Максимизация прибыли в краткосрочном периоде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде



В краткосрочном периоде объем производственных мощностей остается неизменным, а число фирм на рынке остается прежним.

Два подхода: 1. сравнение валового дохода и валовых издержек;

2. сравнение предельного дохода и предельных издержек.

Фирма максимизирует прибыль при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину. Фирма будет минимизировать свои убытки при таком объеме продукции, при котором валовые издержки превышают валовой доход на наименьшую величину. Если нет производства, при котором валовой доход превышает переменные издержки, фирма будет минимизировать убытки в краткосрочном периоде путем закрытия. Фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки только в том случае, когда предельный доход равен предельным издержкам МR=MC=P (в точке, где цена равна предельным издержкам). При определенной фактической прибыли или избытка должны быть сопоставлены цены и средние валовые издержки.

В долгосрочном периоде число фирм на рынке может измениться за счет прихода в отрасль новых фирм. В результате объем предложения растет, цены снижаются и сокращается объем прибыли, получаемой каждым продавцом. Снижение цен и прибыли ужесточают конкуренцию и некоторые фирмы покидают отрасль, тогда объем рыночного предложения сокращается, а цены растут. Рост цен и получение экономической прибыли привлекут новых производителей. Процесс входа и выхода прекратится тогда, когда экономическая прибыль будет отсутствовать. Это случится, когда цена совпадет с минимумом долгосрочных средних издержек p=min LАС. Таким образом, в долгосрочном периоде экономическая прибыль совершенно-конкурентной фирмы будет равна 0.

Совершенная конкуренция не является прогрессивной в отношении развития новой производственной техники, т.к. она не благоприятствует совершенствованию имеющихся продуктов и созданию новых.

 

4. Чистая монополия – это такая ситуация на рынке, когда одна фирма является единственным производителем продукта, в которой нет заменителей.

Характерные черты:

1. Единственный продавец;

2. нет заменителей данного продукта (т.е. товар является уникальным);

3. фирма диктует цену;

4. вхождение в отрасль заблокировано.

Монопольная власть проявляется в сокращении объема продаж, формировании искусственного дефицита, торможении научно-технического процесса, создании искусственных барьеров (патенты, лицензии, криминализация). Монопольная власть при низкой эластичности спроса по цене, когда покупатели продолжают покупать товар при повышающихся ценах. Измеритель монопольной власти – индекс Лернера t1=1: Е эластичность спроса на товар. Она возрастает вместе с ростом удельного веса продукции отрасли. Она считается достижимой, если доля продукции фирмы в отрасли превышает 35%.

Виды монополий

1. Закрытые монополии (административные) – возникают, если монопольные фирмы защищены законодательно государством (рынок оружия).

2. Открытые монополии – возникает в результате конкуренции («Де Барс» - 80%.??? рынка).

3. Естественные монополии – когда монополия обусловлена законами производственного цикла (РАО ЕСГАЗПРОМ).

Чистая монополия определяет объем производства исходя из трех принципов:

- издержки;

- спрос;

- максимизация прибыли.

Кривая спроса в условиях монополии представляет собой кривую отраслевого спроса, т.к. монополист является отраслью и является нисходящей.

Три значения нисходящей кривой спроса:

· Цена превышает предельный доход. Нисходящая кривая спроса означает, что монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену за единицу продукции, поэтому предельный доход становится меньше, чем цена, т.к. предельный доход - это изменение в валовом доходе, то до тех пор, пока валовой доход увеличивается, предельный доход является положительным. Когда

валовой доход достигает своего максимума, предельный доход будет равен 0. И когда валовой доход уменьшается, предельный доход становится отрицательным.

 

· Монополист диктует цену и объем производства. Монополия никогда не выберет такую комбинацию «цена - количество», при которой валовой доход уменьшается, или предельный доход является отрицательным. При понижении цены валовый доход уменьшается, но более низкая цена связана с большим объемом производства и более увеличивавшимися валовыми издержками. Более низкий доход и более высокие издержки вызывают уменьшение прибыли.

· Максимизация прибыли. Стремящийся к прибыли монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек, т.е. такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монополист считает выгодным продавать меньший объем продукции, но по более высоким ценам, чем сделал бы производитель. Ценовая дискриминация - это применение разных цен для разных групп покупателей при одинаковых издержках. Применение ценовых льгот позволяет монополисту получить большую массу прибыли за счет расширения продаж, не прибегая к общему снижению цен, а увеличение цен для других компенсирует потери.

