ТОП 10:

Управление государственной собственностью



Несмотря на существенное сокращение доли государственной собственности в производственных активах, государственный сектор экономики остаётся слишком большим. По экспертным оценкам, государство является владельцем не менее половины активов страны и контролирует около половины ВВП. Низкая эффективность управления значительным государственным сектором оказывает на экономику негативное влияние. Предприятиям государственного сектора предоставляются различные преференции в виде льготного доступа к ресурсам и товарам, при проведении государственных закупок и размещении заказов, распределяемым государственными органами, что нарушает принципы равной конкуренции и искажает рыночные сигналы.

Политика Правительства Российской Федерации по управлению государственной собственностью будет строиться на основе четкого определения целей участия государства в хозяйственных обществах. Необходим переход к новой модели управления государственностью собственностью, основанной на принципах строгого соответствия состава государственного имущества необходимым функциям государства. Имущество не соответствующее указанным критериям должно быть приватизировано. Это позволит оптимизировать его состав и реализовать меры по качественному повышению эффективности деятельности организаций государственного сектора экономики.

Приоритетной задачей является ускоренная приватизация в 2003 - 2005 годах государственных унитарных предприятий, в подавляющем большинстве случаев занимающихся потенциально конкурентными видами деятельности и не участвующих в решении ограниченного круга стратегических и социально-ориентированных задач. Также нужно ускорить приватизацию пакетов акций акционерных обществ, деятельность которых не связана со стратегическими интересами государства по обеспечению национальной безопасности.

Для этого необходимо разработать и утвердить трехлетнюю программу приватизации.

Государственные унитарные предприятия, в отношении которых будет принято решение о нецелесообразности приватизации, должны быть преобразованы в казенные предприятия при одновременном совершенствовании системы взаимоотношений с их руководителями и усилении контроля над их деятельностью. Необходимо законодательно закрепить ликвидацию такой организационно-правовой формы как унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

Необходимо разграничить имущество, относящегося к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в целях обеспечения имущественной основы выполнения соответствующими органами публичной власти полномочий, возложенных на них Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Вместе с тем, существует необходимость внедрения новых подходов в управлении государственным имуществом, применение которых должно привести к качественному повышению эффективности его использования.

Предлагается ежегодно разрабатывать и утверждать Правительством Российской Федерации Программу управления федеральным имуществом на три года, с детализацией показателей программы на очередной финансовый год и прогнозом на два последующих. Природные объекты, иные виды имущества, интеллектуальная собственность также должны быть включены в Программу управления федеральным имуществом.

Содержание программы должно быть увязано с федеральной адресной инвестиционной программой, прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества, программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, федеральным бюджетом на очередной год и соотноситься с перспективным финансовым планом на три последующих года. Кроме того, программа управления федеральным имуществом должна содержать план приобретения, использования и выбытия имущества.

В целях совершенствования системы эффективного управления объектами недвижимости, находящимися в государственной собственности, предстоит разработать порядок и обеспечить ведение публичного реестра федеральной недвижимости, который позволит более эффективно использовать государственную недвижимость, увеличит спрос на нее, а также соответствующие доходы федерального бюджета.

Предстоит осуществить комплекс мер по повышению квалификации государственных служащих, являющихся представителями государства в акционерных обществах, повысить ответственность представителей государства через принятие соответствующих нормативных правовых актов.

Следует решить проблему финансирования деятельности по управлению акциями, находящимися в федеральной собственности, а так же усовершенствовать механизмы управления остающимися в государственной собственности активами, в том числе за счёт их передачи в управление специализированным органам, а также на конкурсной основе и негосударственным компаниям.

Необходимо также принять меры по сокращению количества государственных учреждений, не участвующих в обеспечении выполнения полномочий соответствующими органами публичной власти, а также разработать процедуры и механизм их преобразования в организации с другой организационно-правовой формой.

В результате предлагаемых мер будет создана единая система управления государственным имуществом позволяющая добиться имущественного обеспечения выполнения государственных функций, оптимизации структуры федерального имущества, рационального соотношения доходов и расходов федерального бюджета, обеспечить эффективность использования федерального имущества в интересах государства.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.25.104 (0.006 с.)