Отказ консультанта от консультирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отказ консультанта от консультирования



 

На первой встрече не только клиент принимает решение о продолжении консультирования. Такое же решение должно быть принято и консультантом, поскольку более близкое знакомство с клиентом и его трудностями может обнаружить препятствия для продолжения совместной работы. Эти препятствия имеют разную природу, но часть из них обнаруживается уже при первом знакомстве. Поэтому в некоторых случаях консультант пользуется своим правом отказаться от работы с данным клиентом, аргументируя свой отказ.

 

Следует четко дифференцировать клиентов, с которыми не можете работать именно вы в силу профессиональных или личных ограничений, от клиентов, которым в принципе требуется помощь иного – не психологического – характера. Во втором случае необходимым специалистом может быть психиатр, юрист, социальный работник, невропатолог, терапевт, область интересов которых может соприкасаться с собственно психологической проблематикой.

 

Тем не менее, для того чтобы перенаправить клиента в силу субъективных или объективных причин, препятствующих консультированию, консультант должен получить начальную информацию о клиенте и характере его проблем. Это можно сделать по результатам первичного интервью, хотя иногда требуется более длительный срок. Рекомендуется прекратить работу в следующих случаях:

 

• клиент заявляет о проблеме, которая лежит вне вашей профессиональной компетентности (вне области психологической проблематики или вне области вашей специализации, например, вы не работаете с сексуальными нарушениями);

 

• вы чувствуете, что личностные противоречия между вами не могут быть разрешены и будут мешать процессу консультирования. Так, консультант, будучи молодой женщиной небольшого роста и приятной внешности, сталкиваясь с клиентом – мужчиной, крупным, властным, успешным бизнесменом, низко оценивающим интеллектуальные способности женщин вообще и четко представляющим цель обращения (как правило, весьма конкретно и ограниченно), возможно не сумеет наладить доверительные отношения и оказать влияние на жесткие, подкрепленные опытом установки;

 

• клиент – близкий человек, друг или родственник консультанта. В этом случае разовая консультация может быть проведена, тогда как решение проблемы, требующее более длительных терапевтичных отношений, в силу запрета на двойственные отношения, должно быть передано другому специалисту;

 

• клиент по каким-либо причинам отказывается обсуждать проблему, без решения которой вы не можете продвигаться дальше в работе;

 

• после нескольких сессий вы чувствуете, что отношения с клиентом непродуктивны, и ваши попытки сдвинуть их с мертвой точки также безуспешны.

 

Процедуры направления клиента к другому специалисту должны быть основаны на желании помочь клиенту в разрешении проблемы. Однако, как и в консультировании, мы можем лишь помочь осознать альтернативы, но не сделать выбор вместо клиента. Клиент сохраняет право принимать помощь, выбирать или игнорировать ее.

 

Контрольные вопросы к теме 3.3

 

1. Какие существуют два типа первичных бесед, и каковы задачи каждой из них?

 

2. На что ориентировано первичное информационно-ориентировочное интервью?

 

3. Какие вы знаете 6 параметров уникальности консультативного контакта?

 

4. Что такое «контакт» по определению А. Хараша?

 

5. Что характеризует эффективный терапевтический климат по К. Роджерсу?

 

6. Как установить доверительные отношения с клиентом?

 

7. Какие бывают стоп-сигналы и о чем они говорят?

 

8. Каковы могут быть причины отказа консультанта от работы?

 

9. Для чего используются ограничивающие правила в консультировании?

 

Задания для самостоятельной работы к теме 3.3:

 

1) познакомьтесь с описанием общения консультанта с клиентом по Дж. Бьюдженталю (см. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001, с. 39-60). Сравните с другими известными вам описаниями установления терапевтичных отношений. Найдите сходства и отличия;

 

2) вспомните и опишите формы вербального и невербального поведения, которые вызывают у вас настороженность и недоверие;

 

3) вспомните и опишите поведение человека, который вызывает у вас безусловное доверие.

Задания для практической работы к теме 3.3:

 

1) проведите анализ поведения клиента с целью обнаружения стоп-сигналов (в литературных источниках, из собственного опыта);

 

2) как вы считаете, какой из параметров контакта был нарушен? Обоснуйте ответ:

 

СИТУАЦИЯ № 1. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С КЛИЕНТОМ.

 

К: Ну, и я сказала ему, что мне надоело, я устала от его постоянных жалоб на то, какая я, и если он не прекратит, я уйду и... (она сбивается, видно, что ей неуютно). Ну, во всяком случае, думаю, что мне пора было на чем-то остановиться и... (снова кажется, что она потеряла нить и сидит, напрягшись).

 

П: Если ты будешь останавливаться каждый раз при подходе к чему-то неприятному, то ты просто не дашь психотерапии хоть как-то помочь тебе.

 

СИТУАЦИЯ № 2. ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ РЕГУЛЯРНЫХ ВСТРЕЧ.

 

К: Ну, и я сказала ему, что мне надоело, я устала от его постоянных жалоб на то, какая я, и если он не прекратит, я уйду и... (она сбивается, видно, что ей неуютно). Ну, во всяком случае, думаю, что мне пора было на чем-то остановиться и... (снова кажется, что она потеряла нить и сидит, напрягшись).

 

П: Гм-хмм... (терпеливо ждет).

 

СИТУАЦИЯ № 3. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА. МАМА ЖАЛУЕТСЯ НА ЗАСТЕНЧИВОСТЬ 14-ЛЕТНЕГО СЫНА.

 

П: Я вижу, что ты сердишься, потому что не хотел сюда приходить.

 

К: Да, очень. Я договорился с друзьями, а мама в последний момент сказала, что мы идем сюда. Она всегда делает так, как хочет, и не считается с моим желанием. А у меня никаких проблем нет (спокойная, раскованная поза).

 

П: Наша встреча не будет длительной, ты успеешь на свою встречу;

 

3) какое из ограничений пытается преодолеть ребенок или взрослый:

 

□ с началом встречи отказывается работать, капризничает, молчит, не отвечает на обращения, когда встреча завершается, просит продолжить, умоляет разрешить побыть еще, поиграть и сделать все, что не успели;

 

4) продумайте тактику работы с таким ребенком;

 

□ после окончания сессии ребенок просит разрешить забрать домой понравившуюся вещь. Как поступить консультанту?

 

□ приносит и дарит консультанту цветы, игрушку, собственную поделку. Принимать ли подарок, почему?

 

□ подросток заполняет предложенную консультантом анкету только частично, аргументируя тем, что не помнит или не знает, что ответить. Что следует обсудить в этом случае?

 

Рекомендуемая литература

 

1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001, с. 39-60.

2. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. М.: Эксмо, 2002, с. 175-183, 183-194, 196-212.

3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999, с. 45-88, 127-141.

4. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: ЭКСМО-пресс, 2000, с. 57-126, 105-119, 143-191.

5. Файн С, Глассер П. Первичная консультация: Установление контакта и завоевание доверия. М.: Когито-центр, 2003.

6. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии. СПб.: Сова, М.: Эксмо, 2002, с. 220-257.

 

Дополнительная литература

1. Капустин С. А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопросы психологии. 1993. № 5-6, с. 50-56.

 

2. Иган Дж. Уклоняющиеся и сопротивляющиеся клиенты // Электронный журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 3. http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20030302.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1022; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.013 с.)