Советская книга в 1950-е годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советская книга в 1950-е годы



 

В рассматриваемый период тематическая структура выпуска издательской продукции характеризовалась следующими тенденциями. Более жесткий контроль со стороны партийных органов был характерен для общественно-политической литературы. Перед Госполитиздатом ЦК КПСС поставил задачу выпуска литературы, разрабатывающей марксистско-ленинскую теорию, пропагандирующую политику партии и государства. В соответствии с этим основными разделами общественно-политической литературы были труды классиков марксизма-ленинизма, деятелей коммунистического движения, книги по истории партии, внешней и внутренней политике, экономическим вопросам строительства социалистического общества в СССР и т.п. В связи с жесткой идеологической цензурой количество названий общественно-политической литературы хотя и росло, но их доля в общем выпуске всей книжной продукции несколько снизилась: в 1960 г. она составляла 15 процентов, тогда как в 1940 г. — 16. По тиражу за двадцать лет доля сократилась с 19 до 15 процентов.

Наибольший рост в послевоенный период получило издание художественной литературы. Если в 1940 г. вышло 3,6 тысяч названий общим тиражом 47 тыс. экз., то в 1950 г. соответственно — 4,6 тыс. и 179 тыс. экз., а в 1960 г. — 8 тыс. и 388 тыс. экз. Таким образом, за 20-летний период количество названий увеличилось в два раза, а общий тираж — в восемь раз. Средний тираж изданий достигал 500-600 тыс. экз., а в ряде случаев — 1 млн. экз.

После войны Гослитиздат резко увеличил выпуск подписных изданий, собраний сочинений классиков русской и мировой литературы, современных писателей. Так, например, в 1956 г. выходило 42 собрания сочинений. Выпуск многих отдельных и избранных произведений был осуществлен в рамках серий, получивших широкое признание в среде читателей: «Массовая библиотека», «Библиотека русского романа», «Библиотека советского романа» и др. Детские книги выходили в сериях «Школьная библиотека», «Мои первые книжки», «Библиотека приключений», «Книга за книгой» и др.

Издание художественной литературы наряду с крупнейшим издательством этого профиля осуществляли «Молодая гвардия», Детгиз, которые специализировались на книгах для детей и юношества.

Издание собраний сочинений и серий свидетельствовало о больших возможностях издательств и наличии высокого и разностороннего спроса покупателей на художественную литературу. Несмотря на успехи в издании художественной литературы, спрос на нее не был удовлетворен, тематический состав изданий отставал от потребностей читателей, для некоторых изданий был характерен невысокий уровень редакционной подготовки, художественного оформления и полиграфического исполнения.

На всем протяжении советского периода в нашей стране уделялось самое пристальное внимание изданию учебной литературы, прежде всего учебно-методических книг для начальной и средней школы. Основное издательство данной литературы — Учпедгиз — начиная с 1953 г. ежегодно выпускало учебники тиражом свыше 200 млн. экз. В 1956 г. Учпедгиз издал 1055 названий книг.

Издание научных книг по числу названий долгое время находилось на уровне 1940 г. (3,6 тысячи), однако тиражи быстро росли. Если в 1940 г. общий тираж научных книг составил 59 млн. экз., то в 1950 г. — 103 млн. экз., а в 1955 г. — 120 млн. экз. Во второй половине 1950-х годов количество названий превысило 5 тысяч. Увеличение тиражей научных изданий в это время было связано с растущим числом научных работников в стране — основных потребителей этого вида литературы, развитием научных исследований, сфер применения достижений науки. Более высокими темпами рос выпуск книг по атомной энергетике, автоматике, радиоэлектронике, телемеханике, машиностроению, космической технике и т.п. Важным разделом был выпуск литературы о передовом опыте предприятий и коллективов. Увеличивается перевод и издание зарубежных научно-технических исследований. Так, например, в 1958 г. было переведено 370 книг с десяти языков. Наиболее известными сериями, в которых выходили переводные издания, были «Радиоэлектроника за рубежом» (издательство «Советское радио»), «Энергетика за рубежом» (Госэнергоиздат), «Зарубежная техника» (Машгиз).

