Ресурсное обеспечение развития туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ресурсное обеспечение развития туризма



В результате изучения темы 7 студенты должны знать:

· понятия «туристские ресурсы», «туристский потенциал»;

· классификацию туристских ресурсов;

· понятие кадастра туристских ресурсов;

· принципы, цели и основные элементы кадастра туристских ресурсов;

· ресурсное обеспечение развития туризма;

· понятие «норма» и «норматив» в туризме;

уметь: увидеть особенности формирования туристического освоения региона и использовать их в планировании; выбирать методы оценки туристско-рекреационных ресурсов; пользоваться нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы туристической деятельности;

владеть: практическими навыками углубленного исследования туристско-рекреационного потенциала региона.

 

1. Туристские ресурсы: понятие и структуризация.

2. Кадастр туристских ресурсов: понятие, принципы и цели.

3. Формы и методы ресурсного обеспечения развития гостиничного хозяйства

4. Планирование потребности в туристских кадрах.

5. Нормирование в туризме

Туристские ресурсы - природно-климатические, исторические и социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию физических сил. Иными словами, это совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта, который представляет собой комплекс услуг, предоставленных туристским предприятием гражданам.

Функциональное назначение туристских ресурсов заключается в удовлетворении духовных потребностей (получение новых знаний, посещение учреждений культуры и т. д.) и восстановлении физических сил туристов.

Объективная особенность туристских ресурсов региона заключается в том, что ими могут пользоваться не только туристы, но и другие категории потребителей, в том числе местное население.

Полнота удовлетворения туристских потребностей может быть определена такими специальными признаками туристских ресурсов: комфортность, емкость, целесообразность использования, комплексность.

Использование ресурсов в процесс туристской деятельности может быть различным по характеру. Во-первых, ресурсы могут восприниматься зрительно, выступая, например, в качестве пейзажей, памятников истории и культуры и т. д. или эмоционально. Во-вторых, использование ресурсов приводит либо к их опосредованному расходованию, через которое они подвергаются изменению или ухудшению (примером могут служить природные парки, территории которых посещаются отдыхающими и экскурсантами), либо к прямому их расходованию (сбор грибов и ягод, рыбная ловля, охота и т. д.).

Основой процесса формирования и использования туристских ресурсов является туристский интерес (потенциал еще не увиденного) и туристские впечатления (потенциал уже увиденного).

Таким образом, туристские ресурсы представляют собой совокупность свойств различных аттракторов и объектов обслуживания, образующих туристскую систему, которые целевым образом объединяются в туристские пакеты, способные удовлетворить потребности туриста.

Туристские ресурсы региона разделяют на три группы: природные, природно-антропогенные и антропогенные ресурсы. Природно-антропогенные и антропогенные ресурсы (по возможностям использования их туристами) не безграничны. Они имеют определенный объем (потенциальный запас), время использования, условия эксплуатации и стоимость. В качественном отношении эти ресурсы различны и дифференцированы (рис.8).

 
 

 


 

 

Рис. 8. Целевая структуризация туристских ресурсов в регионе

Приведенная структуризация туристских ресурсов региона позволяет планировать и прогнозировать рациональное использование однородных ресурсов. Планирование туристских ресурсов должно идти от формирования потребностей в отдыхе и изучения этих потребностей к созданию объектов-аттракторов, обладающих свойствами, в наибольшей степени удовлетворяющими туристов. Наличие ресурсов – необходимое условие для деятельности предприятий в туристской отрасли, исходная и основная предпосылка создания благ и удовлетворения потребностей (осуществление цели). Если бы не было цели, то не было бы и ресурсов. Для обеспечения развития любой системы нужны ресурсы, формирующиеся в составе ресурсных потенциалов региона.

В широком смысле слова понятие «потенциал» (от лат. potentia – сила, мощь) означает «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области». Неиспользуемая часть потенциала называется резервом.

Под туристским потенциалом региона (собирательное понятие) следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом потенциалов, которые используются в туристской деятельности, а также новых, сформированных в процессе этой деятельности и использующих факторы производства региона. Это понятие следует отличать от понятия «потенциал для развития сферы туризма в регионе», под которым понимается совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных потенциалов региона и внешних по отношению к региону потенциалов, которые могут быть использованы для развития сферы туризма в регионе.

