Гигиена, как медицинская наука, профилактической направленности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиена, как медицинская наука, профилактической направленности.



ЛЕКЦИЯ №1

Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Эта цель достигается двумя методами: первый - лечение заболевания людей, второй - предупреждение болезней и преждевременного

изнашивания организма, т.е. профилактика. Соответственно этому форми­ровались два направления в медицине: лечебное и профилактическое.

Родоначальницей лечебного направления является терапия, профилактического - гигиена. Слово "гигиена" происходит от имени древнегречес­кой богини здоровья Гигиеи - дочери бога врачевания Эскулапа. Гигиена - это наука о здоровье людей.

Кроме термина "гигиена", означающего "в цветущем здоровье", су­ществует термин "санитария" (происходящий от латинского слова Sanitas здоровье, которым обозначают практическую часть гигиены). В настоящее время как терапия, так и гигиена разделились на ряд лечебных (терапия) и профилактических (гигиена) научных дисциплин и областей практической деятельности, объединенных общей целью, но с различными методами ее достижения.

В состав профилактического направления входят общая гигиена, со­циальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена пита­ния, радиационная гигиена, военно-морская гигиена, гигиена физкультуры и спорта, санитарная токсикология, санитарная микробиология, паразито­логия и, наконец, весьма важная профилактическая дисциплина - эпидеми­ология инфекционных болезней.

Таким образом, современная гигиена представляет собой целое нап­равление в медицине. Она включает ряд профилактических научных дисцип­лин и областей практической деятельности врачей. Как и вся медицина, гигиена покоится на теоретическом фундаменте философии, точных (физи­ка, химия, математика) и общебиологических (общая биология, нормальная и патологическая физиология) наук.

 

ГИГИЕНА, КАК МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА, ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

Гигиена как фундаментальная наука.

Науки принято делить по отношению к практике на фундаментальные и прикладные. Слово "фундаментальный" от латинского Fundamentus - осно­ва) имеет два значения: основной, главный и основательный, глубокий. Словарь Вебстера в качестве возможных значений этого слова приводит: "лежащая в основе чего-то теория или принцип" и "нечто основополагаю­щее для НТП".

Касаясь фундаментальных наук, БСЭ определяет их задачи как позна­ние законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных струк­тур природы, общества и мышления. При этом подчеркивается, что эти за­коны исследуются в чистом виде, безотносительно к их возможному ис­пользованию. А непосредственной задачей прикладных наук является при­менение результатов фундаментальных наук для решения конкретных соци­ально-практических проблем. Для таких наук критерием успеха служит ме­ра удовлетворения социального заказа.

Имея в виду сказанное, можно квалифицировать гигиеническую науку как равнозначную фундаментальную и прикладную, поскольку, признанная обосновывать здоровые условия жизни, труда и быта, она является научной основой для санитарной практики, а разрабатываемые ее научные ре­комендации имеют непосредственное практическое внедрение.

 

Законы гигиены.

Впервые фундаментальная профилактическая наука с многовековой ис­торией, предметом изучения которой является система "Здоровый человек - окружающая среда", сформулировала свои законы.

Итак, первый закон гигиены определяет, что нарушение здоровья лю­дей, вызванное физическими, химическими, биологическими или социаль­но-бытовыми факторами, может возникнуть только при наличии трех усло­вий: источника вредности (опасности) среды, механизма его передачи и восприимчивости организма.

Второй закон гигиены отражает негативное экологическое влияние на окружающую среду человеческой деятельности, что происходит независимо от его воли и сознания. Без учета соответствующих санитарно-гигиени­ческих требований происходит прогрессивное загрязнение окружающей сре­ды и биосферы в целом.

Третий закон гигиены – закон отрицательного влияния на окружающую среду экстремальных природных явлений (вулканическая деятельность, ге­охимические аномалии, вспышки на Солнце, землетрясения, циклоническая и антициклоническая деятельность и т.д.).

Четвертый закон гигиены устанавливает положительное влияние на окружающую среду человеческого общества. Его соблюдение при внедрении экологически чистых технологий способствует приумножению условий, ко­торые улучшают качество жизни людей.

