Тема 1:предмет Экономической теории, ее философские и методологические основы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1:предмет Экономической теории, ее философские и методологические основы.



Преподаватель Кривонос Ю.Е.

Конспект лекций

Раздел 2. Микроэкономика

Тема 1. Механизмы функционирования рынка.

1. Спрос: понятие, показатели, функция. Закон спроса.

2. Предложение: понятие, показатели, функция. Закон предложения.

3. Рыночное равновесие и его нарушения.

4. Эластичность спроса и предложения.

Основные понятия и категории

Платежеспособный спрос, величина спроса, закон спроса, эффект дохода, эффект замещения, кривая спроса, неценовые факторы спроса, величина предложения, закон предложения, неценовые факторы предложения, точка равновесия, коэффициент эластичности.

 

1. Логику поведения главных субъектов рынка – покупателей и продавцов – отражают две рыночные силы: спрос и предложение. Спрос на те или иные товары формируется под влиянием потребностей.

Спрос – (D): спрос на товар или услугу – желание и способность покупателей купить какое-либо количество товара по определенной цене. Спрос – это интересы покупателей. Экономическую науку интересует платежеспособный спрос.

Характеристики (показатели) спроса:

1. Величина – (Qd) – количество товара, которое хотят купить покупатели по определенной цене в течение определенного времени.

2. Цена – (Pd) – максимальная цена, которую согласны заплатить покупатели за определенное количество товара.

Между(1) и (2) показателями существует зависимость, которая отражается в законе спроса.

Закон спроса -обратная зависимость между ценой спроса и объемом спроса на этот товар.

Графической формой выражения является кривая спроса.

Независимая переменная  
Кривая спроса:

 

 
 
PD  
D1

 


A

 

 


B

 


Qd

 


Согласно закону спроса потребителями при прочих равных условиях будет куплено тем большее количество товара, чем ниже рыночная цена.

Закон спроса – один из фундаментальных законов рыночной экономики.

Предпосылки его возникновения следующие:

а) уменьшение цены ведет к увеличению числа покупателей, которым данный товар становится доступным;

б) один и тот же потребитель может позволить себе покупать большее количество подешевевшего товара. Это явление принято называть эффектом дохода, т.к. снижение цен равносильно увеличению дохода потребителя;

в) подешевевший товар «оттягивает» на себя часть спроса, который был бы направлен на приобретение других товаров. Это явление имеет особое название – эффект замещения.

Функция спроса показывает зависимость спроса от определяющих его факторов.

Функция может быть задана:

· Графиком – кривая спроса показывает, какое количество (Qd) товара готовы купить покупатели:

а) при каждом уровне цен;

б) в конкретный период;

в) при неизменных прочих факторах.

 

· Таблицей:

Pd Qd
P↑ Q↓
   
   
   
   

 

· Математической формулой:

 

Qda= f(Pa)(Ps, Pz, J, M, K)

       
 
   
 


ценовые факторы неценовые факторы

 

Ра – цена товара А

PsPz – цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары

J – Доходы потребителей

M – Потребительские предпочтения

K – Количество покупателей

 

Факторы, влияющие на спрос:

1. Ценовой фактор – цена товара. На графике это отображается перемещением А в точку В, если все другие факторы остаются постоянными.

Перемещение точек по кривой – изменение величины спроса.

2. Неценовые факторы – относятся:

· PsPz – цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары

Взаимозаменяемые товары - это товары, потребление которых можно заменить.

Взаимодополняемые (комплиментарные) товары – это товары, которые один без другого не потребляются. Поэтому, если цена возрастает, то объем снижается (автомобиль и бензин, правая и левая перчатка, ракетка и валанчик).

· J – изменение доходов покупателей; увеличение доходов приводит к изменению кривой спроса и это приводит к сдвигу кривой вправо.

· М – сезон, мода и реклама

· К – количество покупателей

Все эти неценовые факторы изменяют сам спрос и графически отображаются перемещением всей кривой спроса.

Предложение (S): желание производителей продать определенное количество товара по определенной цене в течение определенного времени.

