Яхния из грибов (болгарский рецепт) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Яхния из грибов (болгарский рецепт)



Мелко нарубленный лук (2 головки) спассировать с растительным маслом (4—5 ст. ложек), измельчить до готовности. Посыпать мукой (1 ст. ложка) и молотым красным перцем, прибавить нарезанные кубиками помидоры (1 —2 шт.) и тушить еще около 5 мин. Влить 1/2 стакана горячей воды и несколько капель уксуса. Посолить и дотушить на умеренном огне. Перед подачей на стол посыпать рубленой петрушкой (зеленью) и выдержать 2—3 мин. под крышкой.

Кныдли в сметане по-украински

Отварите 5 очищенных средних картофелин, горячими пропустите через мясорубку и охладите. 8 ст. ложек муки, 2 яйца, 1 ч. ложку сахара, соль тщательно перемешайте с картофельным фаршем. Массу раскатайте в пласт толщиной 1,5 см и вырежьте кружочки. На каждый кружочек положите по одной распаренной заранее черносливине, посыпьте ее сахаром и защипите края кружочка. Отварите кныдли в кипящей подсоленной воде, выложите их на сковородку, залейте сметаной, запекайте в духовке и горячими подайте на стол.

Сациви из баклажанов по-грузински

Эту вкусную закуску надо готовить за три дня до праздника. Промойте 6 баклажанов среднего размера, обрежьте у них кожицу, разрежьте вдоль и положите на 10 мин. в кипяток. Затем выложите на стол и полчаса держите под прессом. А пока приготовьте фарш: истолките 300 г очищенных грецких орехов, 4 зубчика чеснока, четверть стручка красного перца, нарежьте 3 головки репчатого лука и 1 веточку свежей петрушки. В эту смесь добавьте немного соуса сацибели и начините баклажаны. Оставшимся соусом залейте их сверху и на три дня поставьте в прохладное место мариноваться. На стол подадите как холодную закуску. Соус сацибели: растолките в ступке 100 г грецких орехов, 1 зубчик чеснока, изрубите 1 головку репчатого лука, если есть — зелень кинзы и мяты, залейте все это стаканом кипяченой воды с уксусом и добавьте по вкусу красный молотый перец и соль.

Пища и религия

Практически все известные религии так или иначе высказывают свое отношение к пище человека, классифицируют ее со своих позиций, определяют те или иные запреты на некоторые ее виды и время употребления. В религиях пища кроме своей чисто функциональной (физиологической) роли играет также роль культовую.

Для вегетарианцев (в т. ч. веганов) важно то, что основная часть религиозных запретов касается пищи животной, хотя существуют также запреты в отдельные периоды и на употребление вообще всякой пищи и даже воды (полное воздержание). Есть и частные запреты на соль, алкоголь, табак, чай, кофе и др.

Пищу можно разделить на повседневную и обрядовую. Многие люди не задумываются о том, что существуют запреты и на повседневную пищу, полагая, что каждодневно можно употреблять пищу любую, а посты (частичные или полные запреты) распространяются лишь на определенные периоды. Как-то упускается из виду, что на самом деле и в повседневной жизни существуют запреты, и, кстати, более жесткие. Ибо пища, запрещенная к употреблению повседневно, не должна использоваться никогда. И, конечно, в первую очередь эти запреты касаются пищи животной.

По Библии человеку изначально была дана лишь растительная пища: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу» (Бытие, 1; 29). Правда, далее в Библии (во многих местах) речь идет и об употреблении животной пищи. Это действительно так: «Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш» (Исх. 16; 12). Но это говорит лишь о том, что разрешение было дано не сразу. Обратимся к авторитетным комментаторам.

В статье «Мясо животных» Библейской энциклопедии Архимандрита Никифора говорится: «Мясо животных в первое время по сотворении мира не было дозволено человеку для употребления в пищу, но после потопа, кроме зелени и плодов, ему дозволено употреблять в пищу и животных, впрочем, с некоторым ограничением...»

Каковы же ограничения на употребление животной пищи, налагаемые Ветхим Заветом? Обратимся снова к Библии.

Вот что обещает Бог народу, ведомому им в Землю обетованную: «Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка...» (Втор. 8; 7, 8, 9).

