Оценка эффективности управленческих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности управленческих



РЕШЕНИЙ В ПЛАНИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

В результате изучения темы 9 студенты должны знать:

· понятия эффективности и результативности;

· основные направления совершенствования регионального законотворчества в сфере туризма

· методы оценки эффективности управленческих решений в планировании развития туризма на уровне регионов;

уметь: выбирать методы оценки эффективности управленческих решений в планировании развития туризма;

владеть: статистическими и фактологическими данными развития туризма; практическими навыками комплексной оценки развития туризма.

 

1. Государственная статистика. Основные направления совершенствования регионального законотворчества в сфере туризма как основы планового развития туризма.

2. Методы оценки эффективности принятия решений в планировании.

 

Основным законом, регламентирующем основы законодательства о туризме является Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ». За минувшие годы выявились недостатки действующего закона: ряд его положений противоречит Гражданскому кодексу РФ; ущемляет права туристов как потребителей, не обеспечивая их безопасности и безопасности их имущества; приводит к значительному увеличению числа правовых конфликтов, споров в судах; отсутствуют финансовые гарантии для туроператоров и турагентов, перевозчиков всех видов, предприятий гостеприимства (гостиниц и питания); не разграничены полномочия федерального центра и регионов в сфере туризма. Кроме того, из сферы правового регулирования “выпали” аттракторы и аттракции, целые виды туризма и области правовых отношений (например, отношения туроператор - турагент, туроператор-гостиница, туроператор-перевозчик, гостиница – предприятия питания, турфирма – туристы как потребители услуг, турист – турист, турист - поставщики туристских услуг).

В настоящее время перед многими региональными субъектами права стоит задача совершенствования региональных законов о туризме как основы планирования развития туризма.

Индикатором для государственного регулирования должны служить показатели государственной статистики. Однако действующую система государственной статистики в стране и регионах дает неполную (заниженную) и искаженную информацию, в том числе о вкладе туризма в экономику региона (его эффективности), что не стимулирует законодателей более серьезно подойти к проблемам развития туризма.

Под эффективностью (от лат. effectus – результат, исполнение) понимается действенность, результативность, созидательность.

Анализ отечественного опыта и действующих в настоящее время методических рекомендаций по оценке эффективности развития туризма в регионе показал, что систему показателей эффективности можно разделить на две большие группы: экономическую и социальную.

К группе показателей экономической эффективности можно отнести следующие показатели:

1. Экономическая эффективность предприятий, непосредственно производящих туристские услуги (предприятия размещения, питания, транспорт и другие) – как собственно эффект от работы предприятий.

2. Экономическая эффективность предприятий, необходимых для обеспечения жизнедеятельности туристов (общественный транспорт, учреждения здравоохранения, предприятия по производству сувениров и другие) - как дополнительный доход за счет оказываемых услуг туристам (так как они предназначены, в первую очередь, удовлетворять потребности местного населения).

3. Экономическая эффективность предприятий, обслуживающих материально-техническую базу туризма в регионе.

4. Эффективность функционирования объектов туристского притяжения (аттракторов и аттракций). В этом случае экономическая эффективность может быть оценена величиной прибыли (рентабельности).

5. Эффективность инвестиций в развитие туризма в регионе, предопределенная действием эффекта мультипликатора, которая оценивается каждый раз индивидуально для каждого отдельного инвестиционного проекта.

6. Эффективность развития отдельных видов туризма (спортивного, оздоровительного, познавательного и других) может быть определена как доход взаимосвязанных предприятий, организаций, учреждений, оказывающих услуги туристам по достижению конкретной цели туризма (познание, оздоровление, отдых, деловые цели и т.д.).

7. Эффективность развития внутреннего, въездного и выездного туризма может быть определена через количество туристов, прибывающих или убывающих из региона с целью туризма, т.е. не поддается оценке в денежном выражении напрямую.

8. Бюджетная эффективность, которая может быть прямой и характеризовать величину налоговых поступлений в бюджеты соответствующих уровней (федеральный, региональный, местный) непосредственно от объектов сферы туризма; и косвенной, под которой следует понимать прирост величины налоговых поступлений от предприятий других сфер деятельности региональной экономики, товарами, продуктами и услугами которых пользуются туристы во время своего пребывания в дестинации.

К группе показателей социальной эффективности можно отнести:

1. Эффективность туристской поездки как формы отдыха, например, через показатели здоровья.

2. Показатели, которые определяют социальную эффективность развития туризма в регионе непосредственно.