Характеристики предложения:

1. Величина предложения: Qs – это то количество товара, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного времени.

2. Цена: Ps – минимальная цена, по которой продавцы готовы продать определенное количество товара.

Между (1) и (2) существует зависимость, которая отражается в законе предложения.

Закон предложения – это прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения этого товара.

Графической формой выражения закона предложения является кривая предложения.

Кривая предложения - т.к. продавец является получателем платежа, то, чем больше цена, тем больше выручка, от цены зависит объем прибыли. Низкие цены могут не покрыть издержки производства. Поэтому, если цены снижаются, то это приводит к сокращению рыночного предложения товара и наоборот.

 

 

 

Функция предложения может быть задана:

· графиком – кривая предложения. Она показывает, какое количество товара (Qs) производители готовы продать при каждом уровне цен в конкретный период времени.

· таблицей;

· математической формулой.

График имеет положительный наклон.

Таблица:

Ps Qs
P↑ Q↓
   
   
   
   

 

Математическая формула:

Qsa= f(Pa, Ps, Pz, L, T, N, K)

 

ценовые факторы неценовые факторы

Ра – цена товара А

Ps Pz – цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары

L – цены на производственные ресурсы;

N – налоги и дотации;

T – характер применяемой технологии.

При Pa = const – действуют неценовые факторы.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Ценовой (Pa) – изменения объема предложения и графически отображается перемещением точек по кривой (из А в В) при прочих неизменных условиях.

2. Неценовые (действуют, когда Pa = const):

· цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары;

· цены на производственные ресурсы (земля, труд, капитал);

· налоги и дотации;

· характер применяемых технологий;

· количество продавцов.

Неценовые факторы приводят к изменению самого предложения и графически отображаются перемещением всей кривой предложения.

Из S в S1 – увеличение предложения.

Из S в S2 – уменьшение предложения.

1. Рыночное равновесие и его нарушения.

Анализируя отдельно опрос и предложение, мы установили закономерности адаптации их величины к разным уровням цен. Но на рынке в каждый момент времени представлен не весь возможный спектр цен, а только один их уровень. Для ответа на этот вопрос, т.е. как устанавливается равновесие цены, проведем совместный анализ спроса и предложения. Для этого совместим линии спроса и предложения на одном графике. Совпадение интересов покупателей и продавцов характеризует точка пересечения кривых спроса и предложения (Е). Ее называют точкой равновесия, т.к. спрос уравновешивается предложением.

Координаты этой точки Е: РЕ, - наз. равновесной ценой; QЕ - наз. равновесным количеством.

 

Равновесие устанавливается на рынке при установлении равновесной цены, т.е. это цена, при которой объем спроса равен объему предложения:

РЕ= РS= РD.

При данной цене на рынке устанавливается и количественное равенство предлагаемых и спрашиваемых товаров и услуг:

QЕ= QD= QS.

 

Если реальная цена выше равновесной (P1>PE), возникает излишек предложения (QS> QD). Если реальная цена ниже равновесной (P2<PE),возникает дефицит (QS< QD).

 

Обратимся еще раз к графикам спроса и предложения.

 

Совместный анализ функций спроса и предложения на одном графике называется рыночным пространством товара. Оно состоит из 4 секторов:

· I – зона мертвого рынка, не совпадают интересы покупателей и продавцов;

· II – рынок продавца (S>D);

· III - рынок покупателя (S<D);

· IV – сектор возможных покупок и продаж.

Рисунок графически показывает то очевидное обстоятельство, что на рынке сущест-

вуют покупатели, которые готовы заплатить цену больше равновесной (от РЕ до Рmax ) и производители, способные продавать по цене меньше равновесной (от РЕ до Рmin ). В

итоге формирования равновесной цены и те, и другие получают выгоду. Площадь заштрихованного участка (∆) показывает совокупную чистую выгоду, полученную всеми потребителями и производителями данного товара, совершившими сделку.

Нарушение равновесия (проблема устойчивости равновесия). Рынок тяготеет к состоянию равновесия, т.е. состояние рыночного равновесия имеет тенденцию к устойчивости.

