Теория ведущих тенденций личности (собчик Л. Н. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория ведущих тенденций личности (собчик Л. Н. )



Многолетние исследования автора данной монографии подтвердили важ­ное значение врожденных свойств в формировании личности и показали, что из широчайшего спектра впечатлений об окружающем мире каждый человек присущим именно ему индивидуальным способом восприятия выбирает и осваивает определенную информацию, акцентируя свое внимание на одних явлениях и пренебрегая другими. Эта индивидуальная избирательность по от­ношению к явлениям окружающего мира и собственный стиль усвоения полу­ченной информации создают базу для формирования разных, по-своему не­повторимых личностей даже при одинаковых средовых условиях. В основе такого индивидуально-очерченного стиля восприятия, переработки и воспро­изведения информации о познаваемом мире, трансформируясь в мысли, пе­реживания и поступки человека, лежит та ведущая тенденция, или те две-три ведущие тенденции, которые пронизывают все уровни личности: и самые низ­кие, биологические, и его характерологическую структуру, и наиболее высо­кие («вершинные») уровни личности, каковыми являются социальная направ­ленность и иерархия ценностей человека. Понятие «ведущая тенденция» — более емкое и динамичное, чем «черта», «свойство», «состояние»: оно их всех объединяет и определяет направление их трансформации в разные периоды жизни и на разных уровнях самосознания.

«Ведущая тенденция» — это дефиниция, которая включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиться под влиянием средо­вых воздействий как продолжение данного свойства. К примеру, повышенная тревожность как конституциональное свойство ведет к формированию повы­шенного уровня тревожности как индивидуально-личностной черты и легко перерастает в состояние тревоги при неблагоприятной ситуации. Рациональ­ное воспитание (или правильно подобранная психотерапия) может способство­вать усилению контроля над тревожностью, успешному овладению ситуацией. Напротив, неадекватные методы социального воздействия могут эту тревож­ность усиливать, что затрудняет адаптацию личности к сложным условиям. Ана­логичный вывод можно сделать и о других индивидуально-личностных тен­денциях; в зависимости от того, одна или несколько тенденций в структуре личности являются наиболее выраженными (ведущими), перед нами или од­нозначный (однокорневой), или многозначный, мозаичный личностный пат­терн. По вертикали тенденция пронизывает разные аспекты личности — базо­вые свойства, черты характера и их реализацию в виде социальных установок или в проявлениях актуального состояния. А по горизонтали тенденция вклю­чает в себя индивидуальный стиль личности, проявляющийся в основных под­структурах личности: мотивационная сфера, эмоциональные особенности, когнитивный стиль и коммуникативные свойства.

Эмоции представляют собой индивидуальный стиль переживания, субъек­тивную чувствительность к явлениям окружающей жизни, проявляющуюся как фоном настроения, так и интенсивностью выражения чувств. Позитивная или негативная окраска эмоциональных проявлений носит адаптивный характер, так как отражает корневые аспекты чувства удовлетворенности — неудовлет­воренности, обуславливающие активность человека и механизмы приспособ­ления к среде. Естественно, есть нижележащие и высокоорганизованные уров­ни эмоциональных переживаний, но первичный уровень эмоций достаточно примитивен и лежит в основе эмоционально-динамического фундамента как преобладающая характеристика эмоционального паттерна.

Под мотивацией в рамках теории ведущих тенденций подразумевается не устремленность к конкретному объекту, который отвечает той или иной по­требности человека и побуждает его к деятельности (А. Н. Леонтьев), а побу­дительная сила, лежащая в основе устремлений и действий индивида. Моти­вационная сфера может быть образно представлена как туго скрученная пружина, обеспечивающая силу и направленность активности индивида, уходящей своими корнями в бессознательное. Улиц сильного, гиперстеничес-кого склада преобладает направленность на достижение успеха, на самореали­зацию и удовлетворение эгоистических потребностей. У лиц слабого, гипосте-нического склада ведущей является мотивация избегания неуспеха, ухода от конфликта с окружением, эгоистические тенденции в большей степени сдер­живаются, подавляются установками на соответствие ожиданиям социально­го окружения. У эмотивных, тревожно-экстравертных личностей превалирует мотивация, направленная на эмоциональную вовлеченность, на общение в тех кругах, где возможна самодемонстрация. У личностей ригидного склада моти­вация ориентирована на отстаивание собственной позиции и сохранение сво­их социоэкономических интересов.

