К теме 3.3. Информационно-ориентировочное первичное интервью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К теме 3.3. Информационно-ориентировочное первичное интервью



 

1. Паспортные данные.

 

А. Имя клиента, адрес, номер телефона, по которому можно связаться с клиентом. Эта информация важна на тот случай, когда консультанту потребуется войти в контакт с клиентом в промежутке между сессиями. Адрес также позволяет получить некоторое представление об условиях, в которых проживает клиент (например, собственная или съемная квартира, студенческое общежитие, частный дом и т. д.).

 

Б. Возраст, пол, семейное положение, род занятий (или сколько классов школы окончил и в каком году). Эта информация также может оказаться важной. Она позволяет выяснить, относится ли клиент к меньшинствам, и обеспечивает базу для понимания информации, которая будет получена в более поздних сессиях.

 

2. Существующие проблемы, главные и второстепенные.

 

Лучше всего, если они изложены точно тем способом, которым их представил клиент. Если проблема клиента как-либо проявляется в наблюдаемом поведении, это также должно быть записано. Вот вопросы, которые помогают собрать подобную информацию:

 

A. Насколько сильно проблема сказывается в каждодневной деятельности клиента?

 

Б. Как проблема проявляется? Каковы мысли, чувства и т. д., которые связаны с этим? Какое наблюдаемое поведение связано с этим?

 

B. Как часто проблема возникает? Как долго проблема существует?

 

Г. Может ли клиент описать типичные события, которые окружают проблему? Когда это происходит? С кем? Что случается до и после этого?

 

Д. Что заставило клиента решиться прибегнуть к консультированию именно теперь?

 

3. Условия жизни клиента.

 

Как клиент проводит свой типичный день или неделю? В каких общественных или религиозных мероприятиях (действиях) принимает участие, как проводит досуг и т. д. Каков характер профессиональной и/или образовательной ситуации клиента?

 

4. История семьи.

 

Отец и мать. Возраст, занятия, описания их характера, отношение их друг к другу и каждого из них – к клиенту и другим членам семьи.

 

A. Имена, возраст, порядок рождения братьев и сестер, отношения между клиентом и другими членами семьи.

 

Б. Имеются ли случаи каких-либо психических расстройств у членов семьи?

 

B. Описание признаков, которые могут характеризовать стабильность положения семьи, включая число смен мест работы, число смен мест проживания членов семьи и т. д. (Эта информация обеспечивает понимание в более поздних сессиях, когда выявятся проблемы, связанные с постоянством самого клиента и/ или устойчивостью отношений).

 

5. Личная история клиента.

 

A. Медицинская история (анамнез): какие-либо серьезные заболевания, помимо обычных для большинства населения, или заболевания, травмы от пренатального периода и до настоящего времени, которые могли повлиять на актуальное состояние клиента.

 

Б. Образование: начальная и средняя школа, дальнейшее образование. Сюда включаются внеучебные интересы и взаимоотношения со сверстниками.

 

B. Запись о прохождении военной службы.

 

Г. История карьеры: где клиент работал, какую работу выполнял, продолжительность работы, взаимоотношения с коллегами по работе.

 

Д. Сексуальная и брачная история: где клиент получал информацию о вопросах пола? Как строились его отношения с лицами противоположного пола? Помолвки и/или браки. Другие эмоциональные события, предшествовавшие нынешней ситуации. Причины разрыва предыдущих отношений. Как проходил период ухаживания за нынешней супругой. Каковы причины (особенности супруга/супруги, личные намерения), которые привели к браку? Как развивались отношения с супругом/супругой после свадьбы? Есть ли дети?

 

Е. Какой опыт клиент уже имел в консультировании, как он на это реагировал?

 

Ж. Каковы жизненные цели клиента?

 

6. Описание клиента, сделанное по результатам наблюдения в процессе собеседования.

 

Здесь вы могли бы указать особенности внешнего вида клиента, включая одежду, осанку, жестикуляцию, выражение лица, голос, напряженность. Как, по вашему мнению, клиент относился к вам во время сессии. Готовность клиента проявлять ответное чувство, заинтересованность, сердечность, сдержанность, пассивность и т. д. Выявились какие-либо особенности перцептивных или сенсорных функций, влияющих на процесс взаимодействия? (Зафиксируйте ваши наблюдения.) Каков был общий уровень информационного взаимодействия (словарный запас, рассуждения, способность к абстракции), поддерживаемый клиентом? Последовательность в рассуждениях, правильность и скорость речи? Была ли логика, связность в замечаниях клиента?