Пятый закон гигиены характеризует отрицательное воздействие заг­рязненной среды на здоровье человека. Действие этого закона находится в определенной зависимости от конкретного проявления требований второ­го и третьего законов. Так, в результате длительного загрязнения при неумелом землепользовании некоторых агроценозов в Гомельской области пестицидами и нитратами в сочетании с высоким радиоактивным фоном и содержанием полиметаллов в почвах региона создались условия для воз­никновения ксенобиотического синдрома среди беременных женщин и ново­рожденных, проявляющегося анемией, гипоксией, желтухой и микросимптомами поражения центральной нервной системы.

Шестой закон гигиены – положительное влияние природной среды на здоровье человека, которое необходимо не ограничивать, а только усили­вать (экологически чистая и доброкачественная пища, питьевая вода, ат­мосферный воздух, естественная инсоляция, УФ-излучение Солнца и т.д.). Таковы научные основы гигиены, ее 6 законов.

 

. Дифференциация гигиены как учебной дисциплины.

Разделами гигиенической науки являются гигиена труда, коммуналь­ная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена, военная гигиена применительно к изучаемым объектам: промыш­ленным предприятиям, населенным местам, детским и школьным учреждени­ям, объектам общественного питания и предприятиям пищевой промышлен­ности, объектам военной техники.

Врачи-гигиенисты ведут текущий и предупредительный санитарно-ги­гиенический контроль за состоянием окружающей среды, условиями жизни и труда населения.

Практическое претворение в жизнь нормативов и рекомендаций, раз­работанных гигиенической наукой, осуществляется в виде санитарных ме­роприятий. Например, гигиенические нормативы микроклимата, ПДК пыли и токсических веществ в воздухе, герметизация оборудования, создания вентиляции в цехах, применения рабочими индивидуальных средств защиты и т.д. Гигиенические нормативы водопотребления и качества воды требуют проведения ряда санитарных мероприятий по выбору места забора воды из водоисточника, систем очистки и обеззараживания воды, разработки мето­дов контроля за эффективностью обработки воды и др. За всеми этими ме­роприятиями ведется санитарный надзор.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая вводную лекцию о месте и значении гигиены в системе ме­дицинских наук, следует подчеркнуть, что гигиена - наука профилакти­ческая. Именно в настоящее время мы находимся на том этапе развития медицинской науки, когда встает вопрос о пересмотре профилактического направления всего нашего здравоохранения и более глубокого его внедре­ния в медицинскую практику. Поэтому в наши дни с особой актуальностью воспринимаются слова А.И.Нестерова: "Медицина профилактическая - это медицина этиологическая, патогенетическая и социальная в одно и тоже время; - это медицина научного и активного многостороннего воздействия как на больного человека, так и на окружающую среду".

Во всех цивилизованных странах профилактическое направление меди­цины является общепризнанным и наиболее эффективным. Попытки внедрить у нас в стране систему диспансеризации населения как метод профилакти­ки заметного эффекта не дали. В числе причин неудачи, наряду с отсутс­твием структур и механизмов, позволяющих развивать профилактику, сле­дует отметить незаинтересованность в проведении этой работы практичес­ких врачей, плохую подготовку студентов в медицинских институтах по этому разделу работы.

Главной задачей профилактики в нынешних условиях следует считать не выявление ранних признаков заболеваний, а улучшение состояния здо­ровья обследуемых и применение таких методов воздействия на человека, которые предотвращают возникновение и развитие заболеваний.

 

ЛЕКЦИЯ № 2

На первой лекции мы рассмотрели цель, предмет, объект изучения гигиены. Сегодня мы более подробно остановимся на методологических ос­новах гигиены.

Под методологией следует понимать совокупность приемов иссле­дования, применяемых в гигиене, а под методом - путь исследований или способ изучения познания явлений.

Методологическим базисом гигиены служат устоявшиеся позиции, ха­рактеризующие взаимоотношения организма человека и окружающей среды, что предполагает обнаружение причинно-следственных закономерностей взаимосвязи между средой и здоровьем человека.

