Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Внешние эффекты и общественные блага

Поиск

1. Внешние эффекты.

2. Производство общественных благ.

 

Основные понятия и категории

Внешние эффекты, экстерналии, предельные социальные издержки, отрицательный внешний эффект, положительный внешний эффект, общественные блага, социологический опрос, проблема фрирайдера.

 

1. Эластичная модель рынка предполагает, что издержки и выгоды по обмену товарами несут и получают продавцы и покупатели. Между тем, результаты обмена могут воздействовать и на те субъекты (фирмы, домохозяйства, государство), которые непосредственно не участвуют в данной рыночной сделке. Это последствия принято разделять на две группы:

· положительные внешние эффекты (выгоды);

· отрицательные внешние эффекты (издержки),

которые несут «третьи лица», не участвующие в обмене. Эти эффекты не выражаются в цене, и рынок не реагирует на них. Отсюда необходимость вмешательства государства в экономику.

Внешние эффекты – это побочные эффекты, не учтенные в цене, возникающие у третьих лиц или общества в целом в процессе производства или потребления (экстерналии).

Так, например, удобрения, выпускаемые химическим производством, оплачивает сельское хозяйство, но негативные последствия от этого производства испытывает население, живущее вблизи от химических комбинатов. Увеличение количества обучающейся молодежи дает пользу не только тем, кто учится, но и обществу, повышая его культурный уровень. В том и другом случае побочный эффект получают люди, не участвующие в рыночных сделках.

Внешние эффекты не учитываются в цене по двум причинам:

1) если есть отрицательный эффект, нужны дополнительные вложения капитала со стороны производителей, например, постройка очистных сооружений, чтобы его ликвидировать. Это увеличит цену, сократит спрос, снизит объем производства, а значит, и прибыли;

2) потребитель не заинтересован в росте цен. Трансакционные издержки на заключение соглашения между производителем и пострадавшей стороной становятся так велики, что являются нереальными. В результате цены, установленные на рынке, несут искаженную информацию, т.е. не отражают всех затрат, не стимулируют к поиску новых материалов и технологий, позволяющих обеспечить безопасность окружающей среды.

Для общества необходимо знать все издержки производства, т.к. увеличение производства влечет и рост отрицательных внешних эффектов. Это определяется через показатель общих социальных издержек (TSC), который определяется как сумма чистых издержек (TРС) и внешнего отрицательного эффекта (TES): TSC= TРС+ TES.

Соответственно прирост на каждую дополнительную продукцию чистых и социальных издержек, а также внешнего отрицательного эффекта образуют предельные чистые издержки (МРС), предельные социальные издержки (MSC), предельные внешние издержки (MEC).

Отрицательный внешний эффект – это использование ресурса, не отраженное в цене товара, что может стать причиной экономической неэффективности. Такое предприятие не тратит средств на создание очистных сооружений, его предельные чистые издержки меньше социальных предельных издержек и объема выпускаемой продукции. В этом случае объем производства устанавливается в точке равновесия, когда предложение, определяемое предельными чистыми издержками, равно спросу, определяемому предельной общественной полезностью.

 

 

При строительстве очистных сооружений внешние и предельные издержки взрастут, что приведет к росту цен и сокращению выпуска до оптимального уровня, т.е. не дающего отрицательного внешнего эффекта, но реально предприятие работает по-старому.

Т.о. всегда, когда существует внешний отрицательный эффект от производства товара, объем этого производства больше оптимального, а цены занижены.

 

Положительный внешний эффект – это полезность, не отраженная в цене (учеба в ВУЗе). Общая социальная полезность этого товара определяется как сумма индивидуальной полезности и внешнего эффекта.

Предельная социальная полезность (MSB) равна сумме предельной индивидуальной полезности (MPB) и предельной внешней полезности (MEB). В этом случае рыночное равновесие устанавливается тогда, когда предельные индивидуальные издержки равны предельной индивидуальной полезности.

