Роль Н. И. Новикова в развитии Русской книги во второй половине XVIII века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль Н. И. Новикова в развитии Русской книги во второй половине XVIII века



 

«Ревнитель русского просвещения» – так называли Николая Ивановича Новикова (1744-1808) за его заслуги в развитии русской культуры. Детские годы и значительную часть жизни он провел в имении Авдотьино, что в 50 километрах от Москвы. Фамилия Новиковых известна с XVI века и происходит от слова «новик».

Отец Новикова — Иван Васильевич — был корабельным капитаном и службу нес еще при Петре I. Семья Новиковых была патриархальная, и первые уроки Николай получил от своего отца. В начале 1757 г. он был принят в университетскую гимназию, но вскоре был отчислен «за нехождение в классы». В дальнейшем всю жизнь Н.И Новиков занимался самообразованием. Большое влияние на формирование его личности оказали друзья по университету и литературно-издательской деятельности.

Неудачный опыт работы в Комиссии по составлению нового Уложения привел к тому, что в 1769 г. Новиков оставил государственную службу и посвятил свою жизнь делу просвещения.

За время своей издательской деятельности Н.И. Новиков выпустил около десяти с половиной сотен названий книг – это в полтора раза больше, чем выпущено за всю первую четверть XVIII века. Он популяризовал произведения отечественной словесности, печатал учебно-воспитательную литературу. Под его руководством была основана бесплатная библиотека, а в благотворительных целях он открыл больницу и аптеку.

Начал свою издательскую деятельность Новиков с выпуска сатирических и познавательных журналов. «Многие книгу взяв в руки уже зевают, а листочку навстречу с улыбкой бегут», – рассуждала Екатерина II, учреждая свой журнал «Всякая всячина». Понимал это и Новиков, основывая в 1769 г. журнал «Трутень».

Политическая и гражданская позиция редактора и издателя завоевала множество приверженцев. За год было выпущено 53 листа, а скромный первоначально тираж 626 экз. через несколько номеров удвоился.

Журнал Новикова вступил в полемику со «Всякой всячиной» по острым общественно-литературным вопросам, что вызвало гнев императрицы и последующие цензурные ограничения. Это привело к снижению остроты публикаций и интереса читающей аудитории.

Вскоре журнал прекратил существование на непродолжительное время, а летом 1770 г. был зарегистрирован под новым названием «Пустомеля». На его страницах острая сатира сменилась умеренной критикой, однако это не спасло положение, и «Пустомелю» постигла та же печальная участь – он был закрыт.

В 1772 г. Н.И. Новиков приступил к изданию еженедельного сатирического журнала «Живописец».

Первые страницы издания были посвящены безобидному критическому разбору литературы, затем следовала обличительная статья о бедственном состоянии крепостных. Крестьянская тема заняла прочное место в «Живописце». Несмотря на умеренный тон публикаций, в 1773 г. журнал закрыли.

В 1774-1775 гг. Новиков издает журнал «Кошелек», в котором прославлялись добродетели россиян и высмеивалась галломания. Однако это не спасло журнал от преследований правительства, и на девятом листе Новиков вынужден был остановить издание. Последняя его попытка на журнально-издательском поприще была связана с выпуском «Живописца» (1775) – сборника лучших статей из «Трутня» и раннего издания «Живописца».

В духе возрастающего интереса к нравственно-воспитательной и практической литературе был задуман журнал для женщин. По замыслу Н.И. Новикова он был рассчитан на представительниц среднего сословия, в обязанности которых входило в первую очередь воспитание молодого поколения.

Литературный журнал для женского чтения начал издаваться под названием «Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета». Первые тома появились в 1779 г. в Санкт-Петербурге и в Москве. Они были оформлены очень изящно и включали множество иллюстраций.

Новым явилось то, что в журнале были помещены картинки последних парижских мод. Для чтения на досуге предлагались сентиментальные вещицы, особо милые чувствительному дамскому сердцу, различные исторические анекдоты и нравоучительные статьи.

