Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гигиена, как медицинская наука, профилактической направленности.Стр 1 из 39Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ №1 Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Эта цель достигается двумя методами: первый - лечение заболевания людей, второй - предупреждение болезней и преждевременного изнашивания организма, т.е. профилактика. Соответственно этому формировались два направления в медицине: лечебное и профилактическое. Родоначальницей лечебного направления является терапия, профилактического - гигиена. Слово "гигиена" происходит от имени древнегреческой богини здоровья Гигиеи - дочери бога врачевания Эскулапа. Гигиена - это наука о здоровье людей. Кроме термина "гигиена", означающего "в цветущем здоровье", существует термин "санитария" (происходящий от латинского слова Sanitas здоровье, которым обозначают практическую часть гигиены). В настоящее время как терапия, так и гигиена разделились на ряд лечебных (терапия) и профилактических (гигиена) научных дисциплин и областей практической деятельности, объединенных общей целью, но с различными методами ее достижения. В состав профилактического направления входят общая гигиена, социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, радиационная гигиена, военно-морская гигиена, гигиена физкультуры и спорта, санитарная токсикология, санитарная микробиология, паразитология и, наконец, весьма важная профилактическая дисциплина - эпидемиология инфекционных болезней. Таким образом, современная гигиена представляет собой целое направление в медицине. Она включает ряд профилактических научных дисциплин и областей практической деятельности врачей. Как и вся медицина, гигиена покоится на теоретическом фундаменте философии, точных (физика, химия, математика) и общебиологических (общая биология, нормальная и патологическая физиология) наук.
ГИГИЕНА, КАК МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА, ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. Гигиена как фундаментальная наука. Науки принято делить по отношению к практике на фундаментальные и прикладные. Слово "фундаментальный" от латинского Fundamentus - основа) имеет два значения: основной, главный и основательный, глубокий. Словарь Вебстера в качестве возможных значений этого слова приводит: "лежащая в основе чего-то теория или принцип" и "нечто основополагающее для НТП".
Касаясь фундаментальных наук, БСЭ определяет их задачи как познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. При этом подчеркивается, что эти законы исследуются в чистом виде, безотносительно к их возможному использованию. А непосредственной задачей прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения конкретных социально-практических проблем. Для таких наук критерием успеха служит мера удовлетворения социального заказа. Имея в виду сказанное, можно квалифицировать гигиеническую науку как равнозначную фундаментальную и прикладную, поскольку, признанная обосновывать здоровые условия жизни, труда и быта, она является научной основой для санитарной практики, а разрабатываемые ее научные рекомендации имеют непосредственное практическое внедрение.
Законы гигиены. Впервые фундаментальная профилактическая наука с многовековой историей, предметом изучения которой является система "Здоровый человек - окружающая среда", сформулировала свои законы. Итак, первый закон гигиены определяет, что нарушение здоровья людей, вызванное физическими, химическими, биологическими или социально-бытовыми факторами, может возникнуть только при наличии трех условий: источника вредности (опасности) среды, механизма его передачи и восприимчивости организма. Второй закон гигиены отражает негативное экологическое влияние на окружающую среду человеческой деятельности, что происходит независимо от его воли и сознания. Без учета соответствующих санитарно-гигиенических требований происходит прогрессивное загрязнение окружающей среды и биосферы в целом. Третий закон гигиены – закон отрицательного влияния на окружающую среду экстремальных природных явлений (вулканическая деятельность, геохимические аномалии, вспышки на Солнце, землетрясения, циклоническая и антициклоническая деятельность и т.д.). Четвертый закон гигиены устанавливает положительное влияние на окружающую среду человеческого общества. Его соблюдение при внедрении экологически чистых технологий способствует приумножению условий, которые улучшают качество жизни людей.
