Развития туризма в системе регионального управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развития туризма в системе регионального управления



С.А. Боголюбова

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

 

 

Конспект лекций

 

 

Специальность 100103 - Социально-культурный сервис и туризм

Специализация «Туризм»

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

д-р экон. наук, проф. С.А. Боголюбова

 

Рецензент

д-р экон. наук, проф. В.С. Боголюбов

 

 

Подготовлено на кафедре

социально-культурного сервиса и туризма

 

Одобрено научно-методическим советом

факультета туризма и гостиничного хозяйства

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

 

ãСПбГИЭУ, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4

Тема 1. Туризм как объект планирования. 5

Тема 2. Концептуальные основы планирования и развития туризма. 10

Тема 3. Методы планирования и прогнозирования развития туризма. 18

Тема 4. Особенности стратегического планирования в туризме. 22

Тема 5. Место стратегического планирования развития туризма в системе регионального управления. 28

Тема 6. Планирование воспроизводства и развития элементов структуры туризма в регионе. 37

Тема 7. Ресурсное обеспечение развития туризма. 45

Тема 8. Программно-целевое планирование развития туризма: региональный аспект. 59

Тема 9. Оценка эффективности управленческих решений в планировании развития туризма. 67

Тема 10. Опыт планирования развития международного туризма. 71

Тестовые задания. 80

Заключение. 88

Список литературы.. 90

Терминологический словарь. 92

Приложение. Извлечение из рабочей программы дисциплины. 100

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений - 14%, количество прибытий туристов в мире составляет около 900 млн. По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям в 2007 году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей – 10,4%. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Удовлетворить сегодня быстро меняющиеся потребности туристов становится возможным за счет усиления интеграционных процессов как внутри системы туризма, так и с внешней средой.

Однако вместе с развитием туризма возникают, развиваются и актуализируются проблемы устойчивого развития туризма, решение которых методами, сложившимися в прошлом, практически невозможно, что приводит к снижению конкурентоспособности этой прибыльной отрасли, отсутствие возможности наиболее полного удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги. Все это показывает на необходимость использования системного подхода в планировании туризма.

Современные специалисты должны знать основные закономерности, принципы и методы планирования развития туризма, важнейшие плановые показатели и методы их расчета, механизм взаимодействия планов развития туризма с планами социально-экономического развития региона.

Поэтому в качестве объекта изучения дисциплины выступает туризм как открытая социально-экономическая система. Предметом изучения являются принципы, методы и технология планирования туризма.

Целью дисциплины «Планирование и развитие туризма» является формирование у будущих специалистов знаний и навыков по вопросам планирования и развития туризма, а также применения теоретического инструментария к выбору оптимальных вариантов планов развития туризма в регионе.

В результате изучения дисциплины студент должен быть подготовлен к решению следующих задач:

· раскрытию основных закономерностей и логики планирования в системе управления туризмом;

· определению роли и возможности органов власти и управления влиять на туристскую сферу в регионе;

· рассмотрению отдельных проблем планирования развития туризма в Российской Федерации;

· установлению особенностей и основных инструментов разработки стратегии развития туризма;

· определению возможностей использования отдельных информационных потоков в процессе принятия решений по стратегическому планированию туризма на различных уровнях управления;

· применению современных методов обработки и анализа социально-экономической информации на отдельных стадиях процесса принятия управленческих решений;

· сопоставлению различных моделей и вариантов организации планирования развития туризма в Российской Федерации.

· анализу зарубежных моделей и методов планирования развития международного туризма

ТЕМА 1.

ТУРИЗМ КАК ОБЪЕКТ ПЛАНИРОВАНИЯ

В результате изучения темы 1 студенты должны знать:

· сущность и значение туризма как формы отдыха;

· особенности функционирования и развития системы туризма;

· роль и значение аттракторов в планировании туризма;

· инфраструктуру туризма и особенности ее функционирования и развития;

· особенности взаимодействия туризма с экономикой региона;

· сущность концепции устойчивого развития рекреаций;

· факторы, оказывающие влияние на развитие туризма;

уметь: раскрыть содержание туризма как объекта планирования; сформулировать проблемы устойчивого развития туризма;

владеть: практическими навыками углубленного исследования и анализа факторов развития туризма.

