Тест вербальной креативности медника С. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест вербальной креативности медника С.



Предназначение методики: изучение вербальной креативности.

Возрастная категория: тест предназначен для детей с 8 лет.

Инструкция: вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов (составляло некоторое словосочетание). Например, для тройки слов громкая правда медленно словом-ответом может служить слово говорить (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете также изменять слова грамматически и использовать необходимые предлоги. Например, для слов часы, скрипка, единство ответом может быть слово мастер (мастер по часам, скрипичный мастер, единственный мастер).

Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были как можно оригинальнее и ярче. Постарайтесь преодолеть стереотипы и придумать нечто новое и оригинальное. Попробуйте дать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.

Ответы записывайте через запятую в бланк ответов на строку с соответствующим номером, то есть на первую строку ответы для первой тройки слов, на вторую — для второй и т. д.

1 случайная гора долгожданная

2 вечерняя бумага стенная

3 обратно родина путь

4 далеко слепой будущее

5 народная страх мировая

6 деньги билет свободное

7 человек погоны завод

8 дверь доверие быстро

9 друг город круг

10 поезд купить бумажный

11 цвет заяц сахар

12 ласковая морщины сказка

13 детство случай хорошее

14 воздух быстрая свежее

15 певец Америка тонкий

16 тяжелый рождение урожайный

17 много чепуха прямо

18 кривой очки острый

19 садовая мозг пустая

20 гость случайно вокзал

 

Бланк ответов для методики:

Фамилия И. О

 

Запишите подобранные слова и образованные словосочетания.

 

  Слово Словосочетания   Слово Словосочетания
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

 

Интерпретация результатов:

Тройка слов № 1

случайная гора долгожданная

Варианты ответов и их оригинальность

Беседа 0,99 Письмо 0,99
Вершина 0,98 Победа 0,92
Восхождение 0,98 Подарок 0,99
Встреча 0,00 Поездка 0,79
Высота 0,97 Покорение 0,99
Газета 0,99 Помощь 0,98
Гроза 0,99 Поход 0,98
Деньги 0,99 Привал 0,98
Дождь 0,99 Прогулка 0,98
Дорога 0,91 Птица 0,99
Женщина 0,97 Путевка 0,98
Знакомство 0,98 Путешествие 0,97
Лавина 0,99 Путь 0,98
Любовь 0,95 Работа 0,98
Мечта 0,97 Радость 0,98
Находка 0,99 Снег 0,96
Обвал 0,99 Событие 0,99
Облако 0,99 Тропа 0,96
Отдых 0,98 Удача 0,96
Отпуск 0,98 Человек 0,99
Падение 0,99    

 

Тройка слов № 2

вечерняя бумага стенная

Варианты ответов и их оригинальность

Афиша 0,99 Реклама 0,96
Газета 0,00 Сенсация 0,99
Картина 0,98 Сообщение 0,99
Красивый 0,99 Туалет 0,99
Объявление 0,99 Фотография 0,99
Печать 0,96    

 

Тройка слов № 3

обратно родина путь

Варианты ответов и их оригинальность

Будущее 0,91 Направление 0,98
Вернуться 0,93 Ностальгия 0,98
Видеть 0,98 Отправиться 0,98
Возвращение 0,00 Поезд 0,78
Граница 0,98 Радость 0,91
Далеко 0,87 Самолет 0,96
Двинуться 0,98 Собираться 0,76
Дом 0,37 Солдат 0,98
Дорога 0,67 Стремление 0,98
Ехать 0,85 Сын 0,98
Зовет 0,98 Тоска 0,98
Идти 0,83 Хотеть 0,98
Мать 0,98 Эмиграция 0,98

 

Тройка слов № 4

далеко слепой будущее

Варианты ответов и их оригинальность

Беда 0,98 Надежда 0,89
Безнадежно 0,95 Перспектива 0,98
Вера 0,91 План 0,98
Вести 0,98 Поводырь 0,98
Взгляд 0,61 Предвидеть 0,86
Видеть 0,00 Путь 0,86
Движение 0,95 Радость 0,98
Дождь 0,89 Случай 0,98
Друг 0,98 Смотреть 0,82
Зрение 0,98 Страх 0,91
Идти 0,98 Судьба 0,98
Мечта 0,91 Счастье 0,95
Музыкант 0,98 Удача 0,98
Мысль 0,98 Человек 0,89

 

