Прогностическая функция категорий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогностическая функция категорий



По Келли конструкт устремлен в будущее – это способ его предвидения, прогноза и предсказания. Таким образом, анализ содержания и иерархической соподчиненности категорий, составляющих основу конструктивной системы испытуемых, позволяет восстановить содержание и порядок актуализации главных вопросов, адресованных фигуре политического лидера России. Вопросов, на которые люди осознанно или неосознанно стремятся получить ответы, и в зависимости от того, какие ответы будут ими получены, те или иные качества будут приписаны политическому лидеру, и соответственно будет выстроено к нему отношение.

Мы полагаем, что настроенная таким образом конструктивная система избирателей, организует восприятие и оценку политических лидеров так, что позволяет получать ответы, не задавая вопросов, не артикулируя их. Механизм восприятия в данном случае может быть описан в терминах теории перцептивных гипотез Брунера-Постмена. В результате творческой конструктивной работы избирателей с, как правило, неоднозначной, противоречивой, неполной информацией о деятельности политических лидеров, избирателями интуитивно проверяются главные перцептивные гипотезы (о позиции, могуществе, культуре и активности этих лидеров), и таким образом избиратель получает «свернутые» в виде оценочных «впечатлений» ответы на не заданные им вопросы. По всей видимости, эти впечатления и позволяют избирателю предвосхищать наиболее вероятное развитие событий в политической жизни и жизни страны в целом, позволяют определенным образом сориентировать свое поведение в актуальном пространстве жизнедеятельности.

Интересно, что развернутые ответы на «главные вопросы», предлагаемые кандидатами в форме печатных текстов (предвыборных программ, воззваний, манифестов), не вызывают у избирателей доверия [36]. Возможно, по причине низкого качества самих текстов, возможно, по причине общего критичного отношения к политикам (см. п. 2.3.2). Поведенческие сигналы в виде символических PR – действий, характеризующие установки и подходы лидера – главный инструмент формирования впечатлений избирателей в ситуации, когда ориентированные на разум и логику аргументы не работают.

Таблица 10.

Структура перцептивного запроса избирателей в отношении

фигуры политического лидера

 

Вопрос к фигуре политического лидера Категория апперцепции Перцептивные ожидания
1. Что он хочет? Каковы его истинные намерения в отношении народа и государства? Можно ли ему верить? «Гражданская и нравственная позиция» Н0(1): «Не наш человек! Чужой!»; Н1(1): «Наш человек! Свой!»
2. Что он умеет и может делать? «Деловой и политический вес» Н0(2): «Сильный! Волевой! Эффективный!»; Н1(2): «Слабый! Мягкотелый! Неэффективный!»
3. Не будет ли он опасен, отвратителен или смешон? «Образованность и культура поведения» Н0(3): «Культурный! Образованный! Демократичный!»; Н1(3): «Грубый! Необразованный! Деспотичный!»
4. Какие пути достижения цели (новые или известные) он изберет? Насколько он будет активен в достижении цели? «Творческая энергия и активность» Н0(4): «Энергичный! Активный!»; Н1(4): «Вялый! Пассивный!»

 

Со своей стороны, отметим, что выбор политического лидера, осуществляемый на основе эмоциональных впечатлений и интуитивных суждений, хотя и не является в полной мере сознательным выбором, вместе с тем, как мы убедились, подобный выбор также не является случайным или хаотичным. Используемая избирателями система категорий социальной перцепции определенным образом «настроена» («сфокусирована»), упорядочена и имеет свою внутреннюю логику. Чтобы понять эту логику необходимо воссоздать систему представлений, а именно политическую сторону онтологической картины мира избирателей, в рамках которой тот или иной выбор политического лидера приобретает смысл.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.203.221.104 (0.022 с.)