Диагностические методы в практике социальной педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностические методы в практике социальной педагогики



При всем многообразии подходов к постановке социального диагноза методы, с помощью которых осуществляется диагностика, едины. Рассмотрим диагностические методы, которые могут быть использованы вами на практике.

Требования, которым должны отвечать выбираемые методы, можно разделить на общие и дополнительные. Общими требованиями являются: валидность, надежность, однозначность и точность. Дополнительных требований к выбору метода диагностики четыре:

- во-первых, предпочтителен метод наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкий из тех, что позволяют получить требуемый результат. (Так, простая опросная методика может быть результативнее сложного теста.)

- во-вторых, метод должен быть доступным не только для социального педагога, но и для диагностируемого при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его использования;

- в-третьих, технология проведения методов (инструкция) должна быть ясной и понятной, должна настраивать клиента на доверительное отношение и сотрудничество;

- в-четвертых, обстановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать диагностируемого от соучастия в диагностике.

Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие.

Наблюдение - метод, используемый при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Выделяются показатели, по которым можно оценить мысли, намерения, проблемы личности (вербальные, невербальные). Изучение поведения ребенка в микросоциуме не должно сводиться к случайным наблюдениям за отдельными действиями, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний, правильное истолкование их социального значения может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления. Обычно наблюдение проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.

Наблюдение эффективно в ситуациях:

- сбора первичной информации (о коллективе, учениках, отдельных воспитанниках);

- оценки фактов, полученных другим методом (анкетирование, анализ документации);

- проверки рекомендаций.

Особенности наблюдения:

- наблюдение ограничено личностными возможностями педагога. Наблюдать за всеми невозможно. Человек одновременно может наблюдать не более 7-8 признаков;

- качество наблюдения зависит от теоретических знаний педагога, его профессиональной компетентности, опыта проведения исследований, профессиональной позиции;

- наблюдение не требует создания специальных условий: можно наблюдать за естественными проявлениями детей в свободной и организованной деятельности.

К нестандартизированному наблюдению прибегают чаще всего на начальном этапе исследовательской работы, когда необходимо сориентироваться в том, с какими феноменами предстоит иметь дело. После этого вводятся детально разработанные схемы наблюдения.

Стандартизированное наблюдение облегчает сбор информации, но сужает поле наблюдения. Стандартизированной формой наблюдения можно пользоваться при посещении уроков, при наблюдении для конкретной цели.

При включенном наблюдении педагог принимает участие в событиях, за которыми он должен наблюдать, и воспринимается группой как участник, а не как наблюдатель.

О невключенном наблюдении можно говорить, когда педагог наблюдает за игрой учащихся на перемене, но сам не участвует в этом процессе. У него есть возможность регистрировать наблюдаемые явления.

При анекдотическом наблюдении фиксируются значительные события. В учебном классе это может быть громкое выражение радости одним из учеников. Анекдотическое наблюдение всегда подвержено опасности замечать только «сенсации» и просматривать менее заметные процессы.

Систематическое наблюдение дополняет анекдотическое и проводится в определенное время независимо от того, выделяется то или иное лицо своим поведением или нет.

Диагностическая беседа - метод получения и корректировки информации па основе вербальной коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, степени ее подготовленности, умения заинтересовать собеседника предлагаемой темой,

создания атмосферы взаимного уважения и доверия, умения выстраивать беседу, искусного использования методов убеждения и внушения.

Начало беседы следует предварить кратким вступлением с изложением темы, цели, задач опроса. Затем диагностируемому предлагаются наиболее простые, нейтральные по смыслу вопросы. Более сложные, требующие анализа, размышления, активизации памяти, размещаются в середине беседы. Вопросы объединяются по тематическому и проблемному принципам. Переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, переключением внимания собеседника.

Достоинства диагностической беседы:

- в беседе могут быть выявлены особенности характера человека, мотивы его поведения, оценки им различных сторон жизни, основные факты биографии и отношение к ним.

- в беседе можно задавать косвенные вопросы. Именно с их помощью можно получить интересующую информацию.

Беседа также может быть свободной и стандартизированной. В свободной беседе вопросы могут заранее не планироваться, планируется только тема беседы, но при этом возникают как организационные сложности, так и сложности при обработке результатов. Беседа строится по типу диалога, протекает с опорой на интерес не только исследователя, но и исследуемого.

Для проведения стандартизированной беседы вопросы должны быть заранее сформулированы. Диалог ведется по предварительно составленному плану. Это дает возможность фиксировать (желательно после проведения беседы) и подсчитывать результат.

Для организации доверительного контакта во время беседы исследователю необходимо соблюдать следующие правила:

- общение начинать с тематики, приятной собеседнику;

- проявлять искренний интерес к беседе, к сведениям, которые дает собеседник;

- не проводить беседу на ходу, попутно, т.к. беседа должна быть не случайной, а планомерной;

- должно быть организовано место для беседы (отдельная комната, класс), так как в присутствии других людей трудно рассчитывать на искренность собеседника;

- следует избегать вопросов анкетного характера (адрес, место работы родителей и т.д.), так как беседа становится опросом, который может утомить, насторожить собеседника, особенно, если данные записываются;

- при необходимости уточнения ответа ни в коем случае не давать подсказку, даже кивком головы. Лучше спросить: «Как это понимать?», «Поясни свою мысль»;

- с точки зрения результативности, лучше задавать не один большой вопрос, а несколько небольших;

- не рекомендуется задавать вопросы, используя подростковый жаргон;

- не следует выстраивать беседу во времени более чем на 30-40 минут.

Следует помнить, что в беседе мы получаем в качестве результата не объективный факт, а мнение человека. При этом сам исследователь невольно может повлиять на мнение собеседника, высказывая одобрение или неодобрение его ответам.