Тройка слов № 5

народная страх мировая

Варианты ответов и их оригинальность

Беда 0,97 Песня 0,99
Битва 0,99 Победа 0,99
Война 0,00 Политика 0,99
Воля 0,99 Правда 0,99
Единство 0,99 Проблема 0,98
Жизнь 0,98 Революция 0,93
История 0,98 Сила 0,99
Катастрофа 0,97 Сказка 0,99
Компания 0,99 Скорбь 0,99
Кризис 0,99 Слава 0,97
Легенда 0,99 Событие 0,99
Медицина 0,92 Трагедия 0,98
Молва 0,99 Утрата 0,99

Тройка слов № 6

деньги билет свободное

Варианты ответов и их оригинальность

Большой 0,97 Отпуск 0,94
Взять 0,92 Отсутствие 0,97
Время 0,03 Подарить 0,94
Вход 0,86 Поезд 0,94
Выигрыш 0,97 Поездка 0,81
Деньги 0,97 Покупать 0,92
Иметь 0,83 Получить 0,89
Использовать 0,94 Посещение 0,83
Касса 0,86 Потерять 0,95
Кино 0,97 Приобрести 0,97
Купе 0,92 Продажа 0,92
Купить 0,94 Проезд 0,94
Лишний 0,97 Путешествие 0,78
Место 0,00 Самолет 0,94
Много 0,92 Цена 0,97
Находить 0,97 Человек 0,92
Обмен 0,94    

 

Тройка слов № 7

человек погоны завод

Варианты ответов и их оригинальность

Армия 0,95 Купить 0,99
Большой 0,91 Начальник 0,99
Важный 0,99 Новый 0,97
Вахтер 0,97 Оборонный 0,99
Военный 0,00 Оружие 0,99
Военпред 0,93 Офицер 0,99
ВПК 0,99 Охрана 0,99
Дисциплина 0,99 Служить 0,88
Долг 0,98 Солдат 0,99
Золотой 0,95 Старый 0,99
Идет 0,99 Увидеть 0,99
Конверсия 0,99 Честь 0,98
Красивый 0,94 Ящик 0,99

 

Тройка слов № 8

дверь доверие быстро

Варианты ответов и их оригинальность

Автомобиль 0,97 Находить 0,89
Большой 0,97 Открывать 0,00
Взаимопонимание 0,97 Поднять 0,97
Война 0,97 Получить 0,97
Входить 0,00 Пользоваться 0,97
Выходить 0,89 Потерять 0,87
Друг 0,97 Приобрести 0,94
Завоевать 0,94 Пройти 0,97
Закрыть 0,94 Распахнуть 0,97
Испортить 0,97 Сломать 0,91
Ломать 0,97    

 

Тройка слов № 9

друг город круг

Варианты ответов и их оригинальность

 

Билет 0,90 Интересный 0,98
Близкий 0,50 Красивый 0,90
Большой 0,00 Лучший 0,95
Важный 0,98 Любимый 0,74
Великолепный 0,98 Маленький 0,98
Войти 0,95 Метро 0,98
Встреча 0,98 Милый 0,95
Дальний 0,95 Мой 0,79
Дорогой 0,95 Наш 0,98
Друг 0,98 Общение 0,98
Единственный 0,95 Покинуть 0,95
Ехать 0,90 Почетный 0,98
Забытый 0,95 Родной 0,90
Замкнутый 0,90 Сердце 0,98
Знакомый 0,71 Старый 0,88
Идти 0,98 Хороший 0,95

 

Тройка слов № 10

поезд купить бумажный

Варианты ответов и их оригинальность

 

Белый 0,99 Пакет 0,93
Билет 0,00 Полотенце 0,98
Близкий 0,99 Проездной 0,99
Дом 0,99 Расписание 0,99
Журнал 0,99 Салфетка 0,99
Змей 0,98 Собака 0,99
Игрушка 0,92 Стакан 0,93
Книга 0,99 Товар 0,98
Макет 0,99    

 

Тройка слов №11

цвет заяц сахар

Варианты ответов и их оригинальность

Белоснежка 0,99 Мокрый 0,99
Белоснежный 0,99 Морковь 0,97
Белый 0,00 Нежный 0,99
Вредный 0,99 Приятный 0,99
Грязный 0,98 Серый 0,90
Конфета 0,98 Снежный 0,99
Леденец 0,97 Хороший 0,99
Любимый 0,97 Шоколад 0,99

 

Тройка слов № 12

ласковая морщины сказка

Варианты ответов и их оригинальность

Бабушка 0,00 Мама 0,62
Дед 0,99 Няня 0,92
Детство 0,99 Старая 0,98
Доброта 0,99 Старушка 0,97
Женщина 0,96 Улыбка 0,99
Лицо 0,97    