Общество заинтересовано в увеличении числа образованных людей, для этого необходимо снизить плату за обучение или ввести субсидии, кредиты для желающих учиться. При снижении платы спрос возрастет, однако низкая плата не покроет дополнительные издержки производства и они будут вынуждены или прекращать обучение или увеличивать плату. Введение субсидий со стороны государства позволит компенсировать предельные издержки и увеличить количество обучающихся. Т.о., при помощи внешнего положительного эффекта сам рынок не учитывает его, поэтому данных товаров производится недостаточно, а их цены занижены.

Внешние эффекты, возникающие в производстве, как положительные, так и отрицательные, оказывают негативное воздействие на экономику: вредные товары перепроизводятся, а общественно полезных выпускается недостаточно.

 

2. Помимо частных благ, т.е. товаров индивидуального пользования, которые обладают делимостью, принципиально исключительны, существуют общественные блага, общественные товары, потребление которых происходит одновременно всеми субъектами, независимо от дохода, и оказывается выгодным всем.

Они обладают двумя признаками:

· свойством неизбирательности, т.е. потребление их одним лицом не уменьшает доступности к благам других лиц;

· свойством неисключительности в потреблении, т.е. никому нельзя запретить пользоваться этим благом.

Т.о. общественное благо, которое потребляет один человек, неизбежно становится доступным всем другим – это своеобразный положительный эффект. Сложность выявления спроса на общественные блага состоит в том, что потребности в этих благах у людей разные. На рынке такие потребности не проявляются, поэтому единственный источник - проведение социологических опросов, однако данные опросы искажены, т.к. затраты на эти блага покрываются за счет доходов (увеличение налогов). Отсюда вытекает проблема фрирайдера, или проблема безбилетника, т.е. те, кто ответил честно и заплатил все налоги, могут получить это благо только одновременно с теми, кто не уплатил свою долю расходов. В результате производства общественных благ бывает неэффективным, их просто не хватает.

Общественными благами, которыми пользуется все население страны, страну обеспечивает государство. Оно принимает решение об их производстве на основе выявления предпочтений граждан. Это происходит путем голосования. Результаты голосования будут зависеть от величины получаемой полезности и издержек, которые приобретают форму налогов с граждан.

На результаты голосования могут повлиять факторы, не связанные с данной проблемой (лоббизм). Государственная деятельность по принятию экономических решений не является гарантией эффективности использования ресурсов.

 

Раздел 3.Макроэкономика

Тема 1. Введение в макроэкономику

1. Основные цели и проблемы макроэкономического регулирования.

2. Общественное воспроизводство.

3. Основные макроэкономические показатели.

4. Система национальных счетов.

Основные понятия и категории

Валовой национальный продукт, конечный продукт, валовой внутренний продукт, добавленная стоимость, ВНП по расходам, ВНП по доходам, номинальный, реальный ВНП, дефлятор ВНП, дефицит ВНП, система национальных счетов, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый доход, чисто экономическое благосостояние, общественное воспроизводство, народнохозяйственный кругооборот, индекс цен, национальное хозяйство.

1. Предметом изучения макроэкономики является функционирование национальной экономики в целом. В предмете можно выделить 3 составные части:

· национальная экономика;

· государственная экономическая политика и регулирование;

· взаимодействие национальных экономик в рамках мирового хозяйства.

Основоположником макроэкономического анализа является Дж.М.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег» 1936 г.). Основным методом макроэкономического анализа является макроэкономическое моделирование. При построении моделей используется объединенные или агрегированные показатели, такие как валовой внутренний продукт, валовой национальный доход, средний уровень цен. В основе макроэкономического моделирования лежит упрощение экономической реальности.

В масштабах национальной экономики наиболее важными и острыми проблемами являются три: безработица (занятость), инфляция (цены), экономический рост. Из этого следует центральная проблема: каким должен быть объем выпуска продукции, чтобы обеспечить решение этих задач.

Макроэкономические цели – это задачи, стоящие перед обществом в экономической области и направленные на быстрейшее восстановление общего конкурентного равновесия с наименьшими потерями, как в финансовом, так и в социальном отношении для своих граждан.