Расчет Новикова на то, что ему удастся собрать много подписчиков, не оправдался- слишком высока была цена. Не каждая читательница могла выкроить из бюджета пять рублей на подписку. Поэтому удалось собрать только 57 «пренумератов», среди которых преобладали очень богатые люди.

Журнал «Модное ежемесячное издание» вышел в четырех книгах. Как и многие другие издания Новикова, он не только не избавил его от убытков, но и вверг в новые долги. Дела издателя пошатнулись, а его издательство претерпевало большие трудности. В результате журнал вынужден был закрыться.

В дальнейшей издательской деятельности Н.И. Новиков опирался на материальную поддержку своих друзей – А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова, П.К. Хлебникова, И.П. Елагина. В числе финансовых покровителей инкогнито выступал Павел I.

Н.И. Новиков разработал программу публикации памятников истории культуры и быта Древней Руси. Первым опытом была «Древняя российская идрография» (1773) – описание водных путей Московского государства, составленная русскими топографами в начале XVII века.

На опыте этого исторического труда Новиков убедился в необходимости государственной финансовой поддержки. Для публикации основного исторического произведения «Древняя российская вивлиофика» (1773-1775) Новиков получил от Кабинета императрицы 1000 рублей и 200 голландских червонцев, но этих средств оказалось недостаточно. Тогда Новиков нашел выход в том, что объявил предварительную подписку. Цена ее была слишком высока – равнялась стоимости хорошо обученного дворового человека. Поэтому изначально издание предназначалось для избранных.

Среди подписчиков встречаются наиболее именитые фамилии. Пример подала сама Екатерина, подписавшаяся одной из первых. На издание подписались ученые Г.Ф. Миллер, М.М. Щербатов, друзья Новикова – М.М. Херасков, А.Н. Радищев и др. Несмотря на их энергичную поддержку, «Вивлиофика» успеха не имела. По подписке была продана пятая часть тиража – 246 экз.

С 1774 г. число подписчиков резко сократилось и тираж уменьшился на 100 экз. Медленно шла и розничная продажа. В результате Новиков вынужден был признать, что «Вивлиофика» обречена «лежать мертвым капиталом в хранилищах почти вечною темницею для них назначенных».

Причиной создавшегося положения, по мнению ученых того времени, был низкий уровень научной подготовки исторических документов. Ставилось под сомнение качество археографических публикаций. Это удержало издателя от выполнения дальнейших замыслов по изданию древних памятников.

Наиболее плодотворный период в деятельности Н.И. Новикова был связан с типографией университета, которая накануне ее аренды Новиковым не приносила прибыли и существовала преимущественно за счет поступлений из государственной казны. Многие годы продавалась лишь десятая часть изданных книг, а газета «Московские ведомости» расходилась даже в меньшем количестве экземпляров, нежели некоторые книги (по 500-600 экз.).

Ознакомившись с состоянием дел, Новиков подписал контракт о ее аренде сроком на десять лет (1779-1789). В его ведение перешла и университетская книжная лавка. Объединив в одних руках производство и сбыт книг, Новиков создал издательско-книготорговую фирму, способную осуществлять его давние просветительские замыслы.

Помимо хозяйственной самостоятельности, он получил право определять издательский репертуар. Основной статьей дохода было печатание платных частных объявлений в газете «Московские ведомости». Заменив устаревшее типографское оборудование и внедрив принцип материальной заинтересованности служащих, к концу срока аренды Новиков выполнил обязательство «привести типографию в наилучшее состояние».

В период 1781-1785 гг. было выпущено 125 названий книг разнообразной тематики. Помимо обязательных бесплатных речей профессоров и хвалебных од, Новиков издавал на собственные средства учебники и научные труды, литературные и переводческие опыты преподавателей и студентов.

В издательском репертуаре университетской типографии того периода первое место занимала беллетристика (50 процентов), далее следовали богословские и масонские сочинения (20 процентов), затем историческая и справочная литература.

12 сентября 1784 г. при деятельном участии «Дружеского ученого общества» была создана «Типографическая компания», получившая согласно указу о вольном книгопечатании экономическую и политическую самостоятельность. Предприятие было основано на паевых началах. Каждый из десяти его членов внес сумму от трех до десяти тысяч рублей. Управление «Компанией» было возложено на комиссию из семи человек.