Пятый закон гигиены характеризует отрицательное воздействие загрязненной среды на здоровье человека. Действие этого закона находится в определенной зависимости от конкретного проявления требований второго и третьего законов. Так, в результате длительного загрязнения при неумелом землепользовании некоторых агроценозов в Гомельской области пестицидами и нитратами в сочетании с высоким радиоактивным фоном и содержанием полиметаллов в почвах региона создались условия для возникновения ксенобиотического синдрома среди беременных женщин и новорожденных, проявляющегося анемией, гипоксией, желтухой и микросимптомами поражения центральной нервной системы. Шестой закон гигиены – положительное влияние природной среды на здоровье человека, которое необходимо не ограничивать, а только усиливать (экологически чистая и доброкачественная пища, питьевая вода, атмосферный воздух, естественная инсоляция, УФ-излучение Солнца и т.д.). Таковы научные основы гигиены, ее 6 законов.
. Дифференциация гигиены как учебной дисциплины. Разделами гигиенической науки являются гигиена труда, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена, военная гигиена применительно к изучаемым объектам: промышленным предприятиям, населенным местам, детским и школьным учреждениям, объектам общественного питания и предприятиям пищевой промышленности, объектам военной техники. Врачи-гигиенисты ведут текущий и предупредительный санитарно-гигиенический контроль за состоянием окружающей среды, условиями жизни и труда населения. Практическое претворение в жизнь нормативов и рекомендаций, разработанных гигиенической наукой, осуществляется в виде санитарных мероприятий. Например, гигиенические нормативы микроклимата, ПДК пыли и токсических веществ в воздухе, герметизация оборудования, создания вентиляции в цехах, применения рабочими индивидуальных средств защиты и т.д. Гигиенические нормативы водопотребления и качества воды требуют проведения ряда санитарных мероприятий по выбору места забора воды из водоисточника, систем очистки и обеззараживания воды, разработки методов контроля за эффективностью обработки воды и др. За всеми этими мероприятиями ведется санитарный надзор.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Завершая вводную лекцию о месте и значении гигиены в системе медицинских наук, следует подчеркнуть, что гигиена - наука профилактическая. Именно в настоящее время мы находимся на том этапе развития медицинской науки, когда встает вопрос о пересмотре профилактического направления всего нашего здравоохранения и более глубокого его внедрения в медицинскую практику. Поэтому в наши дни с особой актуальностью воспринимаются слова А.И.Нестерова: "Медицина профилактическая - это медицина этиологическая, патогенетическая и социальная в одно и тоже время; - это медицина научного и активного многостороннего воздействия как на больного человека, так и на окружающую среду". Во всех цивилизованных странах профилактическое направление медицины является общепризнанным и наиболее эффективным. Попытки внедрить у нас в стране систему диспансеризации населения как метод профилактики заметного эффекта не дали. В числе причин неудачи, наряду с отсутствием структур и механизмов, позволяющих развивать профилактику, следует отметить незаинтересованность в проведении этой работы практических врачей, плохую подготовку студентов в медицинских институтах по этому разделу работы.
Главной задачей профилактики в нынешних условиях следует считать не выявление ранних признаков заболеваний, а улучшение состояния здоровья обследуемых и применение таких методов воздействия на человека, которые предотвращают возникновение и развитие заболеваний.
ЛЕКЦИЯ № 2 На первой лекции мы рассмотрели цель, предмет, объект изучения гигиены. Сегодня мы более подробно остановимся на методологических основах гигиены. Под методологией следует понимать совокупность приемов исследования, применяемых в гигиене, а под методом - путь исследований или способ изучения познания явлений. Методологическим базисом гигиены служат устоявшиеся позиции, характеризующие взаимоотношения организма человека и окружающей среды, что предполагает обнаружение причинно-следственных закономерностей взаимосвязи между средой и здоровьем человека.
