Эмпатия. Это качество мы уже достаточно рассмотрели в других разделах (см. Раздел 3. Тема 3. 3). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпатия. Это качество мы уже достаточно рассмотрели в других разделах (см. Раздел 3. Тема 3. 3).



 

Модель консультанта, как любая модель, рисует почти нереальный, недостижимый образ – успешного, эффективного, адекватного суперчеловека. Однако жизнь вносит свои поправки. Этот образ часто остается недостижимым идеалом, камертоном, по которому выстраивает себя каждый консультант.

 

Влияние личности и ценностей консультанта на его профессиональную деятельность

 

Вопросы включенности ценностей и убеждений консультанта в отношении каких-либо жизненных событий и явлений поднимаются не только в связи с аутентичным присутствием в диалоге и искренностью или открытостью консультанта. Безусловно, отдельного обсуждения требует определение границ открытости: когда они перестают открывать нам другого человека и начинают давить на нас? Можно ли демонстрировать свои ценности, не навязывая их клиенту?

 

Считается приемлемым отстаивание «межличностных ценностей», таких как самонаблюдение, самопознание и свобода личности, а также утверждения о болезненности переживаний при понимании и изменении себя. Этот же вопрос рассматривается и в отношении тех ценностей и убеждений консультанта, которые не имеют прямого отношения к профессиональным вопросам, но напрямую связаны с его жизненной позицией и мировоззрением. К примеру, все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с религиозными убеждениями и верой консультанта:

 

• должен ли консультант декларировать свое вероисповедание?

 

• должен ли включать свое мировоззрение в ход консультирования и использовать религиозные объяснительные схемы?

 

• должен ли он строго разделять две свои ипостаси: верующего и специалиста?

 

• если да, то будет ли он тогда искренним и целостным человеком?

 

Вопросы, затрагивающие нравственный выбор каждого человека, так или иначе представлены в работе практически с любым клиентом. Это означает, что многие проблемы можно рассматривать в контексте морали. Подросток украл деньги – это плохо, аморально, нечестно, низко. Однако включение морально-нравственного измерения в процесс консультирования влечет опасность морализаторства. Конечно, он знает, что брать чужое – плохо и за этим следует наказание. Но он заранее согласен со всеми последствиями, потому что знает, что так мама целую неделю будет чаще обращать на него внимание, меньше задерживаться на работе и больше с ним разговаривать. В таком случае рассмотрение воровства в контексте аморального поведения бесперспективно. За воровством стоит психологическая проблема взаимоотношений в семье.

 

Но и психология страдает максимализмом, пытаясь свести любую жизненную коллизию к психологическим предпосылкам. Тогда мы встречаем случаи неоправданного психологизма. К примеру, обнаруживая жертвенное поведение одного из супругов, отягощенный психологизмом консультант будет всегда за человеческим альтруизмом или любовью искать скрытую подоплеку: жертва – это только способ обязать другого человека, укрепить свою власть и обезоружить его.

 

Провести границы между морализаторством и психологизмом задача не из легких. Часто требуется все мужество и мудрость, чтобы не уклониться ни в одну из крайностей. Заслуга экзистенциальной терапии состоит, прежде всего, в том, что она вывела некоторые явления в план духовной жизни, то есть за рамки психологической компетентности, поскольку вопросы различения душевной и духовной жизни, а также вопросы конечного контекста рассмотрения явлений человеческой жизни (индивидуальная жизнь, семья, этап жизни, душевная жизнь и спасение души) остаются актуальными и ведут за собой всю неоднозначность и сложность бытия.

 

В более частном приложении вопросы ценностей и убеждений в консультировании получают специфическое воплощение в рядовых и повседневных ситуациях, в которые попадает консультант. Как всякий человек, специалист имеет сформированные, усвоенные или разделенные ценности. Они представляют собой некоторые краеугольные камни, на которых он выстраивает свое мировоззрение и принимает решения. По отношению к консультированию вопрос ставится таким образом: насколько в ситуации консультирования должны быть отражены сугубо личные ценности консультанта, его мировоззрение, вера, убеждения? Возможны две крайних позиции в ответе на этот вопрос:

 

• одни авторы подчеркивают важность ценностно-нейтральной позиции в работе с клиентом. Консультант не имеет права проявлять, высказывать, демонстрировать свою оценку, личное отношение, этические принципы по отношению к тому, что говорит, чувствует, делает клиент, или по отношению к самому клиенту. Он должен сохранять морально-этический нейтралитет;

 

• другая точка зрения состоит в придании важности демонстрации собственных ценностных убеждений и отношения к темам, событиям, фактам, возникающим в ходе консультирования.

 

Отказ от предъявления консультантом собственной жизненной философии должен уберечь специалиста от стремления занять определенную позицию по моральным и ценностным аспектам ситуации клиента. Однако, с другой стороны, такая нейтральность позволяет клиенту предположить, что консультант не имеет своего отношения или что он полностью поддерживает и разделяет позицию клиента. Многие клиенты за ситуативными проблемами скрывают борьбу со своими ценностями, оказавшись неспособными узнать, во что же они верят на самом деле, и действовать в соответствии с этими убеждениями – замечают Джордж и Кристиани[115].

