Технологии, обеспечивающие развитие туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии, обеспечивающие развитие туризма



 

Мы рассмотрели связь системы туризма с экономикой, социальной сферой и политикой. Теперь проследим влияние технологий на туризм. Технологии, обслуживающие туристскую отрасль, подразделяются на три сферы: транспортная техника, оснащение гостиниц и ресторанов, коммуникационная техника.

Транспорт. Развитие туризма и его преобразование в современный массовый феномен вряд ли были бы возможны без соответствующего обновления транспортных средств. Но для туризма важна не только чисто техническая сторона, но и последствия развития средств передвижения, которые оказывали или оказывают влияние на состояние общества и культуры. В связи с этим важнейшим показателем является мобильность, создавшая возможность свободы передвижения. Повышенная мобильность увеличивает личную свободу каждого человека, так как он получает больше возможностей для изучения посещаемой местности. С другой стороны, и регионы больше не могут существовать изолированно, как это было раньше. Контакт с внешним миром расценивается и как частично положительный, и как отрицательный фактор. Невозможно сделать однозначный и окончательный вывод по поводу того, хорошо это или плохо - открыть какое-либо место для внешнего мира.

Повышенная мобильность вызывает и нежелательные последствия, важнейшие из которых:

1. транспортные средства создают шум и загрязняют атмосферу;

2. люди в пути находятся не в спокойной обстановки. Это особенно характерно для автомобильного и авиационного движения, где перемещаются большие потоки пассажиров;

3. впечатления, полученные при высокой скорости поездки и частой смене мест, более поверхностны, чем при умеренной скорости путешествия.

Гостиничная и ресторанная техника. Вторая составная часть технологий, оказывающих большое воздействие на туризм, - это гостиничное и ресторанное оборудование и оснащение. В последние десятилетия они значительно улучшились, поэтому упростились и рабочие процессы в гостиничном и ресторанном хозяйстве.

Коммуникационная техника. Коммуникационная техника на современном этапе обусловлена развитием компьютерных технологий: использование компьютеров внесло революционные преобразования в информационные и коммуникационные технологии, так как обеспечило сохранение больших объемов информации, а также их быструю обработку и передачу. Информационные системы существенно улучшили гласность туристского рынка и облегчили принятие решений, касающихся выбора путешествия и подготовки к нему.

Примеры:

системы компьютерного резервирования с применением Интернета в течение нескольких секунд дают информацию о свободных местах в гостиницах, о транспортных компаниях мира и позволяют сразу же сделать заказ на множество различных услуг;

информация о движении транспортных средств и тарифах запрашивается электронным способом;

автоматизировано оформление билетов на проезд.

 

Таким образом, развитие транспортных средств предоставило туристам большую свободу передвижения. Гостиничная и ресторанная техника упростила и стандартизировала работу в гостиницах и ресторанах, частично сэкономила рабочую силу. Для развития коммуникационной техники большое значение имеют разработки компьютерных технологий, так как компьютеры позволили быстро передавать и обрабатывать большие объемы информации, необходимые отдельным туристским предприятиям и учреждениям.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Что вы понимаете под субъектом и объектом туризма? Дайте расширенное толкование этих понятий.

2. Чем отличается открытая система туризма от любой закрытой экономической системы?

3. Обоснуйте свои выводы о том, какие функции туризма описываются в следующих примерах:

а) после того как дети выросли и уехали из родительского дома, семья фермеров переоборудовала пустые комнаты в комнаты для гостей и стала сдавать их отдыхающим (отдых в фермерской усадьбе);

б) служащая транспортного бюро сдает на трое суток комнату приезжему туристу;

в) школа серфинга в Сочи предоставляет сезонную работу для пяти инструкторов;

г) руководитель турбюро настолько занята своей профессиональной деятельностью, что у нее не остается времени для работы по дому, поэтому она два дня в неделю пользуется услугами домработницы.