Большая доля выпуска научно-технических изданий приходилась на издательство Академии наук СССР, книги которого отличались высоким научным уровнем, при этом издавались практически все виды — от капитальных многотомных трудов до научно-популярных брошюр. Наиболее известными сериями издательства были «Классики науки», «Литературные памятники», «Литературное наследство» и др. Были осуществлены такие крупные издательские проекты, как издание собраний сочинений М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, П.Л. Чебышева, И.П. Павлова. В 1952-1953 гг. одновременно находилось в производстве и выходило в свет около восьмидесяти собраний сочинений и избранных трудов ученых.

Важное место в выпуске книг по естествознанию и технике занимал Гостехиздат, который издавал такие получившие высокую оценку специалистов серии, как «Классики естествознания», «Библиотека русской науки».

По оценкам партийных органов в стране не на должном уровне находился выпуск сельскохозяйственной литературы. Хотя объем издаваемой продукции заметно рос, качество ее не устраивало руководящие органы.

К концу 1940-х годов был завершен выпуск «Большой Советской Энциклопедии» (БСЭ), второе издание БСЭ завершилось в 1958 г. Для осуществления этих крупнейших издательских предприятий было создано специальное издательство, которое выпустило также «Малую Советскую Энциклопедию».

Трудности послевоенного периода сказывались на качестве художественного оформления и полиграфического исполнения печатной продукции.

Повышение качества сдерживал целый ряд факторов: невысокое качество бумаги и других полиграфических материалов, слабые возможности полиграфии, низкая квалификация кадров и т.д. Вместе с тем в рассматриваемый период появляются талантливые работы художников-иллюстраторов. Плодотворно работают такие известные художники, как В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Гончаров, Д. Шмаринов, С. Герасимов, Е. Кибрик и др.

Однако в целом уровень оформления и издания массовых книг был недостаточно высоким, в первую очередь это было характерно для книг и брошюр политической тематики, изданий для специалистов.

Развитие оформления печатной продукции шло, по мнению специалистов, в направлении от внешней парадности к его упрощению, стремлению раскрыть содержание произведения. Начали использовать цветные суперобложки. Развитие полиграфической техники сделало возможным выпуск многокрасочных учебников для школ. Вместе с тем техническое оснащение большинства полиграфических предприятий не соответствовало мировому уровню развития печатной техники. Это показывали выставки советских книг за рубежом — по материалам и качеству полиграфического исполнения отечественные издания отставали от книг развитых зарубежных стран.

В послевоенный период не проводилось сколь-нибудь заметных исследований состава покупателей, спроса на печатную продукцию. С одной стороны, это объясняется тем, что в стране наблюдалось наличие не просто неудовлетворенного спроса, а книжного голода, когда практически все издания раскупались. Резко возросший спрос на книжную продукцию объяснялся тем, что за годы войны было уничтожено много общественных и личных библиотек. С другой стороны партия всегда считала книгу важным средством формирования общественного сознания, просвещения, воспитания и распространения знаний, то содержательный и тематический состав издательской продукции находился прежде всего под влиянием идеологических установок и реальные потребности населения, особенно в этот период, не изучались. Не имели стимулов изучать спрос предприятия отрасли, так как все показатели их деятельности определялись директивно утверждаемыми планами, фондами, лимитами.

Быстрые темпы роста спроса населения на книжную продукцию были связаны с повышением народного благосостояния, ростом образовательного и культурного уровня. Так, в первой послевоенной пятилетке расходы на просвещение увеличились более чем в 2,5 раза по сравнению с 1940 г. К началу 1951 г. в СССР было в основном осуществлено всеобщее семилетнее обучение. Большие средства выделялись на восстановление библиотечной сети. К 1950г. число библиотек превысило довоенный уровень и составило более 350 тысяч. Все это вызывало не только повышение спроса в количественном отношении, но и его качественные изменения. В начале 1950-х годов резко повысился спрос на капитальные научные, технические, справочные и специальные издания, собрания сочинений. Многотомное, хорошо оформленное издание стало дефицитом. По данным книготорговых организаций, в ассортименте художественной литературы многотомные собрания сочинений составляли почти третью часть.

