Этап 2. Формулирование цели и задач исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап 2. Формулирование цели и задач исследования



Примерный алгоритм этапа.

– подбор и составление библиографических списков отечественной и зарубежной литературы,

– изучение научно-технических отчетов по теме различных организаций соответствующего профиля,

– составление аннотаций источников,

– составление рефератов по теме,

– анализ, сопоставление, критика прорабатываемой информации,

– обобщение, критика, составление собственного суждения по проработанным вопросам,

– формулирование методических выводов по обзору информации,

– формулирование цели и задач исследования.

Каждое научное исследование после выбора темы начинают с тщательного изучения научно-технической информации.

Цель поиска, проработки, анализа информации – всестороннее освещение состояния вопроса по теме, уточнение ее (если это необходимо), обоснование цели и задач научного исследования. Следует уделить внимание изучению различных литературных источников как в оригинале, так и по переводным изданиям. Анализ иностранной информации позволит исключить дублирование по исследуемой теме.

Без личного ознакомления с оригиналом или квалифицированным переводом базироваться на литературном анализе иностранной информации других авторов не рекомендуется, поскольку каждый автор прорабатывает литературу применительно к своей теме исследования.

Учет проработанной информации сводится к составлению библиографии. Библиография – это перечень различных информационных документов с указанием следующих определенных данных: фамилия и инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, объем источника в страницах.

К теоретическим основам исследования относятся: основные категории, понятия, закономерности развития изучаемого явления, методику исследования, систему необходимых терминов.

Усвоение основных научных категорий и понятий служит важнейшей предпосылкой эффективности исследования. Определение общих закономерностей развития изучаемого явления имеет большое значение, так как в противном случае исследователь не сможет прийти к сколько-нибудь достоверным выводам.

В методике исследования на основе общеметодических принципов определяются конкретные методы, процедуры и приемы. В конечном счете они обусловлены закономерностями развития исследуемого предмета. Так, если законом развития природы, общества и мышления является переход от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от общего к частному, то и в научном исследовании основным принципом, определяющим последовательность изучения, становится принцип такого перехода.

Одним из важных, но нередко упускаемых из вида, элементов теоретической подготовки к работе является уточнение основных научных понятий. Следует по возможности принимать определения, апробированные в науке, разрабатывая собственные только в тех случаях, когда существующие неверны или недостаточны. Исследователь может найти требуемые определения в учебных пособиях и руководствах, энциклопедиях, стандартах, терминологических и толковых словарях.

Полезно завести картотеку применяемых терминов, занося на карточки и определение их значения. В картотеку следует включать и отвергнутые термины с отсылкой к принятым. При наличии нескольких однозначных терминов правильнее применять тот, которому отдается предпочтение в стандартах и терминологических словарях, если же эти термины там отсутствуют, выбирать наиболее простой и понятный.

Уяснение теоретических основ темы дает возможность осознать ее связь с общими тенденциями развития исследуемого предмета, с общими закономерностями изучающей его науки, с еще более общими законами развития того класса явлений, к которому эта наука относится (природы, общества, мышления).

Изложение истории вопроса нередко рассматривается как некоторое излишество, присоединяемое к работе лишь для придания ей солидности. Поэтому многие исследования не содержат исторической части, в других же она появляется только в процессе литературной обработки. Между тем изучение истории вопроса и истории его исследования совершенно необходимо. Оно страхует от дублирования ранее выполненных работ и от повторения давно раскритикованных ошибок; только зная историю вопроса, исследователь может определить место своего труда в общем ходе его изучения; изучение истории облегчает использование опыта предшественников; рассмотрение предмета в динамике дает возможность проследить общие тенденции его развития, позволяет предвидеть дальнейшие пути его развития и на этой основе строить научный прогноз.

История вопроса обычно излагается вслед за теоретическими основами; такой порядок объясняется тем, что исследователь, приступая к истории, уже должен в какой-то мере владеть теорией вопроса, поскольку именно она ориентирует его при отборе исторического материала. При составлении исторического обзора необходимо осветить ход развития практики; тесно связанную с практикой историю теории; литературную историю изучаемого вопроса.

Завершающим этапом должен стать анализ современного состояния вопроса; необходимо выявить круг вопросов, оставшихся неразрешенными, которые будут служить отправной точкой при определении перспектив дальнейшего изучения проблемы и обосновании задачи данного исследования.