Рассматривая структуру потенциалов региона, используемых в сфере туризма, необходимо выделить те, формирование и развитие которых обеспечит его устойчивое развитие. Эти потенциалы формируются и развиваются под воздействием потенциала потребностей туристов, который диктует и степень использования потенциала возможностей региона. Именно потенциал потребностей является источником и движущей силой развития туризма в регионе, на него должны быть ориентированы все остальные потенциалы. Очевидно, что центральным звеном, ядром, образующим потенциал потребностей, являются туристы. Наличие в регионе того или иного туристского потенциала уже является основой, побудительным толчком к развитию в нем определенного вида туризма.

Ниже раскрывается сущность формирования и эффективного использования основных потенциалов.

Экономический потенциал определяется как возможность расширенного воспроизводства полезных (общественно необходимых) элементов и их свойств для целей устойчивого развития туризма.

Организационный потенциал может быть рассмотрен в двух аспектах: как структурный потенциал и как потенциал функции управления. Структурный потенциал определяет иерархию системы, ее связи, роль и место каждой структурной единицы. Организационный потенциал функции управления понимается как обоснование и выбор элементов управляемой и управляющей систем, а также установление пространственно-временных и причинно-следственных связей между ними.

Связующим звеном между туристами и сферой услуг (туризмом) является информационный потенциал, на основе которого формируется потенциал управления. Процесс формирования и развития информационного потенциала обычно определяется целевыми установками и включает сбор, анализ, переработку, классификацию информации и принятие решений на основе обработанной информации.

Для развития туризма в регионе необходимо наличие рекреационно-ресурсного потенциала, определяемого как «совокупность природных возможностей конкретного региона с учетом сложившихся в нем культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации разнообразной рекреационной деятельности, направленной на улучшение состояния здоровья и восстановление сил местного и приезжающего на отдых населения».

Важнейшее значение для устойчивого развития туризма в регионе имеет экологический потенциал, характеризующий те стороны взаимоотношений человека с окружающей средой, которые обусловливают выживание, развитие, существование, репродукцию, демографическую динамику региона, отдельных его слоев и индивидуумов.

Одним из центральных потенциалов, который тесно связан с развитием туризма, является историко-культурный потенциал, включающий в себя всю социокультурную среду региона – язык, обычаи, традиции, верования, особенности бытовой и хозяйственной деятельности.

Наличие того или иного потенциала региона уже является основой, побудительным толчком к развитию в нем определенного вида туризма. Так, наличие природного и экологического потенциалов региона формирует экологический туризм, рекреационно-ресурсного потенциала – оздоровительный, спортивный, рыболовный, охотничий и т. д.

Рассмотренный выше перечень региональных потенциалов для развития туризма не является исчерпывающим, так как их количество зависит от поставленных целей, способов их достижения и необходимых для этого ресурсов.

В настоящее время отсутствуют реальные представления о существующем состоянии и наличии различного вида туристских ресурсов. Системный учет состояния последних и определение их значения в развитии туризма региона возможно лишь при введении системы туристско-рекреационных кадастров.

Согласно словарю туристских терминов, кадастр - это систематизированный свод сведений, составляемый периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующим объектом. Кадастр туристских ресурсов - обобщенная (экономическая или экологическая) потребительная (стоимостная или балльная) оценка туристских ресурсов.

Основная цель создания кадастра - это выявление путей наиболее эффективного использования всех предпосылок развития туризма в различных регионах. Для этого в кадастре должна содержаться комплексная характеристика туристских ресурсов, включая их детальный учет и классификацию, качественную и количественную оценку экономической эффективности освоения, анализ использования и его основные перспективы, а также важнейшие мероприятия по охране туристских ресурсов.

Кадастровый учет следует вести в отношении трех основных категорий туристских ресурсов:

· природные ресурсы;

· природно-антропогенные и антропогенные аттракторы региона, которые являются одним из важнейших элементов (составляющей) туристского продукта;

· обслуживающая инфраструктура региона как антропогенный ресурс. Формирование данной статьи кадастра туристских ресурсов региона значительно легче, так как их видовое разнообразие строго ограничено функциональной принадлежностью.

