Параметры и критерии оценки результатов магистерской диссертации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Параметры и критерии оценки результатов магистерской диссертации



Параметрами оценивания научных исследований являются следующие: актуальность исследования, научная новизна, теоретическое и практическое значение полученных результатов, их достоверность.

Важным параметром любого исследования служит его актуальность. Этот параметр указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики исследуемой области, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения, которые могут дать наука и практика в настоящее время.

При оценке актуальности фундаментальных исследований исходят из теоретической значимости темы (на первом этапе – из предполагаемой), степени разработанности проблемы в науке, учитывают то влияние, которое могут оказать ожидаемые результаты на существующие теоретические представления в данной области.

При оценке актуальности технологических работ в первую очередь принимается во внимание практическая потребность в разработке темы, степень решения данного вопроса на практике, предполагаемый социальный и экономический эффект от внедрения. Прогноз в этом случае более надежен, чем для фундаментальных работ.

Научная новизна характеризует одну из основных содержательных сторон результата исследования новые теоретические положения, которые ранее не были известны и не зафиксированы в науке и практике. Из них проистекают обоснованные практические рекомендации.

Для оценки результата с точки зрения новизны существенно выделить следующие характеристики. Вид новизны. Можно выделить теоретическую новизну (концепция, гипотеза, закономерность, терминология и т.д.) и практическую (правило, предложение, рекомендация, средство, требование, методическая система и т.д.). В зависимости от типа работы (фундаментальная, технологическая) на первый план будет выходить его теоретическая и практическая новизна или оба вида одновременно.

Указание уровня новизны результата, места полученных знаний в ряду известных, их преемственности. Итоги новых исследований в сопоставлении с уже известными в науке данными могут выполнять различные функции – уточнять, конкретизировать известное, дополнять его, либо коренным образом преобразовывать. Уровень конкретизации: новый результат уточняет известное, конкретизирует отдельные теоретические или практические положения. Изменения затрагивают частные вопросы, отдельные положения, не имеющие принципиального значения для понимания сути явления, процесса. Уровень дополнения: новый результат расширяет известные теоретические положения, практические рекомендации. Приращение носит существенный характер, открывает новые аспекты, грани проблемы, выделяются новые элементы, части, которые ранее не были известны. В целом нововведение не изменяет картину, а дополняет ее. Уровень преобразования характеризуется принципиально новыми подходами, которых раньше в теории и практике не было, коренным образом отличающимися от известных представлений в данной области.

Теоретическое значение показывает влияние результатов исследования на существующие концепции, подходы, идеи, теоретические представления в исследуемой области, характеризует ценностную сторону результатов исследования. Для характеристики теоретической значимости результатов исследований учитывают новизну (а), концептуальность и доказательность (б), перспективность (в). Каждый из показателей может быть ранжирован. В зависимости от области и тематики данные критерии наполняются конкретным содержанием.

Практическое значение результатов исследования указывает на изменения, которые произошли или могут быть достигнуты в результате внедрения полученных результатов в практику. Оценка результатов исследования с использованием рассматриваемого параметра обычно вызывает наименьшие затруднения в силу своей очевидности. Необходимо лишь, добросовестно проанализировав, кратко описать те новые практические задачи (группы, классы задач), которые позволяет дополнительно решать либо сама созданная диссертантом теория (когда исследование носит целостный объектный характер), либо совокупная теория объекта, усовершенствованная с учётом новых данных, полученных диссертантом.

Практическая значимость результатов диссертационных исследований зависит от числа и состава пользователей, заинтересованных в результатах работы; масштаба внедрения (область, регион, государство); степени готовности результатов к внедрению (начальный, основной, завершающий); предполагаемого социально-экономического эффекта от внедрения.

Достоверность результатов научного исследования. Речь идёт, в сущности, об оценке соответствия теоретической модели объекту исследования. Теоретическая модель исследуемого объекта считается завершённой в том случае, если эта модель во всех возможных условиях своего реального существования ведёт себя так же, как и исследуемый объект и при этом структура объекта и модели изоморфны. Любое теоретическое построение – теорию, концепцию, закон – можно считать достоверными в том случае, если они подтверждаются практикой. На этом и строятся методики экспертизы теоретических моделей на достоверность, т.е. на их изоморфность реальности.

