Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отказ консультанта от консультирования
На первой встрече не только клиент принимает решение о продолжении консультирования. Такое же решение должно быть принято и консультантом, поскольку более близкое знакомство с клиентом и его трудностями может обнаружить препятствия для продолжения совместной работы. Эти препятствия имеют разную природу, но часть из них обнаруживается уже при первом знакомстве. Поэтому в некоторых случаях консультант пользуется своим правом отказаться от работы с данным клиентом, аргументируя свой отказ.
Следует четко дифференцировать клиентов, с которыми не можете работать именно вы в силу профессиональных или личных ограничений, от клиентов, которым в принципе требуется помощь иного – не психологического – характера. Во втором случае необходимым специалистом может быть психиатр, юрист, социальный работник, невропатолог, терапевт, область интересов которых может соприкасаться с собственно психологической проблематикой.
Тем не менее, для того чтобы перенаправить клиента в силу субъективных или объективных причин, препятствующих консультированию, консультант должен получить начальную информацию о клиенте и характере его проблем. Это можно сделать по результатам первичного интервью, хотя иногда требуется более длительный срок. Рекомендуется прекратить работу в следующих случаях:
• клиент заявляет о проблеме, которая лежит вне вашей профессиональной компетентности (вне области психологической проблематики или вне области вашей специализации, например, вы не работаете с сексуальными нарушениями);
• вы чувствуете, что личностные противоречия между вами не могут быть разрешены и будут мешать процессу консультирования. Так, консультант, будучи молодой женщиной небольшого роста и приятной внешности, сталкиваясь с клиентом – мужчиной, крупным, властным, успешным бизнесменом, низко оценивающим интеллектуальные способности женщин вообще и четко представляющим цель обращения (как правило, весьма конкретно и ограниченно), возможно не сумеет наладить доверительные отношения и оказать влияние на жесткие, подкрепленные опытом установки;
• клиент – близкий человек, друг или родственник консультанта. В этом случае разовая консультация может быть проведена, тогда как решение проблемы, требующее более длительных терапевтичных отношений, в силу запрета на двойственные отношения, должно быть передано другому специалисту;
• клиент по каким-либо причинам отказывается обсуждать проблему, без решения которой вы не можете продвигаться дальше в работе;
• после нескольких сессий вы чувствуете, что отношения с клиентом непродуктивны, и ваши попытки сдвинуть их с мертвой точки также безуспешны.
Процедуры направления клиента к другому специалисту должны быть основаны на желании помочь клиенту в разрешении проблемы. Однако, как и в консультировании, мы можем лишь помочь осознать альтернативы, но не сделать выбор вместо клиента. Клиент сохраняет право принимать помощь, выбирать или игнорировать ее.
Контрольные вопросы к теме 3.3
1. Какие существуют два типа первичных бесед, и каковы задачи каждой из них?
2. На что ориентировано первичное информационно-ориентировочное интервью?
3. Какие вы знаете 6 параметров уникальности консультативного контакта?
4. Что такое «контакт» по определению А. Хараша?
5. Что характеризует эффективный терапевтический климат по К. Роджерсу?
6. Как установить доверительные отношения с клиентом?
7. Какие бывают стоп-сигналы и о чем они говорят?
8. Каковы могут быть причины отказа консультанта от работы?
9. Для чего используются ограничивающие правила в консультировании?
Задания для самостоятельной работы к теме 3.3:
1) познакомьтесь с описанием общения консультанта с клиентом по Дж. Бьюдженталю (см. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001, с. 39-60). Сравните с другими известными вам описаниями установления терапевтичных отношений. Найдите сходства и отличия;
2) вспомните и опишите формы вербального и невербального поведения, которые вызывают у вас настороженность и недоверие;
3) вспомните и опишите поведение человека, который вызывает у вас безусловное доверие. Задания для практической работы к теме 3.3:
1) проведите анализ поведения клиента с целью обнаружения стоп-сигналов (в литературных источниках, из собственного опыта);
2) как вы считаете, какой из параметров контакта был нарушен? Обоснуйте ответ:
СИТУАЦИЯ № 1. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С КЛИЕНТОМ.
К: Ну, и я сказала ему, что мне надоело, я устала от его постоянных жалоб на то, какая я, и если он не прекратит, я уйду и... (она сбивается, видно, что ей неуютно). Ну, во всяком случае, думаю, что мне пора было на чем-то остановиться и... (снова кажется, что она потеряла нить и сидит, напрягшись).
П: Если ты будешь останавливаться каждый раз при подходе к чему-то неприятному, то ты просто не дашь психотерапии хоть как-то помочь тебе.
СИТУАЦИЯ № 2. ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ РЕГУЛЯРНЫХ ВСТРЕЧ.
К: Ну, и я сказала ему, что мне надоело, я устала от его постоянных жалоб на то, какая я, и если он не прекратит, я уйду и... (она сбивается, видно, что ей неуютно). Ну, во всяком случае, думаю, что мне пора было на чем-то остановиться и... (снова кажется, что она потеряла нить и сидит, напрягшись).
П: Гм-хмм... (терпеливо ждет).
СИТУАЦИЯ № 3. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА. МАМА ЖАЛУЕТСЯ НА ЗАСТЕНЧИВОСТЬ 14-ЛЕТНЕГО СЫНА.
П: Я вижу, что ты сердишься, потому что не хотел сюда приходить.
К: Да, очень. Я договорился с друзьями, а мама в последний момент сказала, что мы идем сюда. Она всегда делает так, как хочет, и не считается с моим желанием. А у меня никаких проблем нет (спокойная, раскованная поза).
П: Наша встреча не будет длительной, ты успеешь на свою встречу;
3) какое из ограничений пытается преодолеть ребенок или взрослый:
□ с началом встречи отказывается работать, капризничает, молчит, не отвечает на обращения, когда встреча завершается, просит продолжить, умоляет разрешить побыть еще, поиграть и сделать все, что не успели;
4) продумайте тактику работы с таким ребенком;
□ после окончания сессии ребенок просит разрешить забрать домой понравившуюся вещь. Как поступить консультанту?
□ приносит и дарит консультанту цветы, игрушку, собственную поделку. Принимать ли подарок, почему?
□ подросток заполняет предложенную консультантом анкету только частично, аргументируя тем, что не помнит или не знает, что ответить. Что следует обсудить в этом случае?
Рекомендуемая литература
1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001, с. 39-60. 2. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. М.: Эксмо, 2002, с. 175-183, 183-194, 196-212. 3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999, с. 45-88, 127-141. 4. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: ЭКСМО-пресс, 2000, с. 57-126, 105-119, 143-191. 5. Файн С, Глассер П. Первичная консультация: Установление контакта и завоевание доверия. М.: Когито-центр, 2003. 6. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии. СПб.: Сова, М.: Эксмо, 2002, с. 220-257.
Дополнительная литература 1. Капустин С. А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопросы психологии. 1993. № 5-6, с. 50-56.
2. Иган Дж. Уклоняющиеся и сопротивляющиеся клиенты // Электронный журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 3. http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20030302.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1022; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.013 с.) |