 

Допустим, что в результате цена отклонилась от равновесного уровня РЕ выросла до Р1.

Возникшая ситуация означает избыток товара (QS> QD), т.е. часть продавцов не может реализовать свой товар. Выходом является снижение цен, что увеличит количество продаж. Процесс снижения цен будет идти до т. РЕ., когда продавцы смогут реализовать весь товар. Наоборот, снижение цены ниже равновесной РЕ до Р2 характеризуется превышением объема спроса над предложением (QD>QS). Возникает дефицит товара. Тогда продавцы будут поднимать цены. Это уменьшит спрос и сократит дефицит. И так будет продолжаться до достижения точки равновесия (QS =QD). Оба эти варианта отклонения цены от равновесной являются неустойчивыми. При этом в самой рыночной ситуации возникают внутренние силы, стремящиеся вернуть его в состояние равновесия, когда на рынке существует конкуренция. Объяснение установления равновесия за счет колебания цен называется равновесие по Л.Вальрасу (1834 - 1910).

Иной подход к объяснению механизма установления рыночного равновесия использовал Маршалл (1842 – 1924), который предполагал, что при нарушении равновесия продавцы маневрируют не ценой, а объемом предложения.

При объеме производства ниже равновесной (QA) цена предложения меньше цены спроса. Это весьма выгодно для продавцов. Это заставит наращивать производство, предложение будет расти, а цены падать. Когда объем производства (QВ) превысит равновесный уровень (QE), то цена предложения будет выше цены спроса, т.е. ниже себестоимости. Предложение будет падать, цена поднимется до равновесной. Оба подхода отражают рыночные реалии, причем действие каждого из них появляется во временном интервале. Механизм Л.Вальраса способствует установлению равновесия в коротком периоде. Механизм Маршалла – в длительном периоде.

 

2.Реакция покупателей и продавцов на изменяющуюся рыночную конъюнктуру, в частности, на изменение цены может быть различной по интенсивности. Для характеристики степени влияния изменения цены на поведение покупателей и продавцов в экономике используется понятие эластичность – степень реакции одной величины на изменение другой. Это понятие важно с практической точки зрения. Необходимо знать, как скажется понижение стоимости товара на объемах их продажи и выручке. Оценка эластичности происходит при помощи коэффициента эластичности, который определяется как отношение процентного изменения одной величины к практическому изменению другой в абсолютных и относительных показателях.

Ed= ∆Q/Q: ∆ P/P = (Q2 –Q1)/Q1 : (P2 –P1)/P1 : %

Виды эластичности спроса:

1. Эластичность спроса по цене. Зависимость изменения спроса на товар от измене-

ния его цены называется эластичностью спроса по цене ( ценовая эластичность спроса ).

Принято различать 3 варианта ценовой эластичности:

· Эластичный спрос, когда при незначительных понижениях цены объем товара значительно возрастает (ЕD>1);

· единичная единичность спроса, когда изменение цены, выраженное в %, равно проценту изменения объема продаж (ЕD=1);

· неэластичный спрос, если изменение цены не приведет к существенному изменению продаж (ЕD<1);

Эластичным спрос по цене бывает для предметов роскоши и дорогих предметов потребления. Неэластичен спрос на товары первой необходимости с низкими ценами.

На графике видно, что чем больше коэффициент эластичности, тем более пологая кривая спроса.

А чем он меньше, тем более круто падает кривая.

Эластичность предложения

Чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения, которая определяется как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров в ответ на изменение рыночной цены.

Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены.

ES=∆Q/Q: ∆ P/P

На графике приведены варианты трех основных случаев:

1) S3 - эластичное предложение (ES > 1);

2) S1 - неэластичное предложение (ES < 1);

3) S2 - предложение с единичной эластичностью (E=1).

Крайние значения эластичности предложения:

 

S2 - абсолютно эластичное (ES = ∞);

S1 – абсолютно неэластичное предложение (ES =0).