ГРУППИРОВКА ФАКТОРОВ РИСКА Согласно международной формуле здоровья, основная часть факторов риска относится к условиям жизни, т.е. к социально-экономической сфере, определяющих образ жизни. К этой группе факторов риска следует отнести курение, несбалансированное питание, употребление алкоголя, гиподинамию, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семьи, одиночество, низкий уровень культуры, чрезмерно высокий уровень урбанизации. Как считают ученые, на долю этих факторов отводится 49-53% формирующих состояние здоровья. Еще на 18-20% здоровье зависит от наследственности, т.е. предрасположенности к наследственным болезням. На 18-20% - от окружающей среды: загрязненности воздуха, почвы, воды канцерогенами и другими полютантами, резкие смены атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения. И только на 8-10% здоровье зависит от здравоохранения, т.е. непосредственно от деятельности медицины.
К числу этой группы факторов риска следует отнести неэффективности профилактических мероприятий, низкое качество и несвоевременность медицинской помощи. Итак, здоровье населения зависит от комплекса различных по своему характеру, направленности и силе факторов. Его изучение осложняется тем, что эти факторы взаимодействуют друг с другом, меняются во времени, их влияние на уровни показателей здоровья далеко не одинаково в различных регионах республики. Связь факторов риска со здоровьем человека нами будут рассматриваться во всех разделах общей гигиены. Применительно к каждому разделу гигиены факторы могут быть общими (микробиологический в гигиене питания, водоснабжения и др.) или специфическими (радиационный фактор).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ До недавнего времени основной задачей гигиены являлось изучение факторов окружающей среды, влияющих на состояние здоровья населения с последующим устранением, либо уменьшением их негативного действия. В настоящее время перед профилактическим направлением медицины встала проблема оценки и прогнозирования состояния здоровья населения при воздействии факторов окружающей среды. Таким образом, возрастает значение исследования донозологического состояния здоровья практически здоровых людей в условиях их взаимодействия со средой обитания. Первостепенное значение приобретает не излечение болезни или улучшение плохого состояния здоровья, а сохранение и укрепление его. Методологической основой решения этой задачи является как вы убедились концепция факторов риска, на базе которой должна быть организована первичная профилактика. Действие ИИ на белки. До 20% поглощённой энергии будет локализоваться в белках. Под действием ИИ из молекулы белка выбивается электрон.Образуется дефектный участок, лишённый электрона - "дырка".Эта "дырка" мигрирует по полипептидной цепи за счёт переброски соседних электронов до тех пор, пока не достигнет участка с повышенными электрондонорными свойствами. В этом месте возникают свободные радикалы у пептидных группировок. Такие события происходят в результате прямого действия ИИ. При косвенном действии образование свободных радикалов происходит при взаимодействии с продуктами радиолиза воды. Образование свободных радикалов влечёт за собой изменения структуры белка: - разрыв водородных, пептидных, дисульфидных связей; - разрушение аминокислот в цепи; - образование сшивок и агрегатов; - нарушение вторичной и третичной структуры белка. Такие нарушения в структуре белка приводят к нарушению всех его функций (ферментативной, гормональной, сократительной и др.). Нарушение ферментативной функции - образование "бешеных ферментов". Действие ИИ на липиды Под влиянием облучения происходит образование свободных радикалов ненасыщенных жирных кислот, которые при взаимодействии с кислородом образуют перекисные радикалы, а они, в свою очередь, реагируют с нативными жирными кислотами. Это процесс перекисного окисления липидов. Т.к. липиды - основа биомембран, то это повлечёт за собой изменение их свойств.А поскольку клетка представляет собой систему взаимосвязанных мембран и многие процессы клеточного метаболизма проходят именно на мембранах, то в клетке нарушаются биохимические процессы.Выражено нарушение энергетического обмена, что связано с повреждением митохондрий.