 

7. Резюме и рекомендации.

 

В этом разделе вы можете подтвердить любые связи, которые выявились между изложенной клиентом проблемой и другой информацией, полученной в сессии. Какой консультант, по вашему мнению, лучше всего подошел бы этому клиенту? Если вы намерены быть консультантом этого клиента, то какие из ваших черт могли бы оказаться особенно полезными? Какие – могут оказаться совершенно бесполезными? Насколько реалистичны цели, которые клиент ставит, прибегая к консультированию? Как долго, по вашему мнению, может продлиться консультирование? [3, с. 170-171]

 

Контракт консультанта и клиента [3, с. 158-159]

 

Джозеф Уитмер, д. фил. NCC и Теодор Р. Рэмли, д. юр., д. фил. NCC.

 

Следующее заявление написано Джо Уитмером, д. фил. NCC, и Теодором Р. Рэмли, д. юр., д. фил. NCC.

 

Уитмер является почетным профессором и руководителем отдела департамента образования консультантов в Университете Флориды, Гайнесвилл. Рэмли имеет степень по юриспруденции и степень доктора философии по обучению консультантов. Он является председателем отдела образования консультантов в Университете Нового Орлеана.

 

Наши профессиональные обязанности требуют внимательного отношения к правам клиента, а также осознания собственной ответственности как консультантов.

 

Контракт консультанта и клиента, приведенный здесь, касается обоих этих важных вопросов. Пожалуйста, не стесняйтесь изменять и использовать контракт так, как вы считаете приемлемым. Однако помните о законах вашего государства (штата), об уникальности вашего собственного положения, а также о вашей собственной правомочности. Однако при использовании контракта вам необходимо знать законы вашего государства (штата), особенности вашего собственного положения и компетенции. N 800 считает этот документ особенно полезным для тех специалистов, кто формулирует официальное заявление о своих услугах, используемое в большинстве штатов, проводящих лицензирование.

 

ИНФОРМАЦИЯ И СОГЛАШЕНИЕ

 

КВАЛИФИКАЦИЯ/ОПЫТ

 

Я польщен, что вы выбрали меня в качестве вашего консультанта. Этот документ предназначен для того, чтобы информировать вас о моей подготовке и убедиться, что вы понимаете характер наших профессиональных отношений.

 

Я имею лицензию штата как профессиональный консультант. Кроме того, я имею сертификат Национального совета сертифицированных консультантов, национального агентства сертификации частного консультирования. Моя практика консультирования является ограниченной (типы консультирования, например: подростковое, личностное, профессиональное, супружеское и т. д.).

 

 

СУЩНОСТЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

Я обладаю (ваша ученая степень или степени, относящиеся к консультированию), полученной в (название учреждений), и являюсь профессиональным консультантом с (год получения степени по консультированию или родственным областям).

Я принимаю только тех клиентов, которые, по моему мнению, способны разрешить их собственные проблемы с моей помощью. Я полагаю, что как только люди станут более благосклонными к себе, они скорее обретут удачу и удовлетворенность в своей жизни. Однако самопонимание и самопринятие – это цели, достижение которых иногда требует много времени. Некоторые клиенты для достижения этих целей нуждаются только в нескольких сессиях консультирования, в то время как для других могут потребоваться месяцы или даже годы отношений консультирования по любому вопросу. Я буду поддерживать вашу решимость. Если консультирование проходит успешно, вы почувствуете, что способны противостоять жизненным трудностям в будущем без моей поддержки или вмешательства.

 

Хотя в наших сессиях мы можем быть очень эмоционально и психологически близкими, вам важно понять, что мы имеем чисто профессиональные отношения, а не личные. Наши контакты будут ограничены оплаченными сессиями, которые вы проведете со мной. Пожалуйста, не приглашайте меня на общественные собрания, не предлагайте подарки и не просите, чтобы я вступал с вами в какие-либо другие отношения, кроме как в профессиональном контексте наших консультационных сессий. Лучшее обслуживание вы сможете получить в том случае, если наши отношения останутся строго профессиональными и если наши сессии сконцентрируются исключительно на ваших проблемах. Вы многое узнаете обо мне, поскольку мы будем работать вместе в течение периода консультирования. Однако вам важно помнить, что вы знакомитесь со мной только в моей профессиональной роли.

