Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Доступная среда глазами инвалида↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Е. Г. ЛЕОНТЬЕВА ДОСТУПНАЯ СРЕДА ГЛАЗАМИ ИНВАЛИДА Научно-популярное издание Екатеринбург 2001 ББК С 550.44 УДК 316.35 Л 478 Научно-популярное издание ДОСТУПНАЯ СРЕДА ГЛАЗАМИ ИНВАЛИДА Издание подготовлено Екатеринбургской городской общественной организацией инвалидов-колясочников «Свободное движение» в рамках реализации общественного проекта «Программа «Доступный город»: улучшение качества проектов общественных зданий и сооружений с точки зрения потребностей инвалидов-колясочников». Автор - Леонтьева Елена Геннадьевна Компьютерная графика - Романов Виталий Витальевич Юмористические рисунки - Дмитриев Валерий Николаевич Издание осуществлено при финансовой поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия» ©Леонтьева Е. Г., 2001 © Местная общественная организация «Екатеринбургская городская общественная организация инвалидов-колясочников «Свободное движение», 2001 © «Издательство «БАСКО», 2001 ПРЕДИСЛОВИЕ Если Вы хоть раз ходили по российскому городу с детской коляской, то можете представить себе всю гамму чувств, охватывающих родителя, который должен проделывать «цирковые кульбиты», подымаясь с коляской по лестнице к лифту и протискиваясь с ней в двери, забираясь в магазин, да просто идя по тротуару и преодолевая высокие бордюры, как на полосе препятствий. Но ребенка все-таки можно взять на руки! А что делать инвалиду, который может передвигаться только на коляске - на инвалидной коляске?! По последним данным, в г. Екатеринбурге с населением в 1 млн. 300 тыс. человек проживают около 93 тысяч инвалидов разных групп. Из них -8 000 инвалидов ПОДА (с поражением опорно-двигательного аппарата), в том числе 2 000 - инвалиды на колясках. Инвалиды ПОДА г. Екатеринбурга не захотели мириться с тем, что они лишены элементарных, само собой разумеющихся прав, и в октябре 1998 года создали Екатеринбургскую городскую общественную организацию инвалидов-колясочников «Свободное движение», объединившую наиболее незащищенную часть инвалидов (официально организация была зарегистрирована позже- в марте 1999 года). Председатель организации - Елена Геннадьевна Леонтьева. С первых же дней создания «Свободное движение» тесно сотрудничает с городским Управлением по социальной политике, активно включилось в работу по реализации муниципальной программы социальной поддержки инвалидов «Инвалид», принятой в феврале 1998 года. Так в организации зародилась идея социальной программы «Доступный город», цель которой - обеспечение доступа инвалидов-опорников к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным и производственным зданиям, возможность пользования общественным транспортом, строительство дорог по новым безбордюрным технологиям. В достижении этих целей организация за 2 года добилась очень серьезных и зримых успехов. Для того чтобы оценить конечный результат серьезных усилий администрации города, предпринятых в 1998 году по решению этой проблемы, организация добилась включения (одними из первых в России) в состав Государственной комиссии по приемке и сдаче в эксплуатацию готовых городских объектов официальных представителей от общественных организаций инвалидов. Ими стали: председатель организации «Свободное движение» Елена Леонтьева, передвигающаяся в инвалидной коляске, и заместитель председателя Вячеслав Карелин, пе- редвигающийся с помощью тросточек. С января 1999 года без подписи одного из них не открывается ни один социально-значимый объект в городе, за исключением офисов, жилых домов и дорог. Надо отметить, что это произошло практически одновременно с введением в действие с 1 января 1999 года долгожданной статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В каждом (!) объекте, построенном в 1999 году в г. Екатеринбурге, инвалиды во время приемки выявляли недостатки. Как оказалось, 90% недоработок и ошибочных решений изначально были заложены в проектах, в которых обращалось лишь укрупненное внимание на вход в магазин (наличие перил, пандуса, без деталировки и предъявления к ним нормативных требований). Выпадали также из поля зрения благоустройство территории возле объекта и возможность свободного передвижения внутри (например, закладывались традиционно узкие двери в туалет). Практически не изменились на тот момент требования к вводимым офисам и жилым зданиям. Связано это с тем, что нельзя в одночасье научиться видеть проект глазами инвалида, чтобы начать проектировать по-новому. Никого из архитекторов, проектировщиков, специалистов Управлений архитектуры этому раньше не учили и пока по-прежнему не учат в высших и средних учебных заведениях России. Выяснилось, что архитекторы слабо разбираются, как правильно, а главное - удобно проектировать для инвалидов. Они не успевают следить за изменениями и дополнениями в строительных нормах и правилах, экономят средства, не покупая достаточно дорогую нормативную литературу, у них нет возможности получить необходимую информацию и консультацию, так как пока просто нет компетентного органа или опытных специалистов, знающих эту проблему всесторонне, способных видеть недостатки проекта. Приходится всем набираться опыта методом проб и ошибок. Статистика принятых инвалидами объектов показала, что из 66 объектов, акты приемки которых подписала Е. Г.