 

Тройка слов № 13

детство случай хорошее

Варианты ответов и их оригинальность

Будущее 0,97 Отец 0,97
Было 0,97 Пережить 0,97
Воспоминание 0,00 Праздник 0,97
Впечатление 0,97 Прекрасно 0,97
Встреча 0,86 Происшествие 0,94
Друг 0,89 Радость 0,86
Знакомый 0,97 Ребенок 0,97
Игра 0,94 Сад 0,97
Любовь 0,97 Счастье, счастливый 0,25
Море 0,94 Удача 0,97
Мороженое 0,97 Чистый 0,97
Настроение 0,40 Чувство 0,97

 

Тройка слов № 14

воздух быстрая свежее

Варианты ответов и их оригинальность

Ветер 0,64 Погода 0,97
Веяние 0,97 Поездка 0,85
Вода 0,88 Полет 0,94
Волна 0,94 Поток 0,55
Впечатление 0,94 Прогулка 0,97
Горы 0,91 Прохлада 0,97
Гроза 0,97 Разум 0,97
Девушка 0,97 Реакция 0,94
Дуновение 0,88 Река 0,73
Дыхание 0,73 Струя 0,00
Еда 0,97 Тепло 0,97
Езда 0,82 Течение 0,76
Завтрак 0,91 Ум 0,97
Идея 0,97 Утро 0,94
Море 0,94 Чистый 0,97
Ночь 0,97 Шампанское 0,97
Отдых 0,91 Шар 0,94
Ощущение 0,97    

 

Тройка слов № 15

певец Америка тонкий

Варианты ответов и их оригинальность

Вкус 0,91 Пластинка 0,98
Галстук 0,97 Принц 0,97
Голос 0,00 Рок 0,98
Джаз 0,98 Слух 0,98
Джексон 0,54 Стиль 0,98
Знаменитый 0,98 Талант 0,98
Знаток 0,95 Тенор 0,98
Интеллект 0,98 Успех 0,98
Кантри 0,97 Ценитель 0,92
Мужчина 0,98 Чернокожий 0,98
Намек 0,98 Юмор 0,85
Негр 0,97    

 

Тройка слов № 16

тяжелый рождение урожайный

Варианты ответов и их оригинальность

Большой 0,99 Осень 0,99
Время 0,95 Период 0,99
Год 0,00 Писатель 0,99
День 0,91 Сезон 0,99
Закрома 0,99 Случай 0,98
Колос 0,99 Сорт 0,99
Колосс 0,99 Труд 0,99
Месяц 0,94 Тяжелый 0,99
Мысль 0,99 Хлеб 0,99
Неделя 0,99 Час 0,99

 

Тройка слов № 17

много чепуха прямо

Варианты ответов и их оригинальность

Все 0,99 Нос 0,99
Глупость 0,98 Писать 0,97
Говорить 0,00 Путь 0,99
Дело 0,97 Разговор 0,90
Думать 0,99 Сказать 0,96
Ерунда 0,98 Слово 0,96
Здесь 0,98 Смотреть 0,99
Книга 0,99 Читать 0,99
Нести 0,95 Шум 0,98

 

Тройка слов № 18

кривой очки острый

Варианты ответов и их оригинальность

Взгляд 0,06 Носить 0,96
Глаз 0,25 Оправа 0,96
Дужка 0,96 Рог 0,94
Зеркало 0,98 Старик 0,98
Зрение 0,80 Стекло 0,65
Нос 0,00    

 

Тройка слов № 19

садовая мозг пустая

Варианты ответов и их оригинальность

Банка 0,99 Кость 0,99
Голова 0,00 Линия 0,99
Горох 0,97 Мысль 0,99
Грядка 0,99 Работа 0,96
Извилина 0,97 Скамейка 0,99
Капуста 0,99 Трата 0,99
Кладовая 0,99 Усталость 0,97
Клетка 0,98 Участок 0,97
Кольцо 0,98 Центр 0,98
Корзина 0,99 Человек 0,99
Коробка 0,98 Ячейка 0,99

 

Тройка слов № 20

гость случайно вокзал

Варианты ответов и их оригинальность

Большой 0,97 Поезд 0,98
Визит 0,97 Поездка 0,95
Войти 0,98 Попал 0,97
Встреча, встретить 0,00 Попутчик 0,97
Гость 0,97 Посетил 0,98
Долгожданный 0,98 Прибытие 0,98
Зайти 0,97 Приезд, приезжать 0,43
Знакомство 0,93 Прийти 0,92
Идти 0,98 Путь 0,98
Нежданный 0,98 Случай 0,98
Оказаться 0,96 Увидеть 0,98