Планирование и этапы диссертационного исследования

Любое научное исследование должно начинаться с планирования этапов его выполнения. В общем случае при планировании должны учитываться следующие виды работ:

1) Подготовительные работы:

– составление чернового плана по теме;

– ознакомление с научной литературой по теме;

– накопление научной информации по теме;

– ознакомление с литературой о методах научной работы, технике организации и гигиене умственного труда, методиках работы с научной литературой и ресурсами Интернет.

2) Выбор темы диссертации:

– обоснование актуальности выбранной темы;

– определение цели и задач исследования.

3) Овладение методами исследования:

– изучение методов научного исследования;

– проверка на практике методов и приемов, необходимых для работы над темой.

4) Консультации со специалистами:

– консультации с научным руководителем;

– консультации со специалистами на производстве.

5) Обзорные рефераты по теме:

– изучение литературы и других информационных материалов по теме;

– составление обзорных рефератов и обсуждение их со специалистами.

6) Организация личного «научного архива»:

– выбор систем хранения и обработки первичной научной документации.

7) Собственно-исследовательская работа:

– выяснение современного состояния вопроса по теме;

– систематическое изучение литературы и других необходимых материалов по теме, их критическое осмысление;

– уточнение рабочего плана;

– составление развернутого плана научных исследований с выделением центральной задачи, главного эксперимента.

8) Сбор информации по теме диссертации:

– систематическое изучение литературы и других материалов по теме, анализ и учет информационных данных.

9)Накопление собственных научных фактов:

– различные формы накопления оригинальных научных результатов, их обработка и систематизация.

10) Оформление предварительных научных результатов по теме:

– анализ и обобщение полученных данных, ориентировочные выводы, обсуждение их в научных коллективах.

11) Обсуждение ориентировочных выводов:

– подготовка реферата или научного отчета по работе с предварительными выводами по теме.

12) Организация дополнительных экспериментов, наблюдений или разработок:

– если критические замечания специалистов потребуют расширенной программы исследований или уточнения каких-либо

положений, то организуются дополнительные эксперименты.

13) Завершение плановых и дополнительных работ по теме:

– анализ с научным руководителем или консультантом проделанной работы, оценка ее теоретической и практической ценности в плане творческой идеи и замысла автора.

Написание диссертации

Есть два варианта последовательности написания глав и параграфов. Первый – в соответствии с планом диссертации. Второй вариант: сначала автор пишет те разделы, которые для него легче, достаточно проработаны, а на конец оставляются наиболее трудные разделы.

Начинайте писать, как только накоплен материал по очередному параграфу. Используйте целевой подход, т.е. определите цель, результат, к которому необходимо прийти. Сформулируйте примерные выводы. Составьте план раздела.

Первоначально не надо много времени тратить на формулировки: поменьше обращайте внимания на литературную сторону. Вы еще не раз вернетесь к началу и по ходу дела улучшите стиль изложения. Выбирайте знакомые слова. Старайтесь делать фразы простыми и ясными, тем более, что и писать таким образом значительно легче.

Работа над первым вариантом диссертации начинается с общей оценки ее построения. Следует посмотреть, насколько логично и последовательно изложен материал, достаточно ли аргументированы отдельные положения, выделены ли основные, удалось ли отчетливо показать, что нового несет в себе работа. С особой тщательностью проверяются все формулировки и определения.

После устранения структурных дефектов можно приступать к оценке объема приводимых в работе материалов и степени подробности их изложения. При этом следует избегать как излишней лаконичности, так и слишком подробного изложения материала и стремиться к примерно одинаковому объему параграфов диссертации.

Следующий этап – проверка правильности оформления диссертации. Здесь все должно быть сделано в соответствии с определенными правилами (см. ниже). Касаются они фактически всех элементов работы: ее рубрикации, ссылок на источники, цитирования, составления библиографических указателей, оформление таблиц и иллюстративных материалов и т.д.

