Тема 1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики (ГРЭ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики (ГРЭ).



Тема 2. Концепции ГРЭ.

 

1. Государство в классической, либеральной экономической теории.

2. Кейнсианство о роли государства.

3. Неоклассические подходы о роли государства в экономике.

 

  1. Классические представления о рыночной экономике отражены в трудах А. Смитта, Д. Риккардо, Дж. Миля, Ж. Б. Сэйя. Они исходили из того, что рыночная экономика самостоятельно обеспечивает полное использование ресурсов в экономике, а возникающие диспропорции автоматически преодолеваются посредством рыночного регулирования.

Основной довод в пользу классиков – закон Сэйя: предложение товаров создает свой собственный спрос; исходя из этого закона совокупное предложение и спрос будут всегда равны.

Но в экономике возможна ситуация, когда люди тратят не все деньги, а их сберегают. В условиях рыночной экономики существует механизм, превращающий сбережения в инвестиции, он основан на гибкой процентной ставке.

Кроме денежного рынка, равновесие устанавливается и на других видах рынка, в частности- на рынке труда. Механизм обеспечения равновесия на рынке труда- гибкая ставка зарплаты, которая балансирует спрос и предложение на рабочую силу.

Если возникает безработица, то происходит снижение ставки зарплаты. Спрос и предложение на рабочую силу уравниваются, тогда повышается зарплата.

Механизм обеспечения равновесия на товарном рынке – это гибкие цены. Таким образом, исходя из взглядов классиков рыночная экономика в состоянии самостоятельно обеспечить полное использование ресурсов (принцип нейтральности государства).

Классики сводили роль государства к следующим функциям:

· Поддержание законности, правопорядка

· Оборона страны

· Защита прав собственности

· Защита экономических свобод граждан.

  1. Кейнсианское направление возникло в 30-е годы 20 века, в качестве альтернативы классическому направлению, которое не могло объяснить многолетнюю депрессию и массовую безработицу тех лет. Кейнсианцы высказали сомнение по поводу саморегулирования экономики. Классики считали, что цены на товары и ресурсы являются гибкими. Кейнс говорил, что под влиянием ослабленной конкуренции цены перестали быть гибкими. На ряду с этим кейнсианская концепция поставила под сомнение закон Сэйя. Если совокупный спрос недостаточен, при негибкости цен экономика долгое время может пребывать в депрессии с высоким уровнем безработицы.

Принципиальное отличие между классическим и кейнсианским подходами заключается в том, что классики считали – равновесие в экономике возможно только при полной занятости ресурсов, а Кейнс – и при неполной.

Кейнсианство видело вмешательство государства в экономику в:

· Стимулирующей бюджетно - налоговой политике

· Денежно- кредитной политике.

Таким образом кейнсианство подчеркивает необходимость ГРЭ, которое должно усиливаться в период экономических кризисов (эти идеи доминировали в экономической политике государств вплоть до 70-х годов 20 века).

Однако в этот период в экономике многих развитых стран стали проявляться негативные последствия чрезмерного государственного вмешательства (в частности, усилилась хроническая инфляция и увеличился бюджетный дефицит). Это вызвало интерес к неоклассическому направлению.

  1. В рамках неоклассического направления получила распространение школа монетаризма (основатель- Милтон Фридман).

Они развили и дополнили классическую теорию анализом влияния денег. Монетаристы полагают, что для достижения равновесия в экономике государство не должно вмешиваться ни в какие сферы, кроме сферы денежного обращения;

и, контролируя денежную массу, государство может ограничивать денежную инфляцию и влиять на совокупный спрос.

Наряду с монетаризмом в рамках неоклассического направления признание получила школа экономики предложения (Роберт Лукас).

Концепция экономики предложения исходит из недостаточности госполитики, влияющей только на спрос. В этой связи концепция включает в себя ряд мер, направленных на стимулирование предложения в экономике.

График экономического равновесия:

 

 

Меры по стимулированию предложения:

· Сокращение налогов,

· Расшивка узких мест в производстве, в том числе путем обучения дефицитным специальностям,

· Создание благоприятной атмосферы для предпринимательства.

Основная сложность при применении данного подхода:

- совокупное предложение изменяется существенно медленнее, чем совокупный спрос.

На ряду с указанными подходами в рамках неоклассического направления популярность приобретает теория неоклассического синтеза(Пол Самуэльсон). Она подразумевает, что государство должно усиливать влияние в периоды экономических кризисов и сокращать – в период благоприятного экономического развития.

Все современные школы экономической мысли не отрицают необходимости ГРЭ, они лишь отличаются в масштабах и методах государственного вмешательства.

 

Тема 3. Инструменты ГРЭ.

