Кратко охарактеризуем выделенные составляющие ситуации беседы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кратко охарактеризуем выделенные составляющие ситуации беседы.



 

1. Пространство-время консультирования. Всю совокупность требований к месту проведения консультативной беседы можно выразить кратко: обеспечение спокойной и комфортной обстановки. Спокойствие (отсутствие отвлекающих раздражителей) касается как возможности уединиться и ограничить посторонние вмешательства (стук в дверь, звонки телефона, нахождение посторонних или отвлекающих шумов) для обеспечения конфиденциальности и создания доверительной атмосферы, так и обстановки кабинета и внешнего вида консультанта. Это означает, что ситуация консультативной беседы не только включена в пространство социального взаимодействия, но и выключена из него, т. е. обладает особым статусом – инаковости. Тихое место, обставленное со вкусом, создает ощущение безопасности не только по отношению к окружающем миру, но по отношению к самому психологу. Исключение из обстановки любых знаков, символизирующих социальные пристрастия или принадлежность к какой-либо группе (кроме профессиональной) будет обеспечивать выключенность беседы из системы социальных отношений. Особенно актуально это требование для кабинетов, находящихся внутри учреждений (школ, производств, больниц).

 

Требования к одежде и внешнему виду психолога подобны таковым к обстановке кабинета – ничего привлекающего и отвлекающего внимание собеседника. Файн и Глассер[51] отмечают, что не только детали туалета или макияжа могут привлекать внимание и раздражать в процессе разговора.

 

Такими отвлекающими моментами в ходе разговора могут выступать некоторые особенности поведения: крутить волосы в пальцах, облизывать губы, теребить ногти и т. д. – для всех этих факторов действует единое правило: от всего, что отвлекает, нужно избавиться, будь то кричащая деталь костюма или раздражающая манера общения, или что-то из обстановки.

 

Относительно организации рабочего пространства беседы эффективны любые виды структурирования и выделения границ перехода в иную социальную и культурную зону. А. Айламазьян[52] предлагает использовать в качестве средств создания границ музыку, переход в другое помещение, легкую перестановку мебели, изменение освещения или определенный путь – иногда условная фраза, ритуал.

 

Именно такие события-отграничители отделают социальное пространство беседы от пространства обычной жизни и отношений человека.

 

Структурирование пространства включает в себя и элементы проксемики. Так рекомендуемое расположение собеседников – напротив друг друга, под углом для избегания вызывающей конфронтации и желательно без визуальных разделителей, таких как стол. Хотя некоторые клиенты спокойнее чувствуют себя за столом. Расстояние между собеседниками не должно быть постоянным. В каждой ситуации и к каждому клиенту, в зависимости от возраста, статуса, состояния и характера контакта, должна быть выбрана адекватная дистанция, уважающая «личное пространство». Выбор дистанции собеседником – это полезная информация, дающая представление о привычном для клиента стиле отношений.

 

Выделяя временной аспект консультирования, следует остановиться на продолжительности беседы и соблюдении временных границ, так же как и пространственных. Более подробно о трудностях управления временным аспектом мы будем говорить при обсуждении темы введения ограничений в процесс консультирования (см. тему 3.3).

 

2. Социальный контекст беседы. К социальному значению относятся такие аспекты, как авторитетность и доступность собеседника, престижность или модность участия в таком событии, а также социальный и профессиональный статус собеседника и статус помещения для встречи.

 

Статус психолога, статус собеседника (обследуемый, больной, ответственный) и статус представляемого учреждения (частная практика, вуз, клиника) в совокупности определяют социальный контекст ситуации проведения консультативной беседы.

 

В зависимости от социального контекста беседы может быть по-разному организовано взаимодействие. О влиянии социального контекста можно говорить тогда, когда к психологу обращаются по рекомендации знакомых или потому, что так уже делала подруга. Наличие специального образования, ученой степени, публикаций, являясь подтверждением профессионального уровня консультанта, также являются аспектами, придающими посещению психолога социальную значимость. Приписывание определенных социальных значений психологу или кабинету психолога, например, среди школьников или сотрудников организации, также должно учитываться в каждом конкретном случае. Причем это значение может носить как позитивный смысл (там интересно!), так и негативный (неизвестно, чем это закончится).