Нарушение целости наружной мембраны клетки приводит к сдвигу ионного баланса клетки из-за выравнивания концентраций натрия и калия. Действие на углеводы Под действием ИИ происходит отрыв атома водорода от кольца, образуются свободные радикалы, а затем перекиси. Из продукта распада углеводов - глицеринового альдегида - синтезируется метилглиоксаль - вещество, ингибирующее синтез ДНК, белка, подавляющее деление клеток. Чувствительна к облучению гиалуроновая кислота, являющаяся составным элементом соединительной ткани.
ЛЕКЦИЯ №4 Рассматривая во вступительной лекции проблему определения гигиены, мы пришли к выводу, что гигиена является наукой о здоровье здорового человека, о способах его укрепления и приумножения. Такая дефиниция консолидируется с определением гигиены Мишеля Леви - "Гигиена есть клиника здорового человека". Отсюда можно сделать вывод, что способы и методические подходы к решению проблемы сохранения здоровья в клинике и в гигиене аналогичны. И там, и здесь врач должен провести исследования, обдумать и обсудить его результаты и сделать медицинское предписание. Как известно, этот процесс обозначается термином "диагностика". Таким образом, гигиеническая диагностика представляет собой систему мышления и действий, имеющих целью исследование состояния природной и социальной среды, здоровья человека и установление зависимостей между состоянием среды и здоровьем. Вот и начнем с изучения факторов природной среды. Тесно соприкасаясь с воздушной средой, организм человека подвергается воздействию и ее физических факторов. На него оказывают влияние солнечная радиация, температура, влажность и скорость движения воздуха, барометрическое давление, атмосферное электричество, акустическое состояние воздушной среды и др. Под физическим факторами обычно понимают свойства воздушной (рабочей для закрытых помещений) среды как физической системы, с ее состоянием и происходящими в ней процессами. Следовательно, важнейшей задачей гигиены является научное обоснование мероприятий по оптимизации воздушной среды в населенных местах и закрытых помещениях, а также предупреждение ее неблагоприятного воздействия.
Температура воздуха Температура воздуха является основным метеорологическим показателем, характеризующим тепловое состояние воздушной среды.[Температура воздуха выражается в градусах шкалы Цельсия (50 0С]. Температура воздуха зависит от степени нагрева солнечными лучами подстилающего слоя почвыили воды, которые передают тепло воздуху. Минимальная температура воздуха в течение суток отмечается перед восходом солнца, а максимальная - в 13-15 ч. Разность между наибольшей и наименьшей температурами воздуха за сутки называется суточной амплитудой. Этот показатель имеет также определенное гигиеническое значение при характеристике климатогеографических районов. Так, наибольшая суточная амплитуда температуры воздуха отмечается в глубине континентов (например, в пустыне - до 60 50 0С), наименьшая - по мере приближения к морям и океанам. Разность между температурами воздуха самого теплого и самого холодного месяцев года называется годовой амплитудой. Для человека, живущего в умеренных широтах, комфортной считается температура воздуха от 20 до 25 50 0С.
Влажность воздуха Источником образования водяных паров, определяющих влажность атмосферного воздуха, являются реки, озера, моря и океаны, а также почваи растительный покров. Различают влажность абсолютную (более точно - упругость водяных паров), максимальную и относительную. Упругость водяных паров в воздухе (е) - это содержание влаги, выраженное в единицах атмосферного давления (кПа, миллибары, мм рт. ст.), абсолютная влажность (а) - концентрация водяного пара в воздухе (г/м 53 0). Максимальная влажность (Е) - это упругость водяных паров в состоянии насыщения ими воздуха (кПа, мб, мм рт. ст. или г/м 53 0). Температура при которой водяные пары в воздухе достигают насыщения, т.е. влажность становится максимальной и начинает конденсироваться, называется точкой росы. Относительная влажность (r) представляет собой отношение фактической упругости водяных паров в воздухе (или абсолютной влажности) к максимально возможной влажности воздуха при данной температуре и выражается в процентах: r=e/E*100%
Дефицит насыщения воздуха влагой (d) - это разница между максимальной влажностью (Е) и фактической упругостью пара (е): d = Е - е Установлено, что при температурах 18-20 5О 0 С и скорости движения воздуха 0,1-0,3 м/с наиболее оптимальной для организма человека является относительная влажность в диапазоне от 40 до 60%. При высоких значениях температуры и относительной влажности затрудняется отдача тепла за счет испарения, при этом может наступить перегревание организма, сопровождающееся ухудшением самочувствия и снижением работоспособности. Сочетание высокой температуры воздуха и низкой относительной влажности вызывает сухость слизистых оболочек и появление микротрещин на кожных покровах. Сочетание низкой температуры и высокой влажности воздуха вызывает усиление теплоотдачи и тем самым способствует развитию переохлаждения организма. Следовательно, высокую влажность воздуха при высоких и низких температурах следует расценивать как неблагоприятных фактор окружающей среды, т.к. она способствует развитию как переохлаждения, так и перегревания.