Леонтьева с июня 1999 года по январь 2000 года, действительно доступными для колясочников были лишь 6 (!) объектов, т. е. лишь каждый 11 объект. В них по проекту либо нет на входе ступенек, либо есть пандус (наклонный бетонный заезд для инвалидов на коляске). Остальные 60 объектов (91%) можно считать лишь условно-доступными, так как в соответствии с проектом они оборудованы на входе специальной кнопкой вызова персонала магазина для обслуживания инвалида на коляске прямо на улице или помощи в подъеме на ступеньках. Это обусловлено тем, что из этих 66 лишь один объект был построен на новом месте, а остальные появились после реконструкции жилых квартир на первом этаже в существующих домах. В случае реконструкции оборудовать крыльцо каждого магазина необходимым по строительным нормам и правилам (СНиП) пандусом практически невозможно, так как при высоте крылечка 1 метр нормативный пандус будет длиной минимум 10-12 метров. И хотя кнопок вызова нет в СНиП, местные власти нашли именно такой выход из тупиковой ситуации. Однако в статье 15 Закона РФ предлагается несколько другой выход: «В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов». Следовательно, в этих случаях непосредственное участие инвалидов в согласовании проектов в каждом городе просто необходимо. В Законе подчеркивается, что только сами инвалиды, а не здоровые люди могут определить критерии своих минимальных потребностей и предложить свои мероприятия уже не для свободного доступа, а хотя бы для облегчения доступа в здания инвалидам (найти это промежуточное положение между полным отсутствием доступа и свободным доступом). Одновременно возникает вопрос: «А что такое минимальные потребности инвалидов? Каковы их критерии? И кто должен взять на себя ответственность за принятие субъективного решения?» Никакого методического материала или строительных норм и правил по этому вопросу на сегодня просто нет. А архитекторам в таких случаях просто необходимы какие-то рекомендации, разработанные непосредственно инвалидами. Нигде также точно не прописано, каким образом должна быть организована работа инвалидов, источники финансирования этой работы. Именно из-за этого в Екатеринбурге инвалиды добились официального согласования с ними проектов лишь в феврале 2000 года. Такого опыта проведения экспертизы проектов самими инвалидами на тот момент в России не было. Если бы все 66 вышеуказанных принятых объектов прошли согласование с инвалидами еще на стадии проекта, то абсолютно реально инвалиды могли бы подсказать архитекторам, как еще в 7 (!) конкретных объектах обеспечить свободный или облегченный доступ инвалидам на коляске! А это уже 6+7=13 (20%), т.е. каждый 5 объект. С накоплением опыта и знаний процент таких объектов мог бы повышаться. Благодаря победе в конкурсе общественных проектов и получению гранта от Института «Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия», общественная организация «Свободное движение» сформировала библиотеку специальной литературы, в которой собраны нормативные и другие профильные материалы, касающиеся доступной среды для инвалидов. Уже несколько десятков проектных организаций и частных лиц г. Екатеринбурга воспользовались бесплатными услугами этой библиотеки. Но даже знание нормативов не решает всех возникающих проблем. Основная проблема проектирования заключается в том, что в нормативных документах изначально определены одинаковые требования как к вновь строящимся зданиям, так и к реконструируемым объектам, что в принципе не верно. Создать доступ для колясочников всегда гораздо сложнее при реконструкции, чем при новом строительстве. Именно поэтому в данном издании обобщен практический опыт решения возникающих проблем и даны ответы на наиболее часто возникающие вопросы. Большое поле для деятельности инвалидов связано также с изменением существующих стереотипов при проектировании жилых домов. В связи с тем, что российская нормативная база строительных норм и правил очень сильно отстает от требований времени, в книге представлена более «продвинутая» концепция строительства с учетом потребностей инвалидов, исходя из мировых тенденций и на основе международных стандартов. Эта концепция лет на пять, а может и больше, опережает существующие нормативы. Именно поэтому субъективная точка зрения автора может не совпадать с официальным мнением. Но это дает пищу для анализа и размышлений. Хочу обратить Ваше особое внимание, что • официальные нормативные требования и субъективные рассуждения автора очень легко зрительно отличить друг от друга, так как они набраны разным шрифтом. Нормативные требования также обозначены точкой. Требования по обеспечению условий доступа, систематизированные в издании, подобраны из разных действующих нормативных документов и представлены в виде дословных цитат с последующими комментариями автора. - таким знаком обозначены наиболее часто возникающие вопросы, на которые я постаралась дать ответы. Надеемся, что эта книга, выпущенная при финансовой поддержке Фонда Сороса, окажет реальную помощь всем, кто участвует в процессе создания условий доступа для инвалидов. ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИЗДАНИЯ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОДХОДЫ 3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ: - инвалиды с поражением опорно-двигатель - инвалиды с недостатками зрения и слуха; - лица преклонного возраста (60 лет и стар - временно нетрудоспособные; - беременные женщины; - люди с детскими колясками; - дети дошкольного возраста. * При проектировании общественных зданий и сооружений, как правило, следует создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе и маломобильными инвалидами. Основной принцип, который должен реализо-вываться при формировании среды жизнедеятельности с учетом инвалидов,- максимально возможная интеграция инвалидов во все сферы жизни общества- труд, быт, образование, досуг, проживание, реабилитация. Принципиальные подходы к решению проблем реабилитации жилой среды с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения (престарелых, временно нетрудоспособных, пешеходов с детскими колясками и детей дош- кольного возраста) основаны на том, что те параметры и требования, которые обеспечивают инвалидам условия доступности, не только создают возможность для удовлетворения потребностей представителей групп населения с ограниченными возможностями, но и способствуют реальному повышению общего уровня комфортности среды жизнедеятельности для всех групп населения. • Проектные решения, проектируемые ус • При проектировании следует учитывать, - специализированные, т.е. предназначенные специально для различных групп маломобильного населения; в них обеспечивается проживание, обслуживание, лечение и получение образования тех групп маломобильного населения, которые по состоянию здоровья не могут пользоваться общественной инфраструктурой города, даже если она адаптирована к потребностям инвалидов, а также обеспечивается обслуживание в специальных центрах инвалидов и престарелых, проживающих в жилых районах города (села); здания специализированных учреждений для Таблица 3.1 КОЛИЧЕСТВО МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЯХ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСЕМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДАМИ
Примечание. В табл. 3.1 даны лишь ориентировочные цифры по количеству мест для инвалидов в общественных зданиях. Более точные расчеты по видам конкретных зданий и помещений (суд, почта, банк, магазин, школа, библиотека, цирк, киноконцертный зал и т.п.) представлены в СП 31-102-99. инвалидов и престарелых проектируются по специальным нормам; - общего пользования, неспециализированные, - не предназначенные для пребывания в них инвали
• Перечень объектов (зданий, сооруже • В зависимости от проектной доли ма - вариант «А»- доступность любого места - вариант «Б» - выделение в уровне входной • Здания образовательных учреждений чение с коррекцией и компенсацией недостатков развития. Если в задании на проектирование не установлены ограничения, следует обеспечить возможность учащемуся-инвалиду учиться в составе любой учебной группы (ученического класса). Поэтому требованиям доступности должны отвечать все учебные помещения. • Номера в гостиницах и санаториях с • При проектировании путей эвакуации • Коммуникационные пути рекомендует • Места для инвалидов в креслах-коляс • В зрительных залах следует предусмат ОБОРУДОВАНИЕ • На путях движения пешеходов, в об • Светофоры и устройства, регулирующие • При наличии нескольких идентичных • При проектировании интерьеров, под
- при расположении сбоку от посетителя - - при фронтальном подходе - не выше 1,2 м Зная эти цифры, всегда можно правильно установить приборы и оборудование, хотя в нормативной литературе встречаются точно сформулированные требования:
• Не менее одного из таксофонов, размещае • Рабочие поверхности справочных киосков, • Приборы для открывания и закрывания две • Ручки, рычаги, краны, кнопки электрических • В местах, доступных для инвалидов на крес • Рабочие поверхности киосков, прилавков для • В столовых, буфетах, барах часть оборудования для посетителей (прилавки, столы, барные стойки и т.п.) должны располагаться на доступной для инвалида высоте. Зона для размещения кресла-коляски должна составлять не менее 900x1500 мм. Рекомендуемые параметры функциональной зоны размещения инвалида на коляске возле оборудования представлены в издании «Designing for Accessibility» следующим образом (рис. 3.2). В СП 31-102-99 рекомендуется предусматривать в местах обслуживания лиц на креслах-колясках использование приставных (откидных, выдвижных) рабочих поверхностей к столу персонала с высотой рабочей поверхности от пола не менее 0,6 м (без использования пространства под поверхностью) и не более 0,9 м, шириной не менее 0,8 и глубиной не менее 0,5 м, с возможностью въехать под поверхность частью кресла-коляски. Чтобы инвалиды на колясках могли в магазинах самостоятельно выбирать товар, в торговых залах самообслуживания максимальная глубина полок (при подъезде вплотную) не должна быть более 0,5 м.