Для объективности исследования, диагностическая беседа всегда дополняется другими методами (наблюдением, анкетированием).

Еще одним диагностическим методом является анкетирование - метод сбора статистического материала путем формализованного (облаченного в некую форму) опроса диагностируемых. Получение материала может касаться как испытуемого, так и третьего лица. Отличительной особенностью этого метода является то, что анкетный материал вскрывает (преимущественно) конечный результат, а не динамику процесса. Применение анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной и волевой сферы человека, так как словесные высказывания об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные переживания и волевые действия.

По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Каждый вопрос обязательно сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать словами «почему именно так?». Это позволяет при обработке сделать не только количественный, но и качественный анализ.

По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок и не навязывают вариант ответа - можно собрать более богатую по содержанию информацию); прямыми; косвенными.

Социальный педагог составляет анкету самостоятельно, четко представляя, что в конечном итоге он хочет узнать. В начале анкеты излагается тема и цель опроса. Цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы работал принцип добровольности, чтобы ученик или родитель посчитал необходимым и полезным для себя участие в анкетировании. Хорошо сформулированная цель поможет избежать лишних вопросов.

Первые вопросы анкеты должны быть простыми и нейтральными по смыслу. Их цель сформировать психологическую установку на сотрудничество, заинтересованность.

Основные вопросы по теме диагностики располагаются в середине анкеты. Они требуют от исследуемого искренности, а также анализа и размышления.

Постепенно трудность вопросов снижается. Последний вопрос должен выводить исследуемого из состояния напряжения и предполагать обратную связь.

Количество вопросов ограничивается временем их обработки - не более 15 минут.

Исследователь в письменной форме благодарит участников анкетирования: «Спасибо за ответы», «Администрация благодарит за участие» и др.

При составлении анкеты следует учитывать правила формулирования вопросов:

- если испытуемый мало знаком с предметом исследования, необходимо дать предисловие, пояснение, и только после этого предложить перечень вопросов;

- вопросы должны быть короткими, логически завершенными, без отступлений и пояснений;

- вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы можно было избежать стереотипных ответов;

- не следует включать слова, которые могут вызвать негативное отношение опрашиваемых;

- вопрос не должен иметь характера внушения.

Следует избегать малораспространенных иностранных слов, узкоспециальных терминов и слов с двойным значением. Если есть необходимость в перечислении вариантов ответа, то необходимо указывать все возможные варианты, или не указывать ни одного.

Анкету как письменный опросник рекомендуется использовать, начиная с подросткового возраста. При этом, подростков следует убедить, что информация, полученная в ходе письменного опроса не будет использована педагогом во вред учащимся. Личностная анкета помогает педагогу составить качественную характеристику на отдельного учащегося, узнать его мнение, отношение к предмету исследования. Анонимная анкета помогает обобщить количественные сведения о мнении коллектива, его приоритеты, доминирующие тенденции.

Следующим диагностическим методом по уровню сложности можно обозначить интервью. Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому. Интервью организуется и направляется таким образом, чтобы максимально приспособить вопросы к возможностям отвечающего.

Требования к организации интервью: проведение интервью в привычных для испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (дом, учеба); определение достаточного количества времени; уменьшение влияния третьих лиц; формулировка вопросов в разговорном стиле.

Существует несколько видов интервью: - свободное (определяется только тема; большая доля творчества; информация ценна и уникальна);

- фокусированное интервью (цель - сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации; участников заранее знакомят с предметом беседы; вопросы готовятся заранее и являются обязательными, хотя могут задаваться в свободном порядке);

- формализованное интервью (строго регламентировано инструкцией, вопросы детально разработаны);

- стандартизированное интервью (преобладают закрытые вопросы);

- интервью с открытыми вопросами (более затратная по времени форма).

Для проведения интервью разработаны рекомендации:

1. При проведении интервью важно создать атмосферу симпатии и взаимного доверия, оставаясь, все время абсолютно естественным, искренним, заинтересованным.

2. Интервьюер должен, по возможности, занимать нейтральную позицию.

3. Манера разговора также должна быть нейтральной, без лишних эмоций, оценок, морализирования.

4. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением к личности, даже если тем самым интервьюер лишается важной информации.

5. Если вопрос значим, а ответ на него не получен, можно задать его еще раз в иной формулировке.

Другие методы социально-педагогической диагностики. Параметрический метод - сопоставление двух ключевых параметров: состояние социальной единицы «на входе» и «на выходе». Разница между этими двумя параметрами представляет собой «социальный эффект» (реабилитационный, коррекционный и т.д.). Это результат, свидетельствующий об эффективности использования средств, методик, уровне квалификации персонала и т.д.

Социометрия - метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Методы тестирования также широко распространены в практике социальной педагогики. Их множество, они разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и коллективные, вербальные и невербальные, количественные и качественные, общие и специальные и т.п. Виды:

тест-опросник - (психологические качества испытуемого),

тест-задание - (степень развития у испытуемого изучаемого качества),

тест-проектирование.

Биографический метод - основан на изучении личности в контексте ее личной истории и перспектив развития. При использовании метода следует учитывать эффект дистанции и необходимость анализа получаемой от личности информации. Вариант - семейная биография.

Изучение школьной документации - анализ школьных характеристик, журналов, отчетов, аттестатов, автобиографий, рекомендаций, писем, сочинений, записок. Позволяет сократить время знакомства с личностью, группой, углубить и расширить представление об объекте.

Изучение продуктов труда - заключается в их психологическом анализе с целью получения дополнительной информации о качествах и проблемах личности, например аккуратности, ответственности, утомляемости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.88.17 (0.04 с.)