 

Важное значение для эластичности имеет фактор времени, т.е. период, в течение которого производители имеют возможности приспособить объем предложения к изменению цены.

Различают 3 временных интервала:

1) кратчайший рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены; объем предложения фиксирован;

2) краткосрочный период – производственные мощности остаются неизменными, однако может меняться их интенсивность (сырье, раб. сила);

3) долгосрочный период- достаточный для изменения производственных мощностей, организации новых предложений, т.е. когда переменными становятся все факторы.

 

Классификация издержек

Постоянные издержки (FC) – издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объёма производства, т.е. они не зависит от объёма выпускаемой продукции.

Пример: аренда здания, обслуживание оборудования, зарплата администрации.

С (руб.)

200 FC

 

Q

 

С – сумма издержек.

График постоянных издержек представляет собой прямую параллельную оси ОХ.

Средние постоянные издержки (A F C) – постоянные издержки, которые приходятся на единицу выпускаемой продукции и определяется по формуле: AFC = FC/Q

C ATC

200 A

B

 

Q

 

При увеличении Q они снижаются. Это называется распределение накладных расходов. Они служат для фирмы стимулом увеличения производства.

График средних постоянных издержек является кривая, имеющая убывающий характер, т.к. с увеличением объёма производства растёт общая выручка, то средние постоянные издержки представляют собой всё меньшую величину, которая приходится на единицу изделий.

Переменные издержки (VC) – издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объёма производства, т.е. они зависят от объёма выпускаемой продукции.

Пример: затраты на сырьё, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплата труда (рабочих). Основная доля издержек связана с использованием капитала.

 
 


VC

 

Q1

 

Графиком является кривая, пропорциональная объёму выпускаемой продукции, имеющая возрастающий характер. Но характер её может изменяться. Начальный период переменные издержки растут более высокими темпами, чем произведённая продукция. По мере достижения оптимальных размеров производства (Q1) происходит относительная экономия VC.

Средние переменные издержки (AVC) – объём переменных издержек, который приходится на единицу выпускаемой продукции. Они определяются по следующей формуле: путём деления VC на объём выпускаемой продукции: AVC = VC/Q. Сначала кривая падает, затем она горизонтальна и резко возрастает.

AVC Q1

 

 

Графиком является кривая, которая начинается не от начала координат. Общий характер кривой – возрастающий. Технологически оптимальный размер выпуска достигается, когда AVC становятся минимальными (т.Q – 1).

Общие издержки (ТС или С) – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы, в связи с производством продукции в краткосрочном периоде. Они определяются по формуле: TC = FC + VC

Другая формула (функция от объёма производственной продукции): ТС = f (Q).

ТС

VC

 

FC

Q

Износ и амортизация

 

Износ – это постепенная утрата капитальными ресурсами своей ценности.

Физический износ – потеря средствами труда своих потребительских качеств, т.е. технико-производственных свойств.

Уменьшение ценности капитальных благ может быть и не связано с потерей ими потребительских качеств, тогда говорят о моральном износе. Он обусловлен ростом эффективности производства капитальных благ, т.е. появлением аналогичных, но более дешевых новых средств труда, выполняющих схожие функции, но более совершенных.

Моральный износ является следствием научно-технического прогресса, однако для фирмы это оборачивается ростом издержек. Моральный износ относят к изменению постоянных издержек. Физический износ – к переменным издержкам. Капитальные блага служат более одного года. Их стоимость переносится на готовую продукцию постепенно по мере износа – это называется амортизацией. Часть выручки на амортизацию образуется в амортизационном фонде.

Амортизационные отчисления:

· отражают оценку величины износа капитальных ресурсов, т.е. являются одной из статей издержек;

· служит источником воспроизводства капитальных благ.

Государство законодательно устанавливает нормы амортизации, т.е. процент стоимости капитальных благ, на который они считаются износившимися за год. Она показывает, за сколько лет должна быть возмещена стоимость основных фондов.