Макроэкономические цели

Макроэкономические цели Инструмент реализации
1. Стабильный рост национального объёма производства, предполагающий высокий ежегодный прирост выпуска продукции. 1. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика.  
2. Стабильный уровень цен, предполагающий их формирование на основе свободной конкуренции и их относительно умеренный росте. 2. Денежно–кредитная политика и политика цен.  
3. Высокий уровень занятости и достижение низкого уровня вынужденной безработицы. 3. Социальная политика или политика доходов.
4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса, в результате свободной продажи внутренних товаров на рынках других стран и стабильный обменный курс национальной валюты 4. Внешнеэкономическая и валютная политика.  

 

Реализация целей происходит под воздействием макроэкономических факторов.

1. Внешние факторы -социальные и природные катаклизмы.

2. Побудительные факторы – это те цели, к которым стремится общество в экономической области.

3. Политические факторы – правительство, которое возглавляет экономику страны.

Все макроэкономические целивзаимозависимы, взаимообусловлены и часто взаимопротиворечивы. Невозможно одновременно ставить все цели.

Поэтому цели, которые ставит перед собой общество, должны быть связаны между собой, а выбор курса требует профессионализма и продуманности экономических решений. В решении всех этих целей важнейшую роль играет государство и проводимая им экономическая политика.

Экономическая роль государства в национальной экономике, направления, объем и пределы его вмешательства в рыночную систему – вопрос дискуссионный. С одной стороны находятся сторонники либерализма, выступающие за максимальное вмешательство государства в экономику. На другой стороне находятся Дж. М. Кейнс и неокейнсианцы, выступающие за всеобъемлющее государственное регулирование и значительную государственную собственность. Поэтому макроэкономическая теория однозначного ответа не дает. На практике в большинстве рыночных государств роль государства довольно значительна.

2. Объективной основой сосуществования человеческого общества является непрерывное производство экономических благ. Производство, рассматриваемое как постоянно возобновляемый процесс, является процессом воспроизводства. Различают индивидуальное и общественное воспроизводство. Индивидуальное воспроизводство лежит в основе общественного и представляет собой воспроизводство на отдельных фирмах. Общественное воспроизводство – это органическое единство производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Оно включает в себя три момента:

· воспроизводство совокупного общественного продукта;

· воспроизводство рабочей силы;

· воспроизводство экономических отношений.

Различают простое, расширенное и воспроизводство на «суженой основе»

. При простом воспроизводстве характерно возобновление производства в неизменных величинах, при расширенном – в увеличивающихся размерах, а при воспроизводстве на «суженной основе» - в сокращающихся масштабах. Основной проблемой воспроизводства в любой стране является обеспечение соответствия производства потребностям, т.е. соответствие объема и структуры производства затратам и доходам общества или проблема сбалансированности. Теоретической основой анализа воспроизводства большинство современных школ экономической теории называют концепцию народнохозяйственного кругооборота.

Народнохозяйственный кругооборот – это процесс движения экономических благ и денежных средств между субъектами экономики, обеспечивающий поддержание существования каждого из них и всей системы в целом. Основными субъектами в национальной экономике являются фирмы и домохозяйства, государственный сектор. Каждый из макросубъектов - совокупность реальных хозяйствующих субъектов, проявляющих определенные виды экономической активности.

Домашние хозяйства – это относительно обособленные хозяйственные единицы, в собственности которых находятся факторы производства, Они предлагают факторы производства, потребляют одну и оберегают другую часть полученного дохода.

Фирмы – это относительно обособленные хозяйственные единицы, в которых происходит соединение факторов производства, и производятся готовые продукты с целью получения прибыли.

Государственный сектор – совокупность всех государственных институтов и учреждений, производит общественные блага, выплачивает социальные трансферты домохозяйствам и субсидии, дотации фирмам.

Движение продуктов и доходов в национальной экономике осуществляется в форме кругового потока товаров, услуг, денег. Различают круговой поток базовый и кругооборот с включением финансового рынка.

1. Поток денег и экономических благ в ходе кругооборота всегда равны по величине (сбалансированы) и противоположны по направлению.

2. Поскольку расход одного субъекта является доходом другого и наоборот, то все бюджеты оказываются взаимосвязанными между собой. В связи с этим народнохозяйственный оборот часто определяется как совокупность бюджетов экономических субъектов в их взаимосвязи.

3. Прежде чем анализировать методы, формы государственного регулирования рыночной экономики, следует рассмотреть основные показатели, характеризующие состояние национальной экономики.

