Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развития туризма в системе регионального управления ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
19. Стратегическое планирование предполагает -: разработку мероприятий на ближайшую перспективу +: увязку целей с ресурсами -: быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды
20. Основные функции региональных органов управления туризмом +:координация комплексного исследования проблем развития туризма в регионе +: принятие концептуальных решений по развитию туризма в регионе +: разработка принципов и обоснование целей развития туризма, стратегий, методов -: содействие развитию приоритетных видов туризма на территории дестинации -: привлечение к решению проблем развития туризма на договорных началах предприятий, учреждений и организаций, расположенные на территории дестинации -: разработка проектов местных программ развития туризма
21. Региональный ……… развития туризма - это постоянное наблюдение за состоянием туристской индустрии в регионе +: мониторинг Тема 6. Планирование воспроизводства и развития Элементов структуры туризма в регионе 22. Производство – распределение - обмен - потребление благ и услуг – процесс ….. +: воспроизводства
23. Воспроизводство материально-вещественной составляющей в туризме -: потребности туристов +: объекты размещения -: человеческий фактор +: рекреационная среда -: объекты питания
24. Старение отдельных элементов основных фондов под влиянием технического прогресса - ….. износ -: физический +: моральный -: экономический
25. Инновационно-инвестиционные процессы …… от постоянно меняющихся потребностей людей в удовлетворении их потребностей в отдыхе +: зависят -: не зависят
Тема 7. Ресурсное обеспечение развития туризма 26. Использование одних и тех же ресурсов для разных видов туризма, а также использование для одного вида туризма разных ресурсов +: комплексность -: выгодность -: полезность
27. Запасы, имеющиеся в наличии и могущие быть использованы для достижения определенной цели - ….. +: потенциал -: резерв -: ресурс
28. Установленная величина, определяющая нормативный уровень расходования ресурсов, получения доходов, прибыли - …. +: норма Тема 8. Программно-целевое планирование Развития туризма: региональный аспект 29. Логика программно-целевого метода выражается формулой
+: цели – пути – средства -: цели - средства -: цели – проблемы – средства
30. Виды целевых программ по способу действий +: ресурсные -: долгосрочные -::научно-технические +: маркетинговые -: федеральные
31. Соответствие между подходами к планированию и составлению программ развития туризма и их основой
32.Результирующий документ, содержащий общую сводку сведений о программе, заимствованных из разных программных документов, на основании которого осуществляется реализация целевой программы, является …… Программы. +: паспорт Тема 9. Оценка эффективности управленческих решений в планировании развития туризма 33. Соответствие между методами оценки эффективности инвестиций и показателями их эффективности.
34. Виды экономической эффективности в туризме +: функционирование объектов туристского притяжения +: инвестирование развития туризма -: прирост рабочих мест -: развитие туристского потенциала региона -: научно-образовательный эффект Тема 10. Опыт планирования развития Международного туризма 35. Соответствие этапа планирования туризма в США его сущностному содержанию
36. Вопросами развития туризма в штатах (округах) США занимаются исключительно -: государственные органы управления туризмом; +: специальный отдел по международному туризму, подчиняющийся непосредственно мэру города; +: руководство морского порта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Туризм сегодня в большинстве стран является не только высокодоходной отраслью экономики, но и выполняет важную функцию по оздоровлению общества. Наиболее эффективно он развивается там, где имеются в достаточном количестве аттракторы, интересные современному туристу и стабильны экономическая и политическая обстановка. Развиваясь на конкретных территориях, он использует для своего развития как уже известные, так и новые туристские ресурсы и методы, с помощью которых можно удовлетворить динамически изменяющиеся потребности туристов и достичь главной цели – устойчивого развития. Поэтому предложенный принцип изложения материала от общих концептуальных вопросов к методическим и практическим позволяет более глубоко