4. Выездной туризм неблагоприятно сказывается на развитии народного хозяйства страны, так как заработанный доход расходуется не на потребление отечественных товаров и услуг, а вывозится за границу. В результате этого страдает отечественный спрос. Оцените данное высказывание. Обратите внимание на функцию сглаживания.

5. Приведите три примера того, как туризм отрицательно воздействует на окружающую среду.

6. Что должно быть сделано для того, чтобы на долгое время сохранить целостность природы и одновременно развивать туризм как экономический фактор?

7. Что вы понимаете под словом окулътуризация? Приведите примеры положительного и отрицательного ее воздействия.

8. В каких политических сферах принимаются следующие решения:

а) городские власти планируют строительство объездной дороги, чтобы избавить узкие исторические улицы своего города от транзитного движения;

б) правительство обсуждает закон о поддержке среднего бизнеса. Предприятия средней величины получат налоговые льготы;

в) организация строит дом отдыха для малообеспеченных семей. Строительство осуществляется за счет общественных средств;

г) музыкальный фестиваль «Славянский базар» в Витебске финансируется из городского бюджета;

д) город нуждается в дополнительных средствах для проведения известного музыкального представления. Чтобы обойти конкурентов, политики решают использовать для строительства специального зала, необходимого для проведения мюзикла, общественные средства.

9. Как может государство, используя туристские мероприятия политического характера, добиваться защиты окружающей среды? Приведите несколько примеров.

10. Технический прогресс привел к тому, что передвижение людей стало быстрее, безопаснее, комфортабельнее и экономичнее. Но повышенная мобильность желательна далеко не для каждого случая. Почему?

11. Вы узнали, как туризм изменился под воздействием совершенствования техники. Подумайте об обратной связи: каким образом туризм влияет на развитие техники? Приведите примеры.

 

Туристские регионы, организации и предприятия

 

Формирование туристского предложения происходит в учреждениях туристской отрасли. Объект туризма (туристская отрасль) включает в себя три основных компонента - туристский регион (место), туристскую организацию и туристское предприятие.

 

Туристский регион

 

Турист пользуется комплексом услуг, которые предоставляются ему в определенном месте, или регионе, где происходит туристское мероприятие (событие). Это место из-за своих привлекающих факторов становится центром туризма. Туристские места отличаются причинами, по которым в них задерживается субъект туризма (турист).

Когда турист выбирает цель своего путешествия, он сравнивает между собой различные места и те услуги, которые там имеются, и выбирает из них то, что ему лучше подходит. Тот продукт, который турист заказывает и покупает, состоит из услуг, предлагаемых в данном месте (туристском регионе). Территория, где предлагается комплекс услуг, не обязательно имеет четко выраженные границы. Это может быть часть региона или туристский центр, гостиница, где имеются все необходимые сооружения для организации отдыха и размещения туристов. Такая территория может охватывать какую-либо область, страну или даже группу стран, которые турист выбирает как цель своего путешествия.

Есть несколько подходов к определению туристского региона, связанных с ответом на следующие вопросы как определить территорию, которую турист выбрал для путешествия, и какой размер территории воспринимается различными рыночными сегментами как цель путешествия?

Можно предположить, что туристским местом (целью путешествия) будет город, область, страна, район или даже какое-то село, т.е. какое-либо географическое пространство. А можно предположить и то, что туристское место определяется по признаку общности спроса и географически не выделяется (например, круиз в несколько стран). В этом случае учитывается точка зрения потребителя, поскольку спрос может иметь и импульсивный характер.

Всемирная туристская организация определяет туристский регион как территорию, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха, учебного процесса или оздоровления. Из данного определения следует вывод о том, что туристский регион, для того чтобы считаться самостоятельным, должен иметь все необходимые сооружения для пребывания в нем туристов.

Как видим, ВТО определяет туристский регион как место, располагающее какими-либо аттракционами и приспособленными к ним туристскими сооружениями и услугами, которые выбирает турист или группа туристов и которые продаются производителем услуг.