Основным макроэкономическим показателем изучения производства и потребления национального продукта является валовой внутренний продукт (ВВП). (ВВП) – стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период времени (обычно за год), факторами производства, находящихся в собственности граждан и иностранцев.

Номинальный ВВП – валовой внутренний продукт, подсчитанный в реальных (текущих) ценах определенного периода.

ВВПном. = ∑ Pti × Qti

где Pti - цена; Qti – количество i товара – произведенного в стране

На величину ВВП номинального большое воздействие оказывают инфляционные процесса: он повышается с ростом цен. Чтобы избавиться от инфляционных воздействий, вычисляется реальный ВВП (валовой внутренний продукт в постоянных ценах), т.е. в ценах базисного года.

Реальный ВВП можно получить, разделив номинальный на индекс цен (дефлятор). При индексе цен менее единицы корректировка ВВП в сторону увеличения называется инфлированием. При индексе цен более единицы корректировка в сторону снижения называется дефлированием. Отношение номинального ВВП к реальному называется дефлятор. Он характеризует изменение общего уровня цен и показывает насколько возрос ВВП исключительно за счет роста цен.

Индексы цен

1. Индекс цен с постоянной структурой называют корзинами цен.

Индекс Лайспереса Ip =∑ Pti * Qoi / ∑ Poi * Qoi, где

Pti – цена i – товара в текущем периоде;

Qoi – объем потребления в данном периоде;

Poi - цена i -товара в базовом периоде.

2. Индекс потребительских цен (ИПЦ) – корзина цен потребления среднего домохозяйства и включает цены несколько сот продовольственных и непродовольственных товаров и платных услуг. Является измерителем инфляции для населения.

3. Индекс цен реализации готовой продукции – показывает изменение цен на продукцию предприятиями-изготовителями.

4. Индекс цен приобретения текущих ресурсов – отражает закупочные цены на сырье, энергию (кроме зарплаты).

Цены использования показателя ВВП:

· он является исходным показателем всей системы национальных счетов;

· динамика ВВП является показателем состояния конъюнктуры в стране: циклических колебаний экономической активности, глубины кризисов и т.п.;

· ВВП используется для анализа проблем денежного обращения и инфляции;

· ВВП является наиболее часто употребляемым критерием уровня развития страны и уровня жизни.

Методы подсчёта ВВП:

· по расходам на созданную в стране продукцию (метод конечного использования);

· по доходам, получаемым в результате производства продукции (распределительный метод);

· по добавленной стоимости (производственный метод).

 

 

I. ВВП = С + I + G + Xn Хп = Э - И

экспорт импорт

 

II. ВВП = W + R + i + p прибыль единоличных хозяйственных предприятий,

корпоративная прибыль

Заработная плата наёмных рабочих Рента (доходы, получаемые в результате сдачи в аренду земли и т.д.) Процент – доход на реальный денежный капитал.

 

Кроме того, ВВП «по доходам».

Необходимо включить:

- косвенные налоги, т.е. налоги минус субсидию;

- амортизационные отчисления.

ВВП – валовой внутренний продукт подчитывается в денежном выражении и показывает стоимость конечной продукции, произведённой на территории данной страны за определённый период времени (за год), независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны, либо принадлежат иностранцам.

ВВП = ВНП – Хп

Превышение ВВП над ВНП свидетельствует о значительной роли иностранной собственности в развитии экономики страны.

2. ЧНП (чистый национальный продукт), измеряется в стоимостном выражении, является наиболее точным показателем произведённых и приобретённых нацией товаров и услуг за определённый период времени.

ЧНП = ВВП – амортизационные отчисления

3. ВНД ( валовой национальный доход) – совокупный доход, который зарабатывают владельцы факторов производства за определённый период времени, он также учитывает внешнеэкономические связи.

ВНД = ВВП + сальдо первичных доходов из-за заграницы, изменяет поток первичных доходов.

Сюда входят:

· заработная плата;

· рентные доходы;

· прибыль;

· процентные доходы.

НД = ЧНП – косвенные налоги

4.ЛД (личный доход) – весь доход, заработанный или полученный.