 

1. Туризм как социально-экономическая система и объект планирования.

2. Основные элементы системы туризма

3. Концепция устойчивого развития туризма.

4. Факторы развития туризма

 

Под современным туризмом обычно понимается «… деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями … без занятия оплачиваемой трудовой деятельностью».

Туризм в регионе можно определить как большую открытую социально-экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих под влиянием внешних и внутренних факторов элементов, таких как: туристы, инфраструктура туризма, региональная среда, туристские организации и иные структурные образования и элементы, деятельность которых направлена на предоставление услуг туристам в соответствии с их потребностями и возможностями на основе действующих норм и правил.

Основу туризма, его движущую силу составляют объекты привлекательности для туристов: уникальные природные объекты (каньоны, скалы, водопады), национальные парки, моря, общенациональные и религиозные праздники, крупные зрелищные и спортивные мероприятия, музеи, ярмарки, казино, красивые города и т.д. Одним из новых и перспективных объектов притягательности стал космос: там побывало уже три туриста. Такие объекты привлекательности можно назвать аттракторами.

Под туристскими аттракторами следует понимать комплекс объектов, расположенных на определенной территории, обладающих различными свойствами, которые представляют интерес для туристов и на этой основе формируют цели посещения объектов привлекательности.

Чем больше разнообразных аттракторов находится в туристской дестинации, тем больше туристов она притягивает к себе и тем интенсивнее развивается инфраструктура туризма в этом регионе. Поэтому перед органами, занимающимися планированием и управлением туризмом стоит первоочередная задача – находить и развивать аттракторы как ядро системы, обеспечивая устойчивость развития туризма в регионе.

Для туристов интерес представляет не сам объект – аттрактор, например, Средиземное море, а его определенные свойства, обладающие характеристиками, которые мы называем характеристиками туристских аттракторов.

Для того чтобы аттракторы сохраняли свою привлекательность и, возможно, даже усиливали ее, необходимо:

1. Поддерживать на надлежащем уровне эксплуатационные характеристики.

2. Разрабатывать и внедрять новые методы демонстрации достопримечательностей.

3. Осуществлять поиск новых свойств используемых объектов.

4. Развивать аттракторы.

5. Улучшать доступность к объектам.

6. Разрабатывать программы по созданию новых центров туризма.

Туризм функционирует и развивается преимущественно за счет средств туристов, которых притягивают аттракторы. При этом важная роль принадлежит инфраструктуре обслуживания туристов. Под инфраструктурой туризма в регионе понимается система, которая включает в себя как объекты, характерные только для обслуживания туристов, так и обеспечивающую и поддерживающую инфраструктуру региона.

Введение в научный оборот понятия «туристские аттракторы» позволяет расширить представление о туризме и в дальнейшем рассматривать объект исследования как большую открытую систему, включающую в себя: объекты привлекательности (аттракторы); обслуживающую туристов инфраструктуру; региональную среду; туристов, а также внешнюю среду, структурированную по иерархии факторов влияния.

Инфраструктура туризма имеет территориальную привязку, образуя так называемую туристскую дестинацию. Термин «дестинация» (в переводе с английского обозначает «местонахождение») был введен Лейпером в середине 80-х гг. и определялся как географическая территория, имеющая определенные границы со «всевозможными» удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов. Именно аттракторы являются одним из главных факторов конкуренции между туристскими дестинациями, а, следовательно, необходимо найти свою «изюминку» для привлечения туриста на территорию данной дестинации.

Туризм является составной частью региональной социально-экономической системы, т. е. имманентен ей. Развиваясь, туризм оказывает прямое и косвенное воздействие на экономику региона. При прямом влиянии расходы туристов непосредственно формируют доходы предприятий сферы туризма, а при косвенном – прямое воздействие туризма генерирует рост спроса в сопряженных отраслях.

Прямое воздействие туризма в основном проявляется на национальном уровне через госбюджет, платежный баланс и характеризуется такими показателями, как доля туристских расходов и доля налоговых поступлений от туризма в ВВП. На региональном уровне больше заметен косвенный эффект который, как правило, оценивается посредством мультипликатора, как показателя туристских расходов в регионе, т.е. количество раз, которое деньги, вложенные туристами в местную экономику, были фактически потрачены в принимающем регионе. Преобладающая часть расходов приходится на дестинацию, где, чем выше комплексность туристских услуг, тем больше спрос на услуги смежных отраслей и видов деятельности.