То, чем туристский регион является для определенного туриста, зависит от его потребностей и его восприятия. Для туриста-спортсмена - игрока в гольф - туристским регионом скорее всего будет являться спортивный центр с площадкой для игры в гольф. Для заморских туристов (например, для американцев), которые за шесть дней хотят посмотреть всю Европу, туристским регионом будет являться весь европейский континент.

В дальнейшем под туристским регионом следует понимать географическую территорию (место, регион), которую гость или туристский сегмент выбирает с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Таким образом, регион представляет собой единый туристский продукт и конкурентоспособную единицу и должен управляться как стратегическая коммерческая единица.

Туристский регион можно рассматривать, учитывая требования самих отдыхающих. При такой модели выделяются четыре параметра, исходя из которых отдыхающий, прибыв однажды в место отдыха, хочет осуществить свои туристские мотивы еще и еще раз. В зависимости от опыта, мотива поездки и удаленности от места жительства отдыхающий выделяет следующие параметры: жилье, место, ландшафт и экскурсии.

Следует иметь в виду, во-первых, чем на большее расстояние удалена цель путешествия, тем шире туристский регион (швейцарец путешествует по южной Англии, которая будет являться для него туристским регионом; азиат совершает недельную поездку по Европе, которая тоже становится для него туристским регионом); во-вторых, чем уже цель поездки, тем меньше туристский регион (для хирурга, который заинтересован лишь в участии в конгрессе, гостиница, где будет проводиться конгресс, станет его туристским регионом; для участника конгресса, который одновременно интересуется культурой города и хочет сделать кое-какие покупки, весь город становится туристским регионом).

Современный менеджмент должен учитывать все нюансы, связанные с определением «туристский регион», так как этот регион представляется для него соответствующей конкурентной единицей. По этой причине при определении продукта туристского региона следует использовать ориентированное на потребителя мышление. Производственный аппарат всего региона производит только тот комплекс услуг, который имеет спрос у потребителя, и этот комплекс услуг может изображаться как цепь услуг. Цепи услуг - это аналитические инструменты, которые, с точки зрения потребителя, разделяют полную услугу на отдельные части-элементы и частичные процессы. Потребитель не ориентируется при пользовании различными элементами услуг на предприятия, а относит услугу и ее качество к региону как к единому целому. Таким образом, регионы через все элементы цепи услуг должны стремиться к перспективному развитию.

Качество региона как производителя туристских услуг должно измеряться по тому, насколько хорошо этот регион может приспособить свои услуги под потребности заказчиков. Если какому-то региону удастся установить на рынке достаточные цены за свои продукты, этот регион может накопить достаточно ценностей, чтобы хорошо оплатить работу всех участников производственного процесса, а также оградить от внешних эффектов производства и потребления туристских услуг всех лиц, занятых в этом процессе (например, население, которое не ощущает на себе никаких экономических эффектов, но страдает от увеличения транспортного движения туристов). Способность получить от рынка достаточное накопление ценностей можно обозначить как конкурентоспособность региона.

Стратегическая цель всего региона как конкурентной единицы - обеспечение конкурентоспособности на длительный период. Взаимодействие отраслей (гостиниц, транспортных предприятий, торговли), их рынков, населения и окружающего мира оказывает влияние на конкурентоспособность региона. Рынки предъявляют высокие требования к продукции и тем самым стимулируют работу отраслей, и наоборот: конкурентоспособные отрасли заинтересованы в сохранении и увеличении количества требовательных клиентов на местах. Отрасли, получающие от туризма хорошую прибыль, формируют определенное позитивное мнение у местного населения. Население, позитивно относящееся к туризму в своей местности, - гарантия гостеприимства, что облегчает реализацию инновационных туристских проектов. Взаимодействие окружающей среды и региона, особенно отношение населения к позитивным и негативным внешним эффектам или реакция на позитивные и негативные тенденции, также оказывает влияние на состояние конкурентоспособности. Туристский регион как конкурентная единица схематически представлена на рис. 2.3.