Когнитивный стиль определяется типом восприятия, переработки и воспро­изведения информации, который находится в тесной зависимости от ведущих индивидуально-типологических тенденций. Личности, формирующиеся в условиях ригидных, тугоподвижных свойств нервной системы, отличаются формально-логическим, прагматическим мышлением с преобладанием спо­собностей в области цифр, четких схем, конкретных формул и конструкций. Индивидуально-личностный паттерн эмотивного типа отличается преоблада­нием наглядно-образного, целостно-чувственного, художественного воспри­ятия. Тревожно-интровертные гипостеники предпочитают вербальный (сло­весный) материал и проявляют способности больше в сфере постижения смысла и обобщения словесной информации. Активные спонтанные личнос­ти отличаются целостным интуитивным мышлением, опережающим опыт и обеспечивающим достаточно высокую прогностическую функцию мышления.

Индивидуальный стиль межличностного поведения также находится в прямой зависимости от типа реагирования, в основе которого лежат все те же ведущие тенденции. Тревожные интроверты отличаются потребностью в сохранении теплых отношений с небольшим, но особо значимым окружением, зависимой от лидирующей личности позицией в группе. Ригидные (интровертно-инди-видуалистичные и педантичные) личности проявляются трудно корригируе­мым субъективизмом, который приводит или к конфликту с окружением, или к уходу от контактов. Эмотивные личности отличаются выраженной вовлечен­ностью в межличностные отношения при заметном стремлении найти у груп­пы признание, занять значимую социальную позицию. Спонтанные (экстра-вертно-активные) личности стремятся к независимости и лидированию, проявляют высокую предприимчивость в деловых отношениях.

В совокупности все эти категории — мотивация, эмоциональные особен­ности, тип мышления и стиль межличностного поведения — составляют ин­дивидуально-типологическую базу, на которой в процессе взаимодействия с окружающей средой и формируется личность.

Выделить понятие личность лишь как отражение социальных аспектов су­ществования человека, выбросив все, кроме интериоризированных в процессе деятельности социальных ценностей, значит лишить личность индивидуаль­ного стиля, приравнять ее к социально желательной модели, обезличить. Лишь теоретически мы можем разграничить конституцию человека, особенности его темперамента, характер и социальные установки. Трудно с абсолютной точно­стью сказать, когда впервые мы можем говорить о проявлении некоторых ус­тойчивых личностных свойств и о полностью сформированной личности. Из­вестно, что у девочек легкое вхождение в социальные роли обнаруживается гораздо раньше, чем у мальчиков, не говоря уже о том, что взрослые люди (чаще — мужчины) до старости лет могут отличаться чертами эмоциональной незрелости, которая влечет за собой трудности социальной адаптации, прояв­ляющиеся алкоголизацией или противоправным поведением. Поэтому «лич­ность» следует понимать как целостное образование.

Личность — это открытая внешнему опыту саморегулирующаяся система, в которой на всех уровнях развития и формирования самосознания проявляется ведущая тенденция, придающая индивидуальную окраску таким структурным компонентам, как мотивационная направленность, эмоциональная сфера, стиль мышления и способ общения с окружающими. Личность открыта внешним воздействиям и обладает свойством динамичности, реагируя на измене­ния среды в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости, что делает структуру личности адаптивной и выносливой к стрессу. Высшие уровни самосознания, социальная направленность и иерархия ценностей ин­дивида формируются не только исключительно под влиянием социума, но за­висят также от индивидуального тропизма, то есть избирательности, неосоз­нанного влечения, что значительно ограничивает количество степеней выбора конкретного человека при освоении им многообразия окружающего мира.

