Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этап 2. Формулирование цели и задач исследованияСтр 1 из 6Следующая ⇒
Примерный алгоритм этапа. – подбор и составление библиографических списков отечественной и зарубежной литературы, – изучение научно-технических отчетов по теме различных организаций соответствующего профиля, – составление аннотаций источников, – составление рефератов по теме, – анализ, сопоставление, критика прорабатываемой информации, – обобщение, критика, составление собственного суждения по проработанным вопросам, – формулирование методических выводов по обзору информации, – формулирование цели и задач исследования. Каждое научное исследование после выбора темы начинают с тщательного изучения научно-технической информации. Цель поиска, проработки, анализа информации – всестороннее освещение состояния вопроса по теме, уточнение ее (если это необходимо), обоснование цели и задач научного исследования. Следует уделить внимание изучению различных литературных источников как в оригинале, так и по переводным изданиям. Анализ иностранной информации позволит исключить дублирование по исследуемой теме. Без личного ознакомления с оригиналом или квалифицированным переводом базироваться на литературном анализе иностранной информации других авторов не рекомендуется, поскольку каждый автор прорабатывает литературу применительно к своей теме исследования. Учет проработанной информации сводится к составлению библиографии. Библиография – это перечень различных информационных документов с указанием следующих определенных данных: фамилия и инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, объем источника в страницах. К теоретическим основам исследования относятся: основные категории, понятия, закономерности развития изучаемого явления, методику исследования, систему необходимых терминов. Усвоение основных научных категорий и понятий служит важнейшей предпосылкой эффективности исследования. Определение общих закономерностей развития изучаемого явления имеет большое значение, так как в противном случае исследователь не сможет прийти к сколько-нибудь достоверным выводам. В методике исследования на основе общеметодических принципов определяются конкретные методы, процедуры и приемы. В конечном счете они обусловлены закономерностями развития исследуемого предмета. Так, если законом развития природы, общества и мышления является переход от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от общего к частному, то и в научном исследовании основным принципом, определяющим последовательность изучения, становится принцип такого перехода.
Одним из важных, но нередко упускаемых из вида, элементов теоретической подготовки к работе является уточнение основных научных понятий. Следует по возможности принимать определения, апробированные в науке, разрабатывая собственные только в тех случаях, когда существующие неверны или недостаточны. Исследователь может найти требуемые определения в учебных пособиях и руководствах, энциклопедиях, стандартах, терминологических и толковых словарях. Полезно завести картотеку применяемых терминов, занося на карточки и определение их значения. В картотеку следует включать и отвергнутые термины с отсылкой к принятым. При наличии нескольких однозначных терминов правильнее применять тот, которому отдается предпочтение в стандартах и терминологических словарях, если же эти термины там отсутствуют, выбирать наиболее простой и понятный. Уяснение теоретических основ темы дает возможность осознать ее связь с общими тенденциями развития исследуемого предмета, с общими закономерностями изучающей его науки, с еще более общими законами развития того класса явлений, к которому эта наука относится (природы, общества, мышления). Изложение истории вопроса нередко рассматривается как некоторое излишество, присоединяемое к работе лишь для придания ей солидности. Поэтому многие исследования не содержат исторической части, в других же она появляется только в процессе литературной обработки. Между тем изучение истории вопроса и истории его исследования совершенно необходимо. Оно страхует от дублирования ранее выполненных работ и от повторения давно раскритикованных ошибок; только зная историю вопроса, исследователь может определить место своего труда в общем ходе его изучения; изучение истории облегчает использование опыта предшественников; рассмотрение предмета в динамике дает возможность проследить общие тенденции его развития, позволяет предвидеть дальнейшие пути его развития и на этой основе строить научный прогноз.