При определении содержательной части туристского региона во главу угла следует поставить мотивацию туристов. В зависимости от этого различаются туристские места широкого и узкого профиля. Нахождение человека в туристском месте широкого профиля оказывается чаще всего случайным, так как причиной путешествия является не само это место. Туристскими местами широкого профиля являются образовательные центры, промышленные и административные комплексы, а также транспортные системы. В отличие от туристских мест широкого профиля посещение туристских мест узкого профиля является самоцелью. Сюда входят зоны с различными туристскими достопримечательностями, что в конечном счете и привлекает туристов в данный регион. Все вышеизложенное позволяет представить туристский регион как своего рода систему, набор связанных между собой элементов (рис. 2.4).

 

Рис. 2.3. Взаимосвязь элементов туристского региона

 

Как видно из рисунка, в данной системе туристского региона все его составляющие тесно взаимосвязаны: внутренний блок тесно взаимодействует с различными сферами окружающего мира. Когда сфера деятельности туристского региона определена (рис. 2.5), немаловажное значение для менеджмента приобретает процедура распределения задач между поставщиками услуг в туристском регионе (рис. 2.6).

 

Туристские организации

 

Рассматривая такую структуру, как туристская организация, попытаемся ответить на следующие вопросы: что представляет собой туристская организация и каково ее место в системе туризма? какие задачи она решает? какие существуют типы туристских организаций?

Вопрос о необходимости и важности существования в туристском регионе объединенной туристской организации не дискутируется. Такая организация должна взять на себя выполнение кооперативных задач в своем регионе. В различных источниках туристские организации называются по-разному и выполняют разные функции менеджмента.

С одной стороны, туристскую организацию можно определить как особый вид организационной структуры управления, которая берет на себя функцию координатора в туристском регионе. Для менеджмента важно, чтобы различные функции, как отдельного предприятия, так и туристского региона координировались специальными организационными структурами.

С другой стороны, туристские организации представляются туристскими посредниками, т.е. туристские организации данного типа должны выполнять маркетинговые функции, носить кооперативный характер и иметь возможность организовать работу, как на государственном уровне, так и в частном порядке.

В любом случае туристские организации формируют туристскую политику, т.е. должны создать выгодные для туризма рамочные условия и стимулировать его развитие в подведомственном районе. Такими организационными структурами являются туристские организации в виде частнохозяйственных (объединения) или государственных (управление) структур. Они осуществляют свою деятельность на трех уровнях: национальном (федеральном), областном и городском (коммунальном).

 

Рис. 2.5. Сфера деятельности туристского региона

 

Рис. 2.6. Распределение задач между поставщиками туристских услуг в туристском регионе.

 

Особым видом туристской организации может быть рекламный центр, который осуществляет работу по привлечению в страну иностранных туристов (организует рекламные туры и другие рекламные кампании).

Туристские организации охватывают государственные и частные структуры на региональном, национальном и международном, а также частично на местном уровне (рис. 2.7). Такие организации необходимы для планирования развития туризма в регионах и странах, координации сбыта туристского продукта.

На федеральном уровне находятся туристские организации федерального или правительственного ранга, оказывающие прямое или косвенное воздействие на туризм.

Примеры:

министерство путей сообщения одобряет изменение тарифов на железной дороге;

министерство юстиции и комитет таможенного контроля контролируют визовый режим перехода границы туристами.

Кроме министерств, существуют специальные комитеты, которые делают независимые экспертные заключения, касающиеся определенных туристских проблем. Эти комитеты также относятся к туристским организациям федерального уровня.

Пример. Правовой комитет Парламента России рассматривает вопрос о перенесении основных направлений правового обеспечения в туризме, разработанных в Брюсселе, в российское право.

Государственные организации регионального уровня разрабатывают собственные программы поддержки туризма в своем регионе. Такие программы способствуют развитию туристской инфраструктуры, ремесел, курортных учреждений и социального туризма. Кроме того, эти организации проводят маркетинг.

