Реформирование системы природопользования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформирование системы природопользования



Одним из важнейших активов государства являются природные ресурсы которые представляют собой не только основу для развития перерабатывающих производств, но и гарантию нормальной жизнедеятельности будущих поколений.

На сегодняшний день природные ресурсы используются государством недостаточно эффективно. Отсутствуют чёткие, прозрачные условия доступа недропользователей к ресурсам. Государственные интересы как собственника зачастую не защищены в полной мере, а недропользователи, в свою очередь не мотивированы к эффективному использованию предоставленных ресурсов. При этом структура исчерпаемых природных ресурсов имеет устойчивую тенденцию к ухудшению, что повышает требовательность к рациональному недропользованию.

Экономические условия пользования недрами делают вложения капитала в эту сферу существенно выгоднее вложений в обрабатывающие производства - доля налоговых изъятий в структуре добавленной стоимости добычи полезных ископаемых не превышает 40%, тогда как в обрабатывающих секторах этот показатель составляет 55-60% и выше. Такие условия не мотивируют перелив капитала в обрабатывающие сектора и диверсификацию структуры российской экономики. Дополнительные доходы недропользователей зачастую реинвестируются в развитие сырьевых производств либо вносят свой вклад в отток капитала.

Необходимо в ближайшее время: разработать механизм установления и изъятия природной ренты, выравнивающий экономические условия деятельности в сфере природопользования и в обрабатывающих секторах экономики; реформировать систему управления и сформировать эффективную стратегию развития государственного фонда недр. Цели - обеспечение устойчивого развития национальной природно-ресурсной базы, ее рационального использования и стимулирование диверсификации структуры экономики и повышения ее конкурентоспособности.

Необходимо сформировать эффективную стратегию развития государственного фонда недр, которая будет направлена на обеспечение баланса воспроизводства и добычи полезных ископаемых в интересах разных поколений. Она должна обеспечить устойчивые доходы бюджетной системы на долгосрочную перспективу, предусматривать удовлетворение потребностей национальной экономики в минеральном сырье и стимулировать развитие технологического и промышленного потенциала России.

Правовое регулирование отношений между государством (собственником недр) и инвестором (недропользователем) необходимо развивать преимущественно на основе гражданско-правовых начал, что позволит сформировать систему взаимных гарантий и ответственности государства и инвесторов и улучшить контроль за соблюдением пользователями природных ресурсов своих инвестиционных обязательств и требований по рациональному природопользованию;

Правительство Российской Федерации должно ввести полноценную состязательную процедуру предоставления предприятиям прав пользования недрами, в том числе для снижения коррупционных рисков.

В ближайшие годы предстоит реформировать систему управления государственным фондом недр, в том числе на основе разграничения регулятивных, контрольных и исполнительно-распорядительных полномочий между Федерацией и её субъектами.

Принцип разграничения полномочий необходим и для успешной реализации соглашений о разделе продукции. Для обеспечения максимальной эффективности деятельности государства необходимо сосредоточить основные регулятивные и контрольные функции на федеральном уровне, а исполнительно-распорядительные функции перераспределить между уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов в зависимости от их функций общего характера, закреплённых законодательством Российской Федерации.

Необходимо принять поправки в законодательство об СРП, направленные на привлечение уполномоченных организаций для оказания содействия в обеспечении интересов Российской Федерации при подготовке и реализации соглашений о разделе продукции в отношении участков недр и месторождений углеводородного сырья.

При заключении соглашений о разделе продукции особое внимание необходимо уделить выполнению условий работ, предусматривающих предоставление российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров с инвесторами.

Для решения поставленных задач будут осуществлены следующие меры:

· реформа законодательства о природных ресурсах, основными направлениями которой будут четкое разграничение полномочий между федеральным центром и регионами, переход преимущественно к гражданско-правовым отношениям как правоустанавливающим по доступу к природным ресурсам, установление прозрачной системы торгов;

· переход на новые правила учета природных ресурсов, сочетающиеся с международными стандартами в этой области.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.004 с.)