Проведенные автором данной монографии исследования неопровержимо свидетельствуют о том, что эмоции и мотивация развиваются параллельно и ни одна из этих психических функций не является первичной по отношению друг к другу. Поэтому можно считать беспочвенным долгий спор П. В. Симо­нова и Б. Г. Додонова: первый из них считал, что мотивационные особенности первичны по отношению к другим психологическим особенностям, второй настаивал на том, что первичны эмоции. Автор же настоящей книги берется утверждать, что ведущая тенденция является базовой по отношению к другим психологическим свойствам. Именно она представляет собой ту основу, на которой в процессе постнатального развития (то есть после рождения) форми­руются параллельно и в постоянном взаимовлиянии и эмоции, и мотивация, и когнитивный стиль и тип межличностного поведения. Ведущая (преобладаю­щая) индивидуально-личностная тенденция пронизывает все уровни и этапы формирования личности — от индивидуально-типологической предиспозиции через черты характера к сформированной личности. Она определяет и тесно связанный с конституцией человека темперамент, и индивидуальный стиль мотивационной, познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы, и основные аспекты социальной направленности, связанные с избирательным влечением индивида к одним сферам общения и ценностям и интуитивным отталкиванием от других.

Интеграция личности в целое реализуется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное «Я» человека, в то время как его иде­альное «Я» определяет направление, в сторону которого движется личность в процессе воспитания и самосовершенствования. Самосознание формируется через сравнительный анализ своих чувств, мнений и поступков с переживани­ями, мыслями и поведением окружающих лиц. Проявляясь на более первич­ных, несформированных уровнях самопонимания и самосознания, ведущие тенденции постепенно (по мере созревания личности) перерастают в личност­ные свойства. Когда на каждом этапе формирования личности эти свойства называют по-разному, это вносит путаницу в терминологию и усложняет по­нимание целостного образа личности. Если же условиться трактовать личност­ный конструкт, основываясь на ведущих тенденциях, то появится тот единый стер­жень, который придает индивидуальный стиль всем личностным аспектам на разных уровнях. Тогда базовые характеристики темперамента или характера, обнаруженные соответствующими тестами, найдут свое продолжение в лич­ностных особенностях, выявленных другими методиками, обращенными к более высоким уровням развития личности. Естественно, ведущие тенденции в процессе воспитания претерпевают известные изменения (заостряются или берутся под контроль и нивелируются), тем не менее они продолжают играть определяющую роль в переживаниях, поведении и познавательном стиле лич­ности. Если социально-привитые формы поведения составляют внешние атри­буты поведения, фасад личности, то именно ведущие тенденции лежат в основе непредсказуемого поведения в сложных ситуациях и в стрессе; будучи свое­временно выявленной, ведущая тенденция подсказывает путь усиления конт­роля и овладения ситуацией, необходимый для каждой конкретной личности.

Исследования также показали, что каждый человек обладает определенным диапазоном колебания (изменчивости) личностных свойств, то есть имеются гра­ницы, в пределах которых определенные характеристики могут менять свою интенсивность. Именно за счет этих колебаний возможна определенная амор­тизация, способствующая приспособлению человека к меняющимся услови­ям окружающей его жизни.

Индивидуально-личностные свойства определяются ведущими тенденци­ями, которые уходят корнями в генетическую предиспозицию, формирующую конституциональные особенности и темперамент человека. Характер — это сплав конституционально заданных свойств человеческой психики с воспи­тывающим влиянием среды, которое не только сглаживает или усугубляет устойчивые индивидуальные свойства человека, но и формирует установку на самоконтроль. Высшие уровни личности — морально-нравственные устои, гражданское самосознание, иерархия ценностей — формируются не только благодаря культурно-историческому опыту социума, но в значительной степе­ни связаны с избирательностью каждого конкретного человека, обусловлен­ной определенным индивидуально очерченным набором ведущих тенденций, которые пронизывают все уровни личности снизу доверху. Идеальное «Я», со­циальное лицо человека — это лишь верхушка айсберга, фасад, за которым скрывается реальное «Я». Реальное «Я» соответствует основному ядру целост­ного образа личности, именно оно ответственно за выбор, решения и поступ­ки человека, хотя нельзя отрицать и значительного влияния идеального «Я», которое часто носит характер гиперкомпенсаторно-установочных проявлений индивида и в большей степени зависит от влияния социума. Личность не явля­ется конструктом жестким, окаменелым, поэтому необходимо предусматри­вать определенные пределы его изменчивости. Открытая внешнему влиянию, личность вариабельна в пределах индивидуально очерченного диапазона ко­лебания личностных свойств, что и предопределяет адаптивные качества от­дельной личности, в то время как устойчивые характеристики, определяемые ведущими тенденциями, составляют основу профессиональной и социальной ориентации индивида, его психологической совместимости на ниве как лич­ной (семейной), так и общественно-производственной жизни.