 

Также и принадлежность к определенным социальным группам может выступать для потенциального клиента как подтверждением привлекательности психолога, так и вызывать сомнения в его неангажированности. Работая в кризисном стационаре в качестве внештатного психолога, не включенного в структуру отношений медперсонала, автор наблюдал, как ее независимый статус вызывал повышенную степень доверия у некоторых пациентов по сравнению с доверием к лечащему врачу или штатному психологу.

 

3. Личностный смысл беседы. Этот уровень включенности в беседу представлен, прежде всего, характером мотивации и конкретной жалобой клиента. В общих чертах, говоря о личностном смысле, выделяют свободное или принудительное обращение к психологу. Последний вариант, вызывающий понятные трудности, требует специальных методов ведения беседы[53].

 

Кроме того, в жалобе обычно можно распознать смысловой контекст обращения: как к эксперту, к знатоку, волшебнику, прорицателю, врачу, судье. Часто этот контекст требует усилий по переосмыслению в ходе специальной работы.

 

Выпадение из ситуации беседы возможно, когда человек перестает существовать по ее законам и нормам. Так психолог может оказаться недостаточно искренним или компетентным, недостаточно ясной представляется цель. Могут быть нарушены правила погружения в ситуацию – заглядывание посторонних в комнату, звонок и т. д. Выпадение также происходит при утрате интереса к беседе и проявляется пассивностью и формальностью участия. Наконец, могут произойти события, изменяющие смысл ситуации, когда в ней находят признаки другой ситуации (стерильно как в больнице, говорит как бабушка, напыщенный как индюк).

Стадии ведения консультативной беседы

 

Теперь обратимся к структуре консультативной беседы и стадиям, которые в ней можно выделить.

 

Часто структурирование консультации проводится путем изменения характера вербального поведения консультанта. Так начинать рекомендуют с открытых вопросов, стимулирующих клиента к вербальному самораскрытию. После, когда сформировались определенные гипотезы о причинах трудностей, вопросы становятся более закрытыми и конкретными, для сбора определенной, нужной консультанту информации. Подтверждение гипотезы приводит к изменению вербального поведения консультанта, которое теперь представляет собой не вопросы, а утверждения, несущие смысл разъяснения, убеждения, интерпретации, конфронтации и т. д.

 

К. Роджерс, разделяя консультирование на директивное и недирективное, опирается при этом на выделение логики фактов, как основной стратегии директивного терапевта. Директивное консультирование характеризуется чрезмерной активностью консультанта, который задает слишком много вопросов. Чрезмерная активность консультанта позволяет клиенту занять пассивную позицию, перекладывая ответственность и инициативу на консультанта. Клиент переходит в позицию ожидания помощи, совета, вопросов. Директивное консультирование характеризуется фактологической направленностью. Можно сказать, что консультант руководствуется логикой фактов.

 

К. Роджерс в ходе работы так же не свободен от логики, как и директивный консультант, хотя и идет вслед за чувствами клиента. В такой беседе тоже трудно свернуть на путь фактов. Различение этих двух логик ведет не к тому, что не следует интересоваться фактологией или отражать чувства, но всякий раз консультант должен отдавать себе отчет в том, что он делает. Здесь не может быть подчинения чему-то кроме того, что вытекает из самого процесса консультирования конкретного человека. Хотя Роджерс и утверждает, что его терапия недирективна в смысле, что ничего не приносит извне, но назвать ее спонтанной тоже нельзя.