Движение воздуха Атмосферный воздух находится в состоянии постоянного движения. Причина этого явления - разное давление воздуха в различных районах суши и моря, облусловленное, в свою очередь, различием теплового баланса в этих регионах. Движение воздуха характеризуется скоростью (м/с) и направлением ветра, определяемым по сторонам горизонта, откуда он дует: северный (норд), южный (зюйд), восточный (ост), западный (вест). Для любого географического района характерна определенная повторяемость ветров - роза ветров. Гигиеническое значение движения воздуха определяется прежде всего тем, что оно усиливает эффект теплоотдачи. При высоких температурах воздуха его движение увеличивает теплоотдачу с поверхности тела и предупреждает тем самым перегревание организма, при низких - способствует переохлаждению организма.
. Атмосферное давление Масса воздуха приводит давление на земную поверхность, равное на уровне моря при температуре 0 С 1,033 кг/см кв. Это давление соответствует давлению ртутного столба высотой 760 мм и называется нормальным. В настоящее время атмосферное давление принято измерять в гектопаскалях (гПа). Следует сказать, что 760 мм рт ст равно 1000 гПа (1 мм рт ст равен 1,33 гПа). Суточные колебания атмосферного давления обычно не превышает 5-8 гПа, сезонные - не более 40 гПа и не оказывает существенного влияния на организм человека здорового. Однако пожилые и больные люди, у которых снижены функциональные возможности организма, в особенности страдающие гипертонической болезнью, очень чувствительны к перепадам атмосферного давления, что связывается с соответствующими изменениями парциального давления кислорода. С подъемом на высоту атмосферное давление снижается в среднем на 110-120 гПа. При быстром подъеме на высоту более 2500 м возникают явления высотной, или горной болезни, связанные с резким понижением атмосферного давления. Для нее характерны слабость, сонливость, головокружение, одышка, цианоз слизистых оболочек. По мере увеличения времени пребывания на высоте и развития адаптации к пониженному парциальному давлению кислорода во вдыхаемом воздухе указанные симптомы постепенно проходят.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Воздушная среда играет исключительную роль в профилактике донозологических состояний и многих болезней человека. Врач должен знать, что на здоровье человека известное влияние оказывает микроклимат помещений, который характеризуется такими показателями, как температура воздуха жилой среды, горизонтальная и вертикальная градиенты температур, абсолютная и относительная влажность, температура внутренней поверхности ограждающих конструкций, радиационная температура. Названные параметры обеспечивают тепловое состояние организма человека, влияя на многие его физиологические системы. По этой причине на основе многочисленных исследований установлены оптимальные параметры микроклиматических условий, при соблюдении которых риск возникновения заболеваний, связанных с микроклиматом, сводиться к минимуму.
