Тема 4.1. Личность консультанта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4.1. Личность консультанта



 

■ Роль и место консультанта в консультировании

 

■ Требования к личности консультанта

 

■ Влияние личности и ценностей консультанта на его профессиональную деятельность

 

■ Типичные ошибки консультанта

Роль и место консультанта в консультировании

 

Фигура консультанта – одна из трех фигур наряду с клиентом и проблемой, которыми структурируется ситуация и сам процесс консультирования. В своей практике работы консультант встречается с разными категориями проблем клиентов, которые он помогает разрешать: от проблем-однодневок до глобальных экзистенциальных кризисов. В частности, он помогает клиенту прояснять мотивы его поведения, разрешать эмоциональные проблемы, налаживать межличностные отношения, а также содействует человеку в преодолении его внутреннего хаоса, делая непонятное структурированным и позитивным.

 

Задачи, отводимые консультанту в его работе, очень серьезны и ответственны, поэтому одним из условий того, что консультант будет работать эффективно, является ответ на вопросы: кто он, кем он может стать и каким ожидает видеть его клиент.

 

Когда мы говорим о роли консультанта, то здесь нет однозначности – единственно правильного ответа на вопрос о том, кем он должен и может быть:

 

• профессиональный советчик,

 

• учитель;

 

• попутчик-сопроводитель по перипетиям жизни;

 

• духовный наставник;

 

• друг и т. п.

 

Все перечисленное частично покрывает роль консультанта, но не исчерпывает ее. То, какую роль в своей работе будет принимать консультант, зависит не только от теоретического направления, которого он придерживается, но от его личностных качеств, профессиональных умений, конкретной ситуации и ожиданий клиента. В этом смысле определение собственной позиции и собственной роли в работе является исходной точкой работы консультанта: если изначально роль и место в консультировании им не осознается, этому не уделяется внимание, оно им не определено – кем он будет выступать, в каком качестве он будет представлен другому, – то консультант будет идти вслед за ожиданиями и требованиями своего клиента. Он будет вынужден, прежде всего, реагировать на запросы клиента. Не имея ясного представления о своем месте в консультировании, специалист будет решать этот вопрос по ситуации, которая меняется с приходом каждого нового клиента, привносящего свои представления о роли консультанта, и в зависимости от собственного настроения и желания. Отсутствие сознательного выбора профессиональной роли (набора ролей) приводит специалиста к потере управления процессом, его роли становятся производными от неосознаваемых моментов, в том числе внутриличностных. Роль в этом смысле определяется как позиция, поэтому не принимать ее, не значит быть спонтанным и естественным. Это означает отсутствие контроля за своим профессиональным состоянием и, как следствие, – погружение в него. Такой консультант вдруг обнаруживает, что его используют как жилетку для слез или как эксперта, чтобы доказать собственную правоту в семье. Зачастую консультант, не ограничивающий свои функции (именно в этом видится значение роли), начинает выполнять несоответствующие его задачам действия, что, в конечном итоге, приносит клиенту мало пользы и много сомнений в компетентности специалиста.

 

Функции, которыми наделяют консультантов клиенты в своем воображении, весьма специфичны и разнообразны, не всегда осознаваемы. При этом они целиком определяются мотивацией клиента. Запросы, ожидания и надежды клиента очень часто сводятся к попыткам переложить собственную ответственность на плечи консультанта, ответственность за свою жизнь и ожидание решения проблем: скажите, мне разводиться или нет, куда идти учиться, дайте совет или решите, что лучше. Такие запросы могут формулироваться как в явном, так и в скрытом виде. За просьбой дать совет или заключение также часто скрывается стремление подтвердить свою точку зрения. По сути, это свидетельствует о намерении заручиться поддержкой психолога для отстаивания и сохранения собственной, не всегда оправданной позиции.

 

Здесь возникает опасность для консультанта, о которой мы уже говорили: впасть в чрезмерную самонадеянность и выступить в роли всезнающего и мудрого человека, знающего, как сделать лучше и правильнее, и могущего указать это другому человеку. Такая роль может льстить консультанту. Но она не только непрофессиональна и непродуктивна, а еще и опасна для самого консультанта. В итоге она приводит работу в тупик и мешает, препятствует адекватному самовосприятию и совершенствованию психолога.

