Характеристика индивидуально-типологических и социально-психологических качеств личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика индивидуально-типологических и социально-психологических качеств личности



Типология индивидуально-личностных свойств, разработанная автором (Собчик Л. Н.) в рус­ле теории ведущих тенденций, в принципе не противоречит воззрениям многих отечественных и зарубежных психологов, но приводит типологические варианты к более строгой категориальной форме и систематизирует их по принци­пу полярности.

В первую очередь реакции на внешние воздействия делятся на:

а) реакции, силы которых направлены вовне (наступательность, активное отстаивание своей позиции, противодействие, обвинение во всем окру­жающих, наиболее резкий способ реагирования — агрессия в отноше­нии других);

б) реакции, преимущественно направленные на себя, внутрь личности (от­ступление, готовность отказаться от реализации своих намерений, склон­ность к самообвинению, наиболее резкая форма реагирования — суицид, аутоагрессия).

Далее, типология конституционально заданных свойств, продолжаясь бла­годаря ведущим тенденциям в психологических особенностях, может быть представлена схемой, в которойрртогональные признаки интроверсии — эк­страверсии дополнены противопоставляемыми друг другу тревожностью — аг­рессивностью, ригидностью — лабильностью и сензитивностью — спонтан­ностью. Этим типологическим свойствам следует дать четкое определение, чтобы читателю было ясно, о чем конкретно идет речь.

 

 

Тревожность — это такое психофизиологическое свойство, которое сродни локатору и всегда носит предупреждающий характер, сигнализируя об опасно­сти. Под опасностью следует подразумевать и реальную опасность жизни, и из­менения в окружающей среде или во внутренней организации человека, а так­же иные явления, нарушающие привычный стереотип. Это состояние страха перед опасностью или чувство неопределенности требует предостерегающих или охранительных действий, которые выливаются в блокировку активности, в ограничительное поведение или бегство от опасности, то есть формы пове­дения, имеющие аналог в животном мире в виде мимикрии, замирания, мни­мой смерти.

Высокие показатели по шкале Тревожности выявляют тип личности с по­вышенной тревожностью, и свидетельствуют о преобладании таких черт ха­рактера, как нерешительность, выраженное чувство ответственности, внутрен­няя потребность в соответствии требованиям окружения — преподавателей, родителей, класса, мнительность, боязливость, склонность к необоснованным страхам. Ученики такого типа более старательны в выполнении заданий из стра­ха получить плохую отметку, болезненно переживают упреки и наказания, очень нервничают перед разного рода контрольными заданиями и экзаменами. Они проявляют верность и преданность в дружбе, но на ролях ведомых. Эти ребята и девочки — преданные проводники морали старших — родителей, препода­вателей, любят пожаловаться на своих обидчиков, наябедничать. Феномен ябедничества тесно связан с потребностью слабой личности, неспособной по­стоять за себя, в сильном покровительстве.

Тревожный тип чаще встречается среди девочек. Мальчики, принадлежа­щие к этому типу, выглядят как «тихони», «приличные», «воспитанные маль­чики». При достаточно продуктивном интеллекте и те и другие могут в силу старательности систематически получать высокие оценки за успеваемость, нравятся учителям, на них не жалуются родители, но стереотипный стиль мыш­ления и компромиссность в поведении не позволит им совершить прорыв в какой-либо интересной сфере знаний, и они всегда будут занимать ведомую позицию по отношению к сильным, неконформным личностям.

Агрессивность как индивидуально-личностное свойство корнями уходит в полярный тревожности тип реагирования и проявляется характеристиками сильного «Я», противопоставляющего влиянию среды, ее морали и преврат­ностям судьбы собственные установки и наступательно,сть. Если это качество выражено избыточно и не уравновешено сколько-нибудь выраженной тревож­ностью, предостерегающей от опрометчивых действий, то активность такого человека проявляется явной агрессией.