ЛЕКЦИЯ №5 МЕДИЦИНСКИЕ КРИТЕРИИ 1. Уровень биологического развития. 2. Состояние здоровья в момент осмотра. 3. Острая заболеваемость за предшествующий год. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ (ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ) 1. Результаты выполнения теста Керна-Ирасека. 2. Качество звукопроизношения. 3. Мотометрический тест.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Актуальность проблемы охраны здоровья детей и подростков возрастает с каждым годом, так как с 1986 г. в Беларуси наблюдается снижение рождаемости, а с 1989 г. - увеличение смертности населения, вследствие чего с 1993 происходит уменьшение численности населения.С 1992 г.отмечается увеличение детской смертность. Особенностью современной патологии детского возраста является учащение случаев перехода острых форм в рецидивирующие и хронические. Уже в дошкольном возрасте 15-20% детей имеют хронические заболевания, а более 50% дошкольников - те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Причины ухудшения состояния здоровья детей имеют многофакторный характер: нарушение режима дня и учебная нагрузка, недостаточная или избыточная двигательная активность, неадекватное питание и др. Поэтому знания принципов организации медицинского контроля за развитием ребенка, гигиенических основ режима дня и учебно-воспитательного процесса, физиолого-гигиенических аспектов оздоровления детей и подростков в условиях экологического неблагополучия необходимо вам в решении вопросов охраны здоровья в социальном отношении наиболее значимой, а в биологическом - наиболее ранимой части населения. ЛЕКЦИЯ №6 Больничная гигиена разрабатывает гигиенические нормы и требования к размещению, планировке и санитарно-техническому обеспечению лечебно-профилактических учреждений с целью создания оптимальных условий пребывания больных, эффективного проведения лечебного процесса и благоприяттных условий труда медицинского персонала. Известно, что успех стационарного лечения больных зависит от многих факторов. Рассмотрим роль гигиенической оптимизации больничной среды. 1. Оптимальные гигиенические условия прежде всего необходимы для самого лечебного процесса и скорейшего выздоровления больных. Больной, помещенный в стационар, кроме медицинской помощи, нуждается в заботливом и умелом уходе, светлой, теплой, достаточно просторной, хорошо инсолируемой и вентилируемой палате, удобной (иногда функциональной) постели; тихой, спокойной обстановке и т.д. Недаром видный терапевт В.А. Манасейн считал, что терапия - это прежде всего гигиена больного человека, что она бессильна, если не созданы необходимые для больного гигиенические условия. 2. Гигиенические условия являются важной предпосылкой предупреждения госпитальной (внутрибольничной) инфекции. Борьба с госпитальной инфекцией актуальна не только для инфекционных, детских, хирургических, родильных, но и всех других отделений. В последние годы в больницах отмечается рост госпитальных заболеваний, в особенности за счет стафилококковой инфекции, которую даже назвали "чумой 20-го века".Так в США госпитальной инфекцией болеет до 6,3% всех лечащихся в стационарах. В тоже время установлено, что основой предупреждения госпитальной инфекции является гигиенически рациональное устройство, оборудование и содержание больниц. 3. Гигиенические условия являются неотъемлемым элементом лечебно-охранительного режима, в основе которого лежат мероприятия, обеспечивающие больным полный соматический и психический комфорт. 4. Гигиена больниц должна обеспечить здоровые условия труда всего персонала. Медицинский персонал может подвергаться воздействию ряда профессиональных вредностей. К ним относятся нервно-психическое напряжение, напряжение скелетной мускулатуры, ночной труд, химические агенты и др. Учитывая возросшее значение гигиены больницы, в штаты стационаров ряда стран вводится новая должность - "госпитальный гигиенист". Основные задачи его деятельности: 1) улучшение гигиенических условий в больнице, 2) систематический контроль за санитарным состоянием стационара, 3) сведение до минимума риска госпитальной инфекции. Создание гигиенических условий зависит от системы больничного строительства, свойств земельного участка и места расположения больницы в населенном пункте, устройства и внутренней планировке больничных зданий, санитарно-технического благоустройства, оборудования и санитарного содержания.