 

Итак, говорить, что только в директивном консультировании присутствует логика, было бы неправильным. Логика беседы часто ведет консультанта, будь то директивная или недирективная беседа, так как не только вопрос подразумевает возможности ответов, но и ответ задает границы возможности его развития. Так на ответ: это началось в прошлом году, сложно дать реакцию отзеркаливания чувств, тогда как на ответ: мне так горько слушать упреки, неадекватно переходить к логике фактов – сколько раз в день вам бывает горько? В одном случае беседа будет подчиняться логике фактов, тогда как в другом – логике чувств.

 

В том и в другом случае мы можем говорить о некоторой степени внешней необходимости, извне структурирующей диалог, но не о свободном проявлении, свободной форме движения человеческого бытия как клиента, так и консультанта. Ваша задача как консультанта состоит в том, чтобы отдавать себе отчет в том, чему вы подчиняете ход беседы: предварительному плану, логике фактов, логике чувств или пытаетесь нащупывать свободный ход, т. е. ход, приближающий вас и клиента к внутренней свободе.

 

Говоря о логике беседы, мы сделали акцент на том, что консультант определяет эту логику целями и ценностями работы для себя и для клиента.

 

Вводная часть используется для привлечения к сотрудничеству, провоцирования интереса. Если инициатор встречи психолог – нужно заинтересовать темой, пробудить желание, сделать понятной значимость участия в беседе. В этой части беседы сообщается о ее продолжительности, анонимности и целях.

 

В случае инициативы обращения со стороны собеседника психолог демонстрирует тактичность и уважение к позиции собеседника, не осуждает и не оправдывает, принимая ее без оценки.

 

На этом же этапе определяется стиль обращения, обусловленный возрастом, полом, жизненной средой, уровнем знаний. Продолжительность этой стадии зависит от того, будет ли это единственная встреча или возможно продолжение отношений.

 

Начальная стадия используется для установления и поддержания контакта. Установление контакта позволяет переходить ко второму этапу.

 

Вторая стадия характеризуется открытыми вопросами, вызывающими массу высказываний собеседника, изложение своих мыслей и переживаний, которые станут материалом анализа. После того как накоплена событийная информация, можно перейти к прямому обсуждению основной темы беседы.

 

Третьей стадией беседы становится подробное исследование содержания обсуждаемых проблем. Это кульминация беседы, которая зависит от умения психолога задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать. Содержание этапа определяется целями и задачами данной беседы.

 

Завершающая стадия – окончание. После успешного и полного проведения предыдущего этапа необходимо ослабить напряжение, выразить признательность за потраченные усилия.

 

Хотя переходы между стадиями резко не выражены, перескакивание через стадии может снизить достоверность данных и снизить эффективность беседы.

 

Первая стадия. Знакомство с клиентом и начало беседы. Длительность этой стадии составляет 5-10 минут при средней продолжительности беседы 45-50 минут. Ю. Алешина отводит эти минуты на то, чтобы встретить клиента. Первые минуты встречи, довольно формальные (Заходите, пожалуйста! Присаживайтесь..) уже могут показать психолога как доброжелательного и заинтересованного собеседника. Для этого клиенту проходят навстречу, помогают устроить вещи при необходимости, провожают до места, где проходит консультирование.

 

 

Функциональной задачей этой стадии беседы является установление терапевтического контакта и отношений доверия с клиентом. Хотя они и не остаются постоянно одинаковыми, а развиваются, вначале необходимо заложить основы будущих продуктивных взаимоотношений.

 

 

Когда вы увидели, что первое напряжение спало и клиент приготовился к рабочим отношениям, это означает начало второго этапа.

 

Вторая стадия. Расспрос клиента. Формирование и проверка консультативных гипотез. Первый вопрос этой стадии рекомендуют делать открытым, неопределенным. Если клиент напряжен, следует помочь выразить это чувство напряженности. Умение использовать небольшое число вопросов для стимулирования самораскрытия клиента отличает опытного консультанта. Если консультант задает много вопросов, то и в дальнейшем инициатива переходит к нему, а клиент пассивно ожидает вопросов, провоцируя вербальную активность консультанта.