 

1. Сущность инструментов ГРЭ и их виды.

2. Меры государственного преобразования отношений собственности. Государственный сектор как механизм регулирования экономики.

3. Государственное экономическое планирование как инструмент регулирования.

 

  1. Инструменты ГРЭ – те средства и методы, при помощи которых государсвто воздействует на экономическую систему для достижения определенных целей.

Инструменты ГРЭ подразделяются на:

· Административные – имеют прямой характер воздействия, это комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности (разрешения (лицензии), запреты, стандарты и нормы).

· Экономические - имеют косвенный характер воздействия, создают более или менее выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности (изменение налоговых ставок, государственные заказы, изменение учетной ставки Центрального банка). Эти методы имеют приоритет

  1. Собственность:

Правовое понятие – это отношение между субъектами и объектами собственности по поводу владения, пользования и распоряжения благами.

Экономическое понятие – это отношение между людьми или их группами по поводу присвоения условий и результатов производства.

Типы собственности: общая (совместное присвоение), частная (индивидуальное присвоение условий и результатов производства).

Общая собственность подразделяется на:

· Федеральную

· Региональную

· Муниципальную.

Частная собственность:

· Индивидуальная

· Корпоративная

В зависимости от уровня обобществления производства будет эффективен различный вид собственности.

Существует два способа преобразований отношений собственности:

· Национализация – путем перехода хозяйственных объектов, предприятий, организаций из частной собственности в государственную (мощный инструмент – в кризисные периоды развития)

· Приватизация – путем перехода хозяйственных объектов из государственной (муниципальной) собственности в частную(особенно в странах с переходной экономикой).

Еще один из инструментов РРЭ - государственный сектор – совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности, финансируемых из средств государственного бюджета.

Два основных способа формирования государственного сектора:

· Осуществление государственные инвестиций (в инфраструктуру, капиталоемкие отрасли, необходимые стране)

· Национализация частных компаний, оказавшихся в сложном экономическом положении, но важных для социально – экономического развития страны (например, угольная промышленность).

  1. Государственное экономическое программирование (планирование):

Носит индикативный характер.

Программирование – необходимость государственного экономического планирования обусловлена тем, что государству приходится сталкиваться в экономике не с обособленными проблемами, а с явлениями, присущими всему народному хозяйству в целом.

Государственная экономическая программа – комплекс иерархически соподчиненных целей, важных для нормального развития народного хозяйства, средств их достижения, органов, ответственных за их исполнение в сроки и за контроль.

Государственные программы:

· По длительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

· По способу принятия, осуществления: чрезвычайные(административные инструменты), обычные.

Объекты государственных программ:

· Жилищное строительство

· Сельское хозяйство

· Транспорт

· Авиастроение и т. д.

Государственное экономическое планирование и программирование в условиях рыночной экономики носит индикативный (рекомендательный) характер.

 

 

Тема 1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики (ГРЭ).

 

1. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.

2. Функции государства в экономике.

3. Цели и объекты ГРЭ.

4. Особенности ГРЭ в процессе утверждения цивилизованных рыночных отношений.

 

  1. Необходимость ГРЭ обусловлено важнейшими причинами:

- Растущее обобществление производства – усиление общественного характера производства

- Существование «провалов» рынка – те проблемы в экономической жизни общества, которые рыночная экономика самостоятельно решить не может: нестабильность и циклический характер производства (государство сглаживает колебания кризиса, чтобы социальные последствия не были тяжелыми для общества);
- несостоятельность конкуренции (закон ценообразования Сея? запись … под влиянием конкуренции продавцы снижают цену, что приводит к сглаживанию точки равновесия);
- недопроизводство общественных благ (они удовлетворяют общественные коллективные потребности – транспорт, образование..) Одно из свойств общ
благ - доступность к ним в не зависимости от того платят или нет. Отсюда следует, что рыночная экономика не способствует развитию обще благ, и эту функцию берет на себя государство через налогообложение (налоги -в бюджет- финансирование общ благ);
-наличие внешних эффектов (экстерналий) - последствия деятельности одних экономических субъектов, оказывающих влияние на положение других экономических субъектов. Бывают положительными и отрицательными.
- невозможность рыночной экономики решать социальные проблемы: проблема соц незащищенности отдельных групп населения(пенсионеры, инвалиды, дети) и проблема соц неравенства, соц расслоения.

 

  1. Функции государства (функции -это предназначения):

· Создание инстуционально – правовой основы деятельности субъектов экономики (принятие ЗА, обеспечивающих функционирование рыночной экономики. В РФ-КРФ, ГКРФ, ТКРФ и т.д.)