На увеличение платежеспособного населения влияла политика снижения цен на товары потребления, в том числе и на книжную продукцию. В 1947 г. были снижены цены на учебники и учебные пособия, а в 1952 г. — на все книжные товары в среднем на 18 процентов. Для издательств были установлены нормативы, которыми они должны были руководствоваться при установлении цен. Нормативы учитывали тематику изданий, тираж, полиграфическое и художественное оформление, но не зависели от покупательского спроса. При этом средняя продажная цена книги в основном обеспечивала государству безубыточность книгоиздания. Средняя цена одного печатного листа составляла 37,6 коп., а средняя его себестоимость — 35,4 коп.

Развитию книжной торговли в рассматриваемый период способствовало создание в 1958 г. Всесоюзного объединения «Союзкнига», на которое были возложены функции организации оптовых поставок всем книготоргующим системам страны, изучение спроса и сбора заказов книготорговой сети на книжные товары, помощи книготорговым организациям в развитии розничной торговли, координации работы всех книготорговых систем. Создание ВО «Союзкнига» усилило централизацию системы книгораспространения в стране.

Необходимость организации книгообмена со странами социалистической ориентации потребовала создания специальной организации, которая получила название «Книгоэкспорт». К началу 1960-х годов издания социалистических стран продавались в нашей стране в 130 книжных магазинах.

Рост и качественное улучшение книготорговой сети создали материальную основу для увеличения товарооборота, поэтому в 1950-е годы темпы роста продажи книжных товаров населению значительно опережали темпы развития книжных магазинов. Однако уже через несколько лет эта тенденция привела к сдерживанию роста реализации книг населению. Недостаточное развитие материально-технической базы оптовой и розничной книжной торговли, упущения в работе книготорговых предприятий приводили к непропорционально быстрому росту остатков в книготорговой сети. В постановлении Совета Министров СССР (1959) «О мерах по улучшению распространения книг» было отмечено, книжная торговля значительно отстает от книгоиздания. В связи с этим были предприняты меры государственной поддержки книжной торговли, введение льготного тарифа на пересылку книг по почте и др.

Постановление ЦК КПСС «О состоянии и мерах улучшения книжной торговли» (1960) было определяющим для последующего развития книгораспространения в СССР, так как в нем книжная торговля оценивалась как составная часть общепартийной и общегосударственной работу по коммунистическому воспитанию трудящихся. Подобная оценка. Подобная оценка роли книгораспространения в советском обществе давала возможность работникам книжной торговли пользоваться протекционизмом партийных и государственных органов.

Хотя в начале 1960-х годов книжные магазины имелись практически во всех городах страны, в постановлении было отмечено, что книготорговая сеть развивается недостаточно быстро, кроме того, указывалось, что практика заказов продукции книготорговыми предприятиями носит канцелярско-бюрократический характер и не удовлетворяет растущие запросы покупателей, слабо развивается пропаганда книги.

Практически все книжные магазины работали с универсальным ассортиментом книжных товаров и стремились использовать в своей деятельности разнообразные методы обслуживания покупателей. Если учесть, что основную массу магазинов составляли мелкие торговые точки, где работали один-два продавца, то часто такой универсализм снижал качество обслуживания покупателей.

Улучшению работы книжных магазинов способствовало введение новой схемы классификации книжной продукции в книготорговой сети (1952). Восстанавливалась система сбора заказов от книготорговых организаций по аннотированным планам выпуска издательств (заказооборот), внедрялись элементы изучения спроса покупателей (например, журнал «Что издать?»). Предпринимались шаги по формированию ассортимента розничных книготорговых предприятий с учетом профиля обслуживаемого района (в основном с учетом наличия промышленных и других предприятий).

Рост выпуска книжной продукции, развитие сети книжных магазинов привели к необходимости организации специализированных по методам продажи, тематическим разделам ассортимента книготорговых предприятий. В 1955 г. в СССР их было уже около двухсот.