Средние общие издержки (АТС) – сумма общих издержек, которые приходится на единицу производственной продукции:

АТС = ТС/Q = (FC + VC)/Q = (FC/Q) + (VC/Q)

ATC = AFC + AVC

AFC

ATC

AVC

 

Кривая имеет V-образную форму. Объем производства, соответствующий минимальным средним общим издержкам, называется точкой технологического оптимизма.

Предельные издержки (МС) – приращение общих издержек, вызванное увеличением производства на очередную единицу продукции.

Определяется по следующей формуле: МС = ∆ТС/ ∆Q.

Видно, что постоянные издержки не влияют на величину МС. И МС зависит от приращения VC, связанных с увеличением или уменьшением объёма производства (Q).

Предельные издержки показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на единицу. Они решающим образом влияют на выбор фирмой объема производства, т.к. это именно тот показатель, на который фирма может воздействовать.

График сходен с AVC. Кривая MC пересекает кривую ATC в точке, соответсвующей минимальному значению совокупных издержек.

В кракосрочном периоде издержки фирмы это есть постоянные и переменные. Это следует из того, что производственные мощности фирмы остаются неизменными и динамика показателей определяется ростом загрузки оборудования.

 

 

TC

 

FC

 

На основе этого графика можно построить новый график. Который позваяет наглядно представить возможности фирмы, максимизации прибыли и просмотреть границы существования фирмы вообще.

Для принятия решения фирмы наибольшей важной характеристикой является средние величины, средне постоянные издержки по мере увеличения объёма производства падают.

Поэтому рассамтривается зависимость переменных издержек от функции роста производства.

На I этапе средние переменные издержки уменьшаются, а затем начинают расти под действием эффекта масштаба. На этом периоде необходимо определить точку безубыточности производства (ТБ).

ТБ – это уровень физического объёма продаж на протяжении расчётного периода времени, при которых выручка от реализации продукции совпадает с издержками производства.

ТБ = FC/Р-VC

TR

A TC

 

200 FC

 

 

400 Q

Точка А – ТБ, в которой выручка (ТR) = ТС

Основные понятия и категории

Конкуренция, ценовая и неценовая конкуренция, монопсония, монополия, естественные монополии, показатели монопольной власти, монополистическая конкуренция, олигополия, тайный сговор, лидерство в ценах, дуополия, антимонопольное регулирование, функции конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Индекс Лернера.

 

1. Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Конкуренция – это способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Посредством конкуренции происходит распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства.

Методы конкурентной борьбы:

· ценовая – соперничество при помощи маневрирования ценами (война цен, лидерство в ценах, ценовые льготы оплаты);

· неценовая – повышение технического уровня качества продукции, овладение передовыми технологиями, послепродажное обслуживание, реклама).

Конкуренция выполняет следующие функции:

1) Регулирующая функция – проявляется в воздействии на производство товаров, чтобы оно осуществлялось в соответствии со спросом, а также в ограничении рыночной власти.

2) Инновационная функция необходимость инновации как средство повышения экономической эффективности.

В зависимости от соотношения конкуренции различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – вид конкуренции, осуществляемой между множеством продавцов однородной продукции при свободном ценообразовании.

Основные черты рынка совершенной конкуренции:

· значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;

· объемы производства и предложения отдельного производителя составляет незначительную долю, поэтому отдельная фирма не может повлиять на цену;

· продукция однородная, стандартная;

· все участники рынка обладают одинаковой информацией о положении цен на рынке;

· фирмы могут свободно выходить из одной отрасли и входить в другую;

Совершенная конкуренция была характерна для экономики развитых стран XIX в., в настоящее время это явление редкое. В наибольшей степени к такому рынку можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, биржи, валютные, фондовые рынки (рынок зерна, ценных бумаг, валюты).

Несовершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, фирма в условиях несовершенной конкуренции обладает определенной властью над ценой. К ней относятся следующие модели рынка: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

 

 

2. Совершенно конкурентная фирма – это фирма, которая принимает цену за свою продукцию как данную, не зависящую от объема продаваемой продукции. Такую фирму называют прайстейкером – это влияет на спрос.

