Эффект мультипликатора. Мультипликатор инвестиций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффект мультипликатора. Мультипликатор инвестиций



Увеличение чистых инвестиций генерирует мультипликативный рост ВВП, иначе, инвестируемые деньги – это деньги «повышенной мощности». К аналогичному эффекту приводит также изменение государственных расходов.

Усиленное влияние инвестиций и госрасходов на рост ВВП называется мультипликатор автономных расходов.

Независимо от источника расходов (будь то частные инвестиции I или госрасходы G), чем выше у экономических агентов склонность потреблять, тем выше отмеченный мультипликативный эффект.

В общем виде модель мультипликатора может быть записана как

,

где – изменение ВВП, индуцированный увеличением расходов на величину ,

– числовой коэффициент, называемый мультипликатором.

Любой дополнительный расход , поступающий в экономическую систему, одновременно означает доход экономических агентов в виде оплаты за товары и услуги. Проходя многие цепочки трансформаций, этот доход каждый раз уменьшается на сберегаемую каждым агентом часть. В свою очередь, потребляемая часть передается в оплату другому агенту и т.д.

Мультипликатор инвестиций – это отношение изменений валового внутреннего продукта, вызванных изменением инвестиционных расходов, к величине изменений этих инвестиционных расходов. Он может быть представлен следующей формулой:

Правило мультипликатора инвестиций ввел Дж. Кейнс.

 


Тема 5. Теневая экономика

Становление предпринимательства в постсоветский период сопровождалось бурным развитием теневой экономики.

Теневая экономика – это неконтролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, то есть, скрываемые от органов государственного управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах.

На практике деятельность большинства хозяйствующих субъектов осуществляется как в рамках легального, так и полулегального, а порой и чисто криминального оборотов. Работа в русле легального оборота дает возможность организации формировать благоприятный имидж на рынке, иметь кредитную историю, аппелировать к судебной или исполнительной власти, а также избегать дополнительных рисков в случае проверки налоговыми или иными контролирующими органами. В то же время необходимость «ухода» от чрезмерных налогов, а часто и просто задачи максимизации прибыли обуславливают «перевод» части бизнеса на «серые» схемы.

В структуру теневой экономики входят разные виды деятельности. В зависимости от этого выделяют три сектора теневой экономики: скрытая (или серая), неформальная (или неофициальная) и нелегальная экономика (чёрный рынок).

Первая из названых – серая экономика – характеризует разрешенную законом деятельность, которая официально не представлена или преуменьшена ее субъектами с целью уклонения от уплаты налогов, выполнения определенных административных обязанностей или внесения социальных взносов. Подобная деятельность возможна практически во всех отраслях экономики. Сюда относятся: обеспечение утечки капиталов за рубеж; не полная инкассация выручки; челночный бизнес с неучтенными операциями; городские вещевые рынки без инкассации выручки, вымогательство местными органами власти у предпринимателей денег на местные нужды – на проведение праздников, во внебюджетные фонды.

Неформальная экономика включает «левые» репетиторство, услуги врачей, спортивных тренеров. К ним примыкают мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых до 60 % составляют взятки.

Черный рынок (криминальная зона) –включает сделки и операции в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство «левых» неучтенных товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес.

Теневая экономика не является феноменом исключительно рыночной экономики с её либеральными правилами экономического поведения. В условиях жесткой командно-распределительной системы хозяйствования при социализме, с его ограничениями экономических свобод, существовал теневой сектор экономики. В советское время теневая экономика охватывала такие виды хозяйственной деятельности, которые осуществлялись вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органов управления партийных комитетов разного уровня, включая ЦК КПСС и его исполнительные органы; администрации предприятий; советов разного ранга и их исполнительных комитетов; министерств и ведомств; правительств страны и союзных республик. К числу распространенных теневых видов деятельности относились: бартерные обмены; несанкционированное совместительство (дополнительная занятость); поставки продукции «неприкрепленным» потребителям; неплановое строительство; выпуск неучтенной продукции помимо плановых заданий; запуск в коммерческий оборот материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов; деятельность «фарцовщиков»; оказание за плату или «по блату» услуг, которые должны были оказываться бесплатно; взятки при поступлении в вуз и за принятие любых других решений; валютные операции и т.п.

Теневая экономика включала в себя три части. Во-первых – «легкую», то есть хозяйственную деятельность, не контролировавшуюся властями, прямо не связанную с нарушением законов, но балансирующую на его грани, или же активность в сферах, которые закон не регламентировал вообще. Во-вторых – «среднюю», представлявшую собой нарушение советских законов, но легитимную в странах с рыночной экономикой. В-третьих – «тяжелую», связанную с прямым нарушением законов как советских, так и принятых в странах с рыночной экономикой. К «легкой» теневой экономике относились, например, широко распространенная несанкционированная дополнительная занятость или деятельность «толкачей» – работников, выбивающих для своего предприятия дефицитные ресурсы; к «средней» – частное предпринимательство, валютные операции, бартерные сделки, оказание услуг за плату в частном порядке; к «тяжелой» – торговля наркотиками, воровство, коррупция, мошенничество, рэкет. В 70-е – начале 80-х годов теневая деятельность СССР стала элементом социально-экономической системы, превратилась в экономический институт советского общества.

В советской хозяйственной системе теневая экономика выполняла важные функции. Главными из них было две.

Первая функция – экономическая, состоявшая в компенсации недостатков работы официальной советской экономики. Очевидно, что спланировать сверху всю экономическую деятельность нельзя. И чем более сложной и развитой становилась хозяйственная деятельность, чем сильнее была потребность в технологическом обновлении, тем сложнее было осуществлять директивное управление сверху.