История вопроса обычно излагается вслед за теоретическими основами; такой порядок объясняется тем, что исследователь, приступая к истории, уже должен в какой-то мере владеть теорией вопроса, поскольку именно она ориентирует его при отборе исторического материала. При составлении исторического обзора необходимо осветить ход развития практики; тесно связанную с практикой историю теории; литературную историю изучаемого вопроса. Завершающим этапом должен стать анализ современного состояния вопроса; необходимо выявить круг вопросов, оставшихся неразрешенными, которые будут служить отправной точкой при определении перспектив дальнейшего изучения проблемы и обосновании задачи данного исследования. Излагая основное содержание работ своих предшественников, исследователь должен показать их вклад в изучение проблемы, а также допущенные ими принципиальные ошибки, объективно оценить применявшуюся методику, полноту, правильность, значимость сделанных выводов и эффективность выдвинутых предложений. Материал для исторического обзора необходимо тщательно отбирать в соответствии с задачами данного исследования, используя только то, что имеет к нему отношение. Бывает, что исторический обзор превращается в обзор всей литературы предмета; между тем его задача - охарактеризовать только основные этапы его развития, оттенить переломные моменты, отразить главные направления. Сбор и отбор готовой информации и по своему значению, и по трудоемкости занимают одно из важных мест в исследовании. Главной проблемой в этом блоке является излишний объем информации или его недостаток. Подчас причина излишнего объема собранной информации кроется в неправильной технике ее отбора: исследователь знакомится с ней не в обратно-хронологическом, а в прямом хронологическом порядке, делает из источника обширные выписки, а потом обнаруживает, что в более позднем издании содержится более свежий, компактный, полный и достоверный материал, но исследователю жалко затраченного труда и он включает в рукопись изложение обоих источников, несмотря на то, что первый только загромождает работу. Имеется и другая веская причина, по которой рекомендуется в сборе информации соблюдать меру. Какой бы узкой и специальной ни казалась тема, поиск материала для ее разработки может продолжаться бесконечно. Начинающие исследователи нередко собирают больше фактов, чем необходимо для поставленной задачи и чем они в силах обработать, недооценивая трудоемкость предстоящей первичной обработки, проверки, группировки данных, их анализа, сопоставления и обобщения. Бывает разумнее ограничить себя в привлечении дополнительных данных, определенных кругом источников или хронологическими рамками, и сосредоточить силы на тщательной обработке уже имеющихся. Излишний объем информации вызывает непроизводительную трату времени, а порой отражается и на качестве работы. Однако еще большую опасность представляет собой неполное использование источников, особенно тех, которые имеют для данной темы существенное значение. А такие случаи встречаются нередко. Причины их различны - главная - недостаточно тщательное изучение библиографий. Серьезной причиной является и несовершенство библиографий - их неполнота, ошибки, неясность методических принципов, непоследовательность в распределении материала, - а также несистематический просмотр выходящей литературы (особенно журналов).
При сборе информации необходимо отбирать и внимательно изучать как материал, подтверждающий концепцию исследователя, так и материал, противоречащий ей, для того чтобы примирить эти противоречия или изменить концепцию. Во избежание неточностей и ошибок в центре внимания исследователя должны быть первоисточники. Если встречается статистическая таблица, необходимо проанализировать ее самому, не ограничиваясь знакомством с выводами автора и т. п. Среди документов центральное место занимают произведения печати. Однако для многих видов исследований существенную роль играет и непечатная документация. После завершения сбора и отбора информации исследователь приступает к ее изучению. Литературу лучше изучать, переходя от более простого материала к более сложному; знакомиться сначала с более общей литературой, а потом со специальной, сперва с отечественной, а затем с зарубежной, сначала с основной, теоретической (учебными курсами, статьями в теоретических журналах), а затем с прикладной, сперва с книгами, а затем со статьями, в первую очередь с новыми работами, а потом со старыми. Соблюдение такого порядка экономит труд и время исследователя. Именно поэтому рекомендуется до завершения библиографии к изучению литературы не приступать. Для того чтобы обеспечить объективность оценки материала, исследователь должен ознакомиться прежде всего с первоисточником, т. е. сначала изучить инструкцию или доклад, а затем уже комментарии к ним, критические статьи и выступления сперва с монографией, а потом с рецензией на нее и т. д. При чтении книги также целесообразнее придерживаться определенной последовательности: ознакомиться с темой и содержанием книги по ее названию и оглавлению, просмотреть всю книгу, прочитать предисловие, аннотацию, введение, заключение и послесловие (обычно в них обобщаются основные проблемы данной работы, характеризуются ее отправные точки, методика, структура и выводы). Из выходных данных следует узнать, какой организацией работа выполнена, ее объем и тираж все эти данные прямо или косвенно (хотя и не всегда точно) также характеризуют профиль и ценность книги. Затем исследователь выясняет, насколько аспект книги и научный уровень исследования соответствуют его теме.
