Пресекаем плохое поведение на корню 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пресекаем плохое поведение на корню



И дети не дураки — попытки «погасить» плохие стороны поведения за стенами лаборатории редко оказываются удачными, так как Устранить все подкрепление такого поведения довольно трудно. Вы можете попробовать

Зри в корень

Если вы разговариваете мягко, то вам будет не тяжело: тихий разговор, направленный на то, чтобы устранить нежелательное поведение, гораздо более эффективен, чем крики на виду у всех. И физическое наказание должно быть немедленным и сообразным, тогда от него тоже будет польза. Хотя даже если это помогает, то в любом случае физическое наказание дает понять ребенку, что физическая агрессия — это нормально, если ты достаточно большой, чтобы ос-, таться безнаказанным.

УМШШшШ


Часть 2 >► Аромат утреннего кофе

игнорировать насмешки вашего одноклассника, однако если остальные хихикают каждый раз, когда ваш насмешник называет вас «четырехглазым», то это выступает для него как достаточно сильное подкрепление. В реальности избавиться от плохих особенностей поведения гораздо легче, если совмещать это с положительным подкреплением желаемого поведения.

Пословица «Пожалеешь розги — избалуешь ребенка» касается другого способа воспитания — наказания. Наказание поведения снижает вероятность его появления в дальнейшем. Шлепать ребенка, поучать его, оставлять его без удовольствий и кричать на него — все это примеры наказания. Смысл наказания заключается в снижении получаемого удовольствия либо путем оставления без чего-то любимого (сладкого, внимания, телевизора), либо путем принуждения к чему-либо неприятному (штраф).

О кнуте и прянике

Однако наказание является более эффективным, если его совмещать положительным подкреплением. Все компании имеют систему взысканий за непотребное поведение, однако в последнее время одной из самых популярных рекомендаций для менеджеров, пытающихся научить своих работников морали, стала «поймать их за хорошей работой». Поощряется, когда менеджеры обращают внимание на примеры хорошего поведения сотрудников, такие как прибытие на работу вовремя, работа со сложными проектами или работа в команде. Когда это замечают, то, как правило, обращают внимание на такого работника, на его правильное поведение, а дальше — хвалить, хвалить и хвалить.

Политика поведения

Довольно легко спутать негативное подкрепление с наказанием, потому что они оба связаны с негативным или неприятным опытом. Однако они имеют противоположные влияния на наше поведение. Наказание всегда подавляет поведение, в то время как подкрепление его стимулирует.

Способы подавления и стимуляции. Тип стимула, следующего за ответом Повторение одного и того же (тот, кто подкрепляет) Пресекать и останавливать (тот, кто наказывает)
положительный отрицательный награда, еда, зарплата, похвала, благодарность устранение боли или ощущения дискомфорта критика, осуждение, боль лишение привилегий, игнорирование, запреты

Глава 7 >- Научение и подкрепление

Если вы хорошо обращаетесь с теми, кто вам дорог, опасаясь, что в противном случае вас бросят, то это опасение является отрицательным подкреплением. Однако если, вопреки вашему заботливому обращению, близкий человек оказывается слишком глупым и бросает вас, вы можете почувствовать себя как бы наказанными за свое внимательное отношение к нему. И, как мы знаем, ес-ди мы были брошены однажды, мы можем не захотеть снова пережить подобный опыт с кем-то другим.

Научение и отношение

Некоторые из последователей Скиннера считают его взгляд на поведение слишком консервативным. Они по-новому посмотрели на «внутренний мир», который Скиннер отменил, и сделали вывод, что чувства и мысли о последствиях поведения играют ключевую роль в процессах научения человека. Например, они уточнили, что все мы по-разному воспринимаем ситуацию — награда для одного человека может быть наказанием для другого.

Такой точки зрения придерживаются когнитивные психологи, которые утверждают, что в нашем восприятии мира огромное значение имеет то, как мы относимся к нашим ощущениям и как мы действуем. Иными словами, то значение, которое мы придаем происходящему, может быть гораздо важнее, чем сами события.

Психотреп

Недавние исследования показывают, что чувства и мысли влияют не только на человеческое поведение. Шимпанзе тоже могут действовать, побуждаемые своими чувствами. В одной перепалке между шимпанзе одна обезьяна стукнула по спине другую обезьяну, и та упала. Поднявшись, она догнала своего обидчика и устроила ему хорошую взбучку. По-видимому, даже в царстве животных хороший поступок заслуживает хорошего поступка в ответ, а плохой поступок заслуживает мести.

Установки и ожидания

Когнитивные психологи считают, что классическое обуславливание объясняется тем, что условные стимулы вызывают ожидание появления безусловного •стимула. Когда ваша кошка слышит звяканье миски, она начинает ждать ужина и скорее бежит к своей миске.


Часть 2 > Аромат утреннего кофе

Когнитивные психологи также считают, что оперантное обуславливайте объясняется гораздо более сложными процессами, чем просто наградой и наказаниями. Когнитивисты предполагают, что процессы научения включают в себя понимание всей ситуации, а не только мысли и чувства, касающиеся целей действий и средств достижения этих целей. Едите вы или нет, больше зависит от того, насколько вы голодны, чем от знания, что, открыв холодильник, вы получаете доступ к еде. Знание дает вам возможности, но оно не обязывает вас пользоваться им.

Опыт и его интерпретация

Можно не обладать научными знаниями, чтобы понять, что толкование событий сильно влияет на действия человека? Один из факторов, влияющий на наше понимание чего-либо в данный момент, — это прошлый опыт. Как правило, человек сравнивает последствия своих настоящих действий с предыдущими, и результат такого сравнения радует его или огорчает.