Вторая функция – социальная. Она заключалась в обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах, не создававших в рамках общественной собственности ни мотивации, ни условий для работы многих людей в СССР, стремившихся самореализоваться, владеть собственностью и получать адекватное вознаграждение за свой труд.

С нарастанием кризисных явлений в командно-административной экономике росли и масштабы теневого сектора. Более того, под конец они стали увеличиваться стремительно. Вызвано это было, во-первых, нарастанием дефицитности экономики. Во-вторых, с конца 80-х годов государство не самым рациональным образом стало вводить экономические регуляторы (налоги, кредиты, цены и др.), что способствовало развитию теневой экономики.

Теневая экономика в условиях административной экономики являлась необходимым компенсатором. Однако факт быстрого развития этого сектора свидетельствует о нарастании ситуации разрегулированности экономики в целом.

С переходом от командной рыночной системе произошёл рост теневой экономики. Главной причиной роста теневой экономики в России, по мнению многих исследователей, была «незавершенная либерализация». Иначе говоря, из всего набора «экономических свобод» (свобода конкуренции, свобода ценообразования и др.) одни были введены, другие – нет, одно делать было можно, а другое – нельзя. Добавим и еще одну причину. В тех сферах, где свободу формально разрешили, отсутствовали её гарантии, защита со стороны государства. Наоборот, преобразования были проведены так, что сформировали у населения и деловых людей России «комплекс гиперприватности» – боязнь привлечь к себе, своей деятельности и своей организации внимание государства и должностных лиц даже тогда, когда никаких нарушений правил и законов не было. Эта атмосфера, в свою очередь, благоприятствовала развитию теневой экономики и явилась следствием определенных особенностей реализованной в России реформы. Выделим из них шесть важнейших.

Первая особенность – возникновение делового тандема чиновника и предпринимателя. Преобразования были проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников. Произошла приватизация функций государства отдельными группами чиновников. Рыночные реформы предполагали резкое повышение частной хозяйственной активности людей и соответственно сокращение властных полномочий государства в экономике. В то же время эти преобразования способствовали значительному усилению неопределенности функций, прав, возможностей и ответственности государственных чиновников разного ранга. Они же, как люди, обладавшие самыми значительными по сравнению с другими социальными группами деловым опытом и инициативность, сумели с наибольшей выгодой для себя воспользоваться открывшейся экономической свободой.

Вторая особенность – чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних экономических и правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая часть военно-промышленного комплекса). Де-факто осталась государственной существенная часть энергетики, топливно-энергетического комплекса. Естественно, госсектору требуются прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор теневой экономики, когда высокооплачиваемые чиновники через систему «дружественных» им фирм разворовывают или «прокручивают» государственные деньги. Далее эти деньги «отмываются», вкладываются в экономику или переводятся за рубеж и т. д.

Во-вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательстве государства в экономическую деятельность. Например, лицензирование разных видов хозяйственной деятельности. Оно ставит частные фирмы в зависимость от органов власти и отдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечения теневых доходов. Достаточно распространенная практика – выдача лицензий на какую-нибудь деятельность частным фирмам так, что получившие их становятся монополистами. Ясно, что для «обхода» этого положения конкуренты вынуждены платить.

Третья особенность – сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль над работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающих теневую активность. Например, сохранение государственного контроля над золотодобычей (как и над добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.

Еще один источник монополизма – деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и т. п. – негосударственные структуры, они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Однако сейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных ведомств. Это – «квазичастные» фирмы, представляющие собой гибрид частной компании и государственного ведомства. Такие компании регулируют целые секторы современной экономики России. Особенно много их в самых прибыльных сферах – в добыче и продаже топливно-энергетических ресурсов. Они почти автономны и включают набор организаций, позволяющих им реализовывать все функции, которые традиционно выполняют государство и общество – от газет и телекомпаний до частных армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они практически закрыты от общественного и государственного контроля, что дает широкие возможности для развития теневой деятельности. К числу самых распространенных её видов относятся уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми такими компаниями.

Четвертая особенность – чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку их исчисления. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается 60-86% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией,- одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить «командные высоты» в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в «тень».

Пятая особенность – асоциальный характер рыночных преобразований в России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений.

Шестая особенность – внеправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы, прежде всего, правящие группировки.

Итак, разрастание теневого сектора в России обусловлено, прежде всего, ломкой старой системы госконтроля, неразвитостью новой рыночной инфраструктуры и культуры поведения, низким уровнем управления, нестабильность политической и экономической ситуации в стране. Должно пройти еще немало времени, чтобы сгладились те экономические деформации, которые произошли при переходе от командно-административной системы к рыночной.

 


Тема 6. Деньги

1. Сущность и функции денег.

2. Денежная система: содержание и назначение.

3.Эволюция денежного обращения.

 

Сущность и функции денег

 

Существует 2 подхода в определении происхождения денег – субъективный и объективный

 

Субъективный подход: деньги возникли в результате соглашения об этом между людьми

Объективный подход: деньги – результат развития товарно-денежных отношений, в процессе которых из массы товаров выделился один, за которым закрепилась роль всеобщего эквивалента.

 

Т.о., деньги – это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

 

На разных этапах развития различных государств роль всеобщего эквивалента играли разные предметы. Но постепенно эта роль закрепилась за золотом.

 

Свойства золота:

  • Качественная однородность
  • Количественная (произвольная) делимость
  • Портативность (в небольшом количестве золота воплощается большое количество труда)
  • Сохраняемость

 

 

Современные концепции денег

Металлическая теория денег.

Появилась в эпоху первоначального накопления капитала. Её представители: меркантилисты Стаффорд У., Т. Мен, Д. Норс. Функция денег как сокровища и как мировых денег абсолютизируется – отождествление денег с благородными металлами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.03 с.)