Концепции, положенные в основу изучения интеллекта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепции, положенные в основу изучения интеллекта.



Структура интеллекта – это что? Одно, двух или многофакторность?

Первая концепция – концепция Спирмана. При изучении интеллекта использовал матрицу интеркорреляции различных интеллектуальных тестов и выдвинул гипотезу о однофакторности интеллекта, т. е. генерального фактора (ГФ или g), который детерминирует результаты всевозможных измерений интеллекта. По данной концепции ГФ – некая умственная энергия, которая связана со способностями и позволяет устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. На основе данной теории созданы тесты – прогрессивные матрицы Равенна, «домино», ТИП и др.

Тест Дж.. Равенна. Разработанные в Великобритании Дж. Равеном прогрессивные матрицы предназначались для измерения фактора g (ГФ) по Спирману. Этот тест, построенный по большей части на выявлении отношений между абстрактными фигурами, рассматривается большинством британских психологов как лучший из существующих измерителей фактора g.

Процедура тестирования и стимульный материал. Тест состоит из 60 матриц, или композиций, с пропущенными элементами. Испытуемый выбирает недостающий элемент среди 6 - 8 предложенных вариантов. Задания сгруппированы в 5 серий, каждая из которых содержит 12 однотипных, но возрастающей трудности матриц. В первых сериях требуется лишь точность различения, а в последних, более трудных, предполагается использование аналогий. перестановок, изменений образца и других логических связей.

Проведение теста не ограничено во времени, проводится исследование как индивидуально, так и в группе. Инструкция проста и даётся устно.

Контингент: жители европейских стран (дети и взрослые) от 8 до 65 лет.

Вторая концепция – Терстоуна. На основе математического анализа данных интеллектуальных тестов Терстоун сделал вывод: интеллект по своей природе неоднороден и включает ряд первичных факторов, которые объединяют разные группы умственных операций.

Первичные факторы по Терстоуну:

- понимание слов;

- беглость речи;

- лёгкость оперирования игровыми материалами;

- пространственная ориентация;

- ассоциативная память;

- скорость восприятия и индуктивное мышление.

На этой основе отстаивается точка зрения о том, что интеллект следует представлять не только IQ, но и в виде профиля оценок по первичным факторам. Самый популярные тест, разработанный на основе этой теории – тест Р. Амтхауэра. В данном тесте интеллект рассматривается как подструктура в целостной системе личности. Эта субструктура является упорядоченной целостностью умственных способностей, которые формируются и проявляются в деятельности. Р. Амтхауэр выделил 4 ведущих фактора при изучении интеллекта:

- вербальный;

- счётно-арифметический;

- пространственный;

- мнемнический.

На диагностику этих 4-х факторов направлены 9 субтестов для возраста от 13 лет до 61 года и предназначены для использования в профессиональном и педагогическом консультировании.

Уровень интеллекта диагностируется также с использованием следующих тестов:

- теста Д. Векслера;

- ШТУР – школьный тест умственного развития;

- теста Г. Айзенка;

- теста Дж. Равенна;

- культурно-свободного теста интеллекта Р. Б. Кеттелла;

- теста социального интеллекта Д. Гилфорда;

теста Гудинафа – Харрисона (рисуночные пробы).

Тест Д. Векслера. В 1939 году Д. Векслер создаёт первый вариант шкалы интеллекта для взрослых. Через три года он создаёт второй вариант, предназначенный для нужд армии - «армейский Векслер». В 1955 году появляется окончательная версия теста интеллекта для взрослых. Последняя прижизненная версия теста Д. Векслера вышла в 1981 году (предназначена для обследования лиц от 16 до64 лет), а в 1998 году относится новейшая переработка, сделанная его учеником Аланом Кауфманом.

Сам Д. Векслер определял интеллект как комплексную глобальную способность индивида целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с окружающей средой. Д. Векслер выделил в интеллекте две составляющие, а также две сферы его проявления: вербальный интеллект и интеллект действия.