ЛД = НД – взнос на социальное страхование – налог на прибыль – нераспределённые прибыли корпораций + трансфертные платежи.

5. РД (располагаемый доход) – личный доход, остающийся после уплаты налогов и доступен для непосредственного расходования данного хозяйства.

РД = ЛД – подоходный налог – налоговые платежи.

Располагаемый доход делится на потребление и сбережение.

6. ЧЭБ ( чистое экономическое благосостояние)

ЧЭБ = ВВП + работа на дому + теневая экономика + досуг – загрязнение окружающей среды.

Этот показатель был предложен Дж.Тобином и В.Нордхаусом. Он предполагает более точную корректировку оценки достижений страны.

4. Система национального счетов – совокупность макроэкономических показателей, отражающим разные стороны воспроизводственных процессов в форме бухгалтерских счетов.

СНС – представляет собой международные стандартные оценки основных макроэкономических показателей.

Сущность системы национальных счетов сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики, характеризующих производство, доходы и расходы, и взаимные увязке этих показателей между собой. СНС позволяет проследить движение массы произведенных конечных товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до конечного использования. Стандартная система счетов разработана в ООН и применяется сегодня более чем в ста странах мира.

Принципы системы национальных счетов

1. Балансирование доходов и расходов по методу двойной записи.

2. Стоимостная оценка всех товаров и услуг и раздельный учёт на специальных счетах

По методике ООН СНС учитывает пять типов экономических агентов (субъекты):

1. Нефинансовые агенты.

2. Домохозяйство и семейные ячейки, цель которых – потребление.

3. Правительство, частные и административные аппараты управления.

4. Финансовые учреждения (банки и т.д.).

5. Заграница.

Эти экономические агенты ведут счета основных экономических операций по признаку: «всё использованное = всем ресурсам».

По методике ООН – шесть счетов на уровне государства:

1 счёт – правительство;

2 счёт – валовой добавленной стоимости;

3 счёт – эксплуатации производственных фондов;

4 счёт – распределения;

5 счёт – капитала;

6 счёт – финансовый.

(1, 2, 3, 4 – счета текущих операций).

В России своя методика СНС, которая действует и включает пять основных счетов:

1 – продукты (материально–вещественная форма и энергия);

2 – услуги (материального и валютного характера);

3 – товары (продукты для продажи на рынках);

4 – нерыночные услуги (образование, наука, культура);

5 – трансферты (пенсии, стипендии).

Важнейшим результатом и предпосылкой национального воспроизводства выступает национальное богатство. Это совокупность материальных благ, которыми располагает страна на определенную дату. Сюда включают основной производственный капитал, основной непроизводственный капитал, резервы средств производства, запасы и резервы предметов потребления, предметы длительного пользования, природные ресурсы, вовлеченные в хозяйственный оборот. Является показателем экономической мощи страны.

Национальное богатство представляет в денежном выражении всю совокупность потребительных стоимостей, на определенную дату накопленную обществом, или совокупность накопленных нефинансовых и чисто финансовых активов.

Нефинансовые активы – это результат производственных процессов (основного капитала, оборотного капитала, ценностей), земельные ресурсы, богатства недр, запасы подземных вод, патенты, авторские права и т.д.

Финансовые активы – монетарное золото, наличные деньги депозиты, ценные бумаги (кроме акций), ссуды, иностранные инвестиции.

Источником национального богатства выступают природа и труд. Классификация национального богатства по этому признаку предполагает выделение вещественного, естественного и нематериального видов богатства.

Вещественное богатство – это результат труда, т.е. основной и оборотный капитал, капитал обращения, личное имущество населения, государственные резервы, природные ресурсы. Оно возрастает за счет роста производительности труда, увеличения эффективности производства, роста численности занятых в сфере материального производства и увеличения нормы накопления.

Естественное богатство представлено дарами природы. Это потенциальное богатство для общества.

Нематериальное богатство – это нематериальные ценности, созданные в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры и спорта.

Информационное богатство – объем производства информационной технологии, доля которого в национальном богатстве ведущих стран мира возрастает.

В России показатель национального богатства включает в себя сумму основных средств, материальных оборотных средств и запасов, а также личного имущества.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.117 (0.009 с.)