· Создание общих условий эффективности воспроизводства

· Общественная (государство удовлетворяет общественные потребности в образовании, здравоохранении…)

· Корректирующая (сглаживание негативных последствий рыночного саморегулирования).

В результате осуществления этих функций рыночная экономика трансформируется в смешанную (различные виды собственности, при доминировании частной; сочетание государственного регулирования и саморегулирования (-приоритет саморегулированию).

 

3. ГРЭ направлено на достижение определенных целей. Деление на цели 1 и 2 порядка условно.

Цели первого порядка (наиболее приоритетные на данный момент):

· Поддержание экономического роста

· Минимизация безработицы

· Стабильность цен

· Достижение внешнеэкономического равновесия (например выражается в уравновешенном платежном балансе)

Это «магический четырехугольник», все четыре цели невозможно достичь одновременно. (пример Кривая Филипса запись)

 

Цели второго порядка:

· Создание благоприятных условий для конкуренции

· Стимулирование обновления средств производства (станки, машины, оборудования..)

· Сглаживание чрезмерных различий в доходах

· Поддержание удовлетворительного состояния окружающей среды

· Повышение конкурентоспособности производителей.

· И т.д.

 

Для достижения поставленных целей государство воздействует на объекты экономики.

Объекты - это условия, процессы, отношения и секторы народного хозяйства, эффективное функционирование которых требует государственного вмешательства. (примеры объектов - экономический цикл, хозяйственная конъюнктура, отраслевая структура, денежное обращение, условия конкуренции, научно- технический прогресс…).

 

  1. Цивилизованная рыночная экономика - экономика, решающая социальные проблемы («капитализм с человеческим лицом»)

 

К особенностям ГРЭ относятся:

· Формирование многообразия форм собственности (т.к. для решения проблем частной собственности не достаточно)

· Использование в основном экономических и6нструментов ГР. Экономические инструменты отличаются косвенными рычагами воздействия и используются для решения соц проблем

· Усиление социальной политики государства

 

Тема 2. Концепции ГРЭ.

 

1. Государство в классической, либеральной экономической теории.

2. Кейнсианство о роли государства.

3. Неоклассические подходы о роли государства в экономике.

 

  1. Классические представления о рыночной экономике отражены в трудах А. Смитта, Д. Риккардо, Дж. Миля, Ж. Б. Сэйя. Они исходили из того, что рыночная экономика самостоятельно обеспечивает полное использование ресурсов в экономике, а возникающие диспропорции автоматически преодолеваются посредством рыночного регулирования.

Основной довод в пользу классиков – закон Сэйя: предложение товаров создает свой собственный спрос; исходя из этого закона совокупное предложение и спрос будут всегда равны.

Но в экономике возможна ситуация, когда люди тратят не все деньги, а их сберегают. В условиях рыночной экономики существует механизм, превращающий сбережения в инвестиции, он основан на гибкой процентной ставке.

Кроме денежного рынка, равновесие устанавливается и на других видах рынка, в частности- на рынке труда. Механизм обеспечения равновесия на рынке труда- гибкая ставка зарплаты, которая балансирует спрос и предложение на рабочую силу.

Если возникает безработица, то происходит снижение ставки зарплаты. Спрос и предложение на рабочую силу уравниваются, тогда повышается зарплата.

Механизм обеспечения равновесия на товарном рынке – это гибкие цены. Таким образом, исходя из взглядов классиков рыночная экономика в состоянии самостоятельно обеспечить полное использование ресурсов (принцип нейтральности государства).

Классики сводили роль государства к следующим функциям:

· Поддержание законности, правопорядка

· Оборона страны

· Защита прав собственности

· Защита экономических свобод граждан.

  1. Кейнсианское направление возникло в 30-е годы 20 века, в качестве альтернативы классическому направлению, которое не могло объяснить многолетнюю депрессию и массовую безработицу тех лет. Кейнсианцы высказали сомнение по поводу саморегулирования экономики. Классики считали, что цены на товары и ресурсы являются гибкими. Кейнс говорил, что под влиянием ослабленной конкуренции цены перестали быть гибкими. На ряду с этим кейнсианская концепция поставила под сомнение закон Сэйя. Если совокупный спрос недостаточен, при негибкости цен экономика долгое время может пребывать в депрессии с высоким уровнем безработицы.

Принципиальное отличие между классическим и кейнсианским подходами заключается в том, что классики считали – равновесие в экономике возможно только при полной занятости ресурсов, а Кейнс – и при неполной.

Кейнсианство видело вмешательство государства в экономику в:

· Стимулирующей бюджетно - налоговой политике

· Денежно- кредитной политике.

Таким образом кейнсианство подчеркивает необходимость ГРЭ, которое должно усиливаться в период экономических кризисов (эти идеи доминировали в экономической политике государств вплоть до 70-х годов 20 века).