Повышенные результаты по шкале Агрессивности (стеничности) — 4-5 бал­лов, напротив, говорит о выраженной уверенности в себе, стремлении к само­утверждению, двигательной активности и самостоятельности при низкой под­чиняемое™, а при избыточно высоких баллах (6 баллов) указывают на избыточную активность, импульсивое поведение при низкой подчиняемости, небрежность в выполнении заданий, склонность к прогулам и агрессивным поступкам, вплоть до явных злобных хулиганских действий. Такой тип больше характерен для мальчиков, особенно для выросших в неполных семьях. Среди них нередко встречаются мальчики, которые не испытали в детстве настоящей родительской любви, тепла, доброты и заботы, привыкшие с раннего детства противопоставлять себя окружению, бороться за себя. Хотя работа с ними пред­ставляет самые большие трудности для педагогического состава, жесткие меры пресечения (исключение из школы, перевод в специальный класс или школу, плохие отметки не столько за знания, сколько за поведение) здесь приведут лишь к еще большему ожесточению ребенка, и личностная деформация будет усугубляться, так как злом зла не исправить.

Сензитивность тесно связана с повышенной и тонко дифференцированной чувствительностью человека в отношении различных нюансов средового воз­действия, с реакцией на эмоциональную теплоту или холодность психологи­ческого микроклимата — как стрелка барометра, реагирующая на изменение температуры и давление атмосферы. Эта индивидуально-типологическая ха­рактеристика формирует зависимый паттерн характера и включена в структу­ру слабого типа реагирования, для которого характерна выраженная зависи­мость от зоны аффилнации.

Шкала Сензитивности выделяется у ребят с выраженной впечатлительнос­тью, чрезвычайно ранимых, обидчивых, склонных при неудачах давать де­прессивные реакции. У них выражено стремление преувеличивать свою вину в случившемся. По отношению к одноклассникам они занимают ведомую пози­цию, не стремятся к лидерству, уютнее чувствуют себя под прикрытием более сильной личности в классе, нередко ищут поддержки у преподавателей и ро­дителей. В учебе ответственны и исполнительны, сверхтревожно реагируют экзаменационную ситуацию, сверхболезненно относятся с низким оценкам. Они тяжело переживают грубость, неверность, обиды. При конфликтных си­туациях с их стороны следует бояться суицидальных тенденций и затяжных депрессивных реакций. В учебе они больше ориентированы на гуманитарные науки, им лучше даются литература и русский язык, их увлекает поэзия, лири­ка, но они часто не ладят с математикой и физикой. В любви и дружбе ребята такого типа проявляют значительное постоянство и преданность. Вдумчивый педагог таких ребят щадит, уповая на их ответственность, совестливость и мо­ральную устойчивость.

Напротив, спонтанность — это свойство, проявляющееся высокой поиско­вой активностью, напористостью и завоевательностью самопредъявления сильного «Я». При избыточности этого свойства и отсутствии баланса со стороны противоположных свойств — тревожности и сензитивности спонтанность ре­ализуется в виде повышенной импульсивности и может привести к антисоци­альным действия. Таким образом, факторы тревожности и сензитивности от­ражают степень выраженности интериоризированного социального контроля. В то же время их избыточность при отсутствии сбалансированности со сторо­ны сколько-нибудь выраженных спонтанности и агрессивности, проявляется нивелировкой «Я», подавленного требованиями социума, что ведет к неврозу.

Высокие показатели шкалы Спонтанности характерны для ребят с выражен­ной раскованностью, склонностью к свободному самоутверждению, стремя­щихся к лидированию или, по крайней мере, к независимости. Любые режим­ные рамки, стесняющие их свободу, вызывают противодействие и стремление к свободе. Это самые непослушные дети, нарушающие все правила и обще­принятые нормы поведения, скорее из духа противоречия, чем со зла. Все за­претное их притягивает. Отсюда ранний интерес к курению, алкоголю, нарко­тикам. В ситуации семейного или школьного конфликта дети данного типа склонны к уходу из дома, к бродяжничеству. Это самые злостные прогульщики и нарушители школьного режима. Учатся неровно, в основном опираются на богатую интуицию, умело пользуются подсказками, легко воспроизводя на основании маленькой детали целое. В школе такие дети — это бич, но в даль­нейшей жизни многие из них благодаря своей предприимчивости, изворотли­вости и смелости могут достичь небывалых успехов и гениальных открытий, и тогда учителям будет совестно за свою недальновидность. Плохие оценки в школе у знаменитого физика Альберта Эйнштейна уже вошли в историю. Воз­можно, сами по себе плохие отметки не являются признаком гениальности, но и хорошие — не критерий дальнейшей успешности.

