Издательское дело и выпуск книжной продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Издательское дело и выпуск книжной продукции



 

В советский период создание новых издательств было делом только партийных и государственных органов и находилось под пристальным вниманием властей. Начиная с 1990 г., после принятия законов 23.2. Издательское дело и выпуск книжной продукции

В советский период создание новых издательств было делом только партийных и государственных органов и находилось под пристальным вниманием властей. Начиная с 1990 г., после принятия законов о печати и средствах массовой информации, положение резко изменилось. Начались процессы преобразования издательской деятельности: трансформирования сети издательств, изменения и расширения их функций, внедрения новой техники.

Наиболее важным явлением в развитии издательского дела стало возникновение большого числа негосударственных издательств. К середине 1993 г. в России насчитывалось около 6 тысяч издающих структур, что в тридцать раз больше, чем в конце 1980-х годов. Большинство из них — негосударственные.

Развитие сети издательств способствовало исчезновению монополии в этой области, развитию конкуренции. Однако основная доля выпуска книжной продукции приходится на сравнительно небольшое число крупных специализированных предприятий. Подобное положение характерно и для стран с развитой рыночной экономикой.

Располагая высококвалифицированными кадрами, государственные издательства ищут свои ниши в издательской среде. В начале 1990-х годов негосударственные издательства бурно развивались, государственные испытывали экономические трудности, вынуждены были сворачивать свои издательские программы (так, например, в 1992 г. издательство «Педагогика» сократило свою программу в три раза, издательства «Малыш» и «Детская литература» — в два раза). Повышение требований покупателей к качеству издательской продукции, адаптация старых издательств к новым рыночным условиям создали предпосылки для развития тех из них, которые активно внедряли в свою деятельность принципы маркетинга.

Небольшие издательства, не оказывая определяющего влияния на удовлетворение потребностей читателей, вместе с тем способствовали насыщению потребительского рынка издательской продукцией в основном массового спроса.

Увеличилась издательская активность на периферии. Если до 1990 г. многие областные города имели всего одно издательство, а некоторые — ни одного, то к середине 1990-х годов за пределами Москвы и Санкт-Петербурга действовало свыше 1500 издательских структур. Наиболее крупными издательскими центрами на периферии стали Новосибирск (около 100 издательств), Екатеринбург (около 70), Ростов-на-Дону, Уфа и Казань (около 50). Однако, несмотря на возникновение большого числа новых издательств, выпуск книжной продукции в России по-прежнему сосредоточен в Центральном и Северо-Западном районах. В 1994 г. в Москве располагалось 56 процентов издательств, в Санкт-Петербурге — 10. В этих двух городах выходило около 80 процентов общего тиража книжной продукции. Тяготение издательств к центру обусловлено объективными причинами: исторически сложившейся инфраструктурой, наличием полиграфических мощностей, развитой транспортной системы, основной массы оптовых потребителей и значительного розничного рынка сбыта книжной продукции и т.д.

В конце 1980-х годов демократизация издательской деятельности сделала возможным такую форму производства книг, как их выпуск за счет средств автора. В последующие годы экономические условия, рост стоимости книгоиздания не дали возможности развиться этой тенденции.

Необходимость быстрого реагирования на динамично меняющийся книжный рынок побудила издательства создавать маркетинговые службы, активно заниматься сбытом книжной продукции, организовывать книготорговые подразделения, сеть представителей, дилеров.

В условиях инфляции, удорожания и ухудшения транспортной системы издатели вынуждены сокращать тиражи книг, стремясь быстро реализовать их. В целях привлечения и удержания постоянных покупателей многие издательства стали выпускать книги в сериях.

Как известно, выпуск книг в переплете существенно удорожает издание, что в условиях низкого платежеспособного спроса сокращает тиражи. Зарубежный опыт показывает, что массовый рынок должен насыщаться за счет недорогих «карманных» изданий. Качественно изданная книга в мягкой обложке в ряде случаев по потребительским свойствам равноценна книге в переплете. Развитие книжного рынка в конце рассматриваемого периода настоятельно требовало увеличения тиражей, снижения себестоимости издания и расходов на реализацию книжной продукции.

В крупных, стабильно работающих издательствах получила развитие современная компьютерная техника, что приводит к существенным изменениям редакционно-издательской технологии, создает новые возможности для художников и оформителей. Вместе с тем, несмотря на выпуск качественных книг, в целом отмечалось снижение культуры книгоиздания: отсутствие справочного аппарата, выходных данных и др.

Сложный период переживает российская полиграфия. Так же как издательства, основная масса полиграфических предприятий расположена в Центральном регионе страны. Крупнейшими из них являются: Первая Образцовая типография, «Детская книга», «Красный пролетарий», «Пресса», «Новости» — Москва; «Печатный Двор», Лениздат — Санкт-Петербург; Тверской полиграфкомбинат, Тверской полиграфкомбинат детской книги, Можайский полиграфкомбинат и др.

Большинство полиграфических предприятий располагает устаревшим оборудованием, которое не только не позволяет получать требуемый уровень качества продукции и производительности труда, но и пришло в противоречие с имеющимся спросом заказчиков — не хватает мощностей для изготовления переплетных крышек, печатания книг карманных форматов. В связи с этим все чаще издатели печатают книги на зарубежных полиграфических предприятиях, что приводит к недозагрузке отечественных полиграфических мощностей (например, мощности по изготовлению книжно-журнальной продукции использовались в 1991 г. на 74 процента, а в 1992 г. — 64, по изобразительной продукции соответственно 61 и 57 процентов). Недоиспользование мощностей ухудшает экономические показатели деятельности полиграфических предприятий, что еще больше обостряет проблему приобретения новейшего оборудования.

