Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики (ГРЭ).Стр 1 из 8Следующая ⇒
Тема 2. Концепции ГРЭ.
1. Государство в классической, либеральной экономической теории. 2. Кейнсианство о роли государства. 3. Неоклассические подходы о роли государства в экономике.
Основной довод в пользу классиков – закон Сэйя: предложение товаров создает свой собственный спрос; исходя из этого закона совокупное предложение и спрос будут всегда равны. Но в экономике возможна ситуация, когда люди тратят не все деньги, а их сберегают. В условиях рыночной экономики существует механизм, превращающий сбережения в инвестиции, он основан на гибкой процентной ставке. Кроме денежного рынка, равновесие устанавливается и на других видах рынка, в частности- на рынке труда. Механизм обеспечения равновесия на рынке труда- гибкая ставка зарплаты, которая балансирует спрос и предложение на рабочую силу. Если возникает безработица, то происходит снижение ставки зарплаты. Спрос и предложение на рабочую силу уравниваются, тогда повышается зарплата. Механизм обеспечения равновесия на товарном рынке – это гибкие цены. Таким образом, исходя из взглядов классиков рыночная экономика в состоянии самостоятельно обеспечить полное использование ресурсов (принцип нейтральности государства). Классики сводили роль государства к следующим функциям: · Поддержание законности, правопорядка · Оборона страны · Защита прав собственности · Защита экономических свобод граждан.
Принципиальное отличие между классическим и кейнсианским подходами заключается в том, что классики считали – равновесие в экономике возможно только при полной занятости ресурсов, а Кейнс – и при неполной.
Кейнсианство видело вмешательство государства в экономику в: · Стимулирующей бюджетно - налоговой политике · Денежно- кредитной политике. Таким образом кейнсианство подчеркивает необходимость ГРЭ, которое должно усиливаться в период экономических кризисов (эти идеи доминировали в экономической политике государств вплоть до 70-х годов 20 века). Однако в этот период в экономике многих развитых стран стали проявляться негативные последствия чрезмерного государственного вмешательства (в частности, усилилась хроническая инфляция и увеличился бюджетный дефицит). Это вызвало интерес к неоклассическому направлению.
Они развили и дополнили классическую теорию анализом влияния денег. Монетаристы полагают, что для достижения равновесия в экономике государство не должно вмешиваться ни в какие сферы, кроме сферы денежного обращения; и, контролируя денежную массу, государство может ограничивать денежную инфляцию и влиять на совокупный спрос. Наряду с монетаризмом в рамках неоклассического направления признание получила школа экономики предложения (Роберт Лукас). Концепция экономики предложения исходит из недостаточности госполитики, влияющей только на спрос. В этой связи концепция включает в себя ряд мер, направленных на стимулирование предложения в экономике. График экономического равновесия:
Меры по стимулированию предложения: · Сокращение налогов, · Расшивка узких мест в производстве, в том числе путем обучения дефицитным специальностям, · Создание благоприятной атмосферы для предпринимательства. Основная сложность при применении данного подхода: - совокупное предложение изменяется существенно медленнее, чем совокупный спрос.
На ряду с указанными подходами в рамках неоклассического направления популярность приобретает теория неоклассического синтеза(Пол Самуэльсон). Она подразумевает, что государство должно усиливать влияние в периоды экономических кризисов и сокращать – в период благоприятного экономического развития. Все современные школы экономической мысли не отрицают необходимости ГРЭ, они лишь отличаются в масштабах и методах государственного вмешательства.
Тема 3. Инструменты ГРЭ.
1. Сущность инструментов ГРЭ и их виды. 2. Меры государственного преобразования отношений собственности. Государственный сектор как механизм регулирования экономики. 3. Государственное экономическое планирование как инструмент регулирования.
Инструменты ГРЭ подразделяются на: · Административные – имеют прямой характер воздействия, это комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности (разрешения (лицензии), запреты, стандарты и нормы). · Экономические - имеют косвенный характер воздействия, создают более или менее выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности (изменение налоговых ставок, государственные заказы, изменение учетной ставки Центрального банка). Эти методы имеют приоритет
Правовое понятие – это отношение между субъектами и объектами собственности по поводу владения, пользования и распоряжения благами. Экономическое понятие – это отношение между людьми или их группами по поводу присвоения условий и результатов производства. Типы собственности: общая (совместное присвоение), частная (индивидуальное присвоение условий и результатов производства). Общая собственность подразделяется на: · Федеральную · Региональную · Муниципальную. Частная собственность: · Индивидуальная · Корпоративная В зависимости от уровня обобществления производства будет эффективен различный вид собственности. Существует два способа преобразований отношений собственности: · Национализация – путем перехода хозяйственных объектов, предприятий, организаций из частной собственности в государственную (мощный инструмент – в кризисные периоды развития) · Приватизация – путем перехода хозяйственных объектов из государственной (муниципальной) собственности в частную(особенно в странах с переходной экономикой). Еще один из инструментов РРЭ - государственный сектор – совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности, финансируемых из средств государственного бюджета. Два основных способа формирования государственного сектора: · Осуществление государственные инвестиций (в инфраструктуру, капиталоемкие отрасли, необходимые стране) · Национализация частных компаний, оказавшихся в сложном экономическом положении, но важных для социально – экономического развития страны (например, угольная промышленность).