 

ГРУППИРОВКА ФАКТОРОВ РИСКА

Согласно международной формуле здоровья, основная часть факторов риска относится к условиям жизни, т.е. к социально-экономической сфе­ре, определяющих образ жизни. К этой группе факторов риска следует от­нести курение, несбалансированное питание, употребление алкоголя, ги­подинамию, плохие материально-бытовые условия, употребление наркоти­ков, злоупотребление лекарствами, непрочность семьи, одиночество, низ­кий уровень культуры, чрезмерно высокий уровень урбанизации. Как счи­тают ученые, на долю этих факторов отводится 49-53% формирующих состоя­ние здоровья. Еще на 18-20% здоровье зависит от наследственности, т.е. предрасположенности к наследственным болезням. На 18-20% - от окружаю­щей среды: загрязненности воздуха, почвы, воды канцерогенами и другими полютантами, резкие смены атмосферных явлений, повышенные гелиокосми­ческие, магнитные и другие излучения. И только на 8-10% здоровье зави­сит от здравоохранения, т.е. непосредственно от деятельности медицины.

К числу этой группы факторов риска следует отнести неэффективнос­ти профилактических мероприятий, низкое качество и несвоевременность медицинской помощи.

Итак, здоровье населения зависит от комплекса различных по своему характеру, направленности и силе факторов. Его изучение осложняется тем, что эти факторы взаимодействуют друг с другом, меняются во време­ни, их влияние на уровни показателей здоровья далеко не одинаково в различных регионах республики.

Связь факторов риска со здоровьем человека нами будут рассматри­ваться во всех разделах общей гигиены. Применительно к каждому разделу гигиены факторы могут быть общими (микробиологический в гигиене пита­ния, водоснабжения и др.) или специфическими (радиационный фактор).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

До недавнего времени основной задачей гигиены являлось изучение факторов окружающей среды, влияющих на состояние здоровья населения с последующим устранением, либо уменьшением их негативного действия. В настоящее время перед профилактическим направлением медицины встала проблема оценки и прогнозирования состояния здоровья населения при воздействии факторов окружающей среды. Таким образом, возрастает зна­чение исследования донозологического состояния здоровья практически здоровых людей в условиях их взаимодействия со средой обитания. Пер­востепенное значение приобретает не излечение болезни или улучшение плохого состояния здоровья, а сохранение и укрепление его. Методологи­ческой основой решения этой задачи является как вы убедились концепция факторов риска, на базе которой должна быть организована первичная профилактика.

Действие ИИ на белки.

До 20% поглощённой энергии будет локализоваться в белках.

Под действием ИИ из молекулы белка выбивается электрон.Образуется дефектный участок, лишённый электрона - "дырка".Эта "дырка" мигрирует по полипептидной цепи за счёт переброски соседних электронов до тех пор, пока не достигнет участка с повышенными электрондонорными свойствами. В этом месте возникают свободные радикалы у пептидных группировок. Такие события происходят в результате прямого действия ИИ. При косвенном действии образование свободных радикалов происходит при взаимодействии с продуктами радиолиза воды. Образование свободных радикалов влечёт за собой изменения структуры белка:

- разрыв водородных, пептидных, дисульфидных связей;

- разрушение аминокислот в цепи;

- образование сшивок и агрегатов;

- нарушение вторичной и третичной структуры белка.

Такие нарушения в структуре белка приводят к нарушению всех его функций (ферментативной, гормональной, сократительной и др.). На­рушение ферментативной функции - образование "бешеных ферментов".

Действие ИИ на липиды

Под влиянием облучения происходит образование свободных радикалов ненасыщенных жирных кислот, которые при взаимодействии с кислородом образуют перекисные радикалы, а они, в свою очередь, реагируют с на­тивными жирными кислотами. Это процесс перекисного окисления липидов. Т.к. липиды - основа биомембран, то это повлечёт за собой изменение их свойств.А поскольку клетка представляет собой систему взаи­мосвязанных мембран и многие процессы клеточного метаболизма проходят именно на мембранах, то в клетке нарушаются биохимические процессы.Вы­ражено нарушение энергетического обмена, что связано с повреждением митохондрий.