Интроверсия представляет собой типологическое свойство, проявляющее­ся внешней пассивностью при высокой интрапсихической активности и отра­жает стремление индивида к уходу в себя, в мир своего «Я», который субъек­тивно воспринимается как более значимый по сравнению с окружающей реальностью. При отсутствии хоть небольшой компенсации за счет противо­положного свойства — экстраверсии крайняя степень выраженности интро-версии проявляется аутичностью.

Напротив, ребята с выраженной шкалой Интроверсии отличаются молча­ливостью, замкнутостью, отгороженностью. Они очень избирательны в выбо­ре друзей, зато постоянны в своих привязанностях. Вдумчивы при изучении тех предметов, которые оцениваются ими как любимые. Материал ими усваи­вается лучше, когда они в одиночестве. Литература и гуманитарные предметы им даются лучше точных наук. Вербальный (словесный) интеллект чаще всего является преобладающим. Они не любят стоять у доски перед всем классом, что может помешать правильно оценить их знания. Окружающие могут вос­принимать их как угрюмых и недружелюбных, хотя на деле они нередко стра­дают от грубости и жесткости других ребят, а замкнутость является своего рода защитной реакцией. У них чаще всего есть свой мир мечтаний, их представле­ние о жизни отличается непрактичностью, склонностью к идеализации. Те из них, кого отличает высокий интеллект, могут проявить незаурядные способ­ности в силу высокой сосредоточенности и тенденции к глубокому постиже­нию интересующего их материала.

Экстраверсия — противоположное интроверсии свойство, связанное с вы­сокой внешней реактивностью и низкой интрапсихической активностью, от­ражающее обращенность индивида к реальной атрибутике окружающего мира. Без адекватного баланса, который придает умеренная интровертированность, избыточная экстраверсия проявляется неразборчивой и поверхностной общи­тельностью.

Высокие оценки по шкале Экстраверсии соответствуют избыточной общи­тельности, кроторая мешает целенаправленности действий, повышенной отвле-каемости, болтливости, при избыточном количестве друзей и знакомых контакты остаются поверхностными, неглубокими (много знакомых — мало настоящих друзей). В обучении лучше усваивают материал в игровом, диалоговом режиме, чем по учебникам. Они шаловливы, смешливы, однако достаточно реалистич­ны и предприимчивы. Могут соврать, чтобы выйти из трудного положения, при­хвастнуть, чтобы повысить свою значимость в глазах окружающих.

Эмотивность — индивидуально-типологическое свойство, в основе которо­го лежит повышенная лабильность нервных процессов, проявляющаяся измен­чивостью эмоционального настроя и активности в сильной зависимости от ре­ферентной группы, однако с тенденцией к более стеничной самореализации, чем это характерно для сензитивных и тревожных личностей. Личности дан­ного типа не только подвержены влиянию среды, но и сами оказывают силь­ное воздействие на эмоциональное состояние окружающих. Таким образом, здесь речь идет о смешанном типе реагирования, в котором свойства слабости и силы сочетаются вместе.