В связи с тем, что в рассматриваемый период издательства выпускали большое количество собраний сочинений и других подписных изданий, во многих книжных магазинах открываются отделы подписных изданий. Медленнее развивается почтово-пересылочная торговля книгами, хотя ее значение для обслуживания специалистов научной и технической литературой, а также для доведения книг в отдаленные регионы страны трудно переоценить. Только в 1951 г. начал работать первый после войны отдел «Книга — почтой» при московском книжном магазине «Техническая книга».

Во второй половине 1950-х годов начался переход книжных магазинов к торговле со свободным доступом покупателей к книжным полкам и торговле по методу самообслуживания, что повышало уровень обслуживания покупателей.

В советский период координация работы, взаимоотношения издательств и книготорговых предприятий строились без учета принципов равноправия, общих коммерческих интересов. Все распоряжения и указания руководящих органов о необходимости изучения спроса книготорговыми организациями и выпуска издательствами книжной продукции на основе данных этого изучения в значительной мере не выполнялись, так как вступали в противоречие с жесткой идеологизацией и регламентацией всего книжного дела. Вместе с тем и в условиях советского планового идеологизированного рынка предприятия должны были вступать во взаимоотношения по поводу поставок и закупок товаров и услуг, находить пути реализации продукции, выполнения плановых заданий и т.д.

Перспективным направлением в организации изучения покупательского спроса, книжного рынка стало воссоздание в 1950-х годах деятельности книжных магазинов-опорных пунктов издательств. Именно в этих розничных книготорговых предприятиях прежде всего внедрялись учет неудовлетворенного спроса покупателей, регистрация расходимости книжной продукции. Итоги этой работы доводились до издательств.

В 1953 г. были введены в действие в новой редакции «Особые условия поставки непериодических изданий книготоргующим организациям», которые упорядочили отношения оптовых покупателей книжной продукции с поставщиками, укрепили систему заказооборота.

Важным шагом в улучшении работы книготорговых предприятий с ассортиментом и с покупателями стало Всесоюзное совещание работников книжной торговли (1960), которое приняло рекомендации по изучению спроса и формированию книжных фондов, по пропаганде и рекламе книги, по развитию внемагазинных форм книжной торговли.

В 1950-е годы советская книга получила дальнейшее развитие. Вместе с тем тематический состав книжной продукции не всегда отвечал потребностям населения, что объясняется как жесткой идеологической регламентацией книжного дела со стороны партии и государства, так и недостаточными темпами развития материальной базы книгоиздания и книгораспространения.

 

22.3. Система книгоиздания и книжной торговли в СССР в 1960-1980-е годы

 

В последние 30-летие существование СССР дальнейшее развитие народного хозяйства, науки и культуры шло на фоне усложнения социально-экономических отношений, накопления противоречий в советском обществе. История книжного дела отражала все особенности политической, экономической, культурной жизни общества.

По-прежнему производство и распространение книги рассматривались в СССР как дело партийное и государственное. Господство марксистско-ленинской идеологии приводило ко все большему размежеванию двух культур: официальной и неофициальной. В книжном деле это получило выход в форме преследовавшегося законом бесцензурного издания книг (самиздата).

Повышение материального благосостояния населения, успехи в развитии образования и культуры, воспитания людей в духе уважения к знаниям и к основному их источнику — книге — приводили к росту спроса на издательскую продукцию. Однако жесткая централизация всего книжного дела, подотчетность партийным органам, монополизм, отсутствие конкуренции не давали возможности издательствам и книготорговым предприятиям удовлетворять реальные потребности населения в книжной продукции.

Целый ряд постановлений ЦК КПСС — «О мерах по улучшению издательской деятельности и устранению недостатков в книжной торговле» (1964), «О серьезных недостатках в организации книжной торговли в сельской местности» (1967), «О мерах по дальнейшему развитию советской детской литературы» (1969), «О повышении рентабельности книгоиздательского дела» (1970), «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе» (1970) и др. — не смог обеспечить соответствие предложения книжной продукции огромному спросу на нее. Выпуск литературы по-прежнему осуществлялся «исходя из актуальных задач идеологической работы партии», а спрос формировался под влиянием роста культурного и политического уровня населения.