 

 


ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ ДЖОНСОНА

Автор: Джонсон Д.Л., модификация и адаптация Елены Туник

В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста наиболее часто применяются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса (6) и батарея тестов креативности Туник (5). Последняя создана на базе креативных тестов Гилфорда.
Отсутствует экспресс-метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности. Для достижения данной цели был адаптирован опросник креативности Джонсона (3).
Под креативностью мы понимаем способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.
Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.
По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.
По Джонсону (1973), креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК — это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10–20 минут. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (см. «Возможные оценочные баллы»). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.

Таблица

Уровень креативности Очень высокий Высокий Нормальный, средний Низкий Очень низкий
Сумма баллов 40–34 33–27 26–20 19–15 14–8

 

НАДЕЖНОСТЬ

Для определения надежности Джонсон сравнивал между собой данные, полученные от разных респондентов (экспертов), которые проводили оценку творческих возможностей одних и тех же учеников в различных ситуациях. По Джонсону, коэффициент корреляции между данными различных экспертов находится в пределах от 0,70 до 0,80 (что является доказательством достаточно высокого уровня согласованности этих данных).
Нами также была проведена оценка надежности ОК. Для оценки ретестовой надежности был рассчитан коэффициент корреляции рангов Спирмена (интервал — три месяца), который оказался равным 0,79 (объем выборки — 80 детей). Для сопоставления между собой данных различных экспертов (экспертами являлись три учителя, преподающие разные предметы), были найдены коэффициенты корреляции Спирмена. Для выборки детей 8-ми лет величина коэффициента корреляции находилась в пределах от 0,51 до 0,71, для выборки детей 10-ти лет — от 0,49 до 0,78, для выборки детей 14-ти лет — от 0,58 до 0,79. Наши показатели, характеризующие согласованность между различными экспертами, несколько ниже, чем соответствующие показатели Джонсона. Следует также отметить, что с увеличением возраста детей согласованность данных различных экспертов между собой возрастает.

ВАЛИДНОСТЬ

В работах Джонсона приводятся различные корреляционные данные, направленные на определение внешней валидности ОК. Джонсон сообщает (1975), что существует значимая положительная корреляция между данными ОК и данными методики «Социальное взаимодействие и креативность в коммуникационной системе» (2). Также сообщается о существовании положительной корреляции между ОК и вербальной батареей тестов творческого мышления Торренса (r = 0,56), между ОК и тестом отдаленных ассоциаций (r = 0,51). Джонсон приводит данные о корреляции между ОК и отдельными субтестами теста Векслера. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ОК и данными теста интеллекта Векслера равен 0,62 (объем выборки — 18 детей от 6-ти до 7-ми лет). Также отмечено наличие отрицательной корреляции между данными ОК и шкалой локуса контроля для детей (тест Новински — Стрикленда). Можно сказать, что существует отрицательная связь между креативностью и экстернальностью, то есть убеждением учащихся в том, что их поведение в значительной степени зависит от удачи, случая, судьбы и влияния других людей.
Нами получена положительная корреляция между ОК и вербальными тестами Торренса (коэффициент корреляции Спирмена равен 0,42); между ОК и образными тестами Торренса (коэффициент корреляции Спирмена равен 0,57).Корреляция между ОК и данными батареи креативных тестов Туник (5) характеризуется коэффициентом корреляции Спирмена, равным 0,44. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ОК (при самооценке подростков) и креативными тестами Туник равен 0,52, а коэффициент корреляции Спирмена между самооценкой и экспертной оценкой креативности по ОК (экспертами являлись три школьных педагога) равен 0,44. Получены интересные данные об отсутствии значимой корреляции между ОК и школьной успешностью (средний школьный балл за учебный год). Корреляция между ОК и личностной тревожностью также незначима. Существует значимая положительная корреляция между ОК и данными теста «Прогрессивные матрицы Равена» (r = 0,48), а также между ОК и показателями теста ШТУР (r = 0,41). Все полученные данные свидетельствуют о возможности применения ОК Джонсона в качестве психодиагностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных прямому наблюдению. ОК может быть использован только как метод экспресс-оценки, со всеми вытекающими отсюда ограничениями. Опросник предназначен для психологов, а также может применяться педагогами после предварительной консультации со школьным психологом.