Заключительный этап – литературная правка. Основными ее задачами являются: достижение единства стиля изложения; подготовка соображений по поводу того, как должен излагаться текст и какие потребуются в нем выделения; проверка правильности орфографии и пунктуации.

Поскольку диссертация является прежде всего квалификационной работой, ее языку и стилю следует уделять самое серьезное внимание. Действительно, именно языково-стилистическая культура диссертации лучше всего позволяет судить об общей культуре се автора.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к.., обратимся к.., рассмотрим, остановимся на.., рассмотрев, перейдет к.., необходимо остановиться на.., необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...).

Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты. Это обусловливает и точность их словесного выражения, а, следовательно, использование специальной терминологии. Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.

У письменной научной речи имеются и стилистические особенности. Объективность изложения – основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно).

Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).

Стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» как бы отступает на второй план.

Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость. Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте диссертационной работы информации. Действительно, неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.

Другое необходимое качество научной речи – ее ясность. Ясность – это умение писать доступно и доходчиво. Практика показывает, что особенно много неясностей возникает там, где авторы вместо точных количественных значений употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением. Краткость – третье необходимое и обязательное качество научной речи, более всего определяющее ее культуру. Реализация этого качества означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Каждое слово и выражение служит здесь той цели, которую можно сформулировать следующим образом: как можно не только точнее, но и короче донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста диссертации.

Примерная структура магистерской диссертации

Магистерская диссертация – это самостоятельное законченное научное исследование, содержащее элементы научной новизны.

Магистерская диссертация должна содержать следующие разделы и отвечать указанным ниже требованиям:

- Введение

Введение должно содержать следующие позиции:

Актуальность (не более 1 страницы): насущная потребность практики, трудности, потери из-за нерешенности вопроса; теоретическая и методическая нерешенность проблемы

Из актуальности должна вытекать научная проблема, которую предполагает решить автор. Научная проблема должна быть сформулирована отдельным абзацем.

Научная гипотеза (одна или несколько) – предположение автора о возможных путях и способах решения проблемы, предполагаемых результатах, взаимосвязях, факторах, определяющих исследуемый процесс и т.д. Сформулированные гипотезы должны быть доказаны или опровергнуты (протестированы) в ходе дальнейшего исследования.

Цель исследования – полезный результат, который предполагается получить в результате проведения исследования.

Задачи – отдельные работы, которые нужно осуществить для достижения цели.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Обязательным элементом введения диссертационной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

Необходимо также обосновать достоверность полученных научных результатов.

Научная новизна – одно из главных требований к теме диссертации. Это значит, что она должна содержать решение новой научной задачи или новые разработки, расширяющие существующие границы знаний в данной отрасли науки.

Также во введении указываются: практическаяценность – новые результаты прикладного характера, которые могут быть использованы на практике (методики, информационные технологии, программные средства и т.п.) и что это дает (экономический эффект, снижение затрат времени и материальных затрат, комплексное решение задач и т.п.); положения, выносимые на защиту, т.е. те новые и существенные результаты, обсуждение которых позволяет оценить значимость и качество выполненной научной работы; апробация результатов – отражает участие в семинарах и конференциях (перечислить), на которых обсуждались основные положения работы.

Основные результаты диссертационного исследования должны быть опубликованы в различных журналах, сборниках и т.д., количество публикаций также указывается во введении диссертации.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру диссертационной работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Объём введения составляет, как правило, две-три страницы.

Введение необходимо внимательно переписывать неоднократно на различных этапах выполнения работы, так как оно читается прежде других разделов диссертации всеми заинтересованными лицами и по нему составляется первое, трудноизменяемое представление о работе и диссертанте.