Спрос на продукцию отдельного продавца абсолютно эластичен и кривая имеет следующий вид:

 

 

 

Цена в условиях совершенной конкуренции является постоянной для отдельной фирмы. Отраслевая рыночная кривая спроса является обычной нисходящей.

1. Валовая выручка продавца прямо пропорциональна количеству проданного товара.

2. Средняя выручка есть цена товара.

3. Предельная выручка есть цена товара, т.е. дополнительные единицы товара могут быть проданы по постоянной цене.

Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы выражает функциональную зависимость объема предложения от изменения рыночной цены, т.к. фирма будет максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки до точки равновесия МС=Р, т.е. эта функция предложения будет определяться кривой предельных издержек. Эта кривая в краткосрочном периоде будет иметь восходящий характер и совпадать с отрезком кривой предельных издержек, который лежит выше точки минимума средних переменных издержек.

 

 

 

Виды монополий

1. Закрытые монополии (административные) – возникают, если монопольные фирмы защищены законодательно государством (рынок оружия).

2. Открытые монополии – возникает в результате конкуренции («Де Барс» - 80%.??? рынка).

3. Естественные монополии – когда монополия обусловлена законами производственного цикла (РАО ЕСГАЗПРОМ).

Чистая монополия определяет объем производства исходя из трех принципов:

- издержки;

- спрос;

- максимизация прибыли.

Кривая спроса в условиях монополии представляет собой кривую отраслевого спроса, т.к. монополист является отраслью и является нисходящей.

Три значения нисходящей кривой спроса:

· Цена превышает предельный доход. Нисходящая кривая спроса означает, что монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену за единицу продукции, поэтому предельный доход становится меньше, чем цена, т.к. предельный доход - это изменение в валовом доходе, то до тех пор, пока валовой доход увеличивается, предельный доход является положительным. Когда

валовой доход достигает своего максимума, предельный доход будет равен 0. И когда валовой доход уменьшается, предельный доход становится отрицательным.

 

· Монополист диктует цену и объем производства. Монополия никогда не выберет такую комбинацию «цена - количество», при которой валовой доход уменьшается, или предельный доход является отрицательным. При понижении цены валовый доход уменьшается, но более низкая цена связана с большим объемом производства и более увеличивавшимися валовыми издержками. Более низкий доход и более высокие издержки вызывают уменьшение прибыли.

· Максимизация прибыли. Стремящийся к прибыли монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек, т.е. такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монополист считает выгодным продавать меньший объем продукции, но по более высоким ценам, чем сделал бы производитель. Ценовая дискриминация - это применение разных цен для разных групп покупателей при одинаковых издержках. Применение ценовых льгот позволяет монополисту получить большую массу прибыли за счет расширения продаж, не прибегая к общему снижению цен, а увеличение цен для других компенсирует потери.

 

4. Монополистическая конкуренция – это совершенная конкуренция с элементами монополизма, связанная со стремлением достичь уникальности продукции.

Характерные черты:

1) относительно большое число производителей, выпускающих продукцию, похожую, но не идентичную;

2) дифференциация продукта:

· товары отличаются физическими или количественными параметрами;

· услуг и условий продаж;

· рекламы, упаковки, торговые знаки и марки;

· контроль над ценами;

3) вступление в отрасли данной конкуренции относительно легко;

4) возможность фирм получать прибыли или нести убытки в краткосрочный период.

Особенность монополистического конкурента состоит в том, что в краткосрочном периоде он пользуется преимуществом монополиста, а в долгосрочном он эту привилегию теряет.

Это означает, что формула поведения в краткосрочном периоде аналогична рынку монополии: P>MC=MR<AC.

В долгосрочном периоде рынок перерастает в конкурентный: P=MC=MR=AC.

Монополистический конкурент ограничен в возможности повышать цену, т.к. он действует на рынке не один и каждому товару противостоят заменители. Резкое повышение цены может заставить покупателей уйти на рынок заменителей. Поэтому спрос на этом рынке более эластичен по сравнению с рынком монополии.