Но далее дается великодушное разрешение:

«Когда распространит Господь, Бог твой, пределы, как Он говорил тебе, и ты скажешь: поем я мяса», потому что душа твоя пожелает есть мяса, — тогда, по желанию души твоей, ешь мясо» (Втор. 12; 20). Ну и какое же мясо можно есть? «Не ешь никакой мерзости. Вот скот, кото рый вамможно есть: волы, овцы, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом; верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них раздвоены: нечисты они для вас; и свиньи, что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь. Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья и чешуя; а всех тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас.

Всякую птицу чистую ешьте. Но сих не долж-но вам есть из них: орла, грифа и морского орла, и коршуна, и сокола, и кречета с породою их; и всякого ворона с породою его, и филина, и ибиса, и лебедя, и пеликана, и сипа, и рыболова, и цапли, и зуя с породою его, и удода, и нетопыря. Все крылатые пресмыкающиеся нечисты для вас; не ешьте их» (Втор. 14: 3—19). Как видим, есть одна особенность у всех этих запретов: уж если, разрешать людям есть мясо, то только тех животных, которые сами мяса не едят, т. е. если использование в пищу мяса — это плохо, то использование мяса животных, питающихся мясом, — это очень плохо. Существуют разные версии о причинах и исторической последовательности возникновения уазконенных запретов на определенные виды пищи в религии. Занимались этим многие ученые — историки, религиоведы и др. Однако авторы, обсуждающие эти проблемы, не акцентируют внимания на первоочередном запрете употреблять мясо именно хищных животных. Лишь в Еврейской энциклопедии в статье «Пища в библейские и талмудические времена» среди других мотивов запретов упоминается мотив гигиенический: запрещенная пища вредит здоровью.

Имеются в Библии и другие запреты. Нельзя, например, употреблять в пищу мясо животных, умерших естественной смертью, растерзанных дикими зверями (Исх. 22; 30), умерших от смертельной болезни или убитых не по ритуалу (Втор. 14; 21). Запрещены в пищу кровь млекопитающих и птиц и даже мясо, содержащее в себе кровь (Бытие, 9; 4). Запрещено воловье, овечье и козье сало (Лев. 7; 23). Не разрешается есть мертвечину, а также мясо (млекопитающих и птиц) совместно с молоком. Вообще запрещается всякая смесь мясного с молочным.

На первый взгляд может показаться, что все эти запреты не имеют отношения к рассматриваемой нами теме. Однако если вспомнить позицию и рекомендации врачей-натуропатов, и в первую очередь знаменитого Герберта Шелтона, то становится очевидным, что, по крайней мере, два последних запрета (на мертвечину и мясо-молочные сочетания) носят чисто гигиенический характер. Следует, правда, отметить, что запрет на мясо-молочные сочетания не является чисто библейским — он возник позднее в иудаизме на основе библейского требования: «Не вари козленка в молоке матери его» (Втор. 14; 21).

Подобного рода запреты, относящиеся к повседневной пище, имеют место во многих религиях.

У мусульман меньше пищевых запретов, но они есть и, конечно, также относятся к пище животной. Магомет говорит: «Он ведь запретил вам только мертвечину, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото не для Аллаха. Кто же вынужден, не будучи нечестивцем и преступником, — нет греха на том: ведь Аллах прощающ, милосерд!» (Сура 2; 168).

Особо следует сказать о тех религиях, последователи которых являются принципиальными вегетарианцами или хотя бы считают растительную пищу предпочтительной. В первую очередь это жители Древней и современной Индии, которая была родиной трех значительных религиозных направлений — индуизма, буддизма и джайнизма.

Буддизм ведет широкую пропаганду ахинсы (непричинения вреда), являющейся религиозным предписанием. В связи с этим буддизм призывает к отказу от умерщвления всех живых существ. Иными словами, вегетарианство носит в буддизме этический характер.

В джайнизме соблюдение ахинсы было особенно строгим. Джайны считают, что все души должны стремиться к достижению совершенства, поэтому нужно относиться с уважением ко всякой жизни, какой бы она ни была. Джайны должны сами воздерживаться от умерщвления живых существ и удерживать от этого других. Не только монахам, но и джайнам-мирянам запрещено заниматься охотой, рыболовством и даже скотоводством. Все джайны и теперь строгие вегетарианцы. Они были членами одной религиозной общины (сангхи), которая делилась на четыре группы: монахи, монахини, миряне-мужчины, миряне-женщины. Поскольку считалось, что полного освобождения (перехода в нирвану) мог достичь только монах и исключительно исполнением строгих обетов, то миряне на определенный срок должны были становиться монахами.