 

В главах основной части диссертационной работы подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме диссертационной работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение магистранта сжато, логично и аргументирование излагать материал, изложение и оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Основная часть магистерской диссертации должна содержать данные, отражающие цель, задачи, существо, методику и основные результаты выполненной научно-исследовательской работы:

1) обоснование выбора направления, цели и задач исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, разработку общей методики проведения научно-исследовательской работы;

2) теоретические и экспериментальные исследования, включающие определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований и расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристики, обоснование выбранного метрологического обеспечения работ, данные об объектах измерения, измеряемых величинах и средствах измерений, их метрологические характеристики, оценку правильности и экономичности средств измерений, оценку погрешности измерений, полученные экспериментальные данные;

3) анализ, обобщение и оценку результатов исследований, включающие оценку полноты решения поставленных задач, и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.

 

- Глава 1. «Теоретико-методологические проблемы в исследуемой области»

Как правило, первый раздел магистерской диссертации включает описание и анализ объекта исследования и системный анализ исходной информации – отечественных и зарубежных литературных источников, патентов и авторских свидетельств на изобретения, научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ кафедры, предприятия или научно-исследовательских институтов (научно-технические отчеты; докторские, кандидатские и магистерские диссертации; курсовые и дипломные проекты, выполненные в предыдущие годы, и др.).

В аналитическом обзоре исходной информации в хронологическом порядке, т.е. в порядке развития знаний по исследуемому вопросу, приводят краткое описание и анализ всех источников научно-технической информации. Если магистрант изучает несколько вопросов, то следует каждый вопрос рассматривать отдельно, вводя в магистерскую диссертацию соответствующее число подразделов, пунктов и подпунктов. После рассмотрения нескольких работ необходимо критически сопоставить точки зрения их авторов, дать оценку состояния исследуемого вопроса, выразить свое мнение о достоверности и достаточности литературных и других данных, о методиках исследований, о сомнительных, противоречивых или ошибочных положениях и выводах.

В конце анализа (обзора) делаются краткие выводы, в которых фиксируют состояние вопроса, приводят рабочую гипотезу и основные направления, в которых следует проводить дальнейшие исследования.

Цель главы – построить теоретическую модель решения проблемы и представить критическое описание состояния теории исследуемого вопроса. По форме литературный обзор, с указанием фамилий авторов, работы которых анализируются, и ссылками на сами работы. В ряде случаев может быть создана типология теоретических концепций в изучаемой проблемной области.

В процессе написания данной главы желательно изучить порядка 30-40 статей в российских и зарубежных журналах за последние 5 лет и представить их обзор.

Научная новизна в данной главе – результаты обобщения теоретических концепций и предложенная (обобщенная) теоретическая модель проблемы

 

- Глава 2. «Исследование эмпирических данных и фактического состояния предметной сферы»

Глава строится в основном на основе результатов исследовательского проекта. Эти результаты должны включать новые данные по предмету и объекту исследования:

-результаты обследования организаций по разработанной магистрантом программе,

-результаты анкетирования специалистов в целевой области,

-анализ данных Интернет –источников,

-результаты анализа отраслевых рынков по разработанной студентом оригинальной методике, исключающей плагиат и представление заимствованных материалов,

-собственные расчеты и анализ статистических данных, построение регрессионных и иных моделей,

-другие оригинальные результаты.

Научная новизна материалов данной главы – новые знания о процессах, тенденциях, структурах, связанных с объектом и предметом исследования.

 

-Глава 3. «Разработка рекомендаций по развитию исследуемого вопроса и решению выявленных проблем в предметной области»

Научная новизна главы - предложения новых методов, развитие существующих подходов, механизмов, организационных структур, разработка математических и статистических моделей и т.д.

 

В конце каждой главы указываются выводы по проведенному исследованию. Выводы нужно формулировать в трех основных направлениях:

– новизна;

– возможности и результаты экспериментального (или широкого, если эксперимент уже проводился) применения;

– степень соответствия теоретических результатов экспериментальным данным и причинам расхождения.

Выводы по каждой главе должны быть краткими, с конкретными данными о результатах. Из формулировок должны быть исключены общие фразы, ничего не значащие слова.