На развитие издательств определяющее влияние оказало постановление пленума ЦК КПСС (1963), которым предусматривалось их укрупнение и специализация. Для руководства книгоизданием вне зависимости от ведомственной подчиненности издательств в 1963 г. был создан Государственный комитет СМ СССР по печати. Комитет должен был следить за соблюдением издательствами профиля, распределять ресурсы бумаги, устранять дублирование в выпуске продукции и т.д. Вместо 62 центральных издательств было создано 44, среди них: Политиздат, «Мысль», «Экономика», «Наука», «Машиностроение», «Металлургия», «Медицина», «Художественная литература», «Мир», «Прогресс», «Книга» и др. Большинство из организованных тогда издательств существуют и сейчас. В 1981 г. созданы издательства «Финансы и статистика», «Радио и связь», Энергоатомиздат, «Легкая промышленность».

Были укрупнены областные и краевые издательства. В РСФСР вместо 46 местных издательств образовано 20 укрупненных по экономическим районам: Верхне-Волжское, Восточно-Сибирское, Приокское, Южно-Уральское и др.

Создание укрупненных издательств с четким профилем способствовало монополизации книгоиздания, усилению контроля за их работой. Этому же послужило упорядочение издательской деятельности министерств и ведомств. В 1966 г. насчитывалось более 3300 издающих организаций, которые выпускали 30 процентов общего тиража книжной продукции. К 1972 г. число издающих организаций сократилось до 623.

Во второй половине 1960-х годов новые методы хозяйствования, которые внедрялись в советскую экономику в соответствии с решениями партийных пленумов, стали актуальными и для книжного дела. До этого больше половины издательств работали с убытком, получая дотацию государственного бюджета. Идеологическая сторона издательской деятельности явно преобладала над экономической. Так, например, издательства не несли никакой материальной ответственности за непроданные и списанные в книготорговой сети книги.

В 1968 г. было введено в действие "Положение о социалистическом государственном издательстве", которое расширило оперативную самостоятельность издательств, предоставило больше возможностей проявлять инициативу в хозяйственной деятельности.

Издательствам, перешедшим на новую систему планирования и экономического стимулирования, вышестоящие организации утверждали одиннадцать показателей, в то время как ранее число утверждаемых показателей доходило до ста. Однако в советское время издательства так и не получили права самостоятельно устанавливать тиражи изданий, им запрещалось непосредственно вести коммерческую деятельность.

Централизация издательской деятельности позволила органам управления отраслью в 1970-х годах составлять сводные тематические планы выпуска по основным разделам литературы. В 1975 г. была введена система сводного тематического планирования и координации выпуска литературы всеми издательствами. Тематический план выпуска издательства стал основным показателем его деятельности. Издательства должны были соблюдать стабильность планов и выполнять их. Замена названий, перенос срока выхода, изменение объема и других характеристик издания издательство могло произвести только с разрешения вышестоящей организации.

На основании сводных тематических планов Госкомиздат пытался разрабатывать прогнозы оптимального соотношения видов и тематических групп изданий. Так, в середине 1980-х годов Госкомиздат РСФСР разработал три комплексные программы выпуска изданий (в свете решений XXVI съезда КПСС): литература, способствующая реализации указаний партии в области решения продовольственной программы; книги для Сибири и Дальнего Востока и книги, рассказывающие об этих регионах; книги и учебники для школ, подростков и молодежи. Предпринимались меры по строгой регламентации среднего объема книги по некоторым видам литературы с целью экономии дефицитной бумаги.

В 1960-е годы темпы роста производства книг снизились. В 1970-е годы начался рост: тираж книг по сравнению с 1960 г. увеличился на 6 процентов, число названий — на 4 процента, общий листаж — на 2 процента. Наибольшее количество названий было выпущено в 1974 г. — 86,8 тысячи. Затем наступил период стабилизации, а в 1980-х годах началось снижение числа издававшихся книг и брошюр, в результате чего в 1990 г. выпуск книг по названиям составил лишь 80 процентов от выпуска 1986 г.