 

Поэтому положение консультанта выглядит крайне влиятельным, в котором уважение и признание за клиентом права придерживаться собственной системы ценностей должны стать самостоятельной ценностью работы.

 

Утверждение наличия собственной системы ценностей является принципиальным как для клиента, так и для консультанта. Ключевым здесь выступает слово «собственная», поскольку затрагивание этой сферы вызывает необходимость осознания авторства и степени принятия утверждаемых на сознательном уровне ценностей. Ясная ценностная позиция консультанта не означает стремления к нравоучениям. С другой стороны, категоричная нейтральность означает чрезмерную заботу консультанта о защите процесса консультирования от своих ценностей, замечает Р. Кочюнас, в ущерб собственной аутентичности и искренности[116].

 

Многие психотерапевты говорят о выработке третьей позиции. Вербально или невербально, но их ценности будут влиять на ход работы. Если невозможно исключить мировоззренческие элементы из ситуации консультирования, и они будут присутствовать, то необходимо их осознание и управление их проявлением.

 

Особое значение поднимаемые вопросы приобретают в контексте мультикультурального консультирования. С. Глэддинг относит к этой области консультирование клиентов другого этноса, религии, культуры; пожилых людей; людей другого пола; представителей сексуальных меньшинств; духовно страдающих[117].

 

Представителям этих групп, растущих по численности, пока еще недостаточно внимания уделяется в рамках обучающих программ по консультированию у нас в стране. Основные ограничения лежат не в области отсутствия соответствующих специальных методов и подходов, а как правило, в нежелании консультантов работать с особыми клиентами. На первый план здесь выступают различия в мировоззрении и культурно-социальные отличия. Представители других этносов, религий, возраста являются носителями ценностных убеждений, которые с трудом понимаются и не могут быть разделены большинством консультантов.

 

Коттлер и Браун рассматривают вопрос различия индивидуальных ценностей в контексте культурной идентичности субъекта[118].

 

Осознание себя частью какой-либо группы означает разделение с группой и общих ценностей и интересов. Культурная принадлежность обуславливает и связанные с группой предрассудки и предубеждения. Причем эти стереотипы присущи как членам группы (например, ВИЧ-инфицированным) в отношении себя и остальных людей, так и остальным людям по отношению к представителям данного меньшинства. Учет всех составляющих культурно-социальной принадлежности при работе с клиентами из разных социальных групп настолько же важен, как и труден. И хотя развитие позитивной идентичности невозможно без осуществления принадлежности к определенной группе, все чаще понимают, что такая культурная принадлежность относительна.

 

Однако именно морально-нравственные различия и несовпадения отталкивают специалистов, которые не желают работать с теми, чьи ценности столь явно отличны и, вероятно, подвергаются внутренней критике. Таким образом, этот факт свидетельствует, что, невзирая на свои заявления, консультанты стремятся разделять ценностные приоритеты со своими клиентами или скрадывать существующие между ними различия. Причем наиболее значимыми оказываются наименее системообразующие ценности: возраста, пола, культуры. В крайнем выражении эта позиция приобретает форму морального притеснения: эйджизм (притеснение пожилых), сексизм, расизм, классизм. Приоритет гуманистических ценностей – общечеловеческих – позволяет преодолевать подобные различия на более глубоком уровне.

 

Но, тем не менее:

 

«...большинство консультантов, принадлежащих к белой расе, научилось притворяться, что они не такие расисты, какими являются на самом деле. Мы не кричим на всех углах о том, что действительно думаем. Мы притворяемся либералами, просветленными душами, но все это чепуха. Я не утверждаю, что сейчас все хуже, чем было раньше, но правда заключается в том, что я, в основном, помогаю таким же людям как я. Они верят в то же, что и я. Настоящим вызовом для меня является оказание помощи тем, кто не похож на меня. И я знаю, что это действительно трудно, так как я не работаю в тех областях, которые мне наиболее знакомы и удобны»[119].

Типичные ошибки консультанта

 

Наиболее грубые и систематичные ошибки связаны с определенной личностной незрелостью консультанта или его индивидуальными особенностями. Поэтому здесь не обсуждаются ошибки, которые консультант может совершить в результате недостатка знаний или навыков, то есть профессиональной неопытности.

 

Типичные ошибки психолога-консультанта перечисляет Н. В. Самоукина[120].

 

Самоутверждение психолога на консультации. Психолог и клиент априори находятся в асимметричных отношениях – неблагополучный клиент беседует с благополучным консультантом. Психолог относится к клиенту «сверху-вниз», снисходительно. Как специалист он должен быть уверенным, сильным, готовым помочь. Такая ситуация провоцирует желание самоутвердиться за счет клиента. Высокомерие или жалость приведут к формальности встречи. Психолог должен ощущать себя не только специалистом, но и человеком – это вакцина против самоутверждения.