Нарушение целости наружной мембраны клетки приводит к сдвигу ион­ного баланса клетки из-за выравнивания концентраций натрия и калия.

Действие на углеводы

Под действием ИИ происходит отрыв атома водорода от кольца, обра­зуются свободные радикалы, а затем перекиси.

Из продукта распада углеводов - глицеринового альдегида - синте­зируется метилглиоксаль - вещество, ингибирующее синтез ДНК, белка, подавляющее деление клеток.

Чувствительна к облучению гиалуроновая кислота, являющаяся составным элементом соединительной ткани.

 

ЛЕКЦИЯ №4

Рассматривая во вступительной лекции проблему определения гигие­ны, мы пришли к выводу, что гигиена является наукой о здоровье здоро­вого человека, о способах его укрепления и приумножения.

Такая дефиниция консолидируется с определением гигиены Мишеля Ле­ви - "Гигиена есть клиника здорового человека". Отсюда можно сделать вывод, что способы и методические подходы к решению проблемы сохране­ния здоровья в клинике и в гигиене аналогичны. И там, и здесь врач должен провести исследования, обдумать и обсудить его результаты и сделать медицинское предписание. Как известно, этот процесс обознача­ется термином "диагностика". Таким образом, гигиеническая диагностика представляет собой систему мышления и действий, имеющих целью исследо­вание состояния природной и социальной среды, здоровья человека и ус­тановление зависимостей между состоянием среды и здоровьем. Вот и нач­нем с изучения факторов природной среды.

Тесно соприкасаясь с воздушной средой, организм человека подвер­гается воздействию и ее физических факторов. На него оказывают влияние солнечная радиация, температура, влажность и скорость движения возду­ха, барометрическое давление, атмосферное электричество, акустическое состояние воздушной среды и др.

Под физическим факторами обычно понимают свойства воздушной (ра­бочей для закрытых помещений) среды как физической системы, с ее сос­тоянием и происходящими в ней процессами.

Следовательно, важнейшей задачей гигиены является научное обосно­вание мероприятий по оптимизации воздушной среды в населенных местах и закрытых помещениях, а также предупреждение ее неблагоприятного воз­действия.

 

Температура воздуха

Температура воздуха является основным метеорологическим показате­лем, характеризующим тепловое состояние воздушной среды.[Температура воздуха выражается в градусах шкалы Цельсия (50 0С]. Температура воздуха зависит от степени нагрева солнечными лучами подстилающего слоя почвыили воды, которые передают тепло воздуху.

Минимальная температура воздуха в течение суток отмечается перед восходом солнца, а максимальная - в 13-15 ч.

Разность между наибольшей и наименьшей температурами воздуха за сутки называется суточной амплитудой. Этот показатель имеет также оп­ределенное гигиеническое значение при характеристике климатогеографических районов. Так, наибольшая суточная амплитуда температуры воздуха отмечается в глубине континентов (например, в пустыне - до 60 50 0С), наи­меньшая - по мере приближения к морям и океанам. Разность между температурами воздуха самого теплого и самого холодного месяцев года называется годовой амплитудой. Для человека, живущего в умеренных широтах, комфортной считается температура воздуха от 20 до 25 50 0С.

 

Влажность воздуха

Источником образования водяных паров, определяющих влажность ат­мосферного воздуха, являются реки, озера, моря и океаны, а также почваи растительный покров.

Различают влажность абсолютную (более точно - упругость водяных паров), максимальную и относительную.

Упругость водяных паров в воздухе (е) - это содержание влаги, вы­раженное в единицах атмосферного давления (кПа, миллибары, мм рт. ст.), абсолютная влажность (а) - концентрация водяного пара в воздухе (г/м 53 0).

Максимальная влажность (Е) - это упругость водяных паров в состо­янии насыщения ими воздуха (кПа, мб, мм рт. ст. или г/м 53 0). Температура при которой водяные пары в воздухе достигают насыщения, т.е. влажность становится максимальной и начинает конденсировать­ся, называется точкой росы.