Близки были к вегетарианству и многие касты в индуизме. Приведем два фрагмента из трудов о быте Древней Индии.

Первый фрагмент — из книги ученика Плотина Порфирия «О Стиксе», в которой он цитирует труд об Индии одного из основоположников сирийской литературы Бардесана (II—III вв. н. э.):

«В обществе индийцев, разделенном на множество [разрядов], есть некий род святых мудрецов, которых эллины обычно называют гимнософистами. Среди них существуют две секты: брахманы, которым отдается преимущество, и саманеи. Ведь брахманы получают эту самую божественную мудрость по наследству, подобно жреческому сану, а саманеи избираются и состоят из тех, кто пожелал посвятить себя божественной мудрости. Вот как описал их образ жизни вавилонянин Бардесан, живший во времена наших предков. Он беседовал с индийцами из посольства к императору, сопровождавшими Дандамиса.

Все брахманы — из одного племени, и все они происходят от одного и того же отца и одной и той же матери. Саманеи, как мы говорили, — не племя и собраны из разных народов Индии. И брахман не подчиняется царю и не платит подати вместе с другими.

Из этих философов одни живут в горах, другие у реки Ганг. Горные философы питаются плодами и коровьим молоком, заквашенным на травах, а живущие у Ганга — плодами, в изобилии растущими вблизи этой реки. Ибо земля дает постоянный урожай плодов и, кроме того, много дикого риса, который они употребляют в пищу, когда не хватает плодов. Употребление в пищу чего-нибудь другого, равно как и прикосновение к животной пище, рассматривается ими как верх нечистоты и бесчестия...

Жизнь же саманеев протекает следующим образом. Они живут вне города, проводя весь день в беседах о божественном. У них есть хижины и храмы, построенные царем, в которые назначены управители, получающие от царя продукты для содержания тех, кто собирается [там]. Пища состоит из риса, пшеничного хлеба, плодов и зелени. Если же кто-нибудь захочет разнообразить свой стол, ему добавят зелень или какие-либо плоды».

Второй фрагмент — из книги Ипполита Римского (II—III вв. н. э.):

«Есть и у индийцев секта философствующих среди брахманов, которые ведут обособленный образ жизни, воздерживаются от всякой животной пищи, а также от пищи, приготовленной на огне. Они довольствуются плодами, но не сорванными с деревьев, а подобранными с земли. Брахманы пьют воду из реки Тагабены».

Являются вегетарианцами и современные последователи вишнуизма, к учению которых (Бхагават-Гита) в последние годы проявляют интерес и в нашей стране. Иногда их называют кришнаитами.

В Бхагават-Гите Бог Кришна говорит, что человеку следует есть только то, что было сначала принесено ему в жертву, в противном случае он навлекает на себя кармические последствия.

«Предложите Мне листок, цветок, плод или воду, с любовью и преданностью, и Я приму их» (Бг. 9; 26).

Овощи, злаки, фрукты, молоко и вода — вот продукты, которые должны есть люди согласно предписанию самого Господа Кришны.

Адвентисты седьмого дня — это христиане, верные основополагающему Ветхому Завету. Они представляют многочисленную религиозную организацию, широко распространенную во всем мире. Их взгляды на питание й образ жизни практически совпадают со взглядами современных натуропатов — врачей, проповедующих естественные методы оздоровления.

Недавно изданная на русском языке книга одного из руководителей общины адвентистов седьмого дня Елены Уайт, появившаяся за рубежом еще в 1909 г., дает рекомендации по самым различным проблемам здорового образа жизни. В книге рассматриваются уклад семейной жизни, воспитание детей, уход за ними и чисто бытовые проблемы. Указанная работа в части выбора продуктов питания, их приготовления, культуры употребления может служить хорошим руководством в повседневной жизни для многих, в том числе и далеких от религии людей, и неплохим пособием по вегетарианскому питанию.

Вот несколько фрагментов из этой книги: «Наилучшим питанием для младенца является то, что природа сама дает, и его нельзя без надобности лишать этого. Мать поступает очень бессердечно, если старается избавиться от заботливого кормления младенца грудью ради собственного удобства или общественных развлечений.