В зависимости от видов и характера имеющихся туристских ресурсов осуществляется зонирование территории региона.

Туризм подвержен влиянию со стороны многих факторов (рис.1), выявление, учет, анализ и использование которых в планировании и прогнозировании является важнейшей задачей обеспечения устойчивого развития туризма в регионе.

Согласно принятому в 1992 году на конференции в Рио-де-Жанейро определению, устойчивым развитием называется процесс, в рамках которого развитие происходит без нанесения ущерба ресурсам и их истощения, что и делает развитие возможным.

Рис. 1. Классификация факторов, влияющих на устойчивое

развитие туризма

 

Под устойчивым развитием туризма следует понимать создание условий с учетом воздействия внешних и внутренних факторов, обеспечивающих улучшение характеристик системы туризма при достижении динамически изменяющихся целей в границах допустимых пределов роста (ограничений: экономических, экологических, иных).

В последние годы количество факторов, оказывающих влияние на создание туристского спроса, относительно возросло. Спрос резко дифференцировался: граждане с высоким уровнем доходов имеют высокую избирательность и повышенные требования к качеству услуг. Новое качественное состояние спроса стало сказываться на туристских технологиях, а значит, на объеме и структуре предложения на рынке услуг.

 

Контрольные вопросы к теме 1

1. Дайте понятие туризма с системных позиций.

2. Из каких субсистем состоит система «туризм»?

3. Что такое аттракторы? Какова их роль в планировании развития туризма в регионе?

4. Дайте современное представление инфраструктуры туризма.

5. Назовите основные принципы формирования, функционирования и развития туристских дестинаций.

6. Дайте определение понятиям «регион», «туристский регион», «туристское зонирование территории».

7. В чем проявляется особенность взаимодействия туризма с экономикой региона?

8. Какие факторы, воздействуют на развитие туризма в регионе. Почему необходимо плановое регулирование факторов?

ТЕМА 2.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

В результате изучения темы 2 студенты должны знать:

· сущность планирования и его роль в развитии туризма;

· виды планирования;

· основные этапы целевого планирования;

· типы планирования;

· принципы планирования;

уметь: раскрыть содержание основных подходов к планированию; находить необходимую информацию, проверять её достоверность и использовать при планировании развития туризма;

владеть: знаниями по концептуальным основам планирования туризма.

 

1. Планирование: сущность понятия, этапы.

2. Уровни туристского планирования.

3. Виды планирования

4. Основополагающие принципы планирования

 

В экономической литературе планирование трактуется как совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из множества возможных вариантов развития хозяйственного объекта наилучший (оптимальный), обеспечивающий наиболее эффективное использование ресурсов.

Под планированием развития туризма понимается одна из функций управления, заключающаяся в непрерывном процессе разработки планов в соответствии с поставленными целями и задачами, определяющими будущее состояние большой открытой социально-экономической системы, которой является туризм, а также методов и средств его достижения в условиях ресурсных ограничений.

Механизм планирования включает в себя:

· принципы планирования;

· определение приоритетных целей;

· обеспечение взаимосвязи между показателями;

· учет факторов и конъюнктуры развития рынка;

· анализ проблем;

· выбор оптимального варианта развития;

· контроль за осуществлением планов.

Этапы процесса планирования:

1) анализ внешней и внутренней среды (сбор и отслеживание информации о компонентах, имеющих наиболее существенное значение для развития туризма в регионе; составление прогнозов развития туризма; оценка реального положения); формулировка проблемы;

2) планирование целей (результатов) (иногда этот этап предшествует анализу среды);

3) планирование средств, необходимых для достижения целей, в том числе ресурсов;

4) принятие решений (выбор оптимального варианта развития (стратегий) и его проработка);

5) планирование реализации (готовятся среднесрочные и далее годичные и оперативные планы и программы);

6) контроль за осуществлением планов (сравнение теоретических данных с фактическими, анализ и последующее использование в планировании и управлении – выработка рекомендаций по корректировке плана для достижения его окончательных целей).

Результатом процесса планирования является система планов. Планвключает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. Заметим, что, так как туризм является составной частью социально-экономической системы региона, то планы развития туризма должны разрабатываться в контексте социально-экономического развития региона.

