ТОП 10:

Книга в Европе и Северной Америке в XVIII веке



 

XVIII век — время торжества идей буржуазно-демократических революций, победы капиталистических отношений в социальной и экономической сферах жизни стран Европы и Северной Америки. Непременным условием общественного развития стали свобода информации, доступность образования для всех, в том числе и для широких масс потребителей. Эпоха требовала опережающего развития науки, техники, практических занятий. Для реализации этих исторических условий была необходима книга технологически совершенная, универсальная по содержанию, свободная по направлению. Отрасли деятельности, непосредственно связанные с книгой, в частности книгоиздание, книгопроизводство, книгораспространение, играют все более решающую роль в истории человечества.

Не следует, однако, полагать, что крушение феодальных порядков автоматически приводило к абсолютной свободе печати. В 1793 г. Конвент революционной Франции, провозгласив литературный труд высшим интеллектуальным благом, объявил «священным и неприкосновенным» право каждого гражданина сочинить, издать, распространить, наконец, приобрести любую книгу. Однако на деле тот же Конвент, затем диктатура первого консула, а впоследствии императора Наполеона Бонапарта и других правительств Франции разных политических направлений приняли ряд жестких мер и законодательных актов, направленных на ограничение свободы печати.

В начале XVIII века на книжном рынке господствовали аристократические книги в моде была легкомысленная чувственность, пристрастие к разнообразным «красивостям», вычурности, манерности. В оформлении этих изданий преобладал стиль рококо. Издатели любили выпускать книги миниатюрные, причудливо обрезанные в виде овала, цветка, сердца и т.д. Все это были книги эротического или сентиментального содержания. Роскошь издания и крошечные тиражи делали эти книги очень дорогими.

Характерной особенностью содержания аристократических книг был так называемый евфуизм — термин, произошедший от названия модного в то время романа Дж. Лили «Эвфуэс, или Анатомия ума». Это искусственный, манерный, перегруженный выспренными сравнениями, метафорами и прочими литературными украшениями язык салонов.

В XVIII веке появились альманахи — небольшие сборники карманного формата, содержавшие различные сообщения, статьи, очерки, стихотворения. Были альманахи, состоявшие из галантных анекдотов и новелл для чтения в модных салонах, но были и сборники революционных статей. Постепенно некоторые альманахи стали выходить в свет периодически и превратились в то что мы называем журнал (magazine).

Просветительская книга ее авторами и создателями была принципиально посвящена темам будничным, житейским, а в научных и технических изданиях — наукам «прикладным»: ремеслу, технологии, ручному труду.

Художественные произведения просветителей — повести и драмы Вольтера, Гете, романы Руссо, трагедии Шекспира, комедии Бомарше — были насыщены демократическим духом. Эти издания сохранили тщательность подготовки и совершенство оформления книги XVII века, отбросив ее пышность и вычурность.

В благородной простоте пропорций нашел выражение классицизм — стиль, стремившийся подражать законам античного искусства.

Книга просветителей была более доступной и дешевой, чем аристократическая. Чтобы облегчить возможность приобретать капитальные, многотомные сочинения и серии, издатели XVIII века ввели в обиход подписные издания.

Агитационная литература в основном состояла из малообъемных и малоформатных изданий, приспособленным к бесцензурным и даже нелегальным способам распространения. XVIII век иногда так и называют: век брошюры и листовки. Писатели-просветители в своих объемных изданиях вынуждены были пользоваться так называемым эзоповым языком, чтобы уберечь свои книги от цензуры. Создатели же брошюр и листовок, наоборот, вырабатывали стиль емкий и простой, понятный и малограмотному читателю.

В Англии особое распространение получили памфлеты — остросатирические очерки обличительного типа, названные так по имени одного из авторов — парламентария лорда Памфлета (1668 г.). Знаменитейшим из таких памфлетов был роман Дж. Свифта «Путешествие Лемюэля Гулливера» (1727 г.), воспринимавшийся как сатира на высшее английское общество.

Большую роль в развитии книжности эпохи Просвещения сыграли энциклопедии. Энциклопедия означает систематизированный свод знаний. Тип энциклопедических изданий оказался очень популярным в условиях Просвещения. Первое издание под этим названием известно с 1620 г. (Нидерланды). Наибольший успех имело издание Дидро и Д`Аламбера, предпринимавшиеся в 1751-1780 гг. под названием «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Оно имело девиз: «Всякая власть, основанная на насилии, насилием же и свергается». В подготовке издания принимали участие ученые, писатели, инженеры, путешественники Франции и других стран. Читателей привлекали многочисленные приложения, где наглядно показывалась технология различных производств, инструменты и способы их изготовления, раскрывались практические стороны знания. Статьи, посвященные книге («книгопечатание», «книжная торговля»), были написаны самим Дидро. Реакционеры встретили в штыки замечательное начинание энциклопедистов, нападки цензуры заставили Д`Аламбера отойти от издания, и Дидро хотел прекратить его, возвратив аванс подписчикам. Но подписчики отказались принимать деньги, при их поддержке и сочувствии общественности издание было закончено. В нем всего 28 томов, из которых 11 занимают иллюстрации (гравюры).