Относительная влажность (r) представляет собой отношение факти­ческой упругости водяных паров в воздухе (или абсолютной влажности) к максимально возможной влажности воздуха при данной температуре и выра­жается в процентах:

r=e/E*100%

 

Дефицит насыщения воздуха влагой (d) - это разница между макси­мальной влажностью (Е) и фактической упругостью пара (е):

d = Е - е

Установлено, что при температурах 18-20 5О 0 С и скорости движения воздуха 0,1-0,3 м/с наиболее оптимальной для организма человека явля­ется относительная влажность в диапазоне от 40 до 60%. При высоких значениях температуры и относительной влажности затрудняется отдача тепла за счет испарения, при этом может наступить перегревание орга­низма, сопровождающееся ухудшением самочувствия и снижением работоспо­собности. Сочетание высокой температуры воздуха и низкой относительной влажности вызывает сухость слизистых оболочек и появление микротрещин на кожных покровах. Сочетание низкой температуры и высокой влажности воздуха вызывает усиление теплоотдачи и тем самым способствует разви­тию переохлаждения организма. Следовательно, высокую влажность воздуха при высоких и низких температурах следует расценивать как неблагопри­ятных фактор окружающей среды, т.к. она способствует развитию как пе­реохлаждения, так и перегревания.

 

Движение воздуха

Атмосферный воздух находится в состоянии постоянного движения. Причина этого явления - разное давление воздуха в различных районах суши и моря, облусловленное, в свою очередь, различием теплового ба­ланса в этих регионах. Движение воздуха характеризуется скоростью (м/с) и направлением ветра, определяемым по сторонам горизонта, откуда он дует: северный (норд), южный (зюйд), восточный (ост), западный (вест). Для любого географического района характерна определенная пов­торяемость ветров - роза ветров.

Гигиеническое значение движения воздуха определяется прежде всего тем, что оно усиливает эффект теплоотдачи. При высоких температурах воздуха его движение увеличивает теплоотдачу с поверхности тела и пре­дупреждает тем самым перегревание организма, при низких - способствует переохлаждению организма.

 

. Атмосферное давление

Масса воздуха приводит давление на земную поверхность, равное на уровне моря при температуре 0 С 1,033 кг/см кв. Это давление соответс­твует давлению ртутного столба высотой 760 мм и называется нормальным. В настоящее время атмосферное давление принято измерять в гектопаска­лях (гПа). Следует сказать, что 760 мм рт ст равно 1000 гПа (1 мм рт ст равен 1,33 гПа). Суточные колебания атмосферного давления обычно не превышает 5-8 гПа, сезонные - не более 40 гПа и не оказывает существенного влияния на организм человека здорового. Однако пожилые и больные люди, у кото­рых снижены функциональные возможности организма, в особенности стра­дающие гипертонической болезнью, очень чувствительны к перепадам ат­мосферного давления, что связывается с соответствующими изменениями парциального давления кислорода.

С подъемом на высоту атмосферное давление снижается в среднем на 110-120 гПа. При быстром подъеме на высоту более 2500 м возникают яв­ления высотной, или горной болезни, связанные с резким понижением ат­мосферного давления. Для нее характерны слабость, сонливость, головок­ружение, одышка, цианоз слизистых оболочек. По мере увеличения времени пребывания на высоте и развития адаптации к пониженному парциальному давлению кислорода во вдыхаемом воздухе указанные симптомы постепенно проходят.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воздушная среда играет исключительную роль в профилактике донозо­логических состояний и многих болезней человека.

Врач должен знать, что на здоровье человека известное влияние оказывает микроклимат помещений, который характеризуется такими пока­зателями, как температура воздуха жилой среды, горизонтальная и верти­кальная градиенты температур, абсолютная и относительная влажность, температура внутренней поверхности ограждающих конструкций, радиацион­ная температура. Названные параметры обеспечивают тепловое состояние организма человека, влияя на многие его физиологические системы. По этой причине на основе многочисленных исследований установлены опти­мальные параметры микроклиматических условий, при соблюдении которых риск возникновения заболеваний, связанных с микроклиматом, сводиться к минимуму.