 

 

ЖАЛОБЫ

Если в любое время по какой-либо причине вы сочтете, что не удовлетворены моими услугами, пожалуйста, сообщите мне. Если я не способен буду решить ваши проблемы, вы можете сообщать о ваших жалобах Управлению по профессиональным консультантам в (ваш штат) по (телефонный номер) или Национальному совету сертифицированных консультантов в Гринсборо, Сев. К., тел. 910-547-0607.

ОПЛАТА, ОТМЕНА СЕССИЙ И СТРАХОВАЯ КОМПЕНСАЦИЯ

 

Я соглашаюсь предоставить вам услуги за вознаграждение в размере _ – – за индивидуальную сессию, _ – – за сессию пары/семьи и/или за групповую сессию. Оплата каждой сессии обязательна и должна быть внесена по окончании каждой сессии. В качестве оплаты принимаются наличные или чеки. В случае, если вы не будете способны выполнить договоренность о встрече, вы должны будете уведомить меня за 24 часа. Если я не получаю такое уведомление, вы будете обязаны оплатить сессию, которую вы пропустили.

 

Некоторые компании страхования здоровья будут компенсировать клиентам затраты на мои услуги консультирования, а некоторые не будут. Кроме того, большинство из них, прежде чем согласятся возместить вам затраты, потребуют, чтобы я диагностировал состояние вашего психического здоровья и выявил наличие у вас «заболевания». Некоторые причины, по которым люди обращаются за консультированием, не подразумевают компенсации. Если в вашем случае предполагается постановка диагноза, я заранее сообщу вам диагноз, который я планирую передавать компании страхования здоровья. Любой диагноз станет частью ваших постоянных отчетов страхования.

 

Если вы желаете добиваться компенсации за мои услуги от вашей компании по страхованию здоровья, я с удовольствием заполню любые документы, связанные с вашей компенсацией, представленные вами или страховой компанией. Поскольку вы будете оплачивать мои услуги за каждую сессию, любая более поздняя компенсация от страховой компании должна быть послана непосредственно вам. Пожалуйста, не адресуйте никакие платежи мне.

 

Те страховые компании, которые действительно возмещают затраты на консультирование, обычно требуют, чтобы, прежде чем они предоставят компенсацию, вы выплатили стандартную сумму (подлежащую вычету), и затем обычно клиентам возмещается только часть от той суммы, которую вы заплатили мне. Вы должны войти в контакт с представителем компании, чтобы определить, возместит ли ваша страховая компания вам затраты и какой график компенсации используется.

 

 

ВЕДЕНИЕ ЗАПИСЕЙ И КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

 

Все наши переговоры становятся частью истории болезни, которая является доступной для вас по запросу. Я буду сохранять конфиденциальность, не разглашая того, что вы сообщаете мне, за исключением тех случаев, когда: а) вы непосредственно просите меня сообщить что-то; б) я решаю, что вы представляете угрозу себе или другим; в) я обязан раскрыть информацию по решению суда.

 

Вашей подписью ниже (пожалуйста, подпишите обе копии, одну – для вас, а другую копию возвратите мне) вы указываете, что вы читали и поняли это заявление и/или что на любые вопросы, которые у вас имелись относительно этого заявления, вы получили удовлетворительные ответы.

 

(Имя и подпись консультанта) (Имя и подпись клиента)

 

Дата: Дата:

Контракт консультанта и клиента [3, с. 158-159]

 

Джозеф Уитмер, д. фил. NCC и Теодор Р. Рэмли, д. юр., д. фил. NCC.

 

Следующее заявление написано Джо Уитмером, д. фил. NCC, и Теодором Р. Рэмли, д. юр., д. фил. NCC.

 

Уитмер является почетным профессором и руководителем отдела департамента образования консультантов в Университете Флориды, Гайнесвилл. Рэмли имеет степень по юриспруденции и степень доктора философии по обучению консультантов. Он является председателем отдела образования консультантов в Университете Нового Орлеана.

 

Наши профессиональные обязанности требуют внимательного отношения к правам клиента, а также осознания собственной ответственности как консультантов.