Энциклопедии получили распространение во всех странах. В 1772 г. начала выходить Британская энциклопедия в Лондоне, а с начала XIX столетия энциклопедии выходят в Германии, Испании, России.

Опыт книгоиздания европейских стран был положен в основу развития книги на Северо-Американском континенте. Годы войны за независимость (1775-1783) и становление буржуазно-демократической республики отразились на характере издаваемых книг. Среди изданий, которые рассматриваются как памятники национальной истории, — «Декларация независимости» (1776), написанная Т. Джефферсоном, политический памфлет Т. Пейна «Здравый смысл» (1776), его же «Права человека» (1791), признанный манифестом американской демократии.

Видную роль в развитии американской книги сыграл Бенджамин Франклин (1706-1790). Самоучка, типографский рабочий, благодаря упорному труду и незаурядным способностям он пробил себе дорогу в жизни и стал виднейшим политическим деятелем и одним из создателей Соединенных Штатов Америки. Наряду с политической и просветительской деятельностью Б. Франклин занимался наукой и изобрел громоотвод, что позволило А. Радищеву написать о нем: «Б. Франклин исторгнул молнию с неба и скипетр у тирана». Его «Автобиография» (1775), оставшаяся незавершенной, провозгласила идеал человека, свободного от рабства и наделенного неотъемлемыми правами.

В 1728 г. Франклин открыл в г. Филадельфии типографию, затем при ней книжный магазин и первую в Америке публичную библиотеку. Он не стремился превратить свои предприятия в дело наживы и заявлял, что основная его цель — дело просвещения. Франклин издавал одну из первых американских газет, а в 1732-1758 гг. получивший широкую известность сборник «Альманах бедного Ричарда». Многочисленные конкуренты и политические противники отнеслись к его начинанию враждебно, и он вынужден был передать дело своим ученикам и партнерам.

Развитие книжной торговли в Америке шло традиционным путем — через книжные лавки. Начиная с 1713 г. стали проводиться книжные аукционы, получившие широкое распространение. До 1800 г. было проведено 865 аукционов книг.

В течение нескольких столетий печатный станок безупречно служил человечеству, пока не настало время, когда, по словам О. де Бальзака, «прожорливые механические станки в наши дни вытеснили из памяти тот механизм, которому мы обязаны прекрасными изданиями Эльзевиров, Плантенов, Альдов и Дидо». Важным шагом на пути прогресса явилось введение стереотипии — изготовления копий набора с целью получения неограниченного числа оттисков с них. Шероховатость и грубость книжной бумаги XVIII века, с одной стороны, и мягкость, податливость типографского сплава — с другой, не позволяли получать с одной печатной формы более 300-400 экземпляров оттисков. Набор быстро «уставал», как говорят полиграфисты, поэтому его приходилось изготовлять заново.

Получение матриц с выгравированных литер или изображения было в принципе известно современникам Гутенберга, оно было положено в основу шрифтолитейного дела. Но изготовление матриц с металлического набора или клише в целом сначала из прессованной бумаги (картона), а потом и металла технологически оформилось только в XVIII веке. С готовых матриц получалось практически сколько угодно отливок (стереотипов) печатной формы.

Первые опыты изготовления стереотипов связаны с именами европейцев — голландца Иоганна Мюллера и шотландца Уильяма Геда, а также француза Фирмена Дидо.

Не менее важное значение имела и типометрия. Типометрия — система единых измерений шрифта, формата, объема как основа стандартизации печатного процесса — родилась не сразу. Еще около 1500 г. венецианские издатели Альды, установив систему форматов книжного издания, кратную двум, сделали первый шаг в этом направлении. В 1737 г. типограф и словолитчик Пьер Фурнье в Париже предложил систему измерений шрифта, при которой единицей является «пункт» (точка), одна семьдесят вторая часть французского «королевского дюйма» (в переводе на современные мерки — 0,376 мм). Это изобретение было подхвачено книготорговцем Фирменом Дидо и его родственниками, которые и разработали типометрию как систему. 12 пунктов у них составляли 1 цицеро, 4 цицеро — 1 квадрат. Таким образом, у них в квадрате оказывалось 48 пунктов. Типометрия Дидо используется и поныне.

Введение и широкое распространение стереотипии и типометрии одновременно с появлением цельнометаллического печатного стана, который изобрел англичанин Ч. Стенхоуп в 1800 г., на фоне общей демократизации печати и установления правовых норм книгопечатания и книгораспространения в странах, где победили буржуазные отношения, явились прологом к общему развитию книги в Новое время.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.007 с.)