Особенность туристских организаций коммунального уровня состоит в том, что функционально весьма трудно выделить государственную и частную стороны их деятельности. Раньше формированием инфраструктуры, рекламой и обслуживанием гостей занимались управления по туризму. В последние годы выполнение этих задач взяли на себя почти повсеместно частноправовые организации - туристские управления, объединения, информационные центры, ООО, ОАО и т.д. Членами туристских организаций коммунального уровня становятся в основном гостиничные и торговые предприятия, а также все лица и фирмы, заинтересованные в развитии туризма в своей местности.

Управления и объединения решают те же задачи, которыми ранее занимались управления по туризму: формирование туристской инфраструктуры; реклама; обслуживание гостей; посреднические услуги по расселению туристов.

Таким образом, государственные туристские организации - это политические учреждения, дислоцирующиеся на трех уровнях: национальном, областном и районном (местном). Частные туристские организации осуществляют свою деятельность также на трех уровнях, однако создаются и финансируются они негосударственными структурами (объединениями и союзами). Наибольший эффект в деятельности туристских организаций достигается тогда, когда государственные и частные предприятия объединяют свои интересы в рамках единого союза.

 

Рис. 2.7. Иерархическая структура различных уровней управления региональными туристскими организациями

 

Следовательно, для различных территориальных уровней - областей, территориальных единиц, регионов, стран (групп стран) туристские организации необходимы. В зависимости от уровня (места, региона, страны) задачи менеджмента решаются по-разному. Традиционно различные уровни туристских организаций рассматриваются по иерархии: национальная организация располагается над региональной, а региональная, в свою очередь, - над местной. Задачи у всех типов организаций одинаковы, но разница в том, что они распространяются на разные по размерам территории и имеют неодинаковую значимость. Раньше исходили из того, что нижний уровень организации должен стремиться выполнять свои задачи по примеру верхнего уровня. Сейчас такое утверждение довольно относительно, ведь для оптимизации управления важно знать, что ожидают различные уровни организаций друг от друга: местные туристские организации - от организаций верхнего уровня (региональных и межрегиональных).

В функции местных туристских организаций входят: организация информационного бюро для туристов; исследование рынка; ознакомление вышестоящего региона с проблемами туризма; формирование марки для вышестоящего региона; консультация по вопросам рынка; программа обучения и квалификации кадров; система бронирования мест в гостиницах; представительство интересов на вышестоящем уровне; общее участие в ярмарках; СМИ на верхнем уровне; формирование мнения; маркетинг в отдаленных регионах.

Анализ мелких и крупных туристских мест показал, что в крупных регионах более высокие требования предъявляются к проведению организациями верхнего уровня маркетинга, а такие функции, как планирование ведущего образа, формирование и координация предложения, даже не упоминаются. Такой факт кажется обоснованным, так как на эти функции ориентируются в своей деятельности местные организации, ведь они имеют для этого большие возможности. Особо выделяются функции сервисного обслуживания в отдаленных регионах.

С точки зрения менеджмента региональной организации к вышестоящим и нижестоящим организациям предъявляются разные требования. Задачи местных и субрегиональных объединений зависят от величины и возможностей этих объединений. Их маркетинговая деятельность ориентируется на радиус досягаемости их марки. При осуществлении деятельности, связанной с рынком, а также при разработке самостоятельных акций на соответствующем рынке они присоединяются к совместной деятельности других структур. В обязательном порядке должна выполняться информационная и маркетинговая работа. От вышестоящей туристской организации требуется формирование имиджа большого региона; проведение маркетинга за границей (координация совместной деятельности); представительство местной организации на важнейших туристских рынках.