 

Говорят об открытой форме первоначальных вопросов, предостерегая от наведения на ответ: вопросы типа «Какие проблемы?», «Что случилось?» – недопустимы. Распространено такое эффективное начало: «Что вас привело ко мне?»

 

Если встреча не первая, то начальная стадия сворачивается до приветствия, поддержания контакта и выражения готовности работать. Каким может быть продолжение, если встреча не первая? Тут единого сценария нет. Может начать сам клиент. Если он молчит, начать можете вы, но не вопросом: что вас ко мне привело. Как правило, если вы не видите экстраординарного состояния, которое нуждалось бы в немедленном разрешении и обсуждении, логично начать следующую встречу как продолжение предыдущей. Либо напоминанием прошлой темы и переходом к следующей, либо повторением выводов. Часто спрашивают о самочувствии: как ваши дела? Если клиент получал домашнее задание – логично начать с проверки и обсуждения его выполнения.

 

 

Длительность этого этапа 25-35 минут. Вначале вы формируете консультативные гипотезы, потом их проверяете.

 

Деятельность психолога по формированию гипотез включает:

 

• эмпатическое слушание;

 

• принятие концепции клиента без обличения и конфронтации;

 

• структурирование беседы – сохранение логики беседы при изменении темы, краткое комментирование того, что говорит клиент, подведение итогов сказанного позволяет сохранять последовательность и ясность понимания себя клиентом;

 

• осмысление – цель – сформулировать несколько гипотез, перевести жалобу в психологический запрос и поставить психологическую проблему. Каждая гипотеза – это попытка понять ситуацию клиента. Часто гипотеза выражается в виде интерпретации.

 

Далее идет переход психолога из пассивного состояния подготовки гипотезы в активное – к стадии ее проверки. Здесь деятельность психолога по проверке консультативных гипотез предполагает следующие действия:

 

• задавать вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей;

 

• изложить интерпретацию и узнать отношение к ней.

 

На этом этапе большее внимание уделяется чувствам клиента и описанию чувств других людей. Если причина найдена, то психолог переходит к оказанию воздействия – третьей стадии процесса.

 

Третья стадия. Оказание воздействия. Продолжительность данной стадии 5-10 минут. Она включает коррекцию установок клиента и коррекцию поведения. Это может быть осознание цепочки событий: «чувство – неадекватные средства – результаты». Для достижения этой цели используют разные приемы: акцентирование противоречий, переформулирование ситуации при помощи комментария, постановка клиента в рефлективную позицию, открытая конфронтация с деструктивными действиями, организация нового опыта, способного изменить деструктивные установки (домашнее задание), пересказ и резюме, анализ чувств, самораскрытие психолога. Результатом будет поиск более конструктивных способов поведения.

 

Формулировка альтернатив привычному поведению и принятие решения и выбора жизненной стратегии являются результатом данной стадии. Разработка детального плана позитивного реагирования клиента более характерна для поведенческой терапии.

 

Четвертая стадия. Завершение беседы. Продолжительность стадии – 5-10 минут.

 

Подобно эпилогу романа, замечает Алешина, беседа завершается последней стадией. Здесь необходимо подведение итогов беседы как краткое обобщение происшедшего за время приема, обсуждение вопросов дальнейших отношений со специалистом и собственно прощание консультанта с клиентом.

 

Контрольные вопросы к теме 3.2

 

1. Объясните, почему интервью – это социально-психологический феномен?

 

2. В чем состоит психологическое содержание понятий «открытость» в общении и «контакт».

 

3. Какие вы знаете виды вопросов? Приведите примеры.

 

4. Что входит в понятие топоса консультативной беседы?

 

5. Что происходит на основных стадиях ведения беседы?

 

6. Что такое логика фактов в понимании К. Роджерса?

Задания для самостоятельной работы к теме 3.2:

 

1) опираясь на предложенные параметры, опишите несколько топосов (пространство-время) консультативной беседы: в школе, в клинике, в психологической консультации, в университете;

 

2) распределите 12 стадий беседы по К. Роджерсу, следуя формальной 4-фазной схеме беседы Ю. Алешиной (Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: ЭКСМО-пресс, 2000, с. 38-54).