Трудно переоценить пользу от привития детям правильных привычек питания. Дети должны понять, что они едят для того, чтобы жить, а не живут для того, чтобы есть...

Наши тела строятся из того, чем мы питаемся... Всегда следует избирать такие продукты питания, которые наилучшим образом снабжают тело всеми нужными строительными материалами. В этом отношении ненадежно полагаться на свой аппетит. Неправильные привычки в еде извратили аппетит. Часто он требует такого рода пищу, которая вредна здоровью и вызывает слабость вместо того, чтобы давать силы. Мы также не можем полагаться на обычаи, принятые в обществе. Распространенные везде болезни и страдания в большой мере вызываются общепринятыми ошибками в области питания...

Зерно, фрукты, орехи и овощи — это то, что творец назначил нам в пищу. Эти продукты питания, приготовленные самым простым и естественным путем, полезнее и питательнее всего. Они дают силу, выносливость, энергию и ясность мышления, каких не могут дать более сложные и возбуждающие кушанья.

Люди, привыкшие к жирным и очень возбуждающим кушаньям, имеют неестественные вкусы; простая и скромная пища вначале не кажется им приятной.

Сильные люди, занятые главным образом физическим трудом, могут не следить за качеством и количеством принимаемой пищи так строго, как люди, ведущие сидячий образ жизни; но и они имели бы лучшее здоровье, если бы проявляли воздержание в отношении питания.

Мясо никогда не было наилучшей пищей, но в настоящее время вдвое опаснее употреблять его, так как болезни животных очень быстро распространяются.

Вредное влияние пищи может не сразу сказаться, но это не доказывает, что она не причиняет вреда. Очень немногих людей можно убедить, что мясо, которое они ели, отравило им кровь и вызвало страдания. Многие умирают от болезней, причиной которых целиком является употребление в пищу мяса, хотя ни они сами, ни другие не подозревают действительной причины.

Зло, причиняемое мясной пищей в области морали, не менее заметно, чем физический вред.

Никогда не наносите вреда желудку перееданием, но также не лишайте себя здоровой, вкусной пищи, которая потребна для здоровья» (Е. Уайт, 1991).

Хочется обратить внимание читателей на то, что многие запреты, изначально религиозные, постепенно стали, так сказать, этническими традициями; Например, жители России (особенно европейской части), не относящие себя к религиозным людям, традиционно не употребляют в пищу мясо хищных животных, в том числе домашних (кошка, собака), а также мясо хотя и распространенных животных, но традиционно не употребляемое (грызуны, земноводные, пресмыкающиеся и проч.). В то же время продукты, не употребляемые одними народами, могут широко использоваться другими, а порой даже являться любимыми лакомствами.

Что касается пищи обрядовой, то можно было бы упомянуть об особых требованиях к пище, употребляемой при погребении, на поминках, на свадьбах и на разных праздниках. Но, как читатель уже понял, задача настоящей книги не столь широка. Мы хотели бы, учитывая тему книги, главным образом показать, как религиозные требования содействуют отказу от животной пищи. Поэтому уместно немного рассказать о постах.

Посты во всех религиях — это либо воздержание на некоторый период от пищи и воды, либо воздержание в первую очередь от пищи животной, мясной.

Однако обычно пища употребляется, но с ограничениями, заключающимися либо в отказе от привычного вида пищи, либо в уменьшении принимаемого количества.

Посты часто сочетаются с разными обрядами: предшествуют им или исполняются одновременно. Посты могут предшествовать праздникам, играть роль обетов или наказаний, усиливать (поддерживать) молитву или иметь самостоятельный характер. Посты являются очень важным компонентом практически всех религий мира. Конечно, пост — это не только ограничение в пище, но оно основа поста. Вот что писал по этому поводу протоиерей Александр Мень: «Они [посты] прививают навык воздержания, обуздывают плоть, способствуют духовному совершенствованию. Они несут в себе принцип самоконтроля — важнейшего условия внутренней работы.

Пост прежде всего относится к пище, и это вполне естественно; ведь именно через пищу осуществляется наша связь с природной жизнью и ее законами. В какой-то мере ограничивая и контролируя эту связь, мы открываем больший простор для духа».