 

 

ЛЕКЦИЯ №5

МЕДИЦИНСКИЕ КРИТЕРИИ

1. Уровень биологического развития.

2. Состояние здоровья в момент осмотра.

3. Острая заболеваемость за предшествующий год.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ (ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ)

1. Результаты выполнения теста Керна-Ирасека.

2. Качество звукопроизношения.

3. Мотометрический тест.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность проблемы охраны здоровья детей и подростков возрас­тает с каждым годом, так как с 1986 г. в Беларуси наблюдается снижение рождаемости, а с 1989 г. - увеличение смертности населения, вследствие чего с 1993 происходит уменьшение численности населения.С 1992 г.отме­чается увеличение детской смертность. Особенностью современной патоло­гии детского возраста является учащение случаев перехода острых форм в рецидивирующие и хронические.

Уже в дошкольном возрасте 15-20% детей имеют хронические заболе­вания, а более 50% дошкольников - те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Причины ухудшения состояния здоровья детей имеют многофакторный характер: нарушение режима дня и учебная нагрузка, не­достаточная или избыточная двигательная активность, неадекватное пита­ние и др. Поэтому знания принципов организации медицинского контроля за развитием ребенка, гигиенических основ режима дня и учебно-воспита­тельного процесса, физиолого-гигиенических аспектов оздоровления детей и подростков в условиях экологического неблагополучия необходимо вам в решении вопросов охраны здоровья в социальном отношении наиболее зна­чимой, а в биологическом - наиболее ранимой части населения.

ЛЕКЦИЯ №6

Больничная гигиена разрабатывает гигиенические нормы и требования к размещению, планировке и санитарно-техническому обеспечению лечеб­но-профилактических учреждений с целью создания оптимальных условий пребывания больных, эффективного проведения лечебного процесса и бла­гоприяттных условий труда медицинского персонала.

Известно, что успех стационарного лечения больных зависит от мно­гих факторов. Рассмотрим роль гигиенической оптимизации больничной среды.

1. Оптимальные гигиенические условия прежде всего необходимы для самого лечебного процесса и скорейшего выздоровления больных. Больной, помещенный в стационар, кроме медицинской помощи, нуждается в заботли­вом и умелом уходе, светлой, теплой, достаточно просторной, хорошо ин­солируемой и вентилируемой палате, удобной (иногда функциональной) постели; тихой, спокойной обстановке и т.д. Недаром видный терапевт В.А. Манасейн считал, что терапия - это прежде всего гигиена больного человека, что она бессильна, если не созданы необходимые для больного гигиенические условия.

2. Гигиенические условия являются важной предпосылкой предупреж­дения госпитальной (внутрибольничной) инфекции. Борьба с госпитальной инфекцией актуальна не только для инфекционных, детских, хирургичес­ких, родильных, но и всех других отделений. В последние годы в больни­цах отмечается рост госпитальных заболеваний, в особенности за счет стафилококковой инфекции, которую даже назвали "чумой 20-го века".Так в США госпитальной инфекцией болеет до 6,3% всех лечащихся в стациона­рах. В тоже время установлено, что основой предупреждения госпитальной инфекции является гигиенически рациональное устройство, оборудование и содержание больниц.

3. Гигиенические условия являются неотъемлемым элементом лечеб­но-охранительного режима, в основе которого лежат мероприятия, обеспе­чивающие больным полный соматический и психический комфорт.

4. Гигиена больниц должна обеспечить здоровые условия труда всего персонала. Медицинский персонал может подвергаться воздействию ряда профессиональных вредностей. К ним относятся нервно-психическое напря­жение, напряжение скелетной мускулатуры, ночной труд, химические аген­ты и др.

Учитывая возросшее значение гигиены больницы, в штаты стационаров ряда стран вводится новая должность - "госпитальный гигиенист". Основ­ные задачи его деятельности: 1) улучшение гигиенических условий в больнице, 2) систематический контроль за санитарным состоянием стацио­нара, 3) сведение до минимума риска госпитальной инфекции.

Создание гигиенических условий зависит от системы больничного строительства, свойств земельного участка и места расположения больни­цы в населенном пункте, устройства и внутренней планировке больничных зданий, санитарно-технического благоустройства, оборудования и сани­тарного содержания.