На собранные средства была оборудована новая типография. Она была оснащена 19 печатными станками и несколькими видами русских и иностранных шрифтов. Помимо этого, «Компания» имела движимое и недвижимое имущество, в том числе библиотеку. В ней насчитывалось 8500 томов на русском, латинском, греческом, немецком, английском, французском и других иностранных языках. В предприятие входили книжные склады, где хранились новиковские издания на сумму 150 тысяч рублей.

Прибыль «Компании» неуклонно возрастала, а в отдельные годы достигала 80 тысяч рублей, что позволяло своевременно рассчитываться по кредитам, а часть доходов пускать на расширение дела. Мощность «Типографической компании» значительно возросла после слияния в 1796 г. нескольких типографий.

Предприятие Н.И. Новикова успешно конкурировало с крупнейшими российскими типографиями и активно влияло на формирование национального книжного репертуара. За 13 лет (1779-1792) в пяти типографиях Новикова были напечатаны сотни названий книг и журналов, что составляло треть печатной продукции страны. Им было выпущено более трехсот произведений русских авторов. Сорок книг для юношества на целое столетие составили золотой фонд детской литературы. Этот период по праву считается периодом новиковской монополии в русском книжном деле.

Несмотря на успехи, незадолго до появления указа о запрещении вольных типографий, его деятельность подверглась преследованиям со стороны властей.

По истечении срока контракта с университетской типографией новому ее арендатору А.А. Светушкину под страхом «пени» в 10000 рублей запрещалось принимать Новикова и его компаньонов в дело.

Императрица приказала произвести обыск и закрыть его книжную лавку. В итоге было конфисковано триста названий книг, а лавка была передана в руки купцов Н.Н. Кольчугина и И.И. Переплетчикова.

Человек, столь много сделавший для развития русского книгоиздания и просвещения, был объявлен государственным преступником только на том основании, что его идейные взгляды расходились со взглядами господствующей власти.

Новиков был заточен в Шлиссельбургскую крепость, где провел четыре года – с 1792 по 1796. Последние годы Николая Ивановича проходили в родовом имении, где его, старого и больного, навещали только родственники и друзья.

Подведя итог, отметим, что в целом характерной особенностью рассматриваемого периода становится мода на образованность в среде русского дворянства. Книгоиздание ориентируется на его потребности. Книги для вельмож, составляющих родовые библиотеки, издаются роскошно. Увеличивается выпуск научных изданий. Начинается публикация летописей и исторических документов. Имеют успех произведения русских писателей, драматургов, поэтов. Начинают издаваться романы, за последние сорок лет XVIII века их было выпущено 800 названий.

Для второй половины столетия характерен возросший интерес к произведениям писателей-моралистов, философов, к практическим и нравоучительным сочинениям М. Монтеня, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фенелона. Книги имели назидательные заголовки- «молодому человеку, отправляющемуся в университет», «вступающему в свет». Полезные и нравоучительные наставления помещались в заглавиях книг «для воспитания», «для образования», «к укрощению наших страстей».

Основная масса книг переводилась с французского, греческого, польского языков. Переводчики дополняли текст собственными примечаниями и посвящениями. В книгах, изданных в это время, все чаще появляются и пропагандистские идеи, навеянные Французской революцией. В моду вошли произведения французских просветителей Дидро, Вольтера, Монтескье.

Руководствуясь просветительскими идеями, авторы и переводчики все чаще практикуют издание книг «собственным иждивением». Так, в пользу благородному юношеству и отечеству издавал свои труды переводчик Е.С. Харламов (1734-1785).

Многие книги выдерживали несколько изданий. Перевод книги Фенелона «Странствования Телемака» в течение XVIII века был издан восемь раз. Десять раз переиздавался перевод книги «Китайский мудрец» (впервые в 1777 г.).

В издательскую практику входит выпуск журналов и альманахов, пользовавшихся наряду с календарями популярностью среди читающей публики. В основном это были журналы сатирического направления: «И то и сио» (1769, ред. М.Д. Чулков), «Адская почта» (1769, изд. Ф.А. Эмин). Предпринял издание журнала «Почта духов» (1789-1790) баснописец И.А. Крылов. Практически в это же время появились «провинциальные журналы», например, «Уединенный пошехонец» (Ярославль, 1786).