Разработка инвестиционных проектов развития туризма и программ привлекательности туристских регионов невозможна без использования «свежих», оперативных и мониторинговых показателей и экономической оценки туристских ресурсов. В связи с этим необходимо создание Единого кадастра туристских ресурсов РФ, который бы включал следующие компоненты:

1. Оценку земельных, водных и иных природных ресурсов на предмет их использования в туристско-рекреационной деятельности.

2. Анализ климатических и ландшафтных особенностей территорий.

3. Определение территорий, имеющих федеральный, региональный и местный статусы особо охраняемых природных территорий.

4. Мониторинг экологической безопасности территорий.

5. Определение устойчивости территорий к антропогенным туристским нагрузкам.

6. Оценку территорий по насыщенности природными и культурными туристскими ресурсами и определение их аттрактивности.

7. Районирование туристских территорий в рамках существующих административных границ регионов или федеральных округов.

8. Оценка инфраструктуры и индустрии туризма на выделенных туристских территориях, в том числе:

· вместимость без размещения и питания;

· мощность предприятий транспортной индустрии;

· мощность предприятий бытового обслуживания и туристского сервиса;

· количественная и качественная оценка трудовых ресурсов.

9. Экономическая и социокультурная оценка туристских территорий.

10. Рейтинговая оценка туристских территорий и их классификация на зоны федерального, регионального (межрегионального) и муниципального значений.

11. Паспортизация туристских территорий и совокупных туристских ресурсов.

12. Разработка стандартов потребления туристских ресурсов по выделенным зонам с учетом предельно-допустимых антропогенных нагрузок на территорию.

13. Разработка Генеральной схемы размещения туристских ресурсов, туристских зон и объектов инфраструктуры и индустрии туризма.

14. Разработка федеральных и региональных каталогов и топографических карт туристского районирования и размещения туристических ресурсов.

15. Разработка системы оперативного мониторинга и контроля потребления туристских ресурсов.

16. Создание федерального реестра паспортизированных туристских территорий и туристских маршрутов.

Наиболее сложными, трудоемкими и дорогими этапами создания Единого кадастра туристских ресурсов РФ является научно-обоснованное зонирование территорий, их паспортизация и определение туристских нагрузок на территорию.

Зонирование туристских территорий производится в зависимости от их категории, целей и задач, площади, природных, историко-культурных, градостроительных и иных особенностей.

Паспорт туристской территории в зависимости от ее статуса должен утверждаться федеральными, региональными или местными туристскими администрациями.

Паспорт туристской территории должен содержать:

· наименование данной территории;

· описание ее местоположения, площади и границ;

· план территории;

· перечень зон и участков особо охраняемой природной территории и их площади (если они имеются);

· природные характеристики территории;

· иные сведения.

Единый кадастр туристских ресурсов РФ можно использовать в качестве:

· инструмента планирования и прогнозирования развития туризма в регионе;

· контроля уровня потребления и восстановления туристских ресурсов;

· инструмента для определения туристкой нагрузки на территории;

· системы учета и многокритериального ранжирования ресурсов;

· экономической оценки туристских ресурсов;

· обоснования проектирования туристского маршрута;

· самостоятельной информационно-справочной системы и др.

Быстрыетемпы ростатуризма, динамически изменяющиеся потребности туристов, высокая степень износа основных фондов поставили перед гостиничным хозяйством целый комплекс задач по новому строительству, реконструкции, современному оснащению и т.д. многих объектов размещения туристов.

По данным выборочного обследования, проведенного в 2003 году Комитетом Государственной Думы по культуре и туризму, среди форм ресурсного развития гостиничного хозяйства России и ее регионов преобладают оптовые закупки оборудования и материалов (табл.1). Это обусловлено тем, что большая часть гостиниц осуществляет свою деятельность как независимые коммерческие структуры.