Сложная ситуация наблюдается и в отечественной бумагоделательной промышленности. В 1993 г. производство бумаги в нашей стране составило 1,3 млн. тонн, что соответствует уровню начала 1980-х годов. Неплатежеспособность покупателей, приближение уровня цен на отечественную бумагу (не всегда удовлетворительного качества) к мировым приводит к росту импорта и к недозагруженности отечественных бумагоделательных комбинатов на 30-50 процентов.

Однако неудовлетворительное состояние отечественной бумагоделательной и полиграфической промышленности не явилось лимитирующим фактором в издании книг, так как, начиная с 1988 г. наблюдается ежегодное снижение выпуска книжной продукции. В 1991 г. выпуск книг по отношению к 1988 г. составил 69 процентов по числу названий, 90 процентов по тиражу и 93 процента по объему. Если при значительном сокращении числа названий до 1992 г. удавалось сохранить выпуск книг по тиражу (а по некоторым разделам в 1991 г. уровень 1990 г. был даже превышен), то в 1992 г. общий тираж книжной продукции в 1994 г. сократился по сравнению с 1991 г. в три раза, общий объем — более чем в два раза.

Произошла значительная структурная перестройка выпуска книг в соответствии со спросом на них. Выпуск художественной и детской литературы значительно вырос, что позволило за два-три года вывести этот раздел ассортимента из хронического дефицита.

В то же время резко сократилось издание научной литературы, других неприбыльных или малоприбыльных разделов издательского репертуара. Так, например, число изданий учебников для высшей школы уменьшилось почти на 40 процентов, а по тиражу — на 70. При этом в выпуске учебной литературы снизилась роль государственных издательств. Активно выпускаются учебные книги издающими структурами вузов, других учебных организаций. Как правило, эти издания малотиражны, контингент их потребителей ограничивается рамками одного учебного заведения, поэтому их доля в совокупном тираже учебной литературы невелика. Вследствие этого основную массу учебной литературы по тиражу выпускали государственные издательства.

Резко сократился выпуск производственной литературы. В 1993 г. она уменьшилась по сравнению с 1990 г. в три раза по числу названий и в 3,6 раза по тиражу. Доля научно-популярной литературы в совокупном тираже сократилась с 1990 по 1993 г. с 14 до 6 процентов, при этом по числу названий этот раздел характеризуется стабильностью. Увеличился средний объем, улучшилось оформление, по тематике научно-популярные издания приблизились к реальным запросам читателей. Активно выпускается научно-популярная литература по экономической тематике, по вопросам рыночных отношений, маркетингу, менеджменту, домоводству и др.

Отрицательным является факт резкого сокращения числа названий выходящих ежегодно книг. В 1913 г. в России было выпущено 30 тыс. книг и брошюр и она находилась на втором месте в мире после Германии. В 1992 г. производство книг по названиям осталось на уровне 1913 г., что сместило Россию уже на десятое место в мире (в США выпущено 110 тыс. названий, в Германии — 63 тыс.). Таким образом, в США издается в два раза больше названий книжной продукции в расчете на 1 млн. населения, в Великобритании, Германии и Испании — в пять раз, в Южной Корее — в 4,5 раза.

Специалисты книжного дела считают, что законом развития культуры в стране является постоянное увеличение выпуска названий. Чтобы удовлетворить потребность в новых названиях, в России необходимо издавать ежегодно не менее 70 тыс. наименований книг. При этом ежегодно количество выходящих изданий должно увеличиваться на 2-3 процента.

Сокращение выпуска книжной продукции, особенно коммерчески невыгодной, но имеющей важное социальное значение (научной, технической, учебной и др.), делает необходимым разработку и осуществление мер государственной поддержки книгоиздания. Себестоимость научной и учебной книги в пять раз выше, чем коммерческой. Продавать эту литературу по себестоимости не представляется возможным из-за непропорционально низкой оплаты труда научных работников. В связи с этим было признано целесообразным дотировать выпуск социально значимой некоммерческой литературы, а также осуществлять и далее выпуск бесплатных учебников для школ.

Комитет РФ по печати в 1992 г. утвердил положение о Федеральной программе книгоиздания, в рамках которой издательства получают дотации на издание социально значимых книг. В 1993 г. из бюджета были выделены средства на издание около 3 тыс. названий книг, в 1994 г. свыше 250 издательств получили средства на выпуск 2230 изданий.

Механизм государственной поддержки книгоиздания оказался далек от совершенства, не стимулировалось расширение географии продажи книжной продукции, основная масса книг, выходивших по Федеральной целевой программе, продавалась в центральном регионе России. Поскольку дотации не распространялись на книжную торговлю, то одна часть изданий поступала к потребителю по неоправданно высокой цене, а от другой книготорговые предприятия отказывались, что усложнило доведение книг, выпущенных за счет налогоплательщиков, до населения.

В начале 1990-х годов происходит бурное развитие сети издательств. Усложняется их деятельность, все большее значение уделяется работе маркетинговых служб, внедрению современной техники, в том числе компьютерной. Однако быстрые изменения, происходящие в общественной жизни страны, сопровождаются не увеличением выпуска книжной продукции, а его снижением. Все причины и последствия этого процесса можно будет объяснить, лишь анализируя их из XXI века.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.82.195 (0.012 с.)