 

Поликлиника

Поликлиники следует размещать в отдельно стоящих зданиях, примы­кающих к стационару в местах размещения общих для стационара и полик­линики лечебно-диагностических отделений.

Около 40% всех помещений приходится на терапевтическое и 20% ­на хирургическое отделения поликлиники. Количество посещений поликли­ники в наибольшую смену следует принимать равным 60% общего количества посещений поликлиники в день.

Подход больных к корпусу должен быть самостоятельный, незави­симый от въезда к стационару.

Основными помещениями поликлиники являются - врачебные, лечеб­но-диагностические кабинеты, ожидальни для больных, регистратура, вес­тибюль с гардеробной.

Регистратура проектируется из расчета 8м на одного регистра­тора, обслуживающего 100 больных в наибольшую смену, но не менее 10м.

Врачебные кабинеты следует ориентировать на север.Площадь ка-

бинета терапевта, невропатолога, психиатра, подросткового врача сос­тавляет 12м. Площадь специализированных (помещений) кабинетов (хирур­га, фтизиатра, дерматовенеролога, уролога, травматолога) должна иметь не менее 18м. Глазной кабинет должен иметь в длину не менее 5м для определения остроты зрения.

Поликлиническое отделение для детей полностью изолируется от отделения для взрослых. Поступление детей осуществляется через фильтр,

в котором мед. сестра расспрашивает родителей о состоянии ребенка, 2 ос­осматривает кожу и слизистые оболочки, измеряет температуру. Детей с повышенной температурой, с признаками острого заразного заболевания направляют из фильтра в бокс, который имеет отдельный выход на улицу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лечебные учреждения нередко оказываются без должного внимания со стороны органов санитарного надзора, что отрицательно влияет на порядок и полноту проведения в них санитарно- гигиенических и противоэпи­демических мероприятий. В ряде случаев ослабление санитарного надзора приводит к ухудшению показателей лечебного процесса, формированию бла­гоприятных условий для развития госпитальной инфекции. В то же время, достижения современной науки и техники позволяют оптимизировать усло­вия лечения больных и сократить сроки и улучшить показатели лечебной работы.

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ.

Стандартизация качества воды имеет большую историю. Критерии бе­зопасности воды для здоровья менялись с расширением медицинских и био­логических знаний. Соответственно менялись и гигиенические требования к воде. В истории гигиенического нормирования качества питьевой воды можно выделить четыре этапа.

Первый этап нормирования качества воды относится к глубокой древ­ности. По свидетельству Гиппократа (трактат "О воздухе, водах и мест­ностях") для отличия чистой, т.е. "здоровой", воды от непригодной, "нездоровой", пользовались внешними признаками ее качества (мутность, цветность, запах, привкус), которые легко определять органами чувств. Органолептический способ оценки воды как единственно доступный в то время безраздельно господствовал в течение многих веков. Однако общее, только качественное, определение органолептических свойств воды не придавало ее оценке необходимую степень объективности и не могло оха­рактеризовать многих весьма важных признаков.

Становление второго этапа связано с открытиями М. Ломоносова и Лавуазье в области химии, а именно с развитием количественного и ка­чественного анализа. Результаты химических анализов, выраженные мерой и массой, привлекали своей конкретностью, т.к. могли быть использованы в качестве масштаба для сравнения воды разных источников. Большое вни­мание уделялось определению общей минерализации воды по плотному ос­татку, содержанию хлоридов и сульфатов, жесткости воды. Выбор методов определяется их доступностью. Со временем стали определять содержание в воде органических соединений и продуктов их разложений (аммиак, нит­риты, нитраты).