1500 1200 min 800 min Рис. 3.2
• Замкнутые пространства, где маломо • Открытые участки стен коридоров спе • Все элементы стационарного оборудо • Ручки, запорные и другие приспособле • Все доступные для инвалидов места об
установленного международного образца, в частности: места паркования личного автотранспорта, остановка общественного транспорта, приспособленные для инвалидов входы в здания, сооружения и переходы через транспортные коммуникации, общественные уборные, бани и т.п.
На рисунке 3.3 - международный указатель месторасположения доступного для инвалидов входа. 900-1000
самим определить необходимую ширину зоны прохода, коридора или проектируемого пандуса. Но надо помнить одно правило: Минимальная ширина коридора, в котором сможет повернуть или развернуться инвалидная коляска, составляет не менее 1200 мм. • При местном сужении прохода возмож Что такое «местное сужение прохода»? Например, два участка коридора разделены между собой стеной. Ширина каждого коридора-1500 мм. Соединяет коридоры между собой открытый проем в стене. Его ширина может быть 850 мм. Обращаю ваше внимание, что в таблице дана ширина зон прохода в чистоте. Объекты и устройства (почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационные щиты и т.п.), размещаемые на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений не должны сокращать пространство, необходимое для проезда и маневрирования кресла-коляски. Ни одно препятствие в коридорах не должно перекрывать минимально необходимую ширину прохода. В противном случае необходимо расширить ширину тротуарной дорожки или коридора с учетом возможных препятствий. На стр. 42-45 можно увидеть пример неграмотно установленного информационного щита, перекрывающего доступ к пандусу инвалида на коляске, и познакомиться с образцом бездумной установки мусорного контейнера, который не дает инвалиду на коляске подъехать к кнопке вызова. • При повороте тротуарной дорожки, ко- ридора, пандуса и т.п. на 90° должна соблюдаться минимально необходимая зона для поворота кресла-коляски, приведенная в разделе «Зоны разворота кресла-коляски». В тупиковой части пешеходных дорожек и коридоров необходимо обеспечить возможность разворота кресла-коляски на 180°. • Высота прохода до низа выступающих • Подходы к оборудованию и мебели При расстановке оборудования в торговом зале необходимо оставлять проходы между стеллажами не менее 0,9 метра. Если торговля осуществляется по системе самообслуживания, то на входе ширина одного из турникетов должна быть достаточной для въезда инвалида на коляске. На выходе ширина прохода возле хотя бы одного из контрольных кассовых постов должна быть не менее 1,1 м (минимально допустимая ширина-0,9 м). Расчетная плоскость этого кассового поста должна быть расположена на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола. В магазинах одежды хотя бы одна из примерочных кабин должна быть шириной не менее 0,9 метра, глубиной 1,2-1,5 метра. Но это минимальные стандарты. В СП 31-102-99 рекомендуется проектировать примерочную кабину с размерами, не менее: площадь-2,0x1,7 кв.м, высота - 2,1 м, чтобы обеспечить инвалидам необходимый уровень комфорта. Хорошо было бы не забыть поставить во всех примерочных кабинках (или возле них) стул, который будет нужен не только инвалидам на костылях, но и обычным людям. А несколько крючков на разной высоте окажут покупателям незаменимую услугу. В примерочных кабинах для инвалидов необходимо предусматривать небьющиеся зеркала или выполнять противоударное ограждение нижней части зеркала на высоту 0,3 м. Хотелось бы посоветовать шире использовать откидные сиденья (в лифтах, в телефонных будках, душевых и т.п.). Они создают дополнительные удобства для людей, передвигающихся с помощью тросточек и костылей, но при этом не сокращают пространство, необходимое для маневрирования инвалида-колясочника. • Около столов, прилавков и других мест Иными словами, необходимо всегда предусматривать свободную зону подхода (к телефону, к пандусу, к двери, к примерочной и т.