Шкала Лабильности при высоких показателях отражает выраженную эмоцио­нальную неустойчивость (лабильность, подвижность). Это дети, у которых на­строение легко меняется — от избыточной веселости, болтливости, смешливос­ти до резко пониженного настроения со слезами, с бурными реакциями огорчения, сопровождающимися вегетативными проявлениями — покраснение лица, головные и другие боли, учащение пульса, повышение температуры, об­мороки, судорожные подергивания, тошнота и рвота. Это весьма впечатлитель­ные дети с богатым воображением, со склонностью к фантазированию. Они любят быть в центре внимания, артистичны, охотно занимаются школьной са­модеятельностью, поют, читают стихи, танцуют, играют в представлениях. В их поведении много подражательности, они легко входят в любые социальные роли. Основной рычаг педагогического воздействия — апелляция к их тщеславию.

Ригидность также представляет собой смешанный тип реагирования, кото­рый лежит на рубеже между субъективизмом и пассивностью интроверсии, с од­ной стороны, и самоутверждающейся наступательностью агрессивности — с другой. В противовес эмотивности ригидность базируется на тугоподвижно-сти нервных процессов: индивида сперва трудно сдвинуть с места, спровоциро­вать на действия, вызвать реакцию, но потом уже его не остановить, не укротить. Усиленная спонтанностью или агрессивностью, а также не сбалансированная тревожностью или сензитивностью, ригидность проявляется оборонительно-агрессивными реакциями. Напрашивается ассоциация с паровозом, который медленно сдвигается с места, но затем упорно движется по рельсам, развивая все большую скорость и круша на своем пути любые преграды.

Высокие показателя по шкале Ригидности характерны для ребят с выражен­ным упорством (если это касается достижения цели) и упрямством (если это проявляется в отстаивании своей точки зрения). Им чрезвычайно важен соб­ственный статус: как с позиций главенства, власти, так и с точки зрения мате­риального благополучия. Они чрезвычайно ревнивы к чужой славе и богатству, ревнивы в дружбе и любви, агрессивны в отстаивании своих прав. В учебе по­стигают материал постепенно, иногда даже слишком медленно, но, усвоив, удерживают его крепко, в ответах опираются на накопленный опыт, интуиции и воображения им не хватает, поэтому им трудно воспользоваться даже хоро­шей подсказкой. Для изучения материала таким ребятам нужна зубрежка. Бла­годаря хорошей усидчивости они могут добиваться неплохих успехов, а в связи с выраженной соревновательностью в характере могут бороться до последнего и побеждать. Такой тип личности часто встречается у хороших спортсменов, особенно в индивидуальных (не командных) и борцовых видах спорта. Из них также вырастают дисциплинированные и отважные воины. Из наук им лучше даются точные, конкретные знания. Они чужды поэзии и сентиментальности, а в драках проявляют жесткость, агрессивность.

Умеренно выраженные и взаимно уравновешенные, все типологические свойства присутствуют в сложном конструкте индивидуально-личностной структуры. Дис­баланс в ту или иную сторону (в зависимости от степени выраженности преоб­ладающей тенденции) проявляется соответствующей акцентуацией характера или дезадаптацией по соответствующему типу реагирования. Избыточно выраженные полярные свойства выявляют внутреннюю напряженность, связанную с одновременной задействованностью разнонаправленных тенденций и, как правило, характерны для лиц с проблемами психосоматического круга.

Индивидуальные особенности эмоциональной сферы с особой яркостью проявляются в нестандартных ситуациях и в значительной степени определя­ют тип реагирования индивида на стресс. Так, гипотимные, сензитивные, то есть сверхчувствительные к воздействиям окружающей среды, личности реа­гируют на неблагоприятные обстоятельства депрессивно-тревожными реакци­ями, фиксированными страхами, суицидальными тенденциями. Ригидные, ин­дивидуалистичные и застревающие педанты реагируют на стресс не сразу, накапливая негативные эмоции, что впоследствии проявляется аффективны­ми вспышками, которые приводят к конфликту с окружением или к уходу от проблем в сферу ирреальных интересов, мир фантазий и мечты. Спонтанные личности активно стремятся к самоутверждению, их эмоции жизнеутверждающи и оптимистичны, базируются на завышенной самооценке и стремлении к лидированию; но их избыточность может проявляться повышенной импуль­сивностью, агрессивными поступками.