Пост, как утверждают священнослужители, подготавливает, разрыхляет почву сердца, способствует искренности молитвы и лучшему восприятию слова божьего.

Противники постов, не споря с последним утверждением, пытались утверждать, что посты приводят к нарушению нормального функционирования организма и, соответственно, к ослаблению психики, делают ее податливой к внушению и самовнушению.

Однако, по мнению многих авторов, такое утверждение не соответствует действительности. Медицинские исследования во всем мире показывают, что отказ от мясной пищи, а также специально проводимые разгрузочные голодания делают человека более спокойным, менее агрессивным. Именно такое состояние психики должно быть при нормальном функционировании организма.

Все известные религии мира, начиная с древнейших языческих, использовали посты. Широко- распространены посты и в религиях монотеистических. Степень строгости, естественно, везде была (и есть) разная. Аскеты индуизма и джайнизма выполняли очень жесткие религиозные требования в отношении постов. Вот пример обряда из быта Древней Индии:

«Когда заканчивалась церемония посвящения, от ученика требовалось соблюдать трехдневное воздержание. Воздержание могло продолжаться до двенадцати дней или до года. Это было началом сурового воспитания. Ученик не должен был есть соленой пищи, он спал на земле, ему было запрещено употреблять мясо и вино и спать днем» (Р. Б. Пандей, 1990).

Ранние буддисты были более умеренны в требованиях к постам, но со временем требования, касающиеся постов, менялись.

В даосизме и в конфуцианстве в Китае посты также представляли очень существенный компонент.

В иудаизме под постом понимается полное воздержание от пищи и воды, однако определенных постоянных постных дней сравнительно немного. Кроме Иом-Киппура, единственного поста, предписанного Законом Моисея (Лев. 16; 29), после вавилонского пленения были установлены еще четыре постоянных поста в память печальных событий, имевших место при разрушении первого иерусалимского храма: в четвертом месяце (Таммуз), пятом (Аб), седьмом (Тишри) и десятом (Тебет). Все эти посты однодневные. С течением времени в память последующих несчастий, постигших иудейский народ, были прибавлены многие другие посты. Они не обязательны да и не получили особого распространения среди иудеев. Всего было установлено еще двадцать пять однодневных постов, один из них — седьмого Адара в день смерти Моисея, еще один — восьмого Те бета в знак перевода Библии на греческий язык во времена царствования Птолемея II Филадельфа (285—246 гг. до н. э.).

По-видимому, в древности считался богоугодным делом обычай, сохранившийся у более набожных евреев и в позднейшее время, — поститься два раза в неделю: по понедельникам и четвергам? Упоминается также о посте в канун Нового года. Были еще посты индивидуальные (или групповые), связанные с каким-либо ритуалом (желание искупить грех, по случаю дурного сна и др.).

Во время Иом-Киппура и девятого Аба постились с вечера до вечера (суточный пост), остальные же посты — от восхода солнца до его заката. Упоминаются еще и частичные посты, когда воздерживались лишь от мяса и вина.

В исламе пост (саум) полагается соблюдать в девятый месяц года — рамадан. Пост продолжается весь месяц, но лишь в светлое время суток; ночью же запрет снимается. Во время поста требуется полное воздержание: нельзя есть, пить, курить, даже нюхать съестное. Разрешается глотать лишь собственную слюну.

От поста освобождаются дети, воины, участвующие в боевых действиях, и некоторые другие категории людей. Невыполненный пост должен быть возмещен в другое время.

Поскольку мусульмане пользуются лунным календарем, рамадан (9-й месяц) приходится на разное время года. Продолжительность самого месяца рамадан в разных мусульманских странах немного не совпадает. Так, в Иране, Турции, на Бахрейне он равен 29 дням, а в Алжире и Афганистане — 30 дням. Соответственно варьируется в разных странах и продолжительность поста. Продолжительность светового дня и соответственно поста самая большая, когда рамадан совпадает с летними месяцами, особенно с июнем — июлем. Во время рамадана в мусульманских странах соблюдается особый распорядок дня. Днем большинство столовых, закусочных, кофеен закрыты. Не торгуют даже палатки на базарах.

