Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг.

Поиск

Центральное место в финансовой системе занимает го­сударственный бюджет — самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финанси­рования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью оказывает воз­действие на экономические процессы.

 

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвя­занных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов;

расходная часть — на какие цели направляются аккумулированные государством средст­ва.

 

Источниками доходной части государственного (цен­трального) бюджета являются:

• прямые и косвенные налоги. В развитых странах са­мые крупные из них — подоходный налог, налог на при­быль корпораций и налог на добавленную стоимость. В нашей стране основной источник образования доходов государственного бюджета — поступления от предприя­тий (более 70 %). Поступления от населения составляют примерно 8 %. В США значительная часть доходов феде рального бюджета формируют налоги с населения. Толь­ко личный подоходный налог составляет 46 %;

• государственные займы. Это форма финансовых от­ношений государства с физическими лицами, где госу­дарство выступает заемщиком. Государство выпускает специальные ценные бумаги — облигации, которые сво­бодно продаются и покупаются банками (если другое не предусмотрено специальным решением);

• эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. Она производится, когда располагаемыми доходами не­льзя обеспечить финансирование производимых расхо­дов, т.е. в условиях превышения расходов над доходами;

• поступления внебюджетных средств или целевых фондов. Создание такого рода фондов обусловлено необ­ходимостью мобилизации крупных финансовых ресур­сов для конкретных целей, прежде всего социально-эко­номического характера (социальное страхование, строи­тельство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и переподготовка рабочей силы и т.д.) Число их постоянно растет. В рамках федерального бюджета США насчиты­вается свыше 800 подобных фондов.

 

По своей структуре расходная часть государственного бюджета подразделяется: на расходы по государственно­му управлению; на военные расходы; расходы на социа­льно-экономические цели; расходы на хозяйственную деятельность государства; расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности. Важное место в бюджетных расходах стран с развитой рыночной эконо­микой занимают социальные статьи: социальные посо­бия, образование, здравоохранение и др. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, присущую рыночному хозяйству. В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют также со­циальную, политическую и хозяйственную направлен­ность. Что касается расходов на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также админи­стративно-управленческих расходов, они воздействуют на спрос на потребительские товары и услуги. Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кре­дитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюд­жета, стимулируют экспорт и открывают для экономики страны новые зарубежные рынки.

 

Раскроем содержание таких понятий, как бюджет­ный дефицит и государственный долг. Каждое правите­льство в своей деятельности стремится к тому, чтобы до­ходная часть равнялась расходной. Соответствие их на­зывается балансом дохода.

Стремясь сбалансировать бюджет, правительство дол­жно либо увеличить ставки налога, либо сократить госу­дарственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Проблема заключается в том, что эти меры яв­ляются сдерживающими по своему характеру; каждая из них еще больше сокращает, а вовсе не стимулирует со­вокупный спрос. Ежегодно балансируемый бюджет будет вызывать ускорение инфляции. Как только в процессе инфляции повышаются денежные доходы, автоматиче­ски возрастают налоговые поступления. Для того чтобы ликвидировать грядущие бюджетные излишки, правите­льство в этой ситуации должно либо снизить ставки на­лога, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание обоих подходов. Ясно, что испо­льзование любого из этих трех подходов усилит инфля­ционное давление в экономике.

Учитывая указанные отрицательные результаты, одни экономисты предлагают стремиться к балансу бюд­жета в течение всего цикла деловой активности, другие призывают к сбалансированию экономики в целом, а не только финансов

 

На практике расходная часть бюджета, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета, когда расходы правительства превышают его доходы, называет­ся бюджетным дефицитом. В настоящее время почти во всех странах имеет место значительное по своим масшта­бам превышение государственных расходов над доходами. Бюджетный дефицит присущ и развитым, и развиваю­щимся странам.

 

Различают два вида дефицита бюджета:

1. Дефицит бюджета является циклическим, если он вызван изменениями в промышлен­ном цикле,

2. структурным, если причиной его образова­ния выступает фискальная политика государства. Дина­мика бюджетных дефицитов отчетливо проявляется как в абсолютных размерах, так и в отношении к валовому на­циональному продукту практически всех государств. При этом возрастание бюджетных дефицитов приобрело хро­нический характер и огромные масштабы.

 

Причины дефицита государственного бюджета:

1) спад общественного производства;

2) завышенные расходы на реализацию принятых со­циальных программ;

3) возросшие затраты на оборону;

4) рост теневого сектора экономики.

 

Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и по­вышения жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30 %). Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов го­сударственных денежных средств.

 

Дефицит бюджета является главной причиной образо­вания государственного долга. Государственный долг это общая сумма задолженности государства по непога­шенным займам, обязательствам, кредитам и невыплачен­ным по ним процентам. Государственные облигации и кредиты — это долговые обязательства государства. По долгам надо обязательно рассчитываться. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать пол­ностью проценты и в срок погашать долги. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к все но­вым займам и кредитам; покрывая старые долги, они де­лают новые. Государственный долг растет в разных стра­нах разными темпами. Подсчитано, что превышение госу­дарственного долга над валовым внутренним продуктом более чем в 2,5 раза опасно для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.

 

Бюджетный дефицит и государственный долг можно устранить путем финансового оздоровления экономики. Это предполагает осуществление следующих направле­ний: преобразование отношений собственности, переход к многообразию ее форм; устранение монополизма в произ­водстве и управлении; достижение сбалансированности между платежеспособным спросом и его покрытием това­рами и услугами, соответствия между оборотом денег и то­варов; ликвидация убыточности и дотаций, рост рентабе­льности; уменьшение численности аппарата управления; прекращение выдачи необеспеченных кредитов и более жесткая кредитная политика в целом; сокращение расхо­дов на оборону; торможение, а затем и прекращение инф­ляции; повышение эффективности внешнеэкономической деятельности; продажа населению государственных цен­ных бумаг, земли и объектов недвижимости; эффективная борьба с хищениями, коррупцией, взяточничеством и бес­хозяйственностью в стране.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.31.76 (0.008 с.)