Таблица 1

Формы ресурсного обеспечения развития гостиничного хозяйства

Субъекты РФ Использование фирменного оборудования и технологий (франчайзинг) Аренда оборудования с последующим выкупом (лизинг) Оптовые закупки оборудования и материалов
Астраханская обл. - - да
Смоленская обл. - - да
Тульская обл. - - да
Ярославская обл. - - да
Новосибирская обл. - - да
Курская обл. - - да
Костромская обл. да да да
Карачаево-Черкесская Республика да да да
Камчатская обл. да да да

 

Гораздо меньшая доля приходится на аренду оборудования с последующим выкупом, или лизинг, а также на использование фирменного оборудования и технологий, так как лишь отдельные отели входят в корпоративные гостиничные цепи и ассоциации (например, Marriot, Le Royal Meridien, Best Western Hotels, Small Luxury Hotels of the World и др.).

Отношения заказчиков и фирм-исполнителей строятся в зависимости от форм собственности, источников финансирования, деловой организации и многих других факторов.

Если заказчиком являются государственные или муниципальные организации, то предложение услуг исполнителей формируется на основе тендерных торгов. Тендер, как особая форма выдачи заказов на поставку товаров (мебели, оборудования, техники и т.п.) и/или выполнение определенных работ и услуг, что позволяет привлечь предложения от нескольких подрядчиков или поставщиков с целью обеспечения наиболее выгодны коммерческих или других условий сделки для организаторов торгов.

В частном секторе независимые гостиницы решают проблемы ресурсного обеспечения по-иному. Преобладают контакты, складывающиеся на основе личных взаимоотношений, неформальных встреч на туристских выставках, ярмарках недвижимости, мероприятиях, проводимых муниципальными властями и т.п. В ходе таких мероприятий согласуется спрос и предложение услуг по строительству, реконструкции, модернизации, внутреннему обустройству и техническому оснащению гостиниц.

Лизинг, как современная форма финансирования и ресурсного обеспечения объектом гостиничного хозяйства, находится на стадии постепенного внедрения в российских условиях. В качестве своеобразного инвестиционного инструмента лизинг способствует решению задач обновления и модернизации основных фондов туристской индустрии в ситуациях, когда пользователи не располагают достаточными средствами на их непосредственное приобретение.

Важнейшая составная часть ресурсного обеспечения объектов гостеприимства - современные системы резервирования и бронирования мест размещения, транспортных и иных услуг. Преимущества компьютерных технологий, средств связи позволяют эффективно работать всем объектам туристской индустрии.

Анализ показал, что только около 30% субъектов федерации применяют современные информационные технологии в индустрии туризма.

Сегодня многие развитые страны пришли к осознанию, что недостаток туристских ресурсов является в какой-то мере риском в социально-экономическом развитии туризма. Но если страна (регион) имеет профессионалов, способных спланировать, организовать и использовать экономический инструментарий, то ресурсы могут и будут обнаружены.

Взаимодействие индустрии туризма и рынка труда складывается под влиянием многих факторов, среди которых следует выделить способность сферы услуг поглощать незанятую рабочую силу. Поскольку по образовательному цензу, уровню профессионального мастерства рабочей силы рынок труда неоднообразен, то необходимо учитывать эти особенности, дифференцируя его на три основных сегмента: высококвалифицированного, малоквалифицированного и неквалифицированного труда.

Несмотря на большие выпуски специалистов для сферы туризма, сегодня по-прежнему остается незаполненной ниша подготовки менеджеров как специалистов-универсалов широкого профиля с фундаментальным образованием на междисциплинарном стыке экономики, менеджмента, маркетинга, социологии, психологии, способных выполнять организационно-координирующие функции по межотраслевому и региональному взаимодействию в индустрии туризма в государственных (федеральных, региональных, муниципальных) структурах, крупных корпоративных организациях. Специалисты такого профиля должны налаживать связи между секторами туризма (туроператорами, турагентами, гостиницами, транспортными компаниями и т.д.), между учебными заведениями, между индустрией туризма и системой образования, между правительственными учреждениями, занимающимися туризмом и регионами.