 

Профилактикой, прививкой от стремления, потуги занять эту позицию является память о том, что наши знания, даже наши профессиональные знания, наш опыт, приходящий со временем, навыки, которыми овладеваем, – это все, что может охватить отдельный человек, – лишь небольшая часть того, что может существовать и существует в реальной жизни. Поэтому всегда необходимо помнить о тайне, которую представляет собой каждый человек и которая всегда должна оставаться в диалоге между вами и клиентом. Тайна здесь понимается не как недосказанность, а как конечная непознаваемость происходящего. Она приносит уважение не только к неисчерпаемости другого человека, но и в отношении самого себя.

 

Дж. Бьюдженталь пишет, что тайна охватывает знание, а поскольку она больше знания, то именно в ней скрыта информация[97].

 

Тайна бесконечна, знание имеет предел. Когда возрастает знание, еще больше становится тайна. Психотерапевтов подстерегает соблазн вступить в сговор с клиентами и отвергнуть тайну жизни: ощущение, что что-то не может быть постигнуто до конца, или нечто должно быть принято на веру, или страдания, от которых нельзя избавиться, с которым надо научиться жить, извлекая смысл. Все это требует большого мужества и большой внутренней силы. Поэтому клиенты часто обращаются как раз в ситуациях, когда они сталкиваются с незнанием и хотят прояснить его. Желание контролировать свою жизнь, управлять всем, не оставляя места тайне, руководит людьми, когда они ищут профессиональной помощи у психолога. Клиент часто подталкивает консультанта к тому, чтобы попытаться сделать все прозрачным, понятно-рациональным, контролируемым.

 

Дж. Бьюдженталь предупреждает, что не следует идти на поводу у подобных ожиданий клиента[98].

 

В этой отвратительной сделке подразумевается, но редко раскрывается иллюзия, что существуют ответы на все жизненные проблемы, что можно раскрыть значение каждого сна или символа, что идеальной целью здоровой психической жизни является рациональный контроль. Психотерапевт обязан много знать, но одновременно испытывать преклонение и покорность перед тайной.

 

«Давайте будем честны с собой: мы никогда не знаем достаточно... Претендовать (и обещать это клиенту) на то, что мы знаем, в чем нуждается клиент, что он должен делать, что он должен выбрать, – значит отказываться от тайны и предавать клиента. Любой психотерапии, основанной на росте, необходимо помочь клиенту принять как тайну внутри себя, так и окутывающую всех нас тайну и противостоять им» (Бьюдженталь, 2001, с. 258).

 

Такие высоко патетические слова говорят о чувстве, которое было названо Альбертом Швейцером «благоговением перед жизнью».

 

Можно рассматривать роль как некоторый конструкт, который позволяет специалисту не описывать всю работу в целом, а вычленить определенные характеристики своей работы. Содержательно роль определяется психологическими установками консультанта.

 

Начиная работу, консультант не сталкивается впервые с ролью, он делает это до того, готовит себя: промысливает это, строит определенным образом себя, свое поведение и свои чувства и рефлексирует собственные установки – «Что при этом со мной происходит, какова роль, которую я принимаю?». Это важно для того, чтобы управлять этим процессом непосредственно в ситуации консультирования.

 

Выделяют два типа структурирования процесса консультирования относительно фигуры консультанта: первичное и вторичное:

 

• первичное структурирование осуществляется самим присутствием консультанта, а мы отвечаем на вопрос: кто он такой?

 

• вторичное структурирование – деятельность консультанта, когда мы отвечаем на вопрос: что он делает?

 

Здесь все имеет свое значение, играет важную роль: обстановка кабинета, внешний вид консультанта, его пол, возраст, невербальное поведение и излучаемые им чувства: неуверенность, спокойствие, доброжелательность. В силу вышеописанных обстоятельств роли консультанта могут ограничиваться, к примеру, местом проведения консультации или характером его одежды. Если консультант конгруэнтен, то вторичное структурирование будет продолжать и уточнять первое впечатление о консультанте. Как правило, поведение вербальное и невербальное конкретизируют его профессиональную роль.