Излагая основное содержание работ своих предшественников, исследователь должен показать их вклад в изучение проблемы, а также допущенные ими принципиальные ошибки, объективно оценить применявшуюся методику, полноту, правильность, значимость сделанных выводов и эффективность выдвинутых предложений.

Материал для исторического обзора необходимо тщательно отбирать в соответствии с задачами данного исследования, используя только то, что имеет к нему отношение. Бывает, что исторический обзор превращается в обзор всей литературы предмета; между тем его задача - охарактеризовать только основные этапы его развития, оттенить переломные моменты, отразить главные направления.

Сбор и отбор готовой информации и по своему значению, и по трудоемкости занимают одно из важных мест в исследовании. Главной проблемой в этом блоке является излишний объем информации или его недостаток.

Подчас причина излишнего объема собранной информации кроется в неправильной технике ее отбора: исследователь знакомится с ней не в обратно-хронологическом, а в прямом хронологическом порядке, делает из источника обширные выписки, а потом обнаруживает, что в более позднем издании содержится более свежий, компактный, полный и достоверный материал, но исследователю жалко затраченного труда и он включает в рукопись изложение обоих источников, несмотря на то, что первый только загромождает работу.

Имеется и другая веская причина, по которой рекомендуется в сборе информации соблюдать меру. Какой бы узкой и специальной ни казалась тема, поиск материала для ее разработки может продолжаться бесконечно. Начинающие исследователи нередко собирают больше фактов, чем необходимо для поставленной задачи и чем они в силах обработать, недооценивая трудоемкость предстоящей первичной обработки, проверки, группировки данных, их анализа, сопоставления и обобщения. Бывает разумнее ограничить себя в привлечении дополнительных данных, определенных кругом источников или хронологическими рамками, и сосредоточить силы на тщательной обработке уже имеющихся.

Излишний объем информации вызывает непроизводительную трату времени, а порой отражается и на качестве работы. Однако еще большую опасность представляет собой неполное использование источников, особенно тех, которые имеют для данной темы существенное значение. А такие случаи встречаются нередко. Причины их различны - главная - недостаточно тщательное изучение библиографий. Серьезной причиной является и несовершенство библиографий - их неполнота, ошибки, неясность методических принципов, непоследовательность в распределении материала, - а также несистематический просмотр выходящей литературы (особенно журналов).

При сборе информации необходимо отбирать и внимательно изучать как материал, подтверждающий концепцию исследователя, так и материал, противоречащий ей, для того чтобы примирить эти противоречия или изменить концепцию.

Во избежание неточностей и ошибок в центре внимания исследователя должны быть первоисточники. Если встречается статистическая таблица, необходимо проанализировать ее самому, не ограничиваясь знакомством с выводами автора и т. п.

Среди документов центральное место занимают произведения печати. Однако для многих видов исследований существенную роль играет и непечатная документация.

После завершения сбора и отбора информации исследователь приступает к ее изучению. Литературу лучше изучать, переходя от более простого материала к более сложному; знакомиться сначала с более общей литературой, а потом со специальной, сперва с отечественной, а затем с зарубежной, сначала с основной, теоретической (учебными курсами, статьями в теоретических журналах), а затем с прикладной, сперва с книгами, а затем со статьями, в первую очередь с новыми работами, а потом со старыми. Соблюдение такого порядка экономит труд и время исследователя. Именно поэтому рекомендуется до завершения библиографии к изучению литературы не приступать.

Для того чтобы обеспечить объективность оценки материала, исследователь должен ознакомиться прежде всего с первоисточником, т. е. сначала изучить инструкцию или доклад, а затем уже комментарии к ним, критические статьи и выступления сперва с монографией, а потом с рецензией на нее и т. д.

При чтении книги также целесообразнее придерживаться определенной последовательности: ознакомиться с темой и содержанием книги по ее названию и оглавлению, просмотреть всю книгу, прочитать предисловие, аннотацию, введение, заключение и послесловие (обычно в них обобщаются основные проблемы данной работы, характеризуются ее отправные точки, методика, структура и выводы). Из выходных данных следует узнать, какой организацией работа выполнена, ее объем и тираж все эти данные прямо или косвенно (хотя и не всегда точно) также характеризуют профиль и ценность книги. Затем исследователь выясняет, насколько аспект книги и научный уровень исследования соответствуют его теме.