Д. Векслер предположил, что помимо общего интеллекта существует вербальный и невербальный интеллект, которые также следует измерять.

Д. Векслер ввёл понятие «возрастная норма». Испытуемый получал тестовый балл на основании сопоставления его результатов со средними результатами той возрастной группы, к которой он принадлежал. Коэффициент интеллекта выражался в единицах стандартного отклонения.

Тест предназначался для комплексного обследования пациентов психиатрической клиники. Главная цель применения теста - тонкая диагностика психических нарушений при различных заболеваниях (психозах, неврозах и пр.), а также определения уровня интеллектуального дефекта у лиц с врождённым интеллектуальным недоразвитием и со старческим слабоумием. Поэтому важнейшее значение при обработке тестовых результатов имеет выделение коэффициента интеллектуального дефекта, который характеризует снижение умственных способностей при старении. Д. Векслер никогда не был ограниченным «психометристом», он всегда осознавал недостатки своего теста. Опытный клиницист и консультант, Д. Векслер рассматривал свой тест как способ многостороннего исследования пациента и обращал внимание на необходимость наблюдения за дополнительными признаками поведения (понимание инструкции, мимикой, пантомимикой и т. д.), а также за процессом решения задач.

Несмотря на свою сложность, тест стандартизирован, и отклонение от нормы при его проведении считается недопустимым. При этом существует и сокращённый вариант теста, предназначенный для быстрой и грубой оценки уровня развития умственных способностей.

Тест Д. Векслера сразу после его появления стал широко применяться за пределами клиники: при профессиональном отборе, для оценки уровня интеллекта «нормальных», то есть психически здоровых взрослых и детей, и даже для оценки интеллектуального уровня одарённости.

Тест включает 12 субтестов, в которых сгруппированы задания определённого специфического типа, расположенные в порядке возрастания трудности.

Вербальный интеллект оценивается с помощью 6 субтестов:

1 субтест - осведомлённость, включает 30 вопросов из различных и научных областей;

2 субтест - понятливость, включает 14 вопросов, которые требуют умения строить умозаключение;

3 субтест - арифметический, содержит 16 задач, которые требуют понимания, сообразительности, умения делать вычисления;

4 субтест - «сходство понятий», включает 16 заданий на поиск сходства между понятиями, умение логически анализировать понятия, сравнивать, обобщать;

5 субтест - «словарный запас», необходимо дать определение 40 понятиям конкретного и абстрактного типа; требуется словарный запас, эрудиция, умение вычленять обощённый абстрактный смысл понятия;

6 субтест - повторение цифр, требуется повторить по памяти ряд цифр от 3 до 9 знаков, проводится диагностика внимания, кратковременной и оперативной памяти.

Невербальный интеллект оценивается с помощью следующих 6 субтестов:

7 субтест - «недостающие детали», содержит 20 картинок с изображением предметов, у которых отсутствуют какие-либо детали: необходимо назвать отсутствующие детали - диагностируется внимание, перцептивные способности, образная память;

8 субтест - «последовательные картинки», содержит 11 сюжетных картинок, которые надо расположить так, чтобы получился рассказ с последовательными событиями: диагностируется логическое мышление, понимание сюжета;

9 субтест - «Кубики Коса», требуется из кубиков с окрашенными по-разному гранями сложить определённый орнамент по образцу, изображённому на карточке: диагностируется наглядно-действенное мышление, аналитико-синтетические и пространственные способности;

10 субтест - «складывание фигур», требуется из разрезанных частей сложить завершенную фигуру - диагностируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, умение соотносить части и целое;

11 субтест - «кодирование», даны цифры от 0 до 9, каждой из которых соответствует какой-то знак; требуется, глядя на образец, проставить соответствующие значки под цифрами в ряду: диагностируется внимание, его концентрация, распределение и преключение;

12 субтест - «лабиринты», требуется найти выход из изображенных лабиринтов - диагностируется умение решать перцептивные задачи, наглядно-образное мышление.

Тест Г. Дж. Айзенка. Тест состоит из 8 субтестов, каждый из которых содержит по 40 заданий. Диагностическая цель: определение общего уровня интеллектуальных способностей человека.