Переводные и оригинальные труды издавались в виде хорошо оформленных, снабженных гравированными иллюстрациями и комментариями книг. Небольшие тиражи и достаточно высокая цена делали их малодоступными для основной массы населения. Эти книги «изготовлялись на вершинах дворянской культуры и рассчитывались на распространение в среде образованной дворянской молодежи».

Параллельно с этим развивалась массовая народная книга, бытовавшая в рукописной традиции и гравированных изданиях – календарях, синодиках, исторических повестях, географических описаниях, сказках. Она создавалась не только в государственных мастерских. Чаще всего это были полукустарные издания, доступные по характеру изложения текста. В оформлении этих книг большую роль играла картинка-изображение. Цена этих книжек была доступна многим слоям населения.

К концу XVIII века развивается целая индустрия производства книг, отвечавших народному вкусу. Они выпускались непрерывно тысячными тиражами, активно распространялись не только в городской, но и в крестьянской среде. Эти книжки читались, по ним учились, а чаще всего их просто рассматривали практически до полного физического исчезновения. Взамен на рынке появлялись новые перегравировки с повторяющимися сюжетами. Несмотря на однообразие, эти книги всегда оказывались востребованными.

Таким образом, книгоиздание шло по двум, как бы самостоятельно существовавшим направлениям. Каждое из них обслуживало интересы определенных слоев населения. При всем многообразии книгоиздательского процесса второй половины XVIII века русское общество получило книгу, которая по праву считается книгой эпохи Просвещения.

 

Рукописная книга XVIII века

Развитие светского книгопечатания в XVIII веке не уничтожило традиционного рукописного способа создания книги. Сохранение и развитие рукописной книги было обусловлено официальным характером книгоиздания, не зависящим от читательских интересов. Кроме того, печатная книга по-прежнему была недоступна значительной части населения России из-за высокой цены и неразвитости сети распространения, поскольку торговля печатной продукцией сосредоточивалась в крупных городах. В связи с этим рукописная книга в виде разнообразных сборников, тетрадей и отдельных листов продолжала служить массовым чтением для широких слоев русского общества, особенно в провинции. При этом, по выражению академика М.Н. Сперанского, она охватывает «почти все виды и жанры старинной и новой литературы».

Тематически рукописную книгу XVIII века можно разделить на несколько групп. Во-первых, это, как и в предшествующие века, религиозная книга, остававшаяся любимой и читаемой в низших и средних слоях общества. Гораздо меньше переписываются теперь библейские и богослужебные книги, поскольку именно они наиболее активно тиражировались печатным способом начиная с XVI века. В рукописях XVIII века чаще встречается религиозная «четья» литература: сочинения отцов церкви, сборники житий святых, сказания о чудотворных иконах, поучения и т.д.

Они представляли собой, в основном, старую литературную традицию, известную еще в XI-XVII веках. Из новых церковных писателей переписываются, причем часто с печатных изданий, проповеди Стефана Яворского и Феофана Прокоповича, «Четьи Минеи» и полемические произведения Дмитрия Ростовского.

Следует отметить, что монастыри теряют свою роль основных производителей рукописной книги. Ее создание становится делом частного интереса. Центрами переписки церковно-учительных книг были духовные учебные заведения (семинарии и академии), в которых обучалась значительная часть населения России. Переписывалась церковная литература и священнослужителями по всей стране.

Значительно больший интерес представляет активно развивавшаяся светская рукописная книга. В Петровскую эпоху и последующие десятилетия новое гражданское книгопечатание выпускало законодательные акты, книги по военному и морскому делу, техническую литературу, при этом практически не издавалась художественная и историческая книга. Именно эту нишу, не заполненную печатной продукцией, заняла рукописная книга. Занимательная повесть XVII века продолжает свою жизнь и в списках XVIII столетия. А некоторые из них («Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове») известны только в копиях этого времени. К ним добавились новые безавторские повести первой трети XVIII века — «Гистория о российском матросе Василии Кориотском», «Гистория о храбром российском кавалере Александре» и др. Их незнатные герои добивались высокого положения в обществе при помощи своего ума и личных заслуг подобно многим реальным историческим деятелям эпохи. Переписываются и переводные приключенческие романы и сентиментальные повести, а также знаменитые произведения европейской литературы «Приключения Телемака» Фенелона, «Потерянный рай» Мильтона, «Илиада» и «Энеида», рукописные тексты которых появляются значительно раньше печатных.