 

Излишние естественность или искусственность в беседе. Если психолог по-человечески не принимает клиента, то демонстрирует один из двух типов поведения. В первом случае нет психологической работы, общение коммунальное, чересчур естественное, повседневно-бытовое. Во втором случае психолог ограничивается техниками, но депривирует клиента эмоционально. Он ведет беседу слишком натянуто, формально выполняя необходимые требования и оказывая поддержку. Преодолеть этот недостаток можно, только отыскав свой стиль консультирования.

 

Перенос собственных трудностей консультанта на проблемы клиентов. Если психолог страдает от одиночества, он рискует увидеть в своем собеседнике прежде всего одинокого человека, но не заметить другой значимой проблемы. Это возможно из-за собственного напряжения и срабатывания механизма проекции. Или недооценки своего влияния на клиента. Здесь нужна объективация не столько состояния клиента, сколько своего собственного состояния – разрешение или, по крайней мере, временное отстранение от собственных актуальных проблем.

 

Переживание проблем клиента как своих собственных. Нельзя превращать консультацию в обычную человеческую беседу: психолог примет проблемы клиента слишком близко к сердцу и сам расстроится, перегорит, потеряет внутреннее равновесие и не сможет оказать действенную психологическую помощь. Некоторая отстраненность необходима и по отношению к клиенту. Эмоциональное участие консультанта носит профессиональный характер – со-переживать, а не переживать вместо клиента. Такое участие ставит в центр внимания именно переживание клиента, а не проблему. Потому что относительно проблемы и клиент, и консультант могут быть равно безоружны и включены, а значит отношения помощи невозможны. Только в отношении к переживанию клиента позиция терапевта и клиента не может быть симметричной, она потенциально профессиональна.

 

Поспешность в постановке психологического диагноза. Новый клиент может вызывать дискомфорт у консультанта в связи с переживанием ситуации неопределенности: Мой ли это клиент? Смогу ли я ему помочь? Что я должен делать? Формулировка первоначального диагноза позволяет составить впечатление о клиенте и спрогнозировать последующие отношения. Однако при отсутствии гибкости мышления и готовности постоянно пересматривать свои выводы клиент может стать жертвой неадекватного, поспешного диагноза, который будет загонять его в несвойственные ему рамки.

Контрольные вопросы к теме 4.1

 

1. Что означает профессиональная роль консультанта и чем она определяется?

 

2. Какой должна быть личность успешного консультанта?

 

3. В чем состоит позитивное влияние ценностей консультанта на работу?

 

4. В чем состоит негативное влияние ценностей консультанта на процесс консультирования или на самого клиента?

 

5. Какие личностные особенности приводят к грубым ошибкам в консультировании?

Задания для самостоятельной работы к теме 4.1:

 

1) выберите одну из ролей, которая может быть представлена в практике работы консультанта, и опишите типичные паттерны взаимодействия с клиентом, исходя из функций роли: слушатель, эксперт, утешитель, советчик, знаток, собеседник, образец и др.;

 

2) оцените продуктивность каждой из ролей соответственно следующим ситуациям: переживание горя, выбор формы обучения для трудного ребенка, взаимопонимание между супругами, синдром выгорания у педагога, воспоминание о травматическом опыте в детстве;

 

3) если консультант реализует ценностно-нейтральную позицию, к чему это приводит? Назовите причины и следствия такой позиции;

 

4) что можно сказать в защиту позиции этичного отношения к поступкам, чувствам или самому клиенту? Назовите причины и следствия такой позиции;

 

5) познакомьтесь с отношением консультирования к нравственности у Р. Мэя (см. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-пресс, 2001). Обоснуйте приемлемость и ограниченность данной позиции;

 

6) опишите собственную культурную идентичность 10 предложениями. Начинайте каждое предложение словами «Я с теми, кто...», заканчивая всякий раз по-новому.

Задания для практической работы к теме 4.1:

 

1) проведите самооценку ваших личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности консультанта, используя тест (см. Приложение 4.1);

 

2) реализуйте каждую из стратегий консультирования: ценностно-нейтральную или ценностно-включенную по отношению к каждому из описанных ниже клиентов (см. Приложение 4.1). Напишите отчет, в котором будут представлены по три достоинства и три недостатка каждого из подходов;

 

3) проанализируйте случай мистера Бронсона (Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 2001, с. 171-233). Как вам кажется, какие ошибки допустил консультант?

Рекомендуемая литература

 

1. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. М.: Эксмо, 2002, с. 43-48, 53-54.

 

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999, с. 22-35, 125-141.

 

3. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: ЭКСМО-пресс, 2000, с. 280-286.

 

4. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. М.: Институт психотерапии, 2003, с. 139-150.

Дополнительная литература

 

1. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. М.: Класс, 1998, с. 305-324.

 

2. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-пресс, 2001, с. 171-233.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.048 с.)