3. Эффект, выражающийся в развитии культурного потенциала региона, например, повышение уровня образования жителей данной дестинации, появление частных музеев и т.д.

Однако, учитывая склонность элементов системы туризма к интеграции, эффективность развития туризма должна быть основана на показателях результативности. Под показателем результативности понимается количественный или качественный показатель, характеризующий степень соответствия желаемого (целевого) состояния системы туризма в регионе фактическому на конкретный момент времени.

Показатели результативности должны обладать следующими характеристиками: измеряемость; специфичность (с учетом специфики развития туризма в конкретном регионе); конкретность (относится, например, конкретно к какому-либо предприятию туризма или характеризует выполнение программы); достижимость (поставленная цель должна быть достигнута с использованием имеющихся и синтезированных потенциалов); адекватность (система управления должна адекватно отражать объект управления).

Результаты эффективности мероприятий программы могут выражаться степенью удовлетворенности потребностей туристов, эффективностью использования инфраструктуры, объемом оказанных услуг, величиной дохода от вложенных инвестиций, прибыльностью предприятий туризма и возможностью их развития (диверсификации) за рассматриваемый период и т.д.

Контрольные вопросы к теме 9

1. Перечислите основные направления совершенствования региональных законов о туризме как основы планирования развития туризма?

2. Что такое эффективность?

3. Какие показатели могут быть отнесены к экономической эффективности развития туризма?

4. Какие показатели могут быть отнесены к социальной эффективности развития туризма?

5. Какие трудности возникают при оценке общей эффективности системы туризма?

6. Как можно определить бюджетный эффект реализации мероприятий программы развития туризма в регионе?

7. Почему в условиях рыночной экономики на первое место выходит коммерческая эффективность инвестиционных проектов, а бюджетная эффективность становится вторичной?

8. Как вы думаете, почему эффективность развития туризма в регионе должна быть основана на показателях результативности? Что такое показатели результативности?

9. Какими основными характеристиками должны обладать показатели результативности мероприятий программы?

10. Охарактеризуйте основные группы показателей результативности программных мероприятий.

Тема 10.

ОПЫТ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ

МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

В результате изучения темы 10 студенты должны знать:

· особенности планирования развития международного туризма в развитых странах мира

· особенности определения эффективности принятия решений в планировании развития международного туризма;

уметь: назвать отличительные подходы в планировании развития туризма в развитых странах мира;

владеть: сведениями об особенностях планирования за рубежом и возможности использования их при разработке эффективных программ развития туризма в регионах России.

 

1. Деятельность муниципалитетов по планированию туризма в крупных туристских центрах и регионах мира

2. Содержание поэтапного плана развития международного туризма.

3. Особенности определения ожидаемого экономического эффекта от затраченных средств на развитие международного туризма.

 

Туристская политика любой страны строится, исходя из ее внутренних специфических условий и внешних факторов, и рассматривается как составная часть общей политики государства. В силу ряда причин в мировой практике существуют различные национальные системы организации регулирования туризма. Можно выделить следующие модели управления туризма:

1-я модель характерна для стран, в которых туризм не признается приоритетной отраслью или субъекты рынка занимают сильные позиции и способны решать вопросы без государственного участия за счет профессиональных усилий по продвижению туристского продукта (например, США).

2-я – характерна для стран, где туризм является основным источником валютных поступлений (например, Турция, Египет, Греция) и поэтому предполагает строгий контроль со стороны государства за всей отраслью.

3-я - характерна для европейских государств (Франции, Испании, Италии) и предусматривает вхождение национальной туристской администрации в состав многоотраслевого министерства. Взаимный комплекс программно-целевого управления и бизнес-планирования сочетает форму государственного регулирования и принцип рыночной конкуренции. Например, в Италии принят закон 135/2001, нормы которого способствовали развитию местных туристских систем и позволили создать комплексный системный подход к управлению территорией, ее ресурсами, а также преодолеть существующую в стране разобщенность.

Содействие развитию туризма - с учетом его места в экономике и характера самой индустрии - должно входить в обязанности правительства так же, как и поддержка любой другой сферы экономической деятельности. Совет государственных агентств по планированию в США отмечает, что «наличие рекреационных фондов играет все более важную роль для развития новых направлений в бизнесе, поддержания уже существующих (нетуристских) фирм в регионе и поощрения роста любой фирмы в пределах штата».

