Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды измерений в психологической диагностики
Для измерения уровня проявленности признака (ов) используются различные типы шкал измерений. 1. Шкала наименований (номинальная). Свойства группируются по классам, которым даётся наименование и присваивается числовое значение. 2. Шкала порядка – ранжирование. Определяется ранг или место признака (разную степень его выраженности). Например – успеваемость. 3. Интервальная шкала – шкала интеллекта. 4. Шкала отношений. К интервальной шкале добавляется произвольный ноль, означающий полное отсутствие измеряемого свойства.
Рисунок –схема из учебника Шевандрина Н. И
Кроме уровней, в ПД выделяются такие виды измерений: нормативное, критериальное, ипсативное. Нормативное измерение – это сравнение значений показателей испытуемого со значениями распределений аналогичных показателей в эталонной группе лиц (статистическая норма). Критериальное измерение – качество выполнения теста без сравнения с показателями других людей (критерий сформированности ЗУН, ПВК и т.п.). Ипсативное измерение – оценка внутри индивидуальных соотношений. Значения сравнивают не с группой, а с индивидуальной нормой (физиологические показатели индивида – пульс, температура и др.).
Лекция № 3. Критерии качества психодиагностических методик: стандартизация, надёжность, валидность. 1. Введение в психодиагностику. Под редакцией К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой, М., 2000 г. 2. Психологическая диагностика. Под редакцией М. К. Акимовой, Москва – Воронеж, 2001 г. 3. Психологическая диагностика. Под редакцией М. К. Акимовой, М., С-Пб, 2005 г.
Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Реализуется в двух направлениях: 1. выработке единых требований к процедуре эксперимента; 2. определении единых критериев оценки результатов диагностических испытаний. По первому направлению: - единообразие сообщения инструкции; - отсутствие преимущества кого-либо; - отсутствие дополнительных пояснений; - проведение в одно время в сходных условиях; - одинаковые временные ограничения для всех; - другая специфичность для определённых методик. По второму направлению – см. Лекция № 2. Понятие норм в психолого-педагогическом исследовании.
Надёжность – относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых. Виды надёжности. Надёжность самого измерительного инструмента. как составлена методика; правильность подбора заданий, заключается во взаимосогласованности заданий, которые актуализируют одно и тоже свойство или признак. Для определения (при апробации) надёжности используется метод «расщепления», т. е. все задания делятся на чётные и нечётные, а затем результаты коррелируются. При высоко корреляции κ ≥ 0,9; нормой считается κ ≥ 0,75-0.85. 2. Стабильность изучаемого признака – исследование через определённый промежуток времени, что зависит от возраста испытуемых и измеряемого признака (для взрослых промежуток времени между испытаниями не более 0,5 года; для детей – несколько недель). 3. Константность, т. е. относительная независимость результатов от личности экспериментатора (см. Стандартизация, первое направление).
Валидность теста (А. Анастази) – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает. Валидность – комплексная характеристика, которая включает сведения а) пригодна ли методика для измерения того, для чего она создана, б) какова её действенность, эффективность, практическая полезность. Виды валидности. 1. Теоретическая валидность – относится к самой методике, т. е. необходимо доказать, что методика измеряет то свойство, которое необходимо. 2. Прагматическая валидность – относится к методике как измерительному инструменту, т. е. насколько методика (инструмент) эффективна и действенна. Для проверки новых методик используются независимые критерии. Виды валидности по учебнику Дружинина В. И., Экспериментальная психология, С-Пб, 2003 г. 1. Очевидная валидность – у испытуемого складывается впечатление, что он измеряет то, что нужно измерять. 2. Конкретная валидность – корреляция с другими методиками измеряющие те же признаки. 3. Прогностическая валидность – результаты методики должны коррелироваться с отдалёнными во времени внешними критериями (например: а) педагогически запущенные дети – что будет в будущем; б) уровень интеллекта – прогноз дальнейшего развития и др.).
4. Содержательная валидность – относится к тестам достижений, т.е. тестовые задания и в целом тесты различных уровней должны соответствовать содержанию обучения и уровню усвоения ЗУН. 5. Конструктивная валидность – предполагает полное описание измеряемой переменной, выдвижение системы гипотез о связях с другими переменными, эмпирическое подтверждение или неподтверждение гипотезы. Кроме этого вводятся следующие критерии качества психологических методик. Достоверность – предполагает устойчивость измерительной процедуры и фальсификации (подделки), для чего в методику вводятся шкалы лжи, аггравации, коррекции, а также супервопросы (поведение – предпочтение). Репрезентативность характеризует способность выборки испытуемых быть представительной, т. е. достаточно точно отражать характеристики того контингента испытуемых, который обследуется.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.165.8 (0.008 с.) |