 

Контракт консультанта и клиента, приведенный здесь, касается обоих этих важных вопросов. Пожалуйста, не стесняйтесь изменять и использовать контракт так, как вы считаете приемлемым. Однако помните о законах вашего государства (штата), об уникальности вашего собственного положения, а также о вашей собственной правомочности. Однако при использовании контракта вам необходимо знать законы вашего государства (штата), особенности вашего собственного положения и компетенции. N 800 считает этот документ особенно полезным для тех специалистов, кто формулирует официальное заявление о своих услугах, используемое в большинстве штатов, проводящих лицензирование.

 

 

ИНФОРМАЦИЯ И СОГЛАШЕНИЕ

 

КВАЛИФИКАЦИЯ/ОПЫТ

 

Я польщен, что вы выбрали меня в качестве вашего консультанта. Этот документ предназначен для того, чтобы информировать вас о моей подготовке и убедиться, что вы понимаете характер наших профессиональных отношений.

 

Я имею лицензию штата как профессиональный консультант. Кроме того, я имею сертификат Национального совета сертифицированных консультантов, национального агентства сертификации частного консультирования. Моя практика консультирования является ограниченной (типы консультирования, например: подростковое, личностное, профессиональное, супружеское и т. д.).

 

 

СУЩНОСТЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

Я обладаю (ваша ученая степень или степени, относящиеся к консультированию), полученной в (название учреждений), и являюсь профессиональным консультантом с (год получения степени по консультированию или родственным областям).

 

Я принимаю только тех клиентов, которые, по моему мнению, способны разрешить их собственные проблемы с моей помощью. Я полагаю, что как только люди станут более благосклонными к себе, они скорее обретут удачу и удовлетворенность в своей жизни. Однако самопонимание и самопринятие – это цели, достижение которых иногда требует много времени. Некоторые клиенты для достижения этих целей нуждаются только в нескольких сессиях консультирования, в то время как для других могут потребоваться месяцы или даже годы отношений консультирования по любому вопросу. Я буду поддерживать вашу решимость. Если консультирование проходит успешно, вы почувствуете, что способны противостоять жизненным трудностям в будущем без моей поддержки или вмешательства.

 

Хотя в наших сессиях мы можем быть очень эмоционально и психологически близкими, вам важно понять, что мы имеем чисто профессиональные отношения, а не личные. Наши контакты будут ограничены оплаченными сессиями, которые вы проведете со мной. Пожалуйста, не приглашайте меня на общественные собрания, не предлагайте подарки и не просите, чтобы я вступал с вами в какие-либо другие отношения, кроме как в профессиональном контексте наших консультационных сессий. Лучшее обслуживание вы сможете получить в том случае, если наши отношения останутся строго профессиональными и если наши сессии сконцентрируются исключительно на ваших проблемах. Вы многое узнаете обо мне, поскольку мы будем работать вместе в течение периода консультирования. Однако вам важно помнить, что вы знакомитесь со мной только в моей профессиональной роли.

 

 

ЖАЛОБЫ

 

Если в любое время по какой-либо причине вы сочтете, что не удовлетворены моими услугами, пожалуйста, сообщите мне. Если я не способен буду решить ваши проблемы, вы можете сообщать о ваших жалобах Управлению по профессиональным консультантам в (ваш штат) по (телефонный номер) или Национальному совету сертифицированных консультантов в Гринсборо, Сев. К., тел. 910-547-0607.

 

 

ОПЛАТА, ОТМЕНА СЕССИЙ И СТРАХОВАЯ КОМПЕНСАЦИЯ

 

Я соглашаюсь предоставить вам услуги за вознаграждение в размере _ – – за индивидуальную сессию, _ – – за сессию пары/семьи и/или за групповую сессию. Оплата каждой сессии обязательна и должна быть внесена по окончании каждой сессии. В качестве оплаты принимаются наличные или чеки. В случае, если вы не будете способны выполнить договоренность о встрече, вы должны будете уведомить меня за 24 часа. Если я не получаю такое уведомление, вы будете обязаны оплатить сессию, которую вы пропустили.

 

Некоторые компании страхования здоровья будут компенсировать клиентам затраты на мои услуги консультирования, а некоторые не будут. Кроме того, большинство из них, прежде чем согласятся возместить вам затраты, потребуют, чтобы я диагностировал состояние вашего психического здоровья и выявил наличие у вас «заболевания». Некоторые причины, по которым люди обращаются за консультированием, не подразумевают компенсации. Если в вашем случае предполагается постановка диагноза, я заранее сообщу вам диагноз, который я планирую передавать компании страхования здоровья. Любой диагноз станет частью ваших постоянных отчетов страхования.