 

4. Монополистическая конкуренция – это совершенная конкуренция с элементами монополизма, связанная со стремлением достичь уникальности продукции.

Характерные черты:

1) относительно большое число производителей, выпускающих продукцию, похожую, но не идентичную;

2) дифференциация продукта:

· товары отличаются физическими или количественными параметрами;

· услуг и условий продаж;

· рекламы, упаковки, торговые знаки и марки;

· контроль над ценами;

3) вступление в отрасли данной конкуренции относительно легко;

4) возможность фирм получать прибыли или нести убытки в краткосрочный период.

Особенность монополистического конкурента состоит в том, что в краткосрочном периоде он пользуется преимуществом монополиста, а в долгосрочном он эту привилегию теряет.

Это означает, что формула поведения в краткосрочном периоде аналогична рынку монополии: P>MC=MR<AC.

В долгосрочном периоде рынок перерастает в конкурентный: P=MC=MR=AC.

Монополистический конкурент ограничен в возможности повышать цену, т.к. он действует на рынке не один и каждому товару противостоят заменители. Резкое повышение цены может заставить покупателей уйти на рынок заменителей. Поэтому спрос на этом рынке более эластичен по сравнению с рынком монополии.

Преимущества данного рынка:

1) он направлен на удовлетворение многообразия индивидуальных запросов и предлагает больший ассортимент товаров;

2) повышение качества товаров способствует формированию новых товаров и появлению новых потребностей;

3) постоянное совершенствование производства и реализация новых технологий способствуют экономическому развитию;

4) неценовая конкуренция – улучшение качества, реклама и стимулирование сбыта.

Недостатки:

1) т.к. равновесная цена монополистического конкурента включает монополистическую прибыль, она выше, чем у совершенного конкурента, но ниже, чем у монополиста;

2) производитель не всегда стремится сокращать средние издержки, поэтому такой рынок не стремится к максимуму производственной эффективности.

3) производственные мощности не полностью загружены, т.к. производитель выбирает ориентацию на ограниченное число покупателей. Это довольно часто встречающийся тип рынка. Он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, мебельной и др. Государство обычно активно поддерживает эту рыночную структуру, ограничивает возможности крупных фирм захватывать и поглощать независимых производителей.

 

5. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в экономике. Это характерно для всех отраслей тяжелой промышленности, металлургии, химии, автомобилестроения, самолетостроения и др.

Характерные признаки:

1) немногочисленность фирм и крупные размеры производства (3-8 фирм в отрасли);

2) наличие высоких барьеров для вступления в отрасль;

3) однородность или дифференцированность продукта;

4) цены на рынке олигополии относительно устойчивы;

5) эффект масштаба и экономия издержек там, где эффект масштаба значителен, достаточно эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей;

6) рынок олигополии склонен к согласованному действию его участников или тайному сговору при установлении цен. В этом случае этот рынок перерастает в рынок монополии.

При установлении ценообразования проявляются две черты олигополии:

· с одной стороны, цены имеют тенденцию быть негибкими. Цены при олигополии изменяются реже, чем в условиях совершенной конкуренции;

· с другой стороны, олигополисты изменяют цены все вместе. Это поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действиям или тайному сговору.

Объектом договоренности также могут быть, кроме цен, квоты продаж или территориальный раздел рынка. Подобные сговоры (монопольные сговоры) получили название картели. Для них характерны сокращение производства и взвинчивание цен, поэтому часто запрещаются законом, т.к. они превращают данный рынок в монопольный. P>MC=MR<AC.

Лидерство в ценах – описывает действие фирм, не состоящих в тайном сговоре и действующих самостоятельно. Цены устанавливает на рынке лидер (самые крупные или наиболее эффективно работающие фирмы в отрасли), а другие фирмы автоматически следуют этому изменению. В противном случае возможны ценовые войны, от которых проигрывают все.

Ценообразование по признаку «издержки плюс». Олигополисты для того, чтобы определить цену, добавляют «накидку» в размере определенного процента. Этот метод не является несовместимым с тайным сговором или лидерством в ценах. Олигополия делает упор на ценовую конкуренцию. Считается, что ценовая конкуренция помогает получить долговременные преимущества перед конкурентами, т.к. изменения продукта, новая технология и удачная реклама не могут так быстро и полно дублированы, как снижение цен.