Задание для практической работы к теме 3.2:

 

1) прочитайте протокол одной из сессий К. Роджерса на выбор. Определите границы каждой из 4 стадий консультирования (см. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: ЭКСМО-пресс, 2000, с. 290-457). Обоснуйте ваш выбор;

 

2) придумайте 5 различных фраз для начала расспроса клиента. Оцените степень их продуктивности.

Рекомендуемая литература

 

1. Айламазьян А. М. Метод беседы в психологии. М.: Смысл, 1999, с. 12-86.

 

2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Класс, 2000, с. 27-75.

 

3. Атватер И. Я вас слушаю... (Советы руководителю, как научиться слушать собеседника). М.: Экономика, 1984.

 

4. Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. М.: Ось-89, 2003, с. 53-73.

 

5. Хараш А. У. Восприятие человека как воздействие на его поведение // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика,1981.

Дополнительная литература

 

1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001, с. 39-60.

 

Тема 3.3. Первичная встреча

 

■ Два типа проведения первичной беседы

 

■ Общая тактика первичной беседы: тревога консультанта, знакомство с клиентом, начало консультирования

 

■ Установление и поддержание контакта

 

■ Наблюдение за клиентом: стоп-сигналы

 

■ Особенности беседы, ориентированной на установление отношений: доверие в отношениях с клиентом

 

■ Терапевтический климат: эмпатия, принятие и конгруэнтность

 

■ Проблема введения ограничений

 

■ Отказ консультанта от консультирования

Два типа проведения первичной беседы

 

С. Глэддинг выделяет два типа первичных бесед с клиентом:

 

1) информационно-ориентировочное интервью;

 

2) встреча, ориентированная на установление отношений[54].

 

Задачи каждого из них несколько различны при общем сходстве общей цели – оказать психологическую помощь. В зависимости от успешности проведения первичной встречи будут определяться последующие цели работы, да и сама возможность продолжения консультирования в целом.

 

Выполняя различные функции в консультировании, первичная встреча может служить сбору необходимой информации о клиенте или установлению терапевтичных взаимоотношений. Поскольку для каждого типа беседы требуются специфичные умения и навыки, следует рассмотреть проведение каждой из них по отдельности.

 

Информационно-ориентировочное интервью. Так как целью такой встречи будет накопление информации о клиенте и его жизненной ситуации, структура сессии определяется консультантом, который хочет получить как можно больше достоверной информации о трудностях клиента. С этой целью консультант использует различные техники постановки вопросов, анкетирование и тестирование, а также сбор анамнеза при необходимости (когда ведется работа с клиническими нарушениями, детьми или в медучреждениях).

 

С вариантом первичного интервью, ориентированного на сбор информации, можно познакомиться в Приложении 3.3.

 

Способы и приемы, посредством которых консультант проводит сбор фактологической и биографической, а также личностной информации, зависят, прежде всего, от места работы консультанта. Различные службы помощи или кризисные стационары, как и медицинские учреждения, устанавливают свои требования к первичной информации, ее качеству и объему. Однако частнопрактикующий специалист в не меньшей степени заинтересован в получении подобной информации о клиентах, хотя и волен самостоятельно устанавливать формы сбора, объем и качество первичной информации, которая оценивается как необходимая для начала работы с клиентом.

 

С. Файн и П. Глассер относят к первичной информации о клиенте: общие сведения, важные аспекты ближайшего окружения клиента и биографические сведения, на основании которых консультант может составить диагностическое заключение (иногда в соответствии с классификацией «Руководства по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-IV)»[55]).

 

Общие сведения включают в себя анкетные данные: Ф. И. О., адрес, состав семьи, работа, образование, причины обращения к психологу, информация о предшествующих обращениях к специалистам. Чаще всего сбор подобной информации проводится путем анкетирования клиента.