Личность — понятие многомерное, каждый ее нижележащий уровень более примитивен, но содержит в себе зачатки тех структур, которые на более высо­ком, более сложно организованном уровне предстают в виде индивидуально-личностных образований, а в дальнейшем развитии и совершенствовании психики претворяются в социальные аспекты человеческого бытия. Экспери­ментально-психологические и психодиагностические исследования, базиру­ющиеся на многолетнем опыте, показали существенную роль в структуре личности ведущих тенденций. Пронизывая всю структуру личности от основания до ее вершины, ведущие тенденции многое предопределяют в судьбе человека, заставляя его при прочих равных возможностях выбирать из всех предлагае­мых жизнью ценностей лишь те, к которым его притягивает как магнитом, так как именно они для него наиболее органичны, так как к ним у него есть опре­деленный тропизм, неосознанное влечение. Не входят непосредственно в струк­туру личности, но играют огромную роль в ее формировании и судьбе значимые окружающие и другие аспекты среды, то есть микросоциальные условия.

Для простоты представим себе систему «личность» как некое дерево — «древо личности». Почва, на которой оно произрастает, это — прародительский гено­фонд, то есть некое генетическое наследство, в которое древо уходит корнями. Корни могут вобрать в себя генотипические свойства матери или отца, или по­немногу от каждого из них. Унаследованы могут быть также свойства какой-либо из бабушек или прабабушек, деда или прадеда, тетки или дяди по любой линии и т. д. Что именно из богатого генофонда достанется конкретному чело­веку — загадка природы, которую могут прояснить только генетики. Мы же обычно стоим перед фактом: с первых дней своего рождения ребенок ведет себя определенным образом. В том, как он заявляет о себе, если ему что-то не нра­вится, как он ест и спит, как общается, угадывается сходство с кем-либо из родственников именно в том, что тесно связано с конституциональными свой­ствами человека, особенностями его темперамента. Ствол древа личности пред­ставляют формирующиеся в процессе развития психические свойства, опре­деляемые взаимодействием почвенных, базовых особенностей с окружением, в частности — с окружающими близкими людьми. Стволовая часть древа сим­волически означает характер человека, в котором взаимосвязанными и взаимовлияющими являются такие подструктуры личности, как эмоции, интел­лект, мотивация и коммуникативный стиль. Ни одна из этих подструктур не является более ранней (и следовательно, первичной) по отношению к другим: они развиваются параллельно и подчинены общей закономерности — окра­шенности ведущей индивидуально-личностной тенденцией, определяющей индивидуальный стиль конкретного человека. Крона древа личности охваты­вает сферу интересов, социальной активности, морально-нравственных усто­ев личности. Ее в значительной степени формирует окружение и среда, как влага и воздух влияют на листву и цветы дерева. Однако крона дерева рисун­ком и цветом листьев и цветов обязана все тем же корням и почве (заложен­ным в семя генам). Так и высшие уровни личности: впитывая социально-куль­турные ценности, личность (далеко не всегда осознанно) избирательно тянется к одним явлениями жизни, людям, сферам интересов, видам деятельности и отталкивается от других.

Иерархия ценностей каждого человека и выбор сферы интересов, мораль­но-нравственные установки, поиски смысла жизни или эгоистическая само­достаточность в огромной степени зависят от того, что удалось окружению привить в процессе воспитания. Но многие личностные свойства не столько прививаются, сколько развиваются, так как люди по-разному воспринимают окружающую действительность в зависимости от индивидуально очерченного стиля восприятия и эмоционального отношения, что тесно связано с базовыми условиями, на фундаменте которых формируется личность. Имея в виду воспитание человека, Сократ говорил: «Не наполнить сосуд, но зажечь све­тильник!» Поэтому, изучая базисные структуры личности, мы исследуем тот фундамент, который предшествует формированию более высоких уровней лич­ности и в значительной мере задает основное направление сперва неосознан­ного влечения, а затем и сознательного выбора человека, что в конечном итоге определяет его судьбу и социальную активность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.206.191 (0.01 с.)