Однако в этот период в экономике многих развитых стран стали проявляться негативные последствия чрезмерного государственного вмешательства (в частности, усилилась хроническая инфляция и увеличился бюджетный дефицит). Это вызвало интерес к неоклассическому направлению.

  1. В рамках неоклассического направления получила распространение школа монетаризма (основатель- Милтон Фридман).

Они развили и дополнили классическую теорию анализом влияния денег. Монетаристы полагают, что для достижения равновесия в экономике государство не должно вмешиваться ни в какие сферы, кроме сферы денежного обращения;

и, контролируя денежную массу, государство может ограничивать денежную инфляцию и влиять на совокупный спрос.

Наряду с монетаризмом в рамках неоклассического направления признание получила школа экономики предложения (Роберт Лукас).

Концепция экономики предложения исходит из недостаточности госполитики, влияющей только на спрос. В этой связи концепция включает в себя ряд мер, направленных на стимулирование предложения в экономике.

График экономического равновесия:

 

 

Меры по стимулированию предложения:

· Сокращение налогов,

· Расшивка узких мест в производстве, в том числе путем обучения дефицитным специальностям,

· Создание благоприятной атмосферы для предпринимательства.

Основная сложность при применении данного подхода:

- совокупное предложение изменяется существенно медленнее, чем совокупный спрос.

На ряду с указанными подходами в рамках неоклассического направления популярность приобретает теория неоклассического синтеза(Пол Самуэльсон). Она подразумевает, что государство должно усиливать влияние в периоды экономических кризисов и сокращать – в период благоприятного экономического развития.

Все современные школы экономической мысли не отрицают необходимости ГРЭ, они лишь отличаются в масштабах и методах государственного вмешательства.

 

Тема 3. Инструменты ГРЭ.

 

1. Сущность инструментов ГРЭ и их виды.

2. Меры государственного преобразования отношений собственности. Государственный сектор как механизм регулирования экономики.

3. Государственное экономическое планирование как инструмент регулирования.

 

  1. Инструменты ГРЭ – те средства и методы, при помощи которых государсвто воздействует на экономическую систему для достижения определенных целей.

Инструменты ГРЭ подразделяются на:

· Административные – имеют прямой характер воздействия, это комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности (разрешения (лицензии), запреты, стандарты и нормы).

· Экономические - имеют косвенный характер воздействия, создают более или менее выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности (изменение налоговых ставок, государственные заказы, изменение учетной ставки Центрального банка). Эти методы имеют приоритет

  1. Собственность:

Правовое понятие – это отношение между субъектами и объектами собственности по поводу владения, пользования и распоряжения благами.

Экономическое понятие – это отношение между людьми или их группами по поводу присвоения условий и результатов производства.

Типы собственности: общая (совместное присвоение), частная (индивидуальное присвоение условий и результатов производства).

Общая собственность подразделяется на:

· Федеральную

· Региональную

· Муниципальную.

Частная собственность:

· Индивидуальная

· Корпоративная

В зависимости от уровня обобществления производства будет эффективен различный вид собственности.

Существует два способа преобразований отношений собственности:

· Национализация – путем перехода хозяйственных объектов, предприятий, организаций из частной собственности в государственную (мощный инструмент – в кризисные периоды развития)

· Приватизация – путем перехода хозяйственных объектов из государственной (муниципальной) собственности в частную(особенно в странах с переходной экономикой).

Еще один из инструментов РРЭ - государственный сектор – совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности, финансируемых из средств государственного бюджета.

Два основных способа формирования государственного сектора:

· Осуществление государственные инвестиций (в инфраструктуру, капиталоемкие отрасли, необходимые стране)

· Национализация частных компаний, оказавшихся в сложном экономическом положении, но важных для социально – экономического развития страны (например, угольная промышленность).

  1. Государственное экономическое программирование (планирование):

Носит индикативный характер.

Программирование – необходимость государственного экономического планирования обусловлена тем, что государству приходится сталкиваться в экономике не с обособленными проблемами, а с явлениями, присущими всему народному хозяйству в целом.

Государственная экономическая программа – комплекс иерархически соподчиненных целей, важных для нормального развития народного хозяйства, средств их достижения, органов, ответственных за их исполнение в сроки и за контроль.

Государственные программы:

· По длительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

· По способу принятия, осуществления: чрезвычайные(административные инструменты), обычные.

Объекты государственных программ:

· Жилищное строительство

· Сельское хозяйство

· Транспорт

· Авиастроение и т. д.

Государственное экономическое планирование и программирование в условиях рыночной экономики носит индикативный (рекомендательный) характер.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.074 с.)