 

К аспектам ближайшего окружения клиента относятся как широкая социальная среда (район, культурные особенности, благополучность), так и ближайшее окружение (семья, родители, дети, соседи, учителя, коллеги). При этом оценивается степень интегрированности клиента в социальные отношения и то, в какой мере эти связи могут помочь или помешать терапии. Исследования показывают, что когда в семье применяется насилие, практикуется созависимость или отказывается кому-то в заботе, семьи часто самоизолируются, скрывая свою тайну. Но факты насилия, зависимости или отсутствия заботы повторяются – или происходят именно потому, что из-за изоляции членам семьи трудно обратиться за помощью к другим людям.

 

Поэтому вторым аспектом должно стать выяснение содержательной, а не формальной стороны социальных (межличностных и внутрисемейных) отношений, то есть степени удовлетворенности жизнью. Так, работающая мать имеет мало времени и сил на воспитание детей, совместное проведение свободного времени с семьей и устает, чтобы отвечать на внимание мужа. А может быть она использует работу, чтобы не делать того, что ей не нравиться? Эта информация нужна, чтобы понять сердцевину проблемы и найти лучшее решение.

 

Биографические данные помогают собрать историю возникновения и развития проблемы. Сегодняшние проблемы – часто результат некоторых изменений, происшедших раньше, не всегда четко осознаваемых человеком. Сведения о разводах, потере близких, повторных замужествах, потере работы используются для определения причин возникновения трудностей. К этим же фактам будут относиться свидетельства того, как человек преодолел этот кризис, что он делал, что изменилось.

 

Большая часть первичного интервью может быть посвящена истории и обстоятельствам жизни клиента. Характер использования этих данных может отличаться в зависимости от теоретического подхода консультанта. Объем и сложность выявляемой информации существенно зависят от проблем и готовности клиента делиться подробностями. Следует помнить, что воспоминания и рассказы о прошлом иногда болезненны и могут вызывать сильные эмоции, нуждающиеся в достаточном времени для проявления.

 

В ходе сбора первичной информации и наблюдения за клиентом у консультанта возникают предварительные предположения относительно действительных проблем и трудностей клиента или семьи. По результатам первичного интервью может быть составлено диагностическое заключение – терапевтическая оценка состояния клиента в текущий момент в структурированном виде, доступном для ознакомления другим специалистам. При этом целью диагностики выступает не только изложение проблем профессиональным языком, но и планирование помощи. Диагностическое заключение «включает оценку жизнедеятельности клиента, описание его проблем с позиции специалиста, самого клиента и окружающих его людей, указание источников этих проблем в сегодняшнем окружении клиента или в его прошлом, перечень желательных изменений и краткое описание методов лечения, которые предполагается использовать»[56].

 

Встреча, ориентированная на установление отношений. Такая встреча будет заметно отличаться от первого типа беседы, так как фокус внимания концентрируется на чувствах и взаимоотношениях консультанта и клиента, его эмоциональных состояниях и установках. С этой целью консультант использует перефразирование, отражение чувств, подведение итогов, интерпретацию вербального и невербального поведения клиента, самораскрытие.

 

Общая тактика первичной беседы: тревога консультанта, знакомство с клиентом, начало консультирования

 

Кроме специфичных для проведения каждой беседы умений консультант должен использовать навыки, помогающие клиенту поддерживать разговор и проникать в сущность обсуждаемого, чтобы понимать клиента и его состояния. Поэтому результативность любого типа беседы зависит от способности консультанта проявлять эмпатию, одобрение, поддержку, внимательность и искренность.

 

Психотерапевт оценивает работу с депрессивной клиенткой:

 

«Полагаю, наибольший эффект оказало то, что я давал понять клиентке, что хорошо и что плохо. Она постоянно проверяла меня. Звонила домой, угрожала себя убить. Сценарии менялись один за другим. Я повел себя достаточно жестко, разъясняя ей неприемлемость опасных и безответственных поступков. Во время обучения, много лет назад, я усвоил, что психотерапевт должен безусловно принимать клиента. Однако в процессе приобретения опыта я несколько изменил свою точку зрения и стал условно принимать определенные виды деструктивного поведения» (Коттлер Дж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. СПб.: Питер, 2002, с. 138).