 

-Заключение

Заключение должно содержать:

1) краткие выводы по результатам выполненных исследований или отдельных их этапов, оценку полноты решений поставленных задач, разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов научно-исследовательских работ, оценку технико-экономической и экологической эффективности использования разработок магистранта в народном хозяйстве. Если определение технико-экономической эффективности невозможно, следует указать народнохозяйственную, научную, социальную значимость диссертации;

2) оценку научно-технического уровня выполненной научно-исследовательских работ в сравнении с лучшими достижениями в данной области.

Содержание заключения не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения диссертационного исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность.

Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением диссертационного исследования.

Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня диссертации, а также показывает уровень профессиональной зрелости и научной квалификации ее автора. Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретических материалов.

В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

 

-Список использованной литературы Не менее 60-70 позиций

После заключения принято помещать библиографический список или список использованных источников. Этот список составляет одну из существенных частей диссертации и отражает самостоятельную творческую работу магистранта.

Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в диссертации. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следуют включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте диссертации и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты.

 

 

Приложения

Приложение к диссертации может содержать справочный и иллюстративный материал, использованный соискателем и необходимый для цельности восприятия основного содержания диссертации. В приложении включают материалы, связанные с выполненной магистерской диссертацией, которые по каким-либо причинам нецелесообразно включать в основную часть.

По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть:

– копии подлинных документов;

– выдержки из отчетных материалов;

– производственные планы и протоколы;

– отдельные положения из инструкций и правил;

– отчет о патентном поиске;

– промежуточные математические преобразования, зависимости и расчеты;

– таблицы вспомогательных цифровых данных;

– протоколы испытаний и опытов;

– описание аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;

– инструкции, методики, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ, разработанных в процессе выполнения

магистерской диссертации;

– распечатки в ЭВМ;

–иллюстрации вспомогательного характера;

– акты опытно-промышленных испытаний и внедрения результатов магистерской диссертации в производство и другие материалы.

По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, фотографии. Объем приложений к диссертации не ограничивается. В каждом конкретном случае состав приложений определяет магистрант по согласованию с научным руководителем.

 

Автореферат диссертации – это один из основных документов, без которого автор диссертационной работы не может быть допущен к ее публичной защите, по результатам которой ему присуждается степень магистра.

Назначение автореферата состоит не только в широком ознакомлении общественности с результатами диссертационного исследования, выполненного магистрантом по выбранной теме.

Также, он выполняет следующие функции:

– сведения о диссертации и предстоящей ее защите, приводимые на обложке;

– информативную (отвечает на вопрос, какая основная информация заключена в магистерской диссертации);

– индикативную (описание магистерской диссертации);

– сигнальную (извещает о выходе в свет диссертации, о дате и месте ее защиты);

– ознакомительную (является источником получения некоторых научных данных);

– коммуникативную (является одним из самостоятельных средств научной коммуникации).

Автореферат составляется магистрантом обычно вместе с его научным руководителем. В процессе этой работы магистрант выделяет в своей диссертации все, что подлежит включению в текст автореферата, в нем не должно быть лишних подробностей, а также информации, которая отсутствует в самой диссертации. В логическом единстве с анализом проводится синтез информации, ее обобщение, поиск более емких и точных форм ее представления, в результате чего создается новый документ, который, несмотря на свою краткость (не более 16 страниц формата А5), должен быть адекватен написанной диссертации. Это можно сделать только при глубокой проработке текста диссертации, что

требует вдумчивой и творческой работы на основе правильного понимания важности и логической последовательности изложения материала для создания убедительного положительного имиджа диссертации у читателей.

Структуру автореферата составляют:

– общая характеристика диссертационной работы;

– изложение основного содержания диссертационной работы;

– заключение по диссертации;

– библиографический список опубликованных магистрантом по теме диссертации научных работ.

Первая часть автореферата в основных чертах повторяет введение диссертации. Она успешно выполняет свое назначение, если на нее отводится не менее 2–3 страниц печатного текста. Здесь указываются: актуальность работы, объект, предмет исследования, цели и задачи исследования, обоснование применяемых методов (методик) исследования, достоверность полученных результатов, их научная новизна, теоретическая, практическая значимость проведенного исследования, апробация работы, данные о структуре и объеме диссертации.

