-45 можно увидеть пример негра­мотно установленного информационного щита, перекрывающего доступ к пандусу инвалида на коляске, и познакомиться с образцом бездум­ной установки мусорного контейнера, который не дает инвалиду на коляске подъехать к кнопке вызова.

При повороте тротуарной дорожки, ко-


ридора, пандуса и т.п. на 90° должна со­блюдаться минимально необходимая зона для поворота кресла-коляски, приведенная в разделе «Зоны разворота кресла-коляс­ки». В тупиковой части пешеходных доро­жек и коридоров необходимо обеспечить возможность разворота кресла-коляски на 180°.

Высота прохода до низа выступающих
конструкций должна быть не менее 2,1 м.

Подходы к оборудованию и мебели
должны иметь ширину не менее 0,9 м, а
при необходимости поворота кресла-коляс­
ки на 90°
- не менее 1,2 м.

При расстановке оборудования в торговом зале необходимо оставлять проходы между стел­лажами не менее 0,9 метра.

Если торговля осуществляется по системе самообслуживания, то на входе ширина одно­го из турникетов должна быть достаточной для въезда инвалида на коляске. На выходе шири­на прохода возле хотя бы одного из конт­рольных кассовых постов должна быть не ме­нее 1,1 м (минимально допустимая ширина-0,9 м). Расчетная плоскость этого кассового поста должна быть расположена на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола.

В магазинах одежды хотя бы одна из при­мерочных кабин должна быть шириной не ме­нее 0,9 метра, глубиной 1,2-1,5 метра. Но это минимальные стандарты. В СП 31-102-99 ре­комендуется проектировать примерочную ка­бину с размерами, не менее: площадь-2,0x1,7 кв.м, высота - 2,1 м, чтобы обеспечить инвалидам необходимый уровень комфорта. Хорошо было бы не забыть поставить во всех примерочных кабинках (или возле них) стул,



который будет нужен не только инвалидам на костылях, но и обычным людям. А несколько крючков на разной высоте окажут покупате­лям незаменимую услугу. В примерочных ка­бинах для инвалидов необходимо предусмат­ривать небьющиеся зеркала или выполнять противоударное ограждение нижней части зеркала на высоту 0,3 м.

Хотелось бы посоветовать шире использо­вать откидные сиденья (в лифтах, в телефон­ных будках, душевых и т.п.). Они создают до­полнительные удобства для людей, передви­гающихся с помощью тросточек и костылей, но при этом не сокращают пространство, необ­ходимое для маневрирования инвалида-коля­сочника.

Около столов, прилавков и других мест
обслуживания, у настенных аппаратов и ус­
тройств, которыми пользуются маломобиль­
ные посетители, следует предусматривать сво­
бодное пространство размерами в плане не
менее 0,9x1,5 м.

Иными словами, необходимо всегда предус­матривать свободную зону подхода (к телефо­ну, к пандусу, к двери, к примерочной и т.д.).

Ширина галерей, а также балконов и
лоджий (в санаториях, гостиницах и т.п.)
должна быть не менее 1,5 метра в свету.
Жилые помещения специализированных жи­
лых зданий и территориальных центров со­
циального обслуживания следует проекти­
ровать с балконами (лоджиями) глубиной
не менее 1,4 м.

300-500

Рис. 4.6

Рис. 4.7



ВХОДЫ В ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ

Помещения, зоны и места оказания ус­
луг, посещаемые маломобильными посетите­
лями, следует, как правило, размещать на
уровне, ближайшем к поверхности земли.

Все здания и сооружения, которыми
могут пользоваться инвалиды, должны иметь
не менее одного доступного для них входа,
который при необходимости должен быть
оборудован пандусом или другим устрой­
ством, обеспечивающим возможность подъе­
ма инвалида на уровень входа в здание, его
первого этажа или лифтового холла.