 

Тактика первичной встречи зависит от того, добровольно ли пришел клиент на консультацию. Чтобы это понять, необходимо выяснить путь, каким клиент пришел к необходимости обращения к психологу. Ведь то, что клиент сам договаривается о встрече, еще не означает ее добровольности.

 

Если вы выясните, что клиент вынужденно обращается к вам, чтобы выполнить некоторые внешние по отношению к консультированию запросы (успокоить мужа, получить другую работу, по требованию родителей), то ваша работа с самого начала будет задаваться этими рамками. Их необходимо осознать и вынести на обсуждение. Лишь при принятии личной заинтересованности и потребности в помощи цель консультирования будет находиться внутри самого процесса, то есть будет вами осознаваться, контролироваться, изменяться, достигаться. Понять причины страха и научиться совладать с ним, преодолеть мешающие паттерны поведения с супругом, определиться с профессиональным будущим – это все можно почерпнуть из первоначально вынужденного обращения, чтобы перевести внешнюю мотивацию обращения во внутреннюю.

 

Тревога консультанта. Первое, с чем сталкивается сам консультант на первичном приеме – это его собственная тревожность. Ожидание сопротивления или враждебности со стороны клиента, страх своей некомпетентности или смятение чувств – обычные чувства, предваряющие терапию. Поэтому работа консультанта начинается с работы с самим собой. Эти и другие чувства испытывают многие и не только начинающие консультанты, независимо от того, говорят они об этом или нет.

 

Молодой психотерапевт говорит с новым клиентом:

Вы сердились

Не только на власти, иерархию и систему;

Вы сердились на меня.

Я боялся

Не только ваших движений, вашего гнева и огня в ваших глазах;

Я боялся своей некомпетентности.

Я собрал все свое мужество и

Попытался усмирить внутреннюю дрожь.

Я сказал: «Вы сердитесь».

Вы вздохнули.

Вы сели, и огонь превратился в тепло.

Подействовало —

Как нам и говорили!

(Вулф, 1975, цит. по: Файн С, Глассер П., 2003, с. 37).

 

Возможно, вы не сумеете оправдать все возложенные на вас ожидания. Но вы не должны причинять клиенту вред. До того как вы сможете начать активную работу, главная ваша задача – слушать и поддерживать клиента. Дж. Коттлер утверждает[57], что эффективным психотерапевта делает не безупречность его действий, безошибочность интерпретаций и точность реплик.

 

Эффективным является психотерапевт, который устанавливает такие отношения с клиентами, что они обладают высоким кредитом доверия и терпения, клиенты допускают и прощают его ошибки и остаются до тех пор, пока их надежды не оправдаются.

 

Знакомство с клиентом. Как обращаться к клиенту? Даже если вы уже знаете имя и фамилию клиента из предварительной записи, нелишне уточнить форму обращения при очном знакомстве. Наиболее уместен вопрос: как мне вас называть?

 

По мнению Ю. Алешиной, консультант может менять форму самопрезентации в зависимости от таковой клиента[58].

 

Если к вам пришла Лена, то вы становитесь Сашей, а если это Елена Аркадьевна, то вы уже Александр Петрович. Это утверждение не бесспорно. Часто консультант выбирает для себя удобную форму самопрезентации и сохраняет ее достаточно устойчивой, но не ригидной. Ориентируясь не столько на форму представления клиента, сколько на его демографические признаки (пол, возраст, статус) и характер взаимоотношений с ним (отстраненность или эмоциональная близость).

 

Также можно согласовать возможность аудиозаписи или присутствия других лиц. Без согласия клиента это не допускается. Зарубежные авторы настаивают на подписании клиентом письменного разрешения. Большая юридическая проработанность вопросов взаимоотношений с психологом за рубежом выражается, в частности, в практике подписания договора о предоставлении определенных услуг со стороны психолога, которые приведут к объявленным целям, и выполнении обязательств со стороны клиента (см. пример контракта в Приложении 3.3).