Данный тест является составляющей так называемых общих тестов. В них сочетается словесный, цифровой и графический материал с различными способами формулировки и предъявления заданий. Такой смешанный характер тестов лучше всего позволяет дать общую оценку IQ, но не даёт возможности установить: какие первичные факторы снижают общий уровень интеллекта. Автор теста определяет характеристику, от которой зависит успех испытуемого в выполнении заданий, - скорость протекания умственных процессов. Данная характеристика, по мнению Г. Дж. Айзенка, является фундаментальным базисом интеллектуальных различий между людьми.

Контингент: тест предназначен для людей в возрасте от 18 до 60 лет, имеющих общее среднее образование.

Время на выполнения каждого субтеста 30 минут.

 

Диагностика креативности.

Англо-американские психологи с середины 50-х годов занимаются разработкой тестов, направленных на изучение особых способностей (креативности). При разработке такого рода тестов, исходят из трёх основных подходов:

1. Креативности как таковой нет. Интеллект, одарённость выступают в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль играют: мотивация, ценности, личностные черты. Танненбаум, Маслоу, Богоявленская к основным чертам творческой личности относят: когнитивность, чувствительность к проблеме, независимость суждений в неопределённых и сложных ситуациях.

2. Креативность является самостоятельным фактором не зависимо от интеллекта (Д. Гилфорд, Тейлор, Пономарёв). Между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть лишь слабая связь (корреляция). П. Торранс выявил интеллектуальный порог креативности: если IQ меньше 115-120, то интеллект и креативность отражают единый фактор; при IQ более 120 – творческие способности становятся независимой величиной. Нет креативности с низкой интеллектуальностью, но есть интеллект с низкой креативностью.

3. Высокий уровень IQ предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот (Д. Векслер, Г. Айзенк, Термен и др.).

Структура интеллекта Д. Гилфорда. Разработанная автором концепция структуры интеллекта стала моделью интеллектуальной деятельности во всех сферах, в том числе и художественной.

Д. Гилфорд выделил способность к дивергентному и конвергентному мышлению. Дивергентное мышление он характеризовал как способность к порождению множества оригинальных и нестандартных решений как основу креативгости. Конвергентное мышление характеризуется способностью решать задачи, требующие однозначного решения, находимого с помощью усвоенных алгоритмов.

Дивергентное мышление меньше ограничено заданными фактами, допускает изменение путей решения проблемы и приводит к неожиданным результатам. Базовые характеристики дивергентного мышления совпадают с характеристиками художественного мышления, хотя и не исчерпывают их. Поэтому модель структуры интеллекта Д. Гилфорда может быть применена и в области эстетичекого воспитания и художественном образовании.

Структура интеллекта по Д. Гилфорду, состоит из 120 различных когнитивных способностей. Они объедены в 15 факторов (5 операций, 4 вида содержаний, 6 типов продуктов мыслительной деятельности).

Операции, выделенные Д. Гилфордом:

1). познание (восприятие, узнавание, осознание, понимание, сенсорная чувствительность и т. д.);

2). память (сохранение, воспроизведение и др. характеристики);

3). дивергентное мышление;

4). конвергентное мышление;

5). оценочное мышление (суждение, оценка, аргументы, операции выбора).

Содержание умственных операций:

1). изобразительное (наглядно-образная информация, форма, цвет, текстура);

2). символическое (знаковые системы, буквы, числа, коды);

3). семантическое охватывание категории смысла ((семантика - обозначающий; лингвинистическая, логическая, психоаналитическая);

4). поведенческое (чувства, мысли, настроение, взаимоотношения и т. д.).

Результаты мыслительной деятельности: обрабатываемая информация в конечном итоге может принимать вид одного из следующих 6 продуктов:

1) единицы (элементы);

2) классы (совокупность сведений, группировки);

3) отношение системы (блоки информации);

4) трансформации (преобразование, модификация);

5) импликация (установление связей на уровне закономерностей);

6)?