д.). • Ширина галерей, а также балконов и 300-500 Рис. 4.6 Рис. 4.7 ВХОДЫ В ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ • Помещения, зоны и места оказания ус • Все здания и сооружения, которыми По моему мнению, требование иметь хотя бы один вход, оборудованный для инвалидов, относится только к инвалидам на коляске, то есть пандусом достаточно оборудовать только один вход, а не все входы в здания. Во-первых, пандус - это достаточно сложное сооружение, во-вторых, большинству колясочников нетрудно проехать «лишние» 10-20 метров до пандуса. Но абсолютно невозможно представить себе ситуацию, чтобы инвалид, с трудом передвигающийся на костылях, ходил вдоль многочисленных входов в здание в поисках лестницы, оборудованной перилами. По моему твердому убеждению, все лестницы, ведущие в здание, должны быть удобны и комфортны для всех категорий населения, то есть выполнены в соответствии с нормативными требованиями ВСН 62-91* и обязательно оборудованы поручнями. Идеальный во всех отношениях вход в здание - это вход в одном уровне с тротуаром без «строительных барьеров» (без лестниц и пандусов). Такой вход удобен для всех категорий населения и, главное, не требует дополнительных затрат на обеспечение доступа маломобильных граждан. Для того чтобы во время дождя вода не заливала помещение, расположенное практически на уровне земли, вход в него всегда располагают на 12 -15 см выше уровня земли и перед ним укладывают плиту. Эта плита перед входной дверью высотой всего-то (!) 12 -15 см встречается сегодня во многих проектах. Фактически это одна, но все-таки ступенька! Именно она больше всего раздражает инвалидов, так как на нее не могут забраться ни инвалиды на костылях (из-за отсутствия перил), ни инвалиды на колясках. Близок локоть, а не укусишь. А ведь нет ничего проще, как «размыть» торчащие края плиты, выровняв поверхность около нее во все стороны, или выполнить искусственные плавные спуски с уклоном не более 5% (рис. 5.1). Это должно быть изначально предусмотрено в проекте! Если же выровнять поверхность с допустимым уклоном не удается, то можно предусмотреть пологий спуск хотя бы с одного края плиты в виде пандуса. При этом необходимо учитывать, что дверь должна, как правило, открываться в сторону, противоположную от пандуса, а размеры плиты зависят от вида входных дверей, направления Рис 5.1 открывания дверей, места расположения пандуса. Параметры плиты следует предусматривать такие же, как у площадки перед входом, оборудованном пандусом, то есть глубина плиты - не менее 1,2—1,5 м и т.д. (см. «Пандусы»). 0 Можно ли предусмотреть доступ для инвалидов на колясках не через главный вход, а через служебный или дополнительный? В зданиях - памятниках архитектуры - это, как правило, единственно возможный выход. При реконструкции существующего здания это штатная ситуация. Нужно предусмотреть доступ там, где его организовать проще. Не надо полагать, что это выглядит как некая дискриминация по отношению к инвалиду. Иногда использование служебного входа в чем-то даже удобнее, так как появляется возможность обеспечить индивидуальный подход к инвалиду как к VIP-персоне, он может незаметно для окружающих (например, во время представления) покинуть здание в случае плохого самочувствия, его не затопчут во время пожара. Главное, чтобы этим входом было просто и удобно пользоваться. Если для того чтобы воспользоваться лифтом у главного входа, инвалиду надо будет за два дня до представления договариваться с администратором о включении лифта, то это не свободный доступ! Тогда лучше уж оборудовать служебный вход стационарным пандусом с допустимым уклоном, по которому инвалид сможет подняться в любой момент без посторонней помощи. Если выполняется проект нового строительства, то желательно все-таки предусматривать один общий и доступный для всех категорий населения вход. Раз мы декларируем необходимость создания равных условий для всех, то к этому нужно стремиться. • Двери в здания и помещения на путях дви |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.223 (0.018 с.) |