Активизация процессов дебюрократизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активизация процессов дебюрократизации



Одной из наиболее острых проблем, негативно влияющих на предпринимательский климат, является излишнее административное вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов.

Устранение административных барьеров на начало и ведение бизнеса в более общем контексте реформы всей системы государственного управления и государственного регулирования экономики является приоритетным направлением экономической политики, напрямую влияющим на повышение конкурентоспособности экономики, диверсификацию ее структуры.

Основными направлениями реформирования системы государственного регулирования предпринимательской деятельности будут:

1. Изменение подходов к введению нового государственного регулирования хозяйственной деятельности, а также оценка существующих форм и масштабов государственного регулирования.

В настоящее время не существует единых подходов к оценке эффективности и экономической целесообразности государственного регулирования экономической деятельности путем установления различных административно-правовых режимов: лицензирования, аттестации, аккредитации, проверок, мониторинга, выдачи разрешений, согласований, заключений и т.д. В результате государственные органы зачастую используют тот или иной режим без достаточных оснований. В каждой сфере экономической деятельности необходимо провести детальный анализ методов и форм государственного регулирования рыночной экономики путем различных административно-правовых режимов, ввести “презумпцию нецелесообразности” государственного вмешательства. Должны быть введены четкие процедуры обоснования необходимости вмешательства, показатели ожидаемой эффективности, расчета затрат, а также процедуры публичной защиты такой необходимости.

На основе оценки эффективности и целесообразности применения того или иного режима, должны приниматься решения о его внедрении и наделении соответствующими функциями и полномочиями государственных органов.

2. Оптимизация государственных контрольных и надзорных функций и функций лицензирования..

Необходимо четкое разделение государственных контрольных и надзорных полномочий между федеральным и региональным уровнями власти по принципу возможности и целесообразности осуществления государственного контроля органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, основываясь на разграничении закрепленных в законодательстве Российской Федерации предметов ведения.

Необходима кардинальная реорганизация системы органов государственного контроля как на федеральном, так и на региональном уровне, в настоящее время не отвечающей таким основным принципам ее организации как прозрачность, структурная адекватность и четкость в определении правового положения контрольных органов.

Реформирование системы государственных органов должно быть основано на следующих принципах:

· четкое и однозначное определение целей и сферы государственного вмешательства;

· ограничение такого вмешательства минимумом, необходимым для достижения целей регулирования;

· единообразие практики применения мер регулирования;

· исключение дублирования контрольных и надзорных мероприятий;

· вывод конкурентных функций из ведения государственных органов на рынок;

· объединение аналогичных контрольных функций по объектам контроля;

· устранение прямого или косвенного финансирования функций государственного контроля за счет внебюджетных источников;

· осуществление государственного контроля исключительно государственными служащими.

Будет продолжена работа по дальнейшему сокращению перечня лицензируемых видов деятельности до предельно целесообразного минимума с возможной заменой системы лицензирования более эффективными мерами ответственности самих экономических субъектов.

В ближайшие два года необходимо усовершенствовать механизм обжалования незаконных действий административных органов и принятия решений по ним вышестоящими органами или судом. Субъект предпринимательской деятельности в случае необоснованного ограничения его экономических прав органом государственного контроля должен получать от государства полную материальную компенсацию в кратчайшие сроки. Таким образом, применение экономических санкций, с одной стороны, будет способствовать защите экономических интересов предпринимателей, а с другой, предупреждать принятие непродуманных решений органами государственного контроля. Одновременно, необходимо ужесточение личной административной и материальной ответственности конкретных лиц, принимающих решения, за последствия их действий, что позволит переложить часть затрат по возмещению причиненного ущерба с государственного бюджета, расплачивающегося деньгами налогоплательщиков, на лиц, непосредственно ответственных за принятие непродуманных решений.

3. Совершенствование системы государственной регистрации субъектов предпринимательства

В этой сфере будет продолжена работа по совершенствованию технологии “одного окна”, с объединением процедур государственной регистрации, постановки на налоговый учет и на учет во внебюджетных фондах (Пенсионном фонде, Фонде социального страхования). Система регистрации индивидуальных предпринимателей будет изменена с учетом сложившихся принципов государственной регистрации юридических лиц.

4. Реформирование системы сертификации и подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Приоритетной задачей в этой сфере является сокращение обязательной сертификации до минимального уровня, обеспечивающего безопасность продукции. При этом механизм взаимодействия государства и субъектов предпринимательства должен быть основан на принципе применения государственного регулирования только в случае неэффективности рыночных механизмов.

В этих целях необходимо создание национальной системы аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации. Действующая система стандартов будет заменена техническими регламентами, которыми определены исключительно вопросы безопасности продукции, получит развитие декларирование как форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

В то же время, снижение регулирующих функций государства в вопросах контроля качества продукции не должно проходить в отрыве от формирования более четких правовых механизмов, направленных на усиление ответственности хозяйствующих субъектов за невыполнение обязательных требований. В этой связи предстоит активизировать практическое применение процедуры отзыва опасных товаров с рынка, поддержанной механизмом судебного принуждения и внести изменения в законодательство, направленные на усиление защиты прав потребителей.

5. Развитие саморегулируемых организаций.

Наиболее приемлемой альтернативой государственному регулированию является развитие организаций саморегулирования. В основу саморегулирования будет заложена система взаимоотношений хозяйствующих субъектов друг с другом и с государством, основанная: на создании альтернативных механизмов разрешения споров субъектов саморегулирования и потребителей, а также субъектов саморегулирования и государства; на поддержании высоких стандартов деловой этики в отрасли; на снижении объема государственного регулирования деятельности субъектов саморегулирования. Проводимая государством политика должна быть ориентирована на последовательное распределение в пользу таких организаций полномочий органов исполнительной власти по регулированию и контролю предпринимательской и профессиональной деятельности в тех секторах экономики, функционирование которых не связано с обеспечением безопасности России.

Решение вопросов самими участниками рынка, с участием саморегулируемых организаций не только снизит транзакционные издержки в экономике за счет применения менее формализованных механизмов и повышения уровня доверия между участниками рынка, но и окажет позитивное воздействие на качество товаров и услуг. Это обусловлено такой спецификой саморегулируемых организаций как установление обязательных для выполнения всеми участниками объединения правил и стандартов, что должно стать основой не только для развития добровольной сертификации, организации национальной системы стандартизации, но и для формирования полноценных инстутов гражданского общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.005 с.)