Третий этап охарактеризовался преимущественным изучением бактери­ального состава воды и переходом к гигиеническому нормированию качест­ва питьевой воды. Особое значение имело открытие Робера Коха. Участвуя в 1891 году в ликвидации крупной эпидемии холеры в Гамбурге-Альтоне, Кох установил не только факт отсутствия заболеваний в Альтоне, но и связал его с очисткой речной воды на сапрофитную микрофлору показали, что вода альтонского водопровода содержала не более 100 сапрофитов в одном мл. А в воде гамбургского водопровода было гораздо больше микро-

бов. На этом основании Кох сделал вывод, имевший характер количествен­ной оценки, что вода, в которой находится не более 100 сапрофитов в 1мл, не содержит патогенных микробов (в данном случае холерных вибрио­нов). Это первый пример, когда гигиенический норматив был предложен в результате излучения степени влияния воды не организм. Вместе с тем появилось представление о качестве воды не только водоисточника, но и питьевой воды. В дальнейшем в практику оценки эффективности очистки был внедрен метод определения титра кишечной палочки.

Кишечная палочка, являясь обязательным и постоянным обитателем кишечника человека, находится в тесной связи с группой патогенных мик­роорганизмов-возбудителей кишечных инфекций человека. По этой причине обнаружение ее в воде в большей мере свидетельствует о наличии степени эпидемической опасности. Не маловажно, что метод определения кишечной палочки в воде высоко надежен и доступен для лабораторий. В 1914 году в США был опубликован первый стандарт качества питьевой воды, которым нормировался только бактериальный состав - общий счет колоний и титр кишечной палочки.

В первом стандарте оказался воплощенным новый принцип нормирова­ния качества воды, исходивший из ее пригодности для питьевых целей, безопасности и безвредности для здоровья населения. Третий этап разви­тия гигиенического нормирования можно назвать переломным. Начиная с этого времени проблема гигиены воды приобрела физиолого-гигиеническое направление.

На четвертом этапе по мере накопления новых знаний, научных дан­ных о влиянии на организм человека химических факторов внешней среды появилась необходимость пересмотра стандарта с целью его расширения.

В последнем утвержденном ГОСТе 2874-82 "Вода питьевая". Гигиени­ческие требования и контроль качества" на основании новых научных дан­ных опыта эксплуатации водопроводов и контроля за их работой был уточ­нен ряд нормативов, подчеркнуто, что качество воды, соответствующее требованиям ГОСТа, должно обеспечиваться на протяжении всей водопро­водной сети и не зависит от вида источника водоснабжения и системы об­работки воды.

Требования ГОСТа, обеспечивающие безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении, основываются на косвенных показателях - коли­честве сапрофитов в 1мл воды и индексе бактерий группы кишечной палоч­ки.

Требования ГОСТа к химическому составу воды включают 20 показате­лей для веществ, встречающихся в природных водах и добавляемых в нее при обработке на очистных сооружениях. При этом одна группа показате­лей призвана обеспечить безопасность воды в токсикологическом отноше­нии, другая - не допускать нарушения органолептических свойств воды.

ГОСТ регламентирует требования к качеству питьевой воды, подавае­мой централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения из местных водоисточников (шахтные колодцы, каптажи родников и пр.) безопасность водопользования обеспечивается нормативами, в соответс­твии с которыми вода местных источников должна иметь прозрачность не менее 30 см по шрифту Снеллена, цветность не более 300, привкус и за­пах при 10 20 0С не более 2-3 баллов, содержание нитратов 45 мг/л, ко­ли-индекс не более 10. Возможность некоторого смягчения требований к качеству воды местных источников водоснабжения обусловлена большей возможностью контроля за эпидемической обстановкой в зоне питания ис­точника водоснабжения и ограниченностью контингента, пользующихся ко­лодцем или каптажом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Врач общей практики должен помнить, что 80% от всех заболеваний в мире связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды. Основными профилактическими мероприятиями являются стандартизация качества пить­евых вод, использование современных систем очистки воды и альтернатив­ных хлорированию методов обеззараживания, применение в быту различных средств доочистки воды. В настоящее время в мировой и отечественной практике питьевого водоснабжения широко применяются бутилированная во­да и бытовые фильтры для доочистки водопроводной воды, работа которых чаще всего основана на эффекте сорбции, что позволяет улучшить физи­ческие и органолептические свойства воды.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 8

ВВЕДЕНИЕ В ГИГИЕНУ ПИТАНИЯ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.95 (0.089 с.)