После этого исследователь может решить, читать ли книгу и как ее читать - полностью, не опуская примечаний, или только некоторые ее части, бегло или анализируя и критически оценивая ее структуру, внутреннюю связь частей, ее методологию, методику и содержание, делать ли из нее выписки или конспектировать ее, ограничиться ли составлением к ней краткого указателя или же дать только аннотацию на карточке. Такой порядок следует соблюдать и при чтении статей и других более мелких работ. Если исследователь считает, что источник не понадобится, на библиографической карточке он должен написать, чем вызвано его решение ("нет данных", "повторяет известное", "устарело" и т. д.). Если же работа заслуживает внимания, на карточке или в приложении к ней следует дать краткую характеристику, которая пригодится и при составлении обзора. Однако нет необходимости читать всю литературу, включенную в библиографию. Изучив главнейшие фундаментальные исследования, в остальных работах следует полностью читать только главы и параграфы, имеющие прямое отношение к теме. Не стоит изучать литературу "на всякий случай". Для малоподготовленных исследователей и для чтения особо трудных текстов выработан ряд приемов, облегчающих и ускоряющих их освоение: пересказ хода мыслей автора другому лицу; рассечение трудного фрагмента на логические части; перевод текста или важнейших его частей в тезисную форму; составление схемы (логической или графической), показывающей ход мысли автора и устанавливающей подчиненность частей; если книга принадлежит исследователю - разметка текста (для наглядности лучше цветными карандашами). Начинающему исследователю можно рекомендовать еще некоторые простейшие правила: - отделять в книге основное от мелочей, - разбираться в незнакомых словах, - записывать возникающие вопросы, - дойдя до конца главы (статьи), поставить себе контрольные вопросы такого рода: в чем главная мысль? каковы аргументы? что можно возразить автору? что отсюда вытекает? как согласовать данную работу с другими источниками? По мере накопления записей рекомендуется располагать их в определенной системе, позволяющей быстро разыскать нужный источник. За ее основу может быть принят предварительный план исследования. Если материал физически не поддается распределению (например, собран в общей тетради), нужно, снабдив части плана предварительной сплошной нумерацией, этими же номерами разметить материал, а к каждому этапу или стадии плана составить указатель отнесенных к нему источников. В зависимости от характера темы и материала в основу его распределения можно положить принцип построения библиографии.
Изучив литературу вопроса, исследователь должен обратиться к изучению практики. Это требование относится к любой теме. Отобрав готовый материал, исследователь подвергает его последовательной обработке. Этот этап можно разбить на ряд стадий: 1) материал систематизируется; 2) исключаются материалы, оказавшиеся лишними: дублирующие друг друга, выписки, перекрываемые более новыми данными, материалы, не укладывающиеся в тему, и т. п.; 3) оценивается пригодность информации с точки зрения задач исследования; материал, признанный непригодным, исключается и до окончания работы хранится отдельно; 4) в случае надобности составляются вспомогательные указатели к материалу или дополняются ранее составленные; 5) проводится анализ документов с целью выявить то новое, что содержит каждый из них, оценивается его значение; если литература очень обширна, приходится ограничиваться кругом наиболее серьезных работ, авторитетных ученых, оригинальных концепций. Иногда имеет смысл остановиться и на наиболее типичных концепциях, даже если они не отличаются оригинальностью; 6) если исследователь намерен использовать документ, он должен убедиться в его достоверности. Оценка достоверности информации - особо ответственная стадия работы, требующая высокой квалификации. Так как невозможно повторить все эксперименты, расчеты и т. п., проделанные в изучаемых работах, исследователю следует ограничиваться выборочной проверкой наиболее ответственных их элементов - методик, формул, логических рассуждений. Необходимо отказаться от материала, который оказывается не вполне достоверным, или подвергнуть его дальнейшему уточнению; 7) при сопоставлении источников исследователь должен выявить, объяснить и устранить обнаруженные между ними расхождения и противоречия; 8) по наиболее важным источникам уточняется ранее данная документу характеристика его содержания и удобства использования; 9) в заключение исследователь обобщает всю собранную им информацию и подводит итог проделанной работы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.016 с.) |