Носит индикативный характер.
Программирование – необходимость государственного экономического планирования обусловлена тем, что государству приходится сталкиваться в экономике не с обособленными проблемами, а с явлениями, присущими всему народному хозяйству в целом. Государственная экономическая программа – комплекс иерархически соподчиненных целей, важных для нормального развития народного хозяйства, средств их достижения, органов, ответственных за их исполнение в сроки и за контроль. Государственные программы: · По длительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. · По способу принятия, осуществления: чрезвычайные(административные инструменты), обычные. Объекты государственных программ: · Жилищное строительство · Сельское хозяйство · Транспорт · Авиастроение и т. д. Государственное экономическое планирование и программирование в условиях рыночной экономики носит индикативный (рекомендательный) характер.
Тема 1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики (ГРЭ).
1. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. 2. Функции государства в экономике. 3. Цели и объекты ГРЭ. 4. Особенности ГРЭ в процессе утверждения цивилизованных рыночных отношений.
- Растущее обобществление производства – усиление общественного характера производства - Существование «провалов» рынка – те проблемы в экономической жизни общества, которые рыночная экономика самостоятельно решить не может: нестабильность и циклический характер производства (государство сглаживает колебания кризиса, чтобы социальные последствия не были тяжелыми для общества);
· Создание инстуционально – правовой основы деятельности субъектов экономики (принятие ЗА, обеспечивающих функционирование рыночной экономики. В РФ-КРФ, ГКРФ, ТКРФ и т.д.) · Создание общих условий эффективности воспроизводства · Общественная (государство удовлетворяет общественные потребности в образовании, здравоохранении…) · Корректирующая (сглаживание негативных последствий рыночного саморегулирования). В результате осуществления этих функций рыночная экономика трансформируется в смешанную (различные виды собственности, при доминировании частной; сочетание государственного регулирования и саморегулирования (-приоритет саморегулированию).
3. ГРЭ направлено на достижение определенных целей. Деление на цели 1 и 2 порядка условно. Цели первого порядка (наиболее приоритетные на данный момент): · Поддержание экономического роста · Минимизация безработицы · Стабильность цен · Достижение внешнеэкономического равновесия (например выражается в уравновешенном платежном балансе) Это «магический четырехугольник», все четыре цели невозможно достичь одновременно. (пример Кривая Филипса запись)
Цели второго порядка: · Создание благоприятных условий для конкуренции · Стимулирование обновления средств производства (станки, машины, оборудования..) · Сглаживание чрезмерных различий в доходах · Поддержание удовлетворительного состояния окружающей среды · Повышение конкурентоспособности производителей. · И т.д.
Для достижения поставленных целей государство воздействует на объекты экономики. Объекты - это условия, процессы, отношения и секторы народного хозяйства, эффективное функционирование которых требует государственного вмешательства. (примеры объектов - экономический цикл, хозяйственная конъюнктура, отраслевая структура, денежное обращение, условия конкуренции, научно- технический прогресс…).
К особенностям ГРЭ относятся: · Формирование многообразия форм собственности (т.к. для решения проблем частной собственности не достаточно) · Использование в основном экономических и6нструментов ГР. Экономические инструменты отличаются косвенными рычагами воздействия и используются для решения соц проблем · Усиление социальной политики государства
Тема 2. Концепции ГРЭ.
1. Государство в классической, либеральной экономической теории. 2. Кейнсианство о роли государства. 3. Неоклассические подходы о роли государства в экономике.
Основной довод в пользу классиков – закон Сэйя: предложение товаров создает свой собственный спрос; исходя из этого закона совокупное предложение и спрос будут всегда равны. Но в экономике возможна ситуация, когда люди тратят не все деньги, а их сберегают. В условиях рыночной экономики существует механизм, превращающий сбережения в инвестиции, он основан на гибкой процентной ставке. Кроме денежного рынка, равновесие устанавливается и на других видах рынка, в частности- на рынке труда. Механизм обеспечения равновесия на рынке труда- гибкая ставка зарплаты, которая балансирует спрос и предложение на рабочую силу. Если возникает безработица, то происходит снижение ставки зарплаты. Спрос и предложение на рабочую силу уравниваются, тогда повышается зарплата. Механизм обеспечения равновесия на товарном рынке – это гибкие цены. Таким образом, исходя из взглядов классиков рыночная экономика в состоянии самостоятельно обеспечить полное использование ресурсов (принцип нейтральности государства). Классики сводили роль государства к следующим функциям: · Поддержание законности, правопорядка · Оборона страны · Защита прав собственности · Защита экономических свобод граждан.