Эмотивные личности отличаются склонностью к избыточной драматиза­ции сложившейся ситуации; их реакция на стресс проявляется не только бур­ным взаимодействием с окружением при выраженном стремлении завоевать симпатии референтной (значимой) группы, но и истерической симптомати­кой, временами с конверсионными физиологическими расстройствами (сер­дечно-сосудистые реакции, функциональные нарушения разного рода).

Промежуточные характеристики представляют собой сплав соседствующих на схеме свойств, синтез двух ведущих тенденций, формирующих дериватные, свойства, проявляющиеся в социальной активности индивида. Конформность проявляется на стыке таких ведущих тенденций как тревожность и сензитивность: конформность как стиль поведения базируется на типологических свой­ствах неуверенности в себе и избыточной ориентированности на общеприня­тые нормы поведения.

Повышенная тревожность в сочетании с эмоциональной неустойчивостью в эксперименте показали высокую корреляцию с таким социально-психологичес­ким свойством, как компромиссность, т. е. одновременное стремление к само­утверждению и к избеганию конфликта с референтной группой. Зависимость как стиль взаимодействия с микросоциумом оказалась тесно связанной с такими типологическими свойствами, как интроверсия и сензитивность, в силу того, что эти тенденции создают почву для поведения, направленного на избегание конфликта и поиска щадящей социальной ниши. Лидерство как свойство, про­являющееся в норме самостоятельностью в принятии решений, предприимчи­востью и стремлением быть ведущим, а не ведомым, формируется сочетанием умеренно выраженной спонтанности и агрессивности (как продолжение высо­кой активности). Однако в рамках дезадаптивного поведения это свойство пере­растает в самоуверенность, самовлюбленность и манию величия. На стыке та­ких свойств, как эмотивность и экстраверсия, проявляется коммуникативность. Этому способствуют демонстративность и поиски признания неустойчивой лич­ности в сочетании с высокой социальной активностью экстраверта.

В то же время следует подчеркнуть, что социальная пассивность, базирую­щаяся на интровертированности, здесь рассматривается как менее выражен­ная реактивность внешних проявлений чувств при одновременно более богатой интрапсихической активности, что проявляется как высокая рефлексивность (чувствительность к внешним воздействиям), напряженная внутриличностная работа по самосовершенствованию, склонность к мечтам и фантазированию. Напротив, социальная активность рассматривается как склонность к широким контактам с людьми, разговорчивость и двигательная раскрепощенность, но при этом ослаблены тенденция к самосовершенствованию и к самонаблюдению.

Индивидуализм как стиль межличностного поведения формируется в усло­виях сочетания интровертированности с ригидностью и проявляется устойчи­востью собственного, временами достаточно самобытного и субъективного мнения. Сочетание ригидности с агрессивностью проявляется конфликтным и неконформным стилем поведения. Если конформность в норме проявляется как хранительница традиций и устоев общества, то неконформность — тенден­ция к отвержению общепринятых канонов и устаревших догм, спутница ради­кализма и прогресса, которая при низком уровне развития или при патологии ведет к антисоциальным формам поведения.

Из этой достаточно богатой гаммы индивидуально-личностных свойств, ба­зирующихся на восьмеричной типологической градации, можно выделить наи­более характерные признаки, связанные с половой принадлежностью. Так, сре­ди женщин чаще встречаются сензитивный, тревожный и эмотивный типы реагирования, уходящие корнями в тормозимые и лабильные свойства нервной системы. Среди мужчин чаще можно наблюдать спонтанный, агрессивный и ригидный типы реагирования, базирующиеся на импульсивных, возбудимых и тугоподвижных свойствах нервной системы.

Кроме того, некоторые сочетания не соседствующих на схеме тенденций дают новые типологические паттерны. Так, комбинация спонтанности с интроверсией характерна для экспансивных шизоидов, а склонность к перепадам настроения (колебания между интровертированностью и экстравертирован-ностью) свойственна циклотимным личностям.