и предметно изучить основные аспекты планирования и развития туризма. В процессе обучения раскрываются сущностные характеристики туризма как системы и объекта планирования; особенности взаимодействия туризма с экономикой региона; факторы, воздействующие на туризм и необходимость их планового регулирования; особое место уделено аттракторам и аттракциям как ядру планирования устойчивого развития туризма в регионе; освещены теоретические основы планирования развития туризма с системных позиций, изложены основные виды, принципы и методы планирования, роль рисков в планировании и прогнозировании туризма, рассмотрены преимущества и недостатки основных методов прогнозирования, применяемых в туризме; уточняется представление о стратегическом планировании; раскрываются проблемы формирования системы стратегического планирования и управления туризмом в регионе; раскрыта сущность воспроизводственных процессов в туризме; особое внимание уделено плановому подходу к выявлению и структуризации туристских ресурсов региона; целевому формированию и использованию туристских потенциалов; основным принципам и цели составления кадастра туристских ресурсов; нормам и нормативам эффективного использования ограниченных ресурсов; показана роль программно-целевого подхода к планированию развития туризма; предложены методические подходы к оценке эффективности принятия решения в планировании развития туризма в регионе; раскрывается содержание основных этапов планирования за рубежом и особенности определения ожидаемого экономического эффекта от затраченных на развитие международного туризма средств. Таким образом, на основе изучения и анализа современной отечественной и мировой экономической литературы, данный материал позволяет будущим специалистам сферы туризма рассмотреть основное содержание и весь предмет регионального планирования развития туризма с современных научных, методических и практических позиций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные правовые акты 1. Закон РФ от 20.07.1995 №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». – М.: Собрание законодательства РФ. - № 44, 1995.
2. Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 №454-ст «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1)». 3. Федеральный Закон от 24.11.1996 № 132 – ФЗ «О туризме». 4. Федеральный закон от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в РФ» (с изм. и доп.) Основная 5. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с. 6. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. Сер. «Экономика и управление». - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательсикй центр «МарТ», 2005. – 400 с. 7. Программно-целевое планирование и управление: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 428 с. 8. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учеб.пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – 256 с. Дополнительная 9. Боголюбов В. С. Экономика туризма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. С. Боголюбова, В. П. Орловской. - М.: Академия, 2005. - 192 с. 10. Боголюбов В.С., Севастьянова С.А. Факторы и условия устойчивого развития туризма: региональный аспект. - СПб.: Изд-во «Инфо-Да», 2005. – 279 с. 11. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: Сборник нормативных документов (Под ред. Ю.Ф. Волкова) / Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 448 с. 12. Морозов В. А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями в национальной экономике. - М.: ТЕИС, 2004. - 192 с. 13. Рохчин В. Е., Жилкин С. Ф., Знаменская К. Н. Стратегическое планирование развития городов России: системный подход / Под ред. В. Е. Рохчина, С. Ф. Жилкина, К. Н.Знаменской. - СПб.: ИРЭ РАН, «Скифия-принт», 2004. - 276 с. 14. Севастьянова С. А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005. - 180 с. 15. Туризм и туристские ресурсы в России 2005. Федеральная служба государственной статистики. Официальное издание. - М., 2006. - 172 с. 16. Ушаков Д. С. Стратегическое планирование в туризме. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 285 с.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Аттрактивность – важное системное туристских ресурсов, свидетельствующее об их ценности для потребителей Дестинация (с англ. обозначает «местонахождение») - географическая территория, имеющая определенные границы со «всевозможными» удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов.