В христианском мире в настоящее время существует значительное разнообразие в применении постов. Христос не определил, как поститься. Он постился сам, призывал к посту своих учеников и последователей, но нормы постов оказались оставленными на усмотрение церкви. В результате у каждого направления христианства сложились свое понимание поста, свои требования к постам. В то же время можно отметить, что в целом наибольшее развитие посты получили именно в христианстве, особенно в православии. Однако и католики отводят постам весьма значительное место, хотя у них посты менее строгие. Большая часть постов у христианских церквей и общин, конечно, совпадает.

Важнейший пост в Православной церкви — Великий пост. Он называется четыредесятницей, поскольку установлен в память поста Христа в течение сорока дней. Великий пост также продолжается сорок дней (не считая недели страданий Христовых — страстной седьмицы). Великий пост начинается с понедельника, после сыропустной недели (масленицы), и продолжается около семи недель (вместе со страстной неделей) вплоть до праздника Пасхи. Продолжительность Великого поста всегда постоянная, но начало не приурочено к конкретному числу календаря, а связано с датой переходящего праздника Пасхи.

Апостолы также постились, в память чего был учрежден Петров пост, который начинался от недели Всех святых и продолжался до праздника Святых Петра и Павла 29 июня/12 июля. Поскольку начало Петрова поста привязано к переходящему пасхальному циклу, а конец определяется конкретной датой календаря, то продолжительность Петрова поста оказывается непостоянной.

Из истории древней христианской церкви видно, что еженедельный пост в среду и пятницу ведет свое начало от апостольских времен: в среду — в память предания Христа на страдание, а в пятницу — в память смерти Христа.

Рождественский и Успенский посты учреждены в честь следующих за ними праздников Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост продолжается с 1/14 до 15/28 августа. Рождественский (Филиппов) пост продолжается 40 дней — с 15/28 ноября до 25 декабря/7 января. Второе название пост носит по имени Святого Филиппа (одного из двенадцати апостолов). День Святого Филиппа — 14/27 ноября — предшествует посту.

Кроме перечисленных четырех многодневных постов в Православной церкви есть еще однодневные посты: указанные выше еженедельные посты в среду и пятницу, в крещенский сочельник — 5/18 января, в день усекновения главы Иоанна Предтечи — 29 августа/11 сентября, в день Воздвижения креста Господня — 14/27 сентября.

Всего в году Православная церковь насчитывает около двухсот дней поста.

Ученые утверждают, что посты — наследие глубокой древности — возникли как следствие ограниченного потребления пищи людьми в голодные и полуголодные периоды. Следует отметить, что эти запреты относятся не ко всем видам пищи, а лишь к скоромной, т. е. пище животного происхождения.

Узаконение запретов возникло после длительного многовекового осмысления того факта, что периодический отказ от животной пищи не приносит ущерба человеку, а даже наоборот — очень полезен как для телесного, так и для духовного здоровья.

Наличие узаконенных периодов поста в большинстве, если не во всех религиях мира, подтверждает объективность этих выводов.

Рассматривая медико-оздоровительные и этические функции постов и всей вегетарианской концепции в целом, можно утверждать, что вегетарианство и религия близки в своем отношении к употреблению мяса.

Вегетарианство и будущее планеты

Род людской всеми силами стремится к превращению поверхности своей земли в пахотные поля и сады. Задержкой в этом стремлении именно служат мясоедные народы...

А. Н. БЕКЕТОВ

Количество питательных веществ в виде растительных продуктов, сконцентрированное в откормленной туше бычка, будучи собрано непосредственно с лона земли, могло бы дать вдесятеро более продуктов питания, чем дает эта туша, и притом продуктов неиспорченных и не способствующих возникновению различных болезней.

П. Б. ШЕЛЛИ

Чем прокормить население

Считается, что животноводство должно накормить население мира. На деле же скот в определенном смысле начинает конкурировать с человечеством, так как ему требуются земля, пища, вода, постройки и топливо, а отходы животноводства становятся одним из главных источников загрязнения окружающей среды. В Великобритании, например, 90% используемой в сельском хозяйстве земли предназначено для пастбищ или для выращивания кормовых культур для животных.

Проблема обеспечения человечества продовольствием стоит очень остро. Это в первую очередь связано с ростом населения земного шара. Предполагается, что к 2000 г. население планеты достигнет 6—7 млрд. (по сравнению с 230 млн. на рубеже новой эры). Человека можно накормить пищей животного происхождения и, как мы видели, растительной пищей. Посмотрим, что выгоднее.