Весь процесс планирования (на примере США) можно разделить на 10 этапов:

ЭТАП 1 - Определение туристского продукта. Для принятия правильного решения о выборе турпродукта необходимо исходить в первую очередь из желаний и финансовых возможностей иностранных туристов, нежели от взглядов местных предпринимателей или туристских властей (иными словами, характер спроса определяет предложение). Туристский продукт должен быть понятен и настолько очевиден, насколько позволяет ситуация; он должен достоверно отражать состояние достопримечательности или иного туристского объекта, в противном случае это может привести к уменьшению туристского потока в данный регион.

ЭТАП 2 - Инвентаризация ресурсов. Этот этап предусматривает создание каталога ресурсов, доступных иностранным туристам внутри района и вокруг него. В такой каталог включается перечень услуг, которые предоставляются в настоящее время, а также тех, которые могут ожидаться в течение ближайших трех лет.

ЭТАП 3 - Анализ рынка. На этом заключительном подготовительном этапе необходимо определить типы иностранных посетителей и/или иностранные рынки, которые вероятнее всего откликнутся на предлагаемые регионом туристские объекты и достопримечательности, а также оценить характер и масштабы конкуренции со стороны других стран и сообществ за этих иностранных посетителей.

ЭТАП 4 - Налаживание международных контактов. На данном этапе необходимо определить:

· имеет ли туристский продукт, который будет рекламироваться, значение для людей за рубежом, которые будут фактически продавать его;

· являются ли местные ресурсы конкурентоспособными по сравнению с сопоставимыми турпродуктами на том же самом рынке, предлагаемыми другими регионами и частными компаниями, и где лучше всего предлагать новый турпродукт;

· определены ли наиболее подходящие целевые страны и/или наиболее подходящие сегменты международного рынка для новой международной туристской программы.

Прежде чем приступить к планированию, желательно согласовать свои действия с иностранными специалистами по туристской деятельности, т.е. с операторами, организующими прием на месте, или компаниями по управлению турцентром.

ЭТАП 5 - Организация работы. В регионах должен быть создан жизнеспособный административный механизм для координации всех прямых и косвенных усилий по привлечению и приему иностранных посетителей.

ЭТАП 6 - Совершенствование внутренних ресурсов. В процессе составления перечня необходимых ресурсов для развития туризма необходимо сначала выявить сильные и слабые стороны региона. Это позволит найти пути совершенствования элементов своей туристской инфраструктуры для того, чтобы туристы, прибывшие впервые, сразу же почувствовали радушие и гостеприимство, а также с тем, чтобы увеличить шанс, что эти посетители по возвращении будут способствовать привлечению друзей, родственников и коллег.

ЭТАП 7 - Обработка информационных источников. В силу разрозненности статистических данных, а, следовательно, возможного искажения реальной ситуации развития туризма, регионам рекомендуется проводить свои статистические исследования для того, чтобы проверять, как совершенствуются методы, используемые региональными органами власти для стимулирования международного туризма и для оказания помощи в разработке будущих программ на этапе планирования, с целью привлечения наиболее перспективных категорий туристов. На этом этапе должна быть собрана полная информация по вопросам, касающимся туризма, а именно: четко определен туристский продукт, перечень ресурсов, организационная структура, информационная база, статистический механизм для оценки прогресса в области туризма, приступают к разработке рекламных материалов.

ЭТАП 8 - Разработка рекламных материалов. Необходимо сделать правильный выбор по нахождению эффективного канала продвижения турпродукта.

ЭТАП 9 - Привлечение специалистов. Для выполнения программы необходимо иметь специалистов по международной туристской деятельности, в первую очередь опытных.

ЭТАП 10 - Вхождение в рынок. Региональные власти и частные компании должны выходить на зарубежный рынок, используя методы, позволяющие максимизировать финансовые ресурсы, выделенные для обеспечения деятельности по продвижению их туристского продукта.

Десять этапов расположены в порядке очередности их осуществления. Некоторые из них начинаются и завершаются в течение относительно короткого периода времени другие осуществляются одновременно в процессе реализации плана. Все они необходимы для организации и проведения комплексных эффективных мероприятий по развитию международного туризма и могут быть начаты в течение первых 12 месяцев реализации плана.

Каждый этап связан с видами деятельности, предпринимаемыми спонсорской организацией - агентством местного органа власти, частной компанией или специально созданной для этого ассоциацией.

В табл.4. представлены ориентировочные затраты туристского центра на программу, описанную выше, на трехлетний период.