Емкость туристских ресурсов - показатель способности ресурсов обеспечивать полное (в соответствии с принятыми нормами и требованиями) обслуживание максимально возможного количества туристов за определенный период времени. Инвестиции (от лат. investre – одевать, облачать) - вложения финансовых ресурсов «сегодня», с расчетом получить доходы в будущем. Инвестиции в туристскую сферу представляют собой процесс создания с помощью капитала новых туристских объектов, а также модернизацию или реконструкцию существующих, способных производить и оказывать определенные виды туристских услуг. Интеграция – объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Инфраструктура туризма – а) комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, дорог, смежных индустрии туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма; б) система, которая включает в себя как объекты, характерные только для обслуживания туристов, так и обеспечивающую и поддерживающую инфраструктуру региона. Кадастр – систематизированный свод данных, включающий качественную и количественную опись объектов или явлений, в ряде случаев с их эколого-социально-экономической оценкой. Кадастр туристских ресурсов - обобщенная (экономическая или экологическая) потребительная (стоимостная или балльная) оценка туристских ресурсов. Комплексность туристских ресурсов предполагает использование одних и тех же ресурсов для разных видов туризма, а также использование для одного вида туризма разных ресурсов. Комфортность туристских ресурсов -степень соответствия туристских ресурсов ожидаемым эстетическим, психологическим, информационным, бытовым и иным требованиям туристов в процессе их обслуживания или во время путешествия. Методы планирования - способы преобразования экономической информации с целью определения темпов и оптимальных пропорций развития объекта планирования, путей наиболее эффективного использования ресурсов, а также разработки плана. Норма в туризме - количественно или качественно выраженная мера, устанавливаемая для регулирования отношений между элементами системы туризма, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления туристских услуг, а под Норматив в туризме – целевые (обобщающие) показатели, позволяющие вскрыть глубинную сущность объективно протекающих в системе туризма экономических, социальных, экологических и иных процессов. Отдых -а) свободное от работы время, предназначенное для восстановления сил и трудоспособности, в течение которого человек находится в состоянии покоя или меняет вид деятельности, как правило, не направленной на извлечение материальной выгоды; б) относительно длительное состояние покоя или ненапряженной деятельности, в течение которого у утомленного организма восстанавливаются нормальные функции; в) любая человеческая деятельность, которая не направлена на удовлетворение физиологических потребностей (путешествия, хобби, собирательство, рыбная ловля, охота и т. д.).
Планирование – а) совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из множества возможных вариантов развития хозяйственного объекта наилучший (оптимальный), обеспечивающий наиболее эффективное использование ресурсов; б) процесс разработки планов, включающий определение показателей деятельности в условиях ресурсных ограничений; в) одна из функций управления, состоящая в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов; г) процесс заблаговременного принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений; д) научное предвидение хода развития и определение конкретных путей осуществления расширенного воспроизводства, направленное на достижение поставленных целей; е) непрерывный процесс, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются во времени цели и задачи развития предприятия, определяется стратегия и политика по их достижению. Планирование развития туризма - одна из функций управления, заключающаяся в непрерывном процессе разработки планов в соответствии с поставленными целями и задачами, определяющими будущее состояние большой открытой социально-экономической системы, которой является туризм, а также методов и средств его достижения в условиях ресурсных ограничений. Показатель результативности - количественный или качественный показатель, характеризующий степень соответствия желаемого (целевого) состояния системы туризма в регионе фактическому на конкретный момент времени. Потенциал - средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. Потенциал диверсификации определяет возможность разнообразных направлений использования экологического, организационного, финансового, рекреационного и других потенциалов, что повышает устойчивость потенциалов и рекреации как системы в целом к внешним и внутренним деструктивным воздействиям, создает условия для наиболее эффективного использования ресурсов при изменении ситуации, целей системы Потенциальные ресурсы - ресурсы, которые по каким- либо причинам, главным образом техническим, в настоящее время не используются. Принципы планирования - общие правила осуществления процесса разработки планов и их взаимоувязки по уровням планирования. Природные ресурсы – а) разнообразные средства существования людей, которые они черпают непосредственно из природы; б) тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности; в) элементы и силы природы, которые