 

Требования к внешнему виду консультанта, обстановке кабинета и т. д. выдвигаются, исходя из необходимости быть достаточно гибким в ходе работы и принимать различные роли, соответственно ситуации. Лабильность внутренней профессиональной позиции консультанта предполагает отсутствие внешних ограничений для ее реализации, сужающих и задающих жесткие ролевые предпочтения психолога. Поэтому первичное структурирование должно быть наиболее проективным для клиентов (то есть консультант дает возможность проецировать на себя многообразные ожидания, не подавляя ни одно из них), для того чтобы не структурировать их бессознательно. Тогда как вторичное структурирование уже определяется выбором позиции, которая наиболее адекватна текущей ситуации и конкретному клиенту, выполняется со стороны консультанта вполне осознанно.

 

Выделяют несколько ролевых функций консультанта, которые приводят нас в той или иной степени к необходимости говорить о личности психолога, консультанта:

 

• построение отношений с клиентом на основе доверия;

 

• выявление альтернатив понимания и способов деятельности клиента;

 

• непосредственное вхождение в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них лицами;

 

• создание вокруг клиентов здорового психологического климата;

 

• постоянное совершенствование процесса консультирования.

 

Перечисленные функции консультанта приводят к необходимости говорить о личности консультанта как об основном инструменте работы.

Требования к личности консультанта

 

Значение личности консультанта для процесса консультирования подчеркивается во всех теоретических направлениях и школах в качестве решающего фактора.

 

Так М. Балинт, английский психотерапевт, говорил о том, что психотерапия это не теоретические знания, а черты личности[99].

 

К. Роджерс[100] утверждает, если чувства консультанта прозрачны и соответствуют его словам, а не расходятся с ними; если клиент нравится консультанту независимо от каких-либо условий и если консультант понимает основные чувства клиента так, как их понимает сам клиент, – тогда имеется большая вероятность, что это отношение будет помогающим и эффективным, что методы и приемы консультирования менее важны, чем принятие и осуществление роли или позиции консультанта.

 

3. Фрейд утверждает, что самое важное – «прирожденная способность проникать в душу человека и, в первую очередь, в подсознательные уровни собственной души – и учиться на практике»[101].

 

Коттлер писал, что польза от психотерапевтического вмешательства не определяется используемой при этом теорией или набором определенных техник[102].

 

Как студентов привлекает к той или иной теории и практике не идеи, но наставник, проводник этих идей, так и клиентов привлекает, прежде всего, личность консультанта, а не его техники и навыки. Сравнивая эффективность работы таких разных метров (например, К. Роджерса, Ф. Перлза, А. Эллиса), обнаружили их одинаковую успешность в достижении результата[103].

 

Отличаясь терапевтическим стилем: целями терапии, степенью директивности, характером и частотой вербальных высказываний, они были схожи в другом: являлись признанными специалистами в своей области, поэтому пользовались авторитетом у клиентов. При этом каждый из них был абсолютно убежден в своей теории и эффективности подхода.

 

Независимо от теоретических представлений о психотерапии, психотерапевты единогласно выделяют «Я» как инструмент, имея в виду, что личность самого специалиста выполняет эту функцию в такой работе. Это, безусловно, ставит значение личности консультанта выше овладения профессиональными навыками и техниками консультирования.

 

Обсуждая личность консультанта или психотерапевта, мы сталкиваемся с двумя крайними точками зрения:

 

1) консультант – человек, который ежедневно встречается с трудностями, проблемами других людей, отрицательными эмоциями, конфликтами. Часто это воспринимается как странность. Не станет же здоровый человек выслушивать целыми днями этот вздор, который несут посетители. Значит, он сам такой же;

 

2) делая это, он настолько выше всех остальных, что способен помогать другим в их ежедневных трудностях. При этом сохраняет свою человечность и доброжелательность, терпеливо выслушивая очередного клиента. Значит, он необыкновенный человек.

 

Эти две утрированно представленные точки зрения не отражают действительности адекватно. Поэтому вопрос о личности консультанта остается открытым.

 

Кем является консультант, или что он собой представляет как человек?

 

Ответ на этот вопрос возвращает нас к обсуждению личности, а не навыков консультанта. Дж. Коттлер отмечает, что психотерапевт должен быть сильной личностью, человеком, который излучает положительную энергию[104].