Из исторических сочинений предшествующих веков активно копировались от руки «Казанская история», «История» Авраамия Палицына о Смутном времени, различные редакции русского хронографа, летописные тексты, причем последние часто дополнялись записями о текущих событиях. Интерес к современности – одна из отличительных черт светской рукописной книги, делающая ее явлением новой русской культуры. Одна из самых популярных тем рукописной книжности этого периода – описание жизни и деяний Петра I. В сотнях экземпляров по всей России переписывались «Сказание о зачатии и рождении императора Петра Великого» П.Н. Крекшина, «Записки о стрелецких бунтах» А.А. Матвеева, «Журналы» походов и путешествий преобразователя страны.

Создание рукописной книги в XVIII веке перестает быть уделом прослойки профессиональных книжников. Теперь этим занимаются грамотные представители всех сословий до крестьян включительно. С ростом бюрократического аппарата создается значительная прослойка чиновников. Главным профессиональным занятием для многих из них было письмо. Именно они активнее других использовали свои профессиональные навыки, что видно по часто встречающимся записям на книгах. Их переписчиками выступали разного рода «канцеляристы» и «копеисты». В одном из номеров сатирического журнала «И то и се» М.Д. Чулков в 1769 г. вывел старого подьячего, который «по прекращению службы кормит свою голову переписыванием разных историй, которые продаются на рынке, как-то, например Бову Королевича, Петра Златые Ключи, Еруслана Лазаревича… и прочие весьма полезные истории, и сказывал он мне, что уже сорок раз переписывал историю Бовы Королевича, ибо на оную бывает больше походу, нежели на другие».

Большинство потребителей рукописной книги были представителями средних и низших слоев общества: мелкопоместные дворяне, купцы, посадские, грамотные крестьяне. Но и в крупных книжных собраниях известных деятелей эпохи, например, таких как А.П. Волынский или князь Д.М. Голицын, наряду с русской и иностранной печатной книгой, встречаются значительные подборки рукописных книг. Более ста шестидесяти рукописей различного литературного и исторического содержания дошло до нас в составе архива графов Паниных. Подобные примеры можно легко умножить. Переписка нужной или понравившейся книги была естественным делом для человека XVIII столетия. Так, известный русский агроном А.Т. Болотов вспоминал в конце жизни, что в 1753 г. скопировал для себя изданный незадолго до этого переводной роман Ф. Фенелона «Приключения Телемака». Пользовались услугами переписчиков не только индивидуальные заказчики, но и крупнейшая в то время в России Библиотека Академии наук. С 1734 по 1762 г. при Академии были сняты копии с 57 рукописей, главным образом с летописей, сочинений по истории и географии, экономике, а также публицистических произведений. Таким же образом размножались и переводные научные труды, не попадавшие в русскую печать.

Простота создания, демократичность и бесцензурность делали рукописную книгу главным носителем идей, направленных против государства и церкви. Так размножались памфлеты противников петровских реформ, проекты государственного преобразования.