могут быть использованы в производственной и социальной сфере для удовлетворения потребностей людей. Программно-целевой метод - способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем. Районирование - деление территории или акватории на части (районы), различающиеся между собой и в чем-то однородные внутри себя. Регион – а) сложный территориально-экономический комплекс; б) единица административного деления страны или группы стран, представляющих собой определенный экономико-географический либо однотипный по общественному устройству район мира. Региональный туристский мониторинг - это постоянное наблюдение за состоянием туристской индустрии в регионе, качественная и количественная оценка происходящих процессов на основе определенной системы показателей, с целью эффективного управления ими и возможности прогнозирования их динамики. Резерв - неиспользуемая часть потенциала Рекреационно-ресурсный потенциал -совокупность природных возможностей конкретного региона с учетом сложившихся в нем культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации разнообразной рекреационной деятельности, направленной на улучшение состояния здоровья и восстановление сил местного и приезжающего на отдых населения Рекреационный потенциал – а) совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории; б) отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов; в) наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов; г) один из показателей природно-ресурсного потенциала – степень способности природной территории оказывать на человека положительное физическое, психическое и социально-психологическое воздействие, связанное с отдыхом; д) совокупность взаимосвязанных природных, природно-антропогенных и антропогенных ресурсов региона, которые используются или могут быть использованы в рекреационной сфере с учетом тенденций их развития для удовлетворения изменяющихся рекреационных потребностей людей. Риск - возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери, вытекающие из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека. Свободное время – а)время, свободное от работы и других обязательных занятий и дел, используемое полностью по своему усмотрению; б) часть внерабочего времени, не связанная с удовлетворением естественных потребностей и вынужденной для исполнения деятельностью нетрудового характера (например, перемещения в пространстве). Сезонность - свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов. Стратегическое планирование предполагает установление целей и увязку этих целей с pecypcaми,которые будут использованы для их достижения. Стратегическое планирование развития туризма в регионе - это процесс моделирования эффективной деятельности предприятий туризма и гостиничного хозяйства на определенный период функционирования с установлением целей развития туризма в регионе и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также определение способа реализации этих целей и задач в соответствий с ресурсными возможностями региона. Туризм – а) временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания; б) временный выезд людей с постоянного места жительства в вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания; в) деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года, в целях отдыха, деловых и прочих; г) особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, то есть деятельность самого туриста, и деятельность по организации и осуществлению таких путешествий, туристская деятельность; д) временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью из местного источника в посещаемом месте; е) совокупность условий и отношений – экономических, социальных и культурных – происходящих в связи с перемещением людей из их места постоянного проживания, если это перемещение не вызвано причинами, связанными с поиском постоянного или временного заработка; ж) деятельность, которая предполагает перемещение лиц, связанное с тратой доходов, целью которого является использование предложения услуг по отдыху и развлечениям предприятий, в которые вложены определенные средства для получения прибыли; з) совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности. Туризм в регионе можно определить как большую открытую социально-экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих под влиянием внешних и внутренних факторов элементов, таких как: туристы, инфраструктура туризма, региональная среда, органы власти, туристские организации и иные структурные образования и элементы, деятельность которых направлена на предоставление услуг туристам в соответствии с их потребностями и возможностями на основе действующих норм и правил. Туристско-рекреационные ресурсы – совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, готовых для создания туристского продукта. Туристские аттракторы - комплекс объектов, расположенных на определенной территории, обладающих различными свойствами, которые представляют интерес для туристов и на этой основе формируют цели посещения объектов привлекательности. Туристская дестинация представляет собой систему, состоящую из совокупности компактно расположенных на ограниченной территории мест притягательности (аттракторов), и инфраструктуры, обслуживающей туристов, с развитыми внутренними и внешними связями, причем векторы этих связей могут и не