Изучение индивидуального стиля когнитивной деятельности в сравнитель­ном анализе с данными типологического опросника ИТО (см. главу II) позво­лило обнаружить следующие закономерности: социально активные комму­никабельные экстраверты отличаются преобладанием правополушарных характеристик: освоение новой информации им дается легче через разговор­ное общение.

Среди них эмоционально лабильные и тревожные личности с компромисс­ным стилем социального поведения отличаются художественным, наглядно-образным типом восприятия, склонностью к опоре на цельно-чувственные об­разы, что способствует формированию в профессиональном плане тяги к таким видам деятельности, где человек оказывается эмоционально вовлеченным в контакты с окружением, может перевоплощаться в разные социальные роли и быть в центре внимания окружающих, а также проявлять свои художествен­ные наклонности. Спонтанные, склонные к лидированию, неконформные личности при той же целостности восприятия при постижении новой информации больше ориентированы на собственную интуицию. Их знание или по­нимание проблемы может опережать опыт. В процессе принятия решений они руководствуются догадкой, предвосхищением и способны на основании ми­нимальной информации выстроить целое, пренебрегая детальной проработ­кой изучаемого материала. Их профессиональная деятельность лежит преиму­щественно в сфере предпринимательства, организации, администрирования. Близкие к этой группе спонтанно-стеничные личности больше стремятся к двигательной, а не мыслительной активности. Среди них большинство выби­рает спортивную деятельность, путешествия, военную службу, профессии, свя­занные с повышенными физическими нагрузками.

Полярный им тревожный тип чаще встречается среди воспитателей, учите­лей, ученых, представителей профессий, требующих самоотречения и нужда­ющихся в щадящей социальной нише (священнослужители, миссионеры, об­щественные деятели, борцы за воплощение в жизнь гуманных идей).

Социально пассивные интроверты в большинстве своем относятся к лево-полушарному когнитивному стилю. При этом лица, типологически относи­мые к сензитивным и тревожным (конформным и зависимым) личностям, больше ориентированы на вербальный стиль освоения материала (через сло­весную информацию). Отсюда выбор таких профессий, как преподавание, на­ука, канцелярская и библиотечная работы, филология и прочие гуманитарные виды деятельности.

Социально пассивные индивидуалисты и ригидные личности усваивают и передают информацию, пользуясь языком символов, формул и цифр. Поэто­му их профессиональный выбор чаще всего сводится к точным наукам, меха­нике, физике, финансовому учету, бухгалтерии, военной службе, ремеслам, шитью, конструированию и другим видам деятельности, где нужна точность, соразмерность движений, хороший глазомер. Их стиль мышления — систем­ный, синтетический, прагматичный, складывающий целое из кирпичиков от­дельных составляющих деталей.

Сбалансированность и умеренная степень выраженности разных типоло­гических свойств отражает стабильность и уравновешенность гармоничной личности. На рис. 2 эти тенденции приведены в виде схемы, которая наглядно показывает, как противостоят каждой из них (или как их уравновешивают) тен­денции противоположного знака.

При акцентуации личности в основе затрудненной адаптации лежит та или иная несбалансированная черта, которая является поводом для обращения че­ловека за помощью к психологу. Однобокий перевес в сторону той или иной индивидуально-типологической черты при пограничных нервно-психических нарушениях или при грубой патологии приводит к тому, что та или иная веду­щая тенденция начинает звучать уже на уровне симптома, требующего серьез­ной коррекции или медикаментозного лечения.

Таким образом, приведенная типология индивидуально-личностных свойств дает восемь вариантов ведущих тенденций, каждая из которых может прояв­ляться как предиспозиция, как черта характера и как дезадаптивное состоя­ние. Этим достигается возможность использования единого инструмента изу­чения личностных особенностей человека и в нормальном состоянии, и при дезадаптации. Если же в обоих случаях использовать разный психодиагности­ческий инструмент, то при патологии мы утратим индивидуально-личностный подход, а при изучении нормы не сможем уловить тот момент, когда состояние человека находится на грани срыва или уже может оцениваться

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.21.86 (0.03 с.)