Процесс планирования развития туризма в регионе предполагает разработку множества альтернативных стратегий, в основе которых лежат процедуры, связанные с выработкой норм, нормативов, с сопоставлением полученных результатов с ними, что определяет степень достижения целей.

Под нормой в туризме понимается количественно или качественно выраженная мера, устанавливаемая для регулирования отношений между элементами системы туризма, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления туристских услуг, а под нормативом – целевые (обобщающие) показатели, позволяющие вскрыть глубинную сущность объективно протекающих в системе туризма экономических, социальных, экологических и иных процессов. Таким образом, функцию нормирования следует рассматривать как процесс разработки норм, используемых в процессе управления сферой туризма на определенной территории.

Следует отметить, что нормы и нормативы не являются постоянными категориями, по мере развития туризма они все время изменяются и модифицируются (например, отмена 5% налога с продаж). В зависимости от региона и значимости для него того или иного ресурсного потенциала норматив имеет различное значение.

К нормированию в сфере управления туризмом в регионе предъявляются следующие основные требования.

Во-первых, устанавливаемые нормы и нормативы должны соответствовать объективным законам природы и общества, стимулировать достижение желаемого результата (цели).

Во-вторых, создание нормативной базы должно строиться на анализе соответствия сформированных взглядов в прошлом с учетом общественного прогресса, целей и задач будущего.

В-третьих, они должны обеспечивать безопасность туристов: экологическую, экономическую, политическую, технико-технологическую, другую.

В-четвертых, должен быть учтен двойственный характер возможного использования ресурсных потенциалов как для развития туризма, так и для развития региона.

В-пятых, необходимость и достаточность норм и нормативов, так как неоправданное увеличение норм приводит к снижению степеней свободы, к жесткости регламента и, следовательно, к снижению адаптивных свойств в условиях постоянно меняющейся внешней среды; недостаточность норм выводит из поля управления факторы, которые при неуправляемом развитии объективно порождают риски, случайности и неопределенности состояния туризма как большой открытой системы, формируют потенциалы угроз, снижая безопасность.

В-шестых, нормам и нормативам должна быть придана системность и процессность, позволяющая описывать не только дискретное исходное и желаемое (целевое) состояние системы туризма в регионе, но и причины нарушения устойчивости (отклонений от целевого вектора развития), характер реально происходящих процессов.

Существующие нормы и нормативы, направлены в первую очередь на:

· Регулирование отношений, возникающих в процессе подготовки производства, а также производства, потребления, обмена, распределения туристских услуг между предприятиями, организациями, учреждениями туризма и органами власти.

· Регулирование отношений между предприятиями сферы туризма (преимущественно гостиницами и турфирмами) и туристами.

· Определение уровня подготовки и необходимого количества профессионально-квалифицированных кадров, работающих в сфере туризма.

· Определение необходимых условий предоставления туристских услуг, повышение качества и т.д.

· Обеспечение безопасности туристов.

· Ограничение доступа к природным и антропогенным объектам, определяемое уровнем допустимой для данных объектов антропогенной нагрузки (реальной пропускной способности) с целью сохранения их в состоянии, пригодном для последующего использования будущими поколениями (например, рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма»).

· Техническую и технологическую обеспеченность предприятий туризма, к которой относятся нормы и правила, используемые при проектировании, планировке, застройке, разработке, создании и т.д. средств размещения, питания, транспорта, объектов привлекательности (например, Инструкция по санитарному содержанию помещений; Правила предоставления коммунальных услуг).

Нормативы могут иметь и стимулирующий характер, например, льготное налогообложение. Однако должно соблюдаться следующее правило: предоставление льгот идет только в части тех сумм, которые зачисляются в бюджет соответствующего субъекта.

Контрольные вопросы к теме 7

1. Что такое туристские ресурсы, туристский потенциал?

2. В чем заключается особенность процесса формирования туристских ресурсов?

3. Что такое совокупный туристский потенциал возможностей?

4. Что такое кадастр туристских ресурсов? Какова его роль в планировании устойчивого развития туризма в регионе?

5. Назовите основные принципы составления кадастра.

6. Из каких компонентов состоит Единый кадастр туристских ресурсов?