Относительно распределения обязанностей и ответственности (что очень важно для менеджмента в туризме) между различными уровнями туристских организаций можно выделить следующие задания-функции для каждой из них:

функции предложения должны взять на себя организации более низкого уровня. Они имеют прямой контакт с отдельными исполнителями услуг и хорошо знают продукт. К низшему уровню относятся те организации, которые располагают всеми сооружениями и минимальным количеством аттракционов для размещения и развлечения гостей, а также необходимым для выполнения такой деятельности кадровым составом;

функции представительства интересов должны выполняться на каждом уровне государственной (политической) структуры организациями с одинаковым географическим радиусом деятельности. Такие организации имеют практически одинаковый вес относительно политических структур. В большинстве стран выполнение представительских функций берут на себя местные, областные и национальные туристские организации;

маркетинговые функции должны выполняться в каждом регионе в зависимости от его известности, имиджа и финансовых возможностей. Как правило, местная туристская организация должна пытаться повысить свою известность на национальном уровне; региональная организация на национальном уровне и на ближайших зарубежных рынках должна стремиться к формированию и сохранению марки. Национальная туристская организация должна представлять на рынках свою национальную марку, расширять и укреплять туристскую известность нации. Таким образом, каждый уровень выполняет маркетинговые функции на своем рынке;

функцию создания и сохранения ведущего образа должны выполнять организации каждого уровня. Национальная организация должна разрабатывать национальную стратегию развития туризма и профессионально следить за национальным ведущим образом в туризме, а местные туристские объединения выполняют эти задачи в своих регионах.

Безотносительно к уровням управления все функции туристских организаций можно сформулировать следующим образом:

разработка и исполнение местной курортной и региональной туристской политики;

объединенная политика, учитывающая рыночные условия;

обеспечение общих интересов в транспортном сообщении;

формирование туристского самосознания;

организация культурной, фольклорной, общественной и спортивной жизни;

руководство деятельностью турбюро;

обсуждение предложений, указаний и жалоб, относящихся к туристской деятельности;

выполнение задач по формированию и координации туристского предложения;

эксплуатация курортных и туристских сооружений и долевое участие;

налаживание и укрепление связей с управлениями, гостиничными предприятиями, транспортными и туристскими организациями, различными объединениями, прессой, радио, телевидением, организациями всех форм собственности.

При распределении функций между различными уровнями необходимо, чтобы между ними было налажено ориентированное на выполнение общих задач сотрудничество.

Таким образом, туристские организации занимают определенное место в системе туризма в целом, поскольку представляют собой органы управления и частные объединения, которые формируют (создают) туристские услуги (туристский продукт) для рыночной продажи, выступают посредниками й координируют функциональную деятельность туристских предприятий и регионов.

 

Туристские предприятия

 

Туристские предприятия представляют собой третий важный компонент, создающий туристское предложение внутри подсистемы «объект туризма». В туристской отрасли функционируют различные туристские предприятия. Одни из них предоставляют клиентам исключительно туристские услуги, а для других туризм - это одно из нескольких второстепенных направлений их коммерческой деятельности. Предприятия, существующие только за счет туризма, называются туристскими предприятиями сферы первичных услуг, а предприятия, получающие доходы не только от туристской деятельности, - туристскими предприятиями сферы вторичных услуг. Таким образом, услуги первых предприятий служат исключительно туризму и составляют основу его существования, а услуги второй группы предприятий удовлетворяют лишь некоторую часть туристского спроса, так как туризм для них - лишь один из многих источников существования и их услугами пользуются не только туристы.

Следует иметь в виду, что некоторые туристские предприятия в зависимости от выполняемых ими функций одновременно принадлежат и к одной, и к другой категории. Например, туристские гостиницы и туристские бюро всегда оказывают только первичные туристские услуги, а ресторан или кафе в санатории или в доме отдыха - это предприятия первичных услуг, но такие же рестораны и кафе в городе уже не являются непосредственно туристскими предприятиями, поскольку выполняют вторичную туристскую функцию. Классификация туристских предприятий показана на рис. 2.8.

В основе классификации лежат такие признаки, как общность спроса клиентов, функциональная роль предприятий в системе туризма, объем и удельный вес предлагаемых ими туристских услуг. Рассмотрим каждый тип туристских предприятий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.17.20 (0.055 с.)