После первой, вводной части следует вторая, самая большая по объему (7–9 страниц) часть, которая в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, характеризует каждую главу диссертации. При составлении этой части автореферата важно показать, как были получены конечные результаты, представить ход самих исследований, изложить сущность используемых методов и методик, описать основные этапы экспериментальных исследований, привести результаты опытной проверки с обработкой данных при помощи современных методик и вычислительной техники, а также дать сведения о точности и надежности конечных характеристик параметров. Отмечаются также критические сопоставления и оценки.

Заключительная часть автореферата строится по тексту заключения диссертации (1–2 страницы). Здесь целесообразно перечислить общие выводы из ее текста (не повторяя более частные обобщения, сделанные при характеристике глав основной части) и собрать воедино основные рекомендации, которые, по мнению магистранта, могли бы принести пользу в той области, которой посвящена тема защищаемой диссертации.

Завершающей автореферат частью является библиографический список публикаций автора по теме диссертационного исследования.

Сокращение текста при составлении автореферата осуществляется, прежде всего, за счет уменьшения количества, а иногда вообще исключения, всевозможных общих рассуждений, сравнений, обсуждений, обоснований, описаний и других подобных материалов, характерных диссертациям.

Авторефераты должны быть выполнены на листах формата А5 книжной ориентацией и междустрочным интервалом 1. Шрифт Times New Roman, кегль 10. Красная строка – 0,75 см. Поля: верхнее – 20 мм, нижнее – 30 мм, левое – 20 мм, правое – 20 мм.

 

Требования к предзащите магистерских диссертаций

Предзащита магистерской диссертации принимается комиссией из числа преподавателей ведущей кафедры.

На рассмотрение комиссии необходимо представить:

1. Текст работы. Должна быть виза и оценка научного руководителя.

2. Презентацию, которая должна включать:

- Актуальность, научную гипотезу, цель, задачи исследования;

- Содержание работы: результаты;

- Положения работы, выносимые на защиту;

- Выводы и рекомендации.

Литература

1. Carrie Williams. Research Methods. Journal of Business & Economic Research. March, 2007.

2. Creswell, J. (2003). Research design: Qualitative, quantitative and mixed methods approaches (2nd ed.). Thousand Oaks, CA: SAGE Publications.

3. Leedy, P. & Ormrod, J. (2001). Practical research: Planning and design (7th ed.). Upper Saddle River, NJ: Merrill Prentice Hall. Thousand Oaks: SAGE Publications.

4. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 272 с.

5. Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования: Учеб. пособие. – К.: МАУП, 2004. — 216 с.

6. Бойко Т.С., Рожков Ю.В. Научные работы: Учеб.-метод. пособие. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2009. – 76 с.

7. Информационный ресурс www.sgaOnline.ru (проведение анкетных опросов).

8. Кузин Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты: практ. пособие для студентов-магистрантов /Кузин Ф. А. – М.: ОСЬ-89, 1998. – 304 с..

9. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление: Учеб. пособие – М.: ИТК «Дашков и К0», 2006. – 460 с.

10. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие. – К.: О-во "Знания", КОО, 2001. – 113 с.

11. Меретукова З.К. Методология научного исследования и образования: Учебное пособие.– Майкоп, изд-во АГУ, 2003. – 244 с.

12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Организация научно-исследовательской работы студентов МР 05.01 – 002– 2010, УрГЭУ, 2010.

13. Научно-методические аспекты подготовки магистерских диссертаций: Учеб. пособие. / С. И. Дворецкий, Е. И. Муратова, О. А. Корчагина, С. В. Осина. Тамбов: ТОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2006. – 84 с.

14. Научные работы: Методика подготовки и оформления. /Авт-сост. И. Н.Кузнецов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.:Амалфея, 2000. – 544 с.

15. Огурцов А.Н. Основы научных исследований: Учеб.-метод. пособие. – Харьков: НТУ «ХПИ», 2008. – 178 с.

16. Пивоев В.М. Методология и методика научного исследования: Учеб.пособие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.122 с.)