 

 

Таблица 4

Затраты на 3-х летнюю программу развития туризма

Этапы программы Диапазон, тыс. долларов
низкий уровень высокий уровень
Определение туристского продукта -  
Инвентаризация ресурсов -  
Анализ рынка -  
Организация международных контактов    
Организация работ    
Совершенствование внутренних ресурсов    
Уточнение информационных источников    
Разработка рекламных материалов    
Привлечение специалистов    
Вхождение в рынок    
Итого 2640 6205

 

При планировании расходов исходят из предположения, что приблизительно 25% трехлетнего бюджета будет израсходовано на первом году, еще 35% - на втором году и остаток - в течение третьего года реализации программы (табл.5).

Таблица 5

Расходы на программу по времени

Годы Диапазон, тыс. долларов
низкий уровень высокий уровень
Первый   562,5
Второй   2166,5
Третий    

 

Как следует из данных табл.4 затраты на трехлетнюю программу колеблются в пределах 2,6 млн - 6,1 млн долл. Средние затраты на программу, вероятно, окажутся около 4,25 млн долл. Следует отметить, что на международном рынке всегда бывает заметное отставание между первыми затраченными суммами денег и первым возвращенным доходом. В результате затраты на 5-летнюю программу не будут полностью компенсированы самое раннее до конца 4-го года.

Очевидно, что не только бюджетные деньги должны расходоваться для привлечения иностранных посетителей в свой регион, но также частные и государственные предприятия должны брать на себя операционные расходы по размещению, питанию, защите, просвещению и развлечению туристов во время их пребывания в регионе / туристской дестинации. Эти затраты приблизительно оцениваются в 10% расходов на развитие туризма.

Для компенсации затрат в 4,25 млн долл. за трехлетний период предположим, что суммарные расходы иностранных туристов в течение тех же временных рамок, чтобы достичь уровня безубыточности, составят 10-12 млн. долл. Если один турист в среднем тратит примерно 130 долл. в день, находясь в Соединенных Штатах, и пребывает около 2,5 дней на любой данной территории, то в регион необходимо привлечь около 8 тысяч новых туристов для покрытия издержек. Зная также, что расходы туристов многократно вкладываются в экономику региона (эффект мультипликатора) и принимая значение мультипликатора – 1,5, приходим к выводу, что поступающие 325 «новых» доллара в действительности составляют для региональной экономики 485 долл. Иными словами, привлечение 8 тысяч новых иностранных туристов может оказаться для некоторых регионов значительным доходом. Такое количество дополнительных туристов можно разместить, имея лишь 25 постоянно незанятых гостиничных номеров (с учетом типичной загрузки).

Несмотря на то, что данные расчеты являются приблизительными, по оценке большинства экономистов каждые 100 новых иностранных туристов, прибывающих в регион / туристскую дестинацию, создают примерно одно новое рабочее место. Следовательно, 2650 иностранных посетителей в любой год создают приблизительно 27 новых рабочих мест. Эти рабочие места должны дать дополнительно примерно 1-1,5 млн. долл. в региональный фонд заработной платы. Заработная плата и ее эффект мультипликатора, конечно, дают новые налоговые поступления, увеличивая на 12-15% региональные бюджетные доходы. Складывая эту сумму с налогами, генерированными расходами самих туристов, с учетом эффекта мультипликатора, можно предположить, что будет получен дополнительный доход в фонды свыше 475 тыс. долл. То есть примерно 17-20% затрат средней всеобъемлющей программы развития туризма должны вернуться только в форме новых налоговых поступлений.

Так как основная часть прибыли от новых туристов будет реализована связанными с туризмом компаниями в целях удовлетворения своих интересов и потребностей, то и основная часть затрат на развитие должна быть покрыта этими фирмами. По оценкам экспертов, предлагаемая программа даст частному сектору общую чистую прибыль в пределах 1 млн. долл. Но возникает последний вопрос. Эти цифры основаны на анализе безубыточности. Та же программа развития туризма за трехлетний период может привлечь как 8 тысяч туристов, так и 80 тысяч. Если это произойдет, то доход, полученный регионом от развития туризма, будет значительно выше.

Контрольные вопросы к теме 10

1. В чем заключается особенность планирования развития международного туризма в США.

2. Какие организационные структуры в США занимаются вопросами развития туризма?

3. Почему в настоящее время возникла необходимость в передаче функции развития международного туризма не общественному агентству при постоянной исполнительной структуре, а некоммерческому субъекту (корпорации) или автономному ведомству?

4. На какой срок разрабатываются программы развития международного туризма?

5. Какой подход используется при планировании развития международного туризма?

6. Раскройте сущность каждого этапа программы развития международного туризма?

7. В чем принципиальное отличие региональных программ развития туризма в США и России?

8. Какова особенность определения ожидаемого экономического эффекта от затраченных средств на развитие международного туризма в США?