По моему мнению, требование иметь хотя бы один вход, оборудованный для инвалидов, относится только к инвалидам на коляске, то есть пандусом достаточ­но оборудовать только один вход, а не все входы в здания. Во-первых, пандус - это достаточно слож­ное сооружение, во-вторых, большинству колясочни­ков нетрудно проехать «лишние» 10-20 метров до пандуса. Но абсолютно невозможно представить себе ситуацию, чтобы инвалид, с трудом передвигающий­ся на костылях, ходил вдоль многочисленных входов в здание в поисках лестницы, оборудованной пери­лами. По моему твердому убеждению, все лестницы, ведущие в здание, должны быть удобны и комфорт­ны для всех категорий населения, то есть выполнены в соответствии с нормативными требованиями ВСН 62-91* и обязательно оборудованы поручнями.

Идеальный во всех отношениях вход в зда­ние - это вход в одном уровне с тротуаром без «строительных барьеров» (без лестниц и пандусов).

Такой вход удобен для всех категорий населе­ния и, главное, не требует дополнительных затрат на обеспечение доступа маломобильных граждан.

Для того чтобы во время дождя вода не залива­ла помещение, расположенное практически на уров­не земли, вход в него всегда располагают на 12 -15 см выше уровня земли и перед ним укладывают плиту. Эта плита перед входной дверью высотой всего-то (!) 12 -15 см встречается сегодня во мно­гих проектах. Фактически это одна, но все-таки сту­пенька! Именно она больше всего раздражает ин­валидов, так как на нее не могут забраться ни ин­валиды на костылях (из-за отсутствия перил), ни инвалиды на колясках. Близок локоть, а не укусишь.

А ведь нет ничего проще, как «размыть» торчащие края плиты, выровняв поверхность около нее во все стороны, или выполнить искусственные плавные спуски с уклоном не более 5% (рис. 5.1). Это долж­но быть изначально предусмотрено в проекте!

Если же выровнять поверхность с допустимым уклоном не удается, то можно предусмотреть по­логий спуск хотя бы с одного края плиты в виде пандуса. При этом необходимо учитывать, что дверь должна, как правило, открываться в сторону, противоположную от пандуса, а размеры плиты зависят от вида входных дверей, направления


Рис 5.1

открывания дверей, места расположения панду­са. Параметры плиты следует предусматривать такие же, как у площадки перед входом, оборудо­ванном пандусом, то есть глубина плиты - не ме­нее 1,2—1,5 м и т.д. (см. «Пандусы»).

0 Можно ли предусмотреть доступ для ин­валидов на колясках не через главный вход, а через служебный или дополни­тельный?

В зданиях - памятниках архитектуры - это, как пра­вило, единственно возможный выход.

При реконструкции существующего здания это штат­ная ситуация. Нужно предусмотреть доступ там, где его организовать проще. Не надо полагать, что это выглядит как некая дискриминация по отношению к инвалиду. Иногда использование служебного входа в чем-то даже удобнее, так как появляется возможность обеспечить ин­дивидуальный подход к инвалиду как к VIP-персоне, он может незаметно для окружающих (например, во время представления) покинуть здание в случае плохого само­чувствия, его не затопчут во время пожара. Главное, что­бы этим входом было просто и удобно пользоваться. Если для того чтобы воспользоваться лифтом у главного вхо­да, инвалиду надо будет за два дня до представления договариваться с администратором о включении лифта, то это не свободный доступ! Тогда лучше уж оборудо­вать служебный вход стационарным пандусом с допус­тимым уклоном, по которому инвалид сможет подняться в любой момент без посторонней помощи.

Если выполняется проект нового строительства, то желательно все-таки предусматривать один общий и доступный для всех категорий населения вход. Раз мы декларируем необходимость создания равных усло­вий для всех, то к этому нужно стремиться.

Двери в здания и помещения на путях дви­
жения инвалидов не должны иметь порогов, а
при необходимости их устройства высота порога
не должна превышать 0,025



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.223 (0.018 с.)