Вот на какие обстоятельства обращал внимание А. Н. Бекетов: «...как растения, так и животные получаются через переработку минеральных веществ; это не что иное, как машины, вырабатывающие органическое вещество из почвы (с ее водою) и воздуха. Растения черпают сырой материал, ими перерабатываемый, из первых источников, — животное же получает себе в работу материал, однажды уже переработанный растением. Так как продукт, дважды переработанный, очевидно, всегда дороже продукта, переработанного один раз, то в земледельческих странах мясо будет всегда дороже хлеба».

Исходные запасы питания на Земле создаются растениями, которые в процессе фотосинтеза усваивают солнечную энергию и строят из нее биомассу. Они — единственный вид организмов, которые не заимствуют энергию других организмов, а сами накапливают ее. Растения могут усваивать при фотосинтезе от 0,1 до 1% солнечной энергии. Растительноядные животные, съедая растения, потребляют только 10% энергии последних. Растительноядные животные сами становятся пищей хищных животных, которые, в свою очередь, получают 10% энергии, содержащейся в биомассе съеденных растительноядных животных. То есть 90% энергии, накопленной растениями, теряется, если использовать растения в качестве корма для скота.

Для схематического изображения цепей питания в природе используется понятие трофической (от слова «трофик» — питание) пирамиды. Ее ступени образуются консументами — потребителями — энергии солнца. К консументам 1-го порядка относят животных, питающихся растениями; к консументам 2-го порядка — хищников, питающихся мясом консументов 1-го порядка. Есть также консументы 3-го порядка — животные, поедающие хищников (например, стервятники). Основание трофической пирамиды образуют растения; ее вторую ступень составляют консументы 1-го порядка, над ними располагаются консументы 2-го порядка, а выше — консументы 3-го порядка. Для питания консумента каждого уровня требуется много растений или животных, стоящих ступенью ниже. Поэтому пирамида резко сужается кверху. На вершине пирамиды находится человек, всеядное существо. Рассмотрим пример того, как образуется трофическая пирамида.

Одного человека, допустим, можно прокормить в течение года 300 форелями. Для питания этого количества форелей понадобится 90 тыс. головастиков лягушек; чтобы прокормились лягушки, нужно 27 млн. насекомых, которые, в свою очередь, потребляют 1000 т травы. Если человек будет питаться как вегетарианец, можно будет удалить промежуточные ступени пирамиды, и та биомасса растений, которая находилась в основании пирамиды, — 1000 т зеленых растений — сможет прокормить в 1000 раз больше людей (П. Кискин, 1987).

При сравнении оказывается, что земля используется раз в 10 экономнее, если заниматься не животноводством, а земледелием. Например, для получения 1 кг свинины расходуется 9,2 кг зерновых и других культур, а для получения 1 кг куриного мяса — 10,04 кг этих продуктов. Следовательно, выращивая скот на мясо, человечество растранжиривает ресурсы планеты. Если производить 1 т зерна на человека, то из нее он получит непосредственно для питания только 10% в виде хлеба, круп и т. д., а 90% этого зерна будет скормлено животным (П. Кискин, 1987). Наше сельское хозяйство отравляет выращиваемые растения нитратами, чтобы увеличить вал продукции. Между тем при сокращении животноводства можно было бы производить в 10 раз меньше продуктов растениеводства и, следовательно, не использовать вредные для здоровья методы интенсификации производства.

Еще один пример расчета: при смешанном питании человечества 1 га земли может прокормить 5,5, а при вегетарианском питании — 17 человек. Вся планета (при 8,2 млрд. га пахотной земли) сможет прокормить 45 млрд. человек, придерживающихся смешанного типа питания, но, если человечество перейдет на вегетарианство, планета сможет прокормить 140 млрд. человек.

Сколько же съедают сельскохозяйственные животные? Немало, если учесть, что одних коров в мире 1,3 млрд. голов.

Для того, чтобы произвести 1 кг мяса птицы, нужны 3 кг зерна, для получения 1 кг говядины — 10 кг зерна. Если в странах Востока 90% выращиваемого зерна потребляется человеком, то в Великобритании и других странах Западной Европы только 30% зерна потребляется людьми, остальное скармливается животным.