Полезные советы моей мамы по поводу моей личной жизни прекрасно это иллюстрируют. Еще в то время, когда я была подростком, она говорила: «Даже не пытайся сделать что-нибудь для человека, в продолжении отношений с которым ты не уверена». Моя мама оберегала меня от негативного контрастного эффекта. Известно, что люди сравнивают получаемые результаты и испытывают большой дискомфорт при уменьшении поддержки хотя бы на каплю. По правде говоря, в нашей личной жизни гораздо больше пользы может принести положи-

Можно начать с малого, а затем становиться все более доброжелательным и великодушным. Иногда мама и впрямь знает лучше!

Моделируемое поведение

Слава богу, что нам не приходится учиться только на своих ошибках. Мы узнаем многое об одиночестве, наблюдая за одинокими людьми вокруг себя. Можем подниматься по корпоративной лестнице, подражая своему боссу, можем учиться на ошибках наших родителей, а также сами можем показывать хороший пример своим детям. Все это — примеры научения через наблюдение.

Такое научение также называют моделированием. Дети усваивают поведенческие нормы, подражая родителям. А то, что папа с мамой просто говорят, усваивается детьми гораздо хуже. Они имитируют поведение не

тельный контрастный эффект.

Ловушка для ума

Побочный эффект насилия, показываемого на экранах телевизоров, — это психическое онемение, выражающееся в снижении уровня эмоционального реагирования при наблюдении сцен насилия. Ситуации, в которых люди испытывают боль, а окружающие реагируют на это хладнокровно, могут иметь плачевные последствия для общества.


Глава 7 > Научение и подкрепление

только своих родителей, но и других людей. Взрослые тоже пользуются моде-дированием. Например, если вы идете на вечеринку, не зная этикета, принятого в этом доме, вы, наверное, чтобы разобраться что к чему, сначала постоите в сторонке и понаблюдаете за другими.

К сожалению, моделирование не всегда влияет на нас положительно. Альберт Бандура обнаружил, что дети, которые наблюдали, как взрослые бьют по надувной кукле, впоследствии более агрессивно играли с ней, чем. дети, которые наблюдали более мягкую игру или вообще не видели такого примера взрослого поведения. Дети не только имитировали поведение взрослых, но и сами проявляли удивительные способности к придумыванию новых способов «экзекуции». Очевидно, они не просто приобретали навыки ударов и пинков: они понимали этот пример как свидетельство того, что агрессивное поведение является нормальным.

Не пугайтесь так сильно

Страху легко научиться и трудно от него отделаться. Классическое обуславли-вание помогает нам понять природу иррациональных Страхов, таких как связь между эмоциями и определенными стимулами со стороны внешней среды. Вы можете бояться высоты, например, потому, что она у вас ассоциируется с падением, или вы можете бояться выступать на публике, так как всеобщее внимание ассоциируется у вас с унижением или с отвержением. Процесс отучения от подобных ассоциаций называется систематической десенсибилизацией.

Систематическая десенсибилизация является терапевтическим процессом, включающим в себя три ступени:

>• Создание списка стрессогенных ситуаций с учетом их важности.

>• Нахождение эмоции, несовместимой со страхом.

> Постепенное противостояние ситуациям, начиная с наименее стрессо-генной.

Необязательно иметь какую-либо фобию тяжелой стадии, чтобы извлечь пользу из систематической десенсибилизации. Умение применять эти три шага поможет в любой ситуации, например при приглашении на свидание. Давайте представим, что вы хотите пригласить симпатичного вам человека, живущего по соседству, на свидание, но у вас просто не хватает духу решиться. Действуйте так:

1. Запишите себе несколько ситуаций, связанных с вашим страхом, расположив их в порядке от наименее страшной к наиболее страшной. Прежде чем пойти и заявить этому человеку о своей неугасающей любви или умереть от страха при одной только мысли об этом, подумайте о тех нескольких детских шажках, которые помогут вам пойти туда, куда вы хотите —


Часть 2 > Аромат утреннего кофе

на свидание. Вы можете посоветоваться с другом, как лучше подойти ^ предмету вашей любви, или попросить его сыграть роль приглашаемого вами на свидание человека. Затем начните понемногу общаться с тем, кого любите. Задача в том, чтобы разбить ваш страх на 10—15 прогрессивных шажков. Не имеет значения, какого рода ваш страх или какова его сила, все равно всегда есть первый шажок, который вам будет под силу.

2. Расслабьтесь. Расслабиться — мощное оружие против страха, но существуют и прочие. Уверенность в себе тоже помогает. В крайнем случае, попробуйте пробежаться пару миль, прежде чем постучаться в соседскую дверь: трудно размениваться на всякие сомнения, когда вы устали.

3. Просто делайте это постепенно. Рано или поздно вам придется проникнуть в логово льва! Вот когда систематическая десенсибилизация действительно работает: если вы записали в список 15 сценариев и проиграли с друзьями первые 14, то самый последний покажется вам не таким уж и трудным.

Психотреп

Популярный автор и известный бабник Иоганн Вольфганг фон Гете стал одержим страхом «больных органов» после пяти лет разгульного посещения вечеринок и года болезни. На протяжении своей жизни он объяснял, что решение изучать медицину и великое творение «Фауст» были для него методами преодоления своих болезненных страхов. Теперь мы вла- I деем примером, как можно превращать лимоны в лимонад. /



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.017 с.)