7. Какие основные сведения содержатся в паспорте туристской территории?

8. Перечислите основные формы и методы ресурсного обеспечения развития гостиничного хозяйства.

9. В чем заключается проблема планирования потребности в туристских кадрах?

10. Дайте определение понятиям «норма», «норма в туризме», «норматив в туризме».

11. Какие основные требования предъявляются к нормированию в сфере планирования и управления туризмом в регионе?

12. Можно ли утверждать, что норма является основой рационализации реализации и эффективности планов развития туризма в регионе?

 

Тема 8.

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В результате изучения темы 8 студенты должны знать:

· понятие «программно-целевого планирования», «целевая программа»;

· сущность рекреационно-географического и маркетингово-аналитического подходов;

· особенности использования программно-целевого метода в туризме;

· типологию региональных программ;

· этапы формирования целевой программы развития туризма и их содержание;

· структуру программ развития туризма в России;

· содержание основных разделов региональной целевой программы развития туризма;

уметь: дать ёмкую характеристику сферы туризма в регионе по типовому плану; сопоставить отдельные разделы, варианты социально-экономических прогнозов, программ и стратегических планов развития туризма;

владеть: навыками использования программно-целевого подхода при разработке стратегий развития туризма.

 

1. Программно-целевое планирование и его особенности в туризме.

2. Целевые программы: понятие, типы, этапы формирования.

3. Структура и содержание целевой программы развития туризма. Паспорт целевой программы.

4. Вертикальная структура программ развития туризма в РФ.

5. Структура и основные характеристики отдельных разделов региональной целевой программы развития туризма.

Программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.

Благодаря логике программно-целевого метода, выражаемой триединой формулой «цели – пути – средства», в нем удается органично сочетать принципы целенаправленности, ресурсообеспеченности, системного подхода, т.е. учета взаимосвязей и взаимодействий, свойственных процессам решения крупных комплексных проблем и управлению такими процессами.

В самом общем виде целевая программа представляет собой совокупность намеченных к планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени, обеспеченных ресурсами разнохарактерных мероприятий, направленных на решение насущной проблемы, которое не может быть обеспечено без концентрации усилий и средств для достижения поставленной цели.

Существует большое многообразие целевых программ. в зависимости от целей, способа действий, временной протяженности, уровня их принадлежности (сферы), масштабности, роли в управлении, что позволяет упорядочить совокупность разрабатываемых и применяемых целевых программ, выделить специфические черты методов разработки и управления реализацией разных видов программ.

Использование программно-целевого подхода в туризме в регионе позволяет в наибольшей степени учесть такие его особенности, как: системность, полифункциональность, многоцелевую направленность, разнородность ресурсной базы, различия в сроках и методах реализации управленческих решений по отдельным элементам и системе в целом, возможность привлечения различных заинтересованных лиц (субъектов права и хозяйствования, туристов и других лиц) к управлению сферой туризма в регионе, взаимодействие и необходимость координации действий многих предприятий различных отраслей, возможность и необходимость декомпозиции, анализа и синтеза туризма, совместимость и интегративную способность предприятий туризма.

Посредством программ развития туризма определяют все параметры и составляющие элементы будущей туристской структуры, методы и этапы ее формирования. Разработка региональных программ осуществляется для преодоления неравенства субъектов федерации в развитии туризма.

В разработке региональных программ целесообразно выделить рекреационно-географический (характеризующий туристский потенциал), маркетингово-аналитический (оценивающий туристский спрос и предложение) подходы, экономический (учитывающий стоимостные аспекты туристского продукта); межотраслевой (оценивающий фактическое состояние и перспективы территории объекта); инвестиционный (определяющий структуру финансирования и ожидаемую эффективность проекта) и другие. Сравнительный анализ некоторых зарубежных и отечественных подходов к планированию и составлению программ развития туризма приведен в табл. 2 и 3.

Программно-целевой подход в обосновании развития туризма должен использоваться с опорой на синтезированное сочетание в первую очередь как рекреационно-географического, так и маркетингово-аналитического подходов (комплексный подход). При этом представляется целесообразным дифференциация целей и разделение функциональных задач для программ федерального и регионального уровней.