Елена ТУНИК, кандидат психологических наук, г. Санкт-Петербург

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Контрольный список характеристик креативности

Творческая личность способна:

1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).
8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

ЛИСТ ОТВЕТОВ

Дата_________________

Школа___________Класс___________Возраст______________

Ф.И.О. заполняющего анкету ____________________________________________________

В листе ответов номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Их перечень см. в тексте опросника. Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики.

Возможные оценочные баллы: 1 - никогда, 2 - редко, 3 - иногда, 4 - часто, 5 - постоянно.  
№ п/п Ф.И.О. Характеристики креативности  
                     
                     
                     
                     
                     
                       

 

 


МЕТОДИКА «ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ»

Автор: Орлов Ю.М.

Источник: Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – Питер, серия «Мастера психологии». – 1999.

 

Мотивация достижения — стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало — является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это неслучайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.

 

Предназначение методики: измерение уровня мотивации достижения с помощью разработанной шкалы данного теста-опросника. Шкала эта состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны 2 варианта ответов — «да» или «нет».

Инструкция:

Опросник содержит 22 высказывания, по каждому из которых Вам предстоит выразить свое мнение. Если вы согласны с высказыванием, поставьте под его номером в бланке для ответов в строке “Да”, если не согласны - то в строке “Нет”.

Отвечайте быстро, не задумываясь. Возможно, что некоторые из высказываний будет трудно отнести к себе. Не стремитесь произвести благоприятное впечатление. Плохих или хороших ответов не существует.

1 Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.

2 Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.

3 Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.

4 Считаю, что люди больше всего страдают от неудач на работе, чем от плохих отношений с близкими.

5 По моему мнению, большинство людей живет далекими целями, а не близкими.

6 В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7 Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

8 Даже в обычной работе я усовершенствовать некоторые ее элементы.

9 Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

10 Мои родители считали меня ленивым ребенком.

11 Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

12 Мои родители слишком строго контролировали меня.

13 Терпения во мне больше, чем способностей.

14 Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.

15 Думаю, что я уверенный в себе человек.

16 Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.

17 Я не усердный человек.

18 Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

19 Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях, нежели о происшествиях.

20 Мои близкие не разделяют обычно моих планов.

21 Уровень моих требований ниже, чем у моих товарищей.

22 Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Бланк для ответов:

                                           
Да                                            
Нет                                            

Таблица 1

Обработка результатов:

Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).

Код: ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22;

ответы «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

 

Все ответы, совпавшие с ключом, суммируются, и определяется уровень потребности в достижении (ПД) в соответствии с таблицей 2.

Интерпретация:

В отличие от многих ранее описанных тестов-опросников шкала потребности в достижениях имеет децильные (стеновые) нормы, поэтому конкретный результат можно оценить с помощью следующей таблицы (табл. 2):

  Уровень мотивации достижения
низкий средний высокий
Стены                    
Сумма баллов 2-9                 18-19

Таблица 2

 

 


КАРТА ОДАРЕННОСТИ

Автор: Савенков В.И.

Эта методика создана автором специально для родителей. В основу ее легли собственные экспериментальные исследования, а также изучения опыта работы отечественных и зарубежных ученых.

Предназначение методики: методика адресована родителям. С помощью нее можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности, а также определить, какой вид одаренности преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть вам индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития, его дарований.

Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

· диагностической (основной);

· развивающей.

Методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности, но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Контингент и возрастная категория: дети от 5 до 10 лет.

Параметры для оценивания:

виды одаренности: интеллектуальная; творческая; академическая (научная); художественно-изобразительная; музыкальная; литературная; артистическая; техническая; лидерская; спортивная.

Инструкция: перед вами 80 вопросов, сгруппированных по десяти относительно самостоятельным областным поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

++ оцениваемое свойство личности развито хорошо, четок выражено, проявляется часто;

+ свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0 оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

- более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Все оценки заносятся в лист ответов. Оценка по первому положению помещается в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и так далее. Всего на это уходит 10- 15 мин.

Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка (например, бабушек, дедушек) дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Обработка и интерпретация результатов:

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно уничтожаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка определенных видов одаренности:

Для большей наглядности можно построить графический «профиль одаренности». Для этого по оси X отлаживается десять делений, они будут обозначать виды одаренности. А по оси Y – откладывается количество полученных баллов. Соединив поставленные точки, мы получим «профиль одаренности» (рис.1).

 

 

Рисунок 1. Пример «Профиль одаренности»

(ответы мамы семилетнего Сережи Ч,)

 

 

ЛИСТ ВОПРОСОВ

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все схватывает на ле



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 3880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.153 с.)