 

Если вы желаете добиваться компенсации за мои услуги от вашей компании по страхованию здоровья, я с удовольствием заполню любые документы, связанные с вашей компенсацией, представленные вами или страховой компанией. Поскольку вы будете оплачивать мои услуги за каждую сессию, любая более поздняя компенсация от страховой компании должна быть послана непосредственно вам. Пожалуйста, не адресуйте никакие платежи мне.

 

Те страховые компании, которые действительно возмещают затраты на консультирование, обычно требуют, чтобы, прежде чем они предоставят компенсацию, вы выплатили стандартную сумму (подлежащую вычету), и затем обычно клиентам возмещается только часть от той суммы, которую вы заплатили мне. Вы должны войти в контакт с представителем компании, чтобы определить, возместит ли ваша страховая компания вам затраты и какой график компенсации используется.

 

 

ВЕДЕНИЕ ЗАПИСЕЙ И КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

 

Все наши переговоры становятся частью истории болезни, которая является доступной для вас по запросу. Я буду сохранять конфиденциальность, не разглашая того, что вы сообщаете мне, за исключением тех случаев, когда: а) вы непосредственно просите меня сообщить что-то; б) я решаю, что вы представляете угрозу себе или другим; в) я обязан раскрыть информацию по решению суда.

 

Вашей подписью ниже (пожалуйста, подпишите обе копии, одну – для вас, а другую копию возвратите мне) вы указываете, что вы читали и поняли это заявление и/или что на любые вопросы, которые у вас имелись относительно этого заявления, вы получили удовлетворительные ответы.

 

(Имя и подпись консультанта) (Имя и подпись клиента)

 

Дата: Дата:

 

К теме 3.4. Слова, наиболее часто применяемые для описания эмоциональных состояний

 

 

Таблица № 1

 

Слова, наиболее часто применяемые для описания эмоциональных состояний [3, с. 193].

Задания для самостоятельной работы к теме 3.4

 

Прочитайте тексты. Определите навыки, которые использовали консультанты.

 

ОТРЫВОК 1. [11, с. 80-87]

 

Б: У меня такое ощущение, как будто меня что-то подхлестывает, заставляет продолжать работу. Как только это чувство пропадает, я сразу разваливаюсь.

 

К: Вы имеете в виду свою преподавательскую работу?

 

 

ОТРЫВОК 2

 

Б: Мне 26 лет. Я второй ребенок в семье, у меня есть сестра, двумя годами старше меня. Мой отец священник (женился в 20 лет и совершенно счастлив в браке).

 

К: Мне кажется, что у вас сильно развито честолюбие.

 

Б: Да, я честолюбив. Мне всегда приходилось много работать, чтобы добиться успеха.

 

К: Как известно, чрезмерная амбициозность очень часто связана с неосознанным и глубоко скрытым ощущением неполноценности...

 

Б (перебивает): Конечно, я испытывал комплекс неполноценности. Мой маленький рост в школе заставлял меня все время самоутверждаться путем усиленных занятий. А потом, я всегда находился в окружении людей старше меня по годам. И в школе я был года на два младше своих одноклассников.

 

ОТРЫВОК 3

 

Б: Пожалуй, вы правы. А что я для этого должен сделать?

 

К: Вы хотите, чтобы я сформулировал для вас какие-то правила, но тогда они будут воздействовать на вас извне. Вы будете следовать им так же рьяно и с тем же напряжением, от которого страдаете сейчас. Это только усугубит вашу проблему. Желание следовать правилам возникает в результате все того же недоверия к жизни.

 

 

ОТРЫВОК 4. [8, С. 1161]

 

М: Я чувствовал себя идиотом. Когда я провожал ее домой, чувствовалась разобщенность между нами. У нас было, я не могу сказать наверняка, вы понимаете, но, вы понимаете, я достаточно уверен, на самом деле, я, ммм, думаю, что мы сидели в тишине, вероятно, минут десять. Да, я бы сказал, что примерно так, и что, ммм, видите ли, очень долго. И, в конце концов, мы расстались. О, черт!

Т: Итак, вы говорите, что она ушла, думая плохо о вас, потому что вы не могли придумать, что сказать?