 

Он активен, полон энтузиазма, обладает острым умом и высокой подвижностью, умело пользуется своим красивым голосом. Находиться в обществе такого человека – одно удовольствие. Одним словом, эффективный психотерапевт обладает теми качествами, которые люди желали бы иметь у себя. Стремление идентифицироваться с консультантом может быть положено в основу успешного взаимодействия.

 

Описывая личность консультанта, все без исключения отмечают важнейшее требование – самосовершенствование личности. «Психотерапия становится ремеслом, вымощенным добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответствующие качества личности психотерапевта», – утверждают М. и Е. Балинт[105].

 

Работать консультантом – значит, прежде всего, работать над самим собой. Именно с работы над собой, с самопознания и разрешения собственных проблем начинается консультант, серьезный психотерапевт.

 

Какие черты выделяют традиционно как профессионально необходимые?

 

Это, прежде всего, открытость, терпимость, доброжелательность, гибкость, теплота. Ассоциация по профотбору консультантов (США) выделила несколько личностных, профессионально значимых качеств для будущих консультантов:

 

• проявление глубокого интереса к людям и терпения в общении с ними (интерес к самому их бытию, а не в силу того, что они шизофреники или самоубийцы);

 

• чувствительность к установкам и поведению других людей;

 

• эмоциональная стабильность и объективность;

 

• способность вызывать доверие других людей;

 

• уважение прав других людей.

 

Роджерс, приезжавший в 1986 году в Москву и познакомившийся с российской психологической элитой, отметил, что психотерапевтическое сообщество России наряду с креативностью, гибкостью и открытостью мышления, самостоятельностью характеризуют некоторые нелицеприятные черты: авторитарность, тревожность, раздвоенность и неуверенность. В качестве одной из причин такого положения дел А. Бондаренко предложил гипотезу большой дистанции между «Я-функциональным» и «Я-экзистенциальным» консультанта[106].

 

Мир психотерапии предполагает интегрирование в одном человеке профессионала и личности. Это означает вовлеченность консультанта в собственное развитие и становление со стороны личности (индивидуация, компенсация, рост и т. д.) как условие его профессионализма. Если «Я» специалиста никак не соприкасается с его профессиональной позицией как консультанта, то это приводит к внутреннему раздвоению, тревожности, неуверенности в себе, либо к авторитарности. Как всякая роль, роль консультанта без связи с живой жизнью, реальными переживаниями, чувствами усыхает, схематизируется, отрывается от корней. Она должна питаться жизнью человека, на основе которой возможен его профессиональный рост.

 

А. Бондаренко в специальном исследовании подтвердил и обратное влияние степени профессионального самоопределения психолога на уровень тревожности и личную эффективность[107].

 

Это свидетельствует о взаимном влиянии когнитивного и экзистенциального аспектов личности. Профессиональная идентичность стимулирует личностный рост и развитие консультанта, а личностное самоопределение, в свою очередь, выступает условием дальнейшего профессионального роста. Таким образом, заключает Бондаренко, «полноценное профессиональное знание, представленное во всей полноте своей ориентировочной основы, позволяет психологам-практикам произвести адекватное парадигмальное и личностное самоопределение в обширном пространстве современной психотерапии»[108].

 

Э. Шостром утверждает, что заучить все предписания, чтобы быть готовым к любой ситуации и к любому клиенту, невозможно[109].

 

Консультант способен оказывать эффективную помощь, если имеет ясное представление о своих личных особенностях и целях, определенное отношение к людям и хорошо знаком с несколькими основополагающими методами работы.

 

Какова же модель личности консультанта? Какие установки должны быть отрефлексированы и какие качества должны быть приобретены консультантом?

 

К. Роджерс выделяет три базовые профессиональные установки, требующие особого внимания консультанта, связанные с тремя условиями, обеспечивающими создание терапевтической атмосферы:

 

1) объективность как контролируемая идентификация (проявление симпатии в разумных пределах без холодности и погруженности);

 

2) уважение к индивиду как к самодостаточному существу;

 

3) понимание самого себя (чтобы уйти из-под влияния предубеждений и эмоций)[110].

 

Для возможности реализовать такие установки в работе консультанту необходимо развивать следующие качества и способности[111].

 

1. Аутентичность. Это качество интерпретируется как умение быть самим собой. Бьюдженталь выделяет три аспекта, присущие аутентичному существованию: осознание-выбор-принятие[112].