Преимущества данного рынка:

1) он направлен на удовлетворение многообразия индивидуальных запросов и предлагает больший ассортимент товаров;

2) повышение качества товаров способствует формированию новых товаров и появлению новых потребностей;

3) постоянное совершенствование производства и реализация новых технологий способствуют экономическому развитию;

4) неценовая конкуренция – улучшение качества, реклама и стимулирование сбыта.

Недостатки:

1) т.к. равновесная цена монополистического конкурента включает монополистическую прибыль, она выше, чем у совершенного конкурента, но ниже, чем у монополиста;

2) производитель не всегда стремится сокращать средние издержки, поэтому такой рынок не стремится к максимуму производственной эффективности.

3) производственные мощности не полностью загружены, т.к. производитель выбирает ориентацию на ограниченное число покупателей. Это довольно часто встречающийся тип рынка. Он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, мебельной и др. Государство обычно активно поддерживает эту рыночную структуру, ограничивает возможности крупных фирм захватывать и поглощать независимых производителей.

 

5. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в экономике. Это характерно для всех отраслей тяжелой промышленности, металлургии, химии, автомобилестроения, самолетостроения и др.

Характерные признаки:

1) немногочисленность фирм и крупные размеры производства (3-8 фирм в отрасли);

2) наличие высоких барьеров для вступления в отрасль;

3) однородность или дифференцированность продукта;

4) цены на рынке олигополии относительно устойчивы;

5) эффект масштаба и экономия издержек там, где эффект масштаба значителен, достаточно эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей;

6) рынок олигополии склонен к согласованному действию его участников или тайному сговору при установлении цен. В этом случае этот рынок перерастает в рынок монополии.

При установлении ценообразования проявляются две черты олигополии:

· с одной стороны, цены имеют тенденцию быть негибкими. Цены при олигополии изменяются реже, чем в условиях совершенной конкуренции;

· с другой стороны, олигополисты изменяют цены все вместе. Это поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действиям или тайному сговору.

Объектом договоренности также могут быть, кроме цен, квоты продаж или территориальный раздел рынка. Подобные сговоры (монопольные сговоры) получили название картели. Для них характерны сокращение производства и взвинчивание цен, поэтому часто запрещаются законом, т.к. они превращают данный рынок в монопольный. P>MC=MR<AC.

Лидерство в ценах – описывает действие фирм, не состоящих в тайном сговоре и действующих самостоятельно. Цены устанавливает на рынке лидер (самые крупные или наиболее эффективно работающие фирмы в отрасли), а другие фирмы автоматически следуют этому изменению. В противном случае возможны ценовые войны, от которых проигрывают все.

Ценообразование по признаку «издержки плюс». Олигополисты для того, чтобы определить цену, добавляют «накидку» в размере определенного процента. Этот метод не является несовместимым с тайным сговором или лидерством в ценах. Олигополия делает упор на ценовую конкуренцию. Считается, что ценовая конкуренция помогает получить долговременные преимущества перед конкурентами, т.к. изменения продукта, новая технология и удачная реклама не могут так быстро и полно дублированы, как снижение цен.

Эффективность олигополии. Две точки зрения:

· традиционная точка зрения полагает, что олигополия, действуя как монополия, может привести к тем результатам, хотя сохраняет видимость конкуренции;

· точка зрения Шумпетера - Гэлбрейта состоит в том, что олигополия способствует НТП и поэтому имеет результатом лучшую продукцию, более низкие цены и большие объемы выпуска и занятости.

 

 

Тема 5. Рынок факторов производства, ценообразования и доходы от факторов производства.

1. Особенности спроса на ресурсы.

2. Рынок труда.

3. Рынок капитала.

4. Рынок природных ресурсов.

 

Основные понятия и категории

Производный спрос на ресурсы, эластичность спроса на ресурсы, заработная плата, номинальная, реальная заработная плата, рента, цена земли, капитал, процент.

1. На рынках ресурсов фирмы выступают в роли получателей, а продавцами факторов производства могут быть домашние хозяйства, фирмы и государства.

Объектами купли-продажи для фирм являются факторы производства.

Факторы производства - имеющиес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.202 (0.244 с.)