Методология написания магистерской диссертации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология написания магистерской диссертации



Магистратура – образовательная ступень, направленная на повышение уровня фундаментальной и методологической подготовки студентов и формирование готовности выпускников к самостоятельному проведению научных исследований. В связи с этим ведущая роль в учебном процессе занимает такая форма организации учебно-познавательной деятельности как самостоятельное выполнение магистрантом научно-исследовательской работы по конкретной теме. Завершающий этап обучения в магистратуре посвящен подготовке к защите магистерской диссертации.

Магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, с привлечением одного или двух научных консультантов).

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы. Она должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, а ее тема должна быть актуальной.

Содержание диссертации не обязательно должно быть новым, но должна быть новизна в установлении подходов к исследованию темы, новизна в методах решения проблемы, в определении источников используемой информации.

Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения (выводы) и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методов и методических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера. Магистерская диссертация выполняется студентом по материалам, собранным им лично за период обучения и научно-исследовательской практики.

Магистерская диссертация отличается от квалификационной работы бакалавра более глубокой теоретической и практической проработкой проблемы, от дипломной работы специалиста более глубокой научной направленностью, но в отличие от кандидатской диссертации выпускная работа магистра может не содержать четко выраженной научной новизны исследования.

Целью магистерской диссертации является:

– выявление умений автора планировать экспериментальные исследования, проводить их, осуществлять обработку экспериментальных данных и проводить анализ полученных результатов;

– формирование навыков работы с технической и справочной литературой и другими информационными источниками;

– формирование и выявление умений аргументировано излагать свои мысли технически грамотным языком и их публично защищать;

– выявление умений составлять простые математические модели и решать их аналитически, используя современные компьютерные технологии.

Магистерская диссертация оценивается по следующим критериям:

– актуальность темы исследований;

– четкость постановки цели и задач исследований;

– качество и достоверность полученных результатов, их научная новизна и практическая ценность;

– соответствие темы направлению подготовки;

– качество представления материала и оформления диссертации;

– качество доклада и ответов на вопросы при защите;

– заключения и оценки научного руководителя и рецензента.

В зависимости от направленности исследования и характера решаемых задач выделяют четыре типа магистерских диссертаций с учетом соответствия ниже приведенным квалификационным признакам:

1. Теоретические и методологические исследования ориентированы на выдвижение и логическое обоснование научных гипотез о структуре, свойствах и закономерностях изучаемых явлений (процессов), или на выявление тенденций развития соответствующих отраслей науки, обоснование новых направлений исследований (особенно на стыках научных дисциплин), переосмысление устоявшихся подходов к интерпретации известных исторических фактов и закономерностей.

Квалификационные признаки:

а) постановка теоретической задачи с характеристикой новизны и преимуществ предлагаемого подхода или критический анализ проблемной ситуации в данной области знания, требующей переосмысления существующих концепций и подходов;

б) характеристика основных положений предлагаемой теоретической модели или концепции (включая вытекающую из такой концепции новую интерпретацию ключевых фактов и закономерностей, относящихся к соответствующей (им) области(ям) знания);

в) четкая формулировка в терминах теоретической модели научной гипотезы, подлежащей эмпирической проверке, и её содержательная интерпретация или четкая формулировка следствий, вытекающих из предложенной методологической (историографической) концепции, для дальнейших теоретических и/или прикладных исследований в соответствующих областях;

г)изложение аргументов в пользу предложенной гипотезы или концепции.

2. Эмпирические исследования ориентированы на проверку теоретических гипотез путём сбора, обработки и обобщения данных (статистических, социологических), выявления и анализа документов и фактов (исторических, правовых, литературных).

Квалификационные признаки:

а) постановка конкретной задачи эмпирического исследования;

б) характеристика объекта исследования, используемой информации, методов её сбора и обработки (для историко-экономического исследования – принципов интерпретации фактов);

в) представление результатов исследования и содержательная интерпретация полученных результатов (новых фактов), их значения для соответствующей отрасли знаний.