После этого исследователь может решить, читать ли книгу и как ее читать - полностью, не опуская примечаний, или только некоторые ее части, бегло или анализируя и критически оценивая ее структуру, внутреннюю связь частей, ее методологию, методику и содержание, делать ли из нее выписки или конспектировать ее, ограничиться ли составлением к ней краткого указателя или же дать только аннотацию на карточке. Такой порядок следует соблюдать и при чтении статей и других более мелких работ.

Если исследователь считает, что источник не понадобится, на библиографической карточке он должен написать, чем вызвано его решение ("нет данных", "повторяет известное", "устарело" и т. д.). Если же работа заслуживает внимания, на карточке или в приложении к ней следует дать краткую характеристику, которая пригодится и при составлении обзора.

Однако нет необходимости читать всю литературу, включенную в библиографию. Изучив главнейшие фундаментальные исследования, в остальных работах следует полностью читать только главы и параграфы, имеющие прямое отношение к теме. Не стоит изучать литературу "на всякий случай".

Для малоподготовленных исследователей и для чтения особо трудных текстов выработан ряд приемов, облегчающих и ускоряющих их освоение: пересказ хода мыслей автора другому лицу; рассечение трудного фрагмента на логические части; перевод текста или важнейших его частей в тезисную форму; составление схемы (логической или графической), показывающей ход мысли автора и устанавливающей подчиненность частей; если книга принадлежит исследователю - разметка текста (для наглядности лучше цветными карандашами).

Начинающему исследователю можно рекомендовать еще некоторые простейшие правила:

- отделять в книге основное от мелочей,

- разбираться в незнакомых словах,

- записывать возникающие вопросы,

- дойдя до конца главы (статьи), поставить себе контрольные вопросы такого рода: в чем главная мысль? каковы аргументы? что можно возразить автору? что отсюда вытекает? как согласовать данную работу с другими источниками?

По мере накопления записей рекомендуется располагать их в определенной системе, позволяющей быстро разыскать нужный источник. За ее основу может быть принят предварительный план исследования. Если материал физически не поддается распределению (например, собран в общей тетради), нужно, снабдив части плана предварительной сплошной нумерацией, этими же номерами разметить материал, а к каждому этапу или стадии плана составить указатель отнесенных к нему источников. В зависимости от характера темы и материала в основу его распределения можно положить принцип построения библиографии.

Изучив литературу вопроса, исследователь должен обратиться к изучению практики. Это требование относится к любой теме.

Отобрав готовый материал, исследователь подвергает его последовательной обработке. Этот этап можно разбить на ряд стадий:

1) материал систематизируется;

2) исключаются материалы, оказавшиеся лишними: дублирующие друг друга, выписки, перекрываемые более новыми данными, материалы, не укладывающиеся в тему, и т. п.;

3) оценивается пригодность информации с точки зрения задач исследования; материал, признанный непригодным, исключается и до окончания работы хранится отдельно;

4) в случае надобности составляются вспомогательные указатели к материалу или дополняются ранее составленные;

5) проводится анализ документов с целью выявить то новое, что содержит каждый из них, оценивается его значение; если литература очень обширна, приходится ограничиваться кругом наиболее серьезных работ, авторитетных ученых, оригинальных концепций. Иногда имеет смысл остановиться и на наиболее типичных концепциях, даже если они не отличаются оригинальностью;

6) если исследователь намерен использовать документ, он должен убедиться в его достоверности. Оценка достоверности информации - особо ответственная стадия работы, требующая высокой квалификации. Так как невозможно повторить все эксперименты, расчеты и т. п., проделанные в изучаемых работах, исследователю следует ограничиваться выборочной проверкой наиболее ответственных их элементов - методик, формул, логических рассуждений. Необходимо отказаться от материала, который оказывается не вполне достоверным, или подвергнуть его дальнейшему уточнению;

7) при сопоставлении источников исследователь должен выявить, объяснить и устранить обнаруженные между ними расхождения и противоречия;

8) по наиболее важным источникам уточняется ранее данная документу характеристика его содержания и удобства использования;

9) в заключение исследователь обобщает всю собранную им информацию и подводит итог проделанной работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.016 с.)