Поликлиника Поликлиники следует размещать в отдельно стоящих зданиях, примыкающих к стационару в местах размещения общих для стационара и поликлиники лечебно-диагностических отделений. Около 40% всех помещений приходится на терапевтическое и 20% на хирургическое отделения поликлиники. Количество посещений поликлиники в наибольшую смену следует принимать равным 60% общего количества посещений поликлиники в день. Подход больных к корпусу должен быть самостоятельный, независимый от въезда к стационару. Основными помещениями поликлиники являются - врачебные, лечебно-диагностические кабинеты, ожидальни для больных, регистратура, вестибюль с гардеробной. Регистратура проектируется из расчета 8м на одного регистратора, обслуживающего 100 больных в наибольшую смену, но не менее 10м. Врачебные кабинеты следует ориентировать на север.Площадь ка- бинета терапевта, невропатолога, психиатра, подросткового врача составляет 12м. Площадь специализированных (помещений) кабинетов (хирурга, фтизиатра, дерматовенеролога, уролога, травматолога) должна иметь не менее 18м. Глазной кабинет должен иметь в длину не менее 5м для определения остроты зрения. Поликлиническое отделение для детей полностью изолируется от отделения для взрослых. Поступление детей осуществляется через фильтр, в котором мед. сестра расспрашивает родителей о состоянии ребенка, 2 ососматривает кожу и слизистые оболочки, измеряет температуру. Детей с повышенной температурой, с признаками острого заразного заболевания направляют из фильтра в бокс, который имеет отдельный выход на улицу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Лечебные учреждения нередко оказываются без должного внимания со стороны органов санитарного надзора, что отрицательно влияет на порядок и полноту проведения в них санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В ряде случаев ослабление санитарного надзора приводит к ухудшению показателей лечебного процесса, формированию благоприятных условий для развития госпитальной инфекции. В то же время, достижения современной науки и техники позволяют оптимизировать условия лечения больных и сократить сроки и улучшить показатели лечебной работы.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ. Стандартизация качества воды имеет большую историю. Критерии безопасности воды для здоровья менялись с расширением медицинских и биологических знаний. Соответственно менялись и гигиенические требования к воде. В истории гигиенического нормирования качества питьевой воды можно выделить четыре этапа. Первый этап нормирования качества воды относится к глубокой древности. По свидетельству Гиппократа (трактат "О воздухе, водах и местностях") для отличия чистой, т.е. "здоровой", воды от непригодной, "нездоровой", пользовались внешними признаками ее качества (мутность, цветность, запах, привкус), которые легко определять органами чувств. Органолептический способ оценки воды как единственно доступный в то время безраздельно господствовал в течение многих веков. Однако общее, только качественное, определение органолептических свойств воды не придавало ее оценке необходимую степень объективности и не могло охарактеризовать многих весьма важных признаков. Становление второго этапа связано с открытиями М. Ломоносова и Лавуазье в области химии, а именно с развитием количественного и качественного анализа. Результаты химических анализов, выраженные мерой и массой, привлекали своей конкретностью, т.к. могли быть использованы в качестве масштаба для сравнения воды разных источников. Большое внимание уделялось определению общей минерализации воды по плотному остатку, содержанию хлоридов и сульфатов, жесткости воды. Выбор методов определяется их доступностью. Со временем стали определять содержание в воде органических соединений и продуктов их разложений (аммиак, нитриты, нитраты). Третий этап охарактеризовался преимущественным изучением бактериального состава воды и переходом к гигиеническому нормированию качества питьевой воды. Особое значение имело открытие Робера Коха. Участвуя в 1891 году в ликвидации крупной эпидемии холеры в Гамбурге-Альтоне, Кох установил не только факт отсутствия заболеваний в Альтоне, но и связал его с очисткой речной воды на сапрофитную микрофлору показали, что вода альтонского водопровода содержала не более 100 сапрофитов в