Вместе с тем продолжался стабильный рост тиражей, что обеспечивало существенное увеличение количества экземпляров в расчете на душу населения: с 2,4 экз. в 1940 г. до 7,7 экз. в 1985 г. По этому показателю в 1980-е годы СССР занял одно из ведущих мест в мире.

Несмотря на рост тиражей, начиная с середины 1970-х годов на книжном рынке страны спрос значительно превышает предложение. Целые разделы ассортимента становятся остродефицитными.

Резкое повышение спроса над предложением возникало в советском книжном деле несколько раз: после гражданской войны (ликвидировано в годы нэпа); после Великой Отечественной войны (ликвидировано сравнительно быстро в результате динамичного роста выпуска книжной продукции как по количеству названий, так и по тиражам); в середине 1970-х (этот дефицит удалось преодолеть лишь в 1990-х годах).

Для книжного рынка 1970-х годов было характерно развитие неудовлетворенного спроса населения на фоне роста тиражей, особенно художественной литературы. Следует отметить, что к этому времени огромным количеством книг располагали общественные библиотеки (свыше 5 млрд. экз.), но почти треть этого фонда ни разу не была востребована читателями. В домашних библиотеках находилось около 50 млрд. экз., однако для покупателей той поры было характерно стремление скупать практически все (кроме общественно-политической литературы) массовые издания, которые появлялись в книжных магазинах. Заказы книготорговых организаций на книги удовлетворялись лишь на 50-60 процентов, но при этом в книжных магазинах росли нераспроданные остатки книг, около 10 процентов тиража издательской продукции не находило сбыта. Таким образом, в стране сложилась ситуация не количественного недостатка книг, а качественного несоответствия того, что выпускали издательства в условиях идеологического и экономического диктата, тому, что хотели получить покупатели.

Следует отметить и объективные причины роста неудовлетворенного спроса на книжную продукции. Кроме личных потребностей читателей, на величину и характер спроса на книжные товары влияют уровень образования, величина доходов, наличие свободного времени у населения, уровень цен на книги, взаимодействие печатных изданий с другими средствами массовой информации и пр.

Общий тираж книжной продукции в 1980-е годы вырос по сравнению с 1940 г. почти в четыре раза, в то время как доходы населения увеличились в шесть раз, численность специалистов с высшим и средним образованием — в двенадцать, городской жилищный фонд – более чем в пять. Кроме того, существовал дефицит многих товаров и услуг, у населения появились свободные деньги.

К внутриотраслевым факторам, сдерживавшим рост выпуска книжной продукции, относятся хроническое отставание в развитии полиграфической базы, а также недостаток и низкое качество бумаги. В 1988 г. в СССР производилось в расчете на душу населения 22,1 кг бумаги, в то время как в США — 138, ФРГ – 131, Японии — 105 кг.

Значительному превышению спроса над предложением на книжном рынке способствовали низкие цены на книжную продукцию. Государство всегда строго контролировало ценообразование, а стабильность розничных цен считалась важнейшим завоеванием социализма. Продажа книжной продукции осуществлялась по твердым ценам. Одна и та же книга продавалась во всех книготорговых точках страны по одной и той же цене, указанной на обложке. Издательства устанавливали цены в соответствии с прейскурантом (1966 г.), согласно которому цены зависели не только от характера оформления издания, сорта бумаги, но и от вида и целевого назначения литературы. Самые низкие цены были установлены на учебники для средней школы и издания агитационно-массовой литературы. Книжная торговля получала единую скидку с розничной цены (25 процентов). Самое значительное изменение цен на книжную продукцию произошло в 1977 г., когда они возросли в два раза на некоторые виды изданий, пользовавшихся повышенным спросом: художественную литературу, словари и справочники и др. Но после этого повышения книги оставались относительно дешевым товаром, который могли приобрести практически все группы населения.

Сдерживала развитие книгоиздательского дела политика партии и государства, направленная на опережающее развитие периодической печати — оперативного источника информации, мощного средства идеологического воздействия. Если тиражи книжной продукции в 1971 г. по сравнению с 1950 г. увеличились в 2,4 раза, то тиражи газет и журналов — в 17,5 раза. При недостатке бумаги столь быстрый рост тиражей периодических изданий происходил в ущерб выпуску книг и брошюр.