совпадать в пространстве и времени. Туристский потенциал региона - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом потенциалов, которые используются в туристской деятельности, а также новых, сформированных в процессе этой деятельности и использующих факторы производства региона. Туристский регион -отдельная территориальная единица, основанная на общности природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, объединенная общей туристской инфраструктурой и воспринимаемая в виде целостного объекта. Туристские ресурсы - а) природно-климатические, исторические и социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию физических сил; б) совокупность свойств различных аттракторов и объектов обслуживания, образующих туристскую систему, которые целевым образом объединяются в туристские пакеты, способные удовлетворить потребности туриста. Туристский мультипликатор - показатель туристских расходов в регионе, т.е. количество раз, которое деньги, вложенные туристами в местную экономику, были фактически потрачены в принимающем регионе. Устойчивое развитие - процесс, в рамках которого развитие происходит без нанесения ущерба ресурсам и их истощения, что и делает развитие возможным. Устойчивое развитие туризма - процесс, протекающий в территориальной среде, направленный на улучшение характеристик системы туризма при достижении динамически изменяющихся целей в границах допустимых пределов роста (ограничений: экономических, экологических, иных). Целевая программа представляет собой совокупность намеченных к планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени, обеспеченных ресурсами разнохарактерных мероприятий, направленных на решение насущной проблемы, которое не может быть обеспечено без концентрации усилий и средств для достижения поставленной цели. Целесообразность использования туристских ресурсов – это экономическая и/или социальная выгода от эксплуатации их сферой туризма на данной территории по сравнению с другими видами деятельности. Экономический потенциал развития туризма - возможность расширенного воспроизводства полезных (общественно необходимых) элементов и их свойств для целей устойчивого развития туризма. Эффективность (от лат. effectus – результат, исполнение) - действенность, результативность, созидательность.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Содержание дисциплины (извлечение из рабочей программы дисциплины) Тема 1. Туризм как объект планирования Формирование взгляда на туризм как социально-экономическую систему и объект планирования. Аттракторы как ядро планирования устойчивого развития туризма в регионе. Инфраструктура туризма и особенности ее функционирования и развития в регионе. Особенности взаимодействия туризма с экономикой региона. Концепция устойчивого развития туризма. Анализ и структуризация факторов развития туризма. Тема 2. Концептуальные основы планирования развития туризма Понятие «планирования». Основные этапы целевого планирования. Уровни туристского планирования. Систематизация видов планирования в туризме. Основополагающие принципы планирования развития туризма. Тема 3. Методы планирования и прогнозирования развития туризма Факторы выбора методов планирования. Сущность балансового метода. Нормативный (технико-экономических расчетов) метод. Метод индексных построений. Экономико-аналитический метод. Экономико-математическое моделирование. Понятие риска. Классификация рисков в развитии туризма. Методы прогнозирования в туризме: экстраполяции, экспертных оценок, исторической аналогии и метод сценариев. Тема 4. Особенности стратегического планирования в туризме Стратегия. Типы базовых стратегий. Типология стратегического планирования. Модель процесса стратегического планирования. Основные этапы стратегического планирования развития туризма. Формирование целей и задач стратегического развития туризма и механизм их реализации. Соотношение документов системы стратегического планирования туризма – концепции, программы, планы. Тема 5. Место стратегического планирования развития туризма в системе регионального управления Проблемы формирования системы стратегического планирования и управления туризмом в регионе. Роль и деятельность государственных и региональных органов управления в области стратегического планирования и развития туризма. Анализ программ развития туризма в регионах России. Алгоритм выработки и принятия стратегических решений по развитию туризма как части социально-экономической системы региона. Понятие «региональный туристский мониторинг». Цель и основные задачи регионального туристского мониторинга. Принципы организации регионального туристского мониторинга. Система мониторинговых показателей регионального развития туризма и его инфраструктуры. Взаимосвязь показателей и объектов планирования. Тема 6. Планирование воспроизводства и развития элементов структуры туризма в регионе Темпы и прогноз развития туризма. Проблемы воспроизводства туристской инфраструктуры и направления их разрешения в системе планирования развития туризма. Простое и расширенное воспроизводство. Структура воспроизводственных процессов в сфере туризма. Концептуальная модель воспроизводственных процессов в туризме. Планирование инновационно-инвестиционной деятельности в туризме.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.085 с.) |