Виды измерений в психологической диагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды измерений в психологической диагностики



 

Для измерения уровня проявленности признака (ов) используются различные типы шкал измерений.

1. Шкала наименований (номинальная). Свойства группируются по классам, которым даётся наименование и присваивается числовое значение.

2. Шкала порядка – ранжирование. Определяется ранг или место признака (разную степень его выраженности). Например – успеваемость.

3. Интервальная шкала – шкала интеллекта.

4. Шкала отношений. К интервальной шкале добавляется произвольный ноль, означающий полное отсутствие измеряемого свойства.

 

Рисунок –схема из учебника Шевандрина Н. И

 

Кроме уровней, в ПД выделяются такие виды измерений: нормативное, критериальное, ипсативное.

Нормативное измерение – это сравнение значений показателей испытуемого со значениями распределений аналогичных показателей в эталонной группе лиц (статистическая норма).

Критериальное измерение – качество выполнения теста без сравнения с показателями других людей (критерий сформированности ЗУН, ПВК и т.п.).

Ипсативное измерение – оценка внутри индивидуальных соотношений. Значения сравнивают не с группой, а с индивидуальной нормой (физиологические показатели индивида – пульс, температура и др.).

 

Лекция № 3. Критерии качества психодиагностических методик: стандартизация, надёжность, валидность.

1. Введение в психодиагностику. Под редакцией К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой, М., 2000 г.

2. Психологическая диагностика. Под редакцией М. К. Акимовой, Москва – Воронеж, 2001 г.

3. Психологическая диагностика. Под редакцией М. К. Акимовой, М., С-Пб, 2005 г.

 

Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.

Реализуется в двух направлениях:

1. выработке единых требований к процедуре эксперимента;

2. определении единых критериев оценки результатов диагностических испытаний.

По первому направлению:

- единообразие сообщения инструкции;

- отсутствие преимущества кого-либо;

- отсутствие дополнительных пояснений;

- проведение в одно время в сходных условиях;

- одинаковые временные ограничения для всех;

- другая специфичность для определённых методик.

По второму направлению – см. Лекция № 2. Понятие норм в психолого-педагогическом исследовании.

 

Надёжность – относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.

Виды надёжности.

Надёжность самого измерительного инструмента.

как составлена методика;

правильность подбора заданий, заключается во взаимосогласованности заданий, которые актуализируют одно и тоже свойство или признак.

Для определения (при апробации) надёжности используется метод «расщепления», т. е. все задания делятся на чётные и нечётные, а затем результаты коррелируются. При высоко корреляции κ ≥ 0,9; нормой считается κ ≥ 0,75-0.85.

2. Стабильность изучаемого признака – исследование через определённый промежуток времени, что зависит от возраста испытуемых и измеряемого признака (для взрослых промежуток времени между испытаниями не более 0,5 года; для детей – несколько недель).

3. Константность, т. е. относительная независимость результатов от личности экспериментатора (см. Стандартизация, первое направление).

 

Валидность теста (А. Анастази) – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

Валидность – комплексная характеристика, которая включает сведения а) пригодна ли методика для измерения того, для чего она создана, б) какова её действенность, эффективность, практическая полезность.

Виды валидности.

1. Теоретическая валидность – относится к самой методике, т. е. необходимо доказать, что методика измеряет то свойство, которое необходимо.

2. Прагматическая валидность – относится к методике как измерительному инструменту, т. е. насколько методика (инструмент) эффективна и действенна. Для проверки новых методик используются независимые критерии.

Виды валидности по учебнику Дружинина В. И., Экспериментальная психология, С-Пб, 2003 г.

1. Очевидная валидность – у испытуемого складывается впечатление, что он измеряет то, что нужно измерять.

2. Конкретная валидность – корреляция с другими методиками измеряющие те же признаки.

3. Прогностическая валидность – результаты методики должны коррелироваться с отдалёнными во времени внешними критериями (например: а) педагогически запущенные дети – что будет в будущем; б) уровень интеллекта – прогноз дальнейшего развития и др.).

4. Содержательная валидность – относится к тестам достижений, т.е. тестовые задания и в целом тесты различных уровней должны соответствовать содержанию обучения и уровню усвоения ЗУН.

5. Конструктивная валидность – предполагает полное описание измеряемой переменной, выдвижение системы гипотез о связях с другими переменными, эмпирическое подтверждение или неподтверждение гипотезы.

Кроме этого вводятся следующие критерии качества психологических методик.

Достоверность – предполагает устойчивость измерительной процедуры и фальсификации (подделки), для чего в методику вводятся шкалы лжи, аггравации, коррекции, а также супервопросы (поведение – предпочтение).

Репрезентативность характеризует способность выборки испытуемых быть представительной, т. е. достаточно точно отражать характеристики того контингента испытуемых, который обследуется.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.165.8 (0.008 с.)