Туристское планирование осуществляется на международном, национальном, региональном, местном уровнях.

На международном уровне планируются в основном услуги по международным перевозкам, туры и потоки туристов по разным странам, международные маркетинговые стратегии и рекламные кампании. В качестве субъектов планирования выступают такие организации, как Всемирная туристская организация, Международная организация гражданской авиации, Международная ассоциация воздушного транспорта и др.

На национальном уровне сущность планирования выражается в том, чтобы обозначить и определить районы развития туризма, содержащие те или иные туристские достопримечательности, а также в выработке национальной туристской политики, планов и программ по достижению желаемого состояния развития туризма, а также формированию инвестиционной политики, туристского законодательства, общей маркетинговой стратегии и рекламной кампании, разработке стратегических и тактических методов реализации туристской политики государства.

Сущность регионального туристского планирования находит свое отражение в разработке региональной политики, программ и планов развития туризма с учетом специфических условий конкретного региона. Под туристским регионом в данном контексте понимается отдельная территориальная единица, основанная на общности природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, объединенная общей туристской инфраструктурой и воспринимаемая в виде целостного объекта.

Местный уровень планирования отличается детализацией и использует планы по землепользованию с отведением отдельных территорий для отелей и других видов размещения, туристских достопримечательностей, зон отдыха, парков, транспортных систем и иных элементов инфраструктуры туризма. Планирование осуществляется на уровне туристского центра, туристского курорта и туристских аттракторов.

Планирование на уровне участка - это очень детальное планирование местоположения и планировки зданий и построек, парковой зоны, ландшафтной архитектуры и организации инфраструктуры, используемых в туризме.

Все виды планирования могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как уровень управления, характер планирования, степень охвата, длительность временного интервала, цель достижения.

По уровню управления следует различать планирование на макроуровне, мезоуровне и микроуровне.

По характеру планирование подразделяют на директивное и индикативное.

Директивное планирование предусматривает, чтобы государственные планы имели силу закона, все уровни руководства несли ответственность за выполнение плановых заданий.

Индикативное планирование - это система, которая опирается на выявление желательных целей, а не на приказы для их достижения. Индикативное планирование предусматривает косвенное воздействие на предприятия туризма и гостиничного хозяйства через систему регуляторов (нормативов и льгот).

По степени охвата конкретных сторон деятельности планирование подразделяют на общее и частичное.

По длительности временного интервала - на долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное.

Долгосрочное планирование в основном характерно для крупных турпредприятий (туристских комплексов, системы туризма в целом) и насыщенного рынка. Долгосрочные планы определяют общую стратегию предприятия. Они содержат главные стратегические цели на перспективу, сроком от трех до пяти лет и более.

Выделяют следующие этапы долгосрочного планирования:

· формирование предпосылок;

· постановка проблем, формулирование целей;

· разработка новых стратегий «продукт - рынок».

Долгосрочные планы включают в себя среднесрочные и краткосрочные планы.

Среднесрочное планирование рассчитано на срок от двух до трех лет. В рамках среднесрочного плана конкретизируются прогнозируемые на перспективу показатели. Выявляются расхождения с прогнозами. Среднесрочный план предполагает детализацию разделов и показателей (план эксплуатационной деятельности гостиничного хозяйства; план по труду; план маркетинга; финансовый; план ресурсного обеспечения; план доходов и прибыли и т.п.).

Краткосрочное планирование охватывает период до одного года. Краткосрочные планы реализуются через составление календарных программ при контроле за их исполнением.

По целям достижения можно выделить следующие виды планирования: стратегическое, тактическое, оперативное.

Задачей стратегического планирования является разработка возможных целей и стратегий развития туризма (задач, программ и ситуационных планов, инвестиционных, которые в свою очередь зависят от выбора стратегических решений) и определении необходимых для достижения ресурсов, формировании политики, направленной на мобилизацию и рациональное использование этих ресурсов.

Тактическое планирование представляет собой конкретизацию стратегического. Тактическое планирование - это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.

Оперативное планирование. Оно базируется на планах конкретных действий, мероприятий, акций, которые обеспечивают достижение намеченных целей. Это планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах, например, планирование потока туристов, планирование маркетинга и т.п.