9. Определите одну главную достопримечательность в вашем регионе (городе), которая, вероятнее всего, станет причиной развития на его территории международного туризма. Попытайтесь составить описание этой достопримечательности в основном с точки зрения того, что иностранцы, вероятнее всего, захотят увидеть и сделать, а не с точки зрения того, что им хотят показать. Какие меры могут быть предприняты для совершенствования турпродукта в зависимости от выхода на различные международные рынки?

10. Определите в деталях, как можно организовать размещение, питание, транспортировку, развлекательную и просветительскую программу, информацию и иные услуги в период пребывания иностранных туристов в регионе?

11. Разработайте свои способы сбора данных для того, чтобы региональным структурам по управлению туризмом была полная ясность в том, в каком виде предлагать туристскую информацию и услуги у себя в регионе и за рубежом.

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Тема 1. Туризм как объект планирования

1. Основу туризма, его движущую силу составляют

+: объекты привлекательности для туристов

-: туристы

-: население

 

2. …… - комплекс объектов, расположенных на определенной территории, обладающих различными свойствами, которые представляют интерес для туристов и на этой основе формируют цели посещения объектов привлекательности

+: туристский аттрактор

-: предприятия досуга и развлечений

-: инфраструктура туризма

 

3. Туризм в регионе развивается преимущественно за счет …

-: бюджетных средств

+: средств туристов

-: средств общественных организаций

 

4. Первоочередная задача органов, занимающихся планированием и управлением туризма, ….

+: развивать аттракторы

-: обеспечить занятость населения

-: повышать качество услуг

 

5. Процесс разработки региональной программы развития туризма предполагает учет …… факторов, определяющих приоритеты и перспективы развития туризма на данной территории.

-: внутренних

-: внешних

+: внутренних и внешних

 

Тема 2. Концептуальные основы планирования

Развития туризма

6. … - - процесс разработки планов, включающий определение показателей деятельности в условиях ресурсных ограничений

+: планирование

 

7. Основным этапом целевого планирования является:

-: поиск проблем и проблемных ситуаций

+: поиск целей

-: анализ факторов и конкурентоспособности рынка

-: ресурсное обеспечение программ

 

8. Последовательность этапов процесса планирования

1: анализ внешней и внутренней среды; формулировка проблемы;

2: планирование целей

3: планирование средств, необходимых для достижения целей, в том числе ресурсов;

4: выбор оптимального варианта развития (стратегий)

5: подготовка планов и программ развития

6: контроль за осуществлением планов

 

9. Сущность регионального туристского планирования

-: сохранение культурного наследия

+: разработка программ и планов развития туризма с учетом специфических условий конкретного региона

-: продвижение регионального турпродукта на международный рынок

-: планирование потоков туристов в регион

 

10. …. планирование - это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей

+: тактическое

-: стратегическое

-: оперативное

 

11. Принцип …… означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида туристской деятельности.

+: необходимости

-: научности

-: гибкости

Тема 3. Методы планирования и прогнозирования

Развития туризма

12. …… планирования представляют собой способы преобразования информации с целью определения темпов и оптимальных пропорций развития объекта планирования, путей наиболее эффективного использования ресурсов, а также разработки плана.

-: принципы

+: методы

-: функции

 

13. Риски, которые проявляются непосредственно в процессе формирования и использования потенциалов региона для туризма, называются

+: внутренние

-: внешние

 

14. Метод решения крупных проблем развития туризма, позволяющий учесть интересы всех участников деятельности

+: программно-целевой

-: экономико-математический

-: нормативный

+: логистический

Тема 4. Особенности стратегического планирования

В туризме

15. Последовательность этапов стратегического планирования развития туризма в регионе

1: организационно-подготовительный

2: формирование и анализ информационной базы о состоянии и перспективах развития туризма в регионе

3: разработка стратегических целей и задач развития туризма в регионе

4: формулирование стратегий достижения целей

5: разработка сводного стратегического плана мероприятий по реализации стратегических целей и задач развития туризма в регионе

6: мониторинг хода реализации стратегического плана

 

16. Субъекты стратегического планирования развития туризма:

+: органы управления туризмом

-: турфирмы

-: туристы

-: социально-экономические процессы

+: руководящие структуры предприятий туризма

 

17. ….. генеральный замысел (система взглядов), определяющий стратегию действий

+: концепция

-: план

-: программа

 

18. Долгосрочное стратегическое планирование охватывает срок …. лет

-: 5

+: 10-15

-: 10

-: 3-5

Тема 5. Место стратегического планирования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.106 с.)