 

М: Да! Я ничего не сказал. Я имею в виду, я выдохся. Можете это представить?

Задания для практической работы к теме 3.4

 

 

Таблица № 2

 

Невербальные сигналы теплоты-холодности [5, с. 190].

Задания для практической работы к теме 4.1

 

Проведите самооценку ваших личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности консультанта, используя следующий тест.

 

Отметьте напротив каждого утверждения степень соответствия вашему представлению о себе:

 

Очень характерно – 5, в некоторой степени характерно для меня – 4, сомневаюсь, что это характерно для меня – 3, не очень похоже на меня – 2, очень на меня не похоже – 1, совершенно не характерно для меня – 0.

 

Личностные качества:

 

Я беззаветно предан своей работе.

 

Я образец динамичного, энергичного и авторитетного специалиста.

 

Я уверен в своей способности оказывать помощь.

 

Я безусловно принимаю клиентов, даже если избирательно принимаю те или иные виды их поведения.

 

Я предстаю перед клиентами спокойным, невозмутимым, со мной легко общаться.

 

Я обладаю развитым интеллектом и здравым смыслом, что позволяет мне понимать смысл слов и поведения других людей.

 

Я внушаю доверие.

 

Я произвожу впечатление человека аутентичного и адекватно реагирующего.

 

Я излучаю теплоту и заботу о других людях. В моих словах и поведении проявляется уважение к клиентам как к лицам его заслуживающим.

 

Я с готовностью признаю свои ошибки и упущения.

 

Я проявляю настойчивость, поощряя клиентов рисковать.

 

Я полностью принимаю самого себя и хорошо себя чувствую в своей физической оболочке.

 

Я предстаю в образе привлекательного человека, которому окружающие хотели бы подражать.

 

Я не позволяю себе удовлетворять собственные потребности во время сессий.

 

Я готов признать и проработать собственные неразрешенные вопросы.

 

Я с готовностью принимаю помощь или обращаюсь за консультацией, когда оказываюсь в затруднительном положении.

 

На основании самооценки выделите ваши сильные и слабые стороны [6, с. 157].

 

Реализуйте каждую из стратегий консультирования: ценностно-нейтральную или ценностно-включенную по отношению к каждому из описанных ниже клиентов. Напишите отчет, в котором будут представлены по три достоинства и три недостатка каждого из подходов.

 

СЛУЧАЙ 1. [7, с. 232-233]

 

Мария – одна из красивейших женщин, которых мне довелось когда-либо встречать, при этом на ней совершенно нет белья. Во всяком случае, я думаю, что его нет, ведь одета она в блестящее платье, плотно облегающее ее фигуру. Невероятно, но факт: я избегаю смотреть на нее (после того, как бросил первый изумленный взгляд).

 

Мои ноги скрещены, я вспотел. Изо всех сил пытаюсь выглядеть хладнокровным и отстраненным. Это не помогает.

 

Мария, по-видимому, довольна произведенным впечатлением. Рассказывая о причинах своего появления в моем офисе, она как бы невзначай скидывает туфли и поджимает под себя ноги. Ее и без того короткое платье поднимается и обнажает бедра. Я в панике. Куда мне смотреть? Ситуация становится угрожающей. Я смотрю ей в глаза и замечаю довольную улыбку. Почему я только сейчас обратил внимание, что она все это делает умышленно? Мне становится гораздо легче дышать. Но я пока не осмеливаюсь расслабиться.

 

Мария рассказывает мне о том, что ей уже приходилось участвовать в психотерапии. В разные годы она работала с четырьмя различными психотерапевтами. Почему же, с невинным видом спрашиваю я, она в конце концов попала ко мне? Ей больше некуда обратиться. Она ощущает себя потерянной, всеми забытой, совершенно одинокой. Все началось после того, как ее внезапно оставил бойфренд. Ах да, ее бойфрендом был предыдущий психотерапевт.

 

Меня охватил благородный гнев. Как мог профессионал, которому доверилась беззащитная женщина, воспользоваться своим положением? Как он посмел! Затем она сообщила мне, что это уже не первый случай. Два других ее бывших психотерапевта также были с ней в близких отношениях (третья была женщиной). Я понимаю. Я очень хорошо понимаю. Я следующий.