Одним из наиболее мощных оппозиционных духовных движений продолжало оставаться русское старообрядчество. В XVIII веке сложились крупные старообрядческие центры в Поморье, на Волге, в Забайкалье и даже в Москве. Пойдя на ряд компромиссов с властями, оно все же сохранило четко выраженную идейную направленность, отразившуюся в старообрядческой письменности XVIII столетия. Для старообрядческой рукописной книги характерно тяготение к старине, «дониконовским» временам. В связи с этим в основном переписывались произведения, распространенные в XI-XVI веках. Особое внимание уделялось при этом эсхатологическим и антилатинским сочинениям. Их нередко объединяли в сборники, причем часто это были подборки из библейских текстов и патристики, посвященные темам, актуальным для старообрядчества: о втором пришествии, об Антихристе, о перстосложении и т.д. Активно в старообрядческой среде копировались и сочинения Аввакума и других первых учителей раскола. Появляются и произведения, направленные против табака и картофеля. Стремясь во всем следовать древнерусским традициям, старообрядцы писали, главным образом, полууставом, а не обычной для светской рукописной книги XVIII века скорописью. На основе полуустава возникло и характерное старообрядческое нарядное «поморское» письмо, названное так по месту происхождения. Именно на севере России, в Поморье, возникает крупнейший культурный центр старообрядчества – Выговская пустынь. Здесь под руководством братьев Семена и Андрея Денисовых в начале XVIII века появляется школа, где мальчиков и девочек обучали не только грамоте, но и искусству риторики, формируется значительная библиотека, насчитывавшая более двухсот пятидесяти томов. Произведения авторов выговской литературной школы пополнили фонд старообрядческой книжности и активно тиражировались в этой среде. Это в первую очередь сочинения Семена Денисова «Виноград Российский» и «История об отцах и страдальцах соловецких», посвященные восхвалению нравственного подвига первых старообрядцев. Пользовалась популярностью у старообрядцев и «История о зачале Выговской пустыни» Ивана Филиппова. Широкое распространение среди старообрядцев имели также сборники духовных стихов.

Рукописная книга позволяла создавать книжные экземпляры, отражавшие весь спектр интересов ее владельца, поскольку часто она представляла собой сборник, включавший несколько (иногда до нескольких десятков) сочинений или их отрывков. Возникшие подобным образом «микробиблиотеки» в одном томе являются уникальным источником для изучения читательских интересов эпохи, так как переписывалось лишь то, что вызывало непосредственный, живой интерес. В XVIII веке идет активный процесс взаимодействия рукописной и печатной книги. В рукописную традицию включаются наиболее интересные для читателя произведения печати. Так, «тиражируются» от руки первая печатная книга по русской истории – «Синопсис», поэтические произведения М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова. В сборниках часто можно встретить выписки из печатных реляций о победах в Северной войне, манифестов, первой русской газеты «Ведомости». С другой стороны, рукописная книжность являлась резервом для печатной книги, из которого она брала наиболее популярные тексты. Во второй половине века были напечатаны «Повесть о Бове Королевиче», «Повесть о Петре Златых Ключей», «Сказание» П.Н. Крекшина.

Еще одной особенностью, которая делала рукописную книгу более привлекательной, была возможность создания в ней цветных миниатюр. В печатных изданиях до середины XIX века такие иллюстрации отсутствовали. Рисунки рукописей XVIII столетия испытали влияние времени, в орнаментике часто заметны элементы архитектурного стиля барокко. Раскрашивались они чрезвычайно пышно и ярко, с использованием золота и серебра. Гораздо чаще теперь миниатюра занимает целую страницу в книге, а не как ранее лишь часть листа, вкрапленного в текст.

Старообрядческая рукописная традиция продолжила свое существование и в XIX- начале XX века. Светская же рукописная книга к концу XVIII столетия постепенно вытесняется из повседневного обихода печатной продукцией. С этого времени рукописи начинают воспринимать не в качестве обычной книги для чтения, а в качестве раритета, объекта собирательства и научного изучения. Появляются крупные коллекционеры старинных рукописей, например первооткрыватель «Слова о полку Игореве» граф И.А. Мусин-Пушкин, граф Н.П. Румянцев, граф Ф.А. Толстой, Ф.Г. Баузе и др. Рукописи собирают и ученые для своих научных изысканий. Среди них К.Ф. Калайдович, А.Ф. Малиновский, П.М. Строев. Последний в 1827 г. организует Археографическую экспедицию для сбора древних актов и других письменных исторических источников, в том числе рукописных книг. В 1834 г. на ее основе возникает Археографическая комиссия при Министерстве просвещения. Она занялась изданием собранных документов и дальнейшими поисками рукописного наследия уже на государственной основе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.031 с.)