одном мл. А в воде гамбургского водопровода было гораздо больше микро- бов. На этом основании Кох сделал вывод, имевший характер количественной оценки, что вода, в которой находится не более 100 сапрофитов в 1мл, не содержит патогенных микробов (в данном случае холерных вибрионов). Это первый пример, когда гигиенический норматив был предложен в результате излучения степени влияния воды не организм. Вместе с тем появилось представление о качестве воды не только водоисточника, но и питьевой воды. В дальнейшем в практику оценки эффективности очистки был внедрен метод определения титра кишечной палочки. Кишечная палочка, являясь обязательным и постоянным обитателем кишечника человека, находится в тесной связи с группой патогенных микроорганизмов-возбудителей кишечных инфекций человека. По этой причине обнаружение ее в воде в большей мере свидетельствует о наличии степени эпидемической опасности. Не маловажно, что метод определения кишечной палочки в воде высоко надежен и доступен для лабораторий. В 1914 году в США был опубликован первый стандарт качества питьевой воды, которым нормировался только бактериальный состав - общий счет колоний и титр кишечной палочки. В первом стандарте оказался воплощенным новый принцип нормирования качества воды, исходивший из ее пригодности для питьевых целей, безопасности и безвредности для здоровья населения. Третий этап развития гигиенического нормирования можно назвать переломным. Начиная с этого времени проблема гигиены воды приобрела физиолого-гигиеническое направление. На четвертом этапе по мере накопления новых знаний, научных данных о влиянии на организм человека химических факторов внешней среды появилась необходимость пересмотра стандарта с целью его расширения. В последнем утвержденном ГОСТе 2874-82 "Вода питьевая". Гигиенические требования и контроль качества" на основании новых научных данных опыта эксплуатации водопроводов и контроля за их работой был уточнен ряд нормативов, подчеркнуто, что качество воды, соответствующее требованиям ГОСТа, должно обеспечиваться на протяжении всей водопроводной сети и не зависит от вида источника водоснабжения и системы обработки воды. Требования ГОСТа, обеспечивающие безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении, основываются на косвенных показателях - количестве сапрофитов в 1мл воды и индексе бактерий группы кишечной палочки. Требования ГОСТа к химическому составу воды включают 20 показателей для веществ, встречающихся в природных водах и добавляемых в нее при обработке на очистных сооружениях. При этом одна группа показателей призвана обеспечить безопасность воды в токсикологическом отношении, другая - не допускать нарушения органолептических свойств воды. ГОСТ регламентирует требования к качеству питьевой воды, подаваемой централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения из местных водоисточников (шахтные колодцы, каптажи родников и пр.) безопасность водопользования обеспечивается нормативами, в соответствии с которыми вода местных источников должна иметь прозрачность не менее 30 см по шрифту Снеллена, цветность не более 300, привкус и запах при 10 20 0С не более 2-3 баллов, содержание нитратов 45 мг/л, коли-индекс не более 10. Возможность некоторого смягчения требований к качеству воды местных источников водоснабжения обусловлена большей возможностью контроля за эпидемической обстановкой в зоне питания источника водоснабжения и ограниченностью контингента, пользующихся колодцем или каптажом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Врач общей практики должен помнить, что 80% от всех заболеваний в мире связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды. Основными профилактическими мероприятиями являются стандартизация качества питьевых вод, использование современных систем очистки воды и альтернативных хлорированию методов обеззараживания, применение в быту различных средств доочистки воды. В настоящее время в мировой и отечественной практике питьевого водоснабжения широко применяются бутилированная вода и бытовые фильтры для доочистки водопроводной воды, работа которых чаще всего основана на эффекте сорбции, что позволяет улучшить физические и органолептические свойства воды.
ЛЕКЦИЯ № 8 ВВЕДЕНИЕ В ГИГИЕНУ ПИТАНИЯ.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.95 (0.089 с.) |