 

Я осторожно высказываю предположение, что она пытается соблазнить даже меня, учитывая ее платье и поведение. Я объясняю ей, что если она рассчитывает на мою помощь как психотерапевта, нам следует договориться не выходить за определенные рамки в наших отношениях. Она взрывается от негодования. Как я осмелился предположить, что она развратная женщина! Я ничем не отличаюсь от тех мужчин, с которыми ей пришлось сталкиваться. Она обвиняет меня в том, что в мои намерения входило переспать с ней, как это делали мои предшественники.

 

После первой и последней сессии Мария ко мне больше не приходила.

 

 

СЛУЧАЙ 2

 

На приеме у школьного психолога папа узнает, что его сын-первоклассник в школе обзывал учителей «дураками и уродами». Его реакция незамедлительна: он бьет ладонью сына по лицу сразу же и при всех. При этом следует наставление: «Учителей надо уважать!» Удар не очень болезненный, но крайне унизительный.

 

 

СЛУЧАЙ 3

 

Русская женщина 15 лет назад вышла замуж за арабского паренька. Сегодня она мать двоих детей и хозяйка большого дома и многочисленной прислуги. Однако видит мужа три дня в неделю. Потому что муж, будучи мусульманином, завел и вторую семью. Существующая ситуация привела к крайне нервозному состоянию, которое мешает ей воспитывать детей. Скандалы с мужем, депрессия дочки, явное неуважение сына приводят ее на грань самоубийства.

К теме 3.4. Слова, наиболее часто применяемые для описания эмоциональных состояний

 

 

Таблица № 1

 

Слова, наиболее часто применяемые для описания эмоциональных состояний [3, с. 193].

 

Задания для самостоятельной работы к теме 3.4

 

Прочитайте тексты. Определите навыки, которые использовали консультанты.

 

ОТРЫВОК 1. [11, с. 80-87]

 

Б: У меня такое ощущение, как будто меня что-то подхлестывает, заставляет продолжать работу. Как только это чувство пропадает, я сразу разваливаюсь.

 

К: Вы имеете в виду свою преподавательскую работу?

 

 

ОТРЫВОК 2

 

Б: Мне 26 лет. Я второй ребенок в семье, у меня есть сестра, двумя годами старше меня. Мой отец священник (женился в 20 лет и совершенно счастлив в браке).

 

К: Мне кажется, что у вас сильно развито честолюбие.

 

Б: Да, я честолюбив. Мне всегда приходилось много работать, чтобы добиться успеха.

 

К: Как известно, чрезмерная амбициозность очень часто связана с неосознанным и глубоко скрытым ощущением неполноценности...

 

Б (перебивает): Конечно, я испытывал комплекс неполноценности. Мой маленький рост в школе заставлял меня все время самоутверждаться путем усиленных занятий. А потом, я всегда находился в окружении людей старше меня по годам. И в школе я был года на два младше своих одноклассников.

 

 

ОТРЫВОК 3

 

Б: Пожалуй, вы правы. А что я для этого должен сделать?

 

К: Вы хотите, чтобы я сформулировал для вас какие-то правила, но тогда они будут воздействовать на вас извне. Вы будете следовать им так же рьяно и с тем же напряжением, от которого страдаете сейчас. Это только усугубит вашу проблему. Желание следовать правилам возникает в результате все того же недоверия к жизни.

 

 

ОТРЫВОК 4. [8, С. 1161]

 

М: Я чувствовал себя идиотом. Когда я провожал ее домой, чувствовалась разобщенность между нами. У нас было, я не могу сказать наверняка, вы понимаете, но, вы понимаете, я достаточно уверен, на самом деле, я, ммм, думаю, что мы сидели в тишине, вероятно, минут десять. Да, я бы сказал, что примерно так, и что, ммм, видите ли, очень долго. И, в конце концов, мы расстались. О, черт!

 

Т: Итак, вы говорите, что она ушла, думая плохо о вас, потому что вы не могли придумать, что сказать?

 

М: Да! Я ничего не сказал. Я имею в виду, я выдохся. Можете это представить?

Задания для практической работы к теме 3.4

 

 

Таблица № 2

 

Невербальные сигналы теплоты-холодности [5, с. 190].

 

Задания для практической работы к теме 4.1

 

Проведите самооценку ваших личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности консультанта, используя следующий тест.

 

Отметьте напротив каждого утверждения степень соответствия вашему представлению о себе:

 

Очень характерно – 5, в некоторой степени характерно для меня – 4, сомневаюсь, что это характерно для меня – 3, не очень похоже на меня – 2, очень на меня не похоже – 1, совершенно не характерно для меня – 0.