Итак, с точки зрения экономики более рациональным является развитие растениеводства, а не животноводства. Кроме того, при значительном росте населения Земли приобщение к вегетарианству большего числа людей станет необходимостью: прокормить соответствующее количество скота для получения мяса планета не сможет.

Как сохранить планету

По мере увеличения населения земного шара все большая территория планеты превращается в пахотные земли и пастбища. Неумолимо изменяется лицо окружающего мира: исчезают леса, луга, травяные степи, а вместе с ними гибнут звери, птицы, насекомые. Если человечество хочет сохранить природу, если ему дорог облик его планеты, тогда для него приобретает важное значение вопрос: при каком способе производства продуктов питания наиболее экономно используется земля? О том, что для животноводства необходимо больше земли, чем для земледелия, упоминал еще Платон.

Леса являются неотъемлемой частью экологической системы Земли. В них не только живет большая часть земной фауны, они поддерживают уровень кислорода и поглощают двуокись углерода, регулируют суточную температуру Земли, участвуют в образовании осадков, защищают почву, в частности предотвращая ее размывание дождями. На территориях, где сведены леса, дожди очень быстро вымывают плодородный слой, делая земли бесплодными пустынями. К эрозии почвы приводит и выпас скота с интенсивным использованием одних и тех же пастбищ. Животные каждый раз поедают отрастающие стебли травы, препятствуя ее регенерации.

Особенно катастрофично то, что для выращивания скота ежегодно вырубаются тропические леса; это приводит к необратимым изменениям в климате Земли, усиливает парниковый эффект.

При этом уничтожаются целые виды животных и растений, число исчезающих с лица Земли видов последних вследствие выведения тропических лесов составляет 1000 в год.

Площади, на которых уничтожен, плодородный слой в результате разведения скота, составляют 85% всех площадей с уничтоженным плодородным слоем.

Достаточно велика роль животноводства в создании парникового эффекта. Вспомним, что собой представляет парниковый эффект. Стекло в теплице пропускает все солнечные лучи, но отражает инфракрасные лучи. В атмосфере имеются газы, составляющие менее 1%, которые создают тот же эффект, названный парниковым. Эти газы, регулирующие температуру на поверхности земли, медленно изменяли свой состав на протяжении долгих геологических эпох.

С начала промышленной революции в 1850 г. резко возросло количество сжигаемого ископаемого топлива, в результате чего в атмосферу стало поступать огромное количество двуокиси углерода — СО2 — основного газа, создающего парниковый эффект. Концентрация двуокиси углерода резко возросла в конце 50-х гг. и продолжала увеличиваться. В зависимости от количества зеленой растительности в разные времена года концентрация двуокиси углерода возрастает (осенью и зимой) или снижается (весной и летом). 80% окиси углерода образуется при сжигании ископаемого топлива, остальные 20% — при вырубке лесов, изменении характера использования земли, эрозии почвы и, как результат, — животноводства.

В настоящее время нарастание концентрации газов, создающих парниковый эффект, так велико, что за десятилетия происходят изменения, на которые ранее требовались тысячелетия. За последние 30 лет концентрация двуокиси углерода в атмосфере возросла вдвое! Потепление климата во всем мире вызвано тем, что двуокись углерода не пропускает инфракрасных лучей с поверхности планеты. При этом не учитывается, что часть тепла поглощает Мировой океан. Через 10—15 лет парниковый эффект может внезапно усилиться, когда будут исчерпаны возможности океана понижать окружающую температуру.

Помимо двуокиси углерода парниковый эффект вызывает ряд других газов в атмосфере, из которых 18% приходится на метан. Метан выделяется жвачными животными. Он образуется при ферментативных процессах при усваивании ими пищи.

В мире имеется 1,3 млрд. коров, их число возросло вдвое между 1960 и 1980 гг., каждая корова выделяет 200 л метана в день. Коровы Великобритании, в частности, являются источником 23% всей эмиссии метана, происходящей в стране. В целом коровы на земном шаре выделяют 100 млн. т метана; овцы, козы, лошади, верблюды — 40 млн. т.

Как уже говорилось, для выращивания кормов требуются значительные площади: в мировых масштабах используется 31 млн. кв. км для разведения скота и 15 млн. кв. км — для выращи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.066 с.)