Модель интеллекта Д. Гифорда получила практическу апробацию в Иллинойском университете (США), где была использована в программе диагностики и обучения одарённых детей.

Тест творческого мышления П. Торранса. Данный тест впервые был предложен в 1962 году для диагностики креативности, начиная с дошкольного возраста (5 - 6 лет). Главная задача, которую ставил перед собой П. Торранс - получить модель творческих процессов, отражающих их природную сложность.

В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению (по Д. Гилфорду), к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.

Двадцать тестов творческой продуктивности П. Торранса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая группа субтестов (1 -7) позволяет диагностировать вербальное творческое мышление, вторая (8 - 10) - изобразительное творческое мышление, третья (11 - 12) - словесно-звуковое творческое мышление.

Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе в сфере диагностики художественно-творческих способностей. Модель креативности П. Торранса универсальна и соответствует психологическим реалиям в любой сфере человеческой деятельности. А основные показатели креативности - беглость, гибкость, оригинальность и разработанность - ярко проявляются и в художественной деятельности в различные возрастные периоды развития личности. По данным П. Торрансаи вербальные факторы связаны с литературным творчесвом. Соответственно, факторы, относящиеся к зрительному, слуховому, изобразительно-кинестетическому содержанию, играют столь же важную роль в изобразительном искусстве, музыке, хореографии.

Тест творческого мышления П. Торранса предполагает возможных различных вариантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптированных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Тунин, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева).

Процедура диагностики с использованием теста креативности строго стандартизирована. На выполнения каждого субтеста П. Торранса отводится определённое время - 10 минут. Все вопросы, возникающие после инструктирования, необходимо разъяснить до начала тестирования.

Характеристики основных показателей творческого мышления (тест П. Торранса).

1. Лёккость ( беглость) - количественный показатель, отражающий способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется количеством результатов (количеством идей, законченных рисунков и т.п.).

2. Гибкость - отражает способность выдвигать разнообразные идеи. переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения. Измеряется числом категорий, использованных при выполнении субтестов.

Категории, выделенные П. Торрансом:

1) мир природы;

2) животный мир;

3) человек;

4) механическое;

5) символическое;

6) декоративные элементы;

7) видовое (город, дом, шоссе, двор);

8) искусство;

9) динамические явления.

3. Оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных. нормативных. Измеряется количеством неординарных и неповторяющихся ответов, образов, идей.

4. Разработанность (тщательность, детализация образов) - фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных при разработке основной идеи.

При диагностике изобразительного творческого мышление для субтеста «Незаконченные фигуры» введён 5 показатель - «сопротивление замыканию». Этот показатель отражает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывая принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальные идеи» (П. Торранс). Измеряется способом замыкания незаконченных фигур.

При обработке экспериментальных данных, необходимо иметь ввиду, что причины низких и высоких показателей по всем когнитивным параметрам креативности могу быть различными. так, низкие показатели по фактору «беглость» могут быть связаны с высокой детализацией. разработанностью идеи. А высокие показатели по фактору «беглость» могут свидетельствовать об импульсивности или поверхности мышления. Низкие показатели по фактору «гибкость» свидетельствуют о ригидности мышления или низкой информированности, слабой мотивации. Чрезвычайно высокие показатели по данному фктору имеют «негативный оттенок» и могут свидетельствовать о неспособности к единой линии в мышлении. Высокий коэффициент оригинальности иногда наблюдается при психических отклонениях.

Поэтоиу при обработке эмпирических данных существенным является не только количественные результаты (баллы), но и причины этого результата.

Некоторые психологи, изучающие признаки креативной личности, выделяют следующие характеристики, присущие такой личности:

- умение выделять проблему;

- определять перспективу решения проблемы;

- интуиция;

- умения фантазировать;

- самокритичность;

- определенное упорство, ориентированное на результат;

- наличие чувства юмора;

- подвижность (гибкость) ума;

- независимость и смелость;

- умение анализировать и синтезировать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.043 с.)