 

Личностные качества:

 

Я беззаветно предан своей работе.

 

Я образец динамичного, энергичного и авторитетного специалиста.

 

Я уверен в своей способности оказывать помощь.

 

Я безусловно принимаю клиентов, даже если избирательно принимаю те или иные виды их поведения.

 

Я предстаю перед клиентами спокойным, невозмутимым, со мной легко общаться.

 

Я обладаю развитым интеллектом и здравым смыслом, что позволяет мне понимать смысл слов и поведения других людей.

 

Я внушаю доверие.

 

Я произвожу впечатление человека аутентичного и адекватно реагирующего.

 

Я излучаю теплоту и заботу о других людях. В моих словах и поведении проявляется уважение к клиентам как к лицам его заслуживающим.

 

Я с готовностью признаю свои ошибки и упущения.

 

Я проявляю настойчивость, поощряя клиентов рисковать.

 

Я полностью принимаю самого себя и хорошо себя чувствую в своей физической оболочке.

 

Я предстаю в образе привлекательного человека, которому окружающие хотели бы подражать.

 

Я не позволяю себе удовлетворять собственные потребности во время сессий.

 

Я готов признать и проработать собственные неразрешенные вопросы.

 

Я с готовностью принимаю помощь или обращаюсь за консультацией, когда оказываюсь в затруднительном положении.

 

На основании самооценки выделите ваши сильные и слабые стороны [6, с. 157].

 

Реализуйте каждую из стратегий консультирования: ценностно-нейтральную или ценностно-включенную по отношению к каждому из описанных ниже клиентов. Напишите отчет, в котором будут представлены по три достоинства и три недостатка каждого из подходов.

 

СЛУЧАЙ 1. [7, с. 232-233]

 

Мария – одна из красивейших женщин, которых мне довелось когда-либо встречать, при этом на ней совершенно нет белья. Во всяком случае, я думаю, что его нет, ведь одета она в блестящее платье, плотно облегающее ее фигуру. Невероятно, но факт: я избегаю смотреть на нее (после того, как бросил первый изумленный взгляд).

 

Мои ноги скрещены, я вспотел. Изо всех сил пытаюсь выглядеть хладнокровным и отстраненным. Это не помогает.

 

Мария, по-видимому, довольна произведенным впечатлением. Рассказывая о причинах своего появления в моем офисе, она как бы невзначай скидывает туфли и поджимает под себя ноги. Ее и без того короткое платье поднимается и обнажает бедра. Я в панике. Куда мне смотреть? Ситуация становится угрожающей. Я смотрю ей в глаза и замечаю довольную улыбку. Почему я только сейчас обратил внимание, что она все это делает умышленно? Мне становится гораздо легче дышать. Но я пока не осмеливаюсь расслабиться.

 

Мария рассказывает мне о том, что ей уже приходилось участвовать в психотерапии. В разные годы она работала с четырьмя различными психотерапевтами. Почему же, с невинным видом спрашиваю я, она в конце концов попала ко мне? Ей больше некуда обратиться. Она ощущает себя потерянной, всеми забытой, совершенно одинокой. Все началось после того, как ее внезапно оставил бойфренд. Ах да, ее бойфрендом был предыдущий психотерапевт.

 

Меня охватил благородный гнев. Как мог профессионал, которому доверилась беззащитная женщина, воспользоваться своим положением? Как он посмел! Затем она сообщила мне, что это уже не первый случай. Два других ее бывших психотерапевта также были с ней в близких отношениях (третья была женщиной). Я понимаю. Я очень хорошо понимаю. Я следующий.

 

Я осторожно высказываю предположение, что она пытается соблазнить даже меня, учитывая ее платье и поведение. Я объясняю ей, что если она рассчитывает на мою помощь как психотерапевта, нам следует договориться не выходить за определенные рамки в наших отношениях. Она взрывается от негодования. Как я осмелился предположить, что она развратная женщина! Я ничем не отличаюсь от тех мужчин, с которыми ей пришлось сталкиваться. Она обвиняет меня в том, что в мои намерения входило переспать с ней, как это делали мои предшественники.

 

После первой и последней сессии Мария ко мне больше не приходила.

 

 

СЛУЧАЙ 2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.235 с.)