3. Прикладные исследования ориентированы на применение научных знаний и методов к решению практически значимых проблем, как правило, в увязке с конкретными условиями места и времени.

Квалификационные признаки:

а) характеристика объекта исследования и решаемой прикладной задачи, включая интерпретацию решаемой задачи с точки зрения существующего научного инструментария, характеристика избранной методологии и методики её решения;

б) характеристика используемых данных (фактов), степени их надёжности, адекватности применяемых методов их анализа;

в) изложение результатов исследования (и/или предлагаемых решений) и аргументов в пользу полученных выводов (решений) в сопоставлении с альтернативными вариантами решения аналогичных задач;

г) характеристика сферы возможного применения полученных результатов за рамками проблемной ситуации, служившей непосредственным объектом изучения.

4. Комплексные исследования решают одновременно задачи двух или более типов (например, теоретические и эмпирические, эмпирические и прикладные, методологические и теоретические и т.д.).

Применяется комплекс квалификационных признаков, отвечающий набору исследовательских задач, решаемых в диссертации.

Магистерская диссертация подлежит обязательному рецензированию.

Требования к структуре и содержанию магистерской диссертации

Выбор темы диссертации

Первым этапом работы над магистерской диссертацией является выбор темы исследования. Тематика магистерских диссертаций разрабатывается выпускающими кафедрами. Тема магистерской диссертации должна отражать основную область специализации магистранта и формируется на основе учета научных интересов и возможностей магистранта.

Тема – это не просто название диссертации. Тема – это намечаемый результат диссертационного исследования, направленный на решение конкретной проблемы. Поэтому в первую очередь следует определить проблему. Проблема – это неблагополучное положение в какой-либо области деятельности, т.е. расхождение между ожидаемым и фактическим состоянием дела.

Необходимо четко определить объект и предмет исследования. Чаще всего объект – это система любого уровня иерархии; предмет – это соответствующая сфера деятельности объекта.

Цель исследования состоит в решении научной проблемы путем совершенствования выбранной сферы деятельности конкретного объекта.

Название диссертации должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию. Не следует допускать в заглавии диссертационной работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».

3.2.2 Типовая структура научного исследования и план диссертации

Следует различать:

– типовую структуру исследования, включающую его этапы (рассмотрено в разделе 2.2.);

– типовой план диссертации;

– план конкретной диссертации.

Зная типовую структуру исследования, магистрант без особого труда может разработать типовой план магистерской диссертации. Это можно сделать еще до начала непосредственного исследования, нужно только иметь тему диссертации. Процесс разработки плана носит по существу механический характер. Разделы типовой структуры необходимо лишь конкретизировать применительно к теме данной диссертации.

В процессе работы над диссертацией развивайте, уточняйте, детализируйте ее план. В идеале нужно прийти к такому подробному и детально разработанному плану, который позволил бы оформить материал, начиная с любой главы и раздела, причем делать все в окончательном виде.

После выбора темы и составления первого варианта плана (оглавления) диссертации, необходимо составить укрупненный план работы над ней. Составьте жесткий план-график написания разделов, глав и диссертации в целом. Не «застревайте» на первой главе, как можно скорее завершите работу, ибо только тогда можно будет оценить исследование в целом и устранить недостатки.

В укрупненном плане укажите основные разделы (главы) диссертации и более подробно изложите материал частей (подразделов, пунктов), которые понятны и известны с самого начала работы. В нем не нужна жесткая фиксация содержания и объемов разделов. По мере выполнения исследования часть разделов будет расти, а некоторые окажутся малозначительными или даже несостоятельными. Отметьте в первоначальном плане календарные сроки ближайших очевидных работ. Выделите среди них наиболее важные. Изобразите это в виде наглядного рисунка. Отметьте в плане пожелания к дальнейшей работе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.009 с.)