Принципиальное отличие между классическим и кейнсианским подходами заключается в том, что классики считали – равновесие в экономике возможно только при полной занятости ресурсов, а Кейнс – и при неполной. Кейнсианство видело вмешательство государства в экономику в: · Стимулирующей бюджетно - налоговой политике · Денежно- кредитной политике. Таким образом кейнсианство подчеркивает необходимость ГРЭ, которое должно усиливаться в период экономических кризисов (эти идеи доминировали в экономической политике государств вплоть до 70-х годов 20 века). Однако в этот период в экономике многих развитых стран стали проявляться негативные последствия чрезмерного государственного вмешательства (в частности, усилилась хроническая инфляция и увеличился бюджетный дефицит). Это вызвало интерес к неоклассическому направлению.
Они развили и дополнили классическую теорию анализом влияния денег. Монетаристы полагают, что для достижения равновесия в экономике государство не должно вмешиваться ни в какие сферы, кроме сферы денежного обращения; и, контролируя денежную массу, государство может ограничивать денежную инфляцию и влиять на совокупный спрос. Наряду с монетаризмом в рамках неоклассического направления признание получила школа экономики предложения (Роберт Лукас). Концепция экономики предложения исходит из недостаточности госполитики, влияющей только на спрос. В этой связи концепция включает в себя ряд мер, направленных на стимулирование предложения в экономике. График экономического равновесия:
Меры по стимулированию предложения: · Сокращение налогов, · Расшивка узких мест в производстве, в том числе путем обучения дефицитным специальностям, · Создание благоприятной атмосферы для предпринимательства. Основная сложность при применении данного подхода: - совокупное предложение изменяется существенно медленнее, чем совокупный спрос. На ряду с указанными подходами в рамках неоклассического направления популярность приобретает теория неоклассического синтеза(Пол Самуэльсон). Она подразумевает, что государство должно усиливать влияние в периоды экономических кризисов и сокращать – в период благоприятного экономического развития. Все современные школы экономической мысли не отрицают необходимости ГРЭ, они лишь отличаются в масштабах и методах государственного вмешательства.
Тема 3. Инструменты ГРЭ.
1. Сущность инструментов ГРЭ и их виды. 2. Меры государственного преобразования отношений собственности. Государственный сектор как механизм регулирования экономики. 3. Государственное экономическое планирование как инструмент регулирования.
Инструменты ГРЭ подразделяются на: · Административные – имеют прямой характер воздействия, это комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности (разрешения (лицензии), запреты, стандарты и нормы). · Экономические - имеют косвенный характер воздействия, создают более или менее выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности (изменение налоговых ставок, государственные заказы, изменение учетной ставки Центрального банка). Эти методы имеют приоритет
Правовое понятие – это отношение между субъектами и объектами собственности по поводу владения, пользования и распоряжения благами. Экономическое понятие – это отношение между людьми или их группами по поводу присвоения условий и результатов производства. Типы собственности: общая (совместное присвоение), частная (индивидуальное присвоение условий и результатов производства). Общая собственность подразделяется на: · Федеральную · Региональную · Муниципальную. Частная собственность: · Индивидуальная · Корпоративная В зависимости от уровня обобществления производства будет эффективен различный вид собственности. Существует два способа преобразований отношений собственности: · Национализация – путем перехода хозяйственных объектов, предприятий, организаций из частной собственности в государственную (мощный инструмент – в кризисные периоды развития) · Приватизация – путем перехода хозяйственных объектов из государственной (муниципальной) собственности в частную(особенно в странах с переходной экономикой). Еще один из инструментов РРЭ - государственный сектор – совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности, финансируемых из средств государственного бюджета. Два основных способа формирования государственного сектора: · Осуществление государственные инвестиций (в инфраструктуру, капиталоемкие отрасли, необходимые стране) · Национализация частных компаний, оказавшихся в сложном экономическом положении, но важных для социально – экономического развития страны (например, угольная промышленность).
Носит индикативный характер. Программирование – необходимость государственного экономического планирования обусловлена тем, что государству приходится сталкиваться в экономике не с обособленными проблемами, а с явлениями, присущими всему народному хозяйству в целом. Государственная экономическая программа – комплекс иерархически соподчиненных целей, важных для нормального развития народного хозяйства, средств их достижения, органов, ответственных за их исполнение в сроки и за контроль. Государственные программы: · По длительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. · По способу принятия, осуществления: чрезвычайные(административные инструменты), обычные. Объекты государственных программ: · Жилищное строительство · Сельское хозяйство · Транспорт · Авиастроение и т. д. Государственное экономическое планирование и программирование в условиях рыночной экономики носит индикативный (рекомендательный) характер.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.074 с.) |