Под принципами планирования понимают общие правила осуществления процесса разработки планов и их взаимоувязки по «уровням планирования»

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем, это: необходимость, единство, непрерывность, гибкость (адаптивность) и точность. Наряду с этими принципами на практике необходимо использовать еще и такие принципы, как: научность, целенаправленность, устойчивость, системность, комплексность, экологичность, безопасность, оптимальность, принцип участия, холизма, профессионализма и эффективности.

Научность планирования основывается на изучении, использовании объективно действующих законов и закономерностей развития природы и общества, использовании данных, объективно отражающих стартовые условия и тенденции развития туризма в регионе, применении методов, отвечающих целям развития туризма.

Принцип необходимости означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида туристской деятельности.

Единство как принцип предполагает, что планирование должно иметь системный характер и предусматривает разработку общего плана социально-экономического развития туризма в регионе.

Принцип непрерывности планов заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла; разрабатываемые планы должны следовать один за другим.

Целенаправленность предполагает обоснование в первую очередь стратегических и тактических целей развития туризма.

Следование принципам гибкости (адаптивности) и устойчивости означает, что планирование необходимо осуществлять с учетом возможных изменений факторов внешней и внутренней среды, которые могут обусловить корректировку целей устойчивого развития туризма, приоритетов и механизмов их реализации.

Системность означает необходимость использования элементов системного анализа в каждом управленческом решении, а также элементы и свойства теории больших систем, такие как: неаддитивность, эмерджентность, синергичность и т.д.

Комплексность в управлении сферой туризма означает необходимость всестороннего охвата всей системы планирования, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств, всех факторов, оказывающих влияние на устойчивое развитие туризма.

Точность. План должен быть составлен с определенной степенью точности, т.е. конкретизирован и детализирован в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние факторы, действующие на региональную систему туризма.

Следование принципу экологичности означает необходимость минимизации антропогенных воздействий на природу, экологизации всех сфер туристской деятельности путем интегрирования функции планирования по целям экологического развития, своевременное решение экологических проблем, развитие экологического мировоззрения людей.

Следование принципу безопасности означает необходимость разработки механизмов по обеспечению личной, экономической и иной безопасности в туристской деятельности.

П ринцип оптимальности позволяет выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели.

Участие как принцип предполагает важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех заинтересованных в развитии туризма в регионе сторон.

Принцип холизма состоит из двух частей: координации и интеграции. Координация устанавливает, что туристскую деятельность в регионе нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от других видов деятельности. Интеграция определяет, что планирование, не может быть столь же эффективным без взаимоувязки планов субъектов планирования развитием туризма в регионе с планами всех заинтересованных лиц для рационального использования ресурсов.

Реализация принципа профессионализма обеспечивается специальной подготовкой всех субъектов планирования, созданием необходимой методической и информационно-аналитической базы, привлечением в случае необходимости специалистов из системы планирования регионом, специализирующихся на решении отдельных актуальных проблем его комплексного социально-экономического развития.

Соблюдение принципа эффективности означает необходимость доказательства, что именно сформированный набор целей развития туризма, функций, определенных в качестве приоритетных, намеченные пути их реализации обеспечат удовлетворение и развитие духовных и физических потребностей туристов.

Таким образом, принципы планирования, наиболее тесным образом связанные с основными методами эффективного рыночного планирования, ориентируют субъектов планирования на достижение наилучших экономических показателей.

Контрольные вопросы к теме 2

1. Что понимается под планированием развития туризма?

2. Назовите основные этапы процесса планирования.

3. Охарактеризуйте уровни туристского планирования.

4. Что такое директивное планирование?

5. Раскройте сущность и особенности индикативного планирования в туризме.

6. Раскройте сущность долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования.

7. Раскройте сущность стратегического, тактического и оперативного планирования.

8. В чем заключается различие между стратегическим и оперативным планированием? Всегда ли долгосрочное планирование является стратегическим?

9. Что понимается под принципами планирования. Раскройте сущность основополагающих принципов планирования развития туризма в регионах и их взаимосвязь.

 

Тема 3.