Эффективность олигополии. Две точки зрения:

· традиционная точка зрения полагает, что олигополия, действуя как монополия, может привести к тем результатам, хотя сохраняет видимость конкуренции;

· точка зрения Шумпетера - Гэлбрейта состоит в том, что олигополия способствует НТП и поэтому имеет результатом лучшую продукцию, более низкие цены и большие объемы выпуска и занятости.

 

 

Тема 5. Рынок факторов производства, ценообразования и доходы от факторов производства.

1. Особенности спроса на ресурсы.

2. Рынок труда.

3. Рынок капитала.

4. Рынок природных ресурсов.

 

Основные понятия и категории

Производный спрос на ресурсы, эластичность спроса на ресурсы, заработная плата, номинальная, реальная заработная плата, рента, цена земли, капитал, процент.

1. На рынках ресурсов фирмы выступают в роли получателей, а продавцами факторов производства могут быть домашние хозяйства, фирмы и государства.

Объектами купли-продажи для фирм являются факторы производства.

Факторы производства - имеющиеся в распоряжении общества, возможности для создания благ и удовлетворение потребностей.

Основные виды факторов производства:

· труд;

· земля;

· капитал.

Факторные рынки – это рынки, где реализуются факторы производства. На этих рынках действуют те же законы, что и на потребительских рынках, но со своей спецификой.

Спрос на факторы производства – желание и способность покупателей приобретать факторы производства, т.е. количество выражается в денежной форме.

Особенность спроса на факторах производства является то, что он имеет производный характер, т.е. зависит от спроса на товары потребительского рынка, т.к. фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для использования их в производстве товаров и услуг.

Исходным компонентов формирования спроса на факторы производства является спрос на конечную продукцию, реально предъявляемый потребителям. Только ради удовлетворения спроса на свою продукцию фирма покупает ресурсы.

Фирме необходимо купить столько факторов производства, сколько требуется для максимизации прибыли. Максимум прибыли достигается тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам.

Объем спроса на ресурсы зависит от трех составляющих:

· производительности (отдачи данного ресурса, т.е. от того, сколько продукции можно выпустить, используя одну единицу ресурса);

· цены товаров, произведенных с его помощью;

· цены самого ресурса и соответственно от издержек, которые понесет фирма на его потреблении.

Следует различать ценовые и неценовые факторы спроса.

Ценовой фактор – это изменение величины спроса, что ведёт к перемещению точек по кривой. Изменение цены на ресурс при прочих неизменных условиях приводит к изменению объёма спроса. При увеличении цены – объём спроса уменьшается.

Неценовые факторы – это изменение самого спроса.

1. Изменение спроса на продукт (товар), в производстве которого используется данный ресурс.

2. Изменение технологий – совершенствование технологий ведёт к снижению издержек на единицу продукции и к снижению спроса на ресурс при неизменных ценах и объёме продаж.

3. Изменение цен на другие ресурсы – этот фактор имеет эффективность в зависимости от того: взаимозаменяемые ресурсы или взаимодополняемые. Если ресурсы взаимозаменяемые, то воздействие на спрос по ним будет результатом двух противоположных эффектов:

→ эффект замещения

→ эффект масштаба

Если ресурсы взаимодополняемые, то динамика спроса на каждый из них прямо пропорционально ценам на другие.

Ценовая эластичность спроса – соотношение процентного изменения потребляемого ресурса к процентному изменению его цены или степень реакции объёма потребляемых ресурсов на степень изменения цены. Эластичность измеряется при помощи коэффициента эластичности (в абсолютных показателях, в процентах).

На величину эластичности спроса по цене влияет:

1. Эластичность спроса на готовый продукт по цене.

2. Доля издержек на ресурс в общих издержках. Чем больше доля в общих издержках производства, которая приходится на данный ресурс, тем выше эластичность спроса на данный ресурс.

3. Взаимозаменяемость ресурсов: чем больше заменителя, у какого–то ресурса, тем выше эластичность спроса на него. Спрос более эластичен на те факторы производства, которые имеют более низкую цену.

Различается:

· индивидуальный спрос;

· отраслевой спрос;

· рыночный спрос.

Индивидуальный спрос – это спрос на ресурсы отдельной фирмы, которая самостоятельно принимает решения об объёме спроса на ресурс.

Отраслевой спрос – сумма индивидуальных спросов всех фирм данной отрасли.

Рыночный спрос – это сумма спросов на ресурс со стороны всех субъектов хозяйствования, т.е. всех отраслей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.174 (0.041 с.)