Таблица 2

Основные отечественные подходы к планированию

и составлению программ развития туризма

Подход Основа Краткая характеристика подхода
Ресурсно-географический Туристский потенциал Сбор и систематизация данных о туристском потенциале региона. Оценка туристских ресурсов по доступности, безопасности, аттрактивности и т.д., дифференцированная для различных форм и видов туризма
Маркетинго-аналитический Спрос и предложение Определение места региона на отечественном и международном туристских рынках. Определение приоритетов туристского развития. Оценка существующего и перспективного туристского предложения региона на основе потребностей и спроса, расходов туристов и пр.
Социально-экономический Социально-экономическое развитие региона Систематизация и оценка вариантов развития туризма в регионе по их эффективности. Оценка влияния развития туризма на регион
Политико-управленческий Организационно-управленческая структура и законодательство Выбор наиболее эффективных вариантов развития туризма. Модификация законодательной базы. Совершенствование управленческой структуры в регионе
Проектный Региональные проекты Выработка конкретных территориально-планировочных решений в рамках инвестиционных проектов

 

Таблица 3

Некоторые зарубежные подходы к планированию

и составлению программ развития туризма

Подход Основа Период возникновения Краткая характеристика подхода
Физический Инфраструктура 60-е г. ХХ в. Анализ туристских ресурсов и оборудования. Составление программ строительства и землеустройства. Оценка их окупаемости
Стандартизированный Стандарты Начало 70-х г. ХХ в. Оценка стандартов единиц пользования. Инвентаризация ресурсного потенциала региона. Сопоставление имеющегося спроса и емкости территории. Составление программы развития региона
Экономико-политический Социально-экономическая политика Середина 70-х г. ХХ в. Более детальная оценка туристских услуг. Обзор ресурсов и соответствующей инфраструктуры. Сравнение потребностей и ресурсов для определения потенциала развития и ограничений. Определение альтернатив программы. Выбор варианта
Моделирующий Моделирование системы 80-е г. ХХ в. Использование моделей для выявления тенденций туристского спроса, анализа возможных проблем в использовании ресурсов проверки последствий принятой политики планирования
POSOLP-подход Турпродукт 80-е г. ХХ в. Обзор и анализ туристских ресурсов и рынков. Анализ туристской политики. Детальная планировка. Оценка последствий развития туризма в регионе

Программы федерального целевого уровня должны ставить целью разработку национальных туристских продуктов и продвижение их на мировом рынке, т.е. внимание должно быть сосредоточено на развитии въездного туризма, его поддержке посредством последовательной государственной политики, создании имиджа.

Региональные целевые программы должны конкретизировать развитие сферы туризма с позиций своей специализации на его отдельных видах применительно к въездному и внутреннему туризму с учетом возможностей формирования турпродуктов по основным составляющим элементам и контингентам потребителей.

В настоящее время в России сложилась следующая вертикальная структура целевых программ развития туризма (рис.9).

Рис.9. Вертикальная структура программ развития туризма

 

Сравнительный обзор программных документов некоторых регионов России показывает, что при вариативности их названий основные цели и ожидаемые конечные результаты весьма схожи и воспроизводят основные параметры федеральной программы. Так, практически в каждом регионе намечается создание современной туристской индустрии, способной внести ощутимый вклад налоговых платежей в государственный и муниципальный бюджеты, стимулировать предпринимательскую деятельность, рост рабочих мест, приток инвестиций, содействовать организации активного отдыха населения и другие.

Недостатками программ является слабое методологическое и методическое обеспечение. Программы практически однотипны, декларативны, предполагают использование преимущественно историко-культурного потенциала регионов, фактически слабо используя природный потенциал; не учитывают рекреационной емкости туристских ресурсов; имеют недостаточно ясные предложения по перспективам туристского развития. Слабо прописан организационно-экономический и финансовый механизм реализации таких программ.

В настоящее время разработано большое количество методических указаний и рекомендаций по составлению региональных программ. Типовая структура целевой программы, которая может быть разработана для развития туризма в регионе, как правило, включает в себя следующие разделы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.104 с.)