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

В результате изучения темы 3 студенты должны знать:

· факторы выбора методов планирования;

· сущность основных методов планирования туризма;

· риски в туризме;

· отличительные особенности методов прогнозирования развития туризма;

уметь: раскрыть содержание методов планирования и прогнозирования;

владеть: инструментарием наиболее рационального использования туристских ресурсов для достижения поставленных целей.

1. Факторы выбора методов планирования.

2. Методы планирования

3. Риски в туризме и их классификация.

4. Методы прогнозирования в туризме: преимущества и недостатки.

 

Методы планирования представляют собой способы преобразования экономической информации с целью определения темпов и оптимальных пропорций развития объекта планирования, путей наиболее эффективного использования ресурсов, а также разработки плана.

Принято различать следующие методы планирования: научные, экспериментальные, балансовые, нормативные (технико-экономических расчетов), индексные, программно-целевые, экономико-аналитические, метод с использованием коэффициента эластичности, экономико-математическое моделирование и т.п.

Выбор методов планирования определяется рядом факторов:

· степенью сложности планируемого показателя и его взаимосвязей;

· протяженностью планируемого периода (методы текущего и перспективного планирования различаются);

· обеспеченностью исходной информацией, возможностью ее получения, обработки, использования в плановых расчетах и др.

Рассмотрим сущность некоторых из них.

Сущность балансового метода заключается в том, что он позволяет путем построения соответствующих балансов взаимно увязывать на основе нормативов и норм имеющиеся в наличии ресурсы (рекреационные, материальные, финансовые и т.д.) и фактические потребности туристов, т.е. установить равенства между возможностями и потребностями.

Нормативный (технико-экономическux расчетов) метод, предполагающий использование при расчете показателей плана технико-экономических нормативов, которые позволяют обосновать величину этих показателей. Технико-экономические нормативы характеризуют рациональное использование культурно-познавательных, материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов.

В практике планирования широко применяется экономико-аналитический метод. Он заключается в том, что при разработке плана экономические явления и процессы изучаются путем анализа их отдельных частей, а также совокупности в целом. Анализ позволяет установить зависимости между показателями и наметить изменения в плане в соответствии с имеющимися ресурсами и заданными целями.

В процессе обоснования плановых показателей, разработки и принятия плановых решений важную роль играют экономико-математические методы, в частности, методы линейного, динамического, эвристического и стохастического программирования. На основе методов линейного программирования решаются задачи оптимизации плановых показателей.

При планировании устойчивого развития туризма в регионе, необходимо обеспечить прогнозирование вероятности наступления (проявление) рисков и размеры тех отрицательных последствий, к которым они приведут.

Под риском многие авторы, такие как: А. И. Бланк, К. А. Кирсанов, Е. С. Стоянова и другие понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери, вытекающие из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека.

Факторами рисков можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры по снижению степени риска. При этом эффективность воздействия на факторы риска в развитии туризма во многом определяется классификацией рисков, позволяющей определить характер возможных последствий.

Под классификацией рисков понимают их распределение на отдельные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.

На рис.2 представлена классификация рисков на внешние и внутренние в зависимости от источника их проявления. Это позволяет разработать методы и принципы их выявления и устранения, что является одним из основных аспектов устойчивого развития туризма в регионе.

К внешним рискам следует относить риски, которые не связаны напрямую с использованием потенциалов региона для развития туризма, но оказывающие на его формирование и развитие значительное (порой, доминирующее) влияние.

К внутренним рискам, следует относить риски, которые проявляются непосредственно в процессе формирования и использования потенциалов региона для развития туризма. В отличие от внешних рисков они легче поддаются прогнозированию, выработке мер, а также методов по их упреждению.

Таким образом, риски не просто существуют отдельно сами по себе, то есть обособлено, а они в различной степени взаимосвязаны и представляют собой систему с сильными и слабыми связями, которые могут проявляться в виде цепной реакции (наступление одного риска, может повлечь за собой возникновение другого(их) риска(ов)).

 

Изменение внутриполитической ситуации в регионе
Изменение в законодательстве
Риск повреждения или гибели основных фондов
Риск, связанный с внедрением в деятельность новых технологий
Внутренние риски
Внешние риски
Риски в развитии туризма в регионе
Другие
Валютный
Инфляционный
Финансовые
Политические
Другие
Социальные
Транспортные
Производственные
Экологические
Природные



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.127 с.)