 

Начинающих консультантов предостерегают от выполнения просьб о вмешательстве в частную жизнь других людей: звонить, писать, приглашать на встречу лиц, не включенных в процесс консультирования, – это использование консультанта.

 

Должен ли клиент чувствовать себя комфортно? Психологически – нет. Но начинать светский разговор, чтобы снять напряженность у клиента и у себя тоже, значит ухудшать ситуацию. Если клиент начинает такой разговор, то это свидетельствует о его сопротивлении. Ваша задача – указать на это. Недирективный консультант принимает любое поведение клиента как должное и любую тему для беседы как важную, уважая его выбор и подразумевая ответственность клиента за этот выбор.

 

Начало консультирования. Как правило, первым в разговор вступает консультант. Начало может быть нейтральным: что вас сюда привело? Даже такая ни к чему не обязывающая фраза может быть сказана по-разному:

 

• Что вас сюда привело? (в какую проблему влипли);

 

• Что вас сюда привело? (никогда бы не подумал, что вам нужен терапевт);

 

• Что вас сюда привело? (к психиатру, подумать только).

 

Каждое из них выдает определенную установку психотерапевта.

 

Или начало может быть рефлексивным: «Вы выглядите очень несчастным; начинать всегда трудно». Наиболее подходящей формулой обращения для многих случаев первичной беседы является такая: «Расскажите, что привело вас на консультирование именно сейчас»[59].

 

Также следует обратить внимание на следующие ключевые слова:

 

«Расскажите»: интервьюер выражает прямую заинтересованность в том, что может сообщить клиент. Кроме того, он дает понять, что говорить должен именно клиент.

 

«Что привело вас»: это более определенная форма, чем просьба рассказать о себе. С другой стороны, она дает клиенту большую свободу выбора – он сам выбирает, о какой сфере своей жизни станет говорить.

 

«На консультирование»: этим выражается признание, что приход в клинику представляет собой неординарную ситуацию. Подразумевается, что клиент должен вам рассказать о предшествующих событиях, которые побудили его искать помощи у профессионального интервьюера.

 

«Сейчас»: это помогает клиенту сосредоточиться на тех факторах, которые привели к решению обратиться к консультанту. Клиент осознает, что решение прийти в клинику связано не только с определенными причинами, но и с определенным временем. В некоторых случаях проблема существует годами, но именно сейчас пришло время ею заняться.

 

Особый вариант необходим, если клиент пришел не по своей воле. Барьер, возникающий в терапии, преодолевается артикулированием факта недобровольности: «Я понимаю, что вы здесь потому, что вас послали на консультацию. Наверное, поэтому вы выглядите сердито». Потом надо предоставить клиенту возможность сделать следующий шаг, даже если это будет гнев или негодование, игнорирование или скепсис. Сильные чувства в терапии обязательны, их не надо бояться, хотя с ними и сложно работать. Преградой выступают личные и социальные стереотипы самого консультанта. Предоставьте ситуации развиваться спонтанно, но при этом сами оставайтесь активны.

 

По-прежнему, как и 10-15 лет назад, первые встречи с клиентами несут функцию просветительства, когда клиент, даже обратившийся по собственной инициативе, не говоря о вынужденных посетителях психолога, не очень хорошо представляет, чего можно ждать от психологического консультирования. Чтобы решение о сотрудничестве было принято осознанно, нужно предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования: цели, квалификации психолога, оплате, продолжительности, риске ухудшения, границах конфиденциальности, ограничениях. Даже в этом случае сохраняется необходимость распределения ролей: врач и больной, учитель и ученик, судья и обиженный, знающий и незнающий. Как бы широки не были рамки заданных ролей, моменты, когда потребуется отказ от этих ролевых идентификаций, может наступить очень скоро. Тогда консультант и клиент переходят к общению на равных, к диалогу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.154 с.)