 

Здесь речь идет о следующем: осознание настоящего момента; выбор способа жизни в этот момент; принятие ответственности за свой выбор. Аутентичность подразумевает ряд других способностей и качеств консультанта, в частности, искренность по отношению к самому себе. Когда говорят об аутентичности, говорят чаще всего о том, что человек может смотреть правде в глаза. Он может позволить себе не делать вид, что знает ответы на все вопросы; может позволить себе не демонстрировать влюбленность, когда испытывает враждебность.

 

2. Открытость собственному опыту. Когда говорят об открытости, имеют в виду не самораскрытие перед клиентом, но искренность по отношению к собственным чувствам, умение принимать негативные и неприятные чувства. Традиционно считается, что социально неодобряемые и, значит, подавляемые – это отрицательные эмоции. Поэтому именно они должны быть не вытеснены, но осознаны и приняты. Только в ситуации осознания возможен выбор: продолжаю злиться или прекращаю. Этот выбор возможен при открытости самому себе собственного опыта переживания.

 

3. Развитие самопознания. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше он может понять клиента, и чем больше он понимает клиента, тем глубже он понимает и самого себя. Неумение прислушиваться к себе, незнание себя или неадекватное понимание себя могут приводить к тому, что консультант будет решать свои неосознанные и неудовлетворенные потребности за счет клиента. Как раз то, чего следует избегать путем углубления самопознания, постоянно работая над собой. Рассмотрение других людей через призму личной пристрастности – худший камень преткновения в личности консультанта, говорит Р. Мэй.

 

4. Сила личности и идентичность. Консультант должен быть человеком, который четко знает, кто он такой, кем он хочет стать и чего он хочет добиться от жизни. То есть это человек, которому важно не идти на поводу у ожиданий близких, друзей, клиентов, напротив, он должен уметь выстраивать свою жизнь сознательно.

 

5. Толерантность к неопределенности. Ситуация консультирования характеризуется качеством неопределенности с двух сторон. Во-первых, клиент находится в зоне перехода от старой, непродуктивной, болезненной жизни к новой: полноценной и выстроенной на новых основаниях. Поэтому ситуация консультирования – пространство непредсказуемости, способное само по себе вызывать тревогу и напряжение как у клиента, так и у консультанта. Он сталкивается постоянно с ситуацией неопределенности у клиента и для себя самого, когда он не знает и не может предугадать и подготовиться к новому клиенту. Неизвестно, с чем придет человек, какой человек и какие у него будут проблемы. Ситуация, вызывающая напряжение и требующая внутренних сил или толерантности к неопределенности. Опорой в этой ситуации может быть лишь собственная интуиция, доверие к собственным чувствам, уверенность в принятых решениях и готовность и умение рисковать.

 

6. Постановка реалистических целей. Умение ставить реалистические цели как по отношению к собственным возможностям, так и к возможностям клиента, приходит с опытом. Начинающий консультант стремится сделать максимум возможного: не испытав собственных границ и возможностей и не умея четко дифференцировать клиентов по степени их готовности к изменениям. Это сопровождается постановкой завышенных, нереальных целей. Что, в свою очередь, способно вызывать разочарование в себе, чувство вины перед клиентом и неудовлетворенности собой. Мы уже отмечали, что осознание границ собственной компетентности в виде отказа от работы с некоторыми клиентами из-за нехватки профессиональных навыков или знаний является одним из показателей профессионализма.

 

Наряду с этим, необходимо уметь оценивать клиента и его готовность изменять себя, решать проблемы по степени их искренности, а не декларируемости. Роджерс утверждает, что кроме случаев грубых ошибок консультанта, которые встречаются редко, чаще всего случаи неуспешного консультирования обусловлены неготовностью человека к действительной работе над собой[113].

 

Следует помнить, что сделать нечто, даже самое хорошее, против воли человека невозможно. Заостряя эту мысль, можно сказать, что консультант не слишком много может (не следует себя переоценивать и слишком много брать на себя).

 

У Ролло Мэя в книге «Искусство психологического консультирования» есть главка, посвященная искусству или мужеству быть несовершенным, ошибаться[114].

 

Такой известный и успешный психотерапевт, как Р. Мэй (впрочем не он один), признавая ограниченность своих возможностей, позволяет с еще большим основанием делать это и нам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.076 с.)