Политика партии и государства в области книгоиздания была направлена на производство в первую очередь массовой (особенно художественной) литературы. Преимущественное внимание выпуску художественной литературы дало результаты: ее доля в общем тираже возросла с 29 процентов в 1970 г. до 35 — в 1975 г., 44 — в 1980 г. и 55 — в 1988 г. Столь бурный рост изданий одного раздела ассортимента искусственно сдерживал выпуск научных, производственных книг, что отрицательно сказалось на развитии науки, производства, других сфер общественной жизни. В то же время, несмотря на быстрой рост тиражей изданий художественной литературы, спрос на них удовлетворялся в 1985 г. лишь на треть, а на детскую литературу — лишь на 20 процентов.

Система книжной торговли в стране обеспечивала функционирование единого всесоюзного рынка издательской продукции. Все книги, выходившие в центральных издательствах, доставлялись книготорговыми организациями во все регионы страны и продавались по единым ценам. Основной книготорговой системой была государственная книжная торговля Госкомиздата СССР. Продажу книг на селе с конца 1950-х годов вела потребкооперации. Привлечение к сельской книжной торговле потребкооперацию позволило к середине 1960-х годов обновить книготорговую сеть на селе (4000 книжных магазинов было построено заново, 2000 переведено в лучшие помещения), что дало возможность увеличить продажу книг на селе в 1958-1967 гг. в два раза. Тем не менее на селе продавалось книг в два-три раза меньше в расчете на одного жителя, чем в городе. Для усиления руководства книжной торговлей потребкооперации в аппарате Центрсоюза в 1970 г. была образована организация Центркоопкнига. Кроме того, продажу книг вели государственные книготорговые организации других ведомств: «Академкнига», «Военная книга», «Транспортная книга», «Союзпечать».

Торговая сеть с 1959 г. по 1972 г. увеличилась почти в два раза до 158869 книжных магазинов (против 8544), в том числе 7261 магазин системы Госкомиздата и 8171 — потребкооперации. При этом в 1960-х годах темпы роста числа магазинов опережали развитие товарооборота. Столь быстрое увеличение книготорговой сети позволило в 1970-е годы опережающими темпами наращивать розничный товарооборот. В этот период значительно повысился удельный вес крупных книготорговых предприятий (баз, книжных магазинов, библиотечных коллекторов), книготорговая сеть охватила практически все населенные пункты страны с численностью жителей свыше 5000 человек. Средняя торговая площадь книжного магазина увеличилась с 76 до 110 кв. м. Открывались крупные универсальные книжные магазины — Дома книги. В конце 1980-х годов в стране действовало 10 центральных оптовых книжно-экспедиционных баз, 170 региональных оптовых баз, 83 библиотечных коллектора. В России государственная розничная книготорговая сеть насчитывала свыше 3700 книжных магазинов. Это позволило увеличить продажу книжных товаров в расчете на душу населения более чем в пять раз.

Развитие книготорговой сети в 1970-е годы шло по двум направлениям: реконструкция и переоборудование предприятий; специализация их работы по разделам ассортимента, контингентам обслуживаемых покупателей, по способам (методам) обслуживания. Большое внимание уделялось специализации. Если в начале 1960-х годов необходимость специализации была связана прежде всего с недостаточными торговыми площадями, которые не позволяли разместить в торговом зале издания все тематических разделов, то укрупнение розничных торговых предприятий по-иному поставило проблему. Стало ясно, что специализированные книжные магазины более углубленно изучают спрос, имеют более тесные связи с издательствами, более высокий уровень квалификации работников. Лучшие из них становятся своеобразными клубами, где встречаются люди, объединенные общими интересами. В 1969 г. в городах страны насчитывалось 420 специализированных книжных магазина, а через десять лет их количество превысило тысячу, в том числе в стране работали 68 магазинов общественно-политической литературы, 194 — научно-технической, 64 — учебно-педагогической, 147 — подписных изданий, 55 — «Книга-почтой», 56 — нот и литературы по музыке.

Важное значение придавалось работе библиотечных коллекторов, которые комплектовали фонды общественных библиотек, однако в условиях дефицитного книжного рынка проблемы снабжения библиотечной сети издательской продукцией не были решены. Библиотеки испытывали острую потребность в самых необходимых изданиях. Как показало обследование, лучшие книги по всем отраслям знания, издававшиеся большими тиражами, отсутствовали во многих сельских, городских и районных библиотеках (соответственно более 80, 45 и 55 процентов). Еще хуже обстояло дело с художественной литературой. Многие библиотеки не располагали даже самыми минимальным комплектом изданий классической литературы.

Особенно остро диспропорция между спросом и предложением на книжном рынке проявилась в системе предварительных заказов покупателей на книжную продукцию. Сама эта система, несомненно, содержала в себе очень перспективные возможности. Покупатель, пользуясь планами выпуска издательств, мог заранее заказать книгу, о поступлении которой в книжный магазин ему сообщалось почтовой открыткой, гарантировавшей возможность купить данное издание. Таким образом, кроме удобства для покупателей предварительные заказы давали возможность книготорговцам и издателям точно знать спрос покупателей и в соответствии с ним определять тиражи и заказы. Однако поскольку в условиях жестокой регламентации их деятельности издательства не могли выпускать книги в точном соответствии с принятыми заказами, то большинство предварительных заказов покупателей не выполнялось, что вызывало нарекания со стороны населения, загружало книготорговых работников бессмысленной работой по приему заказов.

Диспропорции между спросом и предложением, существовавшие на книжном рынке, обострили проблемы координации работы издательств и книготорговых организаций, совершенствования их взаимоотношений. Одним из основных аспектов этих взаимоотношений было установление тиражей. Тиражи книжной продукции определялись на основе заказов книготорговых организаций, интересы которых представляла «Союзкнига». При этом материальная ответственность за нереализованные в книготорговой сети остатки распределялись между издательствами и книготорговыми организациями поровну.

Система заказооборота базировалась на рассылке книжным магазинам годовых планов выпуска издательств. Определении по ним заказов, обобщения этих заказов в центральных оптовых организациях («Союзкнига», «Роскнига»). Эта система имела недостатки. Книжные магазины должны были проработать планы издательств, в которых содержалось около 15 тыс. названий за полтора-два месяца. В связи с этим заказ, например научно-технической литературы на 70 процентов определялся книготорговыми работниками интуитивно. Замедление реализации некоторых видов литературы, усложнение ассортиментной работы повысили актуальность совершенствования учета спроса покупателей, изучения структуры реализации книжной продукции. В 1965 г. в книжной торговле была внедрена система ежегодного поименного учета. Поскольку учет производился вручную, обобщение данных происходило медленно. То полученные сведения в значительной мере устаревали. Насущной проблемой стало внедрение компьютерной техники, систем управления товарными запасами, поставками, справочно-информационных систем. Первые положительные результаты использования персональных компьютеров в книготорговой деятельности получили Ростовский книготорг, Центральная оптовая книжная база, Мособлкнига, Ленкнига и другие книготорговые организации.

Улучшилась работа по книгообмену (в основном излишками товаров) между книготорговыми предприятиями. В 1962 г. в Киеве была проведена первая после войны оптовая книжная ярмарка, в которой приняли участие 104 книготорга. С тех пор оптовые книжные ярмарки стали проводиться регулярно. Так, например, в ярмарке 1972 г. приняло участие четыреста книготоргующих предприятий и организаций СССР.

Сложилась в целом правильная концепция ассортиментной работы в книготорговых предприятиях, которая ставила формирование ассортимента во взаимосвязь с результатами изучения и формирования покупательского спроса. Однако эта концепция вступала в противоречие с жесткой командно-административной экономической системой. Так, например, книготорговые предприятия, имея установленный свыше план товарооборота, должно были обеспечить его поставкой товаров. Зная, что дефицитную книжную продукцию они получат в ограниченном количестве, книготорговые работники вынуждены были заказывать и получать те